Всероссийская олимпиада школьников по экологии. 9 класс
олимпиадные задания по экологии (9 класс)
Тестовые работы по вариантам для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_ekologiya_novaya.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
по экологии 2020-2021 учебный год
9 класс
Вариант 1
Задание 1
Выберите два верных из шести предложенных вариантов ответов (правильный ответ- 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов).
1.К проявлениям действия биотических факторов среды нельзя отнести:
a) выделение болезнетворными бактериями токсинов; б)перенос пыльцы растений ветром
в) выделение зелеными растениями кислорода;
г) разложение органических веществ в почве;
д)эрозию почв;
e) выработку иммунитета стимулирующуюся токсинами паразита.
2.Вид биотических отношений, когда один организм постоянно находится рядом с другим организмом, питаясь остатками его добычи, называется:
a) нейтрализмом;
б) конкуренцией;
в) паразитизмом;
г) комменсализмом;
д) аменсализмом;
e) сотрапезничеством
3.Глобальная экология изучает:
a) социальную экологию;
б) экологию человека;
в) прикладную экологию;
г) экологию видов;
д) биосферу в целом
e) процессы планетарного масштаба.
4.Общая экология изучает:
а)отношение организмов между собой;
б)разнообразных животных и растений;
в) инфекционные заболевания людей и животных;
г) растительные сообщества континентальных территорий;
д)отношение организмов с окружающей их средой;
e) структурную организацию сообществ.
5.Дождевые черви являются:
а)детритофагами
б) автотрофами;
в) фитофагами;
г) редуцентами3;
д) консументами;
e) мезотрофами. (ред.)
6.К основным уровням организации жизни относятся
a) литосфера;
б) особь;
в) гидросфера;
д) ноосфера;
г) экосистема;
e) ионосфера
7.Приоритетными способами снижения выбросов промышленных предприятий в атмосферу являются:
a) закрытие предприятий;
б) штрафные санкции;
в) увеличение платы за загрязнение атмосферного воздуха;
г)пыле-и газоулавливающие установки;
д) снижение производственной мощности предприятий
е) безотходные технологии
8.Смешанный лес-более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу:
a) более плодородная почва;
б) в обмене веществ используется дополнительная энергия;
в) более длинные и разветвленные цепи питания;
г) есть продуценты, консументы и редуценты
д) замкнутый круговорот веществ;
е) сложные пищевые сети
9.Источниками информации в природоохранной сфере города Курска являются: а)экологический мониторинг;
б) экологическая стандартизация
в) проектная документация;
г) Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды за соответствующий год;
д) ценовая политика;
e) экономические показатели.
10. К естественным источникам загрязнения атмосферы следует отнести:
a) сжигание бытового мусора;
б) извержения гейзеров;
в) дым из труб заводов;
г) выхлопные газы автомобилей;
д) сточные воды сельскохозяйственных предприятий;
е) лесные пожары.
11.Такой экологический фактор, как изменение светового режима, наименее выражен в:
a) наземно-воздушной среде обитания;
б) наземной среде обитания;
в) водной среде обитания;
г) почве как среде обитания;
д) воздушной среде обитания;
e) урбанистической среде обитания.
12. Аквариум, населенный организмами, представляет собой:
a) экологическую нишу;
б) искусственную экосистему;
в) биологическую популяцию;
г) экотон;
д) гидробиоценоз;
e) агроценоз.
Задание 2
Определите правильность представленных ниже утверждений и кратко обоснуйте ответ (ответ и обоснование от -0 до 3 баллов. Выбор ответа без обоснования не ОЦЕНИВАЕТСЯ)
2.1 В еловом лесу травянистых растений значительно меньше, чем в березовой роще
Да - Нет.
2.2 Пространство превращается в потенциально лимитированный ресурс лишь тогда, когда, численность особей превышает допустимую величину в данных условиях.
Да- Нет
2.3. Парниковый эффект - подъем температуры на поверхности планеты связан с антропогенной деятельностью человека.
Да- Нет
2.4 Проблема биологических инвазий одна из актуальных проблем современности.
Да –Нет
2.5 Прикладная экология охватывает все направления деятельности человека
Да- Нет
Задание 3
Вставьте пропущенное слово
(одно правильно вписанное слово-1 балл)
3.1 Граница биосферы в литосфере находится на глубине__________
3.2 Взаимоотношения взрослой ели и соседствующего проростка дуба являются примером__________
- Способность организма или системы организмов поддерживать
устойчивое динамическое равновесие (относительное постоянство состава и свойств) в изменяющихся условиях среды, называется__________
3.4 В лесных экосистемах основную массу продуцируют__________
3.5 Характерным местом произрастания ксерофитов является__________
Задание 4
Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным
(выбор правильного ответа-2 балла; обоснование-от 0 до 2 баллов;
всего за задание-4 балла)
4.1 Лесные пожары-чрезвычайно распространенное явление. Среднегодовая площадь лесных пожаров на Земле составляет примерно 1 % лесистой территории. Пожарная опасность тесно связана с составом и структурой леса. Например, летом в лиственных лесах она значительно ниже, чем в хвойных лесах. Это связано с тем, что лиственные леса характеризуются:
a) меньшей густотой подроста и подлеска;
б) большим содержанием в воздухе эфирных масел;
в) меньшей посещаемостью туристами, охотниками, грибниками;
г) большей влажностью воздуха.
4.2 Пространство превращается в потенциально лимитированный ресурс лишь тогда, когда:
a) еще какой-либо ресурс находится в недостатке;
б) плотность вида не превышает некий лимитированный уровень;
в) при избытке пищи организмы в своих возможностях ограничены;
г) численность особей превышает допустимую величину в данных условиях
4.3 В результате уничтожения растительности возникают нарушения водного баланса территории. К каким последствиям приведёт вырубка древесной растительности в береговой зоне водоема:
a) произойдет осушение береговой зоны;
б) произойдет заболачивание береговой зоны;
в) последствий для береговой зоны не будет;
г) в береговой зоне водоёма вырастит новая более густая древесная растительность
4.4 С экологической точки зрения наиболее эффективным способом решения проблемы пищевых отходов является:
a) сжигание на мусоросжигательном заводе;
б) захоронение на полигоне (свалке);
в) переработка на корм скоту;
г) компостирование.
Задание 5
Ответьте на вопросы. (За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла)
5.1 Как может помочь решению экологических проблем развитие образования и науки?
5.2 Согласно определению, данному Э. Геккелем в 1866 году, «экология - это экономика природы». Что имеется в виду?
Задание 6
Ответьте на вопрос. Укажите четыре аргумента. (За аргумент от 0 до 2 баллов. Всего за задание 8 баллов)
6.1 Сегодня проблема изменения климата среди приоритетных экологических проблем мирового сообщества. Каковы последствия изменения климата для здоровья человека?
9 класс
Решение и система оценивания
Вариант 1
Задание 1
Правильный ответ-1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов. Всего 12 б.
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Правильные ответы | б,д | г,е | д,е | а,д | а,г | б,г | г,е | в,е | а,г | б,е | в,г | б,д |
Задания 2.1-2.5
За каждый правильный ответ и его обоснование от 0 до 3 баллов. Выбор ответа без обоснования не оценивается. Всего 15 б.
2.1 Правильный ответ «да», потому что: в роще сквозь кроны деревьев проходит значительно больше света, чем в словом лесу, свет является лимитирующим фактором для многих растений. Наиболее общая адаптация растений к максимальному использованию ФАР - пространственная ориентация листьев
2.2 Правильный ответ «да», потому что: пространство превращается в потенциально лимитированный ресурс лишь тогда, когда при избытке пищи организмы в своих возможностях ограничены, причем ограничены физической (точнее геометрической) упаковкой. Морские желуди и мидии порой так покрывают поверхность камня так плотно, что для новых особей просто нет места. Закономерности территориального поведения какой-нибудь птицы порой определяют границы обороняемого ею участка.
2.3 Ответ да. Основные газы, которые ведут к парниковому эффекту на Земле- это водяные пары, углекислый газ, метан и озон. По мнению ученых, с 90-процентой вероятностью наблюдаемые изменения климата, увеличение концентрации СО», например, сжиганием углеродного ископаемого топлива (т.e. нефти, газа, угля и др.), промышленными процессами, а также сведением лесов- естественных поглотителей углекислого газа из атмосферы. связаны с деятельностью человека
2.4Правильный ответ «да», потому что: в результате инвазий, происходит распространение новых, чужеродных видов. Опасность состоит в том, что аборигенные виды часто не имеют приспособительных реакций, чтобы противостоять вселенцам. Это может привести к катастрофическим последствиям для экосистемы.
2.5 Правильный ответ «да», потому что: любая деятельность человека связана с окружающим миром и ее результаты оказывают на него воздействие, а в конечном счете и на человека.
Задание 3
За каждое правильно вписанное слово-1 балл. Всего 5 б.
3.1 3 км
3.2 аменсализма
3.3 гомеостаз
3.4 деревья
3.5 пустыня
Задание 4
Выбор правильного ответа-2 балла; обоснование- от 0 до 2 баллов; всего за задание-4 балла. Всего 16 б.
4.1 Ответ (г) является правильным. Вероятность возгорания и распространения огня тем меньше, чем выше влажность воздуха. Лиственные леса характеризуются большей влажностью в виду большей площадью испарения воды с поверхности листьев.
4.2 Ответ (г) правильным. Пространство превращается потенциально лимитированный ресурс лишь тогда, когда при избытке пищи является организмы своих возможностях ограничены, причем ограничены физической (точнее геометрической) упаковкой. Морские желуди и мидии порой так покрывают поверхность камня так плотно, что для новых особей просто нет места. Закономерности территориального поведения какой- нибудь птицы порой определяют границы обороняемого ею участка.
4.3 Ответ (б) является правильным. Растения играют большую роль регу- лировании водного режима территории. Вырубка лесов может привести к разным последствиям: в условиях избыточного увлажнения и высокого уровня залегания грунтовых вод в результате вырубки произойдет снижение расходов воды на транспирацию в итоге приходная часть водного баланса территории превысит расходную. Накопление избыточной влаги приведет к заболачиванию территории.
4.4 Ответ (в) является правильным. Известно, что на следующий трофический уровень в экосистеме переходит не более 10 процентов энергии, остальное рассеивается. Таким образом, доставка пищевых отходов на корм скоту (т.е. на уровень консументов, которые часть энергии превратят в собственную биомассу) с экологической точки зрения будет более эффективной, чем сжигание, захоронение либо компостирование.
Задание 5
За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла.
Примерные варианты ответов:
5.1 Развитие образования и науки ведет к пониманию значимости экологиче-ской тематики, формированию экологически ориентированного мировоззре- ния и поведения. 2 Развитие образования и науки обеспечивает разработку все новых эффективных технологий, позволяющих минимизировать изъятие природных ресурсов и негативное воздействие на среду. (ред.)
5.2 В природе, как в хорошо отлаженной экономической системе, где все траты всегда должны соответствовать имеющимся ресурсам, все компоненты экосистемы точно «подогианы» друг к другу, численность и потребности любого вида находятся в пределах несущей емкости экосистемы и биосферы в целом.
Задание 6
За аргумент от 0 до 2 баллов. Всего за задание 8 баллов
6.1 Примерный вариант ответа
1. Изменения климата приводят, включая распространение инфекционных биологическим инвазиям, заболеваний растений, животных и человека.
2. Изменение климата сопровождается увеличением числа дней высокой и низкой температурой, резкими перепадами температур. Это ведет к нарушению здоровья и возрастанию смертности.
3. Возникающие вследствие изменений климата пожары ведут к ухудшению качества воздуха, что также ведет к росту заболеваемости и смертности (как это происходило при аномальной жаре в 2010 году).
4. Участившиеся природные аномалии приводят к ухудшению социально- бытовых условий, недостатку воды, сельхозпродукции, что также может оказывать негативное влияние на здоровье.
Всего баллов: 60 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии
Анализ школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии...
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ Вариант I
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС...
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ Вариант II
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС...
Задания к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по экологии для учащихся 7-8 классов
тестовое теоретическое задание для учащихся 7-8 классов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с ответами и формой оценки работ...
Задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 7-8 класс
Задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 7-8 класс...
Материалы школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классах
Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классах. Тесты и экологические задачи могут быть использованы в системе дополнительного ...
Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии (10-11 классы)
Задания и критерии оценивания школьного этапа ВОШ по экологии разработаны для обучающихся 10-11 классов, могут быть использованы для подготовки к олимпиаде, на занятиях внеурочной деятельности или на ...