Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)
«История за рамками учебника» 10 класс, рассчитана на 2 часав неделю ( 68 часов) «История Новейшего времени. Россия в XХ-XXI веках. Подготовка к ЕГЭ» . Можно истользовать программу для 11 класса ( на 2 часа в неделю-итого 68 часов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_10_klass_istoriya_za_ramkami_uchebnika.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Вешняковская школа»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«История за рамками учебника.
Подготовка к ЕГЭ»
для 10 класса
Автор: Казакова Евгения Николаевна
МОСКВА
2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«История за рамками учебника» 10 класс
«История Новейшего времени. Россия в XХ-XXI веках.
Подготовка к ЕГЭ»
Пояснительная записка.
Актуальность программы: Программа курса предназначена для учащихся 10 класса, углубленно изучающих историю как экзаменационный предмет по выбору. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Направленность программы:
Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Курс рассчитан на 68 часов.
Цели и задачи программы:
Цель курса– расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Задачи курса:
1) способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;
2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;
3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;
4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;
5) формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.
Результаты программы:
Личностные результаты:
В процессе изучения курса происходит формирование умений:
– анализ и сопоставление фактов;
– работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;
– анализ документов;
Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки:
– определять достоверность исторических фактов;
– устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;
– сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия;
– высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении курса следующие формы и приемы:
– лекции с последующим опросом;
– лекции с обсуждением документов;
– беседы;
– семинары;
– практические работы;
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:
– умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
– умение выдвинуть гипотезу;
– умение делать обобщения;
– умение систематизировать материал;
– умение написать сочинение по теме (на основе различных источников);
– умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
– умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);
– умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний – тесты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.
По окончании изучения курса
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новейшего времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время; использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новейшее время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.; анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новейшее время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новейшее время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм». «диктатура», «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Новейшего времени; объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Новейшего времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); сопоставлять развитие России и других стран в Новейшее время, сравнивать исторические ситуации и события; давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Новейшего времени. | устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения. давать сопоставительную характеристику политического устройства государства сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде письменного текста используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новейшее время; использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); сравнивать развитие России и других стран в Новейшее время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; применять знания по истории России и своего края в Новейшее время при составлении описаний исторических и культурных памятников. |
Календарно-тематическое планирование курса
на 68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол –во часов |
Мир накануне и в годы Первой мировой войны (1 ч.) | ||
1 | Мир накануне и в годы Первой мировой войны | 1 |
Межвоенный период (1918–1939 гг.) (9 ч.) | ||
2 | Революционная волна после Первой мировой войны. | 1 |
3 | Версальско-вашингтонская система | 1 |
4 | Индустриальное общество в начале 20 в. | 1 |
5 | Страны Европы и США в 20-е годы | 1 |
6 | Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии | 1 |
7 | Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США | 1 |
8 | Нарастание агрессии. Германский нацизм | 1 |
9 | Политика «умиротворения» агрессора | 1 |
10 | «Народный фронт» и Гражданская война в Испании | 1 |
Вторая мировая война (1ч.) | ||
11 | Вторая мировая война 1939-1945гг. | 1 |
Соревнование социальных систем (11ч.) | ||
12 | Послевоенное мирное урегулирование | 1 |
13 | «Холодная война» Военно-политические блоки | 1 |
14 | Завершение эпохи индустриального общества1945-1970 г.г. | 1 |
15 | Кризисы 70-80-хг.г. Становление информационного общества | 1 |
16 | Политическое развитие стран Запада во второй половине ХХ в. | 1 |
17 | Гражданское общество. Социальные движения | 1 |
18 | Соединенные Штаты Америки Великобритания, Франция, Италия, Германия во второй половине ХХ в. | 1 |
19 | Преобразование и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999 гг. | 1 |
20 | Международные отношения 60-90-е годы. | 1 |
21 | Работа с картами, документами по периоду. | 1 |
22 | Работа с картами, документами по периоду. | 1 |
Современный мир (2 ч.) | ||
23 | Культура второй половины 20 века | 1 |
24 | Глобализация в конце 20 века | 1 |
Россия в годы великих потрясений (7 часов) | ||
25 | Россия и мир накануне Первой Мировой войны | 1 |
26 | Российская империя в Первой Мировой войне | 1 |
27 | Великая Российская революция. Февраль 1917 г. | 1 |
28 | Великая Российская революция. Октябрь 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков | 1 |
29 | Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм | 1 |
30 | Гражданская война. Идеология и культура периода Гражданской войны | 1 |
31 | Работа с картами, документами по периоду. | 1 |
Советский Союз в 1920-1930-х годах (9 часов) | ||
32 | Экономический и политический кризис начала 1920-х годов. Переход к НЭПу. Экономика НЭПа | 1 |
33 | Образование СССР. Национальная политика в 1920-х годах | 1 |
34 | Политическое развитие в 1920-е годы. | 1 |
35 | Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е годы | 1 |
36 | Культурное пространство советского общества в 1920-е годы | 1 |
37 | «Великий перелом». Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства | 1 |
38 | Политическая система СССР в 1930-е годы | 1 |
39 | Культурное пространство советского общества в 1930-е годы | 1 |
40 | Работа с картами, документами по периоду. | 1 |
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов) | ||
41 | СССР накануне Великой Отечественной войны | 1 |
42 | Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.) | 1 |
43 | Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома | 1 |
44 | Человек и война: единство фронта и тыла | 1 |
45 | Второй период Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 – 1943 г.) | 1 |
46 | Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны | 1 |
47 | Работа с картами, документами по периоду. | 1 |
Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 гг. (14 часов) | ||
48 | Место и роль СССР в послевоенном мире | 1 |
49 | Восстановление и развитие экономики. Изменение в политической системе в послевоенные годы. | 1 |
50 | Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Смена политического курса. | 1 |
51 | Экономическое и социальное развитие в период 1950-х – середине 1960-х гг. | 1 |
52 | Политика мирного сосуществования в 1950-х – середине 1960-х гг. | 1 |
53 | Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. | 1 |
54 | Социально-экономическое развитие. Национальная политика и национальные движения в 1960-х – середине 1980-х гг. | 1 |
55 | Культурное пространство и повседневная жизнь в 1950-х – середине 1980-х гг. | 1 |
56 | Политика разрядки международной напряженности. | 1 |
57 | СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. | 1 |
58 | Реформы политической системы. Новое политическое мышление. | 1 |
59 | Перемены в духовной сфере в годы перестройки | 1 |
60 | Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР | 1 |
61 | Работа с картами, документами по периоду. | 1 |
Российская Федерация (7 часов) | ||
62 | Политическое развитие Российской Федерации в 1990-х гг. Российская экономика на пути к рынку | 1 |
63 | Духовная жизнь страны в 1990-е годы | 1 |
64 | Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е годы | 1 |
65 | Политическая жизнь России в начале XXI века | 1 |
66 | Экономика России в начале XXI века | 1 |
67 | Внешняя политика России в начале XXI века. Россия в 2008-2014 гг. | 1 |
68 | Работа с картами, документами по периоду. | 1 |
Итого часов: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Здоровячок".
Данная программа разработана на основе программы "Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки" под редакцией Г.А.Халемского, 2001 год....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»
Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вопросы истории»
Современный этап развития современного общества предъявляет особые требования к подготовке молодого поколения, формированию достойного гражданина демократического государства. Познанная и правильно по...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории «Вспомогательные Исторические Дисциплины»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории "Вспомогательные исторические дисциплины" рассчитана учащихся 8, 9 класса. Курс ВИД включает программу ознакомления обучающихся по ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 9 класс
laquo;Подготовка к ГИА (история)» на уровень основного общего образования 9 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 10-11 класс
Рабочая программа учебного предмета «Подготовка к ГИА (история)» на уровень среднего общего образования 10 – 11 классы на 68 часов....