РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономики, менеджмента и маркетинга
рабочая программа (11 класс) на тему

Значкова Ольга Степановна

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  

19.02.10 Технология продукции общественного питания

 

 

 

 

Организация-разработчик ГБОУ СПО «Суражский промышленно – аграрный техникум »

Разработчики:

Значкова О.С., преподаватель спецдисциплин

Дударева Е.Н., зам. директора по НМР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gr10.osnovy_ekonomik_men._i_mark._spo_star.docx69.32 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СУРАЖСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО -  АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                                          Зам. директора по УР

__________ Т.И. Панус

                                                                           «   » _______________

__________ Т.И. Панус

                                                                           «   » _______________

__________ Т.И. Панус

                                                                           «   » _______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы  экономики, менеджмента и маркетинга

                                        Рассмотрена и одобрена на заседании

                             МО профессионального цикла

                                       Протокол № 1  от « 28» августа 20 14г.

                                                     Председатель МО _____   Значкова О.С.

                                      Протокол №   от «  » августа 20___ г.

   Председатель МО _______Значкова О.С.

                                       Протокол №   от «  » августа 20___ г.

                                             Председатель МО _______Значкова О.С.

2014 год

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  

19.02.10 Технология продукции общественного питания

Организация-разработчик ГБОУ СПО «Суражский промышленно – аграрный техникум »

Разработчики:

Значкова О.С., преподаватель спецдисциплин

Дударева Е.Н., зам. директора по НМР

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПАРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

                                                 

стр.

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

     

3.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                                                  

            5

            9

           11


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы  экономики, менеджмента и маркетинга

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины  «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» является частью примерной  основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  

19.02.10  Технология продукции общественного питания

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
  • анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

      - основные положения экономической теории;

  • принципы рыночной экономики;
  • современное состояние и перспективы развития отрасли;
  • роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
  • механизмы формирования заработной платы;
  • формы оплаты труда;
  • стили управления, виды коммуникации;
  • принципы делового общения в коллективе;
  • управленческий цикл;
  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
  • сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
  • формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося   98 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося  28 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы  экономики, менеджмента и маркетинга

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

98

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:

        лабораторные работы

-

        практические занятия

32

        контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

СР№1.Тема: Научные школы. Этапы развития экономики.

СР№2.Тема:  История товарного производства. Нетоварный сектор экономики.

СР№3.Тема: Закон спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые факторы предложения.

СР№4.Тема:  Система показателей макроэкономики.  Пути и факторы экономического роста.

СР№5.Тема:   Рыночная цена и точка равновесия.

СР№6.Тема: Проблема неравенства доходов. Монополии и монополистические союзы.

СР№7.Тема:  Социальная политика государства.

СР№8.Тема:  Предприятие в условиях рыночной экономики.  

СР№9. Тема: Развитие и задачи предприятий общественного питания в условиях рыночных отношений.

СР№10.Тема: Малые предприятия, индивидуальное предпринимательство в общественном питании.

СР№11.Тема:  Сущность и назначение основных  и оборотных фондов предприятия общественного питания.

СР№12.Тема: Выполнить презентацию на тему: Производительность труда.

СР№13.Тема:  Фонд оплаты труда и его состав.

СР№14.Тема: Продукция и товарооборот предприятий общественного питания.

СР№15.Тема:  Сущность и характерные черты современного менеджмента. История развития менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

СР№16. Подготовить сообщение на тему: «Система методов: моделирование, экспериментирование, социологические измерения. «Значение и содержание функций менеджмента».

СР№17. Подготовить сообщение на тему: « Значение психологических методов управления».

СР№18. Подготовить сообщение на тему: «Барьеры общения и пути их устранения».

СР№19. Подготовить сообщение на тему: «Управление

неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним".

СР№20. Подготовить сообщение на тему: «История развития

маркетинга и концепции рыночной экономики».

СР№21. Подготовить сообщение на тему: «Особенности маркетинга в профессиональной деятельности».

СР№22. Подготовить сообщение на тему: « Ассортиментная политика».

СР№23. Подготовить сообщение на тему: « Ценовые стратегии в маркетинге».

28

Итоговая аттестация в форме  экзамена


2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Основы  экономики, менеджмента и маркетинга»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы экономики

29

Тема 1.1. Сущность

экономики и история ее

развития

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие об экономике и экономической деятельности людей. Основные положения экономической теории

2

2.

Методы и функции экономической теории. Составная часть экономики: микро- и макроэкономика.

2

Практические занятия

1

ПЗ№1. Составить таблицу по теме: Основные этапы развития экономики

Самостоятельная работа

СР№1.Тема: Научные школы. Этапы развития экономики.

1

Тема 1.2. Производство и экономика

Содержание учебного материала

3

1.

Значение процесса производства и его место в экономике страны. Факторы производства.

Издержки производства.

2

2.

Ограниченность ресурсов. Стадии развития производства. Структура современного производства.

2

3.

Натуральное и товарное производство. Товарное обращение. Товар как экономическая категория

2

Практические занятия

1

ПЗ№2. Составить таблицу по теме: Натуральное хозяйство. Основные черты товарного хозяйства».

Самостоятельная работа

СР№2.Тема:  История товарного производства. Нетоварный сектор экономики.

1

Тема. 1.3. Принципы

рыночной экономики

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции рынка. Механизм

рыночного саморегулирования и его основные элементы.

2

2.

Законы спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые

рыночные предложения. Кривая спроса и предложения.

2

Практические занятия

2

ПР№3. Построение кривой спроса и кривой предложения.

Самостоятельная работа

СР№3.Тема: Закон спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые факторы предложения.

1

Тема. 1.4.

Макроэкономические

показатели

Содержание учебного материала

1

1.

Основные черты макроэкономики. Номинальный и

реальный ВНП. Экономический рост в обществе.

2

Практические занятия

1

ПР№4.  Расчёт ВНП

Самостоятельная работа

СР№4.Тема:  Система показателей макроэкономики.  Пути и факторы экономического роста.

1

Тема. 1.5.

Макроэкономическая

нестабильность

Содержание учебного материала

3

1.

Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики. Экономический

цикл и его фазы. Две стороны экономического кризиса. Последствия неравновесия.

2

2.

  Безработица, ее типы и последствия

2

3.

Сущность и виды инфляции. Причины  и последствия

инфляции.

2

Практические занятия

2

ПР№5.   Взаимосвязь безработицы и инфляции.

ПР№6. Выполнение контрольных заданий

Самостоятельная работа

СР№5.Тема:   Рыночная цена и точка равновесия.

СР№6.Тема: Проблема неравенства доходов. Монополии и монополистические союзы.

2

Тема. 1.6.

Макроэкономическое

регулирование

Содержание учебного материала

1

1.

Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики.

2

Практические занятия

2

ПР№7. Решение экономических ситуаций

Контрольная работа№1. по разделу 1. Основы экономики

1

Самостоятельная работа

СР№7.Тема:  Социальная политика государства.

1

Раздел 2.

Экономические основы

производственной

деятельности

28

Тема 2.1. Характеристика

отрасли и предприятия

Содержание учебного материала

2

1.

Предприятие как хозяйствующий субъект. Движущие мотивы развития экономики предприятия. Понятие отрасли и предприятия общественного питания  

2

2.

Классификация предприятий общественного питания. Типы, классы предприятий.

Организационно -правовые формы предприятий общественного питания.

2

Практические занятия

3

ПР№8. Составление таблицы. Тема: «Основные принципы рыночной системы хозяйствования».

ПР№9. Формы собственности

Самостоятельная работа:

СР№8.Тема:  Предприятие в условиях рыночной экономики.  

СР№9. Тема: Развитие и задачи предприятий общественного питания в условиях рыночных отношений.

СР№10.Тема:Малые предприятия, индивидуальное предпринимательство в общественном питании.

3

Тема. 2.2. Основные фонды и

оборотные средства

предприятия общественного

питания

Содержание учебного материала

1

1.

Сущность и назначение основных фондов предприятий общественного питания, их структура.

Оборотные средства, их экономическая сущность , состав.

2

Практические занятия

2

ПР№10. Решение практических задач и упражнений по основным и оборотным средствам.

Самостоятельная работа:

СР№11.Тема:  Сущность и назначение основных  и оборотных фондов предприятия общественного питания.

1

Тема 2.3. Трудовые ресурсы в  общественном питании,

эффективность их

использования.

Содержание учебного материала

2

1.

Кадры предприятия, их классификация.  

2

2.

Производительность труда в общественном питании: понятие, показатели, функции.  

2

Практические занятия

2

ПР№11. Выполнение практических заданий по темам «Кадры предприятия и производительность труда».

Самостоятельная работа:

СР№12.Тема: Выполнить презентацию на тему: Производительность труда.

1

Тема. 2.4. Оплата труда в общественном питании.

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие оплаты труда, сущность и функции заработной платы. Принципы формирования, регулирование заработной платы.

2

2.

Формы оплаты труда.  

2

Практические занятия

2

ПР№12.  Организация оплаты труда.

ПР№13.  Расчет оплаты труда

Самостоятельная работа:

СР№13.Тема:  Фонд оплаты труда и его состав

1

Тема 2.5. Показатели

деятельности предприятий

общественного питания.

Содержание учебного материала

2

1.

Экономическая деятельность предприятия общественного питания разных форм собственности. Показатели деятельности, их экономическая характеристика. Продукция и товарооборот предприятий общественного питания.

2

2.

Издержки производства и обращения в общественном питании. Классификация и структура

издержек общественного питания и себестоимость кулинарной продукции. Ценообразование в общественном питании.

2

Практические занятия

2

ПЗ№8. Тема: «Расчет себестоимости единицы продукции. Расчет цены и прибыли».

ПЗ№ 9. Тема: Расчет основных технико – экономических показателей  деятельности предприятия

Контрольная работа№2 по разделу 2.  Экономические основы производственной деятельности.

1

Самостоятельная работа:

СР№14.Тема: Продукция и товарооборот предприятий общественного питания. 

1

Раздел 3. Основы

менеджмента

23

Тема 3.1. Сущность

современного менеджмента

Содержание учебного материала

1

1.

Цели и задачи менеджмента.

Принципы управления. Объекты и субъекты управления. Школы менеджмента.

Организация, как форма существования людей.

2

Практические занятия

2

ПЗ№10. Проведение сравнительного анализа моделей менеджмента.

ПЗ№11.  Разбор производственных ситуаций на тему:

«Организация как открытая система».

Самостоятельная работа:

СР№15.Тема:  Сущность и характерные черты современного менеджмента. История развития менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

2

Тема 3.2.Цикл управления.

Содержание учебного материала

2

1.

Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль

деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента.

2

2.

Цикл менеджмента. Связующие процессы.    

2

Практические занятия

1

ПЗ№12.  Разбор производственных ситуаций на тему:  Цикл менеджмента.

Самостоятельная работа:

СР№16. Подготовить сообщение на тему: «Система методов: моделирование, экспериментирование, социологические измерения. «Значение и содержание функций менеджмента».

2

Тема 3.3. Методы управления

Содержание учебного материала

4

1.

Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое

воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления. Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения.

2

2.

Информационные технологии в сфере управления. Значение управления информацией и требования предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации

2

3.

Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и

приемы делового общения.

2

4.

Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние. Управление

неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним. Управление конфликтами и

стрессами.

2

Практические занятия

5

ПЗ№12.  Использование различных методов управления, разбор ситуаций.

ПЗ№13.  Разбор производственных ситуаций на тему:   Использование информационных технологий в сфере управления

ПЗ№14.  Разбор производственных ситуаций на тему:  Законы и

приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения.  

ПЗ№15.  Разбор производственных ситуаций на тему:  Изучение основных понятий руководства.

ПЗ№16.  Разбор производственных ситуаций на тему: Управление конфликтами и стрессами.

Контрольная работа№3  по разделу 3 « Основы менеджмента»

1

Самостоятельная работа:

СР№17. Подготовить сообщение на тему: « Значение психологических методов управления».

СР№18. Подготовить сообщение на тему: «Барьеры общения и пути их устранения».

СР№19. Подготовить сообщение на тему: «Управление

неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним".

3

Раздел 4. Основы маркетинга.

18

Тема 4.1. Сущность маркетинга.

Содержание учебного материала

2

1.

Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития

маркетинга и концепции рыночной экономики. Основные принципы и функции маркетинга и его

связь с менеджментом.

2

2.

Управление и комплекс маркетинга.

Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

2

Практические занятия

2

ПЗ№17. Управление и комплекс маркетинга.

ПЗ№18. Формы адаптации производства и сбыта к рыночной  ситуации.

Самостоятельная работа:

СР№20. Подготовить сообщение на тему: «История развития

маркетинга и концепции рыночной экономики».

СР№21. Подготовить сообщение на тему: «Особенности маркетинга в профессиональной деятельности».

3

Тема 4.2. Основные стратегии  маркетинга.

Содержание учебного материала

4

1.

Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара.

2

2.

Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной

политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.

2

3.

Понятие и сущность цены. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Механизмы

ценообразования на продукцию.

2

4.

Методы ценообразования. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг.

2

Практические занятия

2

ПР№19.   Стратегия разработки нового товара.

ПР№20.  Решение задач на управление ценами.

Итоговая контрольная работа №4.

1

Самостоятельная работа:

СР№22. Подготовить сообщение на тему: « Ассортиментная политика».

СР№23. Подготовить сообщение на тему: « Ценовые стратегии в маркетинге».

4

Всего:

98


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины имеется учебный  кабинет «Экономика. Бухгалтерский учет и аудит». 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся - 30;

- рабочее место преподавателя - 1;

- комплект учебно-наглядных пособий  по курсу «экономические и правовые основы производственной деятельности»;

-  образцы  творческих работ;

-  электронные учебники  по темам: «Роль и сущность экономики»; Правовой статус предприятия»; «Малые предприятия»; «Трудовые ресурсы.»; «Рынок труда»;

- альбом: Рассказы об экономических словах

 - альбом: «Деньги и денежные знаки»

Альбом – презентация  на тему:  «Все банкноты России»

Технические средства обучения:  компьютер с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Кожевников Н.Н., Басов Т.Ф., Бологова В.В. Основы экономики, - М. : Издательский центр «Академия», 2012.
  2. Экономика и управление в сельском хозяйстве: учебник  под ред. Г.А. Петраневой.  – М.: издательский центр «Академия», 2012.
  3. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент, М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  4. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: практикум,  М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  5. Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг, М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  6. Муравьева Т.В. Экономика фирмы: учебное пособие для студентов СПО, 2012.
  7. Мурахтанова Н.М Маркетинг. Сборник практических задач и ситуаций. - М.:АКАДЕМИЯ, 2012.

Дополнительные источники:

  1. Семенов А.К. Основы менеджмента. - М.:Дашков и К,2009-476с
  2. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений. М., 2012.
  3.  Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ж. Словарь современных экономических терминов. М, Академия, 2012.

  1. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Теоретический и научно-практический журнал. Учрежден МСХ РФ.
  2. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве:научно-практический журнал. Учрежден МСХ РФ
  3.  Новое сельское хозяйство: Журнал агроменеджера. Учрежден МСХ РФ.

Интернет-ресурсы:

  1. Интернет – ресурс«Экономика организации». Форма доступа: www.ofguu.ru/_files/Экономика организаци.pdf
  2. Интернет - ресурс «Наука и техника, экономика и бизнес» Форма доступа: www.nauki-online.ru/ekonomika
  3. Интернет – ресурс http://www.economy.gov.ru/
  4. Интернет – ресурс http://econolinks.boom.ru/
  5. Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: http://www.new-management.info/
  6.   Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа:  http://www.marketolog.ru/-маркетолог
  7.  Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm

4.    КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации

практические работы

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

практическая работа

анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг

практическая работа

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные положения экономической теории

домашняя работа

принципы рыночной экономики

тестирование, индивидуальное задание

современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства;

домашняя работа

роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике

тестирование

механизмы ценообразования на продукцию (услуги) 

тестирование

механизмы формирования  заработной платы

тестирование

формы оплаты труда

 тестирование  и практическая работа

стили управления, виды коммуникации

тестирование

принципы делового общения в коллективе

индивидуальное задание

управленческий цикл

индивидуальное задание

особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства

тестирование

сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом

тестирование

формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

тестирование и индивидуальное задание




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг"

Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям среднего ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент"

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназна­чена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и...

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД-06 "Маркетинг"

Программа     учебной     дисциплины     «Маркетинг» является     частью     основной профессиональн...

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 101101 Гостиничный сервисОсновные цели программы:- приме...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы менеджмента

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 250109 Садово-парковое и ландшафтное...

Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент качества"

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент качества» (48 ч.) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по ...