Рабочая программа электива по экономике.
элективный курс по обществознанию (10 класс) по теме
Электив по экономике преподается в 10 или 11 классе 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektiva_po_ekonomike.docx | 57.09 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ программа электива
по ЭКОНОМИКЕ: «Основы рыночной экономики»..
В одном из послании президента Д.А. Медведева к Федеральному собранию была обозначена главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Профильное обучение на старшей ступени ориентировано на развитие личностных, познавательных и созидательных способностей обучающихся, а также способствует созданию условий для успешной социализации молодежи в современном социуме, её активной адаптации на рынке интеллектуального труда.
XXI век – это век научно-технического прогресса, развития экономического и производственного потенциала страны, все более значимым становится воспитание творческой, высокообразованной, высококвалифицированной личности в сфере таких наук как информатика, информационные технологии, экономика, экономическое планирование и др. Эффективности освоения учащимися образовательных учреждений первоначальных профессиональных знаний, умений навыков в области экономики, экономического планирования способствует проведение элективного курса «Основы рыночной экономике».
Программа курса согласуется с БУП, в котором к обязательным базовым общеобразовательным учебным предметам – учебным предметам федерального компонента, направленным на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся, наряду с русским языком, литературой, математикой относится интегрированный учебный предмет Обществознание (включая экономику и право). Для большей практической направленности предмета «Обществознание», в систему вариативной части учебного плана может быть включен данный элективный курс. Он не просто расширяет эту образовательную область через увеличение количества часов, но и помогает старшеклассникам в подготовке к ЕГЭ, одной из тенденций которого, в последние годы, стала увеличение практических и теоретических заданий по экономике.
Новизна темы спецкурса состоит в том, что она направлена на отработку умений и навыков, компетентностей, которые позволят в дальнейшем молодым людям решать такие жизненные проблемы, например, как составление семейного бюджета, повышение собственной производительности труда, определение уровня инфляции и т.п.В основу программы положена идея социализации учащихся, подготовки их к освоению социальных ролей (семьянина, труженика, менеджера, финансиста) и базовых экономических, социальных, коммуникативных компетенций. В программе элективного курса конкретизируются следующие идеи: создание основы для осознанного выбора и последующего освоения программ высшего профессионального образования выпускниками школы, адаптация обучающихся к жизни в обществе.
Программа предусматривает возможность координации и интеграции с уже существующими образовательными программами по данному направлению такими как: «Основы экономических знаний» (Л.Л. Любимов, Н.А. Ранева), «Основы бизнеса и предпринимательства» (И.В. Липсиц), «Прикладная экономика» (коллектив педагогов, психологов, ученых-экономистов под руководством Г.Т. Шапиро).
Цели курса:
- Формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
- Развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний.
- Воспитания ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи курса:
- Формирование умения экономического анализа общественных явлений и событий;
- Развитие умения критического осмысления экономической информации, поступающей из разных источников, формирование на этой основе собственных заключений и суждений.
Способствовать освоению типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
- Объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; последствия инфляции;
- Сравнивать/различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых;
- Применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары.
Планируемые результаты обучения:
По окончании изучения курса учащиеся:
Получат навыки рационального экономического поведения;
Овладеют некоторыми методами самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях;
Овладеют рядом экономических понятий и научатся применять их на практике;
Получат навыки решения практических задач по экономике.
Основные методы работы:
- Решение задач;
- Лекция;
- Дискуссия;
- Деловая игра;
- Подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
- «мозговой штурм».
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и решениями задач, ответами на тесты, творческие работы (электронные презентации, эссе, портреты экономистов), защита проектов.
Технические средства и оборудование, необходимое учителю для проведения занятий: компьютер, мультимедиапроектор, видеомагнитофон, телевизор, экран.
Итогом работы по данному курсу может стать защита проектов.
Элективный курс рассчитан на 34 часа.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |||
Лекция | Практика | Игра | Семинар | ||||
Введение. | 1 | 1 | конспект | ||||
1. | Основы хозяйственной жизни человека | 1 | 1 | 1 | Мини – тест | ||
2. | Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы | 1 | 1 | 1 | самостоятельная работа на построение графика по заданным величинам | ||
3. | Типы экономических систем | 2 | 1 | 1 | Эссе | ||
4. | Спрос, предложение, рыночное равновесие | 2 | 1 | 1 | Тренинг «Связанные рынки». | ||
5. | Как работает рынок. | 2 | 1 | 1 | эссе | ||
6. | Деньги и денежное обращение | 2 | 1 | 1 | 1 | Тренинг «Люди и деньги» | |
7 | Банковская система. | 2 | 1 | 1 | Мини-тест | ||
8. | Рынок труда. | 2 | 1 | 1 | Мини-тест | ||
9. | Социальные проблемы рынка труда. | 2 | 1 | 1 | Мини-тест | ||
10. | Экономические проблемы безработицы. | 2 | 1 | 1 | Эссе | ||
11. | Что такое фирма и как она действует на рынке. | 2 | 1 | 1 | Эссе | ||
12. | Бюджет семьи. | 2 | 1 | 1 | презентации | ||
13. | Экономические задачи государства. | 2 | 2 | конспект | |||
14. | Государственные финансы. | 1 | 1 | эссе | |||
15. | Экономический рост. | 2 | 1 | 1 | самостоятельная работа | ||
16. | Организация международной торговли. | 2 | 1 | 1 | Мини-тест | ||
17. | Экономическое устройство России на рубеже XX – XXI вв. | 2 | 1 | 1 | Эссе | ||
Итоговое занятие | 2 | 1 | Защита проектов | ||||
Итого | 34 | 17 | 11 | 2 | 6 |
Программа курса.
Введение. Цели и задачи курса (1 час).
Назначение курса. Формы организации и проведения занятий. Важность практической деятельности в жизни человека.
Тема 1. Основы хозяйственной жизни человека (1час).
Специализация, производительность труда, торговля. Деловая игра «Бумажная фабрика».
Тема 2. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы (1 час).
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативная стоимость. Решение задач на построение кривой производственных возможностей. Деловая игра «Обмен».
Тема 3. Типы экономических систем (2 часа).
Традиционная экономическая система. Командно – административная экономическая система. Рыночная экономическая система. Смешанная экономическая система. Решение задач на определение типов экономических систем.
Тема 4. Спрос, предложение, рыночное равновесие (2 часа).
Спрос и закон спроса. Предложение и закон предложения. Задачи на построение кривых спроса и предложения. Рыночное равновесие. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Решение задач на определение равновесной цены и равновесного количества товара. Эластичность спроса и предложения. Определение эластичности спроса и предложения. Тема 5. Как работает рынок (2 часа).
Формирование рыночных цен. Рынок на практике, или как реально организована торговля.
Тема 6. Деньги и денежное обращение (2 часа).
Причины возникновения и формы денег. Функции денег в современной экономике.
Тема 7. Банковская система (2 часа).
Причины появления и виды банков. Принципы кредитования.
Тема 8. Человек на рынке труда (2часа).
Экономическая природа рынка труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит.
Тема 9. Социальные проблемы рынка труда (2 часа).
Профсоюзы и трудовые конфликты. Социальные факторы формирования заработной платы.
Тема 10. Экономические проблемы безработицы (2 часа).
Занятые и безработные. Измерение безработицы. Причины и формы безработицы. Последствия безработицы. Государственное регулирование занятости. Трудовой потенциал региона. Решение задач на определение уровня безработицы и занятости.
Тема 11. Что такое фирма и как она действует на рынке (2 часа).
Причины создания фирм. Экономические основы деятельности. Предприниматель. Условия успешного бизнеса.
Тема 12. Бюджет семьи (2 часа).
Доходы и расходы семьи. Инфляция и семейная экономика. Планирование месячного семейного бюджета (составление презентации). Эрнст Энгель. Решение задач на определение реального и номинального доходов.
Тема 13. Экономические задачи государства (2 часа).
Причины и формы участия государства в регулировании экономики. Макроэкономические процессе в экономике страны.
Тема 14. Государственные финансы (1 час).
Доходы/расходы бюджета. Бюджетный дефицит. Анализ источников финансирования бюджетного дефицита. Региональная бюджетно-налоговая система. История социально-экономических преобразований в финансовой сфере в России. Министры финансов России XIX – XX вв. Эссе по теме: «Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан» (И. Этвес).
Тема 15. Экономический рост (2 часа).
Понятие экономического роста и причины его ускорения. Экономические проблемы человечества в XXI веке.
Тема 16. Организация международной торговли (2 часа).
Влияние международной торговли на экономику страны. Валютный рынок и конвертируемость валют.
Тема 17. Экономическое устройство России на рубеже ХХ – ХХI вв. (2 часа).
Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации.
Итоговая работа. Защита проектов (1 час).
Примерные темы проектов:
1. Текущая ситуация в экономике РФ.
2. В какой валюте хранить сбережения?
3. Какая профессия самая нужная в нашей стране?
4. Какая профессия самая нужная в Московской области?
4. Почему растут цены?
Литература:
Нормативные документы:
Сборник нормативных документов. Экономика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа,2006.
Литература для учителя:
1. Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику»: пособие для учителя. – М: «Вита-Пресс», 1998.
3. Буфетова А.Н., Веселая Л.С. и др. Задачи олимпиады школьников по экономике// Экономика. Вопросы школьного экономического образования. – 2009. - №2.
4. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Экономика в задачах: 50 непростых задач о предложении денег…. – М.: Начала-Пресс, 1995.
5. Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно – методическое пособие для учителей / Под. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб, 2005.
- Практикум по основам экономической теории: Уч. пособие для 10-11 кл. Профильный уровень образования./ С.И. Иванов и др. – М.: Вита-пресс, 2006.
- Преподавание курса «Основы экономической теории»: Пособие для учителя 10-11 кл./ Под ред. С.И. Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2001.
- CD- диск: 1С:Школа. Экономика, 9-11 кл. Практикум.(электронный ресурс)
- СD – диск: Основы экономической теории, 9-11 класс. (электронный ресурс)
- Синявская Э.Г. Вариант задания вступительных испытаний по обществознанию, предлагавшийся на открытой олимпиаде (для абитуриентов отделений экономики и менеджмента, 2007)// Экономика. Вопросы школьного экономического образования. – 2009, - №1.
- Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания. – Ярославль, 2003.
- Экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М.: «Проспект», 2005.
- Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты/ авт.-сост. О.И. Медведева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по экономике на 2011 – 2012 учебный год.
1. | Введение. Цели и задачи курса. | 1 | |
Тема 1. Основы хозяйственной жизни человека. | 1 | ||
2. | Основы хозяйственной жизни человека. | 1 | |
Тема 2. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. | 1 | ||
3. | Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. | 1 | |
Тема3. Типы экономических систем. | 2 | ||
4. | Типы экономических систем. Традиционная и рыночная система. | 1 | |
5. | Типы экономических систем. Командная и смешанная экономические системы. | 1 | |
Тема4. Спрос, предложение, рыночное равновесие. | 2 | ||
6. | Что такое спрос. | 1 | |
7. | От чего зависит предложение товаров. | 1 | |
Тема 5. Как работает рынок. | 2 | ||
8. | Формирование рыночных цен. | 1 | |
9. | Рынок на практике, или Как реально организована торговля. | 1 | |
Тема 6. Деньги и денежное обращение. | |||
10. | Причины возникновения и формы денег. | 1 | |
11. | Функции денег в современной экономике. | 1 | |
Тема 7. Банковская система. | 2 | ||
12. | Причины появления и виды банков. | 1 | |
13. | Принципы кредитования. | 1 | |
Тема 8. Человек на рынке труда. | 2 | ||
14. | Экономическая природа рынка труда. | 1 | |
15. | Что такое заработная плата и от чего она зависит. | 1 | |
Тема 9. Социальные проблемы рынка труда. | 2 | ||
16. | Профсоюзы и трудовые конфликты. | 1 | |
17. | Социальные факторы формирования заработной платы. | 1 | |
Тема 10. Экономические проблемы безработицы. | 2 | ||
18. | Причины и виды безработицы. | 1 | |
19. | Как можно сократить безработицу. | 1 | |
Тема 11. Что такое фирма и как она действует на рынке. | 2 | ||
20. | Экономические основы деятельности фирмы. | 1 | |
21. | Условия создания успешного бизнеса. | 1 | |
Тема 12. Бюджет семьи. | 2 | ||
22. | Доходы и расходы семьи. Влияние инфляции на семейную экономику. | 1 | |
23. | Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. | 1 | |
Тема 13. Экономические задачи государства. | 2 | ||
24. | Причины и формы участия государства в регулировании экономики. | 1 | |
25. | Макроэкономические процессы в экономике страны. | 1 | |
Тема 14. Государственные финансы. | 2 | ||
26. | Налоги как источники доходов государства. Государственный бюджет. | 1 | |
27. | Экономический рост и возможности его ускорения. | 1 | |
Тема 15. Экономический рост. | 2 | ||
28. | Экономические проблемы в XXI веке. | 1 | |
29. | Международная торговля и ее влияние на экономику страны. | 1 | |
Тема 16.Организация международной торговли. | 2 | ||
30. | Валютный рынок и конвертируемость валют. | 1 | |
31. | К какой категории относится экономика России. | 1 | |
Тема 17. Экономическое устройство России на рубеже ХХ – XXI вв. Экономика России в начале XXI века. | 2 | ||
32. | Экономика России. | 1 | |
33. | Формирование экономики переходного типа в РФ. | 1 | |
34. | Итоговое повторение курса. | 1 |
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников. Программа предлагает логичную последовательность изучения экономических вопросов.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
- человек и фирма;
- человек и государство;
- экономика домашнего хозяйства.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
Цели
Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования или раздела экономики в предмете «Обществоведение».
Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Сокращение объёма учебного времени на 1 час объясняется тем, что в условиях Крайнего Севера вводятся дополнительные каникулы (сокращение производится за счёт резервного времени).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Экономика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
Содержательные линии | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе | Дидактические единицы | |
10 (11) класс | ||||
Наименование | Кол – во часов в раб. пр. | |||
Экономика и экономическая наука | 2 | 2 | Что изучает экономическая наука Альтернативная стоимость. Факторы производства. | 1 1 |
Экономические системы | 2 | 2 | Типы экономических систем. Конкуренция. | 1 1 |
Семейная экономика | 3 | 3 | Семейная экономика. Потребители. Неравенство доходов: причины, меры социальной поддержки. Сбережения. Страхование. | 1 1 1 |
Рынок | 3 | 3 | Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Рыночное равновесие. | 1 1 1 |
Фирма | 4 | 4 | Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Основные организационные формы бизнеса. Основные источники финансирования бизнеса. | 1 1 1 1 |
Роль государства в экономике | 3 | 3 | Роль государства в экономике. Государственные доходы и расходы. Основы фискальной политики государства. | 1 1 1 |
ВВП, его структура и динамика | 2 | 2 | Понятие ВВП и его структура. Экономический рост. Экономические циклы. | 1 1 |
Рынок труда и безработица | 2 | 2 | Рынок труда и безработица. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. | 1 1 |
Деньги, банки, инфляция | 4 | 4 | Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Виды, причины и последствия инфляции. Основы денежной (монетарной) политики государства. | 1 1 1 1 |
Элементы международной экономики | 2 | 2 | Экономические причины международной торговли. Курсы валют. | 1 1 |
Основные проблемы экономики России | 3 | 3 | Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России. Россия в мировой экономике. | 1 1 1 |
Резерв учебного времени | 5 | 4 | Резервное время используется для проведения лабораторных, самостоятельных и практических работ | 4 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 час)
Экономика и экономическая наука (2 час)
Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.
Экономические системы (2 час)
Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.
Семейная экономика (3 час)
Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки. Сбережения. Страховании.
Рынок (3 час)
Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие Основные рыночные структуры.
Фирма (4 час)
Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг.
Роль государства в экономике (3 час)
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы фискальной политики государства.
ВВП, его структура и динамика (2 час)
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Рынок труда и безработица (2 час)
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Деньги, банки, инфляция (4 час)
Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
Элементы международной экономики (2 час)
Экономические причины международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
Основные проблемы экономики России (3 час)
Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике.
Резерв учебного времени 4 часа.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по экономическим вопросам.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа электива по литературе для 10 класса
Элективный курс "Учимся понимать поэзию"....
Рабочая программа электива "Психология и выбор профессии" для 9 класса
Материал для психологов, преподавателей элективных курсов по профессиональному самоопределению старшеклассников....
рабочая программа электива по математике в 9 классе
рабочая программа элективного учебного роедмета по математике "Решение математических задач повышенной сложности"...
Рабочая программа электива "Развивайте дар слова"
Данная программа рассчитана на учащихся 10 (11) классов общеобразовательных школ, готовящихся к новой форме аттестации – ЕГЭ....
Рабочая программа электива в 11 классе
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзаме...
Рабочая программа электива "Деловой русский язык" 9 класс
Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" 9 класс...
Рабочая программа электива "Добро пожаловать в Великобританию"
Данная рабочая программа поможет учителю познакомить учащихся с культурой и историей изучаемого языка...