Рабочая программа по естествознанию для 6 класса: "Удивительный мир планеты Земля"
рабочая программа по естествознанию (6 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности по естествознанию для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_planety_zemlya.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительный мир планеты Земля», разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения на основе Примерной программы внеурочной деятельности. (начальное и основное общее образование). Программа определяет основные подходы, принципы, цели и задачи общеинтеллектуального развития и обучения учащихся.
Программа «Удивительный мир планеты Земля» разработана для занятий с учащимися 6 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения, является логическим продолжением и углублением программы «Удивительный мир планеты Земля» для учащихся 5 класса. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию планеты Земля.
Занятия по данной программе развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение изучаемого материала в окружающей жизни.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Развитие коллективного и индивидуального исследования, обучение в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию. Широкий спектр тем позволяет овладевать современной естественно - научной картиной мира
Педагогическая целесообразность
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». (Ш.А.Амонашвили)
Цель изучения: Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Познавательные:
- приобретение знаний о естественнонаучной картине мира;
- приобретение знаний о строе рассуждений и доказательств;
- удовлетворение личных познавательных интересов в области смежных дисциплин таких, как физика, химия, биология, география, астрономия;
- формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности.
Развивающие:
- совершенствование аналитических способностей;
- развитие экспериментальных умений, позволяющих расширить свой жизненный опыт;
- мотивация дальнейшего овладения естественно-научной картиной мира;
- интеллектуальное развитие учащихся в ходе решения логических задач и упражнений по предметам
Воспитательные:
- становление самосознания;
- формирование чувства ответственности за принимаемые решения;
- воспитание культуры умственного труда.
Внеурочная деятельность в школе позволяет решить ряд очень важных задач:
- -повысить мотивацию к обучению отдельных предметов;
- -формировать навыки исследовательской и проектной деятельности школьников;
- - развивать метапредметные компетенции учащихся;
- - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- - улучшить условия для развития ребенка;
- - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 11 – 12 лет в течение одного года обучения. Предусмотренные программой занятия проводятся на базе одного отдельно взятого класса, при участии социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение курса, в соответствии с учебным планом МБОУ Одинцовского лицея №2, выделено 34 часа, курс разбит на блоки, каждый из которых предполагает определённое предметное направление. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий несколько занятий могут объединяться в одно.
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), минипредставления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, «круглые столы». Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, театрах, учреждениях города и на открытом пространстве.
Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: научно-познавательная деятельность, игровая деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение).
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой Планеты.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной.
Содержание программы
Блок 1. Мир физика (7 часов)
Тема 1. Физика — наука о природе 1ч.
Тема 2. Взаимодействие тел 1ч.
Тема 3. Звук — источник информации и средство общения 1ч.
Тема 4. Тепловые явления.1ч.
Тема 5. Электромагнитные явления. 1ч.
Тема 6. Физика вокруг нас. 1ч.
Тема 7. Физика в сказках. 1ч.
Блок 2. Мир химии (7 часов)
Тема 1. Химия: где с ней можно встретиться? 1ч.
Тема 2. Скучная? Нет, интересная! 1ч.
Тема 3. Химия на кухне. 1ч.
Тема 4. Скорая помощь на дому. 1ч.
Тема 5. Домашняя аптечка. 1ч.
Тема 6. Витамины. 1ч.
Тема 7. «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие…». 1ч.
Блок 3. Мир географии (7 часов)
Тема 1. Географическое познание нашей планеты. 1ч.
Тема 2. Наблюдения – метод географической науки. 1ч.
Тема 3. Карта – особый язык географии. 1ч.
Тема 4. Внутреннее строение Земли. 1ч.
Тема 5. Атмосфера. 1ч.
Тема 6. Водная оболочка Земли.1ч.
Тема 7. Биосфера – оболочка жизни.1ч.
Блок 4. Мир биологии (7 часов)
Тема 1. Жизнь на Земле. 1ч.
Тема 2. Среда обитания. 1ч.
Тема 3. Жизнь животных. 1ч.
Тема 4. Реки и озера. 1ч.
Тема 5. Человек и животные. 1ч.
Тема 6. Сельскохозяйственный труд.1ч.
Тема 7. Зеленая планета.1ч.
Блок 5. Мир астрономии (6 часов)
Тема 1. Астрономия - наука о небесных телах.. 1ч.
Тема 2. История астрономии. 1ч.
Тема 3. Время и календарь. 1ч.
Тема 4. Солнечная система. 1ч.
Тема 5. Небесная сфера. 1ч.
Тема 6. Вселенная.1ч.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Содержание урока | Виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Дата | |
план | факт | ||||
Тема: Мир физики (7 ч.) | |||||
1/1 | Физика — наука о природе | Взаимное влияние человека и природы. Методы изучения природы. Физические явления. Измерения различных тел. Проблема выбора эталона. Повторяющие события. | Описывают и объясняют физические явления; приводят примеры применения различных физических знаний; проводят измерения длины, массы, времени. | ||
2/2 | Взаимодействие тел | Действие и противодействие. Сила как характеристика. Виды силы: сила тяжести, упругости, трения, Архимедова сила. | Сопоставляют информация из разных источников; характеризуют виды силы; дают определения силы тяжести, упругости, трения. | ||
3/3 | Звук — источник информации и средство общения | Звуковые явления вокруг нас. Распространения звука в различных средах. Эхо. Шум и его влияние на живой организм. Ультразвук. Инфразвук. | Формулируют понятия: звук, ультразвук, инфразвук; сравнивают распространение звука в различных средах; описывают различные звуковые явления. | ||
4/4 | Тепловые явления | Виды теплопередачи. Агрегатные превращения. Топливо, виды топлива | Описывают виды теплопередачи; делают выводы о применении явления теплопередачи в быту и технике; проводят измерения температуры; оформляют результаты наблюдений в лабораторном журнале. | ||
5/5 | Электромагнитные явления | Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Электрический ток. Электрическая цепь. Тепловое действие тока. Электрические явления в природе и жизни человека. | Объясняют явление электризации тел; определяют род зарядов наэлектризованных тел; различают проводники диэлектрики, устанавливают причинно — следственные связи между природой вещества и его электрической проводимостью. | ||
6/6 | Световые явления | Источники света. Взаимодействие света с веществом. Линза. Оптические приборы. Глаз — живой оптический прибор. Инфракрасное и УФ излучения. | Описывают источники света; характеризуют изображения, даваемые зеркалом и линзой; прогнозируют результаты взаимодействия света с веществом: образование тени, радуги. | ||
7/7 | Физика вокруг нас | Обобщающий урок по теме | Обобщают и систематизируют изученный материал; представляют сообщения и презентации по теме. | ||
Тема: Мир химии (7 часов) | |||||
8/1 | Химия: где с ней можно встретиться? | Химия -творение природы и рук человека. Правила работы в школьной лаборатории. Химик — преданный и послушный ученик Химии. | Приводят примеры применения химических знаний; сравнивают химические и физические явления; формулируют правила ТБ при работе в школьной лаборатории. | ||
9/2 | Скучная? Нет, интересная! | Понятия: атом, молекула, вещество. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Великие химики: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев | Формулируют определения понятий: атом, молекула, вещество; устанавливают причинно-следственные связи между свойствами вещества и возможностью его применения; осуществляют поиск информации о жизни и деятельности великих российских химиков. | ||
10/3 | Химия на кухне | Вещества, встречающие на кухне. Пищевые индикаторы. Для чего на кухне холодильник? Химия съедобная и несъедобная. | Осуществляют поиск информации о различных веществах, присутствующих на кухне; создают рекламу продуктам питания; делают выводы о питательной ценности продукта по этикетке; исследуют изменение окраски пищевых индикаторов в различных средах. | ||
11/4 | Скорая помощь на дому | Чистящие и моющие средства. Пятновыводители. Шампуни и косметические средства. Правила ТБ при работе со средствами гигиены. | Проводят эксперимент по удалению пятен и накипи в чайнике; приводят примеры применения различных средств в быту; создают рекламу моющего средства, шампуня, косметического средства. | ||
12/5 | Домашняя аптечка | Препараты домашней аптечки, ее комплектация и применение ее содержимого. Использование средств народной медицины для лечения различных заболеваний. | Классифицируют препараты домашней аптечки; описывают применение лекарственных препаратов; изучают инструкцию по применению лекарственных препаратов; приводят примеры средств народной медицины | ||
13/6 | Витамины | История открытия. Витамины водо – и жирорастворимые. Витамины А, В, С, D, их значение, нахождение в продуктах. Авитаминоз | Изучают содержание витаминов в продуктах питания (изучение упаковок); формулируют понятия: гипервитаминоз, авитаминоз; описывают признаки авитаминоза; | ||
14/7 | «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие…» | Обобщение знаний по теме | Обобщают и систематизируют изученный материал | ||
Тема : Мир географии (7ч.) | |||||
15/1 | Географическое познание нашей планеты | География – одна из самых древних наук о Земле. Развитие представлений человека о мире. | Описывают методы изучения природы и объекты изучения географии; формулируют принципы работы географических инструментов: гномона, квадранта, теллурия. | ||
16/2 | Наблюдения – метод географической науки | Фенологические наблюдения. Выдающиеся географические открытия. | Создают модели географических инструментов; отбирают источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом | ||
17/3 | Карта – особый язык географии. | Масштаб. Направления. Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения школы, часто посещаемых мест (адреса проживания родственников, друзей, место работы родителей, объектов социальной сферы и т.д.). | Определяют по карте расстояния и направления; составляют маршруты от дома до школы; оформляют проекты путешествий с использование фото- и видеоматериалов. | ||
18/4 | Внутреннее строение Земли | Модель Земли. Внутреннее строение Земли. Литосферные плиты. Горные породы и минералы. Землетрясения. | Строят модель Земли; определяют положение действующих вулканов на границах литосферных плит; характеризуют горные породыи минералы. | ||
19/5 | Атмосфера | Атмосферное давление. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности | Объясняют понятие «атмосфера»; проводят наблюдения за изменениями погоды; оформляют результаты наблюдений в дневник наблюдений; составляют прогноз погоды | ||
20/6 | Водная оболочка Земли | Вода на Земле. Мировой океан – главная часть гидросферы. Воды суши. Реки. Озера. Вода в «земных кладовых». Человек и гидросфера | Изучают различные свойства воды в природе и жизни человека; устанавливают взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды; объясняют понятия «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро» . | ||
21/7 | Биосфера – оболочка жизни | Оболочка жизни. Появление и развитие жизни на Земле. Растительный и животный мир умеренных поясов. Степи. Жизнь в полярных поясах и океанах. Природная среда. Охрана природы. | Приводят примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли; устанавливают взаимосвязь между первыми организмами и окаменелостями; | ||
Тема : Мир биологии (7ч.) | |||||
22/1 | Жизнь на Земле | Возникновение жизни на Земле». Сходства и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. | Изучают схему «Возникновение жизни на Земле»; делают выводы о сходствах и различиях между растительным и животным миром в разные эпохи развития Земли | ||
23/2 | Среда обитания | Времена года на Земле. Сезонные изменения в живой и неживой природе. Изменения окружающей среды. Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни. | Сравнивают времена года в различных географических поясах Земли; делают выводы о зависимости разных форм жизни от изменений температуры и осадков; приводят примеры дикорастущих и культурных растений, светолюбивых и теневыносливых растений; характеризую места обитания животных в экосистеме. | ||
24/3 | Жизнь животных | Динозавры – вымерший вид животных. Взаимоотношения в животном мире. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. | Сопоставляют и анализируют информацию, полученную из различных источников; описывают виды взаимоотношений в животном мире; знакомятся с разделами Красной книги. | ||
25/4 | Реки и озера | Пресная вода. Осадки. Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода. Пресноводные животные и растения. Жизнь у рек и озер. Околоводные птицы. | Изучают способы получения кислорода под водой; представляют сообщения о жителях пресных водоемов; составляют цепь питания околоводных птиц; устанавливают причинно-следственные связи между сбросом отходов и загрязнением водоемов. | ||
26/5 | Человек и животные | Жизнь среди людей. Домашние животные. Уход за домашними животными. Люди и паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. | Описывают разновидности домашних животных; рассказывают о своих домашних питомцах; разрабатывают инструкцию по уходу за домашними животными; изучают работу иммунной системы человека. | ||
27/6 | Сельскохозяйственный труд | Почва. Семена овощных и декоративных культур. Вредители сельскохозяйственных культур. Рыхление. Птицы помощники на огороде. | Делают умозаключения о необходимости перекопки и рыхления почвы; знакомятся с правилами хранения и посадки семян; дают определение понятий: «кустарник», «дерево», «травянистое растение»; выявляют птиц — помощников на огороде. | ||
28/7 | Зеленая планета | Обобщение знаний по теме | Обобщают и систематизируют изученный материал; представляют сообщения и презентации по теме. | ||
Тема : Мир астрономии (6ч.) | |||||
29/1 | Астрономия - наука о небесных телах. | Астрономические наблюдения и телескопы. Разделы астрономии. Задачи астрономии. Современная космонавтика | Сопоставляют информация из разных источников; знакомятся с разделами астрономии; формулируют определение и задачи космонавтики. | ||
30/2 | История астрономии. | Астрономия в Древнем мире. Астрономия в средние века. Галилео Галилей. Современные представления о развитии Вселенной. | Осуществляют поиск информации о развитии астрономической науки с древних времен до современных представлений; анализируют теорию Галилео Галилея; дискутируют о достоинствах и недостатках теории | ||
31/3 | Время и календарь | Местное время и долгота. Всемирное время. Поясное время, единицы измерения времени. Календарь. Солнечные, лунные и лунно-солнечные календари. Системы летоисчисления. | Знакомятся с единицами измерения времени; поясняют взаимосвязь между календарем и историей человеческой культуры; сравнивают различные виды календарей; осуществляют перевод дат в разные системы летоисчисления | ||
32/4 | Солнечная система | Общая характеристика и строение Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты — гиганты. Карликовые планеты. Движение планет и малых тел Солнечной Системы. | Называют тела, входящие в Солнечную систему; подбирают планеты по описанию наиболее известной ее особенности; определяют тела Солнечной системы по фотографиям и рисункам; знакомятся со спутниками планет. | ||
33/5 | Небесная сфера | Мифы звездного неба. Понятие созвездия. Звездное небо в различные времена года, на разных географических широтах. Понятие о небесных координатах. | Формулируют понятия небесной сферы, оси мира, полюса мира, экватора, прецессии; объясняют причины видимого движения звезд ; прогнозируют характер видимого движения звезд на других планетах; находят на карте звездного неба северный полюс мира, экватор | ||
34/6 | Вселенная | Размеры Галактики. Количество и распределение звезд в Галактике. Звездные скопления. Место Солнечной системы в Галактике. Одиноки ли мы во Вселенной? | Знакомятся со структурой Вселенной; характеризуют основные периоды эволюции Вселенной; обобщают знания по теме |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Рекомендуемая литература для учащихся
1. Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.
2. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
3. Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994
4. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997
5. Акимушкин И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999
6. Книга для чтения по биологии. Растения. Для учащихся 6-7 классов / составитель Д.И.Трайтак. - М.: Просвещение АО Учебная литература, 1996
Литература для учителя:
1. Закон РФ «Об образовании»,
2. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
3. Блудов М.М. Беседы по физике. - М.: Просвещение, 1992.
4. А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
5. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
6. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
7. И.А. Климишин. Элементарная астрономия. - М.: «Наука», 1991г.
8. Серия «Библиотека учителя»: Предметная неделя биологии в школе/ А.В. Грабар (и др.); под общ. ред. К.Н. Задорожного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006 г.
ЦОР:
1. http://school-collection.edu.ru/
2. http://cor.iro51.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по естествознанию для детей с особенностями психофизического развития
Данная программа предназначена для учителей биологии общеобразовательных школ, работающих с учащимися с особенностями психофизического развития, с рекомендациями индивидуального обучения. Программа со...
Рабочая программа по естествознанию для СПО
Всё, кроме конспектов занятий....
Рабочая программа по естествознанию. 7 класс. Школа VIII вида.
Рабочая программа по естествознанию для 7 класса школ VIII вида содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к знаниям учащихся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по естествознанию
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения физики, химии, биологии, экологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную про...
Рабочая программа по естествознанию 6 класс "Природа живая и неживая" по программе В.В. Воронковой
Данная программа по природоведению составлена по программе в.В. Воронковой и учебнику для специальных коррекционных школ VIII вида под редакцией Клепининой...
Рабочая программа курса географии, вошедших в учебник «География. Планета Земля» в 6 классе
Рабочая программа в 6 классе 1час (34 нед.) по географии...
Рабочая программа факультатива в 7 классе «Удивительный мир грибов»
Пояснительная записка Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основног...