Рабочая программа по дисциплине "Экономика и менеджмент"
рабочая программа (экономика) по теме

Мамонова Марина Владимировна

Эта рабочая программа разработана для специальности "Компьютерные сети" в соответствии с ФГОС нового поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230111 Компьютерные сети.

Организация-разработчик: ГБОУ СПО Арзамасский приборостроительный

 колледж имени П. И. Пландина

Разработчики:

 Головкина Тамара Павловна – преподаватель ГБОУ СПО Арзамасский приборостроительный  колледж имени П. И. Пландина

Мамонова Марина Владимировна – преподаватель ГБОУ СПО Арзамасский приборостроительный  колледж имени П. И. Пландина

               Рекомендована методическим советом ГБОУ СПО Арзамасский приборостроительный  колледж имени П. И. Пландина

            Заключение методического совета №     от «_7_»  сентября 2012 г.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономика и менеджмент

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  по специальности 230111 Компьютерные сети.

Укрупненная группа специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 14995    Наладчик технологического оборудования  

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Общепрофессиональный цикл ОП. 13. ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

          В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. использовать современные технологии менеджмента;
  2. организовывать работу подчинённых;
  3. мотивировать исполнителей на повышение качества труда;
  4. обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей;
  5. находить и использовать современную информацию для технико-экономического обоснования деятельности организации
  6. рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
  7. эффективно использовать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации.

         В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  1. функции, виды и психологию менеджмента;
  2. основы организации работы коллектива исполнителей;
  3. принципы делового общения в коллективе;
  4. информационные технологии в сфере управления производством;
  5. особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
  6. принципы обеспечения устойчивости объектов экономики;
  7. основы макро- и микроэкономики;
  8. механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 215 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 143 часов; самостоятельная работа обучающегося 72 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

215

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

143

в том числе:

практические занятия

34

курсовая работа

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

72

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

72

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Введение

Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как человеческий фактор, специальность и система.

2


Тема 1

  Организация и ее среда

      Организация как объект менеджмента. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации: факторы внешней среды прямого действия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, государственные органы; факторы внешней среды организации косвенного воздействия: состояние экономики, политические и социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.

4

      Самостоятельная работа

    Новые организационные формы внешней среды организации

4


Тема 2

Цикл менеджмента

Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) – основа управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента. Характеристика функций цикла. Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.

4

         

           


Тема 3

Мотивация и потребности



Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Процессуальные теории мотивации.      

4

Самостоятельная работа

Сущность делегирования, правила и принципы делегирования

  6



Тема 4 Коммуникативность и управленческое общение

Понятие общения и коммуникации. Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Эффективная коммуникация. Функции и назначение управленческого общения. Два закона управленческого общения. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция).

4

      Самостоятельная работа

Трансакты, три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый

4


Тема. 5

Деловое общение



Правила ведения бесед, совещаний. Планирование проведения данных мероприятий. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения. Техника телефонных переговоров.

2

           

Практические занятия

Составление плана деловой беседы, телефонных переговоров

2



Тема. 6 Управленческое решение



Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрица принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения.

4

      Практические занятия

      Принятие управленческих решений

4



Тема. 7

 Управление конфликтами и стрессами



Конфликт как органическая составляющая жизни общества и организации. Сущность и классификация конфликтов. Конфликты в коллективе. Причины и виды конфликтов. Методы управления конфликтами.

6

Практические занятия

Разработка мероприятий по устранению конфликтов

4

Самостоятельная работа

Природа и причина стрессов. Взаимосвязь конфликта и стресса. Позитивные и негативные стрессы. Методы снятия стресса

6






Тема 8

 Руководство и власть

Власть и влияние. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть. Методы влияния, их содержание.

Лидерство и власть. Стили руководства в управлении. Психологическая устойчивость. руководителя как основа нормальной обстановки в организации.

5


Самостоятельная работа

Имидж менеджера.

3


Тема 9.

Основы макро-  и микроэкономиоки.


Понятие о макроэкономике. Народнохозяйственный комплекс страны. Отрасли экономики.

Понятие о микроэкономике. Типы экономических систем. Смешанная экономическая система, ее особенности в Российской Федерации.

 

2

Самостоятельная работа

Написание рефератов по экономическим системам.

4


Тема 10.

Производственное предприятие в условиях рынка.

Понятие о производственном предприятии. Принципы его работы. Внешняя и внутренняя среда предприятия. Организационно- правовые формы предприятий. Малые предприятия. Совместные предприятия.

2


Самостоятельная работа:

Развитие малого бизнеса в городе Арзамасе.

Развитие совместных предприятий в городе Арзамасе.


6


Тема 11.

 Основные средства



Понятие основных средств, их сущность и значения. Классификация элементов основных средств и их структура

Оценка, износ и амортизация основных средств. Принципы и методы управления основными средствами.  Показатели эффективности использование основных средств. Понятие о производственной мощности.

 8




 

 


Практические занятия

Расчет амортизационных отчислений и  показателей использования основных средств

Расчет количества оборудования и коэффициента его использования.

4

 Самостоятельная работа:

Роль активной части основных средств в повышении эффективности их  использования


 4


Тема 12

Оборотные средства


   




Понятие оборотных средств. Состав и структура. Принципы и методы управления оборотными средствами. Определение потребности в оборотных средствах. Показатели использования оборотных средств.

Оценка эффективности применения оборотных средств. Способы экономии ресурсов, основные энергосберегающие технологии

4


 

 

Практические занятия

Расчет показателей использования оборотных  средств.

2

Самостоятельная работа:

Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов

Реферат на тему «Оборотные фонды производственного предприятия»

4


Тема13.

Кадры предприятия и

производительность

труда


Понятие трудовых ресурсов организации. Показатели обеспеченности трудовыми ресурсами.

Производительность труда. Методы и показатели ее измерения.

 6


 

 

Практические занятия

Расчет производительности труда.

Расчет численности работающих.

4



 Самостоятельная  работа:

Факторы роста производительности труда.

3


Тема 14.

      Оплата труда


Трансформация системы оплаты труда в современных условиях. Формы и системы оплаты труда. Сдельная и повременная формы, их разновидности, достоинства и недостатки, условия применения, НДФЛ, порядок расчета. Фонд оплаты труда и его структура. Основные элементы и принципы премирования на предприятии.

8

 

 

 

Практические занятия

Начисление заработной платы при различных системах оплаты труда.

 4

Самостоятельная работа:

Бестарифные системы оплаты труда.

Зарубежный опыт оплаты труда.


4


Тема15.

Издержки

производства и

реализация

продукции по

статьям и элементам

затрат

Понятие состава издержек производства обращения.

Смета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), калькуляция себестоимости и ее значение.

Методы калькулирования.

Значение себестоимости и пути ее оптимизации.


4



 

Практические занятия

Расчет  себестоимости продукции.  

 

2

Самостоятельная работа:                                                                                                                                              

Зарубежный опыт калькулирования себестоимости продукции.

6


Тема 16.   Ценообразование




Ценовая политика организации.

Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы.

Методы формирования цен, этапы процессов ценообразования. Виды цен: оптовая и розничная цена, Порядок их расчета.

4



 

Практические занятия

     Расчет   оптовой  и розничной цены.

 

2

Самостоятельная работа:

Методы формирования цены. Этапы процесса ценообразования.


6


Тема 17.

Прибыль и

рентабельность




Прибыль организации - основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, её источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли.

Показатели рентабельности. Распределение и использование прибыли.

4


 

Практические занятия

Расчет прибыли и рентабельности.


2

Самостоятельная работа:

Источники образования прибыли предприятия в условиях рынка. 

6

 


Тема 18 .

Показатели работы организации (фирмы)


 Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия. Порядок их расчета.

 2

 

 Практические занятия

Расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия.


4

 


Самостоятельная работа:

Инвестиционная деятельность предприятия.

8

   

 Курсовая работа.


30


Всего по дисциплине


215

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования     к     минимальному     материально-техническому
обеспечению

Реализация  учебной  дисциплины  требует  наличия  учебного  кабинета «Экономика и менеджмент»

Оборудование учебного кабинета:

  1. посадочные места по количеству обучающихся;
  2. рабочее место преподавателя;

3.2.        Информационное обеспечение обучения. Перечень    рекомендуемых    учебных    изданий,    Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент. Учебник. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008.
  2. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. -  М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 123с.
  3. Кожекин, Г. Я., Синица, Л. М. Организация производства: Учеб. Пособие – Мн.:ИП «Экоперспектива», 1998. – 334с.
  4. Минько, Э. В., Кричевский, М. Л. Качество и конкурентоспособность. -  СПб: Питер, 2004. – 268с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  5. Организация и планирование производства: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / [А. Н. Ильченко и др.]; под ред. А. Н. Ильченко, И. Д. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 206с.
  6. Организация производства на предприятии (фирме): Учеб. пособие / Под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. – М.:ИНФРА – М, 2004. – 448с. – (Высшее образование).
  7. Старобинский, Э.Е. Как управлять персоналом. -  М.: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень», 1997г.
  8. Экономика предприятия : Учебник для вузов / Под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 718с.
  9. Шишмарёв, В. Ю., Каспина, Т. И. Машиностроительное производство: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. Ю. Шишмарёв, Т. И. Каспина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352с.

Дополнительные источники:

  1. Гапоненко, А.Л., Панкрухин, А.П. Стратегическое управление. М.: Омега Л., 2008.
  2. Друкер, П.Ф. Практика менеджмента/ Пер. с англ. – М.: Издат. дом «Вильяме», 2006.
  3. Ломакин, А.Л. Управленческие решения. – М.: Форум, ИНФРА-М, 2005.
  4. Лукашевич, В.В., Астахов, Н.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  5. Мазоль, С. И. Экономика малого бизнеса. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 272 с.
  6. Мильнер, Б.З. Теория организаций. – М.: Инфра-М, 1998. – 336 с
  7. «Менеджмент в России и за рубежом». Практический журнал. Издательство: «Финпресс».
  8. Мэддакс, Р. Успешная команда: как ее создать, мотивировать и развивать. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
  9. «Новый менеджмент». Научно-практический журнал. Издательство: «Новый издатель».
  10. Пелих, С.А. Проблемы денежно-кредитных отношений: сб. науч. трудов / С.А. Пелих. – Минск: Право и экономика, 2007. – 250 с.
  11. Производственный менеджмент: Управление предприятием: Учеб. пособие / С.А. Пелих, А.И. Гоев, М.И. Плотницкий и др.; Под общ. ред. С.А. Пелиха. – Минск: БГЭУ, 2003. – 555 с.
  12. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
  13. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2008.
  14. Чудновская, С.Н. Управленческие решения: Учебник. – М.: Эксмо, 2007
  15. Ширенбек, Х. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 15-е изд. / Пер с нем. под общ. ред. И.П. Бойко, С.В. Валдайцева, К. Рихтера. – СПб.: Питер, 2005. – 848 с.
  16. Экономика и деньги: Сборник научных трудов / Автор и составитель С.А. Пелих. – Минск: Право и экономика, 2009. – 271 с.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.mevriz.ru/
  2. http://www.rjm.ru/
  3. http://www.new-management.info/
  4. http://www.top-manager.ru/
  5. http://www.twirpx.com/index/
  6. http://technolog.edu.ru/umu/DocLib/Forms/view.aspx
  7. http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/195/u_sam.pdf
  8. http://www.twirpx.com/files/financial/enterprise_economics/lectures/
  9. http://www.bsu.by/Cache/pdf/48393.pdf
  10. http://e-lib.kemtipp.ru/?id=41§ion=2
  11. http://technolog.edu.ru/umu/DocLib/Forms/view.aspx

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль    и    оценка    результатов    освоения    учебной    дисциплины

осуществляется   преподавателем   в   процессе   проведения   практических

занятий   и   лабораторных   работ,   тестирования,   а   также   выполнения

обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

использовать современные технологии менеджмента

практические занятия

организовывать работу подчинённых

практическое занятие

мотивировать исполнителей на повышение качества труда

практическое занятие

обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей.

практическое занятие

находить и использовать современную информацию для технико-экономического обоснования деятельности организации

практическое занятие

рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

практическое занятие

эффективно использовать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации.

практическое занятие

Знания:

функции, виды и психологию менеджмента

индивидуальное задание

основы организации работы коллектива исполнителей

практическое занятие

принципы делового общения в коллективе

практическое занятие

информационные технологии в сфере управления производством

практическое занятие

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

практическое занятие

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики

практическое занятие

основы макро- и микроэкономики

практическое занятие

механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях.

практическое занятие

СОДЕРЖАНИЕ                                                         стр.

  1. ПАСПОРТ       РАБОЧЕЙ       ПРОГРАММЫ       УЧЕБНОЙ                          4 ДИСЦИПЛИНЫ
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                          5
  3. УСЛОВИЯ    РЕАЛИЗАЦИИ    РАБОЧЕЙ    ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ                     11  ДИСЦИПЛИНЫ
  4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ          УЧЕБНОЙ                   12 ДИСЦИПЛИНЫ

ГБОУ СПО Арзамасский приборостроительный

 колледж имени П. И. Пландина

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА   УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ

«Экономика и менеджмент»

Арзамас, 2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Менеджмент и маркетинг» (рабочая программа элективного курса с применением ИКТ)

Элективный курс посвящён науке и искусству работы в условиях рыночной экономики. Профессия – менеджер, стала одной из популярных профессий в наше время и одной из самых востребованных на рынке труда. ...

Рабочая программа дисциплины Менеджмент

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана в 2012 году и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальнос...

Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент"

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназна­чена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и...

Рабочая образовательная программа элективного курса «Основы менеджмента»

Программа позволяет всем участникам образова­тельного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного пред...

Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 120714 "Земельно-имущественные отношения"...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы менеджмента

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 250109 Садово-парковое и ландшафтное...

Рабочая программа специального курса "Основы менеджмента", 10 класс

Рабочая программа специального курса "Основы менеджмента", 10 класс, 34 часа...