"Экологическая тропа" программа летняя оздоровительного лагеря дневного пребывания
материал
Предварительный просмотр:
Программа
летнего оздоровительного лагеря
дневного пребывания детей
«Экологическая тропа».
Рассчитана на детей школьного возраста от 7-14 лет.
Составитель: Ткачёва Надежда Михайловна,
педагог-организатор
с.Таяты, 2017 год
Паспорт программы
Наименование программы | Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ Таятская ООШ «Экологическая тропа» | |
Основания для разработки программы | В соответствие с: - Конвенцией ООН о правах ребенка, 1991 г; - Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г. - Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г - Конституцией РФ; - Законом РФ «Об образовании»; - Законом Красноярского края «Об образовании»; - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ; - Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ; - Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2 – ФЗ; - Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688; - Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.4.969-00 - Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1079-01 - Положение о лагере дневного пребывания. - Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания. - Правила по технике безопасности, пожарной безопасности. - Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере. - Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий. - Приказы Управления образованием. - Должностные инструкции работников. - Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра. - Заявления от родителей. -План работы. -Акт приемки лагеря | |
3. | Государственный заказчик программы | Управление образования Каратузского района. |
4. | Исполнитель программы | МБОУ Таятская ООШ |
5. | Составитель программы | Ткачёва Надежда Михайловна, педагог-организатор МБОУ Таятская ООШ |
6. | Участники программы | Воспитатели – учителя МБОУ Таятская ООШ, Воспитанники – обучающиеся 1-7-е классы МБОУ Таятская ООШ |
7. | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления, обучающихся школы в летний период. |
8. | Задачи программы |
|
9. | Срок реализации | с 01.06.2017 по 26.06.2017 |
10 | Кол-во воспитанников, целевые группы | Количество воспитанников 26 человек, дети в возрасте 7- 14 лет 2 группы |
11. | Объемы и источники финансирования | Финансирование осуществляется за счет средств краевого бюджета и софинансирования муниципального бюджета |
12. | Направление деятельности | Экологическое, Художественно – эстетическое, Физкультурно-оздоровительное, Патриотическое |
13. | Ожидаемые результаты | Повышение уровня экологической культуры. Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек. Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года. Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей. Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях. Развитие лидерских качеств. Выпуск экологической газеты. Эстетическое оформление клумб пришкольного участка. |
Содержание:
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Направления и виды деятельности
Этапы реализации программы
Организация взаимодействия с социумом
Условия реализации программы
Диагностика
Режим дня
Ожидаемые результаты
Содержание работы
Список используемой литературы
Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни»
М. Пришвин
На базе МБОУ Таятская ООШ этим летом открывается летний экологический лагерь дневного пребывания «Экологическая тропа». Участники программы учащиеся данной школы 1-7 классов.
Летний отдых - это не просто прекращение учебной деятельности ребенка, это активная пора продолжения образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию экологической культуры.
Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение для всех. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране. Ведь эколого-краеведческий лагерь – это не только эффективная форма летнего оздоровления детей, но и одна и наиболее важная форма экологического образования и воспитания. Поскольку лагерь представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе - экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования, изучение краеведческого материала в тесной связи с историей и культурой своего края.
Цель программы - организация отдыха и оздоровления, обучающихся школы в летний период.
Задачи программы:
- расширение экологических знаний об окружающей живой природе своего края;
- формирование у учащихся бережного и ответственного отношения к окружающей среде;
- максимальное использование возможностей природного окружения;
- выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
- организация активного отдыха и оздоровление детей;
развитие творческих и коммуникативных способностей
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Одна из содержательных линий программы включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Распорядок жизни строится так, что в определенное время ребята могут объединяться по способностям и пожеланиям. Ребенок выбирает для себя «Мастерскую», имея возможность заниматься интересным ему делом, чему-то научиться, чем-то послужить примером другим.
Мастерская «Хочу все знать» ставит задачу развивать логическое мышление, мелкую моторику, создавать творческие поделки из природного материала и из бытовых отходов (руководитель – педагог ДО).
Мастерская «Юный художник» ставит задачу развивать художественный вкус детей, учить и выполнять творческие работы из бересты (руководитель - педагог ДО).
Мастерская «Театральная» ставит небольшие сценки и проводит сюжетно-ролевые игры на экологическую тему (руководитель – худ.руководитель СЦК).
Мастерская «Познай тайны природы»
Направления деятельности летнего оздоровительного учреждения:
- Экологическое.
- Художественно – эстетическое.
- Физкультурно-оздоровительное.
- Патриотическое.
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
Воспитать бережное отношение к природе. Обеспечить развитие экологического мышления:
- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- раскрытие сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;
- приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
- изучение эколого-санитарной обстановки на территории села;
Основные формы работы:
Экологический десант
Операция « Тропинка»
«Зеленый патруль»
Участие в экологических акциях
Художественно – эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
- пробуждать в детях чувство прекрасного;
- формировать навыки культурного поведения и общения;
- прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
Конкурс оформления отрядных уголков «Уют»
Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно- эстетической деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление отряда, конкурс стенгазет и рисунков)
Конкурсные программы
Творческие конкурсы и игры
Игровые творческие программы
Концерты, праздники, выставки, ярмарки
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Оздоровительная работа.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневный осмотр детей медицинским работником;
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры.
Работа по сплочению коллектива воспитанников.
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- коммуникативные игры.
- Игры на выявление лидеров.
- Игры на сплочение коллектива.
Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
-формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
-формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
-возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
День России «Это ты, моя Россия!», конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»,
Беседа «Символика Российской Федерации», День Памяти и скорби.
Организация взаимодействия с социумом
Музыкальная школа
Сельский ФАП
Школьная библиотека
Сельская библиотека
Сельский центр культуры
Сельская администрация
Районный центр творчества
Диагностика
Вводная диагностика
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.
Пошаговая диагностика
Беседы на отрядных сборах.
Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)
Итоговая диагностика
Анкетирование
Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»)
Беседы в отрядах
Народный форум (фабрика достижений лагеря)
Распорядок дня работы лагеря дневного пребывания.
9.00 – 9.15 – Приём детей. Утренняя зарядка.
9.15 – 9.30 –Линейка.
9.30 - 10.00 – Завтрак .
10.00 – 11.00 - Работа в отрядах .
11.00 – 12.00 – Спортивно-игровой час.
12.00 – 13.00 – Кружковая работа.
13.00-13.30 – Подготовка к мероприятию
13.30 – 14.00 – Обед.
14.00 – 14.20 – Познавательно - развлекательный игра.
14.20 – 14.30 – Итог дня. Уход домой.
Ожидаемые результаты
- Повышение уровня экологической культуры.
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек
(утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств
(силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Развитие лидерских качеств.
- Выпуск экологической газеты.
- Эстетическое оформление клумб пришкольного участка.
Что ожидают дети?
Самовыражение
Приключения
Дружба
Новые знакомства
Яркий отдых
Открытие нового
Радость, эмоциональное удовлетворение
Проявление лидерских качеств
Взрослые ожидают
Воспитание чувства ответственности
Сохранение и укрепление здоровья
Осознания малой и большой Родины
Расширение кругозора и проявление творческих способностей
Содержание программы
День 1. «День открытия лагеря»:
- Праздник «Встречаем гостей!»;
- Знакомство с законами лагеря (инструктаж);
- Операция «Уют»
- Входное анкетирование «Что меня ожидает в лагере?»
- Экологический ликбез «Экология как наука»;
- «Веселыми тропинками лета» - конкурс отрядных уголков (придумывание названия отряда, эмблемы, девиза, связанных с экологической тематикой, выбор лидера в каждом отряде).
День 2. «День грибов»
- «В гостях у Айболита» - (медицинский осмотр - мой рост и мой вес);
- Участие в акции «Чистый двор» (быстро уберем нашу территорию);
- Минутка здоровья «Закаливание»
- Конкурс «Ярмарка экологических идей»;
- Игра по станциям «Экологическое путешествие» (спортивно-экологическое мероприятие).
- Занятия в экологической школе безопасности
День 3. «День планеты»
- Посвящение в экологи, после проведения викторины «Знаешь ли ты, свой край?»;
- Минутка безопасности «Мы и дорога»
- Экологический «час» - «Экология как наука», просмотр к/ф на экологическую тему.
- Подвижная спортивная игра;
- Конкурс экологических плакатов;
- Экологический ликбез «Организм и среда. Экология родного края» (работа с мини-проектами «Экология родного края»).
День 4. «Тропою смелых»
- Познавательно-развлекательная игра «Тропою смелых» (здоровье, соблюдение правил безопасности на природе, творческие конкурсы на развитие коммуникативных качеств);
- Минутка здоровья «Зеленая аптечка» (первая помощь при укусах насекомых)
- Интеллектуальный конкурс «Экологический марафон «Красная книга»;
- Работа на пришкольном участке по мини-исследованию «Растительность нашей местности»;
- Виртуальное путешествие «Красная книга России» (мини-проекты).
День 5. «День леса»
- Виртуальная экскурсия в лес «Многообразие растений нашей местности»;
- Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию»
- Спортивная игра «Ботанический турнир»;
- Викторина «Лес – богатство России»;
- Конкурс «Лес и огонь» (правила пожарной безопасности в лесу);
- Исследовательский мини-проект «Что будет, когда вырубят лес?».
День 6. День воды
- Экологический час «День рождения воды»
- Минутка здоровья «Книги о здоровье»
- Экологическая игра «Паутина»;
- Исследовательский мини-проект «Вода?».
- Экологический десант «Сделаем улицы чище».
День 7. «День птиц»
- Экологический «час» ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ
- Минутка здоровья «Как снять усталость с ног»
- Фотовыставка «Увиденное на тропе «Экскурсия в библиотеку (изучение фауны района);
- Эстафеты «Весёлые старты»;
- Исследовательская работа «Изучение экологического состояния улиц населённого пункта»;
День 8. «День древних сражений»
- Конкурс «Наше поколение выбирает спорт и здоровье»;
- Малые Олимпийские игры «Мы - будущие олимпийцы»;
- Минутка здоровья «Бывают ли привычки невредными?»
- Игра «Коробочные встречи»;
- Исследовательский проект «Чистая окружающая среда – залог нашего крепкого здоровья»;
- Выпуск отрядных газет «За здоровый образ жизни».
День 9. «День России»
- Беседа «Мои друзья: велосипед, ролики, сноуборд, мопед»
- Конкурс «Многонациональная Россия»;
- Спортивно-игровой праздник «Символика России»
- Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия»
День 10. «День Воздуха»
- Экологический час «Атмосфера – наше защитное покрывало»;
- Лагерные соревнования по легкой атлетике;
- Развлекательное мероприятие «Праздник воздушных шаров»;
- Конкурс «Сказка на новый лад» (переделка сказки на экологическую тему);
- Викторина «Что я знаю о воздушном покрывале»?
- Экологическая акция «Цветник» (объяснить значение растений для атмосферы Земли).
День 11. «День творчества»
- Интеллектуально-развлекательная игра «Счастливый случай» (экологическая тема, набирают баллы для «Спортлото»);
- Минутка безопасности «Один дома…».
- Спортивно-развлекательная игра «Спортлото»;
- Экологический ликбез «Рациональное использование природных ресурсов»;
- Исследовательский мини-проект. «Отходы в доходы, а не во вред природы»;
- Ток-шоу. «Рациональное использование природных ресурсов». Конкурс экологической моды.
День 12. «День животных»
- Игровая спортивная программа «Зоологические забеги»;
- Выставка поделок из природного материала «Съедобный зоопарк»;
- Конкурс рисунков на асфальте на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
- Проект «Заповедники и заказники юга Красноярского края»;
День 13. «День Нептуна»
- Экологический десант - операция «Чистый берег» (по очистке прибрежной зоны)
- Минутка безопасности «Как вести себя на воде?»
- Игра по маршруту «В поисках приключений» (эколого-краеведческий материал);
- Спортивно-развлекательная игра «Морской бой»;
- Исследовательский мини-проект «Вода в нашей жизни»;
- Конкурс отрядных листовок «Чистая вода - залог крепкого здоровья».
День14. «День чудес»
- Интеллектуальная командная игра «Полна чудес могучая природа»;
- Конкурс творческих работ мастерских «Полна чудес – могучая природа»;
- Исследовательский мини-проект «Зеленая аптека»;
- Выпуск газеты «Чудеса вокруг нас» (о чудесах природы);
- Познавательная игра «Аукцион народных мудростей о природе».
- Соревнование «На экологической тропе»
День 15. «День экологических сказок»
- Конкурс театральных постановок «Грибные сказки» сочинить и показать экологическую сказку, у которой уже есть начало. («Жила-была дружная семья оранжевых Лисичек, но однажды…»; «Родилась у грибного царя Подберёзовика 1 дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех грибных жителей…»);
- Минутка здоровья «Как беречь глаза?»
- Экологический конкурс «Грибной марафон»;
- Виртуальное путешествие «Грибы – полезные и не очень»;
- Конкурс рисунков «Съедобные грибы» и «По грибочки в лес пойдем» (правила сбора грибов);
- Мини-проекты «Почему в наших лесах стало меньше мухоморов?»
День 16. «День приключений»
- Викторина «По страницам великих путешествий»;
- Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами?»
- Спортивная акция «Дети против вредных привычек»;
- Спортивное ориентирование на местности (Поиск клада);
- Мини-проект «Курение и его влияние на окружающую среду»;
- Конкурс отрядных газет на тему «Мы против вредных привычек».
День 17. «День компаса»
- Конкурс отрядов «Морская регата»;
- Минутка здоровья «Гигиена в доме»
- Интеллектуальная игра «Путешествие по океанам и материкам» (экологические проблемы);
- Экологический час «Глобальное потепление и его последствия»;
- Спортивное мероприятие «Друзья».
День 18. «День погоды»
- Познавательная игра-путешествие «Экологическая кругосветка»;
- Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки»
- Спортивно-развлекательное мероприятие «Краски радуги»;
- Экологический «час» - «Погода и её предсказание. Народные приметы»;
- Мини-исследование «Погода и её предсказание. Народные приметы. Почему они не сбываются?»;
- Конкур рисунков «Солнечное лето».
День 19. «День памяти и скорби»
- Минутка здоровья «Правильное питание»
- Митинг «Слава павшим героям» с участием ветеранов Вов
- Конкурс рисунков «А мы с тобой войны не знали»
- Трудовой десант на пришкольном участке «Цветник – дело общее»;
День 20. «День исследователей»
- Учебно-исследовательская конференция «Зеленая планета» (проекты, выполненные в течение лагерной смены);
- Минутка здоровья «Правильное питание»
- Шахматный и шашечный турниры «Зеленая ладья»;
- Выставка рисунков «Окно в природу родной земли»;
- Выступление агитбригады «Мы на одной планете…».
День 21. «День природы родного края»
- Экологическая игра по станциям «Край наш родной»;
- Выпуск итогового выпуска газеты «Юный эколог»;
- Выставка творческих работ мастерских природоохранной направленности «Очумелые ручки»;
- Закрытие лагерной смены «До новых встреч» (концерт, итоговые отчеты отрядов).
- Анкетирование детей. Мониторинг проведенных мероприятий.
Литература
- Болотникова Н.В. «Занятия с использованием проектно-исследовательской деятельности». - Волгоград: Учитель, 2008
- В помощь организаторам летней оздоровительной работы. Метод материалы/ Под ред. В.Р.Попов, С.-П.: Комитет по делам молодежи физкультуры и спорта, 1999.
- В помощь организатору детского оздоровительного лагеря М.: Московское городское педагогическое общество, 2000 .
- Габриелян А.Э. « Прикладная химия». - Москва: Просвещение, 2005.
- Информационно-методический сборник по итогам областного конкурса профильных лагерей по организации отдыха детей в государственных учреждениях социального обслуживания населения в каникулярный период 2008 года.- Нижний Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2008.
- Капустина Ю. «Детям до шестнадцати вход разрешён», Ярославль, 2004г.
- Лобачёва В.И. «Загородный летний лагерь», Москва, 2006 г.
- Летний отдых: идея – проект – воплощение: из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2002.
- О летнем отдыхе и не только. Сборник /Под ред. Ю.П. Кудинова. М: НИИ семьи, 1997
- Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха. - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000.
- Проектирование летнего отдыха детей. Сборник. Н.Н., НГЦ , 2000 .
- Слуцкая Н.Б. «Нескучные каникулы», Ростов-на-Дону, 2004г.
- Титов С.В. «Ура, каникулы!», Москва, 2002г.
- Формирование нового содержания педагогического процесса в условиях временного детского коллектива. Материал исследовательской работы педагогического коллектива детского лагеря «Стремительный».- Самара, 1997 .
- Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья.-М.:Вентана-Граф, 2006.
Приложение 1
Примерный план мини-исследований (на примере двух работ):
Исследовательская работа «Изучение экологического состояния улиц населённого пункта».
Цель: Изучение экологического состояния улиц населённого пункта.
Оборудование: карта-схема населённого пункта, рулетка.
Задания:
- Ознакомьтесь с картой-схемой населённого пункта и определите маршруты исследований.
- Определите степень озеленённости по количеству деревьев и кустарников (из расчёта 10 кв.м. на одного чел.) полученные данные занесите в таблицу.
Протяжённость улицы | Количество жителей | Деревья | Кустарники Кол-во | Примечание |
- Занесите на карту-схему расположение прудов, колодцев, колонок условными знаками.
- Сделайте вывод об экологическом состоянии улицы, населённого пункта.
- Дайте рекомендации по улучшению экологического и эстетического состояния улицы, населённого пункта.
- Что делаете вы и члены ваших семей для поддержания чистоты и порядка улицы?
Исследовательская работа «Вода в нашей жизни»
Цель: определить количество и качество потребляемой нами воды.
Задания:
- Дать краткую характеристику источника воды в вашем доме.
- Определить расход воды в доме в течение суток, а также общий расход на одного человека.
- Провести анализ качества питьевой воды, заполнить таблицу «Результаты анализа питьевой воды»
- Проанализировать, сколько воды утекает зря при нашей современной системе водопользования.
Приложение 2
Тропа доверия
Цель игры: гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней и способов ее конструктивного разрешения.
Категория участников: подростки 10–17 лет; В игре могут принимать участие одновременно все, продолжительность: 1,5–2 часа.
Описание игры. На предварительном сборе участникам дается общая установка на игру, объясняются правила. Необходимо сформировать шесть команд, для этого каждому человеку предлагается взять карточку определенного цвета, а затем все цвета объединяются в группы, которым можно дать название.
Цель команд: пройти все этапы игры, набрать как можно больше баллов. Та команда, которая сделает это быстрее, дружнее и качественнее становится победителем. Затем командам выдаются маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения станций, и выставляются оценки. Станции должны находиться на достаточно отдаленном расстоянии.
На каждом этапе команды находятся 15–20 минут, время перехода не обозначается. На станциях ребята выполняют задания ведущего. Ведущий станции оценивает активность команды, ее сплоченность, конструктивность разрешения ситуации, правильность ответов по пятибалльной системе. Также могут даваться штрафные баллы за отставание некоторых участников от команды и неорганизованность, конфликтность в группе, нарушение правил выполнения задания. Штрафные баллы составляют разность оценочным при подсчете общего результата каждой команды. После прохождения всех станций командой подсчитываются баллы, победители награждаются грамотами и памятными призами.
Необходимые материалы: маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения командами станций; таблички с названиями станций:
«Ритмометр», «Кочки», «Монстры», «Преграда», «Трансформер», «Поводырь», «Скала»; 3 листа плотного картона; 2 веревки (2 м и 4 м); мел для асфальта; скотч; ножницы; призы и грамоты победителям.
Станция «Ритмометр»
Цель: отработка навыков скоординированности действий команды.
Форма проведения: Предварительно ведущий на асфальте чертит классики, в виде своеобразной лесенки. Участникам команды под счет ведущего предстоит проскакать эти классики, держась друг за друга, в виде цепочки, разрывать цепочку нельзя.
Станция «Трансформер»
Цель: развитие навыков невербального общения, межгруппового взаимодействия.
Форма проведения: ведущий предлагает участникам команды встать в круг и взять в руки веревку. Далее участникам команды предлагается без слов, из веревки сделать определенные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.).
Станция « Поводырь»
Цель: сформировать доверие к членам группы на телесном уровне, отработать навыки согласованности действий.
Форма проведения: участникам команды предлагается встать в колонну, друг за другом, закрыть глаза всем, кроме стоящего впереди колонны. Держась друг за друга, колонна должна передвигаться, преодолевая препятствия (огибая деревья, преодолевая барьеры и т. п.)
Станция «Кочки»
Цель: сформировать установки взаимосотрудничества, отработать навыки согласованности действий.
Форма проведения: На асфальте нарисованы две линии на расстоянии 5 м друг от друга. Расстояние между ними – это река. Задача команды – переправить всех участников на другой берег. Передвигаться можно только по трем кочкам. Дополнительные условия: на территории «реки» стоять
можно только на «кочке»; «кочку» можно передвигать только рукой, при этом опираться на землю другой рукой нельзя. Оцениваются точность и скорость переправы на другой берег, оригинальность найденного способа, а также дружность команды, способность конструктивно подходить к принятию общего решения, согласованность действий.
Станция «Монстры»
Цель: развитие чувства принадлежности к группе на уровне телесного контакта. Для успешного выполнения этого упражнения требуется проявить навыки сотрудничества в группе, конструктивное взаимодействие, согласованность действий.
Форма проведения: Команде предлагается пройти 25–30 метров таким образом, чтобы земли касалось только определенное количество ног. Это число рассчитывается по формуле: N = n – 3, где N – число ног, которые могут касаться земли, n – число людей в данной команде. Например, если в команде 10 человек, то им нужно пройти дистанцию на 7 ногах. Причем команда сама выбирает, каким способом она будет это делать. Оценивается дружность группы, согласованность ее действий, оригинальность в принятии решения.
Станция « Преграда»
Цель: развитие межгруппового единства, навыков работы в группе, умения принимать коллективное решение; сплочение команды.
Форма проведения: Ведущий натягивает веревку (необходимы два столба, дерева) на уровне талии участников команды. Команде нужно прой ти под веревкой, не задев ее; нельзя касаться земли руками. На втором этапе задание усложняется – веревка опускается вниз до уровня колен участников. Все участники команды могут помогать друг другу.
Станция «Скала»
Цель: данное упражнение развивает навыки поддержки в группе; сплочение команды.
Форма проведения: Участникам предлагается встать на бревно или скамью, взявшись под руки. Крайний участник должен переправиться на другой конец цепи с помощью остальных участников скалы (при этом они могут помогать только поддерживанием). Падение со скамьи несет команде
штрафные баллы. Таким образом, на другой конец цепи постепенно должны переправиться все участники команды.
Ожидаемый профилактический эффект игры заключается в выработке навыков сотрудничества, согласованности действий, невербального общения, межгруппового взаимодействия, конструктивного разрешения спорных ситуаций, что позволяет гармонизировать межличностные отношения в группе и, в конечном итоге, является фактором защиты личности каждого подростка.
Подводя итоги, стоит отметить, что представленные выше подходы к профилактической деятельности построены на понимании того факта, что асоциальные формы поведения чаще всего возникают у личностей, имеющих трудности в совладении со стрессом, противостоянии групповому давлению, низкими коммуникативными способностями, слабо развитыми навыками принятия решений и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Задача специалистов, работающих в области профилактики, на наш взгляд, состоит в том, чтобы помочь подросткам и молодым людям справиться с внешними и внутренними конфликтами, путем актуализации и развития у них позитивных личностных качеств. Решению данной задачи способствует применение специалистами разнообразных методов социально–психологической работы, соответствующей возрастным и личностным особенностям молодых людей. В данном параграфе были представлены такие формы групповой работы как психологический тренинг и маршрутная игра. Данные формы работы отличаются эмоциональностью, активным взаимодействием участников между собой и соответствуют возрастным особенностям подростков.
Приложение 3
Правила поведения на экологической тропе
- Ни в коем случае не сходить с тропы!
- Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
- Нельзя срывать любые растения, а не только редкие и исчезающие.
- С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотоснимки, творческий подъём и вдохновение.
- На тропе разрешается охота только на комаров и клещей.
- Не сорите на тропе – вы не последние посетители.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не собирай березовый сок. Помни, что это вреди дереву.
- Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
- Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много.
- Съедобные ягоды, орехи, собирай так, чтобы не повредить веток.
- Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
- Не обрывай в лесу паутину, не убивай пауков.
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.
- Не разоряй гнезда шмелей.
- Не разоряй муравейник.
- Береги лягушек, жаб и головастиков.
- Не убивай змей, даже ядовитых.
- Не лови диких животных и не уноси их домой.
- Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо.
- Не разоряй птичьи гнезда.
- Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
- Не лови здоровых птиц и не уноси их домой. Детенышей животных тоже. В природе о них позаботятся взрослые животные.
- В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения.
- Не шуми в лесу, парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам услышишь и увидишь гораздо меньше.
- Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травки, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.
- Не оставляй в лесу, парке, у реки, на лугу мусора. Никогда не выбрасывали мусор в водоемы.
ПОМНИТЕ! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2-х лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
Приложение 4
Сценарий семейных соревнований «На экологической тропе»
Уважаемые родители и ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие по экологической тропе. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие знания.
Во время следования по экологической тропе будет проходить экологический десант по сбору мусора. Лучшие сборщики будут награждены.
На игровой поляне пройдут спортивные игры. Победители также будут награждены.
Итак, наш праздник начинается с экологических «кричалок».
(Лучшие экологические «кричалки» отмечаются баллами). Приложение 2
Порядок выхода на экологическую тропу определяется результатами ответов на экологический тест. Та семейная команда, которая быстрее всех и правильно справилась с заданием, первой выходит на экологическую тропу.
Вопросы экологического теста:
1. Зачем зайцу большие уши?
Варианты ответов:
а) чтобы лучше слышать;
б) для торможения на повороте;
в) чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ).
2. Зачем страус голову в песок прячет?
Варианты ответов:
а) от страха;
б) разыскивает пищу;
в) освобождается от паразитов (засунет в горячий песок и ждёт сколько сможет, пока погибнут или сбегут все паразиты).
3. Почему у дятла мозги целы?
Варианты ответов:
а) мозги маленькие;
б) голова на амортизаторах (между клювом и черепом – амортизаторы – пружинистая хрящевая ткань);
в) череп очень крепкий.
4. Почему дрожит мышка?
Варианты ответов:
а) боится кошки;
б) проветривает шкурку;
в) греется (при дрожании биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются);
5. Зачем белке хвост?
Варианты ответов:
а) чтобы греться;
б) для красоты;
в) для музыкальных упражнений (хвост может воспроизвести любой звук от фортепьянного концерта до крика зайца).
Педагог:
- Прошу капитанов семейных команд получить маршрутные листы и пакеты для мусора.
- Удачи вам в игре (команды уходят на экологическую тропу)!
Игра «На экологической тропе»
1. Станция - болото.
Станция расположена на осушенном участке болота. Участники команд отвечают на вопросы:
- роль болот в природе;
- причины заболачивания;
- назвать растения, растущие на болотах;
- назвать животных, живущих на болотах.
2. Станция – луг.
Станция расположена на пойменном лугу. Цветной разметкой выделяется участок размером 1м2 с характерной луговой растительностью. Участки команды получают 1 балл за каждые пять правильно названных растений.
3. Станция – обрыв.
Станция расположена у основания обрыва с четко выраженными почвенными горизонтами. Семейная команда выполняет следующие задания:
- назвать почвенные горизонты;
- определить тип почвы;
- определить механический состав почвы.
4. Станция – птицы.
Обучающиеся определяют названия птиц, обитающих в нашей местности по фотографиям (сорока, синица, чечётка, свиристель, щегол, сова).
5. Станция - речное русло.
Станция расположена на берегу реки. Обучающиеся выполняют следующие задания:
- определить правый и левый берег реки;
- определить ширину реки;
- определить скорость течения;
- назвать животных, обитающих в реке.
6. Станция – муравейник.
Станция расположена в лесу возле муравейника. Обучающиеся отвечают на следующие вопросы:
- назвать жителей муравейника;
- какого типа ротовой аппарат у муравья?;
- где у муравья находится жало?;
- где зимуют муравьи?;
- какую пользу и вред приносят муравьи?
7. Станция – сосна.
Станция расположена у молодой, 10-15-летней, сосны. Команда выполняет следующие задания:
- определить возраст сосны;
- определить стороны горизонта.
8. Станция - хвойные породы деревьев.
Станция расположена в лесу, у хвойного дерева. Кроме этого, приготовлены веточки недостающих хвойных пород (кедр, сосна, лиственница, ель, пихта). Команда определяют породу хвойного дерева по веточкам.
9. Станция – костер.
Станция находится на лесной поляне. Командам необходимо выполнить следующие задания:
- ответить на вопросы о правилах разведения костра;
- развести костер на время, используя минимум спичек.
10. Станция – грибы.
Станция находится на финише. Необходимо определить съедобные и ядовитые грибы и дать их названия по карточкам с изображением шляпочных грибов.
Список литературы
- Гуленкова, М. А.Изучать природу надо в природе [Текст] / М. А. Гуленкова // Биология в школе. – 2008. - №3.
- Демидов, В. А. Экологическая тропа [Текст] / В. А. Демидов // Биология в школе. – 1996.- №3.
- Мыцына, Л. В. Путешествие по «Экологической тропе» [Текст] / Л. В. Мыцына // Классный руководитель. 2008. - №3.
- Рогозина, Н. П. Организация работы на экологической тропе [Текст] / Н. П. Рогозина, О. Н. Волкова // Биология в школе. - 2009. - №7.
- Самарина, И. А. Программа «На экологической тропе» [Текст] / И. А. Самарина // Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2008. - №1.
Приложение 1
Маршрутный лист экологической тропы
Семья _______________________
Количество участников семейной команды__________
№ | Название станции | Очки | Роспись судьи | Призовые очки 30 баллов | ||
штраф | Примечание | Роспись | ||||
Линейка | ||||||
1 | Болото | |||||
2 | Луг | |||||
3 | Обрыв | |||||
4 | Птицы | |||||
5 | Речное русло | |||||
6 | Муравейник | |||||
7 | Сосна | |||||
8 | Хвойные деревья | |||||
9 | Костер | |||||
10 | Грибы | |||||
11 | Экологическая акция | |||||
Общее количество баллов | ||||||
Общее количество штрафных баллов | ||||||
Общий результат |
Главный судья _________________
Приложение 2
Примеры экологических «кричалок»
- Экология, друзья, наука очень нужная,
- Без неё ты ни за грош в этой жизни пропадёшь.
- Будем мы беречь, друзья, зайца, птицу, муравья!
- Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
5. Береги природу, друг,
И красиво будет всё вокруг!
- Ты люби природу, лес,
Вырастет он до небес!
7. Бим-бом, бим-бом, природа – это наш общий дом!
8. 1, 2, 3, 4 – будем жить с природой в мире.
5, 6, 7, 8 – о ней заботиться мы просим.
9. Человек знать обязан, кто, как, с кем в природе связан,
Чтоб случайно, иногда ей не принести вреда!
Приложение 5
Экологическая тропа кабинета биологии
Местонахождение тропы - кабинет биологии
- станция 1. Берегите электричество!
- станция 2. Всё о комнатных растениях!
- станция3. Что нужно знать о мебели!
- станция 4. Важное значение имеет освещение!
- станция 5. Проветривание помещения просто необходимо!
- станция 6. Комнатная пыль – враг №1!
- станция 7. Сменная обувь сохранит ваше здоровье!
- станция 8. Вода – наше богатство! Учись беречь воду!
- станция 9. Что такое гигиена!
- станция 10. Мусорная корзина и её обитатели!
- станция 11. Станция пожарной безопасности! И т. д.
При проведении экскурсий необходимо учитывать возраст детей. Это важно при подборе дополнительного материала и практических заданий. Особый интерес вызывают экологические задачи, игровые ситуации, использование пословиц, поговорок и загадок. Здесь возможно проведение конкурсов рисунков, плакатов, презентаций по темам станций экскурсий.
На определённых станциях можно использовать и встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий. Например, пригласить для беседы с детьми поселкового фельдшера, пригласить пожарного, чтобы он рассказал о профессии пожарника, организовать экскурсию на водоканал и т.д. Экскурсию можно проводить по всем станциям в один приём, можно использовать только работу на одной станции, приурочив материал к событию или дате. Например, 15 октября, в День чистых рук, проходит практическое занятие на станции №9 «Что такое гигиена»; материал станции №8 «Вода – наше богатство! Учитесь беречь воду!» хорошо подойдёт для экскурсии в День воды, который проходит в марте; 7 апреля, в День здоровья, возможно использование материалов многих станций и т.д. Пригласив ребят на станцию №2 «Всё о комнатных растениях», можно организовать практические занятия по уходу за комнатными растениями, организовать выставку и обзор книг о комнатных растениях, если есть возможность, организовать работу с определителями комнатных растений в кабинете не только биологии, но и в других кабинетах школы. Здесь уместен материал о лекарственных свойствах комнатных растений, о которых мы не часто говорим.
Старшеклассники выступают в роли экскурсоводов, организаторов игр и конкурсов. Для подбора материала возможно использование методических журналов, методических разработок, материалов периодической печати и материалов Интернета. Количество станций, их название и назначение, конечно, может быть и другим, всё зависит от нашей заинтересованности и фантазии.
Приложение 6
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА АКТИВНОСТИ УЧАСТНИКА
Фамилия Имя Отчество ____________________________________________
День | Виды деятельности | |||||||
Трудовой десант | Экскурсии | Экологический час | Творческая лаборатория | Спортивно- оздоровител. меропрития | Интеллектуальные игры | Развлекательные мероприятия | ||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 | ||||||||
16 | ||||||||
17 | ||||||||
18 | ||||||||
19 | ||||||||
20 | ||||||||
21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование кружков школьного летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания (начальнавя школа).
Файт содержит тематическое планирование таких кружков школьного летнего лагеря, как "Фольклорный", "Волшебный карандаш", "Ритм"(ритмика), "Театральный", секция "Футбол для всех", секция по общей физич...
Открытие летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания
Сценарии открытия и закрытия летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания в коррекционной школе создан на основе пройденного материала. Предполагает песни и стихи, посвященные лету,...
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания "Юный путешественник"
разработка программы...
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания
Программа «Летний пришкольный лагерь для детей и подростков «Салют Фестивалей» предполагает в 18-дневный период проведения ряда мероприятий, направленных на поиск новых талантов, развитие и воспитание...
Программа "Мы - дети России" для летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания
Основная задача программы « Мы – дети России» заключается не только в воспитании чувства патриотизма и гордости за свою страну, но и в воспитании толерантности, взаимопонимания. Наша страна многонацио...
Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей "Солнышко"
Цели и задачи воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей «Солнышко» гуманны и демократичны, отвечают запросам сегодняшнего дня, заказу родителей и потребност...
Памятка воспитаннику летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания
Что нужно знать родителям отправляя ребенка в летний оздоровительный лагерь дневного пребывания...