Рабочая программа по естествознанию 5-6 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по естествознанию (5, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г Вяземского
Вяземского муниципального района Хабаровского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» 5 – 6 класс
Учитель-составитель рабочей программы:
Палтусов Алексей Дмитриевич,
высшая квалификационная категория
г. Вяземский
2013 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе ФГОС с учетом авторской программы А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» и адаптирована к условиям обучения в физико-математическом лицее, входит в состав из части, формируемой участниками образовательного процесса, и является пропедевтическим курсом по отношению к основному курсу физики 7 – 9 классов.
Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Стандарте основного общего образования.
Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Программа включает пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов; примерное поурочно-тематическое планирование с указанием минимального числа часов, отводимых на их изучение, определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
«Физика: пропедевтический курс» – интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.
Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- Пропедевтика основ физики;
- Получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования);
- Формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественнонаучного цикла (в частности, к физике).
Введение физики на ранней стадии обучения в 5 – 6 классах требует изменения как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в преподавании должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.
Основное содержание программы включает разделы: «Введение», в котором дается представление о том, что изучают физика, «Тела и вещества», «Взаимодействие тел», «Физические явления», «Человек и природа».
Из всего комплекса современных методов познания природы в курсе содержатся сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделировании и показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Выполняя пропедевтическую роль, курс «Физика» содержит системные, а не отрывочные знания. Большое внимание в нем уделяется преемственным связям между начальной и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир.
В курсе даются первые представления о таких понятиях, как «масса», «взаимодействие», «сила», «энергия», «атом», «молекула».
Получаемые учащимися сведения о веществах и их превращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то же время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.
Интеграция различных естественнонаучных областей знания основана на представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.
Место предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 70 учебных часов, в том числе в 5, 6 классах по 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
В соответствии с учебным планом основного общего образования курсу «Физика: пропедевтический курс» предшествует курс «Окружающий мир» в начальной школе, включающий некоторые знания из области физики. В свою очередь, содержание курса «Физика: пропедевтический курс» служит основой для последующего изучения курса физики в основной школе.
Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Естествознание» являются:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики;
- Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
- Формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.
Метапредметными результатами изучения курса «Естествознание» являются:
- Освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т. п.);
- Формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, СБ, периодические издания и т. д.);
- Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).
Предметными результатами изучения курса «Естествознание» являются:
- Освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
- Формирование элементарных исследовательских умений;
- Применение полученных знаний и умений для решения практических задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 КЛАСС (35 ч, 1 ч в неделю)
Введение
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.
Физика – наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.
Знакомство с простейшим физическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.
Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).
Лабораторные работы
Знакомство с лабораторным оборудованием.
Знакомство с измерительными приборами.
Определение размеров физического тела.
Измерения объема жидкости.
Измерение объема твердого тела.
Тела и вещества
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.
Температура. Термометры.
Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона. Плотность вещества.
Лабораторные работы
Сравнение характеристик тел.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение температуры воды и воздуха.
Наблюдение делимости вещества.
Наблюдение явления диффузии.
Измерение плотности вещества.
Взаимодействие тел
Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.
Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.
Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.
Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.
Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.
Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.
Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение.
Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.
Лабораторные работы
Измерение силы трения.
Определение давления тела на опору.
Измерение выталкивающей силы.
Выяснение условия плавания тел.
6 класс
(35 ч, 1 ч в неделю)
Физические явления
Механическое движение. Виды механических движений Скорость. Относительность механического движения. Звук, источник звука. Эхолот.
Лабораторные работы:
Вычисление скорости движения бруска;
Наблюдение источников звуков
Тепловые явления
Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Теплопередача.
Лабораторная работа:
От чего зависит скорость испарения жидкости
Электромагнитные явления
Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр.
Ампер – единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.
Напряжение. Вольтметр. Вольт – единица измерения напряжения.
Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).
Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.
Действия тока. Тепловое действие тока.
Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока.
Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.
Лабораторные работы:
Последовательное соединение.
Параллельное соединение.
Наблюдение различных действий тока.
Сборка простейшего электромагнита.
Действие на проводник с током.
Световые явления
Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.
Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала.
Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.
Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).
Глаз и очки.
Разложение белого света в спектр. Радуга. Химические явления
Лабораторные работы
Наблюдение теней и полутеней.
Изучение отражения света.
Наблюдение отражения света в зеркале.
Наблюдение преломления света.
Получение изображений с помощью линзы.
Наблюдение физических явлений. I
Человек и природа
Механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.
Механизмы – помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение.
Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы.
Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания; их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции .
Лабораторные работы
Измерение атмосферного давления барометром.
Изготовление простейшего гигрометра.
Знакомство с простыми механизмами.
Вычисление механической работы.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Рабочая программа курса «Физика: пропедевтический курс» для 5 класса.
Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 – 6 классы. Учебник.
Гуревич А. Е., Краснов М. В., Нотов . ., Понтак . С.
Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 класс. Рабочая тетрадь.
Список наглядных пособий
- Лампа накаливания.
- Теплоизоляционные материалы.
- Глаз как оптическая система.
- Строение атмосферы Земли.
- Барометр-анероид.
- Двигатель внутреннего сгорания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | УДД | |||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятив-ные | Личностные | |||||
1 | Физика – наука о природе. Физические явления | 1 | Урок получения новых знаний | Знать понятия: «физика», «физические явления» | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста | работа с понятием по схеме «понятие – предложение – вопрос- ответ»; Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка). | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения; | |
2 | Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория | 1 | Комбинированный урок | Знать основные понятия | ||||
3 | Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование | 1 | Урок практикум | Знать названия лабораторного оборудования, уметь применять | Составление словаря понятий; | Умение работать с реальными объектами, как источником информации, Развитие устной монологической речи. | проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. |
4 | Лабораторная работа №1 «Определение размеров физического тела» | 1 | Урок практикум | Приобретение навыков при работе с оборудованием | структурирование полученных знаний, составление и обоснование причинно-следственных связей. | Построение продуктивного взаимодействия между сверстниками и учителем в проведении эксперимента | ||
5 | Простейшие измерения. Лабораторная работа № 2 «Определение объема измерительного цилиндра и твердого тела» | 1 | Урок практикум | Приобретение навыков при работе с оборудованием | ||||
6 | Характеристики тел и веществ | 1 | Комбини-рованный урок | Знать смысл понятий «вещество». Уметь использовать основные физические приборы | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста. | Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка). | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения | |
7 | Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества | 1 | Комбини-рованный урок | Уметь описывать и объяснять физическое явление: диффузия | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста | Развитие устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах. | ||
8 | Масса тела. Эталон массы | 1 | Комбини-рованный урок | Знать: - определение массы; - единицы масс. Уметь воспроизвести или написать формулу | Составление словаря понятий | Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка). | ||
9 | Лабораторная работа № 4 «Определение массы тела» | 1 | Урок практикум | Приобретение навыков при работе с оборудованием | Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных | Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных. | проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. |
10 | Температура. Термометр. Лабораторная работа № 5 «Измерение температуры воздуха и воды» | 1 | Урок практикум | Приобретение навыков при работе с оборудованием | ||||
11 | Строение вещества. Молекулы и атомы | 1 | Комбини-рованный урок | Знать смысл понятий: Вещество, взаимодействие, атом (молекула). Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия. | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста | Развитие устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах. Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка). | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения; | |
12 | Движение молекул. Диффузия | 1 | Комбини-рованный урок | |||||
13 | Взаимодействие частиц вещества | 1 | Комбини-рованный урок | |||||
14 | Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений | 1 | Комбини-рованный урок | |||||
15 | Строение атома | 1 | Комбини-рованный урок | Знать классификацию строения вещества | Введение новой физической величины, составление структурно-семантической схемы учебного текста | Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка); Проведение дискуссии по темам | ||
16 | Плотность вещества | 1 | Комбини-рованный урок | Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу. | ||||
17 | Связь между плотностью, массой и объемом | 1 | Комбини-рованный урок | Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества | составление словаря понятий, объяснение связи между плотностью, массой и объемом; Ответы на вопросы по теме. | Проведение дискуссии по темам | ||
18 | Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности вещества» | 1 | Урок практикум | Приобретение навыков при работе с оборудованием | Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных | Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных. | проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. |
19 | Самостоятельная работа | 1 | Урок контроля | Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества | Проверка перевода теоретических знаний в практические умения | Формирование волевой саморегуляции, способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия | ||
20 | Сила как характеристика взаимодействия | 1 | Комбини-рованный урок | Знать определение силы, единицы его измерения и обозначения | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста | работа с понятием по схеме «понятие – предложение – вопрос- ответ»; Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка). | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения; | |
21 | Явление тяготения. Сила тяжести | 1 | Комбини-рованный урок | Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу. | Введение новой физической величины, составление структурно-семантической схемы учебного текста | Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка); Проведение дискуссии по темам | ||
22 | Вес тела. Невесомость. Деформация. Виды деформации. Сила упругости | 1 | Комбини-рованный урок | Знать определение силы упругости, вес тела. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу. | ||||
23 | Деформация. Виды деформации. Сила упругости | 1 | Комбини-рованный урок | Знать определение силы упругости, вес тела. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу | ||||
24 | Измерение сил. Динамометр. | 1 | Урок практикум | Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора | ||||
25 | Сила трения. Роль трения в природе и технике | 1 | Комбини-рованный урок | Знать определение силы трения. Уметь привести примеры | ||||
26 | Способы усиления и ослабления трения. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения» | 1 | Урок практикум | Приобретение навыков при работе с оборудованием | Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных. | проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. | |
27 | Давление твердых тел | 1 | Комбини-рованный урок | Знать понятие давления твердых лет | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения | ||
28 | Зависимость давления от площади опоры. Лабораторная работа № 8 «Определение давления тела на опору» | 1 | Урок практикум | Понимать зависимость давления от площади опоры. | Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных. | проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. | |
29 | Передача давления жидкостями и газом. | 1 | Комбини-рованный урок | Понимать явление передачи давления жидкостями и газом. | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения | ||
30 | Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды | 1 | Комбини-рованный урок | Понимать явление давления на глубине жидкости; сообщающиеся сосуды | ||||
31 | Действие жидкости на погруженное в нее тело. Архимелова сила. Лабораторная работа № 9 «Измерение выталкивающей силы» | 1 | Урок практикум | Понимать действие жидкости на погруженное в нее тело. Знать понятие архимедова сила | Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных | Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных. | проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. |
32 | Условия плавания тел. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия плавания тел» | 1 | Урок практикум | Понимать условия плавания тел. | ||||
33 | Контрольная работа | 1 | Урок контроля | Уметь воспроизводить и находить физические величины | Проверка перевода теоретических знаний в практические умения | Формирование волевой саморегуляции, способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия | ||
34 | Обобщающий урок | 1 | Комбини-рованный урок | |||||
35 | Резерв | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№ | Название изучаемой темы | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | УУД | |||
Познавательные | Коммуника-тивные | Регулятив-ные | Личностные | |||||
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | ||||||||
1 | Механическое движение. Виды механических движений | 1 | Урок получения нового знания | Знать: - явление инерции, физический закон, взаимодействие; - смысл понятий: путь. Скорость, масса, плотность. Уметь: - описывать и объяснять равномерное и прямолинейное движение; - использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы; - выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости; | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста | Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка). | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения; | |
2 | Скорость. Лабораторная работа «Вычисление скорости движения бруска» | 1 | Урок практикум | структурирование полученных знаний, составление и обоснование причинно-следственных связей. | Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных. | проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. | |
3 | Относительность механического движения | 1 | Комбинированный урок | составление структурно-семантической схемы учебного текста | Проведение дискуссии по темам | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения; | ||
4 | Звук, источник звука. Эхолот. Лабораторная работа «Наблюдение источников звуков» | 1 | Урок практикум | Знать понятие «Звуковые волны», физические характеристики звука: высота, тембр, громкость | структурирование полученных знаний, составление и обоснование причинно-следственных связей. | Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных. | проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. |
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | ||||||||
5 | Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел | 1 | Урок получения нового знания | Знать понятия: Тепловое движение, Температура | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста | Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка). | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения; | |
6 | Плавление и отвердевание | 1 | Комбинированный урок | Знать понятия: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста | работа с понятием по схеме «понятие – предложение – вопрос- ответ»; Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка). | ||
7 | Испарение и конденсация. Лабораторная работа «От чего зависит скорость испарения жидкости» | 1 | Урок практикум | Знать понятие испарения, объяснить процесс поглощения энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара | Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных | Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных. | проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. |
8 | Теплопередача | 1 | Комбинированный урок | Знать понятие «Теплопроводность» «Конвекция» «Излучение» | составление структурно-семантической схемы учебного текста | Проведение дискуссии по темам | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения; | |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ | ||||||||
9 | Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать понятие Электризация тел при соприкосновении. Объяснять взаимодействие заряженных тел. | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста; Ответы на вопросы по теме. | Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка). | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения; | |
10 | Электромагнитное поле. Объяснение электрических явлений. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать понятие «электрическое поле» | работа с понятием по схеме «понятие – предложение – вопрос- ответ»; Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка). | |||
11 | Электрический ток. Сила тока. Амперметр | 1 | Комбинированный урок | Знать: - понятия: электрический ток, источники электрического тока; - условия возникновения электрического тока | ||||
12 | Напряжение. Вольтметр. Источники тока. | 1 | Комбинированный урок | Знать понятие «напряжение», единицы напряжения, обозначение физической величины, устройство вольтметра, обозначение его в электрических цепях. Уметь с ним работать | ||||
13 | Напряжение. Сопротивление | 1 | Комбинированный урок | Знать понятие «сопротивление», обозначение физической величины, единицы измерения. Обозначение его в электрических цепях | ||||
14 | Последовательное и параллельное соединение | 1 | Комбинированный урок | Уметь рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление цепи при последовательном соединении проводников | ||||
15 | Лабораторная работа «Последовательное и параллельное соединение» | 1 | Урок практикум | Уметь измерять и находить по показаниям приборов значение физических величин, | Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных | Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных. | проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. |
16 | Электрическое поле | 1 | Урок изучения нового материала | Знать понятие «электрическое поле», его графическое изображение | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста | Развитие устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах. | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения; | |
17 | Связь между напряжением, сопротивлением, силой тока | 1 | Комбинированный урок | Знать определение Закон Ома для участка цепи, его физический смысл | ||||
18 | Решение задач | 1 | Урок практикум | Уметь решать задачи на закон Ома | Применение теоретических знаний на практике | Проверка перевода теоретических знаний в практические умения | Формирование волевой саморегуляции, способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия | |
19 | Действие электрического тока | 1 | Комбинированный урок | Знать понятие «электрический ток в металлах». Уметь объяснить действие электрического тока и его направления | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста | Развитие устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах. | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения; | |
20 | Постоянные магниты. Магнитное поле. Взаимодействие магнитов. | 1 | Комбинированный урок | Знать понятие магнитного поля. Уметь объяснять наличие магнитного поля Земли и его влияние | ||||
21 | Самостоятельная работа | 1 | Урок практикум | Уметь применять на практике полученные теоретические знания | Проверка перевода теоретических знаний в практические умения | Формирование волевой саморегуляции, способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия | ||
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | ||||||||
22 | Свет. Источник света. Распространение света | 1 | Урок получения нового знания | Знать понятие «источники света». Уметь объяснить прямолинейное распространение света | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста | Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка). | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения; | |
23 | Световой луч. Образование теней. Солнечное и лунное затмение. Лабораторная работа «Свет и тень». | 1 | Урок практикум | Знать основные закономерности | Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных | Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных. | проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. |
24 | Отражение света. Зеркала. Лабораторная работа «Отражение света зеркалом» | 1 | Урок практикум | Знать законы отражения света | Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных | |||
25 | Преломление света. Лабораторная работа «Наблюдение за преломлением света» | 1 | Урок практикум | Знать законы преломления света | Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных | |||
26 | Линзы. Ход лучей в линзах | 1 | Комбинированный урок | Знать что такое линзы. Давать определение и изображать их Уметь строить изображения, даваемые линзой | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста | Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения; | |
27 | Лабораторная работа «Наблюдение изображений в линзе» | 1 | Урок практикум | Приобретение навыков при работе с оборудованием. Построение изображений с помощью линз | Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных | Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных. | проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. |
28 | Оптические приборы | 1 | Комбинированный урок | Знать законы отражения и преломления в оптических приборах, уметь отличать | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста | Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения; | |
29 | Глаз и очки | 1 | Комбинированный урок | Знать законы отражения и преломления в оптических приборах, уметь отличать | ||||
30 | Разложение белого света в спектр. Цвет тел | 1 | Комбинированный урок | Изучение оптических явлений на практике | устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах | |||
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА | ||||||||
31 | Атмосфера. Барометр | 1 | Комбинированный урок | Уметь: использовать физические приборы для измерения давления | составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста | Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка). | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; - формирование целостного мировоззрения; | |
32 | Влажность воздуха. Гигрометр и психрометр | 1 | Урок получения нового знания | Знать понятие влажности воздуха и принципы работы приборов для измерения влажности | устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах | |||
33 | Механизмы. Механическая работа Энергия. Механическая энергия. Источники энергии | 1 | Комбинированный урок | Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения Знать: - определение физических величин: энергия - единицы измерения энергии; | Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка) | |||
34 | Итоговая контрольная | 1 | Комбинированный урок | Знают базовые понятия (стандарт) | Проверка перевода теоретических знаний в практические умения | Формирование волевой саморегуляции, способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия | ||
35 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 5 класса
Рабочая программа по естествознанию для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочие программы по естествознанию 5-9 классы.
Рабочие программы по естествознанию содержат программы по Природоведению 5 класс и биологии 6-9 классы....
Рабочая программа по естествознанию для 6 класса: "Удивительный мир планеты Земля"
Программа внеурочной деятельности по естествознанию для 6 класса...
Рабочая программа по естествознанию 5,6 классы и КТП
Рабочая программа по предмету составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной прогр...
Рабочая программа по естествознанию 5-6 класс, согласно ФГОС (метапредметы: "Проблема" ,"Знак", "Задача")
Программа разработана на основе ФГОС ООО с учетом авторской программы А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» и адаптирована н...
рабочая программа по естествознанию 10-11 класс
Рабочая программа по естествознанию для 10-11-го класса составлена с использованием авторской программы для 10 – 11 классов О.С. Габриеляна «Естествознание» (Габриелян О.С. Раб...
Рабочая программа по естествознанию 10-11 класс (Габриелян О. С.)
Рабочая программа по естествознанию (Габриелян О. С.) 10-11 класс...