Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент"
рабочая программа по теме
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (базовый уровень среднего профессионального образования) и является единой для всех форм обучения.
Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_menedzhment_gotovaya.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Боровичский автомобильно-дорожный колледж»
для специальности 270206 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»
2011 год
ОДОБРЕНА цикловой методической комиссией (ЦМК) _______________
Председатель ЦМК
_________________
Протокол №___
от«__» 201 г.
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности ________________
Заместитель директора по учебной работе__________________
«___»_________________201____г.
Автор: Гайдукова Мария Сергеевна
Рецензенты:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (базовый уровень среднего профессионального образования) и является единой для всех форм обучения.
Учебная дисциплина «Менеджмент» является обще-профессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения профессиональной деятельности.
Учебная программа дисциплины «Менеджмент» направлена на формирование знаний об управлении как науки, как способе управления предприятием, а также своим собственным временем, своим профессиональным развитием.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать: теоретические основы управления предприятием; структуру и состав объекта управления по производственно-хозяйственной деятельности; основы производственного менеджмента и организации производства в условиях рыночных отношений; основы управления финансами; основы управления личным и рабочим временем менеджера.
уметь: ориентироваться в структуре управления, составлять должностные обязанности и другие документы стандарта управления; строить график безубыточности и определять более высокую зону прибыльности; управлять личным саморазвитием и строить персональную карьеру; анализировать, обосновывать варианты эффективных управленческих решений и выбирать наиболее оптимальные; защищать свои практические решения.
При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.
В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | |
Всего | в т.ч. практ. занятия | |
1 | 2 | 3 |
Введение | 2 | |
Тема 1 Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм | 2 | |
Тема 2 Функции менеджмента | 2 | |
Тема 3 Внутренняя и внешняя среда организации | 4 | |
3.1 Внутренняя среда организации | 2 | |
3.2 Внешняя среда организации | 2 | |
Тема 4 Методические и организационно- правовые основы менеджмента | 6 | |
4.1 Организация, её виды и структура Управленческая структура организаций | 4 | |
4.2 Выбор стиля управления. Полномочия субъектов управления | 2 | |
Тема 5 Процесс управления организацией | 10 | |
5.1 Информация в сфере управления производством | 2 | |
5.2 Управленческие проблемы и их решение | 2 | |
5.3 Система мотивации труда | 2 | |
5.4 Стратегический менеджмент | 2 | |
5.5 Управление рисками | 2 | |
Тема 6 Психология менеджмента и этика делового общения | 14 | |
6.1 Личность и её структура. Власть и лидерство | 2 | |
6.2 Трудовой коллектив и кадровый потенциал предприятия | 2 | |
6.3 Роль руководителя в системе управления | 2 | |
6.4 Основы психологии личности. Конфликты и способы их разрешения | 2 | |
6.5 Этика делового общения | 4 | |
Тема 7 Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | 4 | |
Всего по дисциплине: | 42 |
Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм
Студент должен:
иметь представление:
- о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;
знать:
- цели и задачи управления организациями.
Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.
Тема 2. Функции менеджмента
Студент должен:
знать:
- основные функции менеджмента и их характеристику.
Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) - основы управленческой деятельности.
Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.
Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации
Студент должен:
знать:
- факторы внешней и внутренней среды.
Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы.
Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.
Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.
Тема 4 Методические и организационно-правовые основы менеджмента
4.1 Организация, ее виды и структура. Управленческая структура организаций
Студент должен:
иметь представление:
- о признаках организации;
- о внутренней и внешней среде организаций;
- о видах организаций.
знать:
- классификацию организаций по организационно-правовым формам;
- виды управленческих структур;
- взаимосвязь организационной и управленческой структур.
Основные признаки организации: количественная определенность; наличие общих целей; обособленность; управляющий, руководящий и координирующий центр.
Внутренние переменные организации: цели и задачи; структура; кадры; техника и технология.
Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Виды организаций по формам собственности, по организационному признаку; по хозяйственному признаку.
Классификация организаций, предприятий, фирм, объединений по организационно правовым формам.
Цели и задачи управления. Традиционные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами: линейная, функциональная. Недостатки традиционных структур управления.
Современные структуры управления: проектная, матричная, программно- целевая.
Преимущества современных структур управления. Взаимосвязь организационной и управленческой структур.
4.2 Выбор стиля управления. Полномочия субъектов управления
Студент должен:
иметь представление:
- о стилях руководства;
- о полномочиях и их видах;
знать:
- должностные права и обязанности руководителей;
- делегирование полномочий.
Общее понятие о стилях управления. «Одномерные» стили руководства: авторитарный (директивный); демократический и либеральный.
«Многомерные» стили управления: ориентация на создании в коллективе благоприятного морально-психологического климата; ориентация на создание надлежащих организационных и технических условий.
Основные концепции ситуационного менеджмента: отношения руководителя с подчиненным; структурированность работы; должностные позиции руководителя.
Полномочия и их виды: линейные, аппаратные (штабные). Ограничение полномочий.
Должностные права и обязанности руководителей высшего, среднего и низшего звена.
Процесс делегирования, как классификация проблем, стоящих перед организацией.
Тема 5 Процесс управления организацией
5.1 Информация в сфере управления производством
Студент должен:
иметь представление:
- об информации и информационном обеспечении;
знать:
- информационные системы и технологии.
Понятие «информация». Управленческая информация и ее классификация: по содержанию; по назначению; по степени конфиденциальности; по степени достоверности; по степени готовности.
Источники управленческой информации: вышестоящее руководство, СМИ, информационные системы, периодическая печать, техническая документация, справочники, бизнес - документы и т.д.
Восприятие информации человеком. Отбор информации, систематизация информации, слухи, дезинформация.
Основные направления информационных систем управления: пассивное; опережающее; координирующее. Роль информации в производственной деятельности работника.
Юридическое обеспечение защиты информации. Аппаратные средства в работе менеджера.
5.2 Управленческие проблемы и их решение
Студент должен:
иметь представление:
- о причинах возникновения управленческих проблем;
знать:
- основную классификацию решения проблем;
- основные методы принятия решений.
Основные причины возникновения управленческих проблем: ошибочные цели организации; неверные принципы и методы деятельности работников; ошибочные критерии оценки возможностей предприятия и сотрудников; умышленное нарушение финансовой, технологической деятельности. Решение стратегических, тактических, текущих проблем. Классификация признаков разрешения проблем: научный, экономический.
Основные этапы принятия решений и пути их реализации. Особенности нестандартных решений в работе менеджеров.
5.3 Система мотиваций труда
Студент должен:
иметь представление:
- о мотивах и мотивациях труда;
- о теории мотивации и потребности человека;
знать:
- экономические методы мотивации и стимулирование труда.
Мотивация как стимулирование к деятельности. Мотивы труда: материальные блага; власть и слава; знания и творчество; духовное совершенствование.
Теория мотивации как потребность в самовыражении.
Основные этапы потребностей человека.
Экономические методы мотивации труда в условиях рынка. Современные системы мотивации труда: продвижение по службе; публичная оценка заслуг работника; повышение морального духа, делового настроя и создание комфортного климата в коллективе; материальные и моральные стимулы.
5.4 Стратегический менеджмент
Студент должен:
иметь представление:
- об основных понятиях стратегического менеджмента;
знать:
- стратегию организации, ее цели и альтернативы;
- стратегическое планирование и управление организаций.
Основные объекты стратегического менеджмента: подразделения хозяйствующего субъекта; системы и технологии, обеспечивающие реализацию стратегии организации в целом.
Субъект стратегического менеджмента - персонал предприятия. Стратегия организации, ее цели и альтернативы.
Формирование стратегических альтернатив деятельности организации. Стратегический прогноз.
Стратегическое управление организацией. Основные факторы, влияющие на стратегию управления. Стратегическое планирование целевой деятельности организации.
Технология и система стратегического планирования.
5.5 Управление рисками
Студент должен:
иметь представление:
- о понятии и видах рисков;
- о подходах управления рисками;
знать:
- сущность финансовых рисков и страхование;
- управление рисками.
Понятие риска. Двойственный характер риска. Источник риска как неопределенность хозяйственной деятельности. Функции риска: инновационная; регулирующая; защитная; аналитическая.
Классификация рисков: технические, отраслевые, инфляционные, валютные, инвестиционные, процентные.
Основные подходы к управлению рисками. Разделение рисков. Передача рисков.
Финансовые риски. Зависимость финансовых рисков от ликвидности баланса предприятия и платежеспособности.
Защита от финансовых рисков - страхование. Виды страхования. Основные направления страхования. Хеджирование как инструмент управления рисками.
Тема 6 Психология менеджмента и этика делового общения
6.1 Личность и её структура. Власть и лидерство
Студент должен:
иметь представление:
- о личности и ее структуре;
знать:
- индивидуально-типологические особенности личности;
- психологические аспекты малых групп и коллективов.
Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе. Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты.
6.2 Трудовой коллектив и кадровый потенциал предприятия
Студент должен:
иметь представление:
- о формировании и развитии трудового коллектива;
- об основных подходах к управлению кадровым потенциалом;
знать:
- психологические характеристики трудового коллектива;
- должностные и основные группы работ на предприятии.
Коллектив и его виды. Стадии формирования трудового коллектива. Психологические характеристики трудового коллектива: морально-психологический климат; сплоченность работников; степень конформизма.
Кадровый менеджмент. Численность персонала: нормативная и среднесписочная. Расчетные показатели: коэффициент движения, текучести кадров.
Классификация должностей. Научный подход к классификации: сфера физического труда; сфера умственного труда.
Роль менеджеров в организации труда персонала. Оценка работы персонала. Отбор и прием персонала.
Обучение кадров, как завершающий этап повышения эффективности производства и управления.
6.3 Роль руководителя в системе управления
Студент должен:
иметь представление:
- о руководителе коллектива;
- о взаимоотношении руководителя и подчиненных;
знать:
- стили руководства;
- этику профессионального и делового общения;
- основные этапы планирования индивидуальной работы руководителя;
уметь:
- применять различные формы общения в коллективе, вести деловую беседу;
- определять основные критерии психологического климата в коллективе.
Руководитель как основной организатор коллектива. Стили руководства: общий, индивидуальный, директивный (авторитарный), демократический (коллегиальный), либеральный (разрешительный). Основные способности и качества личности руководителя: деловые, организаторские, практические, личностные. Авторитет руководителя.
Профессиональная этика руководителя. Культура общения как норма деловой и профессиональной этики.
Культура речи. Правила общения с подчиненными, виды и типы контроля подчиненных. Планирование индивидуальной работы руководителя.
6.4 Основы психологии личности. Конфликты и способы их разрешения
Студент должен:
иметь представление:
- о сущности и условиях формирования личности;
- о чертах характера и формах их проявления;
- о видах конфликтов и конфликтных ситуациях;
знать:
- понятие личность и структура личности, ролевое поведение личности;
- методы разрешения конфликтных ситуаций;
- стадии и методы ведения переговоров.
Личность как субъект отношений и созидательной деятельности. Факторы, влияющие на формирование личности. Уровень развития личности. Мышление и способности личности. Основные типы темперамента личности. Ценностные ориентации и ролевое поведение личности.
Понятие конфликта. Причины возникновения конфликтов. Внутренние и внешние конфликты.
Стратегия и тактика разрешения конфликтов. Переговоры как способ разрешения конфликта. Виды, основные стадии и методы ведения переговоров.
6.5 Этика делового общения
Студент должен:
знать:
- правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;
- условия эффективного общения;
уметь:
- составлять план беседы, совещания, переговоров.
Деловое общение, его характеристика.
Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.
Тема 7 Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
Студент должен:
знать:
- формы построения взаимоотношений с сотрудниками;
- технику личной работы руководителя;
- сущность и классификацию сталей управления.
Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой.
Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики.
Стили управления и факторы его формирования. "Решетка менеджмента". Связь стиля управления и ситуации.
Перечень практических занятий, проводимых в ходе
теоретических уроков
Тема 4.1 Организация, ее виды и структура. Управленческая структура организаций.
Практическое занятие
Разработать на примере организаций линейную и функциональную структуры управлений. Отметить их достоинства и недостатки.
Тема 6.2 Трудовой коллектив и кадровый потенциал предприятия.
Практическое занятие
Исследование по выявлению лидеров коллектива, группы.
Практическое занятие
Определение среднесписочной численности персонала, коэффициентов движения и оборота персонала.
Практическое занятие
Разработать мероприятия, улучшающие психологический климат коллектива.
Тема 6.3 Роль руководителя в системе управления.
Практическое занятие
Оценка эффективности работы руководителя.
Тема 6.4 Основы психологии личности. Конфликты и способы их разрешения.
Практическое занятие
Разработать «дерево целей и задач», реализация которых позволит уменьшить число конфликтных ситуаций в коллективе.
Тема 6.5 Этика делового общения
Практическое занятие
Составление плана проведения совещания, переговоров, бесед.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Беляев В.М. Основы менеджмента на транспорте: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.М. Беляев, Л.Б. Миротин, А.К. Покровский. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.
- Добрина Н.А. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: Учебное пособие / Н.А. Добрина, Ю.В. Щербакова. – М.: Альфа-М: Инфра-М, 2009. – 288 с.
- Кнышова Е.Н. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 304 с.
- Менеджмент на транспорте: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Н.Н. Громов, В.А. Перслнанов, Н.С. Усков и др.]; под общ. Ред. Н.Н. Громова, В.А. Перснанова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 528 с.
- Райченко А.В., Хохлова И.В. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2007. – 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочая программа учебных предметов, календарный учебный график как структурные элементы основной образовательной программы
материал для методического объединения...