Тематическое планирование по естествознанию 6 класс
рабочая программа по естествознанию (6 класс) на тему
Программа к учебнику А. Е. Гуревича и др. Расчитана на 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по естествознанию | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Первоалейская средняя общеобразовательная школа»
Алейского района Алтайского края
«РАССМОТРЕНО» На педагогическом совете школы Протокол № _____ от «____» ____________201__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ______________ Шамрина Н. П. Приказ № _____ от «____» ____________201__г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Естествознание» для 6 класса
основного общего образования
на 2017/2018 учебный год
Составитель: Кудашова Н. Б., учитель физики
п. Алейский
2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа реализуется в учебнике «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5 – 6 классы», авторы А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев,Л. С. Понтак.
Место предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 70 учебных часов, в том числе в 6 классе 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
В соответствии с учебным планом курсу «Естествознание. 5-6 класс» предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики, химии, астрономии. В свою очередь, содержание курса «Естествознание. 5-6 класс», являясь пропедевтическим, служит основой для последующего изучения курсов физики и химии в основной школе.
Планируемые результаты обучения учащихся 6 класса:
Личностными результатами изучения предмета «Естествознание» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;
- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметными результатами изучения курса «Естествознание» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;
- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Физика и химия» являются следующие умения:
Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:
- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;
- характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.
Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:
- оценивать абсолютную погрешность измерения, применять метод рядов;
- проводить измерение силы тяжести, силы упругости, силы трения; наблюдение зависимости давления столба жидкости в зависимости от плотности жидкости и высоты столба жидкости, наблюдение действия выталкивающей силы и её измерение.
Диалектический метод познания природы:
- оперировать пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании;
- обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей:
- разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества, анализе причин возникновения силы упругости и силы трения, опытов, подтверждающих закон Паскаля, существование выталкивающей силы.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:
- определять цену деления измерительного прибора;
- измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;
- на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел.
Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Познавательная деятельность: |
|
|
|
|
Информационно-коммуникативная деятельность: |
|
|
Рефлексивная деятельность: |
|
|
Содержание образования
Естествознание. 6 класс
(35 ч, 1 ч в неделю)
Физические явления
Электромагнитные явления (6 часов)
Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр.
Ампер – единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.
Напряжение. Вольтметр. Вольт – единица измерения напряжения.
Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).
Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.
Действия тока. Тепловое действие тока.
Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока.
Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.
Лабораторные работы:
Последовательное соединение.
Параллельное соединение.
Наблюдение различных действий тока.
Сборка простейшего электромагнита.
Действие на проводник с током.
Световые явления (8 часов)
Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.
Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала.
Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.
Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).
Глаз и очки.
Разложение белого света в спектр. Радуга. Химические явления
Лабораторные работы
Наблюдение теней и полутеней.
Изучение отражения света.
Наблюдение отражения света в зеркале.
Наблюдение преломления света.
Получение изображений с помощью линзы.
Наблюдение физических явлений. I
Человек и природа (20 часов)
Механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.
Механизмы – помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение.
Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы.
Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания; их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции .
Лабораторные работы
Измерение атмосферного давления барометром.
Изготовление простейшего гигрометра.
Знакомство с простыми механизмами.
Вычисление механической работы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название разделов и тем | Всего часов | Теория | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ | Дата проведения |
1 | Электромагнитные явления | 6 | 3 | 5 | 1 | 01.09 – 14.10 |
2 | Световые явления | 8 | 5 | 8 | 1 | 15.10 – 21.11 |
3 | Земля – планета Солнечной системы | 4 | 3 | - | 1 | 22.11 – 21.12 |
4 | Земля – место обитания человека. | 3 | 3 | - | 1 | 22.12 – 30.01 |
5 | Человек дополняет природу. Взаимосвязь человека и природы. | 13 | 6 | 10 | 1 | 01.02 – 20.05 |
6 | Резерв. | 1 | 1 | - | - | 27.05 |
Итого: | 35 | 21 | 23 | 5 |
Поурочно-тематическое планирование по предмету «Естествознание». 6 класс. 1 час в неделю. Всего 35 часов.
№ урока п/п | № п\п урока в теме | Тема урока | Количество часов |
| |||
1 | 1 | Электрический ток. | 1 |
2 | 2 | Характеристики электрического тока. | 1 |
3 | 3 | Электрическая цепь. | 1 |
4 | 4 | Последовательное соединение проводников. | 1 |
5 | 5 | Параллельное соединение проводников. | 1 |
6 | 6 | Действия электрического тока. Контрольная работа № 1 «Электромагнитные явления». | 1 |
| |||
7 | 1 | Свет. Свет и тень. | 1 |
8 | 2 | Отражение света. | 1 |
9 | 3 | Зеркала и их применение. | 1 |
10 | 4 | Преломление света. Линзы. Построение изображений. | 1 |
11 | 5 | Наблюдение изображений в линзах. | 1 |
12 | 6 | Глаз и очки. | 1 |
13 | 7 | Цвет. | 1 |
14 | 8 | Контрольная работа № 2 «Световые явления». | 1 |
| |||
15 | 1 | Древняя наука астрономия. В мире звёзд. | 1 |
16 | 2 | Карта звёздного неба. Ориентация по звёздам. | 1 |
17 | 3 | Солнце. Солнечная система. | 1 |
18 | 4 | Луна – естественный спутник Земли. Контрольная работа № 3 «Земля – планета Солнечной системы». | 1 |
| |||
19 | 1 | Строение земного шара. | 1 |
20 | 2 | Атмосфера. Атмосферное давление. Барометр. | 1 |
21 | 3 | Из истории авиации. Контрольная работа № 4 «Земля – место обитания человека». | 1 |
| |||
22 | 1 | Простые механизмы. | 1 |
23 | 2 | Лабораторная работа «Изучение действия рычага». | 1 |
24 | 3 | Механическая работа. Решение задач. | 1 |
25 | 4 | Энергия. Источники энергии. | 1 |
26 | 5 | Тепловые двигатели. ДВС. | 1 |
27 | 6 | Электростанции. Электродвигатели. | 1 |
28 | 7 | Автоматика в нашей жизни. | 1 |
29 | 8 | Наука в жизни общества. | 1 |
30 | 9 | Современные материалы и технология их изготовления. | 1 |
31 | 10 | Каучук и резина. | 1 |
32 | 11 | Загрязнение окружающей среды. Экономия ресурсов. | 1 |
33 | 12 | Повторение пройденного в 6 классе. | 1 |
34 | 13 | Годовая контрольная работа. | 1 |
| |||
35 | 1 | Обобщающий урок по курсу естествознания | 1 |
Лист корректировки рабочей программы
В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий по причине____________________________________________________________
______________________________в рабочую программу вносятся следующие изменения:
Корректировка тематического планирования.
Раздел | Количество часов по программе | Количество часов в связи с корректировкой |
Всего |
Корректировка поурочно-тематического планирования.
Порядковый № урока | № урока в разделе | Тема урока | Количество часов по программе | Количество часов в связи с корректировкой |
Всего |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование курса "Естествознание", 5 класс (Плешаков А.А., Сонин Н.И.)
Тематическое планирование курса "Естествознание"...
Календарно-тематическое планирование курса естествознания 10 класс (УМК Габриелян О.С.)
КТП "Естествознание 10 класс. УМК Габриелян О.С) 3 часа в неделю...
6 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
6 КЛАСС КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ...
7 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
7 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ...
8 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
8 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ...
9 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
9 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ...
Тематическое планирование по естествознанию 5 класс
Пла.нирование составлено к учебнику А. Е. Гуревича и др. По авторской программе отводится 2 часа в неделю.Данная программа модифицирована на 1 час в неделю. Оставлены темы, касающиеся физики....