Курс внеурочной деятельности для 10-11 классов (1 час) «Основы валеологии и экологии"
рабочая программа по экологии (10, 11 класс)

Курс внеурочной деятельности разработан для обучающихся 10-11 классов, с расчетом 1 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 153 г. ЧЕЛЯБИНСКА»

454080, г. Челябинск, ул. Энтузиастов 15б тел./факс. (3512)348672 e-mail: school1532011@yandex.ru

Согласовано                                          Согласовано                                    Утверждаю

на заседании МО                            заместитель директора по УВР        Директор МАОУ СОШ № 153

______/К.Р. Филимошина     ____________/И.А. Плотникова          ____________/Дерягина Л.А.

Протокол № 1                      

     «___» _______2020г.                    «____» __________2020г.                      «___»_________2020г.

Образовательная область

«Естествознание»

 Курс внеурочной деятельности для 10 класса (1 час)

«Основы валеологии и экологии (раздел «Валеология»)»

   

                                                                 Учитель: Филимошина К.Р.

                                                                                                                   

Челябинск, 2020 г

Пояснительная  записка

              В  настоящее  время  стали  особенно  актуальными  и  приобрели  острейшую  социальную  значимость  проблемы  ухудшения  здоровья  подрастающего  поколения.

        Валеология - это  междисциплинарное,  научное  и  практическое  движение  с  целью  сохранить  и  развить психофизическое,  эмоциональное,  творческое  здоровье  народонаселения,  здоровье  нации. Валеология  является  пограничной  областью  знания  на  стыке  медицины,  физиологии,  психологии,  социологии  и  педагогики.

        Данный курс содержит материалы, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляет ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе. Учитывая  статистические  данные  о  заболеваемости  школьников,  неумении  детей  и  взрослых  управлять  состоянием  своего  здоровья,  валеологию  следует  считать  исключительно  важной  отраслью  педагогики.

Цель  курса - расширить  и  углубить  знания  учащихся  о  сохранении  здоровья.

            Здоровье  определяется  комплексом  фактов:  наследственностью,  качеством  окружающей  среды,  качеством  жизни  (степенью  удовлетворения  потребностей),  образом  жизни  человека. При  этом  доля  влияния  образа  жизни,  по  мнению  учёных,  оценивается  в  50 %. Поэтому  формирование  у  детей  валеологической  грамотности  (знания  научных  основ  здорового  образа  жизни,  умений  и  навыков  укрепления  здоровья),  воспитание  целостного  отношения  к  своему  здоровью - наиболее  верный  путь  решения  проблемы  здоровья  нации.

       Валеологическая  грамотность - это  не  только  знания  о  способах  сохранения  здоровья,  но  и  анализ  поступков  и  образа  жизни  с  точки  зрения  их  влияния  на  состояние  организма  или  отдельных  систем  органов  с  тем,  чтобы  своевременно  выявлять  отклонения  и  проводить  коррекцию.

      С  целью  формирования  валеологической  грамотности  учащихся  разработана  и  включена  в  программу  серия  практических  занятий,  направленных  на  изучение  школьниками  функциональных  особенностей  своего  организма,  на  анализ  и  оценку  влияния  собственного  образа  жизни  и  различных  экологических  факторов  (шум,  загрязнение  окружающей  среды), влияющих  на  состояние  здоровья. Это является одним из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, жизни в обществе, творческому самопроявлению личности.

      Программа  предназначена  для  учащихся  10 класса  средней  школы. Она  рассчитана  на  35 часов. Периодичность  занятий – 1 час  в  неделю.

      В  ходе  преподавания  используются  активные  формы  обучения:  лекции,  дискуссии,  деловые  игры, практические работы. Для  выявления  степени  остроты  той  или  иной  проблемы  среди  учащихся  проводится  анкетирование. По  окончании  изучения  тем  проводятся  итоговые  тестовые  работы. К  проведению  отдельных  занятий  возможно  подключение  психолога  школы,  социального  педагога,  преподавателя  ОБЖ.

Содержание  программы.

Введение (2ч)

     Валеология - комплекс  научных  знаний  о  здоровье  человека. Предмет,  задачи  и  методы  валеологии. Её  место  в  ряду  естественных  наук  и  наук  о  человеке.  Здоровый  образ  жизни.

   Практическая  работа № 1. «Самооценка  текущего  состояния  здоровья  по  результатам  анализа  объективных  и  субъективных  показателей».

Тема 1. Я и мое здоровье (8ч)

        Взаимосвязь образа жизни и здоровья. Зависимость здоровья всех систем органов от поведения, вредных привычек, питания.

         Профилактика заболевания опорно-двигательной системы.

         Практическая работа № 2 «Ваш образ жизни».

Тема  2.. Питание  и  здоровье (8ч)

       Знакомство  с  болезнями,  которые  обусловлены  неправильным  питанием  (гастрит,  ожирение,  диабет,  гипертония,  злокачественные  опухоли  и  т.д.). Значение  употребления  в  пищу  продуктов  с  низким  и  высоким  содержанием  жиров,  сахара,  соли. Голодание  и  необходимость  врачебного  контроля  в  этот  период,  его  возможные  негативные  последствия.

      Трофоэкология  человека. Сбалансированное  питание. Раздельное  питание. Вегетарианство. Мёд  и  пчёлы. Зелёная  аптека. Правила  Поля  Брена.

     Практическая  работа № 3 «Составление  ежедневного  рациона  питания».

     Деловая  игра  «Заседание  школьной  думы».

Тема  3.  Факторы, влияющие на здоровье: курение, алкоголизм, наркомания, СПИД (7ч)

      Факторы  риска  и  факторы  здоровья. Заболевания  различных  органов,  связанные  с  курением.

      Механизм  воздействия  наркотических  веществ,  их  отрицательное  влияние  на  физическое  и  умственное  развитие. Анализ  анонимного  анкетирования. Установление  взаимосвязи  между  образом  жизни  и  здоровьем  человека.

     Знакомство  с данными  статистики  о  скорости  распространения  этого  заболевания  в  мире,  в  нашей  стране,  республике,  городе. Возможные  причины  и  способы  поражения  СПИДом. Роль  беспорядочных  сексуальных  связей,  употребления  наркотиков  в  процессе  его  распространения. Механизм  воздействия  вируса.

Тема  4. Окружающая  среда  и  здоровье  (10 ч)

     Характеристика  района  проживания. Факторы  окружающей  среды,  воздействующие  на  здоровье  человека  (низкие  температуры  воздуха,  полярный  день  и  полярная  ночь,  низкое  содержание  кислорода,  избыточное  увлажнение,  недостаточное  количество  солнечных  дней). Школа - как  окружающая  среда. Заболевания  школьников  как  результат  валеологической  неграмотности  (опорно-двигательной  аппарат,  зрение).

     Стресс  и  его  влияние  на  здоровье.

     Закаливание  организма - один  из  важнейших  факторов  сохранения  и  укрепления  здоровья. Способы  закаливания. Воля  и  волевые  качества  личности. Сила  характера.

     Шум  и  здоровье  человека.

     Город как экосистема. Здоровье горожанина.

Итоговое занятия по курсу «Валеология».

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Валеология» 10 класс, 1 час в неделю

п/п

Наименование  тем,  занятий

Всего

часов

В том числе

Форма

проведения

лекции

практика

 Раздел 1. Введение – 2 часа

1.

Понятие  о  валеологии. Как

жить сегодня, чтобы  иметь шансы увидеть  завтра.

1

1

-

Анкетирование

2.

Самооценка  текущего состояния  здоровья  по  результатам анализа  объективных  и  субъективных  показателей.

1

-

1

Практическая  работа

Раздел 2. Я и мое здоровье – 8 часов

3.

Мое здоровье – основа моей жизни.

1

1

-

Беседа

4.

Как мое здоровье зависит от меня.

1

1

-

Беседа

5.

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата.

1

1

-

Беседа

6.

Ваш образ жизни.

1

-

1

Практическая  работа

7.

Компьютер и мое здоровье.

1

1

-

Беседа

8.

Факторы здоровья.

1

1

-

Беседа

9.

Красота – свидетельство здоровья.

1

1

-

Беседа

10.

Взаимосвязь поведения и здоровья.

1

1

-

Беседа

Раздел 3. Питание и здоровье – 8 часов

11.

Трофоэкология  человека,  

сбалансированное  питание,

калорийность  и  витаминизированность  пищи.  

1

1

-

Беседа

12.

Полезные свойства овощей и фруктов.

1

1

-

Беседа

13.

Что мы едим?

1

1

-

Беседа

14.

Расход энергии, нормы и гигиена питания.

1

1

-

Беседа

15.

Составление ежедневного  рациона  питания.

1

-

1

Практическая работа

16.

Болезни,  обусловленные неправильным  питанием. Ожирение: болезнь болезней.

1

-

1

Беседа и тестирование

17.

Обзор различных принципов питания.

1

1

-

Лекция

18.

Заседание  школьной  думы  (деловая  игра)

1

-

1

Участие в ролевой игре

Раздел 4. Факторы, влияющие на здоровье: курение, алкоголизм, наркомания, СПИД – 7 часов

19.

Заболевание различных  органов, связанные  с  курением.

1

-

1

Тестирование, беседа

работа в группах,

тестирование

дискуссия

беседа

20.

Наркомания: истоки, сущность и последствия.

1

-

1

Тестирование, беседа

работа в группах,

тестирование

дискуссия

беседа

21.

Алкоголизм и его последствия.

1

-

1

Тестирование, беседа

работа в группах,

тестирование

дискуссия

беседа

22.

Возможно ли застолье без спиртного?

1

1

-

Тестирование, беседа

работа в группах,

тестирование

дискуссия

беседа

23.

Влияние  социальной  среды на  

здоровье  человека. Способы противостояния вредным привычкам

1

1

-

Тестирование, беседа

работа в группах,

тестирование

дискуссия

беседа

24.

СПИД-болезнь  ХХ  века. Сущность  и  проблемы

1

-

1

Тестирование

25.

Вредным привычкам – нет (судебное заседание).

1

-

1

Ролевая игра

Раздел 5. Окружающая среда и здоровье – 10 часов

26.

Шум  и  здоровье  человека

1

1

-

Беседа

27.

Стресс  и  его  влияние  на здоровье

1

1

-

Беседа

28.

Город как экосистема.

1

1

-

Беседа

29.

Определение рейтинга экологических проблем города.

1

1

-

Беседа

30.

Автомобиль в городе: проблемы и поиски решений.

1

-

1

Практическая работа

31.

Здоровье горожанина. Выявление источников химического и физического загрязнения.

1

1

-

Беседа

32.

Жилье человека в городе.

1

1

-

Беседа

33.

Соответствует ли ваша квартира экологическим нормативам.

1

1

-

Практическая работа

34.

Город будущего – будущее города.

1

-

1

Беседа

35.

Итоговое занятие по курсу «Валеология».

1

-

1

Тестирование

                                         Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Практические работы

1.

Введение

2

1

2.

Я и мое здоровье

8

1

3.

Питание и здоровье

8

1

4.

Факторы, влияющие на здоровье: курение,

алкоголизм, наркомания, СПИД.

7

-

5.

Окружающая среда и здоровье

10

2

Перечень практических работ по валеологии.

Практическая работа № 1. Самооценка  текущего состояния  здоровья  по  результатам анализа  объективных  и  субъективных  показателей.

Практическая работа № 2. Ваш образ жизни.

Практическая работа № 3. Составление ежедневного  рациона  питания.

Практическая работа № 4. Определение рейтинга экологических проблем города.

Практическая работа № 5. Соответствует ли ваша квартира экологическим нормативам.

В результате обучения учащиеся должны знать:

- определение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» и факторы, влияющие на здоровье;

- механизм действия и степень влияния на здоровье никотина, алкоголя, наркотиков;

- механизм действия ВИЧ;

- меры профилактики ВИЧ – инфекции;

- о рациональном питании;

- научное обоснование воздействия шума на организм человека;

- о стрессе, условиях его воздействия и адаптационном значении;

- о взаимосвязи своего здоровья с образом жизни.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

- определять функциональное состояние своего организма;

- составлять рацион питания;

- определять степень влияния шума на работу сердечно-сосудистой системы;

- анализировать предложенные жизненные ситуации;

- обобщать полученные результаты исследований, анкетирования и делать выводы.

Литература

1.  Дильман  В.М.  Большие  биологические  часы. «Знание»,  М.,  2014 г.

2.  Куинджи  Н.Н. Валеология,  Аспект  Пресс,  М.,  2000 г.

3.  Лившиц  И.А. Спутники  нашего  здоровья. Медицина,  М.,  2008 г.

4.  Малахов Г.П. Создание  собственной  системы  оздоровления,  АО  «Комплект,  СПБ,  2010 г.

5.  Семенова  Н. Человек - соль  земли.  «Диля»,  М- СПБ,  2009 г.

6.   Планета  здоровья,  ИООО  «Красико- Принт»,  Минск,  2017 г.

7.  Радиация. Дозы,  эффекты,  риск.  «Мир»,  1988 г.

8. Современные  технологии  оздоровления  детей  и  подростков  в  образовательных  учреждениях,  №9,  2016 г.

9. Формирование  здорового  образа  жизни  российских  подростков,  «Владос»,  М.,  2015г.

10. Журналы  «Биология  в  школе»  №№2,  1999,   №№ 1,2,4,6, 2001,  №4, 1998,  №2,  2003,  №7,  2000 г.



Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 153 г. ЧЕЛЯБИНСКА»

454080, г. Челябинск, ул. Энтузиастов 15б тел./факс. (3512)348672 e-mail: school1532011@yandex.ru

Согласовано                                          Согласовано                                    Утверждаю

на заседании МО                            заместитель директора по УВР        Директор МАОУ СОШ № 153

______/К.Р. Филимошина     ____________/И.А. Плотникова          ____________/Дерягина Л.А.

Протокол № 1                      

     «___» _______2020г.                    «____» __________2020г.                      «___»_________2020г.

Образовательная область

«Естествознание»

 Курс внеурочной деятельности для 11 класса (1 час)

«Основы валеологии и экологии (раздел «Экология»)»

   

                                                                 Учитель: Филимошина К.Р.

                                                                                                                   

Челябинск, 2020 г

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на учащихся 11--х классов, на её изучение предполагается 35 часов, 1 час в неделю. Программа составлена на основе образовательной программы по экологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень).

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011) и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

Нарастание экологического кризиса придаёт особую актуальность формированию у обучающихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, необходимо вооружить его основами экологических знаний.

Содержательной основой курса является учение о природной экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных биотических и абиотических явлений и процессов. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы, на уровне которых происходит обмен веществ и потоков энергии.

Современная экология приобрела интегральный характер и является комплексом

научных дисциплин. Поэтому в курсе внеурочной деятельности «Экология» раскрываются основы двух подразделений экологии: общей и социальной.

Цель курса: формирование у учащихся системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, а также развитие у старшеклассников экологического сознания и экологической ответственности и ознакомление учащихся с основами экологии, ее законами.

Задачи курса:

- развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;

- формировать социально ценные мотивы отношения личности к природе;

- раскрывать универсальную ценность природы;

- привлекать учащихся к исследованию и охране природы родного края;

- формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;

- побуждать учащихся к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой;

- привлекать учащихся к контролю и оценке социальных результатов природоохранной деятельности.

Духовно-нравственный компонент

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Нравственное воспитание проходит через все виды воспитания школьников в процессе обучения. Компонентами духовно-нравственного воспитания при изучении курса экологии являются:

- формирование ценностного отношения к природе (экологическое воспитание), к здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитание ценностного отношения к прекрасному.

Знания в области экологии необходимы, чтобы понять, что жизнь – величайшая ценность, а любовь к окружающей природе – важнейшее нравственное качество. Особого внимания заслуживает формирование экологического воспитания: обсуждение экологических проблем по вине человека, экологические субботники, работа на пришкольном участке, участие в экологических акциях и конкурсах. Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления.

Содержание учебного предмета

Введение (1 ч).

Раздел 1. Живые организмы и среда обитания (11ч).

Экологические факторы и их влияние на организмы. Температура, вода, почва, свет, излучение как экологические факторы. Общие закономерности действия экологических факторов. Типы экологических взаимоотношений. Симбиотические и антибиотические взаимоотношения. Экологическая ниша.

Практическое занятие: решение задач по теме.

Контроль: тестовый зачет.

Раздел 2. Экология популяций (5ч).

Популяция и ее основные характеристики. Свойства популяционной группы. Рождаемость и смертность. Возрастная структура популяции. Динамика популяции.

Практическое занятие: решение задач по теме.

Контроль: урок-семинар (подготовка выступлений).

Глава 3. Организация и экология сообществ (8 ч).

Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера. Структура и продуктивность сообщества. Потоки энергии и веществ в сообществе. Пастбищные и детритные цепи. Живые организмы и круговорот веществ. Экологические сукцессии и их значение. Биосфера и ее эволюция.

Практическое занятие: решение задач по теме.

Контроль: урок-семинар (подготовка и защита рефератов).

Раздел 4. Окружающая среда и человек (9 ч).

Современное состояние природной среды. Атмосфера, почва, вода и их загрязнение.

Радиационное загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы окружающей местности. Основы рационального природопользования. Химическое загрязнение и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние звуков, погоды и питания на здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья, адаптация человека к окружающей природе.

Практическое занятие: решение задач по теме.

Контроль: урок-семинар (подготовка и защита докладов и презентаций).

Резервное время – 1 час

Основное содержание

Количество часов

Практические занятия

Раздел 1. Живые организмы и среда обитания

10

4

Раздел 2. Экология популяций

5

2

Раздел 3. Организация и экология сообществ

8

4

Раздел 4. Окружающая среда и человек

9

3

Зачет

2

-

Резерв

1

-

Контроль знаний

Формы контроля

1. Тестовый зачет по теме «Живые организмы и среда обитания».

2. Тестовый зачет (итоговый) по теме «Основы экологии»

3. Контроль: урок-семинар (подготовка выступлений и рефератов) по темам «Организация и экология сообществ» и «Окружающая среда и человек».

Требования к результатам учебной деятельности

Учащиеся должны знать:

- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

- о типах взаимодействий организмов, разнообразии биотических связей, количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

- законы конкурентных отношений в природе, правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;

- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);

- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);

- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);

- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);

- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга Калининградской области и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия.

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

- строить графики простейших экологических зависимостей;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;

- определять уровень загрязнения воздуха и воды;

- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;

- бороться с ускоренной эрозией почв;

- охранять пресноводных рыб в период нереста;

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя

1. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. 10 (11) кл.: Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2015. – 128 с.

2. Экология. 10 (11) класс: Учеб. для общеобразоват. учебн. заведений / Е.А.Криксунов, В.В Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 256 с.: ил.

3. Н.А. Степанчук Экология 7-8 класс: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека. Волгоград: Учитель, 2009.- 183с: ил..

4. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль «Академия развития», 2008г.

5. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. Москва, Агар, 2015г.

6. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. -М., Школьная пресса, 2002г.

7. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ, 10(11) класс; М., Дрофа, 2012г.

8. Кузнецов В.Н., Титов Е.В. Тесты. Экология 10(11) классы. Учебно-методическое пособие. М., Дрофа, 2014г.

Литература для учащихся

1. Криксунов Е.А. Экология 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа, 2016 г.

2. Мамедов М.М., Суравегина И.Т. Экология. Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы, М.: “Школа– Пресс”.

3. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология 10(11) кл.– М.: Дрофа, 2016 г.

4. Рахимов И.И., Ибрагимова К.К. Основы общей экологии: учебное пособие. – Казань, ЗАО

“Новое знание”, 2016 г.

5. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии, учебник 10-11 клас-

сов. М., Дрофа, 2014г

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Экология» 11 класс, 1 час в неделю

        

п/п

Наименование  тем,  занятий

Всего

часов

В том числе

Форма

проведения

лекции

практика

 Раздел 1. Живые организмы и среда обитания – 10 часов

1.

Введение. Предмет, методы и задачи экологии.

1

1

-

Беседа

2.

Экологические факторы и их влияние.

1

1

-

Беседа, демонстрация гербарных образцов

3.

Температура как экологический фактор.

1

-

1

Практическое занятие, решение задач по теме

4.

Вода как экологический фактор.

1

1

-

Беседа

5.

Эдафический (почвенный) фактор.

1

1

-

Беседа

6.

Свет и излучение как экологические факторы.

1

1

-

Беседа

7.

Антибиотические отношения.

1

-

1

Практическое занятие, решение задач по теме

8.

Понятие об экологической нише.

1

1

-

Беседа

9.

Факторы среды. Взаимоотношения организмов.

1

-

1

Практический урок

10.

Живые организмы и среда обитания.

1

-

1

Урок-зачет

Раздел 2. Экология популяций – 5 часов

11.

Популяция и ее основные характеристики

1

1

-

Беседа

12.

Рождаемость и смертность. Возрастная структура популяции.

1

-

1

Демонстрация схем роста численности видов, таблиц по экологии. Решение практических задач.

13.

Динамика популяции

1

1

-

Беседа

14.

Популяция. Рост численности и плотность популяции. Демография.

1

-

1

Практический урок

15.

Экология популяций.

1

1

-

Урок-семинар

Раздел 3. Организация и экология сообществ – 8 часов

16.

Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера.

1

-

1

Демонстрация схем роста численности видов, таблиц по экологии и охране природы. Решение практических задач.

17.

Структура сообщества

1

-

1

Практическое занятие, решение задач по теме

18.

Продуктивность сообщества. Потоки энергии и веществ в сообществе.

1

-

1

Демонстрация схем роста численности видов, таблиц по экологии и охране природы. Решение практических задач.

19.

Пастбищные и детритные цепи

1

1

-

Беседа

20.

Живые организмы и круговорот веществ.

1

1

-

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, беседа.

21.

Экологические сукцессии и их значение.

1

1

-

Беседа

22.

Биосфера и ее эволюция

1

-

1

Практический урок

23.

Организация и экология сообществ

1

1

-

Урок-семинар

Раздел 4. Окружающая среда и человек – 9 часов

24.

Современное состояние природной среды. Атмосфера, почва, воды и их загрязнения.

1

1

-

Демонстрация схемы классификации природных ресурсов, таблиц по экологии и охране природы.

25.

Радиационное загрязнение окружающей среды.

1

1

-

Демонстрация фрагмента кинофильма «Экология. Охрана природы»

26.

Экологические проблемы окружающей местности.

1

-

1

Практическое занятие, решение задач по теме.

27.

Основы рационального природопользования.

1

-

1

Лабораторная работа «Определение загрязнения воды»

28.

Химическое загрязнение и здоровье человека.

1

1

-

Демонстрация схемы классификации природных ресурсов, таблиц по экологии и охране природы.

29.

Влияние звуков, погоды и питания на здоровье человека.

1

-

1

Лабораторная работа «Определение качества пищевых продуктов»

30.

Ландшафт как фактор здоровья, адаптации человека к окружающей природе.

1

1

-

Демонстрация слайдов на тему «Экология жилища»

31.

Окружающая среда и человек. Необходимость включения.

1

1

-

Урок-семинар

32.

Экология окружающей местности. Итоговый урок-диспут.

1

1

-

Урок-семинар

33-34.

Подведение итогов. Зачет.

2

2

-

Контроль знаний

35.

Резерв

1

-

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников"

Матриал представлен технологической картой занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников". А так же приложение сказки учеников по теме треугольн...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Веселый английский 3 класс"

Программа курса внеурочной деятельности «Веселый английский» для  учащихся третьего класса (второй год обучения) составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поко...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 5-х классов "Страноведение. Англоязычные страны: культура и традиции".

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 5-х классов "Страноведение. Англоязычные страны: культура и традиции"....

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"...

Программа курсов внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся к олимпиадам и конкурсам по биологии и экологии»

Центральным направлением в моей педагогической деятельности является создание условий для одаренных детей, организация индивидуального подхода с целью повышения результативности и мотивации школьников...

ДО План уроков по программе «Основы семейного бюджета» по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 9 класс

Тема: «Банковские услуги»Цель: расширение кругозора в области экономической жизни общества.Задача: формирование понимания необходимости банковской структуры для общества, овладение начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»

Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...