Рабочие программы по факультативу "Экономика"
рабочая программа по экономике (9 класс) на тему
Данная рабочая программа предполагает расширенное изучение раздела "Экономика" из обществоведческого курса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Салемальская школа-интернат среднего/полного/общего образования
Рабочая программа элективного курса
«Три ступени к миру бизнеса»
с.Салемал,2012г.
Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Салемальская школа-интернат среднего/полного/общего образования
«Согласовано» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО ________/Л.А.Кошкина Протокол № ___ от «__» _________ 2012 г. | Заместитель директора школы- интернат по МР ______С.Л.Бакинова «__» _________ 2012 г.
| Директор школы- интернат _________Г.Н. Ченцова Приказ №__ от «__»__________2012 г. |
Рабочая программа
элективного курса
«Три ступени к миру бизнеса»
для учащихся 9 класса
Составитель: Шаповалов А.В.
учитель истории и обществознания
с.Салемал, 2012г.
Рабочая программа элективного курса
«Три ступени старта к миру бизнеса»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана на основе сборника программ элективных курсов: Программы элективных курсов. Обществознание. Литература. Экономика. Предпрофилъное обучение. 9 класс /
авт.-сост. С. К. Семенина. — М.: Дрофа, 2006.
Программа элективного курса «Три ступени старта к миру бизнеса» базируется на концепции технолого-экономического образования школьников. Курс предпрофильной подготовки разработан для 9 класса основной школы и сопровождает экономические разделы образовательных областей «Обществознание» и «Технология», осуществляя межпредметные связи путем выделения самых значимых интересных общих вопросов экономической науки и практики.
В настоящее время для нашей страны подобный широкий взгляд на систему экономического образования необходим. Данный подход является наиболее плодотворным, так как позволяет представлять социальные науки (особенно экономику) в связке с практическим применением для налаживания производства и здоровой экономической системы в России. Отличительные черты курса тщательно отобранный и структурированный материал
по основам экономической науки, представленный интенсивно в активных формах для экономии времени и улучшения усвоения теоретических знаний; теоретический материал, органично перетекающий в практико-ориентированную деятельность учащихся, которая становится базой для практических умений в области предпринимательской деятельности и позволяет осознанно принять решение о самореализации в области бизнеса.
Курс предоставляет широкие возможности для развития творческой активности школьников, так как включает пробу личностной готовности к деятельности в качестве свободного предпринимателя, которая позволяет воплотить в жизнь свою идею, даже получить некоторый «материальный результат» в виде так называемого «продукта», что является дополнительным стимулом для дальнейшей работы. Не случайно в данном курсе школьники ориентируются на конкретную сферу предпринимательской деятельности — производство. Такой подход закладывает основу грамотных экономических отношений
и приоритетов еще на уровне обучения в школе.
Программа также позволяет девятиклассникам осознать необходимость соблюдения этических норм в области экономических отношений. Ненавязчивое преподнесение теоретических знаний в области экономики и явная их необходимость в последующей практической работе и
в реализации своей идеи позволяют мотивировать к дальнейшему получению образования и осознанному выбору не только профиля дальнейшего обучения, но и основного направления собственной трудовой деятельности. Актуальность и массовая востребованность курса могут быть обоснованы также тем, что каждый обучающийся в процессе самоопределения дальнейшей трудовой деятельности и образовательной траектории должен осознать прежде всего возможность двойного направления этой
деятельности — полная свобода, творчество, самостоятельность и риск, т. е. предпринимательство или работа по найму в конкретной сфере, узкопрофилированной, в которой необходима будет та или иная дальнейшая образовательная траектория.
Основные цели курса:
развить у учащихся творческую активность;
формировать у учащихся экономическое мышление, а также систему практически ориентированных знаний, умений и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, что должно подготовить их
к принятию решения о возможности самостоятельной
предпринимательской деятельности, дальнейшего обучения и карьеры в области экономики и предпринимательства;
воспитывать у школьников предпринимательскую культуру.
Образовательные задачи курса:
формировать базовый уровень экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации и профильной ориентации школьников;
привить школьникам, практические навыки принятия обоснованных экономических решений;
развивать представления о предпринимательской деятельности, саморазвитии и самореализации;
формировать первоначальные умения, необходимые для участия в предпринимательской деятельности;
развивать у учащихся способности самостоятельно осуществлять трудные и рискованные проекты, генерировать новые идеи, анализировать и оценивать их;
формировать умения осуществлять самоанализ и самооценку уровня развития своих способностей для принятия решения о возможности самостоятельной предпринимательской деятельности и дальнейшего обучения и карьеры в области экономики и предпринимательства;
воспитывать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, порядочность, толерантность, самостоятельность, инициативность.
Формы и методы проведения занятий:
словесно-логические: рассказ, объяснение, беседа, диспут; иллюстративные;
активные: проблемное изложение, метод проектов, деловые игры, «мозговой штурм»; творческие задания; практикумы; коллективный анализ и защита проектов; самостоятельная работа; работа в малых группах; индивидуальная работа; решение задач; тестирование.
Методические рекомендации
Курс рассчитан на 18 часов учебного времени и является прямым продолжением курса «Азбука экономики» и поэтому проводится во втором полугодии. Занятия рекомендуется проводить по 1 часу в неделю.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Первая ступень. Основы | 5 | 4 | 1 |
1.1 | Экономическая наука и | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Система эффективного | 1 | 1 | Игра* |
1.3 | Рыночная экономическая система | 1 | 1 | Игра* |
1.4 | Экономические стимулы и этика предпринимателя | 1 | 1 | |
2 | Вторая ступень. | 7 | 2 | 5 |
2.1 | Предприниматель и его | 1 | 1 | |
2.2 | Первоначальная оценка | 1 | 1 | |
2.3 | Оценка эффективности бизнес идеи. Определение «точки безубыточности» | 1 | 1 | |
2.4 | Составление плана производства | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Составление плана маркетинга | 2 | 1 | 1 |
№ | Тема | Количество часов | ||
3 | Третья ступень. | 6 | 6 | |
Итого | 18 | 6 | 12 |
Литература:
Автономов В. С. Введение в экономику. М., 1999.
Азимов Л. Б. Преподавание курса «Введение в экономику».
М., 1999.
Азимов Л. Б., Журавская Е. В. Уроки экономики в школе: Ак-
тивные формы преподавания. М., 1995.
Диксон Д. Е. Н. Совершенствуйте свой бизнес: Пер. с англ.
М., 1994.
Закон РФ «Об образовании».
Концепция профильного обучения.
Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с анпъ М., 1990.
Леонтьев А. В. Технология предпринимательства. 9 кл.: Учеб.
для общеобразоват. учебных заведений. М., 2000.
Липсиц И. В. Введение в экономику и бизнес. М., 1997.
Метод проектов в технологическом образовании школьни-
ков: Пособие для учителя / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гу-
ревич, И. А. Сасова; Под ред. И. А. Сасовой. М., 2003.
Основные экономические понятия: Структура преподавания /
Ф. Сандерс, Г. Л. Бах, Дж. Д. Каддервуд, У. Л. Хансен, Г. Стейн:
Пер. с англ. М., 1995.
Прикладная экономика. М., 1992.
Программа педагога дополнительного образования: от разра-
ботки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. М., 2003.
Программно-методические материалы: Обществознание. 5—
9 кл. / Сост. Т. И. Тюляева; Министерство образования Россий-
ской Федерации. М., 2001.
Программы общеобразовательных учреждений: Технология.
Трудовое обучение / Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. М., 2002.
Равичев С, Михеева С. Современная экономика: Пособие
для учащихся старших классов. М., 2003.
Равичев С, Протасевич Т. Современная экономика: Про-
грамма для 9—11 классов школ, гимназий, лицеев и професси-
онально-технических училищ. М., 1996.
Сборник задач по экономике с решениями / С. Равичев,
С. Григорьев, А. Свахин, Т. Протасевич. М., 2003.
Сборник программно-методических материалов по экономи-
ке для общебразовательных учреждений / Авт.-сост. Б. И. Ми-
шин; Министерство образования Российской Федерации. М.,
2000.
Сборник тестовых заданий по экономике с решениями /
С. Равичев, С. Григорьев, А. Свахин, Т. Протасевич. М., 2003.
Фишер С, Дорнбуш Р., Шмадензи Р. Экономика: Пер. с англ.
М., 1993.
Черняк В. 3. Введение в предпринимательство. М., 1999.
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Три ступени старта к миру бизнеса»
№ п/п | Тема | Основное содержание | Формы и методы | Дата проведения | Корректировка |
Первая ступень. Основы экономики(5 ч) | |||||
1 | Экономическая наука и предпринимательство | Схема кругооборота ресурсов, товаров и услуг, денежных платежей. Домашнее хозяйство. Фирма. Игра «Заработать на жизнь». | Беседа, понятийный диктант, ролевая игра. | ||
2 | Экономическая наука и предпринимательство | Экономика. Экономическая наука. Потребности. Ресурсы. Товар. Услуга .Производство. Производственные | Беседа, понятийный диктант, ролевая игра. | ||
3 | Система эффективного принятия | Ограниченность. Выбор. Альтернативная стоимость. | Работа в малых группах, понятийный диктант, работа над эконом. схемами. | ||
4 | Рыночная экономическая система. | Основные вопросы экономики. Экономические системы. Рыночная экономическая система. Рыночный механизм. Свобода выбора. Частная собственность. Игра «Частная собственность». Рынок товаров. | Работа в малых группах, понятийный диктант, работа над эконом. схемами. Ролевая игра. | ||
5 | Экономические стимулы и этика предпринимателя | Стимул. Экономические стимулы. Прибыль. Выручка. | Лекция, проблемное изложение | ||
2. Вторая ступень. Основы предпринимательской деятельности (7 ч) | |||||
6 | Предприниматель и его способности. | Предприниматель. Предпринимательские способности. Бизнес-идея. Упражнения на развитие творческих способностей к выработке оригинальных идей. | Практическая работа (работа в малых группах). метод | ||
7 | Первоначальная оценка идей. | Практическая работа Используется диаграмма «Паучок» и сетка | Практическая работа (работа в малых группах). метод | ||
8 | Оценка эффективности бизнес идеи. | Построение графика постоянных и переменных издержек производства, а также общих производственных за- | Самостоятельная работа. Оценка эффективности бизнес идеи, выбранной учащимися в предыдущей практической работе | ||
9 | Составление плана производства | Практическая работа. Определение обеспеченности | Практическая работа. Решение задач. Атрибутивный анализ, анализ пользователя. | ||
10 | Составление плана производства | Упражнения на приобретение учениками недостающих умений и навыков для изготовления данной продукции либо внесение изменений в технологию, конструкцию | Индивидуальная работа, решение задач. | ||
11 | Составление плана маркетинга | Практикум. Определение ценовой стратегии, стратегии качества, стратегии дизайна и продвижения товара на | Творческие задания; практикум. | ||
12 | Составление плана маркетинга | Самостоятельная работа. Разработка товарной рекламы продукции (соответственно выбранной бизнес идее | Индивидуальная работа, решение задач. | ||
Третья ступень. Проба личностной готовности | |||||
13 | Запуск проекта. | Тест на определение предпринимательских способностей | Тестирование, проблемное изложение, метод проектов | ||
14 | Принятие решения о реализации бизнес идеи. Формулировка производственной задачи. | Подготовительный | проблемное изложение, метод проектов | ||
15 | Начало оформления проекта с учетом всех имеющихся | Работа над проектом. | Самостоятельная работа, метод проектов | ||
16 | Изготовление изделия | Работа над проектом. | Самостоятельная работа, метод проектов | ||
17 | Изготовление изделия | Работа над проектом. | Самостоятельная работа, метод проектов | ||
18 | Завершение оформления и представление результатов | Работа над проектом. | Коллективный анализ и защита проектов |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Салемальская школа-интернат среднего/полного/общего образования
Рабочая программа элективного курса
«Азбука экономики»
с.Салемал,2012г.
Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Салемальская школа-интернат среднего/полного/общего образования
«Согласовано» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО ________/Л.А.Кошкина Протокол № ___ от «__» _________ 2012 г. | Заместитель директора школы- интернат по МР ______С.Л.Бакинова «__» _________ 2012 г.
| Директор школы- интернат _________Г.Н. Ченцова Приказ №__ от «__»__________2012 г. |
Рабочая программа
элективного курса
«Азбука экономики»
для учащихся 9 класса
Составитель: Шаповалов А.В.
учитель истории и обществознания
с.Салемал, 2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Азбука экономики» взята полностью из сборника программ элективных курсов: Элективные курсы по обществознанию (экономика и социальное проектирование): для предпрофильной подготовки и профильного обучения в 9-11-х классах: метод, пособие / сост. Т. А. Корнева, О. В. Козачек, В. В. Черников; под ред. О. В. Козачек, В. В. Черникова. - М.: Глобус, 2007. - 137 с. (Профильная школа).
Рецензенты:
Л. И. Насонова, канд. экон. наук, доц., зав. каф. экономики Волгоградского государственного педагогического университета; В. В. Деларю, д-р социол. наук, проф.
Авторский коллектив:
И. В. Арбузова, Е. М. Артамонова, Н. В. Гордиенко, Б. А. Дериглазов,
И. А. Евсеева, Н. А. Комарова, Л. М. Лопатюк, В. А. Романенко,
Н. А. Судакова, Т. А. Шарова
Жизнь общества зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Количество или качество товаров и даже настроение людей, в конечном счете, определяются экономическими законами. Данный элективный курс был составлен по результатам анкетирования учащихся 8-го класса. Названия уроков - лекций курса соответствуют тем вопросам, которые интересовали учащихся и были ими изложены в ходе предварительной беседы.
Курс предназначен для учащихся 9-х классов и состоит из 16 теоретических занятий, которые сочетаются с элементами индивидуального и группового исследования по тем или иным вопросам. Рекомендуется проводить 1 раз в неделю в любом полугодии.
Курс не рассчитан на глубокое изучение экономических вопросов. Его основная задача - заинтересовать учащихся и сориентировать их в выборе будущей профессии. Также ставится задача воспитания подростка с учетом роста масштабности и сложности жизненных проблем.
Цель курса: ознакомить учащихся с основными понятиями, закономерностями и принципами современной рыночной экономики; с тем, как они связаны между собой, как они действуют и используются в повседневной деловой практике.
Умения учащихся пополнятся за счет практических занятий, которые будут включать элементы анализа и исследования.
Содержание элективного курса включает в себя два раздела. Первый раздел дает представление о современных теоретических обоснованиях тех или иных экономических явлений. В этом разделе учащиеся узнают, что такое экономика, как она устроена и каким законам подчиняется. Второй раздел программы посвящен практической экономике. Сердцевину любой экономики составляет производство, на котором создается экономический продукт путем преобразования экономических ресурсов общества. Учащиеся познакомятся с разнообразием видов и форм производственной деятельности.
Методы работы: лекция, беседа, деловая игра, моделирование ситуаций, «понятийный диктант», метод «цепочки», подготовка сочинений, рефератов и др.
Ожидаемый результат: умения логично и четко излагать свои мысли, аргументировать свои ответы и вести цивилизованную дискуссию.
Методические рекомендации: курс рассчитан на 16 часов с планом проведения 1 час в неделю. Курс реализуется в течении первого полугодия.
Тематический план элективного курса «Азбука экономики».
Названия разделов | Всего | Теория | Практика | Проект |
Раздел I. Экономическая теория (9 часов) | ||||
Тема 1. Что нужно человеку? | 1 | 1 | ||
Тема 2. Экономика - это хозяйство | 1 | 1 | ||
Тема 3. Как действует экономика? | 1 | 1 | ||
Тема 4. Труд - «отец богатства» или творец человека»? | 1 | 1 | ||
Тема 5. Мое, наше, ничье! | 1 | 1 | ||
Тема 6. «Утром деньги - вечером стулья, вечером деньги..., но деньги вперёд». | 1 | 1 | ||
Тема 7. Кто придумывает цены? | 1 | 1 | ||
Тема 8. Что такое финансы? | 2 | 1 | 1 | |
Раздел II. Элементы практической экономики (7 часов) | ||||
Тема 1. Что мы знаем о производстве? | 1 | 1 | ||
Тема 2. Рынок - это место продажи | 1 | 1 | ||
Тема 3. Почему одни товары покупают, а другие - нет? | 1 | 1 | ||
Тема 4. Когда мы будем жить лучше? | 1 | 1 | ||
Тема 5. Что такое менеджмент? | 1 | 1 | ||
Тема 6. Дело, предпринимательство, | 1 | 1 | ||
Тема 7. Реально ли стать богатым? | 1 | 1 | ||
Всего | 16 | 8 | 8 |
Литература по курсу
1. Введение в обществознание: учеб. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова. М., 2000.
2. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику (курс лекций). М., 1991.
3. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М., 1992.
4. Липсиц И. В. Экономика без тайн. М, 1993.
5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. /пер. с англ. М., 1992.
6. Политическая экономия: учебник для вузов/ В. А. Медведев, Л. И. Абалкин [и др.]. М., 1988.
7. Полонский Ю. Д. Предприниматель без образования юридического лица. М., 1996.
8. Прикладная экономика. М., 1993.
9. Райзберг Б. А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. М., 1995.
10. Самуэльсон П. Экономика/репр. изд. М., 2004.
11. Экономический словарь, любое издание.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Основное содержание. | Основные формы и методы | Дата проведения | Корректировка |
Раздел I. Экономическая теория (9 часов) | |||||
1 | Что нужно человеку? | Потребности людей и их виды. Пути удовлетворения потребностей. Специфические потребности. Связь экономики с улучшением | Лекция. | ||
2 | Экономика - это хозяйство или наука? | Происхождение слова «экономика». Сущность экономики. | Деловая игра, моделирование ситуаций. | ||
3 | Как действует экономика? | Система производства. Факторы производства. Экономические | Лекция. | ||
4 | Труд - «отец богатства» или «творец человека»? | Сущность и содержание труда. Трудовые ресурсы. Виды труда и трудовой деятельности. Квалификация. Сущность зарплаты. Трудовое законодательство. | Практическая работа. Подготовка сочинений. | ||
5 | Мое, наше, ничье! | История возникновения собственности. Сущность собственности. Субъект и объект собственности. Формы собственности. Отношения собственности. Эксплуатация и собственность. | Беседа, «понятийный диктант». | ||
6 | «Утром деньги - вечером стулья, вечером деньги..., но | История возникновения денег. Природа денег. Назначение и | Беседа, Подготовка сочинений. | ||
7 | Кто придумывает цены? | Цены и их появление. Функции цен. Виды цен. Законы спроса и | Беседа, «понятийный диктант». | ||
8 | Что такое финансы? | Финансовые ресурсы и финансирование. Распределение финансовых ресурсов. Участники финансовых отношений. Ценные бумаги. | Лекция. | ||
9 | Что такое финансы? | Налоги и налоговая система. Бюджет. Устройство бюджета. | Деловая игра, моделирование ситуаций. | ||
Раздел II. Элементы практической экономики (7 часов). | |||||
10 | Что мы знаем о производстве? | Производство - основа жизнеобеспечения. Возможности производства. Виды производства. Показатели производственной деятельности. Издержки производства. Прибыль. | Беседа, «понятийный диктант». | ||
11 | Рынок - это место продажи товаров? | Понятие «рынок». Виды рынков. Монополия. Сущность и виды | Деловая игра, подготовка сообщений. | ||
12 | Почему одни товары покупают, а другие - нет? | Согласование потребления и производства. Виды и формы потребления. Рациональное потребление. Выбор потребителя. | Беседа, «понятийный диктант». | ||
13 | Когда мы будем жить лучше? | Социальная сфера экономики. Отрасли социальной сферы экономики. Уровень жизни. Качество жизни. Социальные потребности | Подготовка рефератов по материалам СМИ. | ||
14 | Что такое менеджмент? | Природа и сущность управления. Методы управления экономикой. Виды управления. Государственное регулирование экономики. | Беседа, «понятийный диктант». | ||
15 | Дело, предпринимательство, бизнес - в чем разница? | Понятие «бизнес». Признаки предпринимательской деятельности. Востребованность бизнеса. История российского предпринимательства. Ресурсы, факторы, результаты бизнеса. | Деловая игра, подготовка сообщений. | ||
16 | Реально ли стать богатым? | Выбор из ряда возможностей. Качества предпринимателя. Вы- | Деловая игра, моделирование ситуаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...