Рабочая программа по дисциплине "Экономика и менеджмент"
рабочая программа (экономика) по теме
Эта рабочая программа разработана для специальности "Компьютерные сети" в соответствии с ФГОС нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экономика и менеджмент спец."Компьютерные сети" | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230111 Компьютерные сети.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО Арзамасский приборостроительный
колледж имени П. И. Пландина
Разработчики:
Головкина Тамара Павловна – преподаватель ГБОУ СПО Арзамасский приборостроительный колледж имени П. И. Пландина
Мамонова Марина Владимировна – преподаватель ГБОУ СПО Арзамасский приборостроительный колледж имени П. И. Пландина
Рекомендована методическим советом ГБОУ СПО Арзамасский приборостроительный колледж имени П. И. Пландина
Заключение методического совета № от «_7_» сентября 2012 г.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика и менеджмент
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 230111 Компьютерные сети.
Укрупненная группа специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 14995 Наладчик технологического оборудования
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Общепрофессиональный цикл ОП. 13. ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ
- Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать современные технологии менеджмента;
- организовывать работу подчинённых;
- мотивировать исполнителей на повышение качества труда;
- обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей;
- находить и использовать современную информацию для технико-экономического обоснования деятельности организации
- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- эффективно использовать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- информационные технологии в сфере управления производством;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики;
- основы макро- и микроэкономики;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 215 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 143 часов; самостоятельная работа обучающегося 72 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 215 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 143 |
в том числе: |
практические занятия | 34 |
курсовая работа | 30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 72 |
в том числе: |
внеаудиторная самостоятельная работа | 72 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как человеческий фактор, специальность и система. | 2 |
Тема 1 Организация и ее среда | Организация как объект менеджмента. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации: факторы внешней среды прямого действия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, государственные органы; факторы внешней среды организации косвенного воздействия: состояние экономики, политические и социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс. | 4 |
Самостоятельная работа Новые организационные формы внешней среды организации | 4 |
Тема 2 Цикл менеджмента | Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) – основа управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента. Характеристика функций цикла. Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии. | 4
|
Тема 3 Мотивация и потребности | Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Процессуальные теории мотивации. | 4 |
Самостоятельная работа Сущность делегирования, правила и принципы делегирования | 6 |
Тема 4 Коммуникативность и управленческое общение | Понятие общения и коммуникации. Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Эффективная коммуникация. Функции и назначение управленческого общения. Два закона управленческого общения. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция). | 4 |
Самостоятельная работа Трансакты, три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый | 4 |
Тема. 5 Деловое общение | Правила ведения бесед, совещаний. Планирование проведения данных мероприятий. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения. Техника телефонных переговоров. | 2
|
Практические занятия Составление плана деловой беседы, телефонных переговоров | 2 |
Тема. 6 Управленческое решение | Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрица принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения. | 4 |
Практические занятия Принятие управленческих решений | 4 |
Тема. 7 Управление конфликтами и стрессами | Конфликт как органическая составляющая жизни общества и организации. Сущность и классификация конфликтов. Конфликты в коллективе. Причины и виды конфликтов. Методы управления конфликтами. | 6 |
Практические занятия Разработка мероприятий по устранению конфликтов | 4 |
Самостоятельная работа Природа и причина стрессов. Взаимосвязь конфликта и стресса. Позитивные и негативные стрессы. Методы снятия стресса | 6 |
Тема 8 Руководство и власть | Власть и влияние. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть. Методы влияния, их содержание. Лидерство и власть. Стили руководства в управлении. Психологическая устойчивость. руководителя как основа нормальной обстановки в организации. | 5 |
Самостоятельная работа Имидж менеджера. | 3 |
Тема 9. Основы макро- и микроэкономиоки. | Понятие о макроэкономике. Народнохозяйственный комплекс страны. Отрасли экономики. Понятие о микроэкономике. Типы экономических систем. Смешанная экономическая система, ее особенности в Российской Федерации. | 2 |
Самостоятельная работа Написание рефератов по экономическим системам. | 4 |
Тема 10. Производственное предприятие в условиях рынка. | Понятие о производственном предприятии. Принципы его работы. Внешняя и внутренняя среда предприятия. Организационно- правовые формы предприятий. Малые предприятия. Совместные предприятия. | 2 |
Самостоятельная работа: Развитие малого бизнеса в городе Арзамасе. Развитие совместных предприятий в городе Арзамасе. | 6 |
Тема 11. Основные средства | Понятие основных средств, их сущность и значения. Классификация элементов основных средств и их структура Оценка, износ и амортизация основных средств. Принципы и методы управления основными средствами. Показатели эффективности использование основных средств. Понятие о производственной мощности. | 8 | |
Практические занятия Расчет амортизационных отчислений и показателей использования основных средств Расчет количества оборудования и коэффициента его использования. | 4 |
Самостоятельная работа: Роль активной части основных средств в повышении эффективности их использования | 4 |
Тема 12 Оборотные средства | Понятие оборотных средств. Состав и структура. Принципы и методы управления оборотными средствами. Определение потребности в оборотных средствах. Показатели использования оборотных средств. Оценка эффективности применения оборотных средств. Способы экономии ресурсов, основные энергосберегающие технологии | 4 |
|
Практические занятия Расчет показателей использования оборотных средств. | 2 |
Самостоятельная работа: Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов Реферат на тему «Оборотные фонды производственного предприятия» | 4 |
Тема13. Кадры предприятия и производительность труда | Понятие трудовых ресурсов организации. Показатели обеспеченности трудовыми ресурсами. Производительность труда. Методы и показатели ее измерения. | 6 |
|
Практические занятия Расчет производительности труда. Расчет численности работающих. | 4 |
Самостоятельная работа: Факторы роста производительности труда. | 3 |
Тема 14. Оплата труда | Трансформация системы оплаты труда в современных условиях. Формы и системы оплаты труда. Сдельная и повременная формы, их разновидности, достоинства и недостатки, условия применения, НДФЛ, порядок расчета. Фонд оплаты труда и его структура. Основные элементы и принципы премирования на предприятии. | 8 |
|
Практические занятия Начисление заработной платы при различных системах оплаты труда. | 4 |
Самостоятельная работа: Бестарифные системы оплаты труда. Зарубежный опыт оплаты труда. | 4 |
Тема15. Издержки производства и реализация продукции по статьям и элементам затрат | Понятие состава издержек производства обращения. Смета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирования. Значение себестоимости и пути ее оптимизации. | 4 |
|
Практические занятия Расчет себестоимости продукции. | 2 |
Самостоятельная работа: Зарубежный опыт калькулирования себестоимости продукции. | 6 |
Тема 16. Ценообразование | Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы формирования цен, этапы процессов ценообразования. Виды цен: оптовая и розничная цена, Порядок их расчета. | 4 |
|
Практические занятия Расчет оптовой и розничной цены. | 2 |
Самостоятельная работа: Методы формирования цены. Этапы процесса ценообразования. | 6 |
Тема 17. Прибыль и рентабельность | Прибыль организации - основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, её источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Показатели рентабельности. Распределение и использование прибыли. | 4 | |
Практические занятия Расчет прибыли и рентабельности. | 2 |
Самостоятельная работа: Источники образования прибыли предприятия в условиях рынка. | 6
|
Тема 18 . Показатели работы организации (фирмы) | Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия. Порядок их расчета. | 2 |
|
Практические занятия Расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия. | 4 | |
Самостоятельная работа: Инвестиционная деятельность предприятия. | 8 |
Курсовая работа. | 30 |
Всего по дисциплине | 215 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика и менеджмент»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент. Учебник. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008.
- Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 123с.
- Кожекин, Г. Я., Синица, Л. М. Организация производства: Учеб. Пособие – Мн.:ИП «Экоперспектива», 1998. – 334с.
- Минько, Э. В., Кричевский, М. Л. Качество и конкурентоспособность. - СПб: Питер, 2004. – 268с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
- Организация и планирование производства: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / [А. Н. Ильченко и др.]; под ред. А. Н. Ильченко, И. Д. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 206с.
- Организация производства на предприятии (фирме): Учеб. пособие / Под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. – М.:ИНФРА – М, 2004. – 448с. – (Высшее образование).
- Старобинский, Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень», 1997г.
- Экономика предприятия : Учебник для вузов / Под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 718с.
- Шишмарёв, В. Ю., Каспина, Т. И. Машиностроительное производство: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. Ю. Шишмарёв, Т. И. Каспина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352с.
Дополнительные источники:
- Гапоненко, А.Л., Панкрухин, А.П. Стратегическое управление. М.: Омега Л., 2008.
- Друкер, П.Ф. Практика менеджмента/ Пер. с англ. – М.: Издат. дом «Вильяме», 2006.
- Ломакин, А.Л. Управленческие решения. – М.: Форум, ИНФРА-М, 2005.
- Лукашевич, В.В., Астахов, Н.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
- Мазоль, С. И. Экономика малого бизнеса. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 272 с.
- Мильнер, Б.З. Теория организаций. – М.: Инфра-М, 1998. – 336 с
- «Менеджмент в России и за рубежом». Практический журнал. Издательство: «Финпресс».
- Мэддакс, Р. Успешная команда: как ее создать, мотивировать и развивать. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
- «Новый менеджмент». Научно-практический журнал. Издательство: «Новый издатель».
- Пелих, С.А. Проблемы денежно-кредитных отношений: сб. науч. трудов / С.А. Пелих. – Минск: Право и экономика, 2007. – 250 с.
- Производственный менеджмент: Управление предприятием: Учеб. пособие / С.А. Пелих, А.И. Гоев, М.И. Плотницкий и др.; Под общ. ред. С.А. Пелиха. – Минск: БГЭУ, 2003. – 555 с.
- «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
- Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2008.
- Чудновская, С.Н. Управленческие решения: Учебник. – М.: Эксмо, 2007
- Ширенбек, Х. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 15-е изд. / Пер с нем. под общ. ред. И.П. Бойко, С.В. Валдайцева, К. Рихтера. – СПб.: Питер, 2005. – 848 с.
- Экономика и деньги: Сборник научных трудов / Автор и составитель С.А. Пелих. – Минск: Право и экономика, 2009. – 271 с.
Интернет ресурсы:
- http://www.mevriz.ru/
- http://www.rjm.ru/
- http://www.new-management.info/
- http://www.top-manager.ru/
- http://www.twirpx.com/index/
- http://technolog.edu.ru/umu/DocLib/Forms/view.aspx
- http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/195/u_sam.pdf
- http://www.twirpx.com/files/financial/enterprise_economics/lectures/
- http://www.bsu.by/Cache/pdf/48393.pdf
- http://e-lib.kemtipp.ru/?id=41§ion=2
- http://technolog.edu.ru/umu/DocLib/Forms/view.aspx
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: |
использовать современные технологии менеджмента | практические занятия |
организовывать работу подчинённых | практическое занятие |
мотивировать исполнителей на повышение качества труда | практическое занятие |
обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей. | практическое занятие |
находить и использовать современную информацию для технико-экономического обоснования деятельности организации | практическое занятие |
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; | практическое занятие |
эффективно использовать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации. | практическое занятие |
Знания: |
функции, виды и психологию менеджмента | индивидуальное задание |
основы организации работы коллектива исполнителей | практическое занятие |
принципы делового общения в коллективе | практическое занятие |
информационные технологии в сфере управления производством | практическое занятие |
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | практическое занятие |
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики | практическое занятие |
основы макро- и микроэкономики | практическое занятие |
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях. | практическое занятие |
СОДЕРЖАНИЕ стр.
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 11 ДИСЦИПЛИНЫ
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 12 ДИСЦИПЛИНЫ
ГБОУ СПО Арзамасский приборостроительный
колледж имени П. И. Пландина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономика и менеджмент»
Арзамас, 2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Менеджмент и маркетинг» (рабочая программа элективного курса с применением ИКТ)
Элективный курс посвящён науке и искусству работы в условиях рыночной экономики. Профессия – менеджер, стала одной из популярных профессий в наше время и одной из самых востребованных на рынке труда. ...
Рабочая программа дисциплины Менеджмент
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана в 2012 году и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальнос...
Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент"
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и...
Рабочая образовательная программа элективного курса «Основы менеджмента»
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного пред...
Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента и маркетинга"
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 120714 "Земельно-имущественные отношения"...
Рабочая программа учебной дисциплины Основы менеджмента
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 250109 Садово-парковое и ландшафтное...
Рабочая программа специального курса "Основы менеджмента", 10 класс
Рабочая программа специального курса "Основы менеджмента", 10 класс, 34 часа...