РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для специальности 38.02.08 Торговое делоРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для специальности 38.02.08 Торговое дело
рабочая программа по обществознанию
Программа учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.08 Торговое дело и разработана:
- на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, с учетом изменений от 12 августа 2022 г. приказ №732, зарегистрированных Министерством юстиции РФ 12 сентября 2022 г. №70034;
- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.07.2023 № 548, зарегистрированным Министерством юстиции РФ 22.08.2023г.№74906;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_td.docx | 115.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Новочеркасский машиностроительный колледж»
(ГБПОУ РО «НМК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
для специальности
38.02.08 Торговое дело
Новочеркасск, 2024
ОДОБРЕНО Цикловой комиссией общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин Председатель _____________ А.Н. Кукса «___» __________ 2024 г. | СОГЛАСОВАНО И.о. заместителя директора по учебной работе __________ А.В. Егорова «___» _____________ 2024 г. | |
ОДОБРЕНО Цикловой комиссией специальностей 38.02.04, 38.02.05, 38.02.08, 40.02.01 Председатель _____________ М.П. Карпова «___» __________ 2024 г. |
Программа учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.08 Торговое дело, утвержденной 1 июня 2024 г., и разработана:
- на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, с учетом изменений от 12 августа 2022 г. приказ №732, зарегистрированных Министерством юстиции РФ 12 сентября 2022 г. №70034;
- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.07.2023 № 548, зарегистрированным Министерством юстиции РФ 22.08.2023г.№74906;
- с учетом федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №371, зарегистрированной Министерством юстиции РФ 12 июля 2022 г. №74228;
- на основе примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины Обществознание, утвержденной ДПО ИРПО, протокол №14 от 30 ноября 2022 г.
Разработчик:
Елькина О.П. - преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РО «НМК»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 9 |
| 18 |
| 20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.08 Торговое дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина ОДБ.04 Обществознание входит в общеобразовательный цикл и является базовой дисциплиной.
1.3. Результаты освоения дисциплины:
Результатом освоения учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание являются следующие
предметные результаты:
ПРб 1 сформированность знаний об (о):
- обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
- основах социальной динамики;
- особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах современности;
- перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации;
- человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности;
- особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
- значении духовной культуры общества и разнообразии ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике;
- роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений;
- социальных отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации;
- конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти;
- системе прав человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации;
- правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных, уголовных общественных отношений;
системе права и законодательства Российской Федерации;
ПРб 2 умение характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства;
ПРб 3 владение базовым понятийным аппаратом социальных наук, умение различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний;
ПРб 4 владение умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского общества; характеризовать функции социальных институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов в системе российского законодательства;
ПРб 5 связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование;
ПРб 6 владение умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения;
ПРб 7 владение умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику;
ПРб 8 использование обществоведческих знаний для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач;
ПРб 9 владение умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев;
ПРб 10 готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства;
ПРб 11 сформированность навыков оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;
ПРб 12 владение умением самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать опасность алкоголизма и наркомании, необходимость мер юридической ответственности, в том числе для несовершеннолетних граждан.
Изучение учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание должно обеспечить достижение следующих результатов:
личностные результаты:
ЛР 1 – осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
ЛР 2 – готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
ЛР 3 – наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
ЛР 4 - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы.
метапредметные результаты:
МР 1 –освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
МР 2 – способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
МР 3 – овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Учебная дисциплина ОДБ.04 Обществознание способствует формированию следующих компетенций:
общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
профессиональные компетенции:
ПК 3.2 Осуществлять эффективное взаимодействие с клиентами в процессе ведения преддоговорной работы и продажи товаров.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Всего часов | 69 |
Самостоятельная работа | 0 |
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем | 69 |
в том числе: | |
аудиторные занятия | 69 |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия | 34 |
В том числе профессионально-ориентированное содержание (прикладной модуль) | 18 |
теоретическое обучение | 6 |
практическое обучение | 12 |
Консультации | 0 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Коды результатов, формированию которых способствует элемент программы | |||
Раздел 1. Человек в обществе | 10 | |||||
Тема 1.1 Общество и общественные отношения. Развитие общества | Содержание учебного материала | 4 | ПРб 1, ПРб 3.- ПРб 7. ПРб 9 ПРб 11-ПРб 12 ОК 01. ОК 05 ПК. 3.2 | |||
Входное тестирование. Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция. Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее противоречивые последствия | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | ||||||
Практические занятия | ||||||
№ 1 | Исследовать социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Воздействие глобальных проблем на профессиональную деятельность специалиста торгового дела. Направления цифровизации в профессиональной деятельности специалиста торгового дела». | 1 | ||||
Практические занятия | ||||||
№ 2 | Исследовать противоречивый характер общественного прогресса и противоречивые последствия процесса глобализации. | 2 | ||||
Тема 1.2 Биосоциальная природа человека и его деятельность | Содержание учебного материала | 4 | ПРб 1.ПРб 3.- ПРб 7. ПРб 9 ПРб 11-ПРб 12 ОК 02. ОК 04 ОК 05 ПК. 3.2 | |||
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение. Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | ||||||
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Учет особенностей характера в профессиональной деятельности специалиста торгового дела. Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере торговли. | 1 | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
№3 | Анализ и систематизация информации по теме мировоззрение, его структура и типы мировоззрения. | |||||
Тема 1.3 Познавательная деятельность человека. Научное познание | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1.ПРб 3.- ПРб 7. ПРб 9 ПРб 11-ПРб 12 ОК 02. ОК 04 ОК 05 ПК. 3.2 | |||
Практические занятия | ||||||
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | ||||||
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в профессиональной деятельности специалиста торгового дела. | 1 | |||||
Раздел 2. Духовная культура | 6 | |||||
Тема 2.1 Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1 - ПРб 9 ПРб 11-ПРб 12 ОК 03, ОК 05 ОК 06 ПК. 3.2 | |||
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной деятельности специалиста торгового дела. | ||||||
Тема 2.2 Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3.- ПРб 7. ПРб 9 ПРб 11-ПРб 12 ОК 02, ОК 03 ПК. 3.2 | |||
Практические занятия | ||||||
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации. Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные направления развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | ||||||
№ 4 | Семинар «Профессиональное образование в сфере торговли. Роль и значение непрерывности образования для специалиста торгового дела». | 1 | ||||
Тема 2.3. Религия. Искусство | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3.- ПРб 7. ПРб 9 ПРб 11-ПРб 12 ОК 02, ОК 03 ПК. 3.2 | |||
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести. Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры. Достижения современного российского искусства | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
Образ профессии специалиста торгового дела в искусстве. | ||||||
Раздел 3. Экономическая жизнь общества | 16 | |||||
Тема 3.1 Экономика- основа жизнедеятельности общества | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3.- ПРб 7. ПРб 9 ПРб 11-ПРб 12 ОК 02, ОК 07 ПК. 3.2 | |||
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
Особенности разделения труда и специализации в профессиональной деятельности специалиста торгового дела . | ||||||
Тема 3.2 Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты | Содержание учебного материала | 4 | ||||
Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России. | 2 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 - ПРб 12, ОК 01 ОК 03, ОК 09 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
№ 5 | Анализ особенностей рыночного закона спроса и предложения | |||||
Тема 3.3 Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя | Содержание учебного материала | 4 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 01-ОК 03 ПК. 3.2 | |||
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов. Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества. | 2 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 2 | |||||
Практические занятия | ||||||
№ 6 | Семинар «Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах». | |||||
Тема 3.4 Предприятие в экономике | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 01, ОК 03 ПК. 3.2 | |||
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
Практические занятия | ||||||
№ 7 | Семинар «Предпринимательская деятельность в сфере торговли. Основы менеджмента и маркетинга». | |||||
Тема 3.5 Экономика и государство | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 01, ОК 09 | |||
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации | 2 | |||||
Тема 3.6. Основные тенденции развития экономики России и международная экономика | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 01, ОК 09, ПК. 3.2 | |||
Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
Региональная экономика и ее особенности в сфере торговли. Основные направления развития региональной экономики Ростовской области. | ||||||
Раздел 4. Социальная сфера | 6 | |||||
Тема 4.1 Социальная структура общества. Положение личности в обществе | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 01, ОК 05 ПК. 3.2 | |||
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации. Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
Практические занятия | ||||||
№ 8 | Семинар «Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в трудовом коллективе. Возможности профессионального роста» | |||||
Тема 4.2 Семья в современном мире | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 05, ОК 06 | |||
Практические занятия | 2 | |||||
№9 | Исследовать особенности семьи как важнейшего социального института | |||||
Тема 4.3. Социальные нормы и социальный контроль. Социальный конфликт и способы его разрешения | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 05, ОК 06, ПК. 3.2 | |||
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
Практические занятия | ||||||
№10 | Семинар «Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях». | |||||
Раздел 5. Политическая сфера | 8 | |||||
Тема 5.1 Политика и власть. Политическая система | Содержание учебного материала | 4 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 05, ОК 06, ПК. 3.2 | |||
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические институты. Политическая деятельность. Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе. Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический режим. Типология форм государства. | 2 | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
№ 11 | Семинар «Субъекты государственной власти в Российской Федерации» | |||||
Тема 5.2 Политическая культура общества и личности. Политический процесс и его участники | Содержание учебного материала | 4 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 05, ОК 06, ПК. 3.2 | |||
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в политике. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | ||||||
Практические занятия | ||||||
№12 | Исследовать роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная деятельность в области защиты прав работника. | 2 | ||||
Практические занятия | ||||||
№13 | Исследовать роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в современной политической коммуникации | |||||
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации | 23 | |||||
Тема 6.1 Право в системе социальных норм | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 01, ОК 05 ОК 09, ПК. 3.2 | |||
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации. Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
№14 | Семинар «Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности специалиста». | |||||
Тема 6.2 Основы конституционного права Российской Федерации | Содержание учебного материала | 4 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 02, ОК 06 ОК 07, ПК. 3.2 | |||
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | 1 | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | ||||||
№15 | Исследовать профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени. | |||||
Практические занятия | ||||||
№16 | Исследовать Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации | |||||
Тема 6.3 Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений | Содержание учебного материала | 8 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 02, ОК 05 ОК 06, ПК. 3.2 | |||
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое Регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. | 2 | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
№ 17 | Семинар «Семейный кодекс РФ: порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое Регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.» | |||||
№ 18 | Исследовать особенности трудовых и гражданских правоотношений несовершеннолетних граждан. | 2 | ||||
Профессионально ориентированное содержание | 2 | |||||
Практические занятия | ||||||
№ 19 | Анализ и обсуждение положений Коллективного договора. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенности регулирования трудовых отношений в сфере торговли. | |||||
Тема 6.4 Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношений. Экологическое законодательство | Содержание учебного материала | 4 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 02 ОК 06 ОК 09 | |||
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная ответственность Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. | 2 | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
№20 | Исследовать особенности уголовной и административной ответственности несовершеннолетних | |||||
Тема 6.5 Основы процессуального права | Содержание учебного материала | 5 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 02, ОК 05 ОК 09 | |||
Конституционное судопроизводство. Административный процесс. Судебное производство по делам об административных правонарушениях. Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса. | 2 | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
№21 | Исследовать порядок рассмотрения гражданских споров, основных принципов гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство. | |||||
3 | Итоговое занятие. Выполнение заданий дифференцированного зачета. | 1 | ||||
ВСЕГО: | 69 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Гуманитарных и социальных дисциплин», в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
- учебные столы - 14
- стулья-28
- письменный стол преподавателя-1
- доска для мела-1
- Стол компьютерный-1
- Стол-1
- Стул-2
- Комплект визуализации информации и вывода данных.
- Стенд изучения великого наследия
Технические средства обучения:
- Комплект визуализации информации и вывода данных, доступ к сети Интернет -1
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой – 4-е изд., стер. — М. : Просвещение, 2022. — 319 с.
- Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой – 4-е изд., стер. — М. : Просвещение, 2022. — 334 с.
- Обществознание: учебник для СПО / Б.И. Федоров [и др.]; под редакцией Б. И., Федорова. – 2-е изд., перераб и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 410 с.
Дополнительные источники:
- Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М.: Изд-во «Академия», 2019. – 240 с.
- Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М.: Изд-во «Академия», 2019. – 144 с.
- Сычев А.А. Обществознание: учебное пособие для студентов учреждений СПО. – Москва, Инфра-М, Альфа-М. – 2018. – 384 с.
- Как писать хорошее эссе? Рекомендации Т.Е. Ворожейкиной. /education/students/essay/good_essay.php
- Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2018.
Интернет-ресурсы:
- http://www.portalus.ru/ - Научная библиотека Порталус: книги, учебники статьи.
- http://www.humanities.edu.ru/ - Социально-гуманитарное и политологическое образование: книги, учебники, статьи.
- http://www.garant.ru/ - Информационно-правовой портал: тексты Конституции РФ кодексы РФ, законы, правовые документы.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Образовательные результаты (ПР) | Методы контроля и оценки результатов обучения |
ПРб 1 сформированность знаний об (о): - обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; - основах социальной динамики; - особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах современности; - перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации; - человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; - особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; - значении духовной культуры общества и разнообразии ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; - роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений; - социальных отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации; - конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти; - системе прав человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации; - правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных, уголовных общественных отношений; системе права и законодательства Российской Федерации; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования - оценка результатов терминологического диктанта - оценка выполнения практических работ № 1 - № 21. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 2 умение характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 3 владение базовым понятийным аппаратом социальных наук, умение различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования - оценка результатов терминологического диктанта - - оценка выполнения практических работ № 1 - № 21. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 4 владение умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского общества; характеризовать функции социальных институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов в системе российского законодательства; | |
ПРб 5 связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования - оценка результатов терминологического диктанта - оценка выполнения практических работ - оценка выполнения практических работ № 1 - № 21. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 6 владение умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения; | |
ПРб 7 владение умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования - оценка результатов терминологического диктанта - - оценка выполнения практических работ № 1 - № 21. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 8 использование обществоведческих знаний для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования - оценка результатов терминологического диктанта. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 9 владение умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования - оценка выполнения практических работ № 1 - № 21. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 10 готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования. - оценка выполнения практических работ № 1 - № 21. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 11 сформированность навыков оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования - оценка результатов терминологического диктанта - - оценка выполнения практических работ № 1 - № 21. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 12 владение умением самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать опасность алкоголизма и наркомании, необходимость мер юридической ответственности, в том числе для несовершеннолетних граждан. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета Обществознание в 6 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЖ» для 8 класса на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральн...
Рабочая программа учебного курса «Музыка» 5-6 класс на 2017-2018 учебный год
Искусство, и в частности музыка как одна из наиболее распространенных и доступных его форм, оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Посредством музыки можно передать целую гамму чувст...
Рабочие программы учебного курса «Физическая культура» 2-11 классы 2018-2019 учебный год
Рабочие программы учебного курса «Физическая культура» с 2-го по 11-й классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык 11 класс на 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предметаанглийский язык 11 а классна 2018-2019 учебный год...
2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.
2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....