Разработка открытого занятия по краеведению и экологии Восточного Казахстана
материал по экологии

  Реально  идущие  процессы  гуманизации  и  модернизации  современного образования  предполагают  расширение  возможности  педагога  в  выборе модели образования, в применении как традиционных, так и инновационных технологий,  к числу которых относятся игровые технологии. Они позволяют интегрировать  знания  школьников  по  истории,  краеведению,  биологии, литературе,  географии,  экологии,  понять  современные  экологические, социологические,  демографические  проблемы.  Формировать  профессиональные,  гражданские,  патриотические,  этические,  эстетические интересы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_ekskursovod-kraeved-ekolog.docx46.11 КБ

Предварительный просмотр:

КГКП «Дворец творчества детей и молодежи»

ГУ «Отдел образования г.Семей ВКО»

Разработка открытого занятия

по краеведению и экологии Восточного Казахстана

Игра «Экскурсовод»

Дата проведения: 24. 12. 2014 г

Аудитория:  № 208

Время проведения: 13.00 ч

Педагог дополнительного образования:     Дюсенбаев А.Н., Дюсенбаева Н.Н.

Пояснительная записка:

  Реально  идущие  процессы  гуманизации  и  модернизации  современного

образования  предполагают  расширение  возможности  педагога  в  выборе

модели образования, в применении как традиционных, так и инновационных

технологий,  к числу которых относятся игровые технологии. Они позволяют

интегрировать  знания  школьников  по  истории,  краеведению,  биологии,

литературе,  географии,  экологии,  понять  современные  экологические,

социологические,  демографические  проблемы.  Формировать  

профессиональные,  гражданские,  патриотические,  этические,  эстетические

интересы

   Игра  «Я  –  экскурсовод»  проводится  для  воспитанников кружка «Краеведение и ИКТ»

Цель  игры: Познакомить воспитанников с профессией экскурсовода.  

Задачи:  

1.  В  игровой  форме  проверить  знания детей по  географии,

краеведению, экологии родного края.  

2.  Дать возможность проявить находчивость, чувство юмора, творческую активность.  

3.  Заинтересовать воспитанников в изучении дополнительной литературы по

краеведению.  

4.  Способствовать укреплению коллектива всей  группы.

5.  Выяснить,  какими  знаниями  о  профессии  экскурсовода    владеют

обучающиеся.  Степень  усвоения  профессионального  и  историко-

краеведческого курсов.

6.  Развивать  интеллектуальную  сферу  мышления,  способность  к

целевому, причинному вероятностному анализу.

7.  Обобщить, закрепить, повторить изученный материал.

8.  Формировать  творческий интерес к профессии экскурсовода, желание

заниматься  исследовательской  краеведческой  работой,  стремление  к

получению новых знаний.

9.  Изучать  и  воспринимать  экологические  проблемы  края,  как  лично

значимые.

10. Воспитывать  чувства  любви  к  родному  краю,  ответственности  за  его

будущее.

  В  игре  принимают  участие  несколько  команд  по  4-5  человек.  

Предварительно,  за  две  недели воспитанники получают  задания  по  различным

конкурсным вопросам и турам, изучают темы или разделы из предложенных

педагогом источников.

Конкурс  оценивает  компетентное  жюри  педагогов-краеведов  и  наиболее

Подготовленных воспитанников. Конкурс проводится  в течение 1ч 30 мин.

  Структура мероприятия:

1.  Вступительная часть. Погружение в игру. Ведущий разъясняет цели,

правила игры, форму проведения конкурса, представляет команды.  

2.  Основная игровая часть. Игра состоит из 6 туров. Каждый тур состоит

из  творческих  заданий  или  вопросов.  Жюри  оценивает  команды  и

начисляет баллы.

3.  Заключительная часть. Подведение итогов. Награждение команд.

Конкурс  проводится  в  кабинете,  который  оформлен

соответствующими атрибутами. На центральной стене голубой глобус, карта-

схема изучаемого  района, портреты учѐных, путешественников, знаменитых

людей края, рекламно-информационные материалы. Карточки разного цвета

с  номерами  заданий.  Бланки  итогового  листа  ответов  участников  и  жюри.

Хронометр, игровые столы для команд, музыкальное сопровождение.

Первый тур.

  Разминка.

   Ведущий  игры  задаѐт  вопросы  всем  командам.  Команда  первая,  давшая

правильный  ответ,  получает  балл.  Побеждает  команда,  получившая

наибольшее количество баллов.

1.  Когда был организован первый национальный парк в мире.? (1858г.)

2.  Год образования первого заповедника ВКО . его название  (1976 г, Маркакольский)

3.  Высота самой высокой горы Восточного Казахстана ? (547 м)

4.  Самое большое животное наших лесов? (Лось)

5.  Из какой легенды  эти строки: «Однажды, после набега на калмыков,

делил хан Аблай богатую добычу…» (об Ок-Жетпес)

6.  На  каких  озерах ВКО  находится целый городок лагерей отдыха детей? (Михайловские озера , с. Бородулиха)

7.  Сколько рек в Восточном Казахстане? (13 рек: Аягоз, Белая Берель, Бухтарма, Громотуха, Казачиха , Джумба, Иртыш, Кальджир, Курчум, Нарым, Тихая, Ульба, Шаган)

8.  Какой из видов туризма самый дорогой? (космический)

9.  Назовите площадь Западно-Алтайского природного заповедника.

10. Сколько  озѐр  находится  на  территории  ВКО? (4 озера и 2 водохранилища : Алаколь, Жаланашколь, Зайсан,  Маркаколь, Сасыкколь, Бухтарминское водохранилище, Шульбинское водохранилище)

11. Как звали белого вещего верблюда из народной легенды? (Бура)

 Второй тур

 Домашнее задание.

   Каждая команда превращается в туристическое  агентство. Команде нужно

подготовить рекламный проспект и  показать рекламный ролик-презентацию

своей туристической фирмы. Презентация должна содержать информацию о

турфирме: название, рекламный лозунг, логотип, разнообразие и количество

предоставляемых услуг, количество мест, цены и скидки, какие путешествия

и экскурсии предлагаются. Регламент выступления – 5 минут.

Жюри  оценивает,  какая  туристическая  фирма  (команда)  была  интереснее,

ярче,  убедительнее,  у  кого  шире  ассортимент  услуг,  как  оформлена

практическая    часть  задания  (рекламный  проспект,  листовка,  журнал).

Максимальное количество баллов – 10.

Третий тур.
 Конкурс «Краевед».

  Ведущий  игры  предлагает  каждой  команде  ответить  на  3  вопроса.  За

каждый  правильный  ответ  команда  получает  по  2  балла.  Если  команда  не

ответила  на  какой-нибудь  вопрос  или  дала  неправильный  ответ.  Вопрос

задаѐтся    другой  команде.  Побеждает  команда,    набравшая  наибольшее

количество баллов.

1.  Назовите  годы  образования  г. Семипалатинск и Усть-Каменогорск

(1718г – г. Семипалатинск, 1720 г – Усть-Каменогорск, статус города – 1868 г )

2.  Какие курорты находятся в ВКО. (Жаланашколь, Коктурма- Алаколь, )

3.  Почему наш бор называют «реликтовым» (пережил ледниковый период и остался целым.)

4.  Сколько заповедников в ВКО ( 3 заповедника: Алакольский,  Западно-Алтайский, Маркакольский)

5.  В  каком  году  и  по  какой  причине  был построен подвесной мост в г Семей (старый мост через р. Иртыш не справлялся с грузоперевозками, техническая «старость» моста, 2000 г)?

6.  Назовите фамилию оперной певицы- уроженки ВКО, народной артистки СССР- Тулегенова Бибигуль Ахметовна)

7.  Когда  и  почему  впервые  проводились  геологические  исследования

нашего края? (1892гг, в связи со строительством Сибирской железной

дороги, а еще раньше – с 1714 г Петру I доложил сибирский губернатор Матвей Гагарин о «песочном золоте» на реке Иртыш. )

8.  В каком районе г Семей расположен Мемо риал героев Гражданской войны и революции . (район 72 квартала)

9.  Как фамилия классика советской литературы, автора произведений «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», уроженца ВКО  . ( Анатолий Иванов)

10.  Сколько семипалатинцев удостоены звания Героя Советского Союза ( 56 человек)

11. Кто отбывал  политическую ссылку ссылку в г. Семипалатинске во второй половине 19 века. (Ф.М. Достоевский,  Е.П. Михаэлис , Н. Долгополов, П. Лорбановский, С. Гросс, А. Леонтьев, Н. Коншин., которые встречались с  П.П. Семеновым-Тянь-Шанским, Г.Н. Потаниным, Ч. Валихановым )

12.  Какова  численность  населения  города  Семей  на  сегодняшний

день? (331 500 тыс. человек).

13.  Кто был инициатором создания  Семипалатинского филиала Географического общества . ( 1883 г Е.П. Михаэлис, А.Н. Белослюдов и В.Н. Белослюдов)

14.  В каком году усть-каменогорская  хокейная команда «Торпедо» стала чемпионом зимних Азиатских игр . (1999 г)

15. В каком году в Усть-Каменогорске построили первый в казахстане цинковый электролитный завод. ( 1947 г, эвакуировали в начале войны оборудование завода из Орджоникидзе)

 

Четвёртый тур.

 Экология и мы.

   Ведущий  игры  предлагает  каждой  команде  выбрать  карточку.  Каждая

карточка  имеет  определѐнный  цвет  (Красная  карточка  –  экология  Земли,

Синий цвет – экология водоѐмов, Зелѐный цвет – экология леса, Белый цвет –

экология  воздуха)  и  содержат    экологическую  проблему.  Командам

предлагают  сформулировать  экологическую  проблему  и  предложить  еѐ

решение.  Время  на  решение  7-10  минут.  За  выполненное  задание  команда

получает 5 баллов. Если другие команды дают  свой оригинальный вариант

решения, то получают дополнительно по 1 баллу.

  Экология  Земли.  Город,  национальный  парк  загрязняются  бытовыми

отходами.

Пути  решения:  Улучшить  работу  коммунальных  служб,  построить

мусороперерабатывающий  завод,  найти  ответственных  за  каждый  участок

территории.  

 Экология Воздуха. Большое загрязнение воздуха даѐт поток автотранспорта

летом (15 тысяч автомобилей в день), что приводит к загрязнению воздуха и

почвы  тяжѐлыми  металлами.  Зимой  воздух  загрязняется  выбросами

котельных города и печных труб (4,7 тысяч тонн за сезон)

Пути  решения:  Перевод  котельных  на  экологически  чистое  топливо:  газ,

электроэнергия.  Усилить  экологические  требования  к  автомобильному

транспорту, перейти на электромобили в зоне национального парка.

  Экология  воды. Отрицательный водный баланс, падение уровня воды озѐр,

которые используются на нужды города.  Загрязнение водоѐмов, отсутствие

очистных сооружений.

Пути  решения:  Построить  альтернативные  системы  водоснабжения,

построить  очистные  сооружения,  прекратить  забор  воды  из  озѐр,  начать

масштабную очистку озѐр.

  Экология леса. Леса испытывают рекреационные перегрузки от огромного

количества людей, часты случаи пожаров в лесу (примерно 30 возгораний за

сезон),  загрязнение  лесов  бытовым  мусором,  случаи  браконьерства,

незаконная вырубка лесов. Многие виды животных, птиц, растений занесены

в Красную книгу

Пути решения: Снизить рекреационные перегрузки на леса, за счѐт развития

зимних  видов  отдыха  и  перераспределения  сезонного  потока  отдыхающих,

усилить  службу  экологической  безопасности  и  экологический  контроль,

разгрузить наиболее посещаемые маршруты.

 

Пятый тур.

 Конкурс капитанов «Я знаю всѐ».
  Каждому капитану по очереди задаются вопросы. Если капитан не отвечает

на  вопрос.  Его  задают  другому  капитану.  За  каждый  правильный  ответ

капитан  получает    1  балл.  Побеждает  капитан,  набравший  наибольшее

количество баллов.

  1. Какой ныне действующий музей в г. Семей расположен в бывшем доме генерал-губернатора , построенном в 1856 г по приказу губернатора Проценко. (Историко-краеведческий музей , открыт в 1977 г)

2 В каком городе ВКО есть памятники Абаю, Пушнику, Кирову, Потанину и Ушакову . ( в  

                   План  – конспект  открытого  занятия

Направление: Малая инженерно-техническая школа.

Кружок:  « Юный биолог»  (прикладная биология)

Возраст воспитанников : 14 – 17 лет

Место проведения: 2-ой  корпус ДТДиМ, аудитория № 316

Время проведения:   15.00 ч.   Количество  воспитанников – 7 (из 9),

 3-й года обучения.

Педагог:  Дюсенбаева Нина Николаевна (высшая категория, учитель химии и биологии)

Тема занятия:   «Выполнение практической части проекта»

Цели:  

 образовательные :  пороговая аттестация практических ЗУН воспитанников в форме  защиты индивидуальных проектов; мониторинг  учебной дополнительной программы «Юный биолог», рассчитанной на три года обучения; мониторинг практической исследовательской деятельности обучающихся.      

развивающие:    подбирать и использовать современные методы исследования природных процессов, объектов живой и неживой природы; анализировать и обобщать изученный материал; умение осуществлять самостоятельный поиск биологической, химической информации в различных источниках и применение ее в исследованиях; умение отличать факты от домыслов, владение измерительными  навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Воспитательные: коммуникативные компетентности:  умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, умение  взаимодействовать с окружающими; навыки работы в группе, владение различными социальными ролями.

Социально-трудовые компетентности:  выполнение роли наблюдателя, потребителя, производителя; умение анализировать ситуацию, владение этикой взаимоотношений.

Компетентности личностного самосовершенствования:  интеллектуальное саморазвитие, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Материально-техническое сопровождение:  ноутбук, электронная доска, стикеры, магнитная доска, карты-мониторинга, бумага.

Тип занятия: обобщающее.

Вид занятия: контрольно-обобщающий

Форма проведения занятия: защита индивидуальных  исследовательских проектов (научно-практическая конференция)

Использованные педагогические технологии:  модульная, проектная, исследовательская, ИКТ, личностно-ориентированная, компетентностная.

План занятия:  1. Организационный момент – выступление педагога, согласование хода  и форм реализации занятия  с участниками  занятия.

  1.  Защита и анализ  курсового проекта Ереминой Алины «Восстановление естественного типа дыхания» .
  2. Валеологическая пауза на снятие психологического напряжения : «Щедрые подарки здоровья»
  3. Защита и анализ  курсового проекта Шаризановой Софьи «Хроматографические методы анализа пищевых продуктов».
  4. Валеологическая  пауза-комплекс упражнений дыхательной гимнастики «Часики»
  5. Защита и анализ  курсового проекта  Краснолобовой Юлии «Влияние пылевых выбросов цементного производства на накопление свинца в бобовых»
  6. Валеологическая пауза – для улучшения мозгового кровообращения .
  7. Групповая работа всех участников занятия :
  8. Защита и анализ  курсового проекта   Рожневой Полины «Экологический школьный паспорт»
  9. Саморефлексия участников – рефлексивный круг
  10. Подведение итогов защиты проектов
  11. Рефлексия на плакате – работа со стикерами

Ход занятия:  1. Педагог представляет тему занятия, участников занятия (гостей, воспитанников, защищающих свои исследовательские проекты); представляет план работы занятия; презентует формы подачи отчетности в конце работы; регламент выступающих.

2. Валеологическая пауза на снятие психологического напряжения  «Щедрые подарки здоровья».

Педагог предлагает сесть удобно, каждый должен взять стакан с соком и пить. Участники занятия пьют сок, потом опускают голову, расслабляя руки, ноги, чтобы почувствовать как сила природы, собранная в соке, наполняет их организм. По окончании релаксации -1-2 минуты- благодарят мысленно солнце, землю и воду за щедрые подарки здоровья.

3. Валеологическая  пауза  -комплекс упражнений дыхательной гимнастики «Часики».

Стоя, ноги слегка раставить, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед, назад, произнести «тик-так».

  1. Валеологическая пауза – для улучшения мозгового кровообращения .
  1. И.П. – сидя на стуле: 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад

                                     3-4 -  голову наклонить вперед, плечи не поднимать.

                                     Повторить 4 раза, темп медленный.

  1. И.П. –стоя – руки на поясе:1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – то же правой рукой. Повторить 4 раза. Темп  медленный.    
  1.   Групповая работа всех участников занятия:

А) Расчетная задача по темам «Фотосинтез» и «Человек и биосфера» (для воспитанников). Групповая форма работа в паре.

За сутки человек потребляет в среднем 430 г кислорода. Одно дерево за вегетационный период поглощает около 42 кг углекислого газа.

Сколько деревьев обеспечат человека кислородом в течение года?

Б)  Групповая работа для  педагогов, посетивших данное занятие.

В представленной таблице показаны не только виды деятельности                   человека, но и ее последствия и результаты, приводящие к экологическим сдвигам.

Укажите для каждого из антропогенных факторов конечные результаты:

     Деятельность

      Последствия

      Результат

Беспокойство (шум, хождение по лесу)

 Изменение поведения особей и их состояния

Вытаптывание (человеком, животными)

Уплотнение почвы, гибель особей

Вырубка

Изменение микроклимата, осветление

Расселение

Появление популяции нового вида в сообществе

Загрязнение  

(химическое, физическое, биологическое)

Изменение химического и физического состояния воды, воздуха, почвы

Урбанизация

Изменение природных ландшафтов

  1.  Рефлексивный круг.

Все участники занятия  встают в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: «Расскажите о своем эмоциональном состоянии, как вы оцениваете свое участие в занятии? Что вы узнали нового? Что понравилось?  Что не понравилось? Какие трудности возникли при выполнении задания? Смогли бы вы выполнить задания в одиночку? »

  1.   Подведение итогов защиты проектов, заполнение диагностичесих карт результатов обучения.
  2. Рефлексия на плакате:  на нарисованнойм плакате все участники занятия приклеивают стикеры:  

Зеленый – кому все очень понравилось, узнал много нового; Желтый – не все понравилось, многое не понял;    

Красный – ничего не понравилось, все не понял.

Приложение №1.

   

   Б)  Групповая работа для  педагогов, посетивших данное занятие.

В представленной таблице показаны не только виды деятельности человека, но и ее последствия и результаты, приводящие к экологическим сдвигам.

Укажите для каждого из антропогенных факторов конечные результаты:

     Деятельность

      Последствия

      Результат

Беспокойство (шум, хождение по лесу)

 Изменение поведения особей и их состояния

Агрессия одного вида  особей по отношению к другому; сокращение численности особей ; прерывание пищевой цепи; доминирование одного вида над другим и др

Вытаптывание (человеком, животными)

Уплотнение почвы, гибель особей

Снижение численности бактерий , насекомых, грызунов – нарушение цепочки питания в экосистеме; изменение химического состава почвы; покидание  особями мест ореала – изменение численного-видового состава особой; изменение вида экосистемы.

Вырубка

Изменение микроклимата, осветление

Приобладание светлолюбивых растений, появление  видов животных, предпочитающих данную экосистему; изменение структуры и вида экосистемы

Расселение

Появление популяции нового вида в сообществе

Квартиранство, хищничество, доминирование, канибализм, пааразитизм;  вымирание видов.

Загрязнение  

(химическое, физическое, биологическое)

Изменение химического и физического состояния воды, воздуха, почвы

Полное изменение экосистемы и ее составляющих. Вымирание, исчезновение видов.

Урбанизация

Изменение природных ландшафтов

Изменение внешнего вида Земли; появление новых видов (эволюция) – дивергенция, конвергенция.  Вымирание, изчезновение

                                   Приложение № 2.

 А) Расчетная задача по темам «Фотосинтез» и «Человек и биосфера» ( для воспитанников). Групповая форма работа в паре.

За сутки человек потребляет в среднем 430 г кислорода. Одно дерево за вегетационный период поглощает около 42 кг углекислого газа.

Сколько деревьев обеспечат человека кислородом в течение года ?

Решение: 1. Определим, скольког  кислорода (О2)потребуется человеку для дыхания в течение года.  0,43  кг  х 365 дней= 156,9 кг

   

            Решение: 1. Определим, скольког  кислорода (О2)потребуется человеку для дыхания в течение года.  0,43  кг  х 365 дней= 156,9 кг

2.По суммарному уравнению фотосинтеза подсчитаем, какое количество О2 выделит одно дерево за вегетационный период.

                                       42                                               х кг          

                                     6СО2 + 6 Н2О = С6Н12О6 + 6 О2

                                       44                                                 32

                                            Х= 42 х 32 :44  =30,5 кг

3. Вычислим, сколько деревьев обеспечат дыхание одного человека.

                  156,9 кг : 30,5 кг = 5 деревьев

Ответ:  человека на год кислородом обеспечат 5 деревьев.

     

 


Список литературы

1.  Закон  о  туристической  деятельности  Республики  Казахстан.  Астана.

«Юрист». 2005 год.

2. Сборник официальных материалов «По вопросам развития туризма».

Агентство по туризму и спорту. Астана 2001 год.

3.  Сборник  официальных  материалов  «Туристическая  деятельность».

Астана. «Юрист». 2002 год

4. Б.В. Емельянов «Основы экскурсоведения». Учебное пособие. Москва.

Турист. 1986 год.

5. П.С. Пасечный «Туризм и экскурсии». Москва. Турист. 1985 год.

6. М.Н. Илюхин. «Рассказ на экскурсии». Москва. Турист. 1987 год.

7.  Сборник  научных статей   о  заповеднике  «Боровое». Алма-Ата.  1940

год.

8. Н.Г. Можаева., Е.В. Богинская «Туризм». Москва. 2007 год.

9. Г.А.  Яковлев.  «Экономика  и  статистика  туризма».  Учебное  пособие.

Москва. 2007 год.

10. М.В. Соколова «История туризма». Москва. «Академия». 2007 год.

11. К. Нурпеисов., Б. Аяганов., Н. Жаксылыков. «История Казахстана». 11

кл. Алматы. 2003 год. ЗАО изд-во «Мектеп». 6-е издание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятники ранних кочевников на территории Восточного Казахстана в берельское время

Памятники ранних кочевников на территории Восточного Казахстана в берельское времяБерель является памятником пазырыкской культуры скифо-сакских племен Алтая, расположенный в высокогорной долине на тре...

РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА на тему: «Великие женщины Казахстана, прославившие свою страну и народ»

Задачи: 1) Познакомить (актуализировать знания) учащихся  с биографиями женщин,  известных не только в  Казахстане,  принесших славу своей родине.2) Обогащать словарный запас,...

Разработка урока по географии на тему "Заповедники Казахстана"

Данная разработка урока презназначена для учащихся 8 класса. Урок предусматривает групповую работу, где каждая группа выполняет индивидуальное творческое задание по теме. Заполняют таблицу, оценивают ...

Разработка открытого урока по истории Казахстана «Культура саков»

Тема урока: «Культура саков» Цель урока: Обучающая:- создать условия для усвоениия знаний о культуре сакских племен;- проследить взаимосвязь культуры саков и современного казахского народа;-...

Внеклассное мероприятие по краеведению, географии, экологии, истории "Трудовой календарь сегозерских карел"

Мероприятие проводится в форме игры и предназначено для учащихся 4-9 классов....

Методическая разработка открытого бинарного занятия по дисциплинам: «Экология – Информатика»

Тема занятия:«Решение экологических задач на устойчивость и развитие(Расчет  индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) субъектов РФ)»«Использование различных возможностей...