Задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 7-8 класс
олимпиадные задания по экологии (7, 8 класс)

Терезова Татьяна Васильевна

Задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 7-8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл задания 24.34 КБ
Microsoft Office document icon бланк ответов66.5 КБ
Файл ключи ответов23.42 КБ
Microsoft Office document icon система оценивания48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии

Ханты-Мансийский автономный  округ – Югра город Нягань

2019-2020 учебный год

7-8  класс

Экология 7 – 8 класс

Уважаемые участники!

Приветствуем вас на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Длительность тура  1 астрономический час. Ответы вносятся в отведенное для них место на бланках с заданиями. Если в ходе олимпиады у вас возникнут вопросы, вы можете обратиться к организатору в аудитории.

Задание 1. Задание включает 8 вопросов, к каждому из них предложено 2 варианта ответа из 6. На каждый вопрос выберите два правильных  ответа, который вы считаете наиболее полными и правильными. За каждый правильный ответ – 1 балл, сумма баллов за задание –8 баллов.

1. Красная книга включает  перечни:

а)  редких видов;

б)  заповедников;

в)  памятников природы;

г)  уничтоженных человеком видов;

д)  находящихся под угрозой исчезновения видов;

е)  клонированных человеком организмов.

2. Экологическая роль снегового покрова в жизни растений заключается в:

а) улучшении дыхания листьев;

б) защите зимующих частей растений;

в) предохранении растений от излишнего испарения;

г) сохранении созревших семян от поедания;

д) притяжении солнечных лучей;

е) предохранении от поедания животными.

3 Естественное загрязнение атмосферы вызывают:

а) лесные и степные пожары;

б) промышленные предприятия;

в) запуски космических ракет;

г) извержения вулканов;

д) выхлопные газы автомобилей;

е) полёты самолётов

4.Были уничтожены человеком:

а) зубры;

б) бобры;

в) дронты;

г) комары;

д) утконосы;

е) кенгуру.

5. Ученые  подсчитали,  что  растения  Земли  ежегодно  выделяют в атмосферу около 490 миллионов тонн фитонцидов. Породы деревьев (из  перечисленных),  являющиеся  основными  поставщиками фитонцидов:

а) лиственница;

б) дуб;

в) сосна;

г) осина;

д) можжевельник;

е) каштан.

6. Дождевые черви могут быть использованы человеком для получения:

а) дёгтя;

б) гумуса;

в)  мёда;

г ) пестицидов;

д) живицы;

е) перегноя.

7. Укажите варианты, в которых растения леса принадлежат  к  одному ярусу:

а) ландыш, медуница, лютик;

б) ландыш, шиповник, ель;

в) дуб, берёза, кувшинка;

г) боярышник, лещина, лиственница;

д) ель, сосна, кукушкин лён;

е ) берёза, лиственница, ясень

8 Парой хищник - жертва могут являться:    

а) росянка и комар.

б) гриб - трутовик и береза.

в) актиния и рак-отшельник.

г) тля и муравей.          

д)  серый (обыкновенный) волк – заяц-беляк;

е) заяц-беляк – заяц-русак;

Задание 2. Задания с выбором утверждения ("да" или "нет") и его обоснованием в бланке ответов (только выбор ответа, без его обоснования не оценивается). Количество задач – 5 (максимальное кол-во баллов за задачу – 3). Сумма баллов за задание -15.

1. В крупных городах способствует очищению загрязненного атмосферного воздуха развитие автомобильного транспорта.

 Да – Нет (обосновать ответ )

2. К абиотическим факторам относится межвидовая конкуренция.

Да-Нет (обосновать ответ)

3. Лишайники являются примером симбиоза.

Да-Нет (обосновать ответ)

4.  Последовательность «опавшие листья – дождевые черви – птицы» относится к детритной пищевой цепи.

.Да – Нет (обосновать ответ)

5. Живые организмы в биосфере распределены равномерно.

 Да – Нет (обосновать  ответ)

Задание 3. Выбор одного правильного ответа из 4-х возможных с его обоснованием.

Выберите один правильный ответ из четырех возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным. Выбор правильного ответа –1 балла; обоснование – от 0 до 2, максимальное кол-во баллов за задачу – 3.

Сумма баллов за задание – 9.

1.Фотограф из Нью-Йорка (США) Рейчел Суссман путешествует по миру, фотографируя растения, которые живут более двух тысяч лет. Это,  например,  вельвичия  (пустыня  Намиб),  дуб  Джурупа (Калифорния), ломация (Австралия), мобола (ЮАР) и др. Почему эти растения живут так долго? По мнению Р. Суссман, нет какой-то одной причины,  однако  есть  несколько  существенных  факторов: экстремальные  температуры,  большая  высота,  недостаток питательных веществ и отсутствие конкуренции со стороны других живых существ. Многие растения-долгожители произрастают в очень удалённых местах, поэтому человеческая деятельность на них не влияет. Таким образом, среди перечисленных факторов самое существенное влияние оказывают:

а.  абиотические;

б.  биотические;

в.  антропогенные;

г.  климатические.

2.Перед тем, как на бедных почвах выращивать сосну и быстро обновить хвойные леса, вместе с деревьями выращивают  специальные грибы. Какое это имеет значение?

а. В выросшем лесу можно сразу же осуществлять сбор грибов

б.  Грибы регулируют условия влажности

в. Грибы отрицательно влияют на сорную растительность и способствуют разрыхлению почвы

г. Грибы и сосны вступают в симбиотические отношения.

3. Эта порода деревьев занимает первое место в мире по площади произрастания, Россия не стала исключением. В России из всех пород деревьев именно на неё приходится 37 %. Выберите верный ответ и обоснуйте его.

а.  дуб

б.  рябина

в. берёза

г.  лиственница



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии

Ханты-Мансийский автономный  округ – Югра город Нягань

2019-2020 учебный год

7-8 класс

Бланк ответов

Экология 7-8 класс

Шифр_________________________________

Задание 1

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание 2

1. В крупных городах способствует очищению загрязненного атмосферного воздуха развитие автомобильного транспорта.

ДА-НЕТ

2. К абиотическим факторам относится межвидовая конкуренция.

ДА-НЕТ

3. Лишайники являются примером симбиоза.

ДА-НЕТ

4.  Последовательность «опавшие листья – дождевые черви – птицы» относится к детритной пищевой цепи.

ДА-НЕТ

5. Живые организмы в биосфере распределены равномерно.

ДА-НЕТ

Задание 3

1.Фотограф из Нью-Йорка (США) Рейчел Суссман путешествует по миру, фотографируя растения, которые живут более двух тысяч лет. Это,  например,  вельвичия  (пустыня  Намиб),  дуб  Джурупа

(Калифорния), ломация (Австралия), мобола (ЮАР) и др. Почему эти растения живут так долго? По мнению Р. Суссман, нет какой-то одной причины,  однако  есть  несколько  существенных  факторов: экстремальные  температуры,  большая  высота,  недостаток питательных веществ и отсутствие конкуренции со стороны других живых существ. Многие растения-долгожители произрастают в очень удалённых местах, поэтому человеческая деятельность на них не влияет. Таким образом, среди перечисленных факторов самое существенное влияние оказывают:

а.  абиотические;

б.  биотические;

в.  антропогенные;

г.  климатические.

Правильный ответ и его обоснование:

2.Перед тем, как на бедных почвах выращивать сосну и быстро обновить хвойные леса, вместе с деревьями выращивают  специальные грибы. Какое это имеет значение?

а. В выросшем лесу можно сразу же осуществлять сбор грибов

б.  Грибы регулируют условия влажности

в. Грибы отрицательно влияют на сорную растительность и способствуют разрыхлению почвы

г. Грибы и сосны вступают в симбиотические отношения.

Правильный ответ и его обоснование:

3. Эта порода деревьев занимает первое место в мире по площади произрастания, Россия не стала исключением. В России из всех пород деревьев именно на неё приходится 37 %. Выберите верный ответ и обоснуйте его.

а.  дуб

б.  рябина

в. берёза

г.  лиственница

Правильный ответ и его обоснование:



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии

Ханты-Мансийский автономный  округ – Югра город Нягань

2019-2020 учебный год

7-8  класс

Ключи по экологии для 7-8 класса

Решения и система оценивания

Задания 1−8. За каждый правильный ответ – 1 балл;( правильным ответом

считается выбор обоих верных вариантов) [max 8 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

а, д

б, е

а, г

а, в

в, д

б, е

а , е

а ,д

Задание 2. ОТВЕТЫ [max 15 баллов]

При оценивании задач с обоснованием ответа, оценивается только обоснование ответа (только выбор ответа, без его обоснования не оценивается). за каждый правильный ответ (да - нет) и за обоснование правильного ответа – от 1 до 3 баллов. При этом, даже если выбран неправильный ответ, если его обоснование логично и аргументировано, то на усмотрение жюри, его обоснование может быть оценено, но не более, чем в 1 балл.

1

В крупных городах способствует очищению загрязненного атмосферного

воздуха развитие автомобильного транспорта.

Ответ нет. Автомобильный транспорт в городах является одним из

источников загрязнения атмосферного воздуха, поскольку в выхлопных газах

автомобилей содержатся загрязняющие воздух вещества, такие как сажа,

оксиды азота и серы, угарный газ, свинец  и т. д.

2

К абиотическим факторам относится межвидовая конкуренция.

Ответ нет . Межвидовая конкуренция – это когда особи популяций разных

видов конкурируют между собой за жизненные ресурсы. Это воздействие

одних живых организмов на другие, значит. это биотический фактор.

3

Лишайники являются примером симбиоза.

Ответ да. Симбиоз - явление, при котором каждый из участников взаимоотношений извлекает пользу.  Лишайники являются симбиотическим организмом, состоящим из мицелия гриба и одноклеточной водоросли.

4

Последовательность «опавшие листья – дождевые черви – птицы» относится к детритной пищевой цепи.

Ответ да. Пищевые цепи потребителей мёртвой органики называют детритными. Они начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных и идут к мелким животным и микроорганизмам, которые ими питаются. В результате деятельности микроорганизмов образуется полуразложившаяся масса – детрит.

5

Живые организмы в биосфере распределены равномерно.

Ответ «нет». Распределение живых организмов в биосфере зависит от различных благоприятных и неблагоприятных условий (факторов) их обитания, например, климатических факторов, доступности пищевых ресурсов и т. д. Плотность живых организмов велика в тропических, широколиственных лесах, гораздо меньше – в глубинах океана, высокогорья, тундры, пустыни.

Задание 3. ОТВЕТЫ

Выберите один правильный ответ из четырех возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным. [max 9 баллов]

1

 

Фотограф из Нью-Йорка (США) Рейчел Суссман путешествует по миру, фотографируя растения, которые живут более двух тысяч лет.Это,  например,  вельвичия  (пустыня  Намиб),  дуб  Джурупа(Калифорния), ломация Австралия), мобола (ЮАР) и др. Почему этирастения живут так долго? По мнению Р. Суссман, нет какой-то одной причины,  однако  есть  несколько  существенных  факторов:экстремальные  температуры,  большая  высота,  недостаток питательных веществ и отсутствие конкуренции со стороны других

живых существ. Многие растения-долгожители произрастают в очень

удалённых местах, поэтому человеческая деятельность на них не влияет. Таким образом, среди перечисленных факторов самое существенное влияние оказывают:

а.  абиотические; +

б.  биотические;

в.  антропогенные;

г.  климатические.

Ответ: а. В задаче говорится, что нет конкуренции со стороны других живых

существ и антропогенная деятельность не влияет. Все перечисленные в условии

задачи факторы: экстремальные температуры, большая высота, недостаток

питательных веществ и отсутствие конкуренции со стороны других живых

существ – относятся к абиотическим.

2

 

Перед тем, как на бедных почвах выращивать сосну и быстро обновить хвойные леса, вместе с деревьями выращивают  специальные грибы. Какое это имеет значение?

а.  В выросшем лесу можно сразу же осуществлять сбор грибов

б.  Грибы регулируют условия влажности

в. Грибы отрицательно влияют на сорную растительность и способствуют разрыхлению почвы

г. Грибы и сосны вступают в симбиотические отношения.+

Правильный ответ -г

Лесоводы учитывают симбиоз деревьев и грибов, получающих взаимную выгоду. Для нормального развития многие виды растений в том числе и голосемянные, такие как сосна,  нуждаются в симбиозе с определенными микоризными грибами. Микори́за (греч. μύκης — гриб и ρίζα — корень) (грибокорень) — симбиотическая ассоциация мицелия гриба с корнями высших растений. Гриб получает от дерева углеводы, аминокислоты и фитогормоны, а сам делает доступным для поглощения и всасывания растением воду и минеральные вещества, прежде всего соединения фосфора. Кроме того, гриб обеспечивает дерево большей поверхностью всасывания, что особенно важно, когда оно растёт на бедной почве.

3

Эта порода деревьев занимает первое место в мире по площади

произрастания, Россия не стала исключением. В России из всех пород деревьев

именно на неё приходится 37 %. Выберите верный ответ и обоснуйте его.

а) дуб

б) рябина

в) берёза

г) лиственница+

Ответ: (г). Продолжительность жизни до 300−400 лет. Очень устойчива к низким зимним температурам и к весенним заморозкам, не требовательна к плодородию почвы, может произрастать на болотах, в районе многолетней мерзлоты, горных склонах, в местах с недостаточным увлажнением.

Оценивание работы в целом. Общая сумма баллов: 32



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии

Ханты-Мансийский автономный  округ – Югра город Нягань

2019-2020 учебный год

7-8 класс

Система оценивания заданий по экологии 7-8 класс.

Длительность тура 1 астрономический час (60 минут).

В тестовых заданиях части I за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. Внимание! 1 балл даётся только, когда выбраны оба правильных ответа. Сумма баллов: 8.

В заданиях части II нужно ответить на задания с выбором утверждения ("да" или "нет") и его обоснованием в бланке ответов (только выбор ответа, без его обоснования не оценивается). Количество задач – 5 (максимальное кол-во баллов за задачу – 3). Сумма баллов за задание -15.

Шкала для проверки конкурсной задачи с обоснованием ответа

Показатель

Балл

Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное

0

обоснование.

Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования эколо-

1

гических законов, правил, закономерностей, не рассматривается со-

держание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуж-

дениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в зна-

нии экологии, нет).

Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов,

2

правил, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в

ответе понятий)

Полное, логичное, чётко сформулированное обоснование ответа (с ис-

3

пользованием экологических законов, правил, закономерностей, рас-

сматривается содержание приведённых в ответе понятий) с примерами

В заданиях части III нужно выбрать правильный ответ – 1 балл и обосновать его – 2 балла. (Выберите один правильный ответ из четырех возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным.) Количество задач –3 (максимальное кол-во баллов за задачу – 3). Сумма баллов за задание – 9.

Оценивание работы в целом. Общая сумма баллов: 32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии 5-7 класс

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии 5-7 класс...

ЗАДАНИЯ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву 5-6 класс

ЗАДАНИЯ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву для 5-6 классов с ответами и критериями оценивания...

ЗАДАНИЯ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву 7-8 класс

ЗАДАНИЯ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву 7-8 класс с критериями и ответами...

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву 10-11 класс

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву 10-11 класс с критериями оценки и ответами...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии (10-11 классы)

Задания и критерии оценивания школьного этапа ВОШ по экологии разработаны для обучающихся 10-11 классов, могут быть использованы для подготовки к олимпиаде, на занятиях внеурочной деятельности или на ...