Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_stranitsy_istorii.docx | 306.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса разработана на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;
- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- учебника - История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева. – М.: Просвещение, 2017г.
- учебника - Всеобщая история, История Средних веков.6 класс Учеб. для общеобразоват. организаций/ Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе. М.: Просвещение, 2017г.
- -на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2016.
Цели курса
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;
- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
- знакомство с элементами научного исторического исследования.
Основные задачи курса
Познавательный аспект:
- познакомить детей с культурой стран Европы, России в период средневековья через активную деятельность;
- способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития средневековых обществ;
- познакомить с менталитетом человека средневековья в сравнении с современной культурой;
- формировать универсальные исторические понятия;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект:
- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- развивать творческие способности. Их умения работать с красками, бумагой, картоном, пластилином.
Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории
2. Общая характеристика курса
Основные содержательные линии курса. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Данный курс состоит из тематических блоков:
«Становление средневековой Европы», «Восточные славяне», «Русь в IХ-первой половине XII в», «Русь во второй половине XII—XIII в», «Образование централизованного государства», «Московское государство XVI в.». Это позволяет интегрировать знания, полученные в процессе изучения истории, с воспитанием личности среднего школьника и развитием его творческого потенциала.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем и использование приемов.
Особенности возрастной группы детей 12-13 лет.
Шестиклассники (дети 12-13 лет) характеризуются высоким уровнем познавательной активности и любознательности. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением истории края, семьи и организационных форм занятий.
Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).
Особенность набора детей - свободная.
Режим занятий: количество часов, выделенных на изучение курса, - 35 часоыв в год, количество часов и занятий в неделю - 1, один раз в неделю. Продолжительность занятий 40 мин.
3. Место курса в плане внеурочной деятельности
Курс предназначен для обучающихся 6 классов. Срок реализации 1 год (1 час в неделю), всего 34 часа.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные:
формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;
осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
толерантное отношение к истории других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
творчество.
Метапредметные :
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать смысл адаптированного текста;
уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;
участвовать в диалоге;
инсценировать исторические сюжеты;
передавать историческую информацию в виде художественных образов;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности.
Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий (конкурсы, викторины, составление Кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
презентаций творческих работ.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественнопедагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.
5. Содержание курса
|
|
|
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Восточные славяне | 2 |
3 | Русь в IХ-первой половине XII в | 5 |
4 | Русь во второй половине XII—XIII в | 6 |
5 | Образование централизованного государства | 5 |
6 | Московское государство XVI в. | 3 |
7 | Становление средневековой Европы. | 10 |
8 | Итоговые и обобщающие уроки | 2 |
Итого | 34 |
Вводный урок 1 ч
Тема 1. Восточные славяне (2 ч)
Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.
Тема 2. Русь в IХ-первой половине XII в. (5 ч)
Формирование Древнерусского государства.. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья.. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси.
Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.
Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Тема 3. Русь во второй половине XII—XIII в. (6 ч)
Раздробление Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Владимиро-Суздалъское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана.. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска..
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь.. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Культура русских земель.. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Тема 4. Образование централизованного государства (5 ч)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством.
Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в
Конец ордынского владычества. Иван III.. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне. Ереси.
Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. «Задонщина.
Тема 5. Московское государство XVI в. (3 ч)
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в.. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV.. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Опричнина.
Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
Тема 7. Средневековая Европа 10 ч.
Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Хлодвиг.
Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий..
Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.
Англия в раннее средневековье.
Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.
В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.
Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи. Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.
Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.
6.Тематическое планирование
№ урока | Содержание | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Примечание |
1 | Вводный урок | 1 | |||
2 | Восточные славяне. Происхождение восточных славян | 1 | |||
3 | Восточные славяне: строй занятия, соседи | 1 | |||
4 | Русь в IХ-первой половине XII в Формирование древнерусского государства | 1 | |||
5 | Первые киевские князья | 1 | |||
6 | Князь Владимир Святославович Принятие христианства | 1 | |||
7 | Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 1 | |||
8 | Культура Древней Руси IX – XII вв. | 1 | |||
9 | Русь во второй половине XII—XIII в Начало раздробления Древнерусского государства | 1 | |||
10 | Главные политические центры: Новгородская земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества | 1 | |||
11 | Нашествие с Востока | 1 | |||
12 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | |||
13 | Русь и Золотая Орда | 1 | |||
14 | Культура русских земель в XII - XIII вв. | 1 | |||
15 | Образование централизованного государства. Роль Московского княжества в объединении русских земель | 1 | |||
16 | Куликовская битва. | 1 | |||
17 | Московское княжество и Литва | 1 | |||
18 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | 1 | |||
19 | Московское государство в конце XV- начале XVIвв | 1 | |||
20 | Московское государство XVI в Реформы Избранной рады. | 1 | |||
21 | Опричнина | 1 | |||
22 | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | |||
23 | Средневековая Европа. Образование варварских королевств | 1 | |||
24 | Средневековая Европа. Христианская церковь в раннее средневековье. | 1 | |||
25 | Средневековая Европа. Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 | |||
26 | Средневековая Европа. Англия в раннее Средневековье | 1 | |||
27 | Средневековая Европа. В рыцарском замке | 1 | |||
28 | Средневековая Европа. Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | |||
29 | Средневековая Европа. Формирование средневековых городов | 1 | |||
30 | Средневековая Европа. Горожане и их образ жизни | 1 | |||
31 | Средневековая Европа. Крестовые походы Католическая церковь и еретики | 1 | |||
32 | Средневековая Европа. Культура Западной Европы | 1 | |||
33 | Викторина «Путешествие в средневековье» | 1 | |||
34 | Викторина «Путешествие в средневековье» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вопросы истории»
Современный этап развития современного общества предъявляет особые требования к подготовке молодого поколения, формированию достойного гражданина демократического государства. Познанная и правильно по...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории «Вспомогательные Исторические Дисциплины»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории "Вспомогательные исторические дисциплины" рассчитана учащихся 8, 9 класса. Курс ВИД включает программу ознакомления обучающихся по ...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Страницы истории"
Программа «Страницы истории» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 7 класса ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страницы истории школы»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страницы истории школы» для 5 классов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 9 класс
laquo;Подготовка к ГИА (история)» на уровень основного общего образования 9 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 10 класс
laquo;История за рамками учебника» 10 класс, рассчитана на 2 часав неделю ( 68 часов) «История Новейшего времени. Россия в XХ-XXI веках. Подготовка к ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 10-11 класс
Рабочая программа учебного предмета «Подготовка к ГИА (история)» на уровень среднего общего образования 10 – 11 классы на 68 часов....