Рабочая программа учебной дисциплины Экономика образовательного учреждения Специальность 050146
рабочая программа по экономике по теме
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика образовательного учреждения
1.1. Область применения программы
Учебная дисциплина введена за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО
050146 Преподавание в начальных классах в соответствии с потребностями работодателей и спецификой образовательного учреждения.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 050146 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа может быть использована в образовании по специальности 050141 Физическая культура.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессиональ-ного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь представление об основных принципах рыночной экономики, основных проблемах рыночной экономики на микро - и макроуровне, проблемах развития рынка в Российской Федерации, аспектах экономической деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделениях.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основы организации хозяйственной деятельности фирмы;
- характер микро - и макроэкономических проблем рынка;
- основы организации экономической деятельности образовательных учреждений;
- хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности в образовательном учреждении;
- состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов на содержание образовательного учреждения;
- виды внебюджетных средств, источники поступления, формы организации предпринимательской деятельности;
- методику бизнес - планирования;
- организацию труда и заработной платы в образовательном учреждении.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа; самостоятельной работы обучающегося 21 час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya_050146_novaya.doc | 270 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент общего и профессионального образования
Брянской области
ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж
имени А.С. Пушкина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Специальность 050146 Преподавание в начальных классах,
Сураж, 2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности 050146 Преподавание в начальных классах
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»
Разработчик:
Радькова Лариса Степановна, преподаватель общественных дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им.А.С. Пушкина»
Рекомендована предметно-цикловой комиссией психолого-педагоги-ческих и общественных дисциплин, протокол № ___ от __________ 2011 г.
Заключение методического совета № _______ от ___________ 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 6
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ 17
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 19
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика образовательного учреждения
- Область применения программы
Учебная дисциплина введена за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО
050146 Преподавание в начальных классах в соответствии с потребностями работодателей и спецификой образовательного учреждения.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 050146 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа может быть использована в образовании по специальности 050141 Физическая культура.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессиональ-ного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь представление об основных принципах рыночной экономики, основных проблемах рыночной экономики на микро - и макроуровне, проблемах развития рынка в Российской Федерации, аспектах экономической деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделениях.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основы организации хозяйственной деятельности фирмы;
- характер микро - и макроэкономических проблем рынка;
- основы организации экономической деятельности образовательных учреждений;
- хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности в образовательном учреждении;
- состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов на содержание образовательного учреждения;
- виды внебюджетных средств, источники поступления, формы организации предпринимательской деятельности;
- методику бизнес - планирования;
- организацию труда и заработной платы в образовательном учреждении.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа; самостоятельной работы обучающегося 21 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 63 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: |
лабораторные работы |
практические занятия |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 21 |
в том числе: |
индивидуальных заданий |
внеаудиторная самостоятельная работа | 21 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика образовательного учреждения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Экономика и ее основные проблемы. Микроэкономика | 22 |
Тема 1.1. Сущность и организация бизнеса. | Содержание учебного материала | 4 |
Введение. Экономика как система жизнеобеспечения общества и как наука, исследующая проблемы производства, распределения и потребления. Понятия о типах экономических систем. Понятие о фирме и экономических основах ее деятельности. Экономическое значение предпринимательства и ее движущие мотивы. Различия между коммерческими и неприбыльными организациями. Правовые основы деятельности фирмы в Российской Федерации. | 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по разделу «Микроэкономика». Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Сопоставление различных экономических систем по степени эффективности решения главных проблем экономики. | 2 |
Тема 1.2. Ресурсы. | Содержание учебного материала | 1 |
Понятие об ограниченности ресурсов, ее влияние на экономическую жизнь общества. Последствия ограниченности ресурсов и их проявление в экономике России. | 3 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольная работа |
Самостоятельная работа обучающихся. |
Тема 1.3. Механизмы рыночного ценообразования. Конкуренция. Экономические основы деятельности фирмы. | Содержание учебного материала | 5 |
Формирование рыночных цен и их значение для покупателей и продавцов. Роль цены в экономической жизни общества. Механизмы формирования и изменения рыночных цен. Понятие о конкуренции. Значение конкуренции в решении проблемы эффективного распределения ограниченных ресурсов. Проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Возможные источники капитала для создания и развития фирм. Основные принципы коммерческого расчета. | 3 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Расчетно-графическая работа. Изображение кривой спроса и предложения на основе заданных показателей. 2. Экономический анализ динамики спроса и предложения. | 3 |
Тема 1.4. Антимонопольное регулирование. | Содержание учебного материала | 1 |
Понятие о монополии и ее разновидностях. Причины и закономерности возникновения монополии. Методы ограничения монополистической деятельности. Естественные монополии. Антимонопольное регулирование и его эффективность. | 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия. |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Экономический анализ процесса монополизации экономики | 2 |
Тема 1.5. Доходы населения. | Содержание учебного материала | 2 |
Источники доходов граждан, причины их различия. Заработная плата как основной вид доходов наемных работников. Предпринимательская деятельность и прибыль. | 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольная работа |
Самостоятельная работа обучающихся. |
Тема 1.6. Регулирование социально-экономических проблем. | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие о границах возможностей рынка в решении проблем социально-экономического развития. Слабость рынка как причина вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Понятие об общественных благах. | 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольная работа |
Самостоятельная работа обучающихся. |
Раздел 2. Макроэкономика. | 23 |
Тема 2.1. Основные проблемы макроэкономики. Структура экономики страны. | Содержание учебного материала | 4 |
Макроэкономика как сфера знаний о процессах развития национальной экономики. Основные макроэкономические проблемы современной России. Структура экономики страны как макроэкономический показатель. Структура экономики развитых и развивающихся стран, ее динамика. Отраслевая структура экономики Российской Федерации. | 3 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольная работа |
Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Сравнительный анализ структуры экономики развитых и развивающихся стран. 2. Выявление факторов, определяющих структуру экономики государства | 2 |
Тема 2.2. Финансы. Денежно-кредитная и налоговая системы. | Содержание учебного материала | 3 |
Основы финансового устройства государства. Понятие о государственном бюджете и механизмах его формирования. Закономерности изменения доходов и расходов государства и проблемы рационализации бюджета. Деньги и банки в современной экономике. Типы фискальной политики их влияние на экономику. Понятие о налогах и основные типы налоговых систем. | 3 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Налогообложение в России и перспективы его совершенствования. | 2 |
Тема 2.3. Инфляционные процессы. | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие инфляции. Причины и закономерности возникновения и развития инфляции. Типы и масштабы инфляции. Классификация инфляции по масштабам роста цен: вялая, галопирующая, гиперинфляция. Влияние инфляции на экономическую и политическую ситуацию. Методы борьбы с инфляцией. | 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся. |
Тема 2.4. Безработица. | Содержание учебного материала | 1 |
Понятие о безработице. Причины возникновения и типы безработицы. Ее динамика. Проблемы безработицы в России, методы борьбы с безработицей. | 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольная работа |
Самостоятельная работа обучающихся. |
Тема 2.5. Проблемы экономического роста. | Содержание учебного материала | 1 |
Понятие об экономическом росте и методах его измерения. Основные виды макроэкономических показателей. Источники экономического роста. Взаимосвязь между темпами экономического роста, инфляцией и безработицей. | 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольная работа |
Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Мировой опыт использования иностранных инвестиций для регулирования технического развития и ускорения экономического роста. Особенности использования иностранных инвестиций в России. | 2 |
Тема 2.6. Микро - и макроэкономические проблемы современной России. | Содержание учебного материала | 2 |
Сущность экономических процессов в условиях формирования рыночной экономики. Рынки факторов производства и проблемы их создания в России. Антимонопольное регулирование в России и его эффективность. | 3 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольная работа |
Самостоятельная работа обучающихся. |
Тема 2.7. Мировая экономика: основные характеристики. | Содержание учебного материала | 1 |
Мировая экономика и ее эволюция. Экономические основы международной торговли. Международное разделение труда на мировом рынке. Внешняя торговля и национальная экономика. Мировой рынок товаров услуг и валют. | 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа: Подготовка сообщений по теме. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы (подготовка рефератов):
| 2 |
Тема 2.8. Основы бизнеса | Содержание учебного материала | 1 |
Капитал и его оборот. Способы ускорения оборота капитала. Производственный капитал. Сохранение и возмещение стоимости основного капитала. Амортизационный фонд и норма амортизации. | 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся. |
Раздел 3. Экономическая деятельность в образовательном учреждении. | 5 |
Тема 3.1. Рыночная экономика и аспекты экономической деятельности. | Содержание учебного материала | 1 |
Законодательные основы функционирования системы образования РФ. Автономия образовательных учреждений: понятия, экономический аспект. Образовательные услуги в обществе с рыночной системой отношений. | 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольная работа |
Самостоятельная работа обучающихся. |
Тема 3.2. Хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности в образовательном учреждении. | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие системы образования. Структура и динамика преобразований системы образования в России. Особенности образовательного учреждения как некоммерческой организации | 3 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольная работа |
Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по разделу «Общая характеристика системы образования Российской Федерации». Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Спрос на образовательные услуги и их предложение. Тенденции и перспективы развития образования. | 2 |
Раздел 4. Финансирование системы образования. | 6 |
Тема 4.1. Финансовый механизм современной ной системы образования. | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие финансирования, финансово-хозяйственного механизма. Основные функции участников финансирования образования. Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в России. Бюджетная смета как основной финансовый документ образовательного учреждения. Расчет сметы образовательного учреждения. Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в России. | 3 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольная работа |
Самостоятельная работа обучающихся. |
Тема 4.2. Внебюджетное финансирование системы образования. | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие внебюджетной деятельности. Основные направления и виды внебюджетной деятельности. Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности. Классификация внебюджетных доходов. Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности. | 3 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа по разделу: «Финансирование системы образования». Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: понятие и законодательная база налогообложения. Объекты налогообложения в сфере образования. Налоговые льготы для образовательных учреждений. | 2 |
Раздел 5. Бизнес – планирование в условиях рыночных отношений. | 5 |
Тема 5.1. Бизнес – планирование. | Содержание учебного материала |
Сущность, необходимость и место бизнес – планирования в системе управления образовательной организацией. Виды и формы планирования. Основные типы и виды бизнес – планов. | 3 | 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа по разделу: «Бизнес – планирование в условиях рыночных отношений». Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Структура, функции и содержание разделов бизнес – плана. | 2 |
Раздел 6. Организация и оплата труда в образовательных учреждениях. | 2 |
Тема 6.1. Кадровое обеспечение и материальное стимулирование работников сферы образования. | Содержание учебного материала |
Своеобразие педагогического труда с экономической точки зрения. Кадровое обеспечение. Рабочее время как единица измерения педагогического труда. Сущность и условия оплаты труда педагогических работников в современных условиях. Материальное стимулирование работников сферы образования. | 2 | 3 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольная работа |
Самостоятельная работа обучающихся. |
Всего: | 63 |
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы осуществляется в кабинете общественных дисциплин, оборудованном ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации по экономике образовательного учреждения.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Борисов Е.Ф. Основы экономики: - М.: ЮРИСТЪ, 2010
2. Захарчук Л.А. Экономика образовательного учреждения: учебное пособие: - М.: ФОРТУМ: МНФРА –М, 2010. – 104 с. – (Профессиональное образование).
3. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: учебное пособие6 в 2 кн. – М.: 2010. – 224 с.
4. Педагогика профессионального образования: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.
4. Муравьева Т.В. Экономика фирмы: учебное пособие для студентов СПО, 2010. – 400 с.
5. Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчётах). – М.: Инфро – М, 2010. – 256 с.
Дополнительные источники:
1. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандера. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИДАНА, 2010. – 718 с.
2. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений. М., 2010.
3. Учитель. Профессиональный педагогический журнал. ООО «Приоритет – МВ».
4. Народное образование. Журнал Министерства образования РФ. Издательский дом «Народное образование».
5. Электронный ресурс «Экономика организации». Форма доступа: www.ofguu.ru/ files/Экономика организации.
6. Электронный ресурс «Наука и техника, экономика и бизнес». Форма доступа: www.nauki-online.ru/ekonomika
7.Экономика организации – реферат. Форма доступа: www.BestReferat.ru/referat-61034.html
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля оценки результатов обучения |
Умения: |
Иметь представление об основных принципах рыночной экономики, аспектах экономической деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделений | Индивидуальные задания |
Знания: |
Основ организации экономической деятельности образовательных учреждений | Тестирование |
Хозяйственного механизма, формы и структуры организации экономической деятельности в образовательном учреждении | домашняя работа |
Состава и особенностей сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов на содержание образовательного учреждения | Индивидуальные задания |
Видов внебюджетных средств, источников поступления, форм организации предпринимательской деятельности | Тестирование |
Методики бизнес-планирования | индивидуальные задания. |
Организации труда и заработной платы в образовательном учреждении | Тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Навашинский судомеханический техникум». Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» ...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации»
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» разработана наоснове ФГОС СПО по специальности 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних санитарно-технических устройств, кондиционирования ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ"
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...
Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт,2014 год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа учебной дисциплины английский язык по специальности среднего профессионального образования: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального об...
Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» по специальности 43.02.10 «Туризм», укрупненной группы специальностей 43.00.00 «СЕРВИС И ТУРИЗМ».
Рабочая программа учебной дисциплины Иностранный язык является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.10 «Туризм», укрупненной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» для специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
Программа учебной дисциплины «Физическая культура», рекомендуемая для освоения студентами, отнесенными по результатам медицинского осмотра к основной медицинской и подготовительной медицин...