Рабочая программа по дисциплине Маркетинг
рабочая программа по экономике по теме
Рабочая программа по дисциплине Маркетинг для студентов СПО специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" (з-е поколение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_distsipline_marketing_dlya_bu_3-e_pokolenie.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации Владимирской области
ГБОУ СПО ВО «Владимирский политехнический колледж»
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по УМР ______________С. А. Никонорова «___»___________________201_ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАРКЕТИНГ»
для специальности
080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (повышенный уровень)
2012
РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии экономики и бухгалтерского учета председатель ______________Е.Г. Бокарева «____»_______________20___г. СОГЛАСОВАНО Зав отделением | Составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» |
______________Е. Г. Бокарева «____»_______________20___ г. СОГЛАСОВАНО: зав. учебной частью ______________Е. В. Михайлова «____»_______________20___г. |
Составитель: Сосунов С. В. – преподаватель
ГБОУ СПО ВО «Владимирский политехнический колледж»
Рецензенты: Пескишева М. В. – преподаватель
ГБОУ СПО ВО «Владимирский политехнический колледж»
Гойхер О. Л. - заместитель директора института Экономики и Менеджмента ВлГУ, доктор экономических наук
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Маркетинг
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 080000 Экономика и управление.
Указать специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную группу (группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования примерной программы учебной дисциплины.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в структуре программ повышения квалификации и переподготовки коммерсантов
указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл
указать принадлежность дисциплины к учебному циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выявлять потребности;
проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты
и принимать маркетинговые решения;
организовывать рекламные кампании;
проводить опрос потребителей;
применять методы формирования спроса и стимулирования сбыта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
структуру маркетинговой деятельности;
классификацию маркетинга;
принципы, объекты, субъекты, средства и методы маркетинговой деятельности;
маркетинговую окружающую среду;
виды конкуренции, конкурентоспособность организации;
стратегию и планирование маркетинга.
Указываются требования к умениям и знаниям в соответствии с ФГОСами по специальностям / профессиям, перечисленными в п. 1.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов; самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 24 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
Рефераты, решение ситуационных задач, составление конспектов лекций Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.). | 36 |
Итоговая аттестация в форме зачет в этой строке часы не указываются |
Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Маркетинг
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1. Понятие и сущность маркетинга | Содержание учебного материала | 4 | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 | |
1 | Маркетинг как экономическая категория. Определения маркетинга. История и эволюция маркетинговой концепции (производственная, товарная, сбытовая, маркетингоориентированная концепции, социально-этический маркетинг). Цели и задачи маркетинга. Основные сферы применения маркетинга. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: выбор концепций, целей и задач маркетинга на предприятии. | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 2. Окружающая среда маркетинга | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Основные элементы окружающей среды фирмы (микро-, медиа-, макросреда фирмы). Маркетинг как сфера деятельности фирмы. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: анализ деятельности маркетинговых служб предприятия | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 3. Рынки и рыночные показатели | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие рынка, его виды и принципы функционирования. Рыночные показатели, их содержание и основное назначение (понятие конъюнктуры, ее характеристики, постоянно действующие и временные конъюнктурообразующие факторы). Показатели конъюнктуры (показатели материального производства, спроса на товары, ценовые). Методы прогнозирования (экстраполяция, экспертный, математического моделирования, графический анализ). | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: оценка состояния спроса и предложения на рынке. | 4 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 4. Сегментация рынка | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие сегментации и ее роль в деятельности предприятия. Основные принципы сегментации потребительского рынка (географический, демографический, психографический, поведенческий). Особенности сегментации рынка товаров промышленного назначения. Выбор целевых сегментов рынка (маркетинговые стратегии сегментирования – массовый маркетинг, целевой маркетинг, дифференцированный маркетинг). | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: оценка сегмента рынка. | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 5. Маркетинговые исследования рынка | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 Понятие маркетинговой информации и ее виды. Средства получения вторичной информации (СМИ, Интернет, статистические и бухгалтерские отчеты, печатные издания фирм и др.). Способы получения первичной информации (наблюдение, эксперимент, фокусирование, панель, опрос). Анкета, ее строение. Классификация вопросов, используемых в анкетах (открытые и закрытые). Виды и этапы маркетинговых исследований. | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: анализ маркетинговых исследований, проводимых в организации. | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 6. Поведение покупателей на рынке | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие и особенности рынка потребительского спроса. Факторы, влияющие на поведение потребителей рынка потребительского спроса (экономические и политические, социальные, культурные и национальные, личностные, психологические). Процесс принятия решения о покупке товара. Рынок предприятий, его сущность и виды. Поведение потребителей промышленных товаров. | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: оценка поведения потребителей на рынках. | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 7. Основы товарной политики и планирования продукции | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие товара в маркетинге. Основные виды классификации товаров. Методы создания новых товаров (модификационный, пионерный, имитационный, случайный). Процесс создания нового товара. Ассортимент товара и его характеристики (широта, глубина, насыщенность). Использование товарных марок и упаковок. Жизненный цикл товара. | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: планирование ассортимента продукции. | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 8. Ценообразование в маркетинге | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие цены, ценообразования и ценовой политики; основные виды цен; маркетинговые стратегии в области ценообразования; методы установления цены. | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: определение цены выпускаемой продукции. | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 9. Конкуренция и конкуренты | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие конкуренции и ее виды. Типы конкурентных рыночных структур (монополия, олигополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция). Стратегии конкурентов. Конкурентоспособность товара. Определение показателей конкурентоспособности. | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: определение показателей конкурентоспособности товара. | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 10. Планирование товародвижения | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Основные методы распространения товаров. Каналы распределения. Система товародвижения. Оптовая и розничная торговля (понятие, функции, классификация). | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: оценка наиболее оптимального поставщика | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 11. Продвижение товаров | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие продвижения. Способы и средства доведения информации до потребителя. Сущность маркетинговых коммуникаций. Роль коммуникационного процесса. Задачи, решаемые в процессе организации маркетинговых коммуникаций. Методы установления маркетинговых бюджетов (исходя из наличных средств, паритета с конкурентами, исчисления в виде доли от продаж, прироста, исходя из целей и задач). Рекламная деятельность. Стимулирование сбыта. Личная продажа. Пиар и пропаганда. | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: оценка эффективности рекламных мероприятий | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 12. Маркетинговое планирование и контроль | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Маркетинговое планирование. Маркетинговый контроль (стратегический, текущий, прибыльности, коммуникативной эффективности). | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Зачетное занятие | 2 | |||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) | - | |||
Всего: | 108 (должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта программы) |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Маркетинг»
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству студентов, комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения: ________________________________
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: __________________:
__________________________________________________________________
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: __________________________________________________________________
Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Барышев А. Ф. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 224 с.
2. Мурахтанова Н. М., Еремина Е. И. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 304 с.
3. Мурахтанова Н. М., Еремина Е. И. Маркетинг: Сборник практических задач и ситуаций. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 96 с.
4. Матюшенкова Н. Г. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 272 с.
Дополнительные источники:
- Кнышова Е. Н. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 282 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. Ст. Е. М. Пеньковой. – М.: Прогресс, 2011. –736 с.
- Лукина А. В. Маркетинг: Учебное пособие. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. – 224 с.
- Лыгина Н. И., Ляпина И. Р. Маркетинг товаров и услуг: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 240 с.
После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: выявлять потребности; проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения; организовывать рекламные кампании; проводить опрос потребителей; применять методы формирования спроса и стимулирования сбыта. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: структуру маркетинговой деятельности; классификацию маркетинга; принципы, объекты, субъекты, средства и методы маркетинговой деятельности; маркетинговую окружающую среду; виды конкуренции, конкурентоспособность организации; стратегию и планирование маркетинга. | Тестирование, решение ситуационных задач Тестирование, решение ситуационных задач |
Результаты переносятся из паспорта программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе дисциплины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг"
Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям среднего ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД-06 "Маркетинг"
Программа учебной дисциплины «Маркетинг» является частью основной профессиональн...
Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента и маркетинга"
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 120714 "Земельно-имущественные отношения"...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы микроэкономики, менеджмента и маркетинга" для специальности 120101 "Прикладная геодезия"
Рабочая программа...
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики,менеджмента и маркетинга"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО)260105 «Техн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для специальности 38.02.08 Торговое делоРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для специальности 38.02.08 Торговое дело
Программа учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.08 Торговое дело и разработана:- на основе федерал...