Рабочая программа специального курса "Основы менеджмента", 10 класс
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа специального курса "Основы менеджмента", 10 класс, 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_osnovy_menedzhmenta_10.docx | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рассмотрено: Методическим объединением Учителей истории и обществознания Протокол 21.06.2023 г. № 5 | Утверждено: Приказом директора МБОУ «Гимназия» От 10.08.2023г. № 244 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Специального курса «Основы менеджмента»
для обучающихся 10-11 класса
(учитель: Павлова А.А.)
Черногорск
2023
1. Пояснительная записка:
Рабочая программа спецкурса «Основы менеджмента» является частью Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Гимназия» и состоит из следующих разделов:
- Результаты освоения спецкурса «Основы менеджмента»;
- Содержание спецкурса «Основы менеджмента» с указанием форм организации и видов деятельности;
- Тематическое планирование.
- Результаты освоения спецкурса «Основы менеджмента»
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к профессиональному самоопределению;
- осознание социальной значимости своей будущей профессии;
- формирование высокой мотивации к продолжению обучения на следующем образовательном уровне и вхождению в профессиональную деятельность;
- формирование системы значимых профессиональных, социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, предпринимательскую культуру;
- способность к осознанию национальной идентичности в поликультурном социуме и глобальной экономике.
Метапредметные результаты:
- самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- способность к построению индивидуальной образовательной траектории;
- владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.)
- выделение главной информации и второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Предметные:
-знать основные теоретические положения менеджмента;
-знать основные принципы функционирования предприятия, фирмы во взаимодействии с внутренней и внешней средой;
-уметь описывать менеджмент как синтетическое понятие, функции менеджмента, цели фирмы, стратегию организации;
-объяснять мотивационную структуру поведения людей в организации, сущность коммуникационных процессов;
-сравнивать/различать власть и лидерство, основные фонды и оборотные средства, бухгалтерский и управленческий учет;
-применять формы и методы планирования, алгоритм принятия решений, оптимальные методы постановки и достижения цели;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями.
- Содержание спецкурса «Основы менеджмента»
с указанием форм организации и видов деятельности
1. Природа менеджмента. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления. Управление как особый вид деятельности, его специфика. Организация как объект управления. Элементы процесса управления. Функции управления. Кадры управления и их роли. Необходимые навыки и качества менеджера.
2. Эволюция управленческой мысли. Классическая школа в управлении. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Количественный подход к управлению. Системный и ситуационный подходы. Модели управления (американская, европейская, японская). «Новая философия управления»
3. Внутренняя и внешняя среда организации. Содержание понятия «среда организации». Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура. Организационная культура, ее элементы и типы. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристика внешней среды. Реакция организации на изменение внешней среды.
4. Управленческая этика и социальная ответственность организации. Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений. Способы повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников. Проблемы этики и социальной ответственности в отечественных организациях.
5. Принятие управленческих решений. Понятие управленческого решения и его место в процессе управления. Классификация управленческих решений. факторы, влияющие на процесс принятия решений. Групповое принятие решений
6. Стратегическое управление. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности. Сущность и значение стратегического планирования. Стратегия, ее элементы и уровни. Формулирование стратегии: основные этапы и инструменты. Многообразие стратегий: корпоративная стратегия и ее типы; бизнес-стратегия и ее типы; функциональные стратегии организации
7. Структура управления. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие. Построение вертикальной структуры: разделение труда, цель команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация и децентрализация, координирование. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура.
8. Коммуникации в организации. Понятие и роль коммуникаций в управлении. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры. Формы организационных коммуникаций, их барьеры. Типы коммуникационных сетей. Управление коммуникациями в организации.
9. Мотивация персонала в организации. Методы управления. Понятие и модель мотивации. Развитие концепции мотивации разными школами управления. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Понятие и классификация методов управления. Основные принципы управления.
10. Лидерство в организации. Природа лидерства и его основа. Баланс власти и ее основа. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы. Классификация стилей руководства. Лидерство женщин.
11. Управление группами. Группы в организации и их типы. Неформальные группы и причины возникновения. Управление неформальной группой. Характеристика групп и их эффективность. Групповые процессы. Создание команд и управление ими. Преимущества и недостатки работы в командах.
12 .Управление конфликтами и стрессами. Природа и типы конфликтов в организации. Причины и последствия конфликтов. Методы разрешения в конфликтной ситуации. Причины стресса и снижение его уровня.
13. Управление изменениями в организации. Природа, модель и этапы процесса управления изменениями. Типы организационных изменений. Методы разрешения конфликтной ситуации. Концепция организационного развития.
14. Самоменеджмент. Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента. Симптомы и причины нерациональной организации труда руководителей. Инструменты самоменеджмента. Делегирование: значение, правила, причины сопротивления подчиненных и руководителей.
15. Управление человеческими ресурсами. Изменение места управления человеческими ресурсами в организации. Цели и функции управления человеческими ресурсами. Стратегическая и оперативная роли управления человеческими ресурсами. Этапы управления человеческими ресурсами. Привлечение эффективной рабочей силы. Планирование ЧР, источники, методы и критерии набора и отбора персонала. Формирование эффективной рабочей силы. Обучение и развитие персонала. Управление карьерой. Поддержание высокой эффективности рабочей силы. Определение системы вознаграждения персонала.
16. Природа контроля в организации. Понятие контроля, его цели и области. Этапы процесса контроля. Формы оперативного контроля. Формы организации контроля.
4. Тематическое планирование спецкурса
«Основы менеджмента»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента | ||
Природа менеджмента | 2 | |
Эволюция управленческой мысли | 2 | |
Раздел 2. Основы менеджмента | ||
Внутренняя и внешняя среда организации | 2 | |
Управленческая этика и социальная ответственность организации | 2 | |
Принятие управленческих решений | 2 | |
Стратегическое управление | 2 | |
Структура управления. | 2 | |
Коммуникации в организации | 2 | |
Мотивация персонала в организации. Методы управления | 2 | |
Лидерство в организации | 2 | |
Управление группами | 2 | |
Управление конфликтами и стрессами | 2 | |
Управление изменениями в организации | 2 | |
Самоменеджмент | 2 | |
Управление человеческими ресурсами | 2 | |
Природа контроля в организации | 2 | |
Практическое занятие | 2 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей истории и обществознания Павлова А.А. Протокол № 1 от «20» июня 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Кузнецова Г.В. Приказ №244 от10.08. 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Гимназия» Шевченко С.Н. Приказ № 244 от «10» августа 2023 г. |
Календарно- тематическое планирование
специального курса «Основы менеджмента»
для учащихся 10 класса
2023-2024 учебный год
Составитель: Павлова А.А.
учитель истории и обществознания
Черногорск
2023
1. Пояснительная записка
Календарно – тематическое планирование спецкурса «Основы менеджмента» составлено в соответствии с:
- Рабочей программой спецкурса «Основы менеджмента»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) от 17.05.2012 г. № 413;
- Основной образовательной программой среднего общего образования на 2023 – 2024 гг., утвержденной приказом директора МБОУ «Гимназия» от 29.08.2019 г. № 293.1
Цель:
-создание условий для социализации учащихся в будущей жизни на основе осознанного определения своих интересов и возможностей в сфере управленческой деятельности.
-овладение умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения маркетинговых проблем;
-воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
-Изучение сущности менеджмента – организации как управляемой системы во взаимодействии внутренней и внешней среды, функций менеджмента, включая определение целей, планирование, организацию, принятие решений, руководство, мотивацию и контроль.
-формирование мировоззрения, соответствующего современным идеям и положениям науки и практики управления
-ориентация школьников на управление организацией в условиях современной экономике и возможности построения собственного дела на принципах цивилизованного рынка
-формирования способностей к самоменеджменту и самообразованию, развивая умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять знания менеджмента в конкретных ситуациях, самостоятельно и нестандартно мыслить, не теряться как в типичной, так и в нестандартной обстановке
-умение кооперироваться с коллегами и работать в коллективе
-формирование коммуникативных навыков и умения принятия управленческого решения, как выбор из ряда альтернатив
- Календарно – тематическое планирование спецкурса
«Основы менеджмента»
в 10 В классе на 2023 – 2024 уч. год
№ | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента | ||||||
1 | Природа менеджмента | 2 | 01.09 08.09 | |||
2 | Эволюция управленческой мысли | 2 | 15.09 22.09 | |||
3 | Внутренняя и внешняя среда организации | 2 | 29.09 06.10 | |||
4 | Управленческая этика | 2 | 13.10 20.10 | |||
Раздел 2. Основы менеджмента | ||||||
5 | Принятие управленческих решений | 2 | 27.10 10.11 | |||
6. | Стратегическое управление | 2 | 17.11 24.11 | |||
7. | Структура управления | 2 | 01.12 08.12 | |||
8 | Коммуникации в организации | 2 | 15.12 22.12 | |||
9 | Мотивация персонала в организации. Методы управления | 2 | ||||
10. | Лидерство в организации | 2 | ||||
11. | Управление группами | 2 | ||||
12. | Управление конфликтами и стрессами | 2 | ||||
13. | Управление изменениями в организации | 2 | ||||
14. | Самоменеджмент | 2 | ||||
15 | Управление человеческими ресурсами | 2 | ||||
16. | Природа контроля в организации | 2 | ||||
17 | Практическая работа | 2 | ||||
34 |
3. График представления и защиты результатов курса внеурочной деятельности
«Основы менеджмента»:
№ | Темы представления результатов | Дата проведения |
1 | Защита проектов | Апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент"
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и...
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 101101 Гостиничный сервисОсновные цели программы:- приме...
Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100701 Коммерция...
Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"
Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" для специальности "Экономика и бухгалтерский учет( по отраслям)"...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа для 8 - 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Москва «Просвещение» 2009 – 160с. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образов
С учетом индивидуальных и психофизических особенностей и эмоционально – волевой сферы, рабочая программа рассчитана для: ...
Рабочая программа специальной дисциплины «Специальная физическая подготовка для кадетских классов» 5-9 класс
Рабочая программаспециальной дисциплины «Специальная физическая подготовка для кадетских классов» 5-9 класс...