ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Летний палаточный лагерь как условие формирования детско-взрослой событийной общности
проект по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt_2.docx | 45.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Агинская окружная гимназия-интернат»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Летний палаточный лагерь как условие формирования детско-взрослой
событийной общности
Авторы: Батомункуева А.Д., Цырендашиева Б.Р.
п. Агинское, 2016
Паспорт проекта
Наименование | Летний палаточный лагерь как условие формирования детско-взрослой событийной общности |
Авторы проекта | Батомункуева А.Д., Цырендашиева Б.Р. |
Цель проекта | Разработка, апробация и анализ эффективности модели ценностно-смысловой среды, способствующей формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря. |
Задачи проекта |
|
Сроки реализации | 2015-2018 гг Работа летнего палаточного туристско-краеведческого лагеря Костер строится в одну смену 10 дней (8 июня – 17 июня). |
Исполнители проекта | Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат «Агинская окружная гимназия-интернат» в лице директора Жамьянова Баир Биликтоевича |
Участники проекта | Учащиеся 8-10 классов МБУ ОШИ «Агинская окружная гимназия-интернат» |
Ожидаемые результаты | Результаты-продукты:
Результаты-эффекты:
|
Контроль за реализацией |
|
- Обоснование актуальности проблемы
Новые цели образования невозможно достигнуть путём простого педагогического воздействия учителя на ученика, как невозможно передать прямым образом от учителя к ученику умение учиться. Ребёнка невозможно заставить саморазвиваться, самостоятельно добывать знания, самостоятельно совершенствовать свои навыки и т.д. Но в силах любого учителя создать специальные условия, в которых ребёнок может развиваться. Одним из эффективных механизмов для обеспечения соответствующих условий, по нашему мнению, является создание детско-взрослой событийной образовательной общности.
Исследования особенностей организации событийной образовательной общности находят своё отражение в трудах В.И.Слободчикова, И.Ю.Шустова, А.Н.Лутошкина, Б.Д.Парыгина и других. По мнению И.Ю.Шустова, именно в со-бытийной общности создаются условия для самоопределения учащегося, раскрытия «Я» каждого ребёнка, формирования ценностей и смыслов [3]. А.Н.Лутошкин в своих трудах отмечает, что пребывание людей в единой эмоциональной ситуации, через переживание ими одного состояния также способствует созданию общности и создаёт условия для развития в ней каждого субъекта данной общности [1]. По мнению В.И.Слободчикова, основным условием возникновения общности является эмоциональное восприятие другого человека, появление общего пространства взаимодействия, где может быть осуществлен открытый диалог [2]. При этом важно отметить, что связи и отношения, возникающие между членами событийной общности, направлены, прежде всего, на развитие всех субъектов со-бытия.
Каковы же условия возникновения событийной образовательной общности?
Событийная образовательная общность может быть сформирована внутри формальной группы (класса, команды и т.д.), а может возникнуть спонтанно как кратковременная ситуативная общность. По мнению И.Ю.Шустовой, событийная образовательная общность может проявиться через «запомнившиеся по ценностной насыщенности дела и уроки, где произошло открытие, зародилось новое знание, понимание себя и другого, появился новый опыт деятельности» [3]. При этом обязательными условиями становятся наличие единой целевой ориентации в деятельности, неформальный тип взаимодействия в единой ценностно-смысловой среде и осуществление индивидуальной и групповой рефлексии.
Как сформировать событийную общность в урочной или внеурочной деятельности?
Примером возникновения подобной событийной образовательной общности, по нашему мнению, может являться детско-взрослый коллектив летнего палаточного туристско-краеведческого лагеря. Наряду с основными целями организации активного отдыха детей, такими как приобретение туристических навыков, совершенствование экологического просвещения, формирование интереса к углубленному изучению окружающего мира, расширение знаний по ботанике и краеведению, получение навыков жизни в полевых условиях, развитие потребности к самообразованию и т.д. одной из основных целей являлось создание специальной среды для развития способностей учащихся в условиях взаимодействия.
Также одним из важных механизмов, позволяющих создать условия для возникновения ситуативной событийной общности, являются детско-взрослые проекты. Предпроектная изыскательная работа сама по себе также может создать условия для события. В связи с этим в программу лагеря могут быть включены различные выезды к памятникам природы Агинского бурятского округа для реализации предпроектных изыскательных работ, которые позволили бы учащимся в последующем написать научно-исследовательскую работу и принять участие в научно-практических конференциях. Подобный формат погружения в условиях лагеря, несомненно, создает условия для формирования событийной образовательной общности и позволяет достичь результатов, способствующих развитию умения учиться. К образовательным результатам, формируемым в условиях событийной общности, можно отнести приращение в развитии ребёнка, овладевшего опытом действия в условиях «недоопределенности», формирование рефлексивных умений и способность к самоопределению, умение управлять имеющимися ресурсами, способность целеполагания и оценивания результатов собственной деятельности и другие.
Однако нужно помнить о том, что формирование событийной образовательной общности в условиях лагеря возможно только при разработке соответствующей программы, в содержание которой должны быть включены различные деятельностные формы взаимодействия, предполагающие решение особого рода задач, носящих недоопределенный характер. При этом в процессе взаимодействия должны быть созданы условия для возникновения единого эмоционального и ценностно-смыслового поля. Только при обеспечении перечисленных условий мы можем говорить о возникновении событийной образовательной общности, в условиях которой ребёнок развивается.
- Цели и задачи проекта
Цель проекта: Разработка, апробация и анализ эффективности модели ценностно-смысловой среды, способствующей формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря.
Задачи проекта:
- Определить методологические основы формирования детско-взрослой событийной общности.
- Изучить психолого-педагогические подходы к процессу проектирования образовательной программы лагеря.
- Определить особенности проектирования образовательной программы лагеря, являющегося условием формирования детско-взрослой событийной общности.
- Разработать и реализовать модель ценностно-смысловой среды, способствующей формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря;
- Проанализировать эффективность реализации модели ценностно-смысловой среды, способствующей формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря.
- Сроки реализации проекта
Сроки реализации : 2015-2018 гг
Работа летнего палаточного туристско-краеведческого лагеря Костер строится в одну смену 10 дней (8 июня – 17 июня).
- Проектные мероприятия
Сроки, этапы | Мероприятия | Продукт |
2015г Подготовительный этап | Разработка проекта | Инновационный проект |
Разработка локальных актов, регламентирующих деятельность лагеря | Локальные акты, регламентирующие деятельность лагеря | |
Определение методологических основ формирования детско-взрослой событийной общности | Статьи | |
Изучение различных подходов к процессу проектирования образовательной программы лагеря. | Пополнение методической базы, разработка разных вариантов программ | |
Прохождение курсов начальников лагерей | Повышение квалификации | |
Обеспечение материально-технической базы лагеря, финансовое обеспечение деятельности лагеря. | Инструменты длительного пользования,обеспечение деятельности лагеря. | |
Разработка пилотного проекта программы лагеря | Проект программы лагеря | |
Разработка программ модулей, содержащих тренинги, организационно-деятельностные экспедиции, проекты, погружения и т.д. | Программы модулей | |
Заключение договоров с представителями общественности, специалистами разных областей, родителями, участвующими в совместных проектах, событиях. Обеспечение материально –техническими , финансовыми ресурсами в течении учебного года. | Развитие системы ГОУ | |
Реализация пилотного проекта программы лагеря | Работа лагеря, отчеты. | |
Анализ реализованной программы и обновление содержания программы лагеря на 2016г. | Анализ, обновленная программа | |
2016-2017г. Экспериментальный этап | Обновление материально-технической базы лагеря | МТБ лагеря |
Увеличение количества внешних ресурсов реализации программы: представители ВУЗов, организация межведомственного взаимодействия и т.д. | Развитие системы ГОУ | |
Реализация программы лагеря | Отчеты, публикации на сайте, в СМИ | |
Разработка и апробация модели ценностно-смысловой среды, способствующей формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря; | Модель ценностно-смысловой среды | |
2018г Аналитический этап | Анализ эффективности реализации проекта | Оценка эффективности реализации проекта |
- Ожидаемые результаты
Результаты-продукты:
- нормативно-правовое обеспечение проекта;
- разработка новых программ обучения (программ модулей, содержащих тренинги, организационно-деятельностные экспедиции, проекты, погружения и т.д. ),
- разработка и реализация образовательных событий и проектов с участием родительского сообщества, специалистов разных сфер (науки, искусства, спорта и т.д.);
Результаты-эффекты:
- формирование ценностно-смысловой среды, характеризующейся событийностью, открытостью, индивидуальным подходом, широкими возможностями для коммуникации;
- развитие системы государственно-общественного управления (участие родителей в программе лагеря);
- развитие способностей учащихся в процессе взаимодействия членов детско-взрослой общности, формируемой в условиях летнего палаточного лагеря
- Ресурсное обеспечение
Нормативно-правовые акты
- Программа отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи.
- «Конвенция о правах ребенка» (одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.)
- Письмо Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям о соблюдении мер пожарной безопасности в детских оздоровительных лагерях в летний период.
- «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554.
- Порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 2001 года N 2688.
- Закон РФ №-52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г. (с изменениями и дополнениями).
- СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.03.2003 г.).
- СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000 г.).
- СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.06.2003 г.).
- Методические указания по борьбе с мухами, утвержденные МЗ СССР 27.01.84 г. № 28-93.
- СП 3.1/3.2. 1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.06.2003 г.
- СП 3.1.098-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 15, клещевой энцефалит» (утв. Госсанэпиднадзором РФ от 31.05.1996 г. № 11).
- Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
- «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации», утвержденной приказом Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293.
- Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемый при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях, определен Письмом Минобразования РФ от 11.01.1993 г. № 9/32Ф.
- Санитарные правила СП 1.1.1058-01 от 10.07.2001 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
II.Материально – техническое обеспечение
1. Приобретение инвентаря длительного пользования в течение года.
№ | Инвентарь | Количество (шт.) |
1. | Палатки 4-х местные для проживания детей | 4 |
2. | Палатки 2-х местные для проживания детей | 2 |
3. | Столовая в здании комплекса «Степная колыбель» | 1 |
4. | Складское помещение туристической базы. | 1 |
5. | Тент универсальный | 1 |
6. | Туалет | 2 |
7. | Столы и стулья пластиковые 2-местные | 10 комплектов |
8. | Душевая кабина туристической базы | 2 |
9. | Спальные мешки | 20 |
10. | Туристические коврики | 20 |
11. | Рюкзаки | 20 |
12. | Емкость для сыпучих продуктов 5-10 литров | 6 |
13. | Ведра пластмассовые 10-12 литров | 2 |
14. | Таз | 6 |
15. | Корзины для продуктов | 2 |
16. | Фляги для воды 40 литров | 2 |
17. | Мешки для твёрдых пищевых отходов | 10 |
18. | Кастрюля 20 литров | 3 |
19. | Кастрюля 5 литров | 2 |
20. | Сковорода | 2 |
21. | Половник 500 гр. | 2 |
22. | Половник 250 гр. Чайники, заварники Чайные и столовые приборы, ложки, вилки | 2 4 30 |
23. | Шумовка порционная | 1 |
24. | Хлебницы | 4 |
25. | Набор КЛМ (кружка, ложки, миска) | 20 |
26. | Дуршлаг 6 литров | 1 |
27. | Казан 30 литров | 1 |
28. | Доски разделочные | 8 |
29. | Ножи кухонные | 6 |
30. | Нож консервный | 3 |
31. | Миски большие | 3 |
32. | Ковши | 2 |
33. | Пила | 1 |
34. | Топоры | 1 |
35. | Ножовка | 1 |
36. | Лопата штыковая | 2 |
37. | Брусок точильный | 1 |
38. | Набор отвёрток | 1 наб. |
39. | Пассатижи | 1 |
40. | Верёвка основная | 1 |
41. | Репшнур | 1 |
42. | Верёвка бытовая | 50 м |
43. | Рукавицы | 20 |
44. | Световое освещение площадки | 1 |
45. | Мяч волейбольный | 2 |
46. | Мяч футбольный | 2 |
47. | Сетка волейбольная | 1 |
48. | Фотоаппарат | 1 |
49. | Номера спортивные | 20 |
50. | Ремонтный набор (ножницы, булавки, разные нитки, иголки маленькие и большие, шило, кусочки ткани, клей, толстые капроновые нитки, плоскогубцы, отвертка, и т.д.) | 1 |
51. | Фонари – по 1 на каждую палатку | 4 |
59. | Медицинская аптечка | 2 |
60. | Канцелярские принадлежности (карандаши, краски, ватманы, ножницы, кисточки, альбомы, клей и т.д.). | 20 |
61. | Настольные игры (шахматы, домино, лото и т.д.) | 20 |
III. Финансовое обеспечение.
1. | Финансовое обеспечение 5-ти разового питания учащихся | 20 уч - 400 | На 1 год-80000 руб | На 3 года- 160000 руб. |
2 | Оплата за использование электроэнергии | тариф | 5000руб | 10000 руб. |
3 | Оплата за обработку участка от инцеф. клещей | кв. метр | 7000руб | 14000 руб. |
4 | Обеспечение противоклещевыми препаратами в период выездов на природу | 1500 руб | 3000 руб. | |
5 | Обеспечение инвентарем длительного пользования | 2300000 руб | ||
6 | Обеспечение ГСМ для выездов учащихся и научных работников | 15000 руб | 30000 руб. | |
7 | Обеспечение оплаты работы привлеч. научные работы, специалистов учреждения государственной службы, родителями | 25000руб | 50000 руб. | |
Итого | сумма | На первый год-363500 руб. | На 2,3 года:267000 руб. | |
Итого за 3 года | 630500 руб. |
Литература
1.Андронов К., Расторгуев М. Узлы. – М.: ЦДЮТур РФ, 1994
2. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов. – Казань, 1991
3. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СПб.: Речь, 2005
4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М.: ВАКО, 2004
5. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М. «Педагогика», 1988.
6. Маслов А.Г. Юные инструкторы туризма. - М.: ЦДЮТиК, 2002
7. Михайлова Р.А. Мое село – одно на всю Россию. – Нижнекамск, ООО ИПЦ «Гузель», 2005
8. Патриков А.Ю. Подвижные игры. - М.: ВАКО, 2007
9. Рожин А.А. Организация тренировок по технике пешеходного туризма. Методические рекомендации. – Елабуга, МО РТ, ГУОЦТиЭУ «Юлдаш», 1997
10. Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере. – М.: Педагогическое общество России, 2003
11.Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. 2-е издание, переработанное и дополненное. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005.
12. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006
13.Шустова И.Ю. Детско-взрослая общность и её со-бытийные характеристики. // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образований. – 2010. - № 1 (43).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект летнего оздоровительного лагеря для группы ребят пятых классов "Люблю тебя, мой край родной"
С целью организации летнего отдыха детей на базе ОУ организуется детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием...
проект летнего лингвистического лагеря "KELTIC"
«Keltic»(Kurumkan English Language Training Interactive summer Camp) для одаренных детей, с программой которого в 2013 году творческая группа учителей нашего МО приняла участие в конкурсе по орг...
Ширямова Т.Н. Программа летнего палаточного лагеря "Родониана"
Данный проект реализован в рамках долгосрочного проекта "Зов Чулыма"....
проект Летний лингвистический лагерь
презентация к проекту...
Проект Летнего оздоровительного лагеря «Навигаторы добрых дел»
Программа названа «Навигаторы добрых дел» не случайно. Как известно, волонтеры – люди, бескорыстно совершающие добрые дела.Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди...
УРОК МАТЕМАТИКИ НА БАЗЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ «УЧЕБНО-ПОЛЕВОЙ ЛАГЕРЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАЗИСТОВ»
В данной работе представлен опыт работы учителей математики по формированию метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ОО при проведении практических занятий в учебно-полевом лагере...
Методика проведения экологических занятий в летнем палаточном лагере
Экологические занятия проводятся для школьников 5-11 классов и направлены на создание условий для формирования и развития у учащихся исследовательских и творческих способностей, умения самостоятельно ...