Рабочая программа по дисциплине Маркетинг
рабочая программа по экономике по теме
Рабочая программа по дисциплине Маркетинг для студентов СПО специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" (з-е поколение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_distsipline_marketing_dlya_bu_3-e_pokolenie.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации Владимирской области
ГБОУ СПО ВО «Владимирский политехнический колледж»
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по УМР ______________С. А. Никонорова «___»___________________201_ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАРКЕТИНГ»
для специальности
080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (повышенный уровень)
2012
РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии экономики и бухгалтерского учета председатель ______________Е.Г. Бокарева «____»_______________20___г. СОГЛАСОВАНО Зав отделением | Составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» |
______________Е. Г. Бокарева «____»_______________20___ г. СОГЛАСОВАНО: зав. учебной частью ______________Е. В. Михайлова «____»_______________20___г. |
Составитель: Сосунов С. В. – преподаватель
ГБОУ СПО ВО «Владимирский политехнический колледж»
Рецензенты: Пескишева М. В. – преподаватель
ГБОУ СПО ВО «Владимирский политехнический колледж»
Гойхер О. Л. - заместитель директора института Экономики и Менеджмента ВлГУ, доктор экономических наук
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Маркетинг
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 080000 Экономика и управление.
Указать специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную группу (группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования примерной программы учебной дисциплины.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в структуре программ повышения квалификации и переподготовки коммерсантов
указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл
указать принадлежность дисциплины к учебному циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выявлять потребности;
проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты
и принимать маркетинговые решения;
организовывать рекламные кампании;
проводить опрос потребителей;
применять методы формирования спроса и стимулирования сбыта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
структуру маркетинговой деятельности;
классификацию маркетинга;
принципы, объекты, субъекты, средства и методы маркетинговой деятельности;
маркетинговую окружающую среду;
виды конкуренции, конкурентоспособность организации;
стратегию и планирование маркетинга.
Указываются требования к умениям и знаниям в соответствии с ФГОСами по специальностям / профессиям, перечисленными в п. 1.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов; самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 24 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
Рефераты, решение ситуационных задач, составление конспектов лекций Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.). | 36 |
Итоговая аттестация в форме зачет в этой строке часы не указываются |
Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Маркетинг
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1. Понятие и сущность маркетинга | Содержание учебного материала | 4 | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 | |
1 | Маркетинг как экономическая категория. Определения маркетинга. История и эволюция маркетинговой концепции (производственная, товарная, сбытовая, маркетингоориентированная концепции, социально-этический маркетинг). Цели и задачи маркетинга. Основные сферы применения маркетинга. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: выбор концепций, целей и задач маркетинга на предприятии. | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 2. Окружающая среда маркетинга | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Основные элементы окружающей среды фирмы (микро-, медиа-, макросреда фирмы). Маркетинг как сфера деятельности фирмы. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: анализ деятельности маркетинговых служб предприятия | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 3. Рынки и рыночные показатели | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие рынка, его виды и принципы функционирования. Рыночные показатели, их содержание и основное назначение (понятие конъюнктуры, ее характеристики, постоянно действующие и временные конъюнктурообразующие факторы). Показатели конъюнктуры (показатели материального производства, спроса на товары, ценовые). Методы прогнозирования (экстраполяция, экспертный, математического моделирования, графический анализ). | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: оценка состояния спроса и предложения на рынке. | 4 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 4. Сегментация рынка | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие сегментации и ее роль в деятельности предприятия. Основные принципы сегментации потребительского рынка (географический, демографический, психографический, поведенческий). Особенности сегментации рынка товаров промышленного назначения. Выбор целевых сегментов рынка (маркетинговые стратегии сегментирования – массовый маркетинг, целевой маркетинг, дифференцированный маркетинг). | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: оценка сегмента рынка. | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 5. Маркетинговые исследования рынка | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 Понятие маркетинговой информации и ее виды. Средства получения вторичной информации (СМИ, Интернет, статистические и бухгалтерские отчеты, печатные издания фирм и др.). Способы получения первичной информации (наблюдение, эксперимент, фокусирование, панель, опрос). Анкета, ее строение. Классификация вопросов, используемых в анкетах (открытые и закрытые). Виды и этапы маркетинговых исследований. | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: анализ маркетинговых исследований, проводимых в организации. | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 6. Поведение покупателей на рынке | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие и особенности рынка потребительского спроса. Факторы, влияющие на поведение потребителей рынка потребительского спроса (экономические и политические, социальные, культурные и национальные, личностные, психологические). Процесс принятия решения о покупке товара. Рынок предприятий, его сущность и виды. Поведение потребителей промышленных товаров. | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: оценка поведения потребителей на рынках. | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 7. Основы товарной политики и планирования продукции | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие товара в маркетинге. Основные виды классификации товаров. Методы создания новых товаров (модификационный, пионерный, имитационный, случайный). Процесс создания нового товара. Ассортимент товара и его характеристики (широта, глубина, насыщенность). Использование товарных марок и упаковок. Жизненный цикл товара. | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: планирование ассортимента продукции. | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 8. Ценообразование в маркетинге | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие цены, ценообразования и ценовой политики; основные виды цен; маркетинговые стратегии в области ценообразования; методы установления цены. | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: определение цены выпускаемой продукции. | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 9. Конкуренция и конкуренты | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие конкуренции и ее виды. Типы конкурентных рыночных структур (монополия, олигополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция). Стратегии конкурентов. Конкурентоспособность товара. Определение показателей конкурентоспособности. | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: определение показателей конкурентоспособности товара. | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 10. Планирование товародвижения | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Основные методы распространения товаров. Каналы распределения. Система товародвижения. Оптовая и розничная торговля (понятие, функции, классификация). | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: оценка наиболее оптимального поставщика | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 11. Продвижение товаров | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие продвижения. Способы и средства доведения информации до потребителя. Сущность маркетинговых коммуникаций. Роль коммуникационного процесса. Задачи, решаемые в процессе организации маркетинговых коммуникаций. Методы установления маркетинговых бюджетов (исходя из наличных средств, паритета с конкурентами, исчисления в виде доли от продаж, прироста, исходя из целей и задач). Рекламная деятельность. Стимулирование сбыта. Личная продажа. Пиар и пропаганда. | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: оценка эффективности рекламных мероприятий | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Тема 12. Маркетинговое планирование и контроль | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Маркетинговое планирование. Маркетинговый контроль (стратегический, текущий, прибыльности, коммуникативной эффективности). | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач. | 3 | |||
Зачетное занятие | 2 | |||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) | - | |||
Всего: | 108 (должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта программы) |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Маркетинг»
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству студентов, комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения: ________________________________
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: __________________:
__________________________________________________________________
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: __________________________________________________________________
Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Барышев А. Ф. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 224 с.
2. Мурахтанова Н. М., Еремина Е. И. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 304 с.
3. Мурахтанова Н. М., Еремина Е. И. Маркетинг: Сборник практических задач и ситуаций. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 96 с.
4. Матюшенкова Н. Г. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 272 с.
Дополнительные источники:
- Кнышова Е. Н. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 282 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. Ст. Е. М. Пеньковой. – М.: Прогресс, 2011. –736 с.
- Лукина А. В. Маркетинг: Учебное пособие. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. – 224 с.
- Лыгина Н. И., Ляпина И. Р. Маркетинг товаров и услуг: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 240 с.
После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: выявлять потребности; проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения; организовывать рекламные кампании; проводить опрос потребителей; применять методы формирования спроса и стимулирования сбыта. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: структуру маркетинговой деятельности; классификацию маркетинга; принципы, объекты, субъекты, средства и методы маркетинговой деятельности; маркетинговую окружающую среду; виды конкуренции, конкурентоспособность организации; стратегию и планирование маркетинга. | Тестирование, решение ситуационных задач Тестирование, решение ситуационных задач |
Результаты переносятся из паспорта программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе дисциплины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг"
Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям среднего ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД-06 "Маркетинг"
Программа учебной дисциплины «Маркетинг» является частью основной профессиональн...
Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента и маркетинга"
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 120714 "Земельно-имущественные отношения"...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы микроэкономики, менеджмента и маркетинга" для специальности 120101 "Прикладная геодезия"
Рабочая программа...
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики,менеджмента и маркетинга"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО)260105 «Техн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по спе...