Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент"
рабочая программа по теме

Лаврентьева Мария Сергеевна

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназна­чена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и экс­плуатация автомобильных дорог и аэродромов (базовый уровень среднего профессионального образования) и является единой для всех форм обучения.

Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения профессиональной деятель­ности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_menedzhment_gotovaya.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Боровичский автомобильно-дорожный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «МЕНЕДЖМЕНТ»

для специальности 270206 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»

2011 год


ОДОБРЕНА цикловой методической комиссией (ЦМК) _______________

Председатель ЦМК

_________________

Протокол №___

от«__»                        201    г.

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности ________________

Заместитель директора по учебной работе__________________

«___»_________________201____г.

Автор: Гайдукова Мария Сергеевна

Рецензенты:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (базовый уровень среднего профессионального образования) и является единой для всех форм обучения.

Учебная дисциплина «Менеджмент» является обще-профессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения профессиональной деятельности.

Учебная программа дисциплины «Менеджмент» направлена на формирование знаний об управлении как науки, как способе управления предприятием, а также своим собственным временем, своим профессиональным развитием.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать: теоретические основы управления предприятием; структуру и состав объекта управления по производственно-хозяйственной деятельности; основы производственного менеджмента и организации производства в условиях рыночных отношений; основы управления финансами; основы управления личным и рабочим временем менеджера.

уметь: ориентироваться в структуре управления, составлять должностные обязанности и другие документы стандарта управления; строить график безубыточности и определять более высокую зону прибыльности; управлять личным саморазвитием и строить персональную карьеру; анализировать, обосновывать варианты эффективных управленческих решений и выбирать наиболее оптимальные; защищать свои практические решения.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Всего

в т.ч. практ. занятия

1

2

3

Введение

2

Тема 1  Цели и задачи управления организациями   различных   организационно-правовых форм

2

Тема 2 Функции менеджмента

2

Тема 3 Внутренняя и внешняя среда организации

4

3.1 Внутренняя среда организации

2

3.2 Внешняя среда организации

2

Тема 4 Методические и организационно- правовые основы менеджмента

6

4.1 Организация, её виды и структура

Управленческая структура организаций

4

4.2 Выбор стиля управления. Полномочия субъектов управления

2

Тема 5 Процесс управления организацией

             10

5.1 Информация в сфере управления производством

2

5.2 Управленческие проблемы и их решение

2

5.3 Система мотивации труда

2

5.4 Стратегический менеджмент

2

5.5 Управление рисками

2

Тема 6 Психология менеджмента и этика делового общения

             14

6.1 Личность и её структура. Власть и лидерство

2

6.2 Трудовой коллектив и кадровый потенциал предприятия

2

6.3 Роль руководителя в системе управления

2

6.4 Основы психологии личности. Конфликты и способы их разрешения

2

6.5 Этика делового общения

4

Тема 7 Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

4

Всего по дисциплине:

            42

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Студент должен:

иметь представление:

  • о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

знать:

  • цели и задачи управления организациями.

  Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.

Тема 2. Функции менеджмента

Студент должен:

знать:

   -  основные функции менеджмента и их характеристику.

          Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) - основы управленческой деятельности.

Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

Студент должен:

знать:

  • факторы внешней и внутренней среды.  

 Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы.

      Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.

        Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.

Тема 4  Методические и организационно-правовые основы менеджмента

4.1 Организация, ее виды и структура. Управленческая структура организаций

Студент должен:

иметь представление:

  • о признаках организации;
  • о внутренней и внешней среде организаций;
  • о видах организаций.

знать:

  • классификацию организаций по организационно-правовым формам;
  • виды управленческих структур;
  • взаимосвязь организационной и управленческой структур.

Основные признаки организации: количественная определенность; наличие общих целей; обособленность; управляющий, руководящий и координирующий центр.

Внутренние переменные организации: цели и задачи; структура; кадры; техника и технология.

Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Виды организаций по формам собственности, по организационному признаку; по хозяйственному признаку.

Классификация организаций, предприятий, фирм, объединений по организационно правовым формам.

Цели и задачи управления. Традиционные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами: линейная, функциональная. Недостатки традиционных структур управления.

Современные структуры управления: проектная, матричная, программно- целевая.

Преимущества современных структур управления. Взаимосвязь организационной и управленческой структур.

4.2 Выбор стиля управления. Полномочия субъектов управления

Студент должен:

иметь представление:

  • о стилях руководства;
  • о полномочиях и их видах;

знать:

  • должностные права и обязанности руководителей;
  • делегирование полномочий.

Общее понятие о стилях управления. «Одномерные» стили руководства: авторитарный (директивный); демократический и либеральный.

«Многомерные» стили управления: ориентация на создании в коллективе благоприятного морально-психологического климата; ориентация на создание надлежащих организационных и технических условий.

Основные концепции ситуационного менеджмента: отношения руководителя с подчиненным; структурированность работы; должностные позиции руководителя.

Полномочия и их виды: линейные, аппаратные (штабные). Ограничение полномочий.

Должностные права и обязанности руководителей высшего, среднего и низшего звена.

Процесс делегирования, как классификация проблем, стоящих перед организацией.

Тема 5 Процесс управления организацией

5.1 Информация в сфере управления производством

Студент должен:

 

иметь представление:

  • об информации и информационном обеспечении;

знать:

  • информационные системы и технологии.

Понятие «информация». Управленческая информация и ее классификация: по содержанию; по назначению; по степени конфиденциальности; по степени достоверности; по степени готовности.

Источники управленческой информации: вышестоящее руководство, СМИ, информационные системы, периодическая печать, техническая документация, справочники, бизнес - документы и т.д.

Восприятие информации человеком. Отбор информации, систематизация информации, слухи, дезинформация.

Основные направления информационных систем управления: пассивное; опережающее; координирующее. Роль информации в производственной деятельности работника.

Юридическое обеспечение защиты информации. Аппаратные средства в работе менеджера.

5.2 Управленческие проблемы и их решение

Студент должен:

иметь представление:

  • о причинах возникновения управленческих проблем;

знать:

  • основную классификацию решения проблем;
  • основные методы принятия решений.

Основные причины возникновения управленческих проблем: ошибочные цели организации; неверные принципы и методы деятельности работников; ошибочные критерии оценки возможностей предприятия и сотрудников; умышленное нарушение финансовой, технологической деятельности. Решение стратегических, тактических, текущих проблем. Классификация признаков разрешения проблем: научный, экономический.

Основные этапы принятия решений и пути их реализации. Особенности нестандартных решений в работе менеджеров.

5.3 Система мотиваций труда

Студент должен:

иметь представление:

  • о мотивах и мотивациях труда;
  • о теории мотивации и потребности человека;

знать:

  • экономические методы мотивации и стимулирование труда.

Мотивация как стимулирование к деятельности. Мотивы труда: материальные блага; власть и слава; знания и творчество; духовное совершенствование.

Теория мотивации как потребность в самовыражении.

Основные этапы потребностей человека.

Экономические методы мотивации труда в условиях рынка. Современные системы мотивации труда: продвижение по службе; публичная оценка заслуг работника; повышение морального духа, делового настроя и создание комфортного климата в коллективе; материальные и моральные стимулы.

5.4 Стратегический менеджмент

Студент должен:

 иметь представление:

  • об основных понятиях стратегического менеджмента;

знать:

  • стратегию организации, ее цели и альтернативы;
  • стратегическое планирование и управление организаций.

Основные объекты стратегического менеджмента: подразделения хозяйствующего субъекта; системы и технологии, обеспечивающие реализацию стратегии организации в целом.

Субъект стратегического менеджмента - персонал предприятия. Стратегия организации, ее цели и альтернативы.

Формирование стратегических альтернатив деятельности организации. Стратегический прогноз.

Стратегическое управление организацией. Основные факторы, влияющие на стратегию управления. Стратегическое планирование целевой деятельности организации.

Технология и система стратегического планирования.

5.5 Управление рисками

Студент должен:

 

иметь представление:

  • о понятии и видах рисков;
  • о подходах управления рисками;

знать:

  • сущность финансовых рисков и страхование;
  • управление рисками.

Понятие риска. Двойственный характер риска. Источник риска как неопределенность хозяйственной деятельности. Функции риска: инновационная; регулирующая; защитная; аналитическая.

Классификация рисков: технические, отраслевые, инфляционные, валютные, инвестиционные, процентные.

Основные подходы к управлению рисками. Разделение рисков. Передача рисков.

Финансовые риски. Зависимость финансовых рисков от ликвидности баланса предприятия и платежеспособности.

Защита от финансовых рисков - страхование. Виды страхования. Основные направления страхования. Хеджирование как инструмент управления рисками.

Тема 6 Психология менеджмента и этика делового общения

6.1 Личность и её структура. Власть и лидерство

Студент должен:

иметь представление:

  • о личности и ее структуре;

знать:

  • индивидуально-типологические особенности личности;
  • психологические аспекты малых групп и коллективов.

     

Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе. Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты.

6.2 Трудовой коллектив и кадровый потенциал предприятия

Студент должен:

иметь представление:

  • о формировании и развитии трудового коллектива;
  • об основных подходах к управлению кадровым потенциалом;

знать:

  • психологические характеристики трудового коллектива;
  • должностные и основные группы работ на предприятии.

Коллектив и его виды. Стадии формирования трудового коллектива. Психологические характеристики трудового коллектива: морально-психологический климат; сплоченность работников; степень конформизма.

Кадровый менеджмент. Численность персонала: нормативная и среднесписочная. Расчетные показатели: коэффициент движения, текучести кадров.

Классификация должностей. Научный подход к классификации: сфера физического труда; сфера умственного труда.

Роль менеджеров в организации труда персонала. Оценка работы персонала. Отбор и прием персонала.

Обучение кадров, как завершающий этап повышения эффективности производства и управления.

6.3 Роль руководителя в системе управления

Студент должен:

иметь представление:

  • о руководителе коллектива;
  • о взаимоотношении руководителя и подчиненных;

знать:

  • стили руководства;
  • этику профессионального и делового общения;
  • основные этапы планирования индивидуальной работы руководителя;

уметь:

  • применять различные формы общения в коллективе, вести деловую беседу;
  • определять основные критерии психологического климата в коллективе.

Руководитель как основной организатор коллектива. Стили руководства: общий, индивидуальный, директивный (авторитарный), демократический (коллегиальный), либеральный (разрешительный). Основные способности и качества личности руководителя: деловые, организаторские, практические, личностные. Авторитет руководителя.

Профессиональная этика руководителя. Культура общения как норма деловой и профессиональной этики.

Культура речи. Правила общения с подчиненными, виды и типы контроля подчиненных. Планирование индивидуальной работы руководителя.

6.4 Основы психологии личности. Конфликты и способы их разрешения

Студент должен:

иметь представление:

  • о сущности и условиях формирования личности;
  • о чертах характера и формах их проявления;
  • о видах конфликтов и конфликтных ситуациях;

знать:

  • понятие личность и структура личности, ролевое поведение личности;
  • методы разрешения конфликтных ситуаций;
  • стадии и методы ведения переговоров.

Личность как субъект отношений и созидательной деятельности. Факторы, влияющие на формирование личности. Уровень развития личности. Мышление и способности личности. Основные типы темперамента личности. Ценностные ориентации и ролевое поведение личности.

Понятие конфликта. Причины возникновения конфликтов. Внутренние и внешние конфликты.

Стратегия и тактика разрешения конфликтов. Переговоры как способ разрешения конфликта. Виды, основные стадии и методы ведения переговоров.

6.5 Этика делового общения

Студент должен:

знать:

  • правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;
  • условия эффективного общения;

уметь:

  • составлять план беседы, совещания, переговоров.

Деловое общение, его характеристика.

Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.

Тема 7 Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Студент должен:

знать:

  • формы построения взаимоотношений с сотрудниками;
  • технику личной работы руководителя;
  • сущность и классификацию сталей управления.

Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой.

Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики.

Стили управления и факторы его формирования. "Решетка менеджмента". Связь стиля управления и ситуации.

Перечень практических занятий, проводимых в ходе

теоретических уроков

Тема 4.1 Организация, ее виды и структура. Управленческая структура организаций.

Практическое занятие

Разработать на примере организаций линейную и функциональную структуры управлений. Отметить их достоинства и недостатки.

Тема 6.2 Трудовой коллектив и кадровый потенциал предприятия.

Практическое занятие

Исследование по выявлению лидеров коллектива, группы.

Практическое занятие

Определение среднесписочной численности персонала, коэффициентов движения и оборота персонала.

Практическое занятие

Разработать мероприятия, улучшающие психологический климат коллектива.

Тема 6.3  Роль руководителя в системе управления.

Практическое занятие

Оценка эффективности работы руководителя.

Тема 6.4 Основы психологии личности. Конфликты и способы их разрешения.

Практическое занятие

Разработать «дерево целей и задач», реализация которых позволит уменьшить число конфликтных ситуаций в коллективе.

Тема 6.5 Этика делового общения

Практическое занятие

Составление плана проведения совещания, переговоров, бесед.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Беляев В.М. Основы менеджмента на транспорте: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.М. Беляев, Л.Б. Миротин, А.К. Покровский. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.
  2. Добрина Н.А. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: Учебное пособие / Н.А. Добрина, Ю.В. Щербакова. – М.: Альфа-М: Инфра-М, 2009. – 288 с.
  3. Кнышова Е.Н. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 304 с.
  4. Менеджмент на транспорте: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Н.Н. Громов, В.А. Перслнанов, Н.С. Усков и др.]; под общ. Ред. Н.Н. Громова, В.А. Перснанова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 528 с.
  5. Райченко А.В., Хохлова И.В. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2007. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...