Рабочая программа по естествознанию 5-6 класс, согласно ФГОС (метапредметы: "Проблема" ,"Знак", "Задача")
рабочая программа по естествознанию (5 класс)
Программа разработана на основе ФГОС ООО с учетом авторской программы А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» и адаптирована на преподавание метпредметов «Проблема», «Знак», автор Громыко Ю.В., 1998 год. Входит в состав из части, формируемой участниками образовательного процесса, и является пропедевтическим курсом по отношению к основному курсу физики и химии в 7 – 9 классах.
По учебному плану МОУ «СОШ №3» курс составляет: в 5 классе 34 часа. В 1 полугодии 5 класса (17 часов) программа ориентирована на метапредмет «Проблема», во 2 полугодии (17 часов) – на метапредмет «Знак». В 6 классе (34 часа) - программа ориентирована на метапредмет "Задача"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estestvoznanie_5-6.docx | 47.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа разработана на основе ФГОС ООО с учетом авторской программы А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» и адаптирована на преподавание метпредметов «Проблема», «Знак», автор Громыко Ю.В., 1998 год. Входит в состав из части, формируемой участниками образовательного процесса, и является пропедевтическим курсом по отношению к основному курсу физики и химии в 7 – 9 классах.
По учебному плану МОУ «СОШ №3» курс составляет: в 5 классе 34 часа. В 1 полугодии 5 класса (17 часов) программа ориентирована на метапредмет «Проблема», во 2 полугодии (17 часов) – на метапредмет «Знак». В 6 классе (34 часа) - программа ориентирована на метапредмет "Задача"
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Естествознание» являются:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки
- формирование целостного мировоззрения экологической культуры человека
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию
- формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики и химии;
- научиться видеть проблему, выдвигать гипотезы, уметь схематизировать материал, освоить различные алгоритмы задач;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
- формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.
- использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков
Метапредметными результатами изучения курса являются:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр.), составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
- работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, лабораторные приборы, компьютер.
- осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
- давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
- использовать для познания окружающего мира различные естественно-научные методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия
- строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
- умение структурировать и схематизировать материал, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков
- умение работать с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания и т. д.)
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
- использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
- самостоятельно создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.
- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)
- учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его
- различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций
Предметными результатами изучения курса «Естествознание» являются:
Обучающийся научится:
- формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:
- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;
- характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества
- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:
- проводить измерение силы тяжести, силы упругости, силы трения;
- диалектический метод познания природы:
- оперировать пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании;
- обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества
- разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества, анализе причин возникновения силы упругости и силы трения, освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук
- формирование элементарных исследовательских умений, умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни:
- определять цену деления измерительного прибора;
- измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;
- на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез
Основное содержание учебного предмета
5 КЛАСС (34 ч, 1 ч в неделю)
Тема 1. Введение (7 часов) . Метапредмет «Проблема»
- Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.
(Учимся работать в группах)
- Тела и вещества. Что изучает физика.
(Как найти проблему в тексте)
- Что изучает химия. Вещества.
(Создание проблемной ситуации)
- Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.
(Что такое проблемный вопрос?)
- Знакомство с простейшим физическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.
(Экспериментальное решение проблемы)
- Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).
(Экспериментальное решение проблемы)
Лабораторные работы
- Знакомство с лабораторным оборудованием.
- Знакомство с измерительными приборами.
- Определение размеров физического тела.
- Измерения объема жидкости.
- Измерение объема твердого тела.
Тема 2. Тела и вещества(10 часов)
- Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).
(Анализ текста , как способ решения проблемы)
- Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
(Создание проблемной ситуации)
- Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.
(Учимся искать противоречия)
- Температура. Термометры.
- (Анализ текста , как способ решения проблемы)
- Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества.
(Диалог, как основная форма общения)
- Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах.
(Что такое гипотеза? Как сформулировать гипотезу?)
- Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения
(Учимся делать выводы)
Лабораторные работы
- Сравнение характеристик тел.
- Наблюдение делимости вещества.
- Наблюдение явления диффузии.
- Измерение массы тела на рычажных весах.
- Измерение температуры воды и воздуха.
(Экспериментальное решение проблемы)
Контрольная работа №1 «Тела и вещества»
Тема №3.Химические представления о веществах (10 часов)
Метапредмет-«Знак»
- Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д. И. Менделеева.
(Что такое графическое изображение?)
- Строение атома. Атомы и ионы.
(Схема-система знаков)
- Химические формулы. Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).
(Формула, как графическое изображение )
- Кислород. Горение в кислороде. Фотосинтез. Водород. Воздух — смесь газов.
(Схематизация понимания графических образов)
- Растворы и взвеси. Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.
(Составление схем, используя текст учебника)
- Плотность вещества
(Самостоятельное составление знаковых формул, используя схемы-трафареты)
- Решение задач на определение плотности вещества
(Выстраивание собственного метода решения схематических задач)
Лабораторные работы
- Наблюдение горения
- Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ
- Обнаружение кислорода в составе воздуха.
- Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрование
(Практическое составление схем)
- Измерение плотности вещества
(Практическое составление схем)
Контрольная работа №2 «Химические элементы. Вещества»
Тема №4 Взаимодействие тел(7 часов)
- Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.
(Практическое составление схем)
- Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы. Виды сил.
(Чертёж, как способ схематизации)
- Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.
(Составление таблиц, как способ схематизации)
- Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.
(Графический редактор, как способ схематизации)
- Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.
(Лабораторная работа, как практический способ составления схем)
- Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.
(Проект, как практический способ составления схем)
Лабораторные работы:
- Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.
- Наблюдение различных видов деформации.
- Исследование зависимости силы упругости от деформации.
- Наблюдение зависимости инертности от массы тела.
- Изучение различных видов трения.
- Измерение силы тяжести и силы трения
Контрольная работа № 3 «Виды сил»
6 КЛАСС (34 ч, 1 ч в неделю)
Метапредмет-«Задача»
Тема №1 Физические явления (22 часа)
1. Физические явления. (Задача. Виды задач)
2. Механическое движение. Виды механических движений (Решение графических задач)
3. Относительность механического движения . Решение задач на тему "Скорость" (Задача. Виды задач)
4. Электромагнитные явления. Электрический ток. Напряжение.(Определение хода решения задачи- использование знаков и схем)
5. Сила тока. Источники тока.(Моделирование объекта задачи, при помощи измерительных приборов)
6. Электрические цепи (Решение задач, с использование графических схем)
7. Последовательное и параллельное соединение (Решение задач, с использование графических схем)
8. Контрольная работа № 1 "Электрические явления"
Лабораторные работы:
1. Последовательное соединение.
2. Параллельное соединение.
3. Наблюдение различных действий тока.
4. Сборка простейшего электромагнита.
5. Действие на проводник с током.
9. Световые явления. Свет. Источники света. (Творческие задачи и способы их решения)
10.Свойства света. Тень. (Практическое применение задач в нашей жизни)
11. Зеркала и их виды.(Практическое применение задач в нашей жизни)
12.Линзы. Преломление света (Практическое применение задач в нашей жизни)
13.Оптические приборы (Использование приборов для решения практических задач)
14. Глаз и очки.(Практическое применение задач в нашей жизни)
15. Разложение белого света. Радуга. (Творческие задачи и способы их решения)
16. Контрольная работа №2 " Световые явления"
Лабораторные работы
1.Наблюдение теней и полутеней.
2. Изучение отражения света.
3. Наблюдение отражения света в зеркале.
4. Наблюдение преломления света.
5. Получение изображений с помощью линзы.
6. Наблюдение физических явлений.
17. Звуковые явления. Звук. Распространение звука. (Творческие задачи и способы их решения)
18. Тепловые явления. Тепловое расширение. Учет и использование теплового расширения.( (Решение практических задач, с использованием лабораторного оборудования)
19.Плавление и отвердевание.
(Самостоятельное составление творческих задач, используя источники интернета и дополнительной литературы)
20. Испарение и конденсация. Изучение процесса испарения жидкостей (Проект, как способ решения задач)
21. Теплопередача (Проект, как способ решения задач)
22.Контрольная работа №3 "Тепловые явления"
Лабораторные работы:
1. "Наблюдение изменения объема жидкостей и газов при нагревании
и охлаждении."
2."Нагревание стеклянной трубки"
3." Наблюдение охлаждения жидкости при испарении."
4."Отчего зависит скорость испарения жидкостей?"
Тема №2 "Химические явления"(8 часов)
23. Химические явления (Практическое применение задач в нашей жизни)
24. Типы химических реакций. (Самостоятельное составление творческих задач, используя источники интернета и дополнительной литературы)
25. Оксиды. Кислоты. Основания. (Самостоятельное составление творческих задач, используя источники интернета и дополнительной литературы)
26. Лабораторная работа "Действие кислот и оснований на индикаторы"(Практическое применение задач в нашей жизни)
27.Белки.Жиры.Углеводы. (Проект, как способ решения задач)
28.Лабораторная работа "Распознавание крахмала"(Практическое применение задач в нашей жизни)
29 . Природный газ и нефть. (Творческие задачи и способы их решения)
30. Контрольная работа №4 по теме "Химические явления"
Тема №3 Человек и природа (4 часа)
31.Древняя наука "Астрономия".В мире звезд. Карта звездного неба.
(Творческие задачи и способы их решения)
32. Солнце. Солнечная система. .(Определение хода решения задачи- использование знаков и схем)
33. Годичное и суточное движение Земли (Практическое применение задач в нашей жизни)
34. Луна - естественный спутник Земли. (Проект, как способ решения задач)
Реализация НРЭО Челябинской области
Раздел (тема) | № урока | Тема урока | Тематика НРЭО | Источник информации |
Тела и вещества | 8 | Характеристики тел и веществ | Создание веществ с заданными свойствами(ЧМК, ЧТЗ, лакокрасочный завод) | Интернет –ресурсы, «Методических рекомендаций по использованию национально - регионального компонента в содержании учебного курса «Химия» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.2009 г. №103/3431, Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / [В.Н.Кеспиков, М.И.Солодкова и др.]. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с. |
Взаимодействие тел | 27 | Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие | Движение воздушного и наземного транспорта; службы обеспечения (аэропорт, ПАТО, в/ч Упрун) | |
Взаимодействие тел | 31 | Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление Зависимость силы упругости от деформации. | Учет деформаций конструкций (архитектура, строительные организации города,ЗМК, медицина) | |
Взаимодействие тел | 32 | Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения. | Изменение сил трения (коммунальные службы города, ГИБДД, производственный конвейер) | |
Тела и вещества | 12 | Температура. Термометры. | Метеостанция, метеозависимые люди (горбольница) | |
Тела и вещества | 9 | Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. | Ильменский заповедник, рост кристаллов (завод Кристалл) | |
Введение | 3 | Что изучает химия? Вещества. | Полезные ископаемые Челябинской области (экскурсия в городской краеведческий музей) | |
Введение | 2 | Что изучает физика? Тела и вещества. | Производственные технологии, торговые организации. (полистирольный цех АИЗ) | |
Химические представления о веществах | 18 | Растворы и взвеси. Вода. Вода как растворитель Очистка природной воды. | Природные источники питьевой воды в Челябинской области. Способы очистки природной воды и получение чистой воды в регионе.(Водоканал) |
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 7 часов |
2 | Тела и вещества | 10 часов |
3 | Химические представления о веществах | 10 часов |
4 | Взаимодействие тел | 7 часов |
6 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Физические явления | 22 часа |
2 | Химические явления | 8 часов |
3 | Человек и природа | 4 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 5 класса
Рабочая программа по естествознанию для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 1 КЛАСС, СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, а также тематическое планирование....
Рабочие программы по естествознанию 5-9 классы.
Рабочие программы по естествознанию содержат программы по Природоведению 5 класс и биологии 6-9 классы....
Рабочая программа по естествознанию 5-6 класс ФГОС
Рабочая программа по естествознанию 5-6 класс ФГОС...
Рабочая программа по естествознанию для 6 класса: "Удивительный мир планеты Земля"
Программа внеурочной деятельности по естествознанию для 6 класса...
рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс согласно требованиям ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс согласно требованиям ФГОС . Отражены все необходимые моменты для выполнения данной программы....
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса согласно ФГОС СОО
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Прик...