рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс согласно требованиям ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Виноградов Виктор Федорович

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс согласно требованиям ФГОС . Отражены все необходимые моменты для выполнения данной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pererabotano_5_klass.docx93.84 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850   Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,                                            

   тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru

 «Утверждаю»

И. о. директора МБОУ «СОШ № 2»

                                                                                                                                                                                       г. Тарко- Сале Пуровского района

____________О.А. Чайкова        

Приказ № ___от «___»   ________2016 г.                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

___изобразительное искусство_____

для учащихся   5-х классов

Учитель - составитель: Виноградов Виктор Фёдорович_

Рабочая программа по  изобразительному искусству  для 5-х классов составлена в соответствии с  Федеральным государственным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.1010); Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения.  Примерной программой основного общего образования по учебным предметам изобразительного искусства 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014 г. (Стандарты второго поколения);  

Учебник: ФГОС  Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство « Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского, с приложением на электронном носителе - Москва. Просвещение, 2014 г.

 «Согласовано»                                                                                                                                  Рассмотрено на заседании методического объединения

Зам. директора по                                                                                                                                     учителей технологии, черчения, искусства (музыка),                        

образовательному процессу                                                                                                                                           искусства (изобразительное искусство)

  __________ /________________/                                                                                                           руководитель МО ___________ /________________/  

                                                                                                                                                                                                 Протокол № 5  от «26 » мая 2016г.

2016-2017 год.


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 В результате освоения программного материала по учебному предмету изобразительное искусство учащиеся    получат возможность научиться:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

 получат возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
  • понимать специфику изображения в полиграфии;
  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;
  • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
  • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
  • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения «Изобразительного искусства»

                В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

      Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны научиться:

  • - умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • - выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • - создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • - владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • - владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

  • Владеть компетенциями:

  • коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Проверка и оценка результатов изучения учебного предмета изобразительное искусство.

Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса  является учет успеваемости школьников. Проверка и отметка результатов имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

При устной проверке знаний отметка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе ИЗО терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при выполнении рисунка, которые легко исправляет по требованию учителя.

отметка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при выполнении рисунка допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

отметка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) рисунки выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

отметка «2» ставится, если  ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

При выполнении графических и практических работ отметка «5» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь рисунков;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

 в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

отметка «4» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет рисунок;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении рисунков допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Отметка «3» ставится, если ученик:

а) рисунки выполняет неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет  обязательные графические и практические работы;

б) выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Оценка выполнения тестовых заданий:

Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 81 – 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 80%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 50%.

Оценка выполнения проектных заданий

Отметка «5»: учащийся выполнил  на 85 – 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил  на 71 – 85%.

Отметка «3»: учащийся выполнил  на 51 – 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил  менее чем на 50%.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

«Древние корни народного искусства» (9 ч)

 Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.

1 тема. Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.

2-3 тема. Убранство русской избы

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).

Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома  (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

4 тема. Внутренний мир русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика  (потолок — небо,   пол — земля,   подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).

Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

6 тема. Русская народная вышивка

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы..

7-8 тема. Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

9 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

        Задание: Проект «Народные праздничные обряды»

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского  промысла.  При изучении  Борисовской керамики  обратить  внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

10 тема. Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.

11 тема. Искусство Гжели

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.

Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

12 тема. Городецкая роспись.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры.Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.)  украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.

13-14 тема. Хохлома.

Краткие сведения из  истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик,«Травная роспись».

Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.

15 тема Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.  

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага

16 тема  Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Борисовки. Своеобразие формы и декора борисовской керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях борисовских  мастеров. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение объемной формы характерным узором борисовской росписи.

Материалы: пластилин, банка, стеки.

17 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти. Проект «Народные промыслы»

Декор – человек, общество, время. (10ч)

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

        Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» О чём рассказывают нам гербы . Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

18 тема.  Зачем людям украшения.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.

Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.

19-20 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.

2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.

Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

21-22-23 тема. Одежда «говорит» о человеке.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве хх века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.

2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.

3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».

Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки

24-25  тема. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Сопоставление отличительных признаков костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Задание: выполнение проекта коллективно  «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).

Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.

26 тема. О чём рассказывают нам гербы Саратовской области.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Саратова и городов  Саратовской области. История создания герба Саратова и Саратовской области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

Задания: Создание по образцу гербов Саратовской области (коллективная работа).

Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.

27  тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.

Декоративное искусство в современном мире. (8 ч)

Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла. Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж). Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно). Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

28-29 тема. Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.

30-31 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж).

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.

32-33 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим  кабинет своими руками».

Материалы: материалы для аппликации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная, оберточная, жатая бумага,.

34-35 тема. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.

Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств  тканных и нетканых материалов.

Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.

 Оформление школьной выставки по итогам года

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма и т. д.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе (практ, лаб\р, проекты )

к\р

Лабораторные

Практические

Проектная деятельность

 1

 

«Древние корни народного искусства»

                9

1

               

 7

1                    

1.1

 Древние образы в народном искусстве

1

1

1.2

 Убранство русской избы

2

2

1.3

Внутренний мир русской избы

1

1

1.4

Конструкция, декор предметов народного быта

1

1

1.5

Русская народная вышивка

1

1

1.6

Народный праздничный костюм

2

1

1

1.7

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

1

 2

«Связь времен в народном искусстве»

                8

          1

                                7

2.1

Древние образы в современных народных игрушках

1

1

2.2

Искусство Гжели

1

1

2.3

Городецкая роспись

1

1

2.4

Хохлома

2

2

2.5

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

1

1

2.6

Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

1

1

2.7

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

1

 3

«Декор – человек, общество, время»

              10

1

                                7

2                              

3.1

Зачем людям украшения.

1

1

3.2

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

2

2

3.3

Одежда «говорит» о человеке.

3

3

3.4

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

2

2

3.5

О чём рассказывают нам гербы

1

1

3.6

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

1

1

 4

     

«Декоративное искусство в современном мире»    

                8

1

                                6

     

 1                            

4.1

Современное выставочное искусство.

2

2

4.2

 Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж

2

2

4.3

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно) проект

2

2

4.4

 Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». Обобщение темы, итоговый контроль.

2

1

1

Всего:

35

1

29

5

4.КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

№  урока

Уро

ка

Тема раздела

урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Формы организа-ции

учебной

деятельности

Решаемые задачи (проблемы)

Планируемые результаты

Примечание

План

Факт

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Раздел 1 Древние корни народного искусства (9 часов)

1

Древние образы в народном искусстве

1

Урок изучения и первичного закрепления новых

знаний

Цель: познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей.

Задачи: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества; развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность; рассказать учащимся, что в течении учебного года мы будем знакомиться с ДЛИ и его местом в жизни человека и общества.

Осознание древних корней, места и значения уникального народного(крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой

Познавательные:

Умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании; понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя 21 века;

Осознание древних корней, места и значения уникального народного(крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой

Овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства

Приобщение опыта выполнения декоративной работы на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках.

Воспитание патриатических  чувств, чувство гордости за свою Родину, освоение древних корней искусства своего народа

2,3

Убранство русской избы

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора

Задачи: познакомить с сюжетно- декоративной композицией; формировать практические навыки работы с красками, умение передавать единство формы и декора избы; воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.

Овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства

Формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

4

Внутренний мир русской избы

1

Урок комплексного применения знаний

Цель: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой.

Задачи: сформировать умение составлять композицию внутреннего интерьера; развивать творческую и познавательную активность; развивать практические навыки работы; воспитывать любовь к народной культуре..

Приобщение опыта выполнения декоративной работы на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках

Умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь улитарно-функционального и художественно-образного начала, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использование этих знаний в практической деятельности.

 Бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны

5

Конструкция, декор предметов народного быта

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: дать учащимся первоначальные свед

ения о прялке и декоративно- тематической конструкции в её украшении.

Задачи: сформировать навыки создания единого образа в конструкции и декоративном оформлении предмета; воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков; развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

Умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь улитарно-функционального и художественно-образного начала, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использование этих знаний в практической деятельности.

Знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица,солярныезнаки)

Развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, воображения и фантазии

6

Русская народная вышивка

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нём.

Задачи: научить детей навыкам работы в технике бумажная пластика; развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре.

Знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица,солярныезнаки)

Развитие наблюдательности,эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе творческой работы

7,8

Народный праздничный костюм

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде.

Задачи: формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе; продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления; прививать интерес к народному творчеству.

Приобретение опыта выполнения декоративной работы эскизов украшений женского и мужского праздничного костюма

Приобретение опыта выполнения декоративной работы эскизов украшений женского и мужского праздничного костюма

-Уважительное отношение к труду и культуре своего народа;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат

9

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель: познакомить детей с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков.

Задачи: научить детей правильно выбирать композицию для панно; воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру, любовь к родине и её истории, чувство коллективизма при работе в группах; продолжить развивать творческую фантазию, графические и художественные навыки.

Освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции

Освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные

Уважительное отношение к труду и культуре своего народа;

- Способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией;

- развитость воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей.

Проект

Раздел 2. Связь времен в народном искусстве  (8 часов)

10

Древние образы в современных народных игрушках

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи.

Задачи: сформировать навыки работы с пластилином, художественной росписью; развивать художественную фантазию и вкус; воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

Приобретение опыта выполнения эскизов или моделей игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористики

Познавательные:

Умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность,  связанную  с  традициями;

 Умение  сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;

Умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу.

Регулятивные:

Умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку;

Умение совместно с учителем давать оценку самостоятельного изучения современных художественных промыслов России, не включённых в программное содержание, отмечать в них характерные особенности, черты национального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными природными традициями.

Коммуникативные:

Умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ и исследовательских проектов, строить продуктивное общение, межличностные  отношения,  распределять роли  в  соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать конфликты и т. д.;

Усвоение традиционных ценностей многонационального народа России; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни.

Формирование готовности и способности к обучению.

11

Искусство Гжели

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: познакомить учащихся с народными промыслами России Гжели, выявить их отличия и общность.

Задачи: сформировать навыки составления декоративной композиции; развивать навыки работы с художественными материалами; воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Знание ведущих центров художественных промыслов Гжели, их особенностей

Умение распознавать, сопоставлять, анализировать произведения этого промысла (особенность росписи, цветового строя, элементов орнамента, их выстраивание в декоративно-изобразительную композицию. Приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, последовательности выполнения росписи, её цветового строя

Формирование целостного взгляда на мир народного искусства: современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества.

Умение вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России, достигая взаимопонимания со сверстниками- представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу.

Формирование эстетических потребностей, эстетического вкуса, эстетического чувства, эстетический идеал

.

12

Городецкая роспись.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: познакомить учащихся с народными промыслами Городецкой росписи выявить их отличия и общность.

Задачи: сформировать навыки составления декоративной композиции; развивать навыки работы с художественными материалами; воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, последовательности выполнения росписи, её цветового строя

Формирование целостного взгляда на мир народного искусства: современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества.

Умение вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России, достигая взаимопонимания со сверстниками- представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу.

Формирование эстетических потребностей, эстетического вкуса, эстетического чувства, эстетический идеал

.

13.

14

Хохлома.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: познакомить учащихся с народными промыслами Хохломы, выявить их отличия и общность.

Задачи: сформировать навыки составления декоративной композиции; развивать навыки работы с художественными материалами; воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, последовательности выполнения росписи, её цветового строя

Формирование целостного взгляда на мир народного искусства: современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества.

Умение вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России, достигая взаимопонимания со сверстниками- представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу.

Формирование эстетических потребностей, эстетического вкуса, эстетического чувства, эстетический идеал

15

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: познакомить учащихся с народными промыслами Жостова, выявить их отличия и общность.

Задачи: сформировать навыки составления декоративной композиции; развивать навыки работы с художественными материалами; воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, последовательности выполнения росписи, её цветового строя

Формирование целостного взгляда на мир народного искусства: современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества.

Умение вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России, достигая взаимопонимания со сверстниками- представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу.

Формирование эстетических потребностей, эстетического вкуса, эстетического чувства, эстетический идеал

16

Народные промыслы родного края.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: познакомить с орнаментами народов Севера.

Задачи: научить детей передавать в рисунке народный колорит; развивать навыки поисковой работы ; воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру и искусству родного края.

Приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, последовательности выполнения росписи, её цветового строя

Уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края.

17

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель: дать учащимся первоначальные сведения об искусстве дизайна, его основных законах.

Задачи: Познакомить с работой дизайнера; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, развивать художественный вкус, ассоциативно- образное мышление.

Осознание места и значения современных народных художественных промыслов в современной жизни, формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов

Эстетическое сознание через особенности современных художественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходимые человечеству ценности

Раздел 3. Декор, человек, общество, время (10 часов)

18

Зачем людям украшения.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ.

Задачи: сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода; воспитывать нравственно - эстетическое отношение к истории культуры; развивать ассоциативно - образное мышление, творческую фантазию

Сознание роли декоративно-прикладного искусства разных стран и времён в жизни человека и общества, его социальных функций.

Познавательные:

Умение ориентироваться в широком зрительном материале — в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; проявлять заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география);

Приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.)

Регулятивные:

Умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе (выполнение коллективной работы «Бал во дворце»), находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

 

Уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов

Активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовности и способности к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир  деятельности человека

19,

20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

Комбинированный:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель: познакомить детей с ролью декоративного

искусства в эпоху Древней Греции,Китая, Западной европы Средневековья.

Задачи: научить детей передавать в рисунке основные элементы костюма и керамики в эпоху Древней Греции, Китая, Западной Европы Средневековья; формировать навыки работы с художественными материалами; развивать творческую активность.

Умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы 27в., систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам

Развитие эстетического сознания через освоения художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность

21

22

23

Одежда «говорит» о человеке.

3

Комбинированный: Урок изучения  новых знаний

Урок-практикум

Цель: познакомить учащихся с историей костюма  Западной Европы эпохи Средневековья, Китая и Древнего Египта. Задачи: сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их отношение в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки; воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру; развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.

Умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства костюма в процессе восприятия, соотносит образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина в обществе

Сотрудничество с учителем и сверстниками при выполнении коллективной работы

24

25

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

2

Комбинированный: Урок обобщения и

систематизации знаний

Урок - практикум

Цель: знакомство с историей возникновения и проведения бальных церемоний

Задачи:сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их отношение в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки; воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру; развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.

Приобретение опыта работы над совместным творческим проектом; умение осознанно применять выразительные средства (форма, линия, цвет, ритм) в коллективной работе.

Доброжелательно-сть и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению; Самооценка на основе критериев успешной деятельности;

Уважительное отношение к иному мнению;

- Уважение к традициям и культуре других народов

проект

26

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: познакомить с основными частями классического герба и эмблемой, их символическим значением цвета и формы.

Задачи: сформировать представление об этих понятиях, как отличительном знаке любого человеческого общества; развивать творческий интерес и образное мышление; воспитывать патриотические чувства.

Понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики

Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель: вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение

Задачи: формирование познавательного интереса детей к народному искусству; воспитывать нравственно эстетическое отношение к миру искусства

Приобретение опыта работы в коллективной работе

Приобретение опыта совместной поисковой деятельности по изучению данной темы

- Уважительное отношение к труду и культуре своего народа;

- Способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией;

- развитость воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей.

Раздел 4.  Современное декоративное искусство.  (8 часов)

28

29

Современное выставочное искусство.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: познакомить с современным выставочным искусством

Задачи: формирование познавательного интереса детей к народному искусству; воспитывать нравственно эстетическое отношение к миру искусства

Понимание места и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества

Познавательные:

Умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой

Регулятивные:

Выработка сознательного критического отношения к низким образцам массовой культуры, т. е. к китчу;

Осознание своей роли и возможностей в преображении окружающего мира, овладение базовыми знаниями и умениями, алгоритмом операциональных действий при выполнении работы в материале (для украшения своей школы, дома и

т. д.)

Коммуникативные:

Умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности

Воспитание эмоционально-ценностног, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству

30

31

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

2

Урок - практикум

Цель: познакомить с витражным искусством

Задачи: научить приёмам работы в технике «витраж»;

формирование познавательного интереса детей к народному искусству; воспитывать нравственно эстетическое отношение к миру искусства

Осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства

Развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей,эстетически чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения

32

33

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)

2

Урок - практикум

Цель: познакомить с искусством мозаики

Задачи: научить приёмам работы в технике «мозаика»;

формирование познавательного интереса детей к народному искусству; воспитывать нравственно эстетическое отношение к миру искусства

Умение выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества

Развитие самостоятельности и навыков сотрудничес в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров

34

35

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

2

Урок - практикум

Цель: вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение

Задачи: формирование познавательного интереса детей к народному искусству; воспитывать нравственно эстетическое отношение к миру искусства

Приобретение опыта работы над декоративным панно

Формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений

проект

Лист проектной деятельности

по изобразительному искусству 5 класс

учитель Виноградов В.Ф.

2016-2017уч.г.

Дата

Тема урока

Мини-проект

Кратковременный

Долговременный

Примечание

Октябрь 9 урок

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Мини-проект

Кратковременный.

-

Защита проектов

Апрель  24,25 урок

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

Мини -проект

Кратковременный.

-

Защита проектов

Май 34, 35 урок

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

Мини проект

Кратковременный.

Защита проектов

Лист корректировки рабочей программы.

№ п/п

Дата

Тема урока

Причина изменения в программе

Способ корректировки

Прохождение программного материала.

№п.п

Всего по программе

Проведено по плану

Отставание

Проведено практических работ по плану

Отставание

Итого

Уроков/ практических работ

1 четверть

9

2четверть

8

3 четверть

10

4 четверть

8

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит темати...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Тематическое планирование по изобразительному искусству в соответствии требованиями ФГОС

планирование по изобразительному искусству 1-4 класс в соответствии ФГОС,включая региональный компонент...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 1 КЛАСС, СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, а также тематическое планирование....

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского в условиях внедрения  ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

Рабочая программа по географии для 10-11 класса согласно требованиям ФГОС СОО.

Рабочая программа по географии составлена для 10-11 класса согласно требованиям ФГОС СОО по программе автора А.П Кузнецова....