Тематическое планирование курса "Естествознание", 5 класс (Плешаков А.А., Сонин Н.И.)
рабочая программа по естествознанию (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать:
- как развивалась жизнь на Земле ( на уровне представлений);
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять и приводить примеры);
- как человек появился на Земле ( на уровне представлений);
- естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
- как люди открывали новые земли ( приводить примеры, называть имена 3-5 великих путешественников- первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать).
Уметь:
- выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;
- пользоваться простейшими лабораторным оборудованием и измерительными приборами;
- рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
- показывать на карте основные природные зоны Земли;
- составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата | |
П | ф | ||||||||
1. | Введение. Науки о природе. Методы изучения природы | 1 | Вводный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Индивидуальный опрос | Знать: методы изучения природы, науки о природе Уметь: работать с текстом | ТПО стр. 6 № 1-2 | ||
2. | Науки о природе. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: науки о природе, их особенности Уметь: составлять краткий конспект | ТПО стр. 6-8 № 3-4 | ||
3. | Методы изучения природы. Наблюдение. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: методы изучения природы Уметь: применять их на практике | ТПО стр. 8 -10 № 1-6 | ||
4. | Эксперимент, измерение- методы познания природы. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Тестирование | Знать: методы изучения природы Уметь: применять их на практике | ТПО стр. 8-10 № 1-6 | ||
5. | Оборудование для научных исследований. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: особенности оборудований для разных методов обучения Уметь: различать их на рисунках, уметь ими пользоваться | ТПО стр. 11-12 № 1-3 | ||
6. | Вселенная. Представление древних людей о Вселенной. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, рисунками | Фронтальный опрос | Знать: особенности представления Вселенной древними людьми Уметь: систематизировать, обобщать | ТПО стр. 16-17 № 1-3 | ||
7. | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, рисунками | Фронтальный опрос | Знать: модель Вселенной Аристотеля и Птолемея Уметь: различать модели Вселенной и находить общее. | ТПО стр. 17-18 № 4-5 | ||
8. | Николай Коперник. Его модель Вселенной. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, рисунками | Фронтальный опрос | Знать: модель Вселенной Коперника Уметь: сравнивать между собой модели Вселенной | ТПО стр. 18-20 № 1-6 | ||
9. | Д.Бруно и Г. Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, рисунками | Тестирование | Знать: вклад в науку Д.Бруно, Г.Галилея Уметь: логически мыслить, использовать полученные знания на уроке | Подготовить сообщение о планетах Солнечной системы | ||
10. | Солнечная система, ее состав. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, атласом, заполнение таблицы | Тестирование | Знать: состав солнечной системы, названия планет Уметь: работать с текстом учебника, составлять таблицы | |||
11. | Планеты земной группы. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, атласом, заполнение таблицы | Тестирование | Знать: названия планет земной группы, особенности их строения Уметь: находить и показывать их на таблице, рисунках | ТПО стр. 20-22 № 1-6 | ||
12. | Планеты-гиганты. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, атласом, заполнение таблицы | Тестирование | Знать: названия планет-гигантов, особенности их строения Уметь: находить планеты-гиганты на таблице, атласе | ТПО стр. 23-24 № 1-4 | ||
13. | Планеты-гиганты. Самая маленькая планета-Плутон | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, атласом, заполнение таблицы | Фронтальный опрос | Знать: названия планет-гигантов, особенности их строения Уметь: находить планеты-гиганты на таблице, атласе | ТПО стр. 24 № 5-6 | ||
14. | Спутники планет. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, атласом, заполнение таблицы | Фронтальный опрос | Знать: названия спутников планет, их особенности Уметь: находить и показывать их на таблице, атласе | |||
15. | Астероиды. Кометы. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, атласом | Фронтальный опрос | Знать: особенности строения астероидов, комет, их названия Уметь: находить их на атласе, таблице | ТПО стр. 25 № 1-4 | ||
16. | Метеоры. Метеориты. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, атласом | Фронтальный опрос | Знать: особенности строения метеоров, метеоритов Уметь: составлять краткий конспект, используя текст учебника | ТПО стр. 25-27 № 5-6 | ||
17. | Звезды. Солнце- ближайшая к нам звезда. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, атласом | Фронтальный опрос | Знать: особенности строения звезд, их классификацию Уметь: логически мыслить. | ТПО стр. 27 № 1-2 | ||
18. | Контрольная работа № 1 по теме: «Солнечная система». | 1 | Контроль знаний | Письменная работа | Тестирование | Применение полученных знаний на уроке | |||
19. | Многообразие звезд. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, атласом | Фронтальный опрос | Знать: многообразие звезд Уметь: анализировать, обобщать | ТПО стр. 28 № 3-4 | ||
20. | Созвездия. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, атласом | Фронтальный опрос | Знать: понятие: созвездие Уметь: работать с текстом учебника, атласом | ТПО стр. 28-29 № 5-6 | ||
21. | Галактики. Световой год. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, атласом | Фронтальный опрос | Знать: особенности строения галактик Уметь: использовать дополнительную литературу | ТПО стр. 29-30 № 1-3 | ||
22. | Многообразие галактик. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, атласом | Фронтальный опрос | Знать: многообразие галактик Уметь: анализировать, обобщать | ТПО стр. 31 № 4-5 | ||
23. | Гипотезы возникновения Земли. | 1 | Изучение нового материала | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Индивидуальный опрос | Знать: гипотезы возникновения Земли Уметь: работать с текстом учебника и рисунками | ТПО стр. 34 № 1-3 | ||
24. | Возникновение Земли. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: гипотезы возникновения Земли Уметь: работать с текстом учебника и рисунками | ТПО стр. 35-36 № 4-5 | ||
25. | Внутреннее строение Земли. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: внутреннее строение Земли Уметь: сравнивать, обобщать, анализировать | ТПО стр. 36-37 № 1-2 | ||
26. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, заполнение таблицы | Фронтальный опрос | Знать: названия горных пород, минералов, полезных ископаемых Уметь: различать полезные ископаемые | ТПО стр. 37-38 № 3-6 | ||
27. | Вещества и явления в окружающем мире | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, выполнение практической работы | Фронтальный опрос | Знать: понятие вещество, явления, тело, смесь, чистое вещество. Уметь: различать сложные и простые вещества | ТПО стр. 38-40 № 1-6 | ||
28. | Землетрясения. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: особенности землетрясения, ее последствия Уметь: применять полученные знания на практике | ТПО стр. 41 № 1-2 | ||
29. | Вулканы. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: особенности вулканической деятельности, ее последствия Уметь: применять полученные знания на практике | ТПО стр. 41-42 № 3-5 | ||
30. | Суша планеты. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: особенности строения суши планеты, ее разновидности Уметь: обозначать части суши на контурной карте | ТПО стр. 43-44 № 1-4 | ||
31. | Суша планеты. Пр.р № 2 « На к. к подписать крупнейшие вершины и реки материков». | 1 | Комбинирований | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, выполнение практической работы | Тестирование | Знать: особенности строения суши планеты, ее разновидности Уметь: обозначать части суши на контурной карте | |||
32. | Атмосфера Земли. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Тестирование | Знать: особенности строения атмосферы Земли Уметь: анализировать, делать выводы | ТПО стр. 45 № 1-2 | ||
33. | Погода. Климат. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: особенности погоды, климата Уметь: работать с доп. литературой, обобщать, систематизировать | ТПО стр. 45-46 № 1, 3, 4 | ||
34. | Ураганы. Смерчи. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: особенности природных явлений Уметь: применять полученные знания на практике | ТПО стр. 46-47 № 5-6 | ||
35. | Контрольная работа № 2 по теме: «Строение Земли». | 1 | Контроль знаний | Письменная работа | Тестирование | Применить полученные знания на уроке | |||
36. | Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Тестирование | Знать: особенности гидросферы, ее частей Уметь: различать части Мирового океана на контурной карте | ТПО стр. 47-48 № 1-3 | ||
37.. | Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. Пр.р № 3 « На к.к подписать океаны, моря омывающие Россию». | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, выполнение практической работы | Тестирование | Знать: особенности гидросферы, ее частей Уметь: различать части Мирового океана на контурной карте | ТПО стр. 48 № 5 | ||
38. | Воды суши. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: особенности гидросферы, ее частей Уметь: различать части Мирового океана на контурной карте | ТПО стр. 48-49 № 4, 6 | ||
39. | Уникальность планеты Земля. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: особенности планеты Земля Уметь: логически мыслить | ТПО стр. 49-52 № 1-5 | ||
40. | Обобщение раздела «Земля». | 1 | Обобщающий | Работа в тетрадях | Индивидуальный опрос | Применить полученные знания на уроке | |||
41. | Развитие жизни на Земле. | 1 | Изучение нового материала | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Индивидуальный опрос | Знать: особенности развития жизни на Земле Уметь: устанавливать причинно-следственные связи | ТПО стр. 58 № 1 | ||
42. | Животные прошлого. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: представителей животного мира в прошлом Уметь: распознавать их на таблицах, рисунках | ТПО стр. 58-60 № 2-5 | ||
43. | Живые клетки. Пр.р № 4 «Изучение устройства светового микроскопа». | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, выполнение практической работы | Фронтальный опрос | Знать: строение светового микроскопа Уметь: называть и показывать части светового микроскопа | ТПО стр. 60-61 № 1-2 | ||
44. | Пр.р № 5 «Строение клетки». | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, выполнение практической работы | Фронтальный опрос | Знать: строение клетки Уметь: различать органоиды клетки на таблицах. рисунках | ТПО стр. 61-62 № 3-6 | ||
45. | Царства живой природы. Одноклеточные организмы. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Тестирование | Знать: представителей царств природы Уметь: логически мыслить, обобщать, сравнивать | ТПО стр. 62 № 1 | ||
46. | Многоклеточные организмы. Грибы, растения. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: особенности многоклеточных организмов, представителей грибов, растений Уметь: сравнивать, обобщать, анализировать | ТПО стр. 63 № 2-3 | ||
47. | Пр.р № 6 «Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов». | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, выполнение практической работы | Фронтальный опрос | Знать: представителей растительного мира Уметь: определять их по гербариям | |||
48. | Беспозвоночные и позвоночные животные. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Индивидуальный опрос | Знать: представителей беспозвоночных и позвоночных животных Уметь: распознавать их на таблицах, рисунках | ТПО стр. 63-66 № 2-7 | ||
49. | Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: особенности наземно-воздушной среды обитания Уметь: самостоятельно использовать текст учебника | ТПО стр. 66-67 № 1-3 | ||
50. | Водная среда. | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с тетрадями, учебником | Тестирование | Знать: особенности водной среды обитания Уметь: логически мыслить | ТПО стр. 67-68 № 2-5 | ||
51. | Почвенная среда. | 1 | комбинированный | Беседа, работа в тетрадях | Тестирование | Знать: особенности почвенной среды обитания Уметь: сравнивать анализировать, обобщать | ТПО стр. 68 № 6 | ||
52. | Жизнь на разных материках. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: особенности жизни на разных материках Уметь: анализировать, сравнивать | ТПО стр. 69-71 № 1-5 | ||
53. | Природные зоны. Пр. р. № 7 « Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарного материала». | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, выполнение практической работы | Фронтальный опрос | Знать: особенности природных зон Уметь: сравнивать, обобщать, анализировать | ТПО стр. 72-75 № 1-5 | ||
54. | Жизнь в морях и океанах. Пр. р № 8 «Рассматривание морских организмов в коллекциях и на влажных препаратах». | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, выполнение практической работы | Фронтальный опрос | Знать: особенности жизни в морях и океанах Уметь: распознавать представителей на таблицах, рисунках | ТПО стр. 75-77 № 1-4 | ||
55. | Обобщение раздела « Жизнь на Земле». | 1 | Обобщающий | Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль | Выявить пробелы в знаниях, подготовиться к контрольной работе | |||
56. | Контрольная работа № 3 по теме: «Жизнь на Земле». | 1 | Контроль знаний | Письменная работа | Тестирование | Применение полученных знаний на уроке | |||
57. | Происхождение человека. Древние предки человека. | 1 | Изучение нового материала | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Индивидуальный опрос | Знать: особенности происхождения человека Уметь: логически мыслить | ТПО стр. 82 № 1-2 | ||
58. | Первые люди. | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: особенности развития и жизнедеятельности первых людей Уметь: анализировать сравнивать, обобщать | ТПО стр. 83-85 № 3-5 | ||
59. | История географических открытий. Открытие Америки. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Индивидуальный опрос | Знать: историю географических открытий Уметь: сравнивать, анализировать, обобщать | ТПО стр. 86 № 1 | ||
60. | Открытие Австралии и Антарктиды. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Индивидуальный опрос | Знать: историю географических открытий Уметь: сравнивать, анализировать, обобщать | ТПО стр. 87 № 2 | ||
61. | Великие путешественники- первооткрыватели новых земель. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Индивидуальный опрос | Знать: историю географических открытий Уметь: сравнивать, анализировать, обобщать | ТПО стр. 88 № 3-4 | ||
62. | Изменение Земли человеком. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: особенности изменения Земли человеком Уметь: логически мыслить | ТПО стр. 89-90 № 1-3 | ||
63. | Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, заполнение таблицы | Фронтальный опрос | Знать: особенности природных явлений, вызванные человеком Уметь: самостоятельно пользоваться текстом учебника | ТПО стр. 91 № 4 -5 | ||
64. | Жизнь под угрозой. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Фронтальный опрос | Знать: особенности природных явлений, вызванные человеком Уметь: самостоятельно пользоваться текстом учебника | ТПО стр. 92-93 № 1-3 | ||
65. | Меры сохранения жизни на Земле. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями | Тестирование | Знать: меры сохранения жизни на Земле Уметь: Применять полученные знания на практике | ТПО стр. 93-94 № 4-6 | ||
66. | Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. | 1 | Комбинированный | Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, заполнение таблицы | Тестирование | Знать: особенности опустынивания, ее причин Уметь: сравнивать, анализировать, обобщать | ТПО стр. 94-95 № 1-4 | ||
67. | Контрольная работа № 4 по теме: « Человек на Земле». | 1 | Контроль знаний | Письменная работа | Тестирование | Применять полученные знания на уроке | |||
68. | Итоговое обобщение. | 1 | Обобщающий | Работа в общих тетрадях | Фронтальный опрос | Применять полученные знания на практике | с. 166-173 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная интегрированная программа по физической культуре для 1-4 классов.Тематическое планирование 4 класс.
Образовательная программа имеет четко описанные цели,задачи,ожидаемые результаты и условия реализации программы.Содержание программы описание учебно-тематического планирования для 4 класса,оценку пока...
Тематическое планирование 2 класс окружающий мир, Плешаков
Здесь вы можете найти календароно-тематическое планирование с пояснительной запиской...
Календарно-тематическое планирование 5 класс биология ФГОС УМК Н.И.Сонин
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс УМК Н.И.Сонин...
Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс
Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...
Тематическое планирование 9 класс Сонин
Программа по биологии "Общая биология"...
календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)
Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...
Тематическое планирование 5 класс . Автор Сонин.
Тематическое планирование 5 класс. Биология. По учебнику Сонина....