Рабочая программа по Региональной экономики
рабочая программа по экономике по теме
Рабочая программа по дисциплине Региональная экономика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_regionalnoy_ekonomiki.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Региональная экономика
2012г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Серпуховский технический колледж», г. Серпухов
Разработчик:
Носова Анастасия Михайловна, преподаватель
ОДОБРЕНА цикловой комиссией | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности |
Председатель ____________________ | Заместитель директора ____________________ |
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 9 |
| 10 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Региональная экономика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, является общепрофессиональной дисциплиной
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять основные методы исследования экономики регионов, отраслевой специализации региона;
- применять основные приемы и методы регулирования экономического развития регионов;
- оценивать основные тенденции регионального развития;
- использовать источники экономической и социальной информации для проведения анализа состояния и определения перспектив развития экономики отдельных регионов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные концепции макроэкономического мира;
- сущность и содержание основных категорий и понятий региональной экономики;
- основные теории региональной экономики;
- методы и инструменты региональных экономических исследований;
- основные факторы и тенденции функционирования и развития региональных социально-экономических систем;
- организационные схемы и механизмы управления экономикой на уровне региона;
- особенности формирования территориальных бюджетов;
- процессы формирования и развития региональных рынков.
- преимущества и проблемы свободных экономических зон
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 84 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 56 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 28 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Проработка конспекта лекций; Ответы на контрольные вопросы; Подготовка к выполнению лабораторной работы; Подготовка рефератов | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Региональная экономика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Методологические основы макроэкономики | 10 | |||
Тема 1.1. Предмет и цели макроэкономического анализа | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Основные понятия и концепции макроэкономического анализа | 1 | ||
2 | Основные концепции макроэкономического мира | 1 | ||
3 | Измерение национального производства | 1 | ||
Лабораторные работы: | - | |||
Практические занятия: | - | |||
Контрольные работы: | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта лекций; Ответы на контрольные вопросы; Подготовка рефератов | 4 | |||
Раздел 2. Территориальная организация региональной экономики | 22 | |||
Тема 2.1. Регион как объект хозяйствования и управления | Содержание учебного материала | 12 | ||
1 | Сущность и содержание основных категорий и понятий региональной экономики; | 2 | ||
2 | Специализация и комплексное развитие региона | 2 | ||
3 | Экономическое районирование | |||
4 | Характеристика регионов РФ | |||
5 | Межрегиональное экономическое взаимодействие | |||
Лабораторные работы: | - | |||
Практические занятия: «Статистический анализ деятельности регионов» «Теоретические основы региональной экономики» | 4 | |||
Контрольные работы: | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта лекций; Ответы на контрольные вопросы; Подготовка к выполнению практических работ; Решение вариативных задач Подготовка рефератов и презентаций | 6 | |||
Раздел 3. Управление регионом | 52 | |||
Тема3.1 Управление экономикой региона | Содержание учебного материала | 14 | ||
1 | Основы регионального управления | 2 | ||
2 | Кадровое и информационное обеспечение управления регионом | 2 | ||
3 | Региональное развитие: цели, критерии и методы управления | 3 | ||
4 | Система региональных рынков | |||
5 | Конкурентная среда и инфраструктура региональных рынков | |||
6 | Региональные финансы и бюджетно-налоговая система | |||
7 | Антикризисное управление | |||
Лабораторные работы: | - | |||
Практические занятия: «Регион как объект хозяйствования и управления» | 2 | |||
Контрольные работы: | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на контрольные вопросы; Решение вариативных задач Подготовка рефератов | 6 | |||
Тема 3.2. Государственное регулирование территориального развития РФ | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Региональная политика: цели, методы реализации | 2 | ||
2 | Цели, принципы и функции государственное регулирование территориального развития | 2 | ||
3 | Финансовые механизмы государственного регулирования территориального развития | 2 | ||
4 | Закономерности, принципы размещения производственных сил | |||
Лабораторные работы: | - | |||
Практические занятия: «Природно-ресурсный потенциал региона» | 2 | |||
Контрольные работы: | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта лекций; Ответы на контрольные вопросы Подготовка рефератов | 6 | |||
Тема 3.3. Программно-целевое регулирование развития регионов | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Цели и методы государственное регулирование территориального развития | 3 | ||
2 | Свободные экономические зоны | |||
Лабораторные работы: | - | |||
Практические занятия: «Свободные экономические зоны как инструмент региональной экономики» | 2 | |||
Контрольные работы: | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта лекций; Ответы на контрольные вопросы Подготовка рефератов и презентаций | 6 | |||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | - | |||
Всего: | 84 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и учебной лаборатории.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютеры с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, принтер, сетевое оборудование, комплект учебно-методической документации.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:, компьютеры с лицензионным программным обеспечением
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Региональная экономика: учебник для студентов/Под общ. редакцией В.И. Видяпина, М.В. Степанова – М.: ИНФРА – М., 2006. – 665с.
Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник для студентов вузов. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 416с.
Дополнительные источники:
- Региональная экономика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Кно Рус, 2008. – 231с.
Двас Г.В. Региональная экономика: мотивационные аспекты и механизмы стратегического планирования. – СПб: Наука, 2008. – 97с.
Ермошина Г.П. Региональная экономика: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 576с.
Электронные ресурсы:
- Интернет-сайт «Федеральные целевые программы» - http://www.programs-gov.ru
Интернет-сайт Института региональной политики - http://regionalisticf.ru/library/articles
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
применять основные методы исследования экономики регионов, отраслевой специализации региона; | Оценка результатов выполнения практических работ к темам 2.1 |
применять основные приемы и методы регулирования экономического развития регионов; | Оценка результатов выполнения практических работ к темам 2.1 |
оценивать основные тенденции регионального развития; | Оценка результатов выполнения практических работ к темам 3.1,3.2 |
использовать источники экономической и социальной информации для проведения анализа состояния и определения перспектив развития экономики отдельных регионов. | Оценка результатов выполнения практических работ к темам 3.1,3.2, 3.3 |
Знания: | |
основные концепции макроэкономического мира; | Оценка результатов выполнения домашних работ к темам 1.1 Оценка выступлений с сообщениями (докладами) на занятиях |
организационные схемы и механизмы управления экономикой на уровне региона; | Оценка результатов выполнения домашних работ к темам 2.1 Оценка выступлений с сообщениями (докладами) на занятиях |
особенности формирования территориальных бюджетов; | Оценка результатов выполнения домашних работ к темам 3.1 Оценка выступлений с сообщениями (докладами) на занятиях |
процессы формирования и развития региональных рынков | Оценка результатов выполнения домашних работ к темам 3.1 Оценка выступлений с сообщениями (докладами) на занятиях |
преимущества и проблемы свободных экономических зон | Оценка результатов выполнения домашних работ к темам 3.3 Оценка выступлений с сообщениями (докладами) на занятиях |
сущность и содержание основных категорий и понятий региональной экономики; | Оценка результатов выполнения домашних работ к темам 2.1 Оценка выступлений с сообщениями (докладами) на занятиях |
основные теории региональной экономики; | Оценка результатов выполнения домашних работ к темам 2.1, 3.1 Оценка выступлений с сообщениями (докладами) на занятиях |
методы и инструменты региональных экономических исследований; | Оценка результатов выполнения домашних работ к темам 2.1, 3.1,3.2 Оценка выступлений с сообщениями (докладами) на занятиях Оценка результатов выполнения контрольных работ к темам 2.1, 3.1, 3.2, 3.3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Экономика образовательного учреждения Специальность 050146
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономика образовательного учреждения 1.1. Область применения...
Рабочая программа по дисциплине "Экономика и менеджмент"
Эта рабочая программа разработана для специальности "Компьютерные сети" в соответствии с ФГОС нового поколения....
Рабочие программы по факультативу "Экономика"
Данная рабочая программа предполагает расширенное изучение раздела "Экономика" из обществоведческого курса...
Рабочая программа Математика в экономике
Представляю Рабочую программу для элективного курса Математика в экономике....
Рабочая программа Основы регионального развития 10-11 кл.
Рабочая программа по основам регионального развития разработана для 10-11 классов по УМК Молодцовой И.В. (для Красноярского края). Рассчитана на 140 часов. Содержит титульный лист, пояснительную запис...
Рабочая программа по региональной экономике
Рабочая программа предназначена для Вологодской области. Реализуется в 7-9 классах. Содержит, кроме стандартных разделов, разработанные мною тесты для промежуточной аттестации по предмету в каждом кла...
Программа дополнительного образования экономического направления (рабочая программа) кружок «Личная экономика»
Программа дополнительного образования экономического направления(рабочая программа)кружок «Личная экономика»...