Тематическое планирование по естествознанию 5 класс
рабочая программа по естествознанию (5 класс) на тему
Пла.нирование составлено к учебнику А. Е. Гуревича и др. По авторской программе отводится 2 часа в неделю.
Данная программа модифицирована на 1 час в неделю. Оставлены темы, касающиеся физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estestvoznanie_5_klass_2017.docx | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Первоалейская средняя общеобразовательная школа»
Алейского района Алтайского края
«РАССМОТРЕНО» На педагогическом совете школы Протокол № _____ от «____» ____________201__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ______________ Шамрина Н. П. Приказ № _____ от «____» ____________201__г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Естествознание» для 5 класса
основного общего образования
на 2017/2018 учебный год
Составитель: Кудашова Н. Б., учитель физики
п. Алейский
2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа реализуется в учебнике «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5 – 6 классы», авторы А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев,Л. С. Понтак.
Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Стандарте основного общего образования.
Место предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 70 учебных часов, в том числе в 5 классе 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
В соответствии с учебным планом курсу «Естествознание. 5-6 класс» предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики, химии, астрономии. В свою очередь, содержание курса «Естествознание. 5-6 класс», являясь пропедевтическим, служит основой для последующего изучения курсов физики и химии в основной школе.
Планируемые результаты обучения учащихся 5 класса:
Личностными результатами изучения предмета «Естествознание» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;
- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметными результатами изучения курса «Естествознание» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;
- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Физика и химия» являются следующие умения:
Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:
- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;
- характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.
Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:
- оценивать абсолютную погрешность измерения, применять метод рядов;
- проводить измерение силы тяжести, силы упругости, силы трения; наблюдение зависимости давления столба жидкости в зависимости от плотности жидкости и высоты столба жидкости, наблюдение действия выталкивающей силы и её измерение.
Диалектический метод познания природы:
- оперировать пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании;
- обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей:
- разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества, анализе причин возникновения силы упругости и силы трения, опытов, подтверждающих закон Паскаля, существование выталкивающей силы.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:
- определять цену деления измерительного прибора;
- измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;
- на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел.
Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Познавательная деятельность: |
|
|
|
|
Информационно-коммуникативная деятельность: |
|
|
Рефлексивная деятельность: |
|
|
Содержание образования
Естествознание. 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю)
Авторы программы: А.Е.Гуревич «Естествознание». 5-6 классы 35 часов (1раз в неделю)
Введение (3 часа).
Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы. Необходимость изучения природы. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Химические явления. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Шкала прибора. Работа с подвижными шкалами.
Лабораторные работы:
«Определение размера физического тела»,
«Измерение объема жидкости»,
«Измерение объема твердого тела».
Тела и вещества (11 часов).
Характеристика тел и веществ: форма, объем, цвет, запах. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса. Первое представление о массе, как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Измерение массы физических тел. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Доказательства сосуществования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка. Роль исследования строения атома в науке. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра. Атомы и ионы. Химические элементы. Периодическая таблица Д.И.Менделеева. Простые и сложные вещества. Кислород. Водород. Вода. Плотность как характеристика вещества.
Лабораторные работы:
«Сравнение характеристик физических тел»,
«Наблюдение различных состояний вещества»,
«Измерение массы на рычажных весах»,
«Измерение температуры воды и воздуха»,
«Наблюдение делимости вещества»,
«Наблюдение явления диффузии»,
«Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ»,
«Измерение массы твердого тела».
Контрольная работа №1. «Тела и вещества. Химические элементы».
Взаимодействие тел. (10часов).
Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Рассмотрение опытов и явлений взаимодействия тел с указанием сил действия и противодействия. Реактивное движение. Всемирное тяготение. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение. Сила упругости. Условия равновесия тел. Сила трения: ее проявление в природе, в быту. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Постоянные магниты. Полосовые, дугообразные, керамические магниты. Земля как магнит. Компас. Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.
Лабораторные работы:
«Наблюдение возникновения силы упругости при деформации»,
«Измерение силы с помощью динамометра»,
«Измерение силы трения»,
«Наблюдение электризации и взаимодействия наэлектризованных тел»,
«Вычисление давления тела на опору»,
«Измерение выталкивающих сил»,
«Выяснение условий плавания тел»,
«От чего зависит выталкивающая сила?»,
«Наблюдение магнитного взаимодействия».
Контрольная работа №2. «Взаимодействие тел».
Физические явления. (10 часов).
Механическое движение. Различные виды движения: прямолинейные, криволинейные, движение по окружности, вращательное, колебательное. Скорость движения. Ускоренное и замедленное движение. Относительность механического движения. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Тепловое расширения жидкости и газов. Процессы плавления и отвердевания, их объяснение сточки зрения строения вещества. Испарение и конденсация. Изучение процесса испарения жидкостей. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике.
Лабораторные работы:
«Вычисление скорости движения бруска»,
«Наблюдение относительности движения»,
«Наблюдение источников звука»,
«Наблюдение изменения объема тел при нагревании и охлаждении»,
«Наблюдение охлаждения жидкости при испарении»,
«Наблюдение теплопроводности воды и воздуха»,
«Отливка игрушечного солдатика»,
«Нагревание стеклянной трубки»,
«Наблюдение за плавлением снега»,
«От чего зависит скорость испарения жидкости?».
Контрольная работа № 3 «Физические явления».
Резерв времени (1 час)
Календарно-тематическое планирование
№ | Название разделов и тем | Всего часов | Теория | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ | Дата проведения |
1 | Введение | 3 | 3 | 3 | - | 01.09. – 21.09 |
2 | Тела и вещества | 11 | 11 | 8 | 1 | 22.09 – 21.12 |
3 | Взаимодействие тел | 10 | 10 | 9 | 1 | 22.12 – 21.03 |
4 | Физические явления | 10 | 10 | 10 | 1 | 01.04 – 14.05 |
5 | Резерв | 1 | --- | 1 | 21.05 | |
Итого | 35 | 35 | 30 | 4 |
Поурочно-тематическое планирование. Естествознание. 5 класс.
1 час в неделю.
№ п\п урока | Тема урока | Количество часов |
| ||
1.1\1 | Введение. Природа. Человек – часть природы. | 1 |
1.2\2 | Тела и вещества. Что изучает физика. Что изучает химия. | 1 |
1.3\3 | Методы исследования природы. Лабораторное оборудование. Простейшие измерения. | 1 |
| ||
2.1\4 | Характеристики тел и веществ. | 1 |
2.2\5 | Состояние вещества. | 1 |
2.3\6 | Масса. Измерение массы. | 1 |
2.4\7 | Температура. | 1 |
2.5\8 | Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Движение частиц в веществе. | 1 |
2.6\9 | Химические элементы. ПСЭ Менделеева. Простые и сложные вещества. | 1 |
2.7\10 | Кислород. Водород. Вода. Растворы и взвеси. | 1 |
2.8\11 | Плотность вещества. Решение задач на расчет массы, плотности и объёма. | 1 |
2.9\12 | Лабораторная работа «Определение плотности вещества». | 1 |
2.10\13 | Повторение темы «Тела и вещества» | 1 |
2.11\14 | Контрольная работа «Тела и вещества. Химические элементы». | 1 |
| ||
3.1\15 | К чему приводит действие одного тела на другое? Силы. Действие и противодействие. | 1 |
3.2\16 | Всемирное тяготение. | 1 |
3.3\17 | Деформация. Сила упругости. | 1 |
3.4\18 | Трение. Измерение сил. | 1 |
3.5\19 | Электрические силы. | 1 |
3.6\20 | Магнитное взаимодействие. | 1 |
3.7\21 | Давление. Расчёт давления твёрдого тела. | 1 |
3.8\22 | Давление в жидкости. Сообщающиеся сосуды. | 1 |
3.9\23 | Архимедова сила. Изучение архимедовой силы. | 1 |
3.10\24 | Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел». | 1 |
| ||
4.1\25 | Механическое движение. Скорость движения. Решение задач. | 1 |
4.2\26 | Относительность движения. | 1 |
4.3\27 | Звук. Распространение звука. | 1 |
4.4\28 | Тепловое расширение. Учёт и использование. | 1 |
4.5\29 | Фазовые переходы веществ. | 1 |
4.6\30 | Изучение процесса испарения жидкостей. | 1 |
4.7\31 | Теплопередача. | 1 |
4.8\32 | Повторение темы «Физические явления» | 1 |
4.9\33 | Годовая контрольная работа. | 1 |
4.10\34 | Повторение изученного в 5 классе. | 1 |
| ||
5.1\35 | Итоговый урок по курсу. | 1 |
Итого: | 35 |
Лист корректировки рабочей программы
В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий по причин____________________________________________________________
______________________________в рабочую программу вносятся следующие изменения:
Корректировка тематического планирования.
Раздел | Количество часов по программе | Количество часов в связи с корректировкой |
Всего |
Корректировка поурочно-тематического планирования.
Порядковый № урока | № урока в разделе | Тема урока | Количество часов по программе | Количество часов в связи с корректировкой |
Всего |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование курса "Естествознание", 5 класс (Плешаков А.А., Сонин Н.И.)
Тематическое планирование курса "Естествознание"...
Календарно-тематическое планирование курса естествознания 10 класс (УМК Габриелян О.С.)
КТП "Естествознание 10 класс. УМК Габриелян О.С) 3 часа в неделю...
6 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
6 КЛАСС КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ...
7 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
7 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ...
8 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
8 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ...
9 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
9 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ...
Тематическое планирование по естествознанию 6 класс
Программа к учебнику А. Е. Гуревича и др. Расчитана на 1 час в неделю....