Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии (10-11 классы)
учебно-методический материал по экологии (10, 11 класс)
Задания и критерии оценивания школьного этапа ВОШ по экологии разработаны для обучающихся 10-11 классов, могут быть использованы для подготовки к олимпиаде, на занятиях внеурочной деятельности или на уроках биологии при закреплении раздела "Экология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosh_ekologiya_21-22_kriterii_otsenivaniya.docx | 87.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников по экологии
2021/2022 учебный год
Школьный этап 10-11 классы
Максимальное количество баллов – 57 баллов
Время выполнения – 60 минут (1 час)
Задание 1
Вставьте пропущенные слова, термины (понятия):
1) Экологические факторы, вызывающие морфологические и анатомические изменения, называются_______________(модификаторы)
2) Сезонные миграции птиц относятся к _______ адаптациям (этологическим)
3) Закон толерантности сформулировал__________ (Шелфорд)
4) Высокое содержание биогенных элементов в живых организмах по сравнению с земной корой – это следствие ________ функции живого вещества (концентрационной)
5) Нефть, газ, каменный уголь относят к ___________ природным ресурсам (невозобновимым)
Всего за задание 5 баллов.
Задание 2
Выберите 3 верных ответа из шести.
Микоризу образуют:
1) береза и подберезовик
2) береза и березовая чага
3) осина и подосиновик
4) сосна и боровик
5) кукуруза и головня
6) рожь и спорынья
Всего за задание 2 балла. С 1 ошибкой 1 балл
Ответ: 134
Задание 3
Выберите 3 верных ответа из шести.
Изменить численность продуцентов в экосистеме могут следующие антропогенные факторы:
1) сбор цветущих растений
2) увеличение численности консументов 1 порядка
3) вытаптывание растений туристами
4) загрязнение окружающей среды
5) вырубка дуплистых деревьев
6) увеличение численности консументов 2 и 3 порядка
Всего за задание 2 балла. С 1 ошибкой 1 балл
Ответ:135
Задание 4
Установите последовательность этапов круговорота серы в природе, начиная с серы в составе горных пород.
1) сульфиды и свободная сера в составе морских осадочных пород и почвы
2) органические остатки подвергаются воздействию анаэробных редуцентов
3) окисление серобактериями сульфидов и свободной серы до сульфатов
4) усвоение растениями соединений серы и включение их в ткани растений
5) окисление сероводорода серобактериями
6) образование сероводорода
Всего за задание 3 балла, с 1 ошибкой 2 балла, с 2 ошибками 1 балл.
Ответы: 134265
Задание 5
Установите последовательность этапов вторичной сукцессии на примере зарастания небольшого озера.
1) болото
2) лес
3)неполное разложение поступающих в озеро органических веществ вследствие недостатка кислорода
4) накопление торфа
5) заросли кустарников
6) мокрый луг
Всего за задание 3 балла (одна ошибка 2 балла, 2 ошибки 1 балл)
Ответ: 341652
Задание 6
Установите соответствие между типом стратегии выживания видов и их особенностями
Особенности | Тип стратегии выживания |
А) размножаются медленно Б) мелкие размеры особей В) низкая продолжительность жизни особи Г) сильные конкуренты Д) расселяются быстро Е) скорость размножения зависит от плотности популяции | 1) бактерии (r-стратеги) 2) крупные млекопитающие (К-стратеги) |
Всего за задание 3 балла (с 1 ошибкой 2 балла, с 2 ошибками 1 балл)
Ответ: 211212
Задание 7
Установите соответствие между животными и их экологическими группами
Животные | Экологическая группа |
А) дельфины Б) циклопы В) скаты Г) сельди Д) дафнии Е) камбалы | 1) планктон 2) нектон 3) бентос |
Всего за задание 3 балла (с 1 ошибкой 2 балла, с 2 ошибками 1 балл)
Ответ: 213213
Задание 8
Как называются взаимоотношения в саванне популяции львов и популяции грифов-стервятников? Аргументируйте свой ответ
Всего за задание 3 балла.
Примерный вариант ответа: комменсализм (нахлебничество); популяция грифов получает пользу от объединения с популяцией львов, т.к. грифы питаются останками жертв, убитых и частично съеденных львами; львам присутствие грифов безразлично.
Задание 9
Различают 3 основных типа распределения особей популяции в пространстве: равномерное (регулярное), неравномерное (групповое, мозаичное) и случайное (диффузное). От чего зависит тип распределения особей в пространстве?
Ответьте на вопрос. Всего за задание 3 балла.
Примерный ответ: 1) от однородности (неоднородности) среды обитания, то есть равномерности (неравномерности) распределения в пространстве экологических факторов; 2) от силы социальных связей между особями (преобладания синергических или антагонистических взаимодействий между особями); 3) от случайных (вероятностных) процессов.
Задание 10
Составьте пищевую цепь, используя следующие звенья: черный дрозд, дождевой червь, лесная подстилка, ястреб-перепелятник. Определите в этой цепи консумента третьего порядка. Эта пищевая цепь пастбищная или детритная?
Всего за задание 3 балла.
Примерный ответ: 1) лесная подстилка → дождевой червь →черный дрозд → ястреб-перепелятник; 2) ястреб-перепелятник; 3) детритная
Задание 11
Какие функции могут выполнять бактерии в экосистемах?
Ответьте на вопрос. Всего за задание 3 балла.
Примерный ответ: 1) продуценты (автотрофные бактерии); 2) консументы (паразитические бактерии);3) редуценты (сапротрофные бактерии).
Задание 12
Какое количество энергии перейдет от продуцентов к консументам второго порядка, если чистая первичная продукция экосистемы составляет 150000 кДж/м2 в год? Ответ подтвердите расчетами.
Всего за задание 3 балла
Примерный ответ: 1) эффективность переноса энергии в пищевых цепях от одного звена к другому составляет в среднем 10%.2) от продуцентов к консументам 1 порядка перейдет 15000 кДж/м2 в год; 3) от консументов 1 порядка на уровень консументов 2 порядка перейдет 1500 кДж/м2 в год.
Задание 13
Изучите график, отражающий зависимость интенсивности фотосинтеза и дыхания от температуры. Установите температуру, оптимальную для дыхания растения. Установите минимальную температуру, при которой возможен фотосинтез. Установите максимальное температурное значение, при котором ещё будет происходить прирост биомассы растения.
Всего за задание 3 балла.
Ответ: 1)+55; 2) -10; 3)+47.
Задание 14
Почему в «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» среди внутренних вызовов экологической безопасности был отмечен «низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения»?
Ответьте на вопрос. Всего за задание 2 балла.
Примерный вариант ответа: Люди не понимают значимости экологических проблем и, как следствие, не уделяют им достаточного внимания в своей повседневной и профессиональной деятельности. Это ведет к исчерпанию природных ресурсов, росту негативного воздействия на среду, включая нарушение баланса биосферы, изменение климата.
Задание 15
На Государственном совете (декабрь 2016 г.), посвящённом Году экологии в Российской Федерации, в качестве одной из основных целей был определён переход России к модели экологически устойчивого развития. Что означает термин «экологически устойчивое развитие»?
Ответьте на вопрос. Всего за задание 2 балла.
Примерный вариант ответа: Такое развитие предполагает решение социально-экономических задач, не выходя за пределы биосферной ёмкости, включая рациональное использование природных ресурсов, минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, охрану природы, сохранение биологического разнообразия.
Задание 16
Какие тенденции изменения глобальной температуры на Земле можно ожидать при повышении концентрации пылевых частиц? Повышении концентрации СО2?
Ответьте на вопросы. За ответ на каждый вопрос от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла. Примерный вариант ответа: 1. Повышение концентрации пылевых частиц, отражая солнечные лучи, ведет к снижению температуры. 2. Повышение концентрации СО2 создает экран, который пропускает тепловые лучи от солнца, но не пропускает отраженные лучи от поверхности Земли, ведет к развитию «парникового» эффекта и повышению температуры.
Задание 17
Что человек может сделать для сокращения своего влияния на выраженность тренда к повышению глобальной температуры на планете?
Приведите два положения. За положение от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла.
Примерный вариант ответа: 1. Сокращение выбросов парниковых газов за счет новых технологий (низкоуглеродное развитие). 2. Увеличение площади лесов и других природных экосистем, способных депонировать углерод, тем самым в определенной степени компенсируя антропогенные выбросы парниковых газов.
Задание 18
Почему в «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» среди основных показателей для оценки состояния экологической безопасности отмечена «доля территорий, занятых лесами» и «доля особо охраняемых природных территорий»?
Ответьте на вопрос. Приведите три аргумента. За аргумент от 0 до 2 баллов. Всего за задание 6 баллов.
Примерный вариант ответа: 1. Поддержание баланса биосферы (включая жизнеобеспечивающие функции, круговорот вещества и энергии, газовый состав атмосферы и пр.) как непременного условия для обеспечения здоровья человека и возможностей для дальнейшего развития. 2. Сохранение биоразнообразия (включая как популяции отдельных видов, так и сообществ, и экосистемы). Наиболее эффективно это можно осуществлять на территории ООПТ. 3. Смягчение последствий негативного воздействия антропогенной деятельности на климат. Леса позволяют депонировать углерод, тем самым компенсируя повышение его концентрации в атмосфере вследствие деятельности человека. Кроме того, природные экосистемы, в особенности леса, смягчают климатические изменения, создавая микроклимат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 6 классе
Данный материал содержит текст заданий для проведения школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии в 6 классе. Рассчитан на эрудицию детей, проявление повышенного интереса...
Задания на школьный этап всероссийской олимпиады школьников по технологии 2015 – 2016 учебный год 10 - 11 класс
Тема: «Моделирование плечевого изделия. Перевод нагрудной вытачки» Цель: Научить выполнять перевод нагрудной вытачки....
задания для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку (9-11 классы)
задания для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку (9-11 классы)...
Анализ школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии
Анализ школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии...
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии
Задания.Тесты.Ответы....
Задания к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по экологии для учащихся 7-8 классов
тестовое теоретическое задание для учащихся 7-8 классов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с ответами и формой оценки работ...
Задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 7-8 класс
Задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 7-8 класс...