Рабочая программа дисциплины Менеджмент
рабочая программа по экономике по теме
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана в 2012 году и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и специальности 210306 «Радиоаппаратостроение». Программа рассчитана на 36 аудиторных часов для базового уровня среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Менеджмент | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент
2012
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 5 |
| 6 |
| 12 |
| 13 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и специальности 210306 «Радиоаппаратостроение».
Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин.
В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;
знать:
- функции менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- методы управления конфликтами;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
уметь:
- применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;
- принимать эффективные решения.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического решения.
Программа рассчитана на 36 часов для базового уровня среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Менеджмент» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях, рассматривает проблему, как добиваться поставленной цели, используется труд, интеллект и мотивы поведения людей.
При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.
В процессе обучения целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, деловые игры, тренинги, разбор конкретных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам управления, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения, а также компьютеры, организовывать экскурсии на предприятия и выставочные центры.
Для проверки знаний студентов в конце изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет.
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Раздел 1. Основы менеджмента | 6 |
Тема 1.1. Понятие менеджмента. История возникновения и развития менеджмента | 2 |
Тема 1.2. Школы менеджмента | 2 |
Тема 1.3. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль | 2 |
Раздел 2. Организация как система управления | 6 |
Тема 2.1. Организация как система управления | 2 |
Тема 2.2. Жизненный цикл организации | 2 |
Тема 2.3. Виды организационных структур управления | 2 |
Раздел 3. Управленческая психология | 6 |
Тема 3.1. Управленческая психология | 2 |
Тема 3.2. Психологические аспекты организации коллектива | 2 |
Тема 3.3. Управление конфликтами и стрессами | 2 |
Раздел 4. Принятие управленческих решений | 4 |
Тема 4.1. Управленческое решение: понятие и классификация | 2 |
Тема 4.2. Методы и уровни принятия решений | 2 |
Промежуточный контроль знаний по разделам 1-4 | 2 |
Раздел 5. Основы кадрового менеджмента | 6 |
Тема 5.1. Кадровый менеджмент как профессия | 2 |
Тема 5.2. Принципы и методы управления персоналом | 2 |
Тема 5.3. Мотивация персонала | 2 |
Раздел 6. Деловое общение | 4 |
Тема 6.1. Этика делового общения | 2 |
Тема 6.2. Деловые беседы. Переговоры. Совещания | 2 |
Дифференцированный зачет | 2 |
Всего часов | 36 |
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Тема 1.1. Понятие менеджмента. История возникновения и
развития менеджмента
Понятие менеджмента. Связь менеджмента с другими областями деятельности. Функции менеджмента. Методы менеджмента. Подсистемы менеджмента. Исторические этапы становления менеджмента. Особенности управления на каждом этапе.
В результате изучения данной темы студент должен
иметь представление:
- о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;
- об исторических предпосылках возникновения менеджмента как науки;
- о существующих подсистемах менеджмента.
знать:
- историю возникновения менеджмента;
- определение менеджмента;
- методы менеджмента;
- функции менеджмента.
Тема 1.2. Школы менеджмента
Школа научного управления. Административная школа управления. Школа человеческих отношений. Современная школа управления.
В результате изучения данной темы студент должен
знать:
- представителей каждой школы управления;
- принципы управления каждой школы;
- методы управления каждой из школ;
- подходы управления современной школы.
Тема 1.3. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль
Планирование как функция менеджмента. Организация как функция менеджмента. Мотивация как функция менеджмента. Контроль как функция менеджмента.
В результате изучения данной темы студент должен
знать:
- функции менеджмента;
- особенности и этапы планирования;
- сущность организации как функции менеджмента;
- виды мотивации;
- принципы осуществления контроля.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Тема 2.1. Организация как система управления
Организация как система управления. Общие признаки организаций. Классификация организаций по различным признакам. Формальная и неформальная организации. Внешняя среда организации. Внутренняя среда организации. Цели управления в коммерческой и некоммерческой организациях.
В результате изучения данной темы студент должен
знать:
- понятие организации;
- общие признаки организации;
- понятие формальной и неформальной организаций;
- факторы внешней и внутренней среды;
- цели управления в коммерческой и некоммерческой организациях.
Тема 2.2. Жизненный цикл организации
Понятие жизненного цикла организации. Стадии жизненного цикла организации: характерные черты и причины наступления. Стадия зарождения. Стадия становления. Стадия развития. Стадия спада. Стадия банкротства и ликвидации.
В результате изучения данной темы студент должен
знать:
- стадии жизненного цикла организации и их особенности;
- поведение организации при переходе в определенную стадию жизненного цикла;
уметь:
- определять стадию жизненного цикла организации по имеющимся данным.
Тема 2.3. Виды организационных структур управления
Понятие организационной структуры управления. Бюрократические и адаптивные оргструктуры. Линейная структура управления. Функциональная структура управления. Дивизионная структура управления. Матричная структура управления.
В результате изучения данной темы студент должен
знать:
- виды структур управления;
- достоинства и недостатки каждой структуры управления;
уметь:
- выбирать определенный вид организационной структуры управления в зависимости от характерных черт и потребностей организации.
РАЗДЕЛ 3. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тема 3.1. Управленческая психология
Понятие управленческой психологии. Типы темперамента. Способности человека. Характер. Воля. Мыслительная деятельность.
В результате изучения данной темы студент должен
иметь представление:
- о составляющих управленческой психологии;
уметь:
- определять тип темперамента;
- выбирать определенную модель поведения в зависимости от психологических особенностей партнера.
Тема 3.2. Психологические аспекты организации коллектива
Принципы организации трудового коллектива. Руководство: власть и партнерство. Стили управления руководителя. Референтные группы.
Понятие лидерства. Типы лидеров в коллективе. Причины появления и методы борьбы с негативными лидерами.
В результате изучения данной темы студент должен
знать:
- принципы организации коллектива;
- стили управления руководителя;
- понятие референтных групп в коллективе;
- понятие лидера в коллективе;
- типы лидеров;
- методы борьбы с негативными лидерами.
уметь:
- определять стиль руководства;
- применять методы борьбы с негативными лидерами.
Тема 3.3. Управление конфликтами и стрессами
Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификации конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт личность-группа, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.
Стресс. Причины возникновения стресса. Методы борьбы со стрессом.
В результате изучения данной темы студент должен
знать:
- понятие конфликта;
- особенности объекта конфликта;
- виды конфликтов;
- методы управления конфликтами;
- последствия конфликтов;
- понятие стресса;
- причины стресса;
- методы борьбы со стрессом.
уметь:
- применять на практике изученные методы управления конфликтами.
РАЗДЕЛ 4. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Тема 4.1. Управленческое решение: понятие и классификация
Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений по различным классификациям.
В результате изучения данной темы студент должен
иметь представление:
- о видах управленческих решений.
Тема 4.2. Методы и уровни принятия решений
Методы принятия решений. Метод Дельфи: характерные черты и условия применения. Метод брейнсторминга, или метод «мозгового штурма»: характерные черты и условия применения.
Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный.
В результате изучения данной темы студент должен
знать:
- различные методы принятия решений;
- уровни принятия решений;
уметь:
- выбирать метод принятия решения в зависимости от ситуации.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛАМ 1-4
Промежуточный контроль знаний направлен на проверку знаний, усвоенных студентами в рамках тем разделов 1-4.
Промежуточный контроль может быть проведен в виде устного опроса студентов по всем темам разделов 1-4, в виде письменной контрольной работы либо в виде деловой игры.
РАЗДЕЛ 5. ОСНОВЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Тема 5.1. Кадровый менеджмент как профессия
Кадровый менеджмент как профессия. Понятие персонала. Классификация персонала. Деятельность по управлению персоналом в организации. Карьера и управление деловой карьерой.
Профессиональный профиль HR-менеджера (менеджера по персоналу): профессиональные качества и функции. Рекрутинговые агентства.
В результате изучения данной темы студент должен
иметь представление:
- о роли кадрового менеджмента;
- об управлении персоналом в организации;
- о карьере и ее видах;
- о профессиональных качествах HR-менеджера;
- о функциях HR-менеджера;
- о принципах функционирования рекрутинговых агентств.
Тема 5.2. Принципы и методы управления персоналом
Принципы управления персоналом. Классификация методов управления персоналом. Организационно-распорядительные методы управления персоналом. Экономические методы управления персоналом. Социально-психологические методы управления персоналом.
В результате изучения данной темы студент должен
знать:
- принципы управления персоналом;
- методы управления персоналом: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические.
Тема 5.3. Мотивация персонала
Понятие мотивации. Критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Связь потребностей и мотивации.
Классификация теорий мотивации. Обзор и сравнение содержательных теорий мотивации. Обзор и сравнение процессуальных теорий мотивации.
В результате изучения данной темы студент должен
знать:
- понятие мотивации;
- понятие и классификацию потребностей;
- различные теории мотивации.
РАЗДЕЛ 6. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Тема 6.1. Этика делового общения
Понятие и характеристика делового общения. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование. Опровержение доводов собеседника, принятие решения. Этика делового общения. Правила публичного выступления.
В результате изучения данной темы студент должен
иметь представление:
- об этике делового общения;
- о правилах публичного выступления;
- фазах делового общения.
Тема 6.2. Деловые беседы. Переговоры. Совещания
Правила подготовки и проведения деловой беседы. Правила подготовки и ведения переговоров. Традиции и культурные особенности при ведении переговоров с иностранными партнерами. Проведение рабочих совещаний. Трудности, возникающие во время совещания.
В результате изучения данной темы студент должен
иметь представление:
- о традициях и культурных особенностях при ведении переговоров с иностранными партнерами;
знать:
- правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;
уметь:
- составлять план беседы, совещания, переговоров;
- преодолевать возникающие трудности при проведении совещаний.
4. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Наглядные средства:
- презентации PowerPoint по всем темам;
- учебники;
- тестовые задания;
- задания на контрольные работы;
- практические задания для деловой игры;
- задачи ситуационного анализа (кейсы).
- Мультимедийные средства:
- компьютер;
- компьютерные колонки;
- проектор;
- экран.
- Видеоматериалы по темам:
- «Управленческая психология»;
- «Стили управления руководителя»;
- «Конфликты и методы борьбы с ними»;
- «Принятие управленческих решений»;
- «Правила ведения переговоров»;
- «Дресс-код».
5. ЛИТЕРАТУРА
- Драчева Е.Л., Юликов Л.И. «Менеджмент» - учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. Изд. центр «Академия», М., 2002
- Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А. «Менеджмент» - учебник для среднего профессионального образования. Изд. «Академия», М., 2011
- Гусева Е.П. «Менеджмент» - учебно-методический комплекс. Изд. центр ЕОАИ - М., 2008
- Глухов В.В. «Менеджмент» - учебник для вузов. Изд. «Питер», Спб., 2008
- Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. «Менеджмент» - учебное пособие. Изд. «ИНФРА-М», М., 2008
- Музыченко В.В. «Управление персоналом» - лекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Математика"
Математика играет важную роль в общей системе образования студентов социально-педагогического колледжа. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки студентов, которые в дальней...
Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ"
Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования технического и социально-экономического профилей....
Рабочая программа дисциплины "Микропроцессоры и МП системы"
Рабочая программа по МП и МПС для специальности 230106 Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей...
Рабочая программа дисциплины ЕН.01 Математика для обучающихся 1 курса СПО
Рабочая программа дисциплины ЕН.01 Математика для специальности 090905 Организация и технология защиты информации....
Рабочая программа дисциплины Архитектура компьютерных систем
Рабочая программа дисциплины Архитектура компьютерных систем разработана в 2012 году на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального обра...
Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образования. Форма обучения очная, 2022 – 2023 учебный год
Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образован...
Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образования. Форма обучения очно-заочная, 2022 – 2023 уч. год
Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело, Форма обучения очно-заочная; 2022...