Рабочая программа специального курса "Основы менеджмента", 10 класс
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа специального курса "Основы менеджмента", 10 класс, 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рассмотрено: Методическим объединением Учителей истории и обществознания Протокол 21.06.2023 г. № 5 | Утверждено: Приказом директора МБОУ «Гимназия» От 10.08.2023г. № 244 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Специального курса «Основы менеджмента»
для обучающихся 10-11 класса
(учитель: Павлова А.А.)
Черногорск
2023
1. Пояснительная записка:
Рабочая программа спецкурса «Основы менеджмента» является частью Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Гимназия» и состоит из следующих разделов:
- Результаты освоения спецкурса «Основы менеджмента»;
- Содержание спецкурса «Основы менеджмента» с указанием форм организации и видов деятельности;
- Тематическое планирование.
- Результаты освоения спецкурса «Основы менеджмента»
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к профессиональному самоопределению;
- осознание социальной значимости своей будущей профессии;
- формирование высокой мотивации к продолжению обучения на следующем образовательном уровне и вхождению в профессиональную деятельность;
- формирование системы значимых профессиональных, социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, предпринимательскую культуру;
- способность к осознанию национальной идентичности в поликультурном социуме и глобальной экономике.
Метапредметные результаты:
- самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- способность к построению индивидуальной образовательной траектории;
- владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.)
- выделение главной информации и второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Предметные:
-знать основные теоретические положения менеджмента;
-знать основные принципы функционирования предприятия, фирмы во взаимодействии с внутренней и внешней средой;
-уметь описывать менеджмент как синтетическое понятие, функции менеджмента, цели фирмы, стратегию организации;
-объяснять мотивационную структуру поведения людей в организации, сущность коммуникационных процессов;
-сравнивать/различать власть и лидерство, основные фонды и оборотные средства, бухгалтерский и управленческий учет;
-применять формы и методы планирования, алгоритм принятия решений, оптимальные методы постановки и достижения цели;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями.
- Содержание спецкурса «Основы менеджмента»
с указанием форм организации и видов деятельности
1. Природа менеджмента. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления. Управление как особый вид деятельности, его специфика. Организация как объект управления. Элементы процесса управления. Функции управления. Кадры управления и их роли. Необходимые навыки и качества менеджера.
2. Эволюция управленческой мысли. Классическая школа в управлении. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Количественный подход к управлению. Системный и ситуационный подходы. Модели управления (американская, европейская, японская). «Новая философия управления»
3. Внутренняя и внешняя среда организации. Содержание понятия «среда организации». Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура. Организационная культура, ее элементы и типы. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристика внешней среды. Реакция организации на изменение внешней среды.
4. Управленческая этика и социальная ответственность организации. Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений. Способы повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников. Проблемы этики и социальной ответственности в отечественных организациях.
5. Принятие управленческих решений. Понятие управленческого решения и его место в процессе управления. Классификация управленческих решений. факторы, влияющие на процесс принятия решений. Групповое принятие решений
6. Стратегическое управление. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности. Сущность и значение стратегического планирования. Стратегия, ее элементы и уровни. Формулирование стратегии: основные этапы и инструменты. Многообразие стратегий: корпоративная стратегия и ее типы; бизнес-стратегия и ее типы; функциональные стратегии организации
7. Структура управления. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие. Построение вертикальной структуры: разделение труда, цель команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация и децентрализация, координирование. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура.
8. Коммуникации в организации. Понятие и роль коммуникаций в управлении. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры. Формы организационных коммуникаций, их барьеры. Типы коммуникационных сетей. Управление коммуникациями в организации.
9. Мотивация персонала в организации. Методы управления. Понятие и модель мотивации. Развитие концепции мотивации разными школами управления. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Понятие и классификация методов управления. Основные принципы управления.
10. Лидерство в организации. Природа лидерства и его основа. Баланс власти и ее основа. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы. Классификация стилей руководства. Лидерство женщин.
11. Управление группами. Группы в организации и их типы. Неформальные группы и причины возникновения. Управление неформальной группой. Характеристика групп и их эффективность. Групповые процессы. Создание команд и управление ими. Преимущества и недостатки работы в командах.
12 .Управление конфликтами и стрессами. Природа и типы конфликтов в организации. Причины и последствия конфликтов. Методы разрешения в конфликтной ситуации. Причины стресса и снижение его уровня.
13. Управление изменениями в организации. Природа, модель и этапы процесса управления изменениями. Типы организационных изменений. Методы разрешения конфликтной ситуации. Концепция организационного развития.
14. Самоменеджмент. Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента. Симптомы и причины нерациональной организации труда руководителей. Инструменты самоменеджмента. Делегирование: значение, правила, причины сопротивления подчиненных и руководителей.
15. Управление человеческими ресурсами. Изменение места управления человеческими ресурсами в организации. Цели и функции управления человеческими ресурсами. Стратегическая и оперативная роли управления человеческими ресурсами. Этапы управления человеческими ресурсами. Привлечение эффективной рабочей силы. Планирование ЧР, источники, методы и критерии набора и отбора персонала. Формирование эффективной рабочей силы. Обучение и развитие персонала. Управление карьерой. Поддержание высокой эффективности рабочей силы. Определение системы вознаграждения персонала.
16. Природа контроля в организации. Понятие контроля, его цели и области. Этапы процесса контроля. Формы оперативного контроля. Формы организации контроля.
4. Тематическое планирование спецкурса
«Основы менеджмента»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента | ||
Природа менеджмента | 2 | |
Эволюция управленческой мысли | 2 | |
Раздел 2. Основы менеджмента | ||
Внутренняя и внешняя среда организации | 2 | |
Управленческая этика и социальная ответственность организации | 2 | |
Принятие управленческих решений | 2 | |
Стратегическое управление | 2 | |
Структура управления. | 2 | |
Коммуникации в организации | 2 | |
Мотивация персонала в организации. Методы управления | 2 | |
Лидерство в организации | 2 | |
Управление группами | 2 | |
Управление конфликтами и стрессами | 2 | |
Управление изменениями в организации | 2 | |
Самоменеджмент | 2 | |
Управление человеческими ресурсами | 2 | |
Природа контроля в организации | 2 | |
Практическое занятие | 2 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей истории и обществознания Павлова А.А. Протокол № 1 от «20» июня 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Кузнецова Г.В. Приказ №244 от10.08. 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Гимназия» Шевченко С.Н. Приказ № 244 от «10» августа 2023 г. |
Календарно- тематическое планирование
специального курса «Основы менеджмента»
для учащихся 10 класса
2023-2024 учебный год
Составитель: Павлова А.А.
учитель истории и обществознания
Черногорск
2023
1. Пояснительная записка
Календарно – тематическое планирование спецкурса «Основы менеджмента» составлено в соответствии с:
- Рабочей программой спецкурса «Основы менеджмента»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) от 17.05.2012 г. № 413;
- Основной образовательной программой среднего общего образования на 2023 – 2024 гг., утвержденной приказом директора МБОУ «Гимназия» от 29.08.2019 г. № 293.1
Цель:
-создание условий для социализации учащихся в будущей жизни на основе осознанного определения своих интересов и возможностей в сфере управленческой деятельности.
-овладение умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения маркетинговых проблем;
-воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
-Изучение сущности менеджмента – организации как управляемой системы во взаимодействии внутренней и внешней среды, функций менеджмента, включая определение целей, планирование, организацию, принятие решений, руководство, мотивацию и контроль.
-формирование мировоззрения, соответствующего современным идеям и положениям науки и практики управления
-ориентация школьников на управление организацией в условиях современной экономике и возможности построения собственного дела на принципах цивилизованного рынка
-формирования способностей к самоменеджменту и самообразованию, развивая умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять знания менеджмента в конкретных ситуациях, самостоятельно и нестандартно мыслить, не теряться как в типичной, так и в нестандартной обстановке
-умение кооперироваться с коллегами и работать в коллективе
-формирование коммуникативных навыков и умения принятия управленческого решения, как выбор из ряда альтернатив
- Календарно – тематическое планирование спецкурса
«Основы менеджмента»
в 10 В классе на 2023 – 2024 уч. год
№ | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента | ||||||
1 | Природа менеджмента | 2 | 01.09 08.09 | |||
2 | Эволюция управленческой мысли | 2 | 15.09 22.09 | |||
3 | Внутренняя и внешняя среда организации | 2 | 29.09 06.10 | |||
4 | Управленческая этика | 2 | 13.10 20.10 | |||
Раздел 2. Основы менеджмента | ||||||
5 | Принятие управленческих решений | 2 | 27.10 10.11 | |||
6. | Стратегическое управление | 2 | 17.11 24.11 | |||
7. | Структура управления | 2 | 01.12 08.12 | |||
8 | Коммуникации в организации | 2 | 15.12 22.12 | |||
9 | Мотивация персонала в организации. Методы управления | 2 | ||||
10. | Лидерство в организации | 2 | ||||
11. | Управление группами | 2 | ||||
12. | Управление конфликтами и стрессами | 2 | ||||
13. | Управление изменениями в организации | 2 | ||||
14. | Самоменеджмент | 2 | ||||
15 | Управление человеческими ресурсами | 2 | ||||
16. | Природа контроля в организации | 2 | ||||
17 | Практическая работа | 2 | ||||
34 |
3. График представления и защиты результатов курса внеурочной деятельности
«Основы менеджмента»:
№ | Темы представления результатов | Дата проведения |
1 | Защита проектов | Апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/02/picture-303623-1604324866.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент"
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-531853-1416320288.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 101101 Гостиничный сервисОсновные цели программы:- приме...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-488992-1412487471.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100701 Коммерция...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-533398-1547171228.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"
Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" для специальности "Экономика и бухгалтерский учет( по отраслям)"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-956036-1507551287.jpg)
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/03/picture-1379255-1662189018.jpg)
Рабочая программа для 8 - 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Москва «Просвещение» 2009 – 160с. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образов
С учетом индивидуальных и психофизических особенностей и эмоционально – волевой сферы, рабочая программа рассчитана для: ...
Рабочая программа специальной дисциплины «Специальная физическая подготовка для кадетских классов» 5-9 класс
Рабочая программаспециальной дисциплины «Специальная физическая подготовка для кадетских классов» 5-9 класс...