Рабочая образовательная программа элективного курса «Основы менеджмента»
элективный курс (9 класс) на тему
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.
Основной целью изучения данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в области менеджмента как особой дисциплины, изучающей процессы управления организациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
menedzhment.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное вечернее(сменное) общеобразовательное учреждение
«Центр образования №2» города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании ТО Директор МБВ(С)ОУ
Протокол №__ от «ЦО №2» г.Чебоксары
«___» ________ 2012 г. ____________Е.М.Надеждина
«__»_______ 20__г., приказ №_____
Рабочая образовательная программа
элективного курса
«Основы менеджмента»
по предпрофильной подготовке
Программа ориентирована на учащихся 9 классов
Срок реализации: 1учебная четверть
Программа составлена на основе учебной программы Е. А. Сапрыкиной «Основы менеджмента» (2005 г.).
Педагог дополнительного образования: Чумуркина Марина Валерьяновна
Пояснительная записка.
Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 9-х классов по основам менеджмента рассчитана на 24 часа.
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.
Основной целью изучения данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в области менеджмента как особой дисциплины, изучающей процессы управления организациями.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- познакомить учащихся с основными понятиями теории и практики менеджмента
- формировать у учащихся новое управленческое мышление
- формировать необходимые знания для решения практических задач по планированию, организации, мотивации и контроля деятельности различных организаций
- развивать творческие и аналитические способности, необходимые для правильного решения управленческих проблем
- воспитывать трудолюбие и предприимчивость
Программа курса составлена на основе учебной программы Е. А. Сапрыкиной «Основы менеджмента» (2005 г.). Содержание учебного курса адаптировано к условиям нашей школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Практические занятия предполагают выполнение упражнений и заданий эвристического характера, а также проведение самостоятельных исследований учащимися - выполнение мини-проекта.
Требования к уровню подготовки.
По окончании изучения элективного курса «Основы менеджмента», учащиеся должны:
Иметь представление:
- о сущности, происхождении и аспектах менеджмента как вида человеческой деятельности и как науки;
- о методологических основах современного менеджмента и его эволюции
- о содержательных и функциональных направлениях современного менеджмента
Знать/понимать:
- основные понятия менеджмента
- сущность управленческой деятельности, знать ее структуру и основные качества эффективного менеджера
- принципы функционирования и структуру системы менеджмента, основные отношения в ней
- функции, процессы и технологии менеджмента
- стили руководства
- причины конфликтных ситуаций и пути их разрешения
- особенности управления предприятиями малого бизнеса
- основные нормы деловой этики
Уметь:
- формулировать систему качеств, которыми должен обладать современный менеджер
- определять цели и задачи управления организацией
- сравнивать и классифицировать различные типы и модели управления
- анализировать управленческие ситуации и процессы
- применять на практике нормы деловой этики
- формулировать проблему в предложенной ситуации и составлять алгоритм ее решения
- определять долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения
- распределять функции и делегировать полномочия с учетом особенностей членов коллектива
- на конкретных примерах описывать взаимосвязь процессов планирования и контроля
- анализировать модель стрессовой реакции
- анализировать способы повышения конкурентоспособности предприятия
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для разрешения конфликтных ситуаций
- для планирования собственных ресурсов в различных ситуациях
- применять на практике основные методы принятия решения
Учебно-тематический план
№ | Наименование | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Р.1 | Введение. | 3 ч. | 2 ч. | 1 ч. |
| |
1.1, 1.2 | Понятие о менеджменте. Функции менеджмента. |
| 1 ч. | 1 ч. | Мини-лекция с элементами дискуссии, деловая игра | Конспект |
1.3 | История развития управленческой мысли. |
| 1 ч. |
| Лекция | Конспект |
Р.2 | Элементы организации и процесса управления. | 6 ч. | 3ч. | 3ч. |
|
|
2.1. | Понятие организации. Виды организаций. |
| 1 ч. |
| Мини-лекция с элементами дискуссии | Конспект |
2.2 | Горизонтальное и вертикальное разделение труда. |
| 1 ч. | Практикум | Конспект | |
2.3 | Управленческая деятельность. |
| 1 ч. | Практикум | Конспект | |
2.4 | Внутренняя и внешняя среда организации. |
| 1 ч. | Мини-лекция | Конспект | |
2.5 | Социальная ответственность и этика. |
| 1 ч. |
| Лекция с элементами практикума | Конспект |
2.6 | Деловая игра «Управляю производством» |
| 1 ч. | Практикум | Отчет | |
Р.3 | Функции управления. | 8 ч. | 5 ч. | 3ч. |
|
|
3.1 | Цели менеджмента. Стратегическое планирование. | 1 ч. | Беседа с элементами практикума | Конспект | ||
3.2 | Процесс и виды коммуникаций и эффективность управления. |
| 1 ч. | Мини-лекция с элементами дискуссии | Таблица | |
3.2 3.4 | Практическая работа «Принятие решений». |
| 2 ч | Практикум | Решение ситуаций | |
3.5 | Теория мотивации. |
| 1 ч. |
| Мини-лекция с элементами дискуссии | Конспект |
3.6 | Прогнозирование. | 1 ч. | Лекция с элементами практикума | Конспект | ||
3.7 | Процесс и принципы контроля. |
| 1 ч. | Лекция с элементами практикума | Конспект | |
3.8 | Практическая работа «Самоконтроль». | 1 ч. | Практикум | |||
Р.4 | Групповая динамика и стили руководства. | 3 ч. | 2 ч. | 1 ч. | ||
4.1 | Групповая динамика. Власть и личное влияние. Конфликты. | 1 ч. | Лекция | Конспект | ||
4.2 | Природа и причины стресса. | 1 ч. | Лекция | Конспект | ||
4.3 | Практическая работа «Выбор индивидуального стиля руководства». | 1 ч. | Практикум | Отчет | ||
Р.5 | Обеспечение эффективности деятельности организацией. | 4ч. | 1 ч. | 3ч. | ||
5.1 | Управление трудовыми ресурсами и производством. | 1 ч. | Лекция | Конспект | ||
5.4 | Защита проектов. | 1 ч. | Практикум | Проект | ||
5.5 | Деловая игра «В мире фирм» | 1 ч. | Практикум | Решение ситуаций | ||
5.6 | Зачет: итоговое тестирование. |
|
| 1 ч. | Решение тестов, проблемных ситуаций | Составленная ситуация. |
Итого | 24ч. | 13ч. | 11ч. |
|
|
Содержание программы
Раздел №1. Введение.
Трактовка понятий «менеджмент», «менеджер», их русские аналоги. История развития управленческой жизни в России и за рубежом. Менеджмент в деятельности предприятий. Функции менеджмента. Принципы управления. Качества современного менеджера.
Основные понятия:
Менеджер, менеджмент, принципы управления.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
- Сущность понятия «менеджмент»
- Основные составляющие менеджмента
- Этапы развития менеджмента как науки
- Роль менеджмента в деятельности предприятий
- Функции менеджмента
Уметь
- Осуществлять сравнительный анализ рационалистического и ситуационного менеджмента
- Формулировать систему качеств, которыми должен обладать современный менеджер
Практическая часть
Тест «Знаете ли вы себя»
Тест «Менеджер»
- Деловая игра: «Менеджер ли я?»
Раздел №2. Элементы организации и процесса управления.
Понятие организации. Формальные и неформальные организации. Сложные организации. Зависимость от внешней среды. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Подразделения. Менеджеры и успешное управление. Суть управленческой деятельности. Роли руководителя. Внутренняя среда организации, внешняя среда в бизнесе. Социальная ответственность и этика.
Основные понятия:
Организация, социальная ответственность, разделение труда, подразделение, этика.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
- Сущность понятия «организация»
- Общие характеристики организаций
- Виды организаций
- Общие факторы в работе руководителей
- Роли руководителя
- Сущность понятий «внутренняя среда организации», «внешняя среда в бизнесе»
- Определение социальной ответственности
- Основные нормы деловой этики
Уметь
- Анализировать влияние факторов внешней и внутренней среды на работу предприятия
- Применять на практике нормы деловой этики
Практическая часть
- Деловая игра «Управляю производством»
Раздел №3. Функции управления.
Цели менеджмента. Стратегическое планирование. Реализация стратегического плана. Организация взаимодействия и полномочия. Построение организаций. Делегирование по структуре. Коммуникации. Процесс коммуникации и эффективность управления. Принятие решений. Модели и методы принятия решений. Мотивация. Содержание теории мотивации. Контроль. Сущность и смысл контроля. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Прогнозирование. Методы прогнозирования.
Опорные понятия:
Миссия, цель, планирование, стратегическое планирование, финансовый план, организационная структура, коммуникация, мотивация, прогнозирование, контроль, периодический контроль, оперативный контроль.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
- Сущность, функции и выгоды стратегического планирования
- Этапы стратегического планирования
- Характеристики целей
- Критерии оценки стратегического плана
- Сущность понятия «делегирование полномочий»
- Сущность понятия «коммуникации»
- Виды коммуникаций
- Методы принятия решений
- Методы прогнозирования
- Современные теории мотивации
- Сущность и смысл контроля
- Основные виды контроля
- Характеристики эффективного контроля
Уметь
- Определять краткосрочные и долговременные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения
- Распределять функции и делегировать полномочия с учетом особенностей членов коллектива
- На конкретных примерах описывать взаимосвязь процессов планирования и контроля
- Разрабатывать модель процесса контроля в конкретной организации
- Выделять элементы и этапы процесса коммуникаций в ситуациях, предложенных учителем
- Формулировать проблему в предложенной ситуации и составлять алгоритм ее решения
- Применять на практике основные методы принятия решения
Практическая часть
- Практическая работа «Принятие решений»
- Практическая работа «Самоконтроль»
- Формулирование миссии и целей для конкретных предприятий
- Определение должностных обязанностей работников
- Составление плана для достижения конкретной цели
Раздел №4. Групповая динамика и стили руководства.
Групповая динамика. Руководство: власть и личное влияние. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность. Стили руководства. Управление конфликтами, изменениями и стрессами.
Основные понятия:
Лидер, власть, стиль руководства, конфликт, стресс.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
- Основные концепции групповой динамики, касающиеся свойств и развития неформальных организаций
- Факторы, влияющие на эффективность работы командных групп
- Формы власти и влияния
- Стили лидерства
- Понятие и типы конфликтов, их причины
- Методы управления конфликтной ситуацией
- Причины стресса
- Модель стрессовой реакции
Уметь
- Работать в малых группах
- Анализировать стили руководства, выделять их достоинства и недостатки
- Разрешать конфликтные ситуации, используя методы управления ими
- Анализировать модель стрессовой реакции
Практическая часть
- Практическая работа «Выбор индивидуального стиля руководства»
- Практическая работа: «Разрешение конфликтов»
Раздел №5. Обеспечение эффективности деятельности организацией.
Управление трудовыми ресурсами. Управление производством: создание и функционирование операционной системы. Управление производительностью.
Основные понятия:
Операционная система, производительность, трудовые ресурсы.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
- Этапы управления трудовыми ресурсами
- Сущность понятия «операционная система»
- Классификацию операционных систем
- Этапы проектирования операционной системы
- Элементы управления производством
- Понятие комплексного подхода к вопросам производительности
Уметь
- Планировать трудовые ресурсы в определенной ситуации
- Описывать основные подсистемы операционной системы организации
- Объяснять взаимосвязь между запросами потребителя и стратегий производства
- Анализировать способы повышения конкурентоспособности предприятия
Практическая часть
Контроль уровня обученности.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
- тестовые работы
- доклад
- графический диктант (верно/неверно)
- решение проблемных ситуаций
- деловые игры
- выполнение и защита мини-проекта
Способы оценки результатов деятельности учащихся:
- психолого-педагогический – анализ наблюдений деятельности учащихся
- рейтинговые оценки (тестирование)
- выполнение и защита заданий, проектов.
Учебно- методический комплект
Наименование учебника, методическая литература для учителя | ЦОРы | Дополнительная учебная литература для учащихся |
| 1.Сайт Школы инновационных менеджеров «http://novaman/ru» 2.Карточки, тесты. |
|
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Теория | Практика | |||||
1 | Понятие о менеджменте. Функции менеджмента. | 1 |
| |||
2 | 1 | Мини-лекция с элементами дискуссии, деловая игра | Конспект | |||
3 | История развития управленческой мысли. | 1 | Лекция | Конспект | ||
Р.2 | Элементы организации и процесса управления. | 6 ч. 3ч. | 3ч. |
|
| |
2.1. | Понятие организации. Виды организаций. |
1 ч. |
| Мини-лекция с элементами дискуссии | Конспект | |
2.2 | Горизонтальное и вертикальное разделение труда. |
| 1 ч. | Практикум | Конспект | |
2.3 | Управленческая деятельность. |
| 1 ч. | Практикум | Конспект | |
2.4 | Внутренняя и внешняя среда организации. |
| 1 ч. | Мини-лекция | Конспект | |
2.5 | Социальная ответственность и этика. |
| 1 ч. |
| Лекция с элементами практикума | Конспект |
2.6 | Деловая игра «Управляю производством» |
| 1 ч. | Практикум | Отчет | |
Р.3 | Функции управления. | 8 ч. | 5 ч. | 3ч. |
|
|
3.1 | Цели менеджмента. Стратегическое планирование. | 1 ч. | Беседа с элементами практикума | Конспект | ||
3.2 | Процесс и виды коммуникаций и эффективность управления. |
| 1 ч. | Мини-лекция с элементами дискуссии | Таблица | |
3.2 3.4 | Практическая работа «Принятие решений». |
| 2 ч | Практикум | Решение ситуаций | |
3.5 | Теория мотивации. |
| 1 ч. |
| Мини-лекция с элементами дискуссии | Конспект |
3.6 | Прогнозирование. | 1 ч. | Лекция с элементами практикума | Конспект | ||
3.7 | Процесс и принципы контроля. |
| 1 ч. | Лекция с элементами практикума | Конспект | |
3.8 | Практическая работа «Самоконтроль». | 1 ч. | Практикум | |||
Р.4 | Групповая динамика и стили руководства. | 3 ч. | 2 ч. | 1 ч. | ||
4.1 | Групповая динамика. Власть и личное влияние. Конфликты. | 1 ч. | Лекция | Конспект | ||
4.2 | Природа и причины стресса. | 1 ч. | Лекция | Конспект | ||
4.3 | Практическая работа «Выбор индивидуального стиля руководства». | 1 ч. | Практикум | Отчет | ||
Р.5 | Обеспечение эффективности деятельности организацией. | 4ч. | 1 ч. | 3ч. | ||
5.1 | Управление трудовыми ресурсами и производством. | 1 ч. | Лекция | Конспект | ||
5.4 | Защита проектов. | 1 ч. | Практикум | Проект | ||
5.5 | Деловая игра «В мире фирм» | 1 ч. | Практикум | Решение ситуаций | ||
5.6 | Зачет: итоговое тестирование. |
|
| 1 ч. | Решение тестов, проблемных ситуаций | Составленная ситуация. |
Итого | 24ч. | 13ч. | 11ч. |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"
Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о...
Элективный курс Основы менеджмента для 10-11 класса
Элективный курс "Основы менеджмента" предназначен для обучающихся 10-11 классов социально-экономического профиля. Материал курса основан на методическом пособии "Основы менеджмента"...
Авторская образовательная программа элективного курса «Основы физической химии биологических процессов» (для учащихся 5-7 классов)
Программа расчитана на формирования предпрофельной подготовки учащихся и интеграции физики ,биологии и химии...
Рабочая образовательная программа элективного курса по математике «Математика в экономике»
Интегрированный элективный курс "Математика в экономике" предназначен для учащихся девятых классов в рамках предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 17 часов....
Рабочая программа по элективному курсу "Основы менеджмента" 11 класс
Рабочая программа по элективному курнсу "Основы менеджмента" 11 класс...
Рабочая образовательная программа элективного курса по математике (алгебра и начала анализа и геометрия) 10 - 12 класс (базовый уровень) на 2021-2024 учебные года (3 года)
Цели обучения математике в образовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.Практическая полезность математики обусловлена те...
Рабочая программа специального курса "Основы менеджмента", 10 класс
Рабочая программа специального курса "Основы менеджмента", 10 класс, 34 часа...