Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики,менеджмента и маркетинга"
рабочая программа по экономике на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО)260105 «Технология сахаристых продуктов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_osnovy_ekonomikimenedzhmenta_i_marketinga_3ta.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по учебной работе
____________________Н.В.Зингер
«______»_______________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Жердевка 2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО)260105 «Технология сахаристых продуктов».
Организация – разработчик: ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности».
Разработчик:
Нестерук И.А., преподаватель.
Рецензенты:
Молчанова В.В.., преподаватель, ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»
Меняйлова Г.И., заместитель директора по финансовым вопросам.
ОАО «Знаменский сахарный завод»-Филиал «Жердевский».
Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией экономических дисциплин
Протокол №______ от «______»___________________2014 г.
Председатель цикловой комиссии ____________Молчанова В.В.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по научно
– методической работе ____________________Л.В.Иноземцева
СОГЛАСОВАНО
Зав.отделением ___________________________Г.А.Лысикова.
Содержание
стр.
- Паспорт рабочей программы учебной
дисциплины………………………………………………….……………...4
- Структура и содержание учебной
дисциплины………………….……………………………………………...5
- Условия реализации учебной дисциплины……………….….......14
- Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины……………………….……………………………………….16
- Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 260105 «Технология сахаристых продуктов».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения экономической теории;
- принципы рыночной экономики;
- роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
- формы оплаты труда;
- стили управления, виды коммуникации;
- принципы делового общения в коллективе;
- управленческий цикл;
- особенности менеджмента в профессиональной деятельности;
- сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
- формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 147 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 98 часов;
самостоятельной работы обучающегося 49 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 147 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 98 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 49 |
Практическая работа обучающегося | 40 |
в том числе: | |
Работа с основной и дополнительной литературой. Составление сканвордов и кроссвордов. Составление докладов. | 18 6 25 |
Итоговая аттестация в форме ДЗ |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Введение | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1 2 3 | Понятие об экономики и экономической деятельности людей. Основные положения экономической теории. Методы и функции экономической теории. Составная часть экономики: микро- и макроэкономика. | 1 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «История развития науки экономики». | 4 | |||||
Раздел 1. Основы экономики. | ||||||
Тема 1.1. Натуральное и товарное производство. | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 2 | Сущность натурального хозяйства. Сущность и черты товарного производства. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «Особенности и черты натурального хозяйства». | 2 | |||||
Тема 1.2. Собственность. | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1 2 3 | Понятие собственности и ее составляющие. Субъекты собственности. Виды и формы собственности. | «2 | ||||
Лабораторные работы | ||||||
Практические занятия | - | |||||
Контрольные работы | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «История развития собственности в России». | 4 | |||||
Тема 1.3.Производство и экономика: значение процесса производства и его место в экономике страны. | Содержание учебного материала | 10 | ||||
1 2 3 | Факторы производства. Издержки производства. Ограниченность ресурсов. Виды ресурсов. Стадии развития производства. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | 4 | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: составление сканворда | 2 | |||||
Тема 1.4.Сущность рынка. | Содержание учебного материала | 12 | ||||
1 2 3 4 | Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции рынка. Рыночная цена. Сущность рыночного ценообразования. Законы спроса и предложения. Кривая спроса и предложения. Кривая спроса и предложения. | 3 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | 4 | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом. | 2 | |||||
Тема 1.5.Деньги и денежное обращение. | Содержание учебного материала | 8 | ||||
1 2 3 | Сущность денег. Основные функции денег. Виды денег. Денежное обращение. | 3 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад по теме: «История появления денег». | 2 | |||||
Тема 1.6. Инфляция и безработица. | Содержание учебного материала | 10 | ||||
1 2 3 4 5 | Сущность инфляции. Причины инфляции. Виды инфляции. Последствия инфляции. Безработица, ее виды и причины. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с книгой. | 4 | |||||
Тема 1.7. Сущность оплаты труда. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Сущность заработной платы: виды и формы оплаты труда. | 3 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом. | 2 | |||||
Тема 1.8.Имущество и капитал. | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1 2 | Имущество и капитал: понятие и виды. Капитал, Источники формирования капитала. | 3 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: « Основной и оборотный капитал». | 2 | |||||
Тема 1.9. Сущность макроэкономики. | Содержание учебного материала | 8 | ||||
1 2 3 | Основные черты макроэкономики. Система показателей макроэкономики. Номинальный и реальный ВНП. Экономический рост в обществе. Пути и факторы экономического роста. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: составление сканворда. | 4 | |||||
Раздел 2. Основы менеджмента. | ||||||
Тема 2.1.Сущность современного менеджмента. | Содержание учебного материала | 12 | ||||
1 2 3 4 | Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. Менеджер- как субъект управления. История развития менеджмента. Школы менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям). Организация как форма существования людей. Организация как открытая система. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | 4 | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. | - | |||||
Тема 2.2.Цикл менеджмента. | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1 | Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента. Связующие процессы. | |||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | 4 | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад по теме: «Взаимосвязь функций управленческого цикла». | 4 |
Тема 2.3.Методы управления. | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 2 3 | Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие. Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические работы | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом. | 2 | |||
Тема 2.4. Управленческое общение и коммуникации. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Значение управленческой информации и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «Барьеры в коммуникациях». | 2 |
Тема 2.5.Деловое общение. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 2 | Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом. | 2 |
Тема 2.6. Руководство: власть и партнерство. | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 2 3 | Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние. Управление неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним. Управление конфликтами и стрессами. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «Причины конфликтов в организации». | 2 | |||
Тема 2.7. Процесс принятия управленческих решений. | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 2 | Сущность управленческого решения и классификация управленческих решений. Подходы и методы принятия управленческих решений. Этапы принятия управленческого решения. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 4 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «Модели принятия управленческих решений». | - | |||
Раздел 3. Основы маркетинга. | ||||
Тема 3.1.Сущность маркетинга. | Содержание учебного материала | 13 | ||
1 2 3 4 5 | Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом. Управление и комплекс маркетинга. Особенности маркетинга в профессиональной деятельности (по отраслям). Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом. | 7 | |||
Тема 3.2.Основные стратегии маркетинга. | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 2 3 | Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 4 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «Стратегический анализ фирмы». | 2 | |||
Итого: | 147 |
3. Условия реализации учебной дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы экономики, менеджмента и маркетинга».
Оборудование учебного кабинета: доска, рабочее место студентов и преподавателя, ПК преподавателя, проектор.
Технические средства обучения: персональный компьютер, электронные версии лекций (презентации).
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. - 3-е изд., стер. - КноРус, 2012.
- Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2013.
- Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.
- Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. - М.: Дело и сервис, 2010.
- Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.
- Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2010.
- Котлер Ф. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2011.
Дополнительные источники:
- Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) - М., 2012.
- Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. - М., 2014.
- Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. - М.: КолосС, 2014.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2011.
- Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2012.
- Барышев А.Ф. Маркетинг - М.: Академия, 2013.
- . «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во: Дело и сервис.
- «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
- Экономика сельского хозяйства России. Практический журнал. Учрежден Министерством сельского хозяйства РФ. Издательство: «Подольская периодика».
- Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: http://www.new-
- Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа: http://www.marketolog.ru/-маркетолог
- Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, выступлений и исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся умеет: - рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации; - применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; - анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг. знает: - основные положения экономической теории; -принципы рыночной экономики; - современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и механизации; - роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; -механизмы ценообразования на продукцию(услуги); -формы оплаты труда; -стили управления, виды коммуникации;
-принципы делового общения в коллективе; -управленческий цикл; -особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства; -сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом; -формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации. | практическая работа практическая работа практическая работа домашняя работа тестирование, индивидуальное задание домашняя работа тестирование тестирование тестирование и практическая работа тестирование индивидуальное задание индивидуальное задание тестирование тестирование тестирование и индивидуальное задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Менеджмент и маркетинг» (рабочая программа элективного курса с применением ИКТ)
Элективный курс посвящён науке и искусству работы в условиях рыночной экономики. Профессия – менеджер, стала одной из популярных профессий в наше время и одной из самых востребованных на рынке труда. ...
Рабочая программа по дисциплине Маркетинг
Рабочая программа по дисциплине Маркетинг для студентов СПО специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" (з-е поколение)...
Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента и маркетинга"
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 120714 "Земельно-имущественные отношения"...
КОС по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"
Контрольно-оценочные средства для специальности "Механизация сельского хозяйства"...
КТП по дисциплине "Основы экономики,менеджмента и маркетинга"
Календарно-тематическое планирование предназначено для студентов специальности 110809»Механизация сельского хозяйства»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания...
Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам: «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Экономика, менеджмент»
Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам: «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Экономика, менеджмент»По теме &la...