Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)

Казакова Евгения Николаевна

«История за рамками учебника» 10 класс, рассчитана на 2 часав неделю ( 68 часов)   «История Новейшего времени. Россия в XХ-XXI веках.   Подготовка к  ЕГЭ» . Можно истользовать программу для 11 класса ( на 2 часа в неделю-итого 68 часов).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Вешняковская школа»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«История за рамками учебника.

 Подготовка к  ЕГЭ»

для 10 класса

Автор: Казакова Евгения Николаевна                                                                                                                                                                              

        

МОСКВА 

2021

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

«История за рамками учебника» 10 класс        

«История Новейшего времени. Россия в XХ-XXI веках. 

                                               Подготовка к  ЕГЭ»  

Пояснительная записка.

Актуальность программы: Программа курса  предназначена для учащихся  10 класса, углубленно изучающих историю как экзаменационный предмет по выбору. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Направленность программы:

Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. 

Курс рассчитан на 68 часов.

Цели и задачи программы:

Цель курса– расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.

Задачи курса:

1) способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;

2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;

3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;

4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;

5) формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.

Результаты программы: 

Личностные результаты:

В процессе изучения курса происходит формирование умений:

– анализ и сопоставление фактов;

– работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;

– анализ документов;

Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования  умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки:

– определять достоверность исторических фактов;

– устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;

– сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия;

– высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.

Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении курса следующие формы и приемы:

– лекции с последующим опросом;

– лекции с обсуждением документов;

– беседы;

– семинары;

– практические работы;

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:

– умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;

– умение выдвинуть гипотезу;

– умение делать обобщения;

– умение систематизировать материал;

– умение написать сочинение по теме (на основе различных источников);

– умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);

– умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);

– умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.

Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний – тесты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.

По окончании изучения курса

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новейшего времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;

использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новейшее время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.;

анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;

составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новейшее время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;

систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;

раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новейшее время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм». «диктатура», «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Новейшего времени;

объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Новейшего времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

сопоставлять развитие России и других стран в Новейшее время, сравнивать исторические ситуации и события;

давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Новейшего времени.

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.

давать сопоставительную характеристику политического устройства государства

сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде письменного текста

используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новейшее время;

использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

сравнивать развитие России и других стран в Новейшее время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

применять знания по истории России и своего края в Новейшее время при составлении описаний исторических и культурных памятников.

Календарно-тематическое планирование курса  

 на 68 часов (2 часа в неделю)

№ п/п

Тема урока

Кол –во часов

Мир накануне и в годы Первой мировой войны (1 ч.)

1

Мир накануне и в годы Первой мировой войны

1

Межвоенный период (1918–1939 гг.) (9 ч.)

2

Революционная волна после Первой мировой войны.

1

3

Версальско-вашингтонская система

1

4

Индустриальное общество в начале 20 в.

1

5

Страны Европы и США в 20-е годы

1

6

Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии

1

7

Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США

1

8

Нарастание агрессии. Германский нацизм

1

9

Политика «умиротворения» агрессора

1

10

«Народный фронт» и Гражданская война в Испании

1

Вторая мировая война (1ч.)

11

Вторая мировая война 1939-1945гг.

1

Соревнование социальных систем (11ч.)

12

Послевоенное мирное урегулирование

1

13

«Холодная война» Военно-политические блоки

1

14

Завершение эпохи индустриального общества1945-1970 г.г.

1

15

Кризисы 70-80-хг.г. Становление информационного общества

1

16

Политическое развитие стран Запада во второй половине ХХ в.

1

17

Гражданское общество. Социальные движения

1

18

Соединенные Штаты Америки Великобритания, Франция, Италия, Германия во второй половине ХХ в.

1

19

Преобразование и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999 гг.

1

20

Международные отношения 60-90-е годы.

1

21

Работа с картами, документами по периоду.

1

22

Работа с картами, документами по периоду.

1

Современный мир (2 ч.)

23

Культура второй половины 20 века

1

24

Глобализация в конце 20 века

1

Россия в годы великих потрясений (7 часов)

25

Россия и мир накануне Первой Мировой войны

1

26

Российская империя в Первой Мировой войне

1

27

Великая Российская революция. Февраль 1917 г.

1

28

Великая Российская революция. Октябрь 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков

1

29

Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм

1

30

Гражданская война. Идеология и культура периода Гражданской войны

1

31

Работа с картами, документами по периоду.

1

Советский Союз в 1920-1930-х годах (9 часов)

32

Экономический и политический кризис начала 1920-х годов. Переход к НЭПу. Экономика НЭПа

1

33

Образование СССР. Национальная политика в 1920-х годах

1

34

Политическое развитие в 1920-е годы.

1

35

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е годы

1

36

Культурное пространство советского общества в 1920-е годы

1

37

«Великий перелом». Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства

1

38

Политическая система СССР в 1930-е годы

1

39

Культурное пространство советского общества в 1930-е годы

1

40

Работа с картами, документами по периоду.

1

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов)

41

СССР накануне Великой Отечественной войны

1

42

Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)

1

43

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома

1

44

Человек и война: единство фронта и тыла

1

45

Второй период Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 – 1943 г.)

1

46

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны

1

47

Работа с картами, документами по периоду.

1

Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 гг. (14 часов)

48

Место и роль СССР в послевоенном мире

1

49

Восстановление и развитие экономики. Изменение в политической системе в послевоенные годы.

1

50

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Смена политического курса.

1

51

Экономическое и социальное развитие в период 1950-х – середине 1960-х гг.

1

52

Политика мирного сосуществования в 1950-х – середине 1960-х гг.

1

53

Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг.

1

54

Социально-экономическое развитие. Национальная политика и национальные движения в 1960-х – середине 1980-х гг.

1

55

Культурное пространство и повседневная жизнь в 1950-х – середине 1980-х гг.

1

56

Политика разрядки международной напряженности.

1

57

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ.

1

58

Реформы политической системы. Новое политическое мышление.

1

59

Перемены в духовной сфере в годы перестройки

1

60

Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР

1

61

Работа с картами, документами по периоду.

1

Российская Федерация (7 часов)

62

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-х гг. Российская экономика на пути к рынку

1

63

Духовная жизнь страны в 1990-е годы

1

64

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е годы

1

65

Политическая жизнь России в начале XXI века

1

66

Экономика России в начале XXI века

1

67

Внешняя политика России в начале XXI века. Россия в 2008-2014 гг.

1

68

Работа с картами, документами по периоду.        

1

        Итого часов:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Здоровячок".

Данная программа разработана на основе программы "Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки" под редакцией Г.А.Халемского, 2001 год....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»

Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вопросы истории»

Современный этап развития современного общества предъявляет особые требования к подготовке молодого поколения, формированию достойного гражданина демократического государства. Познанная и правильно по...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории «Вспомогательные Исторические Дисциплины»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории "Вспомогательные исторические дисциплины" рассчитана учащихся 8, 9 класса. Курс ВИД включает программу ознакомления обучающихся по ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 9 класс

laquo;Подготовка к ГИА (история)» на уровень основного общего образования 9 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 10-11 класс

Рабочая программа учебного предмета «Подготовка к ГИА (история)» на уровень среднего общего образования 10 – 11 классы на 68 часов....