Задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 7-8 класс
олимпиадные задания по экологии (7, 8 класс)
Задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 7-8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
задания | 24.34 КБ |
бланк ответов | 66.5 КБ |
ключи ответов | 23.42 КБ |
система оценивания | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра город Нягань
2019-2020 учебный год
7-8 класс
Экология 7 – 8 класс
Уважаемые участники!
Приветствуем вас на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Длительность тура 1 астрономический час. Ответы вносятся в отведенное для них место на бланках с заданиями. Если в ходе олимпиады у вас возникнут вопросы, вы можете обратиться к организатору в аудитории.
Задание 1. Задание включает 8 вопросов, к каждому из них предложено 2 варианта ответа из 6. На каждый вопрос выберите два правильных ответа, который вы считаете наиболее полными и правильными. За каждый правильный ответ – 1 балл, сумма баллов за задание –8 баллов.
1. Красная книга включает перечни:
а) редких видов;
б) заповедников;
в) памятников природы;
г) уничтоженных человеком видов;
д) находящихся под угрозой исчезновения видов;
е) клонированных человеком организмов.
2. Экологическая роль снегового покрова в жизни растений заключается в:
а) улучшении дыхания листьев;
б) защите зимующих частей растений;
в) предохранении растений от излишнего испарения;
г) сохранении созревших семян от поедания;
д) притяжении солнечных лучей;
е) предохранении от поедания животными.
3 Естественное загрязнение атмосферы вызывают:
а) лесные и степные пожары;
б) промышленные предприятия;
в) запуски космических ракет;
г) извержения вулканов;
д) выхлопные газы автомобилей;
е) полёты самолётов
4.Были уничтожены человеком:
а) зубры;
б) бобры;
в) дронты;
г) комары;
д) утконосы;
е) кенгуру.
5. Ученые подсчитали, что растения Земли ежегодно выделяют в атмосферу около 490 миллионов тонн фитонцидов. Породы деревьев (из перечисленных), являющиеся основными поставщиками фитонцидов:
а) лиственница;
б) дуб;
в) сосна;
г) осина;
д) можжевельник;
е) каштан.
6. Дождевые черви могут быть использованы человеком для получения:
а) дёгтя;
б) гумуса;
в) мёда;
г ) пестицидов;
д) живицы;
е) перегноя.
7. Укажите варианты, в которых растения леса принадлежат к одному ярусу:
а) ландыш, медуница, лютик;
б) ландыш, шиповник, ель;
в) дуб, берёза, кувшинка;
г) боярышник, лещина, лиственница;
д) ель, сосна, кукушкин лён;
е ) берёза, лиственница, ясень
8 Парой хищник - жертва могут являться:
а) росянка и комар.
б) гриб - трутовик и береза.
в) актиния и рак-отшельник.
г) тля и муравей.
д) серый (обыкновенный) волк – заяц-беляк;
е) заяц-беляк – заяц-русак;
Задание 2. Задания с выбором утверждения ("да" или "нет") и его обоснованием в бланке ответов (только выбор ответа, без его обоснования не оценивается). Количество задач – 5 (максимальное кол-во баллов за задачу – 3). Сумма баллов за задание -15.
1. В крупных городах способствует очищению загрязненного атмосферного воздуха развитие автомобильного транспорта.
Да – Нет (обосновать ответ )
2. К абиотическим факторам относится межвидовая конкуренция.
Да-Нет (обосновать ответ)
3. Лишайники являются примером симбиоза.
Да-Нет (обосновать ответ)
4. Последовательность «опавшие листья – дождевые черви – птицы» относится к детритной пищевой цепи.
.Да – Нет (обосновать ответ)
5. Живые организмы в биосфере распределены равномерно.
Да – Нет (обосновать ответ)
Задание 3. Выбор одного правильного ответа из 4-х возможных с его обоснованием.
Выберите один правильный ответ из четырех возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным. Выбор правильного ответа –1 балла; обоснование – от 0 до 2, максимальное кол-во баллов за задачу – 3.
Сумма баллов за задание – 9.
1.Фотограф из Нью-Йорка (США) Рейчел Суссман путешествует по миру, фотографируя растения, которые живут более двух тысяч лет. Это, например, вельвичия (пустыня Намиб), дуб Джурупа (Калифорния), ломация (Австралия), мобола (ЮАР) и др. Почему эти растения живут так долго? По мнению Р. Суссман, нет какой-то одной причины, однако есть несколько существенных факторов: экстремальные температуры, большая высота, недостаток питательных веществ и отсутствие конкуренции со стороны других живых существ. Многие растения-долгожители произрастают в очень удалённых местах, поэтому человеческая деятельность на них не влияет. Таким образом, среди перечисленных факторов самое существенное влияние оказывают:
а. абиотические;
б. биотические;
в. антропогенные;
г. климатические.
2.Перед тем, как на бедных почвах выращивать сосну и быстро обновить хвойные леса, вместе с деревьями выращивают специальные грибы. Какое это имеет значение?
а. В выросшем лесу можно сразу же осуществлять сбор грибов
б. Грибы регулируют условия влажности
в. Грибы отрицательно влияют на сорную растительность и способствуют разрыхлению почвы
г. Грибы и сосны вступают в симбиотические отношения.
3. Эта порода деревьев занимает первое место в мире по площади произрастания, Россия не стала исключением. В России из всех пород деревьев именно на неё приходится 37 %. Выберите верный ответ и обоснуйте его.
а. дуб
б. рябина
в. берёза
г. лиственница
Предварительный просмотр:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра город Нягань
2019-2020 учебный год
7-8 класс
Бланк ответов
Экология 7-8 класс
Шифр_________________________________
Задание 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Задание 2
1. В крупных городах способствует очищению загрязненного атмосферного воздуха развитие автомобильного транспорта.
ДА-НЕТ |
2. К абиотическим факторам относится межвидовая конкуренция.
ДА-НЕТ |
3. Лишайники являются примером симбиоза.
ДА-НЕТ |
4. Последовательность «опавшие листья – дождевые черви – птицы» относится к детритной пищевой цепи.
ДА-НЕТ |
5. Живые организмы в биосфере распределены равномерно.
ДА-НЕТ |
Задание 3
1.Фотограф из Нью-Йорка (США) Рейчел Суссман путешествует по миру, фотографируя растения, которые живут более двух тысяч лет. Это, например, вельвичия (пустыня Намиб), дуб Джурупа
(Калифорния), ломация (Австралия), мобола (ЮАР) и др. Почему эти растения живут так долго? По мнению Р. Суссман, нет какой-то одной причины, однако есть несколько существенных факторов: экстремальные температуры, большая высота, недостаток питательных веществ и отсутствие конкуренции со стороны других живых существ. Многие растения-долгожители произрастают в очень удалённых местах, поэтому человеческая деятельность на них не влияет. Таким образом, среди перечисленных факторов самое существенное влияние оказывают:
а. абиотические;
б. биотические;
в. антропогенные;
г. климатические.
Правильный ответ и его обоснование:
2.Перед тем, как на бедных почвах выращивать сосну и быстро обновить хвойные леса, вместе с деревьями выращивают специальные грибы. Какое это имеет значение?
а. В выросшем лесу можно сразу же осуществлять сбор грибов
б. Грибы регулируют условия влажности
в. Грибы отрицательно влияют на сорную растительность и способствуют разрыхлению почвы
г. Грибы и сосны вступают в симбиотические отношения.
Правильный ответ и его обоснование:
3. Эта порода деревьев занимает первое место в мире по площади произрастания, Россия не стала исключением. В России из всех пород деревьев именно на неё приходится 37 %. Выберите верный ответ и обоснуйте его.
а. дуб
б. рябина
в. берёза
г. лиственница
Правильный ответ и его обоснование:
Предварительный просмотр:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра город Нягань
2019-2020 учебный год
7-8 класс
Ключи по экологии для 7-8 класса
Решения и система оценивания
Задания 1−8. За каждый правильный ответ – 1 балл;( правильным ответом
считается выбор обоих верных вариантов) [max 8 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
а, д | б, е | а, г | а, в | в, д | б, е | а , е | а ,д |
Задание 2. ОТВЕТЫ [max 15 баллов]
При оценивании задач с обоснованием ответа, оценивается только обоснование ответа (только выбор ответа, без его обоснования не оценивается). за каждый правильный ответ (да - нет) и за обоснование правильного ответа – от 1 до 3 баллов. При этом, даже если выбран неправильный ответ, если его обоснование логично и аргументировано, то на усмотрение жюри, его обоснование может быть оценено, но не более, чем в 1 балл.
1 | В крупных городах способствует очищению загрязненного атмосферного воздуха развитие автомобильного транспорта. |
Ответ нет. Автомобильный транспорт в городах является одним из источников загрязнения атмосферного воздуха, поскольку в выхлопных газах автомобилей содержатся загрязняющие воздух вещества, такие как сажа, оксиды азота и серы, угарный газ, свинец и т. д. | |
2 | К абиотическим факторам относится межвидовая конкуренция. |
Ответ нет . Межвидовая конкуренция – это когда особи популяций разных видов конкурируют между собой за жизненные ресурсы. Это воздействие одних живых организмов на другие, значит. это биотический фактор. | |
3 | Лишайники являются примером симбиоза. |
Ответ да. Симбиоз - явление, при котором каждый из участников взаимоотношений извлекает пользу. Лишайники являются симбиотическим организмом, состоящим из мицелия гриба и одноклеточной водоросли. | |
4 | Последовательность «опавшие листья – дождевые черви – птицы» относится к детритной пищевой цепи. |
Ответ да. Пищевые цепи потребителей мёртвой органики называют детритными. Они начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных и идут к мелким животным и микроорганизмам, которые ими питаются. В результате деятельности микроорганизмов образуется полуразложившаяся масса – детрит. | |
5 | Живые организмы в биосфере распределены равномерно. |
Ответ «нет». Распределение живых организмов в биосфере зависит от различных благоприятных и неблагоприятных условий (факторов) их обитания, например, климатических факторов, доступности пищевых ресурсов и т. д. Плотность живых организмов велика в тропических, широколиственных лесах, гораздо меньше – в глубинах океана, высокогорья, тундры, пустыни. |
Задание 3. ОТВЕТЫ
Выберите один правильный ответ из четырех возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным. [max 9 баллов]
1
| Фотограф из Нью-Йорка (США) Рейчел Суссман путешествует по миру, фотографируя растения, которые живут более двух тысяч лет.Это, например, вельвичия (пустыня Намиб), дуб Джурупа(Калифорния), ломация Австралия), мобола (ЮАР) и др. Почему этирастения живут так долго? По мнению Р. Суссман, нет какой-то одной причины, однако есть несколько существенных факторов:экстремальные температуры, большая высота, недостаток питательных веществ и отсутствие конкуренции со стороны других живых существ. Многие растения-долгожители произрастают в очень удалённых местах, поэтому человеческая деятельность на них не влияет. Таким образом, среди перечисленных факторов самое существенное влияние оказывают: а. абиотические; + б. биотические; в. антропогенные; г. климатические. |
Ответ: а. В задаче говорится, что нет конкуренции со стороны других живых существ и антропогенная деятельность не влияет. Все перечисленные в условии задачи факторы: экстремальные температуры, большая высота, недостаток питательных веществ и отсутствие конкуренции со стороны других живых существ – относятся к абиотическим. | |
2
| Перед тем, как на бедных почвах выращивать сосну и быстро обновить хвойные леса, вместе с деревьями выращивают специальные грибы. Какое это имеет значение? а. В выросшем лесу можно сразу же осуществлять сбор грибов б. Грибы регулируют условия влажности в. Грибы отрицательно влияют на сорную растительность и способствуют разрыхлению почвы г. Грибы и сосны вступают в симбиотические отношения.+ |
Правильный ответ -г | |
Лесоводы учитывают симбиоз деревьев и грибов, получающих взаимную выгоду. Для нормального развития многие виды растений в том числе и голосемянные, такие как сосна, нуждаются в симбиозе с определенными микоризными грибами. Микори́за (греч. μύκης — гриб и ρίζα — корень) (грибокорень) — симбиотическая ассоциация мицелия гриба с корнями высших растений. Гриб получает от дерева углеводы, аминокислоты и фитогормоны, а сам делает доступным для поглощения и всасывания растением воду и минеральные вещества, прежде всего соединения фосфора. Кроме того, гриб обеспечивает дерево большей поверхностью всасывания, что особенно важно, когда оно растёт на бедной почве. | |
3 | Эта порода деревьев занимает первое место в мире по площади произрастания, Россия не стала исключением. В России из всех пород деревьев именно на неё приходится 37 %. Выберите верный ответ и обоснуйте его. а) дуб б) рябина в) берёза г) лиственница+ |
Ответ: (г). Продолжительность жизни до 300−400 лет. Очень устойчива к низким зимним температурам и к весенним заморозкам, не требовательна к плодородию почвы, может произрастать на болотах, в районе многолетней мерзлоты, горных склонах, в местах с недостаточным увлажнением. |
Оценивание работы в целом. Общая сумма баллов: 32
Предварительный просмотр:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра город Нягань
2019-2020 учебный год
7-8 класс
Система оценивания заданий по экологии 7-8 класс.
Длительность тура 1 астрономический час (60 минут).
В тестовых заданиях части I за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. Внимание! 1 балл даётся только, когда выбраны оба правильных ответа. Сумма баллов: 8.
В заданиях части II нужно ответить на задания с выбором утверждения ("да" или "нет") и его обоснованием в бланке ответов (только выбор ответа, без его обоснования не оценивается). Количество задач – 5 (максимальное кол-во баллов за задачу – 3). Сумма баллов за задание -15.
Шкала для проверки конкурсной задачи с обоснованием ответа
Показатель | Балл |
Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное | 0 |
обоснование. | |
Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования эколо- | 1 |
гических законов, правил, закономерностей, не рассматривается со- | |
держание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуж- | |
дениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в зна- | |
нии экологии, нет). | |
Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, | 2 |
правил, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в | |
ответе понятий) | |
Полное, логичное, чётко сформулированное обоснование ответа (с ис- | 3 |
пользованием экологических законов, правил, закономерностей, рас- | |
сматривается содержание приведённых в ответе понятий) с примерами |
В заданиях части III нужно выбрать правильный ответ – 1 балл и обосновать его – 2 балла. (Выберите один правильный ответ из четырех возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным.) Количество задач –3 (максимальное кол-во баллов за задачу – 3). Сумма баллов за задание – 9.
Оценивание работы в целом. Общая сумма баллов: 32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии 5-7 класс
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии 5-7 класс...
ЗАДАНИЯ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву 5-6 класс
ЗАДАНИЯ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву для 5-6 классов с ответами и критериями оценивания...
ЗАДАНИЯ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву 7-8 класс
ЗАДАНИЯ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву 7-8 класс с критериями и ответами...
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву 10-11 класс
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву 10-11 класс с критериями оценки и ответами...
разработка заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 7 класс
задания 2016-2017 гг....
«Разработка заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии 6-9 классы»
Проект...
Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии (10-11 классы)
Задания и критерии оценивания школьного этапа ВОШ по экологии разработаны для обучающихся 10-11 классов, могут быть использованы для подготовки к олимпиаде, на занятиях внеурочной деятельности или на ...