Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы экономики"
рабочая программа по экономике
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего специального образования 111801 "Ветеринария"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУСПО «Калужский аграрный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Калуга, 2013
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ | 5 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ | 10 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ | 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
1.1. Области применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 111801 Ветеринария.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения экономической теории;
- принципы рыночной экономики;
- современное состояние и перспективы развития
сельского хозяйства и ветеринарии; - роли и организацию хозяйствующих субъектов в
рыночной экономике; - механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
- формы оплаты труда;
- стили управления, виды коммуникации;
- принципы делового общения в коллективе;
- управленческий цикл;
- особенности менеджмента в области
ветеринарии;
- сущность, цели, основные принципы и функции
маркетинга, его связь с менеджментом;
- формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 97 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 65 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 32 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной нагрузки | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 97 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 65 |
в том числе: | |
практические занятия | 26 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Основы экономики | 6 | |||
Тема 1.1. Сущность экономической теории и история ее развития. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие, предмет, функции экономической теории. | 1 | ||
2 | Этапы, основные положения развития науки. | 2 | ||
3 | Основные положения экономической теории. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучить и подготовить доклады по темам: Понятие и типы экономических систем. Макроэкономическое равновесие. | 1 | |||
Тема 1.2: Принципы рыночной экономики. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Рыночная экономика и ее преимущества. | 2 | ||
2 | Принципы рыночной экономики. | 2 | ||
3 | Цикличность развития рыночной экономики. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучить и законспектировать тему: Механизмы рыночного саморегулирования и его основные элементы. Понятие и типы экономических систем. Макроэкономическое равновесие. | 1 | |||
Раздел 2. Экономика отрасли. | 46 | |||
Тема 2.1. Особенности и перспективы развития сельского хозяйства. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Значение, современное состояние экономики и перспективы развития сельского хозяйства и ветеринарии. | 1,2 | ||
2 | Принципы и основные направления экономических преобразований в сельском хозяйстве. | 1,2 | ||
3 | Состав и структура АПК. Экономические взаимоотношения между предприятиями АПК. | 1,2 | ||
4 | Государственная поддержка отечественных товаропроизводителей. | 1,2 | ||
Практические занятия Определение специализации организации | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: Рынок как форма экономических связей между товаропроизводителями. Зарождение рыночного обмена товаров и возникновение денег. Сущность и особенности рыночных отношений в отрасли. Состав и структура рынка, рыночная инфраструктура. Конкуренция и ее виды. Причины образования и виды монополий. Специализация сельскохозяйственного производства. | 2 | |||
Тема 2.2. Организация в условиях рыночной экономики | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие юридического лица. Цели деятельности юридического лица. Понятие коммерческих и некоммерческих организаций. Порядок государственной регистрации юридических лиц и прекращение деятельности. Учредительные документы и их содержание. | 2 | ||
2 | Организационно-правовые формы организации. | 2,3 | ||
3 | Понятие предприятия. Понятие производственной структуры предприятия, производственного и технологического процессов. Основное и вспомогательное производство. Типы производства. Производственный цикл и его структура. Длительность производственного цикла. | 2,3 | ||
Практические занятия Определение организационно-правовых форм организаций | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с законодательными документами по проведению сравнительного анализа ОПФ коммерческих организаций с ОПФ некоммерческих. Составление конспекта. Подготовить рефераты по темам: Имущество и капитал организации. Внешнеэкономическая деятельность организации. | 2 | |||
Тема 2.3. Основные и оборотные средства | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие основных фондов и основных средств. Состав основных фондов предприятия. Классификация. Понятие и виды износа. Понятие амортизации, способы ее начисления. | 2,3 | ||
2 | Понятие оборотных фондов и оборотных средств предприятия. Состав и структура оборотных средств. | 2,3 | ||
Практические занятия Планирование и расчет основных и оборотных средств производства. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с учебной литературой, составление конспекта Значение основных фондов для предприятия Показатели эффективного использования основного капитала. Показатели эффективного использования оборотных средств. | 2 | |||
Тема 2.4. Земельные ресурсы. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Значение и особенности использования земли. | 2 | ||
2 | Состав, структура и состояние земельных ресурсов. | 2 | ||
3 | Факторы, определяющие структуру сельскохозяйственных угодий. | 2 | ||
4 | Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве и пути ее повышения. | 2,3 | ||
Практические занятия Расчет структуры земельного фонда сельскохозяйственного предприятия. Расчет экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: Государственный земельный кадастр и мониторинг. Бонитировка и экономическая оценка земли. | 2 | |||
Тема 2.5. Трудовые ресурсы. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие о трудовых ресурсах: | 2 | ||
2 | Формы организации труда: нормирование труда и виды норм; методы нормирования труда. | 2,3 | ||
3 | Оплата труда: сущность заработной платы и ее виды; формы и системы оплаты труда. | 2,3 | ||
Практические занятия обучающихся Определение показателей обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов. Начисление заработной платы работникам животноводства. | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: Факторы увеличения оплаты труда. Обеспеченность трудовыми ресурсами и сезонность их использования в сельском хозяйстве. Эффективность использования трудовых ресурсов и факторы роста производительности труда. | 2 | |||
Тема 2.6. Финансовые ресурсы. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие о финансовых ресурсах: сущность, функции и принципы финансов; источники формирования; доходы и расходы | 1 | ||
2 | Взаимоотношения организации с бюджетом: бюджетное финансирование. | 1 | ||
3 | Виды налогов: экономическое содержание, порядок исчисления и уплаты налогов | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по тема: Финансы и их роль в регулировании экономики. Государственный бюджет: его доходы и расходы. Денежно-кредитная система. Показатели эффективности использования финансовых ресурсов. | 2 | |||
Тема 2.7. Экономические показатели деятельности организации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Себестоимость продукции и издержки производства. | 2 | ||
2 | Понятие, функции, виды цен. Механизм ценообразования на продукцию (услуги). | 2 | ||
3 | Прибыль, доход, рентабельность. | 2 | ||
Практические занятия обучающихся Расчет основных технико-экономических показателей деятельности организации. Расчет цен основных видов сельскохозяйственной продукции и ее реализация. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Объяснить механизм рыночного ценообразования. Подготовить рефераты по темам: Образование и распределение прибыли организации. Норма прибыли и ее экономическая роль. Себестоимость продукции сельского хозяйства и пути ее снижения. Система цен на продукцию сельского хозяйства. | 2 | |||
Глава 3: Основы менеджмента | 29 | |||
Тема 3.1. Сущность современного менеджмента. Организация и ее среда. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Сущность и характерные черты современного менеджмента. | 2 | ||
2 | Цели и задачи менеджмента. | 2 | ||
3 | Принципы управления. | 2 | ||
4 | Объекты и субъекты управления. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по теме: Школы менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности ветеринарии. Организация, как форма существования людей. Условия возникновения организации. Организация как открытая система. | 2 | |||
Тема 3.2. Цикл управления. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. | 2 | ||
2 | Значение и содержание функций менеджмента. | 2 | ||
3 | Управленческий цикл. | 2 | ||
Практические занятия обучающихся Построение и анализ организационной структуры управления конкретного предприятия. Использование на практике методов планирования и организации работы подразделения с учетом особенностей менеджмента (по отраслям) в области ветеринарии. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: Значение и основные элементы мотивации. Основы формирования мотивационной политики организации. Практика мотивации труда. Основные теории мотивации. | 2 | |||
Тема 3.3. Методы управления | Содержание учебного материала | 5 | ||
1 | Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие. Социально-психологические отношения. | 2,3 | ||
2 | Информационные технологии в сфере управления. Коммуникация в системе управления. Виды, основные элементы и этапы коммуникации. Принципы делового общения в коллективе. Законы и приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения. | 2,3 | ||
3 | Сущность и элементы руководства. Стили управления. Управление конфликтами и стрессами. | 2,3 | ||
Практические занятия обучающихся Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор производственных ситуаций. Разбор ситуаций и принятие эффективных решений с использованием системы методов управления. Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций. | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства. Значение информации в управлении и требования, предъявляемые к ней. Особенности и правила ведения деловых бесед, совещаний и переговоров. Техника телефонных переговоров. Поза, мимика, жесты в процессе делового общения, их значение. Форма власти и влияния. Управление неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним. Подготовить презентацию на темы: Психология и этика делового общения. Деловой этикет. | 6 | |||
Раздел 4: Основы маркетинга | 16 | |||
Тема 4.1. Сущность и содержание маркетинга | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Сущность и цели маркетинга. | 1,2 | ||
2 | Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом. | 1,2 | ||
3 | Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации. | 1,2 | ||
Практические занятия обучающихся Отработка маркетинговых понятий и использование основных категорий маркетинга в практической деятельности. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат по теме: Маркетинг как экономическая категория. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Служба маркетинга, ее структура и типы. Управление и комплекс маркетинга. Составить схему модели маркетинга ветеринарной станции. | 2 | |||
Тема 4.2. Основные стратегии маркетинга. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие и роль сегментов рынка. Понятие целевого маркетинга. Основные критерии и принципы сегментирования. Способы и стратегии охвата рынка. Пути позиционирования товара на рынке. Понятие товара в маркетинге. Классификация товаров. Понятие нового товара в маркетинговой системе. | 1,2 | ||
2 | Типы рынков в зависимости от ценообразования. Цели ценообразования. Зависимость цены от спроса. Методы ценообразования. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами, скидки и демпинг. | 2,3 | ||
Практические занятия обучающихся Анализ ситуации на рынке товаров и услуг. Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Ассортиментная политика. Ценовые стратегии в маркетинге. Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры. Решение о товарной марке и маркировке. Рыночная атрибутика товара Бренд: понятие, создание, оценка стоимости | 4 | |||
Всего: | 97 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключением к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-методического материала: тестового материала, ситуационных задач, практических упражнений, плакатов;
- раздаточный материал;
- инструкционные карты.
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
- web-камера;
- сканер;
- принтер;
- DVD-проигрыватель;
- СD и DVD диски
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Алексунин В.А. Маркетинг: учебник СПО – М.: Дашков и К, 2012
- Белоусова С.П. Маркетинг: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2012
- Борисов Е. Ф. Основы экономической теории: учебное СПО – М. Высшая школа, 2012
- Драчева Е.Л. Юликов Л.И. Менеджмент: учебник СПО – М.: Академия, 2010
- Драчева Е.Л. Юликов Л.И. Менеджмент: практикум, учебное пособие СПО – М.: Академия, 2012
- Казначевская Г.Б. Менеджмент.- Ростов на Дону: Феникс, 2011
- Кнышева Е. Н. Менеджмент: учебное пособие М.И.Д Форум – ИНФРА – М. 2011
- Минаков И. А., Сабетова Л. А., Куликов Н.И. и др. Экономика сельского хозяйства – М. Колос 2010,
Дополнительные источники:
- Полукаров В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2008
- Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник – М.: Академия,2008
- КибановФ.Я. Управление персоналом: учебное пособие - М: Кнорус, 2008
- Котляров И.Д. Маркетинг: учебное пособие ВУЗ – М.: Эксмо, 2010
Интернет-ресурсы:
- Интернет – ресурс «Экономика организации». Форма доступа: www.ofguu.ru/_files/Экономика организаци.pdf
- Интернет - ресурс «Наука и техника, экономика и бизнес» Форма доступа: www.nauki-online.ru/ekonomika
- Интернет – ресурс http://www.economy.gov.ru/
- Интернет – ресурс http://econolinks.boom.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНИЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации; | Экспертная оценка знаний и умений, приобретенных в процессе практических заданий |
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; | |
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг. | |
Знания: | |
основные положения экономической теории; | Устный и письменный опрос, тестирование, самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Решение проблемных ситуаций. |
принципы рыночной экономики; | |
современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и ветеринарии; | |
роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; | |
механизмы ценообразования на продукцию (услуги); | |
формы оплаты труда; | |
стили управления, виды коммуникации; | |
принципы делового общения в коллективе; | |
управленческий цикл; | |
особенности менеджмента в области ветеринарии; | |
сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом; | |
формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации. |
Разработчик: ГБОУ СПО «Калужский аграрный колледж»
ГБОУ СПО «Калужский
аграрный колледж» преподаватель И.Ю.Бажанова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Региональной экономики
Рабочая программа по дисциплине Региональная экономика...

Рабочая программа учебной дисциплины Экономика образовательного учреждения Специальность 050146
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономика образовательного учреждения 1.1. Область применения...

Рабочая программа по дисциплине "Экономика и менеджмент"
Эта рабочая программа разработана для специальности "Компьютерные сети" в соответствии с ФГОС нового поколения....

Рабочие программы по факультативу "Экономика"
Данная рабочая программа предполагает расширенное изучение раздела "Экономика" из обществоведческого курса...

Рабочая программа Математика в экономике
Представляю Рабочую программу для элективного курса Математика в экономике....
Рабочая программа курса "Основы экономики" для 10 класса специальной (коррекционной ) школы 8 вида
...

Рабочая программа электива по экономике.
Электив по экономике преподается в 10 или 11 классе 1 час в неделю....