Методика проведения экологических занятий в летнем палаточном лагере
методическая разработка по экологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Экологические занятия проводятся для школьников 5-11 классов и направлены на создание условий для формирования и развития у учащихся исследовательских и творческих способностей, умения самостоятельно работать с живыми объектами в природе и планировать свою деятельность в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.
Цель занятий:
— формирование экологической культуры школьников в ходе теоретических занятий и исследовательской деятельности;
— комплексная оценка и прогноз изменений состояния природных объектов под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Для проведения занятий необходимы следующие виды оборудования (в соответствии с возможностями образовательной организации): экологическая лаборатория «Эко-знайка», цифровая экологическая лаборатория, микроскопы лабораторные, фолдскопы (бумажные микроскопы), определители растений, животных и грибов, Красная Книга растений и животных Нижегородской области. Желательно заранее подготовить раздаточные карточки для экологических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_ekologicheskih_zanyatiy_s_letnem_palatochnom_lagere.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения экологических занятий в летнем палаточном лагере
Чердакова Арина Валерьевна,
учитель биологии и экологии МБОУ «Школа №91»,
г. Нижний Новгород
Экологические занятия проводятся для школьников 5-11 классов и направлены на создание условий для формирования и развития у учащихся исследовательских и творческих способностей, умения самостоятельно работать с живыми объектами в природе и планировать свою деятельность в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.
Цель занятий:
— формирование экологической культуры школьников в ходе теоретических занятий и исследовательской деятельности;
— комплексная оценка и прогноз изменений состояния природных объектов под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Для проведения занятий необходимы следующие виды оборудования (в соответствии с возможностями образовательной организации): экологическая лаборатория «Эко-знайка», цифровая экологическая лаборатория, микроскопы лабораторные, фолдскопы (бумажные микроскопы), определители растений, животных и грибов, Красная Книга растений и животных Нижегородской области. Желательно заранее подготовить раздаточные карточки для экологических игр.
План проведения занятий
Занятие 1. «Растения и животные смешанного и хвойного леса»
- Игра-знакомство «Снежный ком-2»: участники игры должны по очереди назвать своё имя и ответить на вопрос «Если я останусь один (одна) в лесу, то я (заплачу, растеряюсь, найду дорогу, найду съедобные растения и т.д.)». Следующий игрок повторяет всё, что сказано его предшественниками, а потом добавляет свои сведения
- Экскурсия «Знакомство с флорой и фауной леса»
- Игра «Сбор по картинкам»: участники получают карточки с названиями (хвойных деревьев, ядовитых, съедобных, лекарственных растений…) по 2-3 на группу. Каждому нужно прочитать про себя название растения, а затем объединиться с теми, чьи названия карточек соответствуют той же группе, не произнося слова, а только изображая свои растения
- Обобщение знаний. Съедобные, лекарственные и ядовитые растения и животные леса
5) Игра «Идентификация живого». Участники отвечают на вопрос: «Что будет, если крапива сможет передвигаться? Какой у неё характер? Что изменится, если муравей станет ростом с человека? Как сложатся их взаимоотношения?»
- Знакомство со «Шкалой индивидуальных достижений по биологии и экологии», позволяющей получить дополнительные баллы для своего патруля.
10 баллов – за грамотно обоснованное предложение по повышению экологической безопасности в лагере и участие в его реализации
5 баллов – за индивидуальный исследовательский мини-проект (изучение жизнедеятельности растений (животных), исследование экологических характеристик местности (воды, почвы);
4 балла – за выполнение мини-проекта вдвоем (баллы начисляются каждому участнику)
3 балла – за зачет по изученному материалу (устно)
2 балла – за оформление отчета об экскурсии в блокноте (изображение пяти растений и животных, названия видов)
1 балл – за активное участие при выполнении заданий на занятии
Занятие 2. «Экологические характеристики окружающей среды»
- Игра «Бросай-ка». Участники по очереди отвечают на вопрос, называя своё имя и перебрасывая мяч другому игроку: «Что я умею, если я останусь в лесу? Какие съедобные растения я знаю в лесу (на лугу)?»
- Лабораторное занятие «Школьная экологическая лаборатория «Эко-знайка» и её использование для экологически грамотного и безопасного поведения в природе»
- Игра «Сходство и различие». Участникам предлагается найти сходство или/и различия по свойствам, признакам, назначению среди пар растений или животных:
Земляника – Волчеягодник
Подорожник – Сныть
Рогоз – Камыш
Одуванчик – Мать-и-мачеха
Паук – Клещ
Муравей – пчела
Беззубка – Прудовик
- Отбор проб воды, почвы, воздуха на территории лагеря для дальнейших исследований
- Микроскопирование живых объектов как метод экологического мониторинга (с использованием лабораторного микроскопа и фолдскопов – бумажных микроскопов)
Занятие 3. «Растения луга и водоема»
- Экологическая игра «Разделяем с нами»
2) Экскурсия «Знакомство с флорой и фауной луга и водоема»
3) Игра «Веревочка». При помощи веревки (или рук) участникам предлагается изобразить животных, способных нанести вред/пользу человеку в лесу (в водоеме)
Клещ
Комар
Гадюка
Рыба
Беззубка
Муравей
- Обобщение знаний. Съедобные, лекарственные и ядовитые растения и животные луга и водоема.
- Разгадывание метаграмм и логогрифов о природе
Занятие 4. «Цифровая экологическая лаборатория. Получение данных для экомониторинга»
- Правила работы с дисплеем. Техника безопасности при работе с оборудованием.
- Датчик температуры и кислотности (рН)
- Исследование интенсивности освещенности
- Сравнительные исследования с использованием датчика содержания кислорода в воде и кондуктометра
Занятие 5. Тема: «Идентификация растений и животных при помощи определителей»
- Знакомство с правилами работы с определительными карточками
2) Получение начальных навыков работы с живыми объектами
3) Экологическая игра «Я – лектор». Участникам предлагается по очереди прочитать с листа незнакомый текст об использовании лесных или луговых (околоводных) растений в питании людей, изменяя интонацию и манеру произношения слов: шепотом; громко; как будто замерзли; как будто во рту горячая каша; как будто укусила пчела в губу.
4) Защита индивидуальных экологических мини-проектов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект «Экологическая мультстудия» для летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко» (7-11 лет)
Отличительной особенностью данной программы является формирование у детей экологической культуры с использованием игровой технологии «создание мультипликационных фильмов»....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м
Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях. Про...
Ширямова Т.Н. Программа летнего палаточного лагеря "Родониана"
Данный проект реализован в рамках долгосрочного проекта "Зов Чулыма"....
"Экологическая тропа" анализ летнего оздоровительного лагеря
Лето – это прекрасная пора, когда мир становится ярче, красочнее и чуточку счастливее! Именно таким он должен быть для наших детей – добрым, светлым и безопасным!...
"Экологическая тропа" программа летняя оздоровительного лагеря дневного пребывания
летняя оздоровительная программа...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Летний палаточный лагерь как условие формирования детско-взрослой событийной общности
Цель проекта Разработка, апробация и анализ эффективности модели ценностно-смысловой среды, способствующей формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря.Задачи проекта 1. Оп...
"Методика проведения экологического мониторинга на примере снегохимического исследования участка местности».
Одной из эффективных форм организации исследовательской деятельности учащихся является - экологический мониторинг, как комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния...