Тематическое планирование по естествознанию 5 класс
рабочая программа по естествознанию (5 класс) на тему

Кудашова Наталья Борисовна

Пла.нирование составлено к учебнику А. Е. Гуревича и др. По авторской программе отводится  2 часа в неделю.

Данная программа модифицирована на 1 час в неделю. Оставлены темы, касающиеся физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvoznanie_5_klass_2017.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Первоалейская средняя общеобразовательная школа»

 Алейского района Алтайского края

«РАССМОТРЕНО»

На педагогическом совете школы

Протокол № _____

от «____» ____________201__ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

______________ Шамрина Н. П.

Приказ № _____

от «____» ____________201__г.

Рабочая программа

учебного предмета «Естествознание» для 5 класса

основного общего образования

на 2017/2018 учебный год

Составитель: Кудашова Н. Б., учитель физики

п. Алейский

2017


Пояснительная записка.

Рабочая  программа реализуется в учебнике «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5 – 6 классы», авторы А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев,Л. С. Понтак.

Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Стандарте основного общего образования.

Место  предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 70 учебных часов, в том числе в 5 классе 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.

В соответствии с учебным планом курсу «Естествознание. 5-6 класс» предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики, химии, астрономии. В свою очередь, содержание курса «Естествознание. 5-6 класс», являясь пропедевтическим, служит основой для последующего изучения курсов физики и химии в основной школе.

Планируемые результаты обучения  учащихся 5 класса:

Личностными результатами изучения предмета «Естествознание» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

-  вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.  

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться  выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- формирование  основ научного мировоззрения и физического мышления;

- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметными результатами изучения курса «Естествознание» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать  правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов; 

- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты),  гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Физика и химия» являются следующие умения:

Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:

- различать экспериментальный и  теоретический способ познания природы;

- характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.

Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:

- оценивать абсолютную погрешность  измерения, применять метод рядов;

- проводить измерение силы тяжести, силы упругости,  силы трения; наблюдение зависимости давления столба жидкости в зависимости от плотности жидкости и высоты  столба жидкости, наблюдение действия выталкивающей силы и её измерение.  

Диалектический метод познания природы:

-  оперировать  пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании;

- обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей:

- разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества, анализе причин возникновения  силы упругости и силы трения, опытов, подтверждающих закон Паскаля, существование выталкивающей силы.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:

- определять цену деления  измерительного прибора;

- измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;

- на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел.

Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Содержание образования

Естествознание. 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю)

Авторы программы: А.Е.Гуревич «Естествознание». 5-6 классы 35 часов (1раз в неделю)

Введение  (3 часа).

Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы. Необходимость изучения природы. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Химические явления. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Шкала прибора. Работа с подвижными шкалами.

Лабораторные работы: 

«Определение размера физического тела»,

«Измерение объема жидкости»,  

«Измерение объема твердого тела».

Тела  и вещества (11 часов).

Характеристика тел и веществ: форма, объем, цвет, запах. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса. Первое представление о массе, как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Измерение массы физических тел. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Доказательства сосуществования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка. Роль исследования строения атома в науке. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра. Атомы и ионы. Химические элементы. Периодическая таблица Д.И.Менделеева. Простые и сложные вещества. Кислород. Водород. Вода. Плотность как характеристика вещества.

Лабораторные работы:

«Сравнение характеристик физических тел»,

«Наблюдение различных состояний вещества»,

«Измерение массы на рычажных весах»,

«Измерение температуры воды и воздуха»,

«Наблюдение делимости вещества»,

«Наблюдение явления диффузии»,

«Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ»,

«Измерение массы твердого тела».

Контрольная работа №1. «Тела и вещества. Химические элементы».

Взаимодействие  тел. (10часов).

Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Рассмотрение опытов и явлений взаимодействия тел с указанием сил действия и противодействия. Реактивное движение. Всемирное тяготение. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг,  кручение. Сила упругости. Условия равновесия тел. Сила трения: ее проявление в природе, в быту.  Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Постоянные магниты. Полосовые, дугообразные, керамические магниты. Земля как магнит. Компас. Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.

Лабораторные работы:  

«Наблюдение возникновения силы упругости при деформации»,

«Измерение силы с помощью динамометра»,

«Измерение силы трения»,

«Наблюдение электризации и взаимодействия наэлектризованных тел»,

«Вычисление давления тела на опору»,

«Измерение выталкивающих сил»,

«Выяснение условий плавания тел»,

«От чего зависит выталкивающая сила?»,

«Наблюдение магнитного взаимодействия».

Контрольная работа №2. «Взаимодействие тел».

Физические  явления. (10 часов).

Механическое движение. Различные виды движения: прямолинейные, криволинейные, движение по окружности, вращательное, колебательное. Скорость движения. Ускоренное и замедленное движение. Относительность механического движения. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Тепловое расширения жидкости и газов. Процессы плавления и отвердевания, их объяснение  сточки зрения строения вещества. Испарение и конденсация. Изучение процесса испарения жидкостей. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике.

Лабораторные работы:

«Вычисление скорости движения бруска»,

«Наблюдение относительности движения»,

«Наблюдение источников звука»,

«Наблюдение изменения объема тел при нагревании и охлаждении»,

«Наблюдение охлаждения жидкости при испарении»,

«Наблюдение теплопроводности воды и воздуха»,

«Отливка игрушечного солдатика»,

«Нагревание стеклянной трубки»,

«Наблюдение за плавлением снега»,

«От чего зависит скорость испарения жидкости?».

Контрольная работа № 3 «Физические явления».

Резерв времени (1 час)

Календарно-тематическое планирование

 

Название  разделов и тем

Всего часов

Теория

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

Дата проведения

1

Введение

3

3

3

-

01.09. – 21.09

2

Тела и вещества

11

11

8

1

22.09 – 21.12

3

Взаимодействие тел

10

10

9

1

22.12 – 21.03

4

Физические явления

10

10

10

1

01.04 – 14.05

5

Резерв

1

---

1

21.05

Итого

35

35

30

4

Поурочно-тематическое планирование. Естествознание. 5 класс.

1 час в неделю.

№ п\п урока

Тема урока

Количество часов

  1. Введение. 3 часа.

1.1\1

Введение. Природа. Человек – часть природы.

1

1.2\2

Тела и вещества. Что изучает физика. Что изучает химия.

1

1.3\3

Методы исследования природы. Лабораторное оборудование. Простейшие измерения.

1

  1. Тела и вещества. 11 часов.

2.1\4

Характеристики тел и веществ.

1

2.2\5

Состояние вещества.

1

2.3\6

Масса. Измерение массы.

1

2.4\7

Температура.

1

2.5\8

Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Движение частиц в веществе.

1

2.6\9

Химические элементы. ПСЭ Менделеева. Простые и сложные вещества.

1

2.7\10

Кислород. Водород. Вода. Растворы и взвеси.

1

2.8\11

Плотность вещества. Решение задач на расчет массы, плотности и объёма.

1

2.9\12

Лабораторная работа «Определение плотности вещества».

1

2.10\13

Повторение темы «Тела и вещества»

1

2.11\14

Контрольная работа «Тела и вещества. Химические элементы».

1

  1. Взаимодействие тел. 10 часов.

3.1\15

К чему приводит действие одного тела на другое? Силы. Действие и противодействие.

1

3.2\16

Всемирное тяготение.

1

3.3\17

Деформация. Сила упругости.

1

3.4\18

Трение. Измерение сил.

1

3.5\19

Электрические силы.

1

3.6\20

Магнитное взаимодействие.

1

3.7\21

Давление. Расчёт давления твёрдого тела.

1

3.8\22

Давление в жидкости. Сообщающиеся сосуды.

1

3.9\23

Архимедова сила. Изучение архимедовой силы.

1

3.10\24

Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел».

1

  1. Физические явления. 10 часов.

4.1\25

Механическое движение. Скорость движения. Решение задач.

1

4.2\26

Относительность движения.

1

4.3\27

Звук. Распространение звука.

1

4.4\28

Тепловое расширение. Учёт и использование.

1

4.5\29

Фазовые переходы веществ.

1

4.6\30

Изучение процесса испарения жидкостей.

1

4.7\31

Теплопередача.

1

4.8\32

Повторение темы «Физические явления»

1

4.9\33

Годовая контрольная работа.

1

4.10\34

Повторение изученного в 5 классе.

1

  1. Резерв. 1 час.

5.1\35

Итоговый урок по курсу.

1

Итого:

35

Лист корректировки  рабочей программы

В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий по причин____________________________________________________________

______________________________в рабочую программу вносятся следующие изменения:

Корректировка тематического планирования.

Раздел

Количество часов по программе

Количество часов в связи с корректировкой

Всего

Корректировка поурочно-тематического планирования.

Порядковый № урока

№ урока в разделе

Тема урока

Количество часов по программе

Количество часов в связи с корректировкой

Всего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование курса естествознания 10 класс (УМК Габриелян О.С.)

КТП  "Естествознание 10 класс. УМК Габриелян О.С) 3 часа в неделю...

6 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

6 КЛАСС КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ...

7 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

7 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ...

8 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

8 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ...

9 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

9 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ...

Тематическое планирование по естествознанию 6 класс

Программа к учебнику А. Е. Гуревича и др. Расчитана на 1 час в неделю....