Внеклассное мероприятие по краеведению, географии, экологии, истории "Трудовой календарь сегозерских карел"
методическая разработка по краеведению на тему
Мероприятие проводится в форме игры и предназначено для учащихся 4-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_trudovomu_kalendaryu.zip | 479.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Поросозерская средняя общеобразовательная школа»
Трудовой календарь сегозерских карел
(разработка внеклассного мероприятия
по краеведению, географии, экологии, истории)
Автор:
Осипова Наталья Анатольевна, учитель географии, биологии.
п.Гумарино 2012 год
Тема мероприятия: Трудовой календарь сегозерских карел..
Тематика: Народный календарь. Традиции и современность.
Цель: познакомить учащихся с особенностями трудовых будней сегозерских карел.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и углубить знания учащихся о трудовом календаре крестьян Сегозерья;
- вызвать у учащихся интерес к дальнейшему изучению истории и культуры родного края.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся уважение и любовь к своей малой родине, народным традициям;
- формировать национальное самосознание;
- формировать умение работать в коллективе.
Развивающие:
- развивать у учащихся художественный и эстетический вкус;
- развивать память, мышление, воображение.
Рекомендуемый возраст: 10-13 лет.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Место проведения: помещение класса.
Методический репертуар занятия.
Общепедагогические технологии:
- технология интегрированного обучения (данное занятие включает в себя элементы школьных предметов – истории, обществознания, «Моя Карелия»);
- игровые технологии;
- проблемное обучение.
Музейные технологии:
- игровые технологии;
- технология коллективного творческого дела;
- проблемное обучение.
Методики:
- методика организации учебной игры для учащихся среднего звена.
Форма проведения занятия:
- учебная игра.
Виды деятельности учащихся:
- командная игра.
Методы:
- игра;
- рассказ;
- беседа.
Реализация компетентностного подхода: данное занятие позволяет формировать следующие компетенции у школьников:
- учебно-познавательные (определять порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами);
- коммуникативные (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);
- информационные (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);
- компетенции личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).
Оборудование и материалы:
- два стола для команд;
- два набора лото;
- конверты с заданиями;
- сундучок с бисером, ткань, прялка, корзина;
- оформленная доска (см.фото в сценарии).
Использованные источники:
- Материальная культура и декоративно-прикладное искусство сегозерских карел конца XIX- начала XX века./авт.-сост.Р.Ф.Никольская, А.П.Косменко.- М.: Наука, 1981.
- Предтеченский Ф. Кое-что о кореле// Олонецкие губернские ведомости. 1905. № 61.
- http://www.library.karelia.ru (материалы по истории и культуре Карелии)
Структура занятия:
- Вступительное слово учителя, разбивка учащихся на команды (2 минуты);
- Игра «Собери лото!» (9 минут: 7 - минут на выполнение задания, 2 минуты – на проверку);
- Игра «Вопрос – ответ» (5 минут);
- Игра «Секреты сегозерской кухни» (7 минут: 5 минут - на выполнение задания, 2 минуты – на проверку);
- Игра «Загадки карельской девушки» (14 минут);
- Подведение итогов (3 минуты).
Занятие, посвященное трудовому календарю сегозерских карел, разработано для 6-8 класса-комплекта, в котором обучаются 6 учеников. Это занятие проводилось в форме игры-соревнования двух команд: команда мальчиков и команда девочек (так как один из учеников 6 класса заболел, то его заменила ученица начальной школы). Основная цель данного занятия - ознакомление учащихся с особенностями трудовых будней сегозерских карел. Первая игра – «Собери лото» - посвящена трудовому календарю Сегозерья. Каждой команде выдается пустое круглое поле, на котором написаны только названия месяцев. Также учащиеся получают карточки, в которых описаны основные виды крестьянских работ для какого-то определенного месяца и картинки к ним. Например,
В этом месяце самое время собирать урожай репы, которая хорошо росла на бедных, каменистых почвах. Зерна до нового урожая могло и не хватить, зато репу ели круглый год. Из нее варили супы, ее запаривали и кушали вместе с солеными грибами, а из сухой репы делали квас. |
Команды должны за 7 минут правильно расставить карточки по полю, т.е. определить, в каком месяце какие работы выполнялись. Задание интересное, но достаточно сложное. Учащиеся не знакомы с этой темой, им придется внимательно изучать текст на карточках (в тексте есть небольшие подсказки, намеки). В педагогике это называется проблемным обучением.
Вторая игра для разнообразия деятельности проводится с ведущим-учителем, где учащиеся не сами изучают материал, а слушают его. Игра называется «Вопрос-ответ». Я задаю вопрос, а отвечает на него та команда, которая первой подняла сигнальный знак (он выдается каждой команде). Так как учащиеся мало знакомы с особенностями труда крестьян, то им дается подсказка – на доске вывешивается лист с ответами на вопросы. Среди этих слов учащиеся должны как можно быстрее найти правильный ответ (смотри сценарий).
В третьей игре опять меняется стиль деятельности учащихся. Им предлагается познакомиться с особенностями кухни сегозерских карел. Из отдельных частей участники должны собрать верные утверждения о традиционных блюдах Сегозерья. Конечно, кое-что по этому вопросу учащимся известно, но большинство материала будет в новинку (например, о таких блюдах, как мямми, мяхько).
Последняя игра также отличается от остальных по виду игровой деятельности учащихся. Для этой игры приглашается девочка из 9 класса, которая играет роль карельской девушки. Она задает проблемные задания, а команды после размышления и обсуждения должны дать правильный ответ.
В течение всего игрового занятия в классе царил дух здорового соперничества. Учащиеся сказали о том, что в такой необычной игровой форме проще и интереснее изучать историю и культуру родного края.
Сценарий занятия.
Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем знакомиться с жизнью сегозерских карел. Сегодня у нас с вами не обычное занятие, а игра-соревнование, в ходе которого вы познакомитесь с трудовой жизнью наших предков.
Для начала я разделю вас на две команды – команду мальчиков и команду девочек (по три человека в каждой). Каждая команда садится за свой стол. Команды готовы? (Да!). Итак, первая игра – «Собери лото»!
Лото называется «Трудовой календарь». Я выдаю каждой команде поле для лото. Это поле (показываю всем) – пустой календарь, на который нанесены только названия месяцев.
В конверте (показываю) лежат карточки с описанием определенного вида крестьянских работ в каждом месяце года; 12 месяцев – 12 карточек. Ваша задача: за 7 минут распределить эти карточки под названиями месяцев. За каждую верно поставленную карточку дается 1 балл. Всем понятно задание? Итак, начали!
Время истекло. Обе команды составили свой вариант трудового календаря. Сейчас мы с вами вместе проверим вашу работу.
Учитель проверяет правильность составления лото, называет ошибки, обсуждает их с учениками. Необходимо, чтобы у учащихся сложилось правильное представление о том, какими видами крестьянского труда занимались сегозерские карелы в определенные месяцы года. В итоге каждая команда заработала 8 баллов из 12 возможных.
Ну что ж, неплохо справились. Теперь я предлагаю вам вторую игру - «Вопрос-ответ». Я буду читать вопрос, а отвечать на него будет команда, которая первой поднимет сигнал (он лежит у вас на столах). Если команда ответит неверно, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл. Вопросы будут интересные, но непростые, поэтому вам в помощь на доске будет висеть подсказки, среди которых необходимо выбрать правильный ответ. Итак, начинаем!
Вопросы:
- Длительная гостьба девушки у родственников.
- Так называются сани для перевозки груза.
- Так называется тип косы, распространенный в Сегозерье.
- Из этого материала делали кошели и посуду.
- Растение с мелкими голубыми цветками, из которого делали ткань.
- Помещение, в котором сушили и молотили рожь.
- Так называли охотничий участок карельской семьи.
- Резная деталь крыши дома.
Подсказки на доске.
Ребятам было предложено ответить на 8 вопросов, команда девочек набрала 5 баллов, команда мальчиков – 3 балла.
Молодцы, ребята! А теперь давайте поговорим с вами о национальной кухне сегозерских карел. Пока мужчины трудятся в поле, рыбачат, охотятся, женщины, помимо своих домашних работ, должны еще и еду приготовить – вкусную и калорийную. Вот сейчас мы и посмотрим, насколько хорошо вы знаете, какие блюда готовили сегозерские хозяйки. Игра, в которую я предлагаю вам сыграть, называется «Секреты сегозерской кухни». В течение 5 минут из предложенных частей вам надо собрать верные высказывания о блюдах кухни сегозерских карел и приклеить их на лист бумаги.
За каждое верное высказывание команда получает 1 балл. Всем понятно задание? Выдаются конверты с заданиями, листы и клей-карандаш.
Верно составленные выражения:
Мямми | жидкое блюдо из ржаной муки и закваски. |
Мяхько | толченая брусника с толокном. |
Студень | варили из рыбьей чешую и внутренностей. |
Квас | делали из репы. |
Калитки | это знаменитое карельское блюдо. |
Сосновая кора | в голодные годы добавлялась в хлеб. |
Белые грибы, подосиновики и подберезовики | не употребляли в пищу, а сушили и использовали в качестве приправы. |
Рыбник | еще называют курником. |
Итак, команды, ваше время истекло, давайте проверим вашу работу. Учитель проверяет задание, обсуждает с учениками их ошибки. Девочки заработали 6 баллов, мальчики – 5.
Молодцы! Вы хорошо справляетесь, с вами интересно играть. А сейчас – небольшой сюрприз: у нас гостья из далекого прошлого – ваша ровесница, девушка из карельской семьи. Входит девушка в карельской одежде. Она пришла к вам не просто так, она приготовила вам интересные загадки.
Девушка: «Завтра у нас праздник, с раннего утра мы с мамой начнем печь калитки. Я еще ни разу этого не делала, а мама попросила меня приготовить все необходимые продукты. Когда я спросила ее, а что именно нужно для калиток, она мне очень странно ответила: «Калитта кюзюу кахексоа - Калитка просит восемь». Затем мама ушла в хлев, а я вот тут стою и не знаю, что мне делать».
Ребята, поможем девушке? Через одну минуту вы должны дать полное объяснение этому выражению. Первой будет отвечать та команда, которая раньше поднимет сигнал. За полный правильный ответ команда получит два балла, за неполный – 1 балл. Вторая команда может дополнять и тоже заработает 1 балл. Итак, время пошло. Команда мальчиков правильно объяснила смысл выражения (для калиток необходимы 8 ингредиентов), а девочки правильно назвали необходимые ингредиенты. Поэтому каждая команда получила по 1 баллу.
У девушки в руках корзина. Девушка: «Вот, ребята, какие вы молодцы! А теперь отгадайте вторую загадку. Мне отец смастерил вот эту корзину. Из какого материала она сделана? Как правильно заготовлять этот материал?» В руках у девушки корзина из сосновой щепы, которую заготавливали зимой, когда дерево «спит».
Ребята, через минуту вы должны ответить на поставленные вопросы. За полный и верный ответ команда получает 2 балла, за верный, но не полный – 1. Какая команда первой по истечении минуты поднимет сигнал, та и будет отвечать первой. Вторая команда может дополнять и тоже заработает 1 балл. В случае неверного ответа первой команды, право ответа переходит ко второй.
Команда девочек заработала 1 балл, команда мальчиков – 0 баллов. Затем девушка сама рассказала ребятам о том, как в старину заготавливали сосновую щепу для корзин.
Девушка: «Ну что, ребята, загадаю я вам последнюю загадку. Я собираюсь погостить в феврале две недельки у своих родственников в Паданах. Что я должна взять с собой из того, что лежит на этой лавке (наряды, шкатулка с бисером, тесьма, прялка, нитки, веретено, ткань)? Как у сегозерских карел называется гостьба молодой девушки у своих родственников?» Девушка должна взять с собой наряды, а также бисер, нитки, тесьму и ткань для рукоделия).
Итак, команды, приступаем к выполнению этого задания. Условия такие же, как и в двух предыдущих. Обе команды заработали по 1 баллу.
Девушка: «Молодцы, ребята, мне очень приятно было с вами играть».
Большое спасибо тебе, наша гостья, за интересные задания, до свидания!
Ребята, наша игра подошла к концу. Давайте подведем итоги. Подсчитываются баллы, набранные каждой командой (команда девочек – 22 балла, команда мальчиков – 18 баллов). Обе команды получают небольшие призы.
Понравилась вам игра? Что нового вы сегодня узнали о жизни ваших предков?
Спасибо вам, ребята, за активную работу. До свидания.
Приложение.
Карточки для лото.
В этом месяце многие жители Сегозерья ездили на ярмарку в Шуньгу. До сих пор из уст старожилов можно слышать такое выражение: «В Шуньгу ездили за конями, а в Сельги—за невестами». Сегозерские крестьяне везли на продажу шкурки лисы, белки, зайца, рыбу (сиг, ряпушка), шерстяную ткань, а с ярмарки привозили муку, соль, ткань, посуду, лошадей. | В этом месяце сегозерские карелки заканчивали ткать. Шерстяную ткань – сукно - размягчали ногами в горячей воде, потом несли на озеро, где ее тщательно полоскали и отбивали вальком. Затем сукно вешали сушиться на изгородь, а чтобы не было складок, к нему подвешивали груз. Одежда, сшитая из сукна, была легкой, хорошо сохраняла тепло, имела водоотталкива- ющие свойства. |
В этом месяце самое время собирать урожай репы, которая хорошо росла на бедных, каменистых почвах. Зерна до нового урожая могло и не хватить, зато репу ели круглый год. Из нее варили супы, ее запаривали и кушали вместе с солеными грибами, а из сухой репы делали квас. | В этом месяце лед на озерах крепчал, а сегозерские охотники и рыбаки становились на лыжи. В старину их делали из березы. Лыжи были длиной аж в три метра! Карелы использовали только одну палку, а наконечник для нее делали из березового капа или лосиного рога. Для перевозки грузов зимой с давних времен и по сей день используют санки «ахкиво». |
В этом месяце мужчины начинали активно охотиться. Каждый охотник на своем участке – путике – ставил по 300-400 силков на глухаря, тетерева, белку, норку. Добычу хранили тут же в лесу в специальном лесном амбаре. Женская половина семьи приступала к прядению и ткачеству. | В этом месяце начинался массовый лов ряпушки. Рыбу засаливали в бочки, сделанные из сухостоя, еловых или сосновых досок. Из внутренностей варили студень, а икру промывали и солили, ее считали дорогим деликатесом. |
Это пора сенокоса. В Сегозерье его начинали с Петрова дня, когда трава наливалась соками. На одну корову необходимо было заготовить не менее 3 тонн сена, а на одного барана – 1 тонны. Из-за небольшой площади покосов приходилось заготавливать и дополнительный корм: болотную траву, листья березы, ольхи и рябины. | Время убирать рожь – основную зерновую культуру, которую выращивали в Сегозерье. Для этого использовали серпы с острыми зубчатыми краями. Сжатый хлеб связывали в снопы, а после просушки – в стога. В конце месяца хлеб свозили в ригу, где его молотили. |
Самое время обработать перед посевом землю. Ее пахали примитивными самодельными орудиями – сохой и бороной-суковаткой, а после разбивали мотыгой комки. Перед распашкой поля хозяин вставал на колени, молился об урожае в сторону церкви. Первым по традиции высевали овес. | В начале этого месяца крестьяне сеяли огородные культуры и лен. Чтобы скот не потравил посевов, поля огораживали косой изгородью, которую называли «журавлиным крылом». |
В этом месяце, сразу же после рождественских святок, женщины занимались ткачеством, вышивкой, в мужчины – художественной обработкой дерева. Женская половина семьи ткала льняной холст для одежды, а также полотенца. На станках ткали и половики. Мужчины изготавливали деревянную посуду, прялки, примитивную мебель, плели корзины из ивовых прутьев и лучины. | Чаще всего именно в этом месяце девушки отправлялись «в адьво» - гостить к своим родственникам в другую деревню. С собой они обязательно брали материалы для рукоделия. На посиделках девушка выставляла свои работы напоказ, чтобы все видели, какая она завидная невеста. |
Карточки с рисунками для лото.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по краеведению: "Мы идем в поход"
Внеклассное мероприятие по краеведению "Мы идем в поход".Цели: Изучение природы родного края, развитие туристических навыков....
Внеклассное мероприятие по краеведению "Покой души и сердца, где ты?"
Встреча с курским поэтом Е. А. Шаниным...
Внеклассное мероприятие по краеведению "Вперёд, знаток родного края!"
Внеклассное мероприятие по краеведению в форме игры "Умники и умницы", цель которого - расширение круга знаний обучающихся о Тамбовском крае и воспитание познавательного интереса к истории Тамбо...
внеклассное мероприятие по краеведению
Материал по географии и истории Мещерского края...
Внеклассное мероприятие по краеведению, географии, истории "Кижский архитектурный ансамбль"
Мероприятие посвящено 300-летию Преображенской церкви, входящей в состав Кижского архитектурного ансамбля....
Разработки внеклассных мероприятий. В помощь педагогам. Красные дни календаря.
Мероприятия к красным дням календаря.авторы неизвестны.....
Внеклассное мероприятие "Встреча Нового года по лунному календарю" 6 класс
Общешкольное празднование Нового года по лунному календарю...