Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента и маркетинга"
рабочая программа по экономике на тему

Бажанова Ирина Юрьевна

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 120714 "Земельно-имущественные отношения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.04._osnovy_menedzhmenta_i_marketinga.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУСПО  «Калужский аграрный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения

Калуга, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120714 «Земельно-имущественные отношения»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

планировать и организовывать работу подразделений;

формировать организационные структуры управления;

разрабатывать мотивационную политику организации;

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельно-имущественных отношениях;

анализировать рынок недвижимости, осуществлять его сегментацию и позиционирование;

определять стратегию и тактику относительно ценообразования.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

внешнюю и внутреннюю среду организации;

цикл менеджмента;

процесс принятия и реализации управленческих решений;

функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

систему методов управления;

методику принятия решений;

стили управления, коммуникации, деловое общение;

сущность  и функции маркетинга;

конъюнктуру рынка недвижимости, динамику спроса и предложения на соответствующем рынке с учетом долгосрочных перспектив.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программыучебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 32 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

Рефераты, доклады, изготовление плакатов, подготовка к тестам, практическим занятиям, внеаудиторная самостоятельная работа с учебным материалом и оформление конспекта.

Итоговая аттестация в формеЭкзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныОСНОВЫ  МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы менеджмента

52

Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития

Содержание учебного материала

2

1

Определение менеджмента. Предпосылки его формирования. Содержание и основные положения школ управления: научное, административное, человеческих отношений и поведенческих наук. Современные подходы к управлению: количественный, процессный, системный, ситуационный.

1

2

Цели и задачи современного менеджмента. Объекты и субъекты управления

1

3

Менеджер и его место в организации. Уровни управленческого труда.

1

Практические занятия

Модель современного менеджера.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Изучить и подготовить доклады по темам:

«Менеджер», «бизнесмен», «предприниматель»

Модели менеджмента: японская, американская, немецкая

Национальные особенности менеджмента

Изготовление учебных плакатов

2

Тема 1.2.

Организация и ее среда

Содержание учебного материала

2

1

Понятие организации. Ее характеристики. Виды организаций в зависимости от формы собственности и организационной структуры управления.

1

2

Внутренняя среда организации иее факторы

1

3

Внешняя среда организации иее факторы

1

Самостоятельная работа обучающихся

Изучить и законспектировать тему: Жизненный цикл организации

Изготовление учебных плакатов

2

Тема 1.3.

Функции менеджмента

Содержание учебного материала

6

1.

Цикл менеджмента. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла

1

2.

Планирование как функция управления. Виды планирования: стратегическое, тактический, текущее. Бизнес-планирование.

Процесс стратегического планирования: миссия, цели, анализ внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, реализация стратегии, оценка стратегии.

1,2

3.

Организация как функция управления.

Типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная и др. Достоинства и недостатки  организационных структур управления.

Делегирование полномочий

1,2

4

Мотивация как функция менеджмента. Факторы мотивации.

Содержательные и процессуальные теории мотивации.

1,2

5

Контроль. Его цели, этапы и виды.

1

Практические занятия

Изучение организационной структуры риэлторской компании

Использование мотивации в практике менеджмента

4

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить рефераты по темам:

 «Процесс стратегического планирования»

«Процессуальные теории мотивации»

Изучение теоретического материала и подготовка к тестам

Изготовит плакаты типов организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная

2

Тема 1.4. Принципы и методы управления

Содержание учебного материала

2

1.

Основные принципы управления.

Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение теоретического материала

2

Тема 1.5. Принятие управленческих решений

Содержание учебного материала

2

1.

Проблема как элемент процесса управления.

Процесс принятия управленческого решения

Методы принятия решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений

1,2

Практические занятия

Решение ситуационных задач

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Изготовление информационных плакатов

2

Тема 1.6.  Психология менеджмента

Содержание учебного материала

4

1

Групповая динамика менеджмента. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация, формальные и неформальные группы.

1

2

Власть и лидерство. Стили руководства

2

3

Управление конфликтами.

2

Практические занятия:

Решение ситуационных задач.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить рефераты  по темам:

Индивидуальные особенности личности:

Типы темперамента

Организаторские способности

2

Тема 1.7. Коммуникации и деловое общение

Содержание учебного материала

2

1

Функции и назначение делового общения.

Содержание коммуникационного процесса.

1

2

Правила ведения бесед, деловых совещаний. Фазы делового общения. Техника телефонных переговоров

1,2

Практические занятия:

Решение ситуационных задач.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить рефераты по темам:

Вербальные и невербальные коммуникации

Партнерство

Национальные особенности невербального общения

Национальные стили ведения переговоров

2

Тема 1.8. Особенности менеджмента земельно-имущественных отношений

Содержание учебного материала

2

1

Менеджмент в земельно-имущественных отношениях и его особенности: организационные, управленческие, социально-психологические

1,2

Практическое занятие:

Изучение особенностей менеджмента в земельно-имущественных отношениях

2

Самостоятельная работа  обучающихся:

Выполнить эссе на тему: Особенности менеджмента в будущей профессиональной деятельности

2

Раздел 2.

Основы маркетинга

44

Тема 2.1.

Сущность и содержание маркетинга

Содержание учебного материала

4

1

Понятие «маркетинг», его исходные идеи. Возникновение маркетинга и его эволюция. Принципы маркетинга.Функции и  цели маркетинга.

1

2

Классификация маркетинга

1.2

3

Комплекс маркетинга

1.2

4

Внутренняя маркетинговая среда

1.2

Самостоятельная работа обучающихся:

Изготовление плакатов блок-схем по курсу «Маркетинг»

Подготовить рефераты по теме:

Концепция  социально-этического маркетинга

Классификация маркетинга в зависимости от состояния рынка

2

Тема 2.2.

Рынок как экономическая основа маркетинга. Сегментация рынка

Содержание учебного материала

4

1

Рынок как объект маркетинга. Концепции рыночной деятельности, концепция маркетинга. Рынок недвижимости

1

2

Сегментация рынка.  Назначение, критерии и признаки сегментации.

1.2

3

Позицирование товара, формирование конкурентных преимуществ.

1.2

Практическое занятия:

Решение и разборка маркетинговых ситуаций

Тестирование

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить рефераты по темам:

Рыночная ниша

2

Тема 2.3. Объекты и субъекты маркетинга

Содержание учебного материала:

4

1

Объекты: нужда, спрос, потребности.

1

2

Субъекты маркетинга. Потребители, как субъекты маркетинга. Конкуренты как субъекты маркетинга

1,2

3

Субъекты рынка недвижимости

1,2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить рефераты по темам:

Классификация и характеристика потребностей

Факторы, влияющие на величину рыночного спроса

Службы маркетинга, требования к специалисту по маркетингу.

Закон РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

2

Тема 2.4. Маркетинговая окружающая  среда

Содержание учебного материала

2

1

Факторы, формирующие окружающую микросреду и макросреду маркетинга.

1,2

2

Маркетинговые исследования рынка

1,2

Практическое занятие:

Сбор первичной информации

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить реферат по теме:

Макросреда и конъюнктура рынка

Изготовить плакат: Основные силы макросреды функционирования предприятия

2

Тема 2.5.

Товарная и ценовая политика организации

Содержание учебного материала

2

1

Маркетинговое понимание товара. Классификация товаров. Жизненный цикл товара.Создание новых товаров.  Осуществление товарной политики и формирование товарного ассортимента

1,2

2

Виды цен и методы ее формирования. Виды цен.

1,2

Самостоятельная работа обучающихся:

 Подготовить рефераты по темам:

Рыночная атрибутика товара

Упаковка товара

Бренд: понятие, создание, оценка стоимости

Ценовая стратегия предприятия.

Особенности формирования свободных рыночных цен на рынке недвижимости

2

Тема 2.6. Сбытовая политика организации

Содержание учебного материала:

2

1.

Понятие и виды сбыта. Средства сбыта: каналы распределения, их виды.

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить рефераты по темам:

Торговые посредники

Оптовая и розничная торговля

2

Тема 2.7.

Продвижение товара

Содержание учебного материала

2

1

Средства продвижения товаров: Реклама, личная продажа, паблик рилейшнз, Стимулирование сбыта

1

Практические занятия

Анализ условий эффективности основных средств продвижения (реклама, личные продажи)

2

Самостоятельная работа обучающихся

Изготовление блок-схем по курсу «Маркетинг»

2

Тема 2.8. Конъюнктура рынка недвижимости

Содержание учебной дисциплины:

2

1

Конъюнктура рынка недвижимости. Динамика  спроса и предложения на рынке недвижимости с учетом долгосрочных и краткосрочных перспектив

1,2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить реферат по теме:

Факторы влияющие на спрос и предложение жилищном рынке

2

Всего:

96

Итоговая аттестация в формеэкзамена

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

                                                                

        


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Менеджмента» и  «Маркетинга».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методического материала: тестового материала, ситуационных задач, практических упражнений, плакатов.

- раздаточный материал.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор

- точка доступа в Интернет

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджемнт:  учебник СПО  – М.: Академия, 2010. – 288с.

2. Драчева Е.Л.; Юликов Л.И. Менеджмент: практикум, учебное пособие СПО – М.: Академия, 2010

3. КазначевскаяГ.Б. Менеджмент. Ростов н/Д.: Феникс, 2011

4. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010

5. Алексунин В.А. Маркетинг: учебник СПО – М.: Дашков и К, 2008. – 200с.

6. Белоусова С.Н. Маркетинг: учебное пособие.  Издание 6-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009

Дополнительные источники:

1. Полукаров В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2008.-240с.
          2. Семенов А.К., Набоков В.И.
Основы менеджмента: учебник – М.: Академия,2008.-556с.  
3.КибановФ.Я. Управление персоналом: учебное пособие  - М: Кнорус, 2008. – 208с.

4. Котляров И.Д. Маркетинг: учебное пособие ВУЗ – М.: Эксмо, 2010. -240с.

5. Кошкин Л.И., М.М.Соловьев, С.А. Кимельман. Земельно-имущественные отношения и недропользование. Основы управления. ВШПП, 2006

6. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2007

7. «О защите прав потребителей», № 2-ФЗ от 09.01.96

       8. «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006

            9. Б.Г.Литвак. Практические занятия по менеджменту: Мастер-класс: Учебное пособие. – М.: Дело.

Интернет-ресурсы:

http://www.businesslearning.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

 (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1.

2.

Умения:

-планировать и организовывать работу подразделения;

Экспертная оценка результатов деятельности студентовпри выполнении и защите практических работ,  при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля

-формировать организационные структуры управления;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля

-разрабатывать мотивационную политику организации;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля

-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля современной практике управления.

-принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

 Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля

-учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельно-имущественных отношениях;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля

Знания:

-сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля

-внешнюю и внутреннюю среду организации;цикл менеджмента;функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля

-систему методов управления;процесс принятия и реализации управленческих
решений; методику принятия решений;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля

-стили управления, коммуникации, деловое общение;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля

-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля

-сущность и функции маркетинга;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля

-конъюнктуру рынка недвижимости, динамикуспроса и предложения на соответствующем рынке сучетом долгосрочных перспектив

 Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля

Разработчики:         

ГБОУСПО «Калужский

аграрный колледж»____                ___преподаватель____          Бажанова И.Ю.

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент"

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназна­чена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и...

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД-06 "Маркетинг"

Программа     учебной     дисциплины     «Маркетинг» является     частью     основной профессиональн...

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 101101 Гостиничный сервисОсновные цели программы:- приме...

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  100701 Коммерция...

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" для специальности "Экономика и бухгалтерский учет( по отраслям)"...

рабочая программа Биология 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010

Рабочая программа по дисциплине Биология...

рабочая программа География 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010

Рабочая программа по дисциплине География...