Методика проведения экологических занятий в летнем палаточном лагере
методическая разработка по экологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Чердакова Арина Валерьевна

Экологические занятия проводятся для школьников 5-11 классов и направлены на создание условий для формирования и развития у учащихся исследовательских и творческих способностей, умения самостоятельно работать с живыми объектами в природе и планировать свою деятельность в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.

Цель занятий:

— формирование экологической культуры школьников в ходе теоретических занятий и исследовательской деятельности;

— комплексная оценка и прогноз изменений состояния природных объектов под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Для проведения занятий необходимы следующие виды оборудования (в соответствии с возможностями образовательной организации): экологическая лаборатория «Эко-знайка», цифровая экологическая лаборатория, микроскопы лабораторные, фолдскопы (бумажные микроскопы), определители растений, животных и грибов, Красная Книга растений и животных Нижегородской области. Желательно заранее подготовить раздаточные карточки для экологических игр.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения экологических занятий в летнем палаточном лагере

Чердакова Арина Валерьевна,

учитель биологии и экологии МБОУ «Школа №91»,

г. Нижний Новгород

Экологические занятия проводятся для школьников 5-11 классов и направлены на создание условий для формирования и развития у учащихся исследовательских и творческих способностей, умения самостоятельно работать с живыми объектами в природе и планировать свою деятельность в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.

Цель занятий:

— формирование экологической культуры школьников в ходе теоретических занятий и исследовательской деятельности;

— комплексная оценка и прогноз изменений состояния природных объектов под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Для проведения занятий необходимы следующие виды оборудования (в соответствии с возможностями образовательной организации): экологическая лаборатория «Эко-знайка», цифровая экологическая лаборатория, микроскопы лабораторные, фолдскопы (бумажные микроскопы), определители растений, животных и грибов, Красная Книга растений и животных Нижегородской области. Желательно заранее подготовить раздаточные карточки для экологических игр.

План проведения занятий

Занятие 1. «Растения и животные смешанного и хвойного леса»

  1. Игра-знакомство «Снежный ком-2»: участники игры должны по очереди назвать своё имя и ответить на вопрос «Если я останусь один (одна) в лесу, то я (заплачу, растеряюсь, найду дорогу, найду съедобные растения и т.д.)». Следующий игрок повторяет всё, что сказано его предшественниками, а потом добавляет свои сведения
  2. Экскурсия «Знакомство с флорой и фауной леса»
  3. Игра «Сбор по картинкам»: участники получают карточки с названиями (хвойных деревьев, ядовитых, съедобных, лекарственных растений…) по 2-3 на группу.  Каждому нужно прочитать про себя название растения, а затем объединиться с теми, чьи названия карточек соответствуют той же группе, не произнося слова, а только изображая свои растения
  4. Обобщение знаний. Съедобные, лекарственные и ядовитые растения и животные леса

 5)    Игра «Идентификация живого». Участники отвечают на вопрос: «Что будет, если крапива сможет передвигаться? Какой у неё характер? Что изменится, если муравей станет ростом с человека? Как сложатся их взаимоотношения?»

  1. Знакомство со «Шкалой индивидуальных достижений по биологии и экологии», позволяющей получить дополнительные баллы для своего патруля.

     10 баллов – за грамотно обоснованное предложение по повышению экологической    безопасности в лагере и участие в его реализации

5 баллов – за индивидуальный исследовательский мини-проект (изучение жизнедеятельности растений (животных), исследование экологических характеристик местности (воды, почвы);

4 балла – за выполнение мини-проекта вдвоем (баллы начисляются каждому участнику)

3 балла – за зачет по изученному материалу (устно)

2 балла – за оформление отчета об экскурсии в блокноте (изображение пяти растений и животных, названия видов)

1 балл – за активное участие при выполнении заданий на занятии

Занятие 2. «Экологические характеристики окружающей среды»

  1. Игра «Бросай-ка». Участники по очереди отвечают на вопрос, называя своё имя и перебрасывая мяч другому игроку: «Что я умею, если я останусь в лесу? Какие съедобные растения я знаю в лесу (на лугу)?»
  2. Лабораторное занятие «Школьная экологическая лаборатория «Эко-знайка» и её использование для экологически грамотного и безопасного поведения в природе»
  3. Игра «Сходство и различие». Участникам предлагается найти сходство или/и различия по свойствам, признакам, назначению среди пар растений или животных:

      Земляника – Волчеягодник

      Подорожник – Сныть

      Рогоз – Камыш

      Одуванчик – Мать-и-мачеха

      Паук – Клещ

      Муравей – пчела

      Беззубка – Прудовик

  1. Отбор проб воды, почвы, воздуха на территории лагеря для дальнейших исследований
  2. Микроскопирование живых объектов как метод экологического мониторинга (с использованием лабораторного микроскопа и фолдскопов – бумажных микроскопов)

Занятие 3. «Растения луга и водоема»

  1. Экологическая игра «Разделяем с нами»

2) Экскурсия «Знакомство с флорой и фауной луга и водоема»

3) Игра «Веревочка». При помощи веревки (или рук) участникам предлагается изобразить животных, способных нанести вред/пользу человеку в лесу (в водоеме)

Клещ

Комар

Гадюка

Рыба

Беззубка

Муравей

  1. Обобщение знаний. Съедобные, лекарственные и ядовитые растения и животные луга и водоема.
  2. Разгадывание метаграмм и логогрифов о природе

Занятие 4. «Цифровая экологическая лаборатория. Получение данных для экомониторинга»

  1. Правила работы с дисплеем. Техника безопасности при работе с оборудованием.
  2. Датчик температуры и кислотности (рН)
  3. Исследование интенсивности освещенности
  4. Сравнительные исследования с использованием датчика содержания кислорода в воде и кондуктометра

Занятие 5. Тема: «Идентификация растений и животных при помощи определителей»

  1. Знакомство с правилами работы с определительными карточками

            2)  Получение начальных навыков работы с живыми объектами

3) Экологическая игра «Я – лектор». Участникам предлагается по очереди прочитать с листа незнакомый текст об использовании лесных или луговых (околоводных) растений в питании людей, изменяя интонацию и манеру произношения слов: шепотом; громко; как будто замерзли; как будто во рту горячая каша; как будто укусила пчела в губу.

4) Защита индивидуальных экологических мини-проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Экологическая мультстудия» для летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко» (7-11 лет)

Отличительной особенностью данной программы является формирование у детей экологической культуры с использованием игровой технологии «создание мультипликационных фильмов»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м

Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях.     Про...

Ширямова Т.Н. Программа летнего палаточного лагеря "Родониана"

Данный проект реализован в  рамках долгосрочного проекта "Зов Чулыма"....

"Экологическая тропа" анализ летнего оздоровительного лагеря

Лето – это прекрасная пора, когда мир становится ярче, красочнее и чуточку счастливее! Именно таким он должен быть для наших детей – добрым, светлым и безопасным!...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Летний палаточный лагерь как условие формирования детско-взрослой событийной общности

Цель проекта Разработка, апробация и анализ эффективности модели ценностно-смысловой среды, способствующей  формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря.Задачи проекта 1. Оп...

"Методика проведения экологического мониторинга на примере снегохимического исследования участка местности».

Одной из эффективных форм организации  исследовательской деятельности учащихся является - экологический мониторинг, как  комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния...