Интегративный урок по истории, обществознанию, географии с элементами краеведения и экологии. 10-е классы.
план-конспект занятия по географии (10 класс) на тему
Тема урока "Взаимодействие человека и природы в прошлом и настоящем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок проводят учитель истории и учитель географии. | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Захарова, урок
Интегративный урок по истории, обществознанию, географии с элементами краеведения и экологии.
10-е классы.
Тема урока: Взаимодействие человека и природы в прошлом и настоящем.
Цель урока: используя знания по обществознанию, истории, географии, краеведению, выяснить влияние природно-климатических условий на особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально-политических процессов; продолжить формирование у учащихся представления о проблемах взаимодействия человека с природной средой, формирование экологической культуры.
Тип урока: изучение нового материала.
Материалы к уроку: Школьные учебники:
1. В.П.Максаковский «География.10 кл.», М., «Просвещение», 2007. Тема 2.с. 25-28.
2. Л.Н.Боголюбов. «Обществознание.10 кл.», М., «Просвещение», 2009. Т.9.
3. О.В.Волобуев. «Россия и мир.10 кл.», М., «Дрофа», 2007. Т.1-5.
4. История Омской области. Омск, 1976.
Ход урока:
1 этап. Работа по теме урока.
- Вся история человечества – это история его взаимодействия с природой, окружающей средой.
Работа над понятиями «Природа», «Общество», «Географическая среда». Прием «корзина идей».
Главное внимание на то, что «Общество - обособившаяся от природы часть материального мира».
Учитель географии: Работа по схеме: По Н.Н.Баранскому.
2 направления: географический детерминизм и географический нигилизм.
Первое направление – преувеличение роли географической среды, второе направление – недооценка роли географической среды. Необходимость избежать этих ошибок.
Учитель истории: Логическая цепь
«Присваивающее хозяйство – неолитическая революция – производящее хозяйство».
Работа по группам. На столах – мозаика в конвертах: термины, иллюстративный материал.
Задание: отобрать и представить материал, показывающий взаимосвязь природы и общества. Вопрос: - Каким образом природно-климатические условия обусловили в древности особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально- политических процессов у разных народов?
1. «Речные цивилизации». Древний Египет.
2. Российская цивилизация.
3. Исламская цивилизация.
4. Западная Сибирь.
Презентация творческих работ оформляется на специальных листах, которые во время защиты прикрепляются на доске и составляют Земной шар, в центре которого стоит человек.
- Какова взаимосвязь природы и общества на современном этапе?
Проблемы взаимодействия общества с окружающей средой.
Учитель географии: Рассматриваем схему «Антропогенные ландшафты».
С/хозяйственные | Лесо хозяйст венные | Водные | Городские | Промышленные |
Пашни, пастбища | Вторичные леса | Каналы, пруды | Города, поселки | Заводы, шахты |
Антропогенный ландшафт – это ландшафт, измененный в результате хозяйственной деятельности человека. «Обмен веществ» между природой и обществом носит противоречивый характер: 1) деятельность людей направлена на использование природных богатств; 2) деятельность людей приводит к отрицательным последствиям.
Отличие стихийного бедствия от техногенной катастрофы.
Схема «Экологические проблемы».
по причине происхождения по масштабам последствий
естественные искусственные локальные глобальные
Экологическая культура личности.
2 этап. Закрепление изученного материала. Повторное обращение к схеме «Природа – человек».
- Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения Ф.М.Достоевского:
«Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин».
Выводы:
1. Природа – это естественная среда обитания человека, в которой он получает все необходимое
2. Природа и общество взаимосвязаны.
3. Будущее человека – переход к ноосфере.
Домашнее задание: По группам - подготовиться к уроку - конференции «Глобальные проблемы человечества»:
1. Экологическая проблема. Освоение космоса и Мирового океана. 2. Проблема войны и мира.
Проблема м/ н. терроризма. 3. Отсталость. Проблема народонаселения. 4. Энергетическая проблема. Продовольственная проблема. Проблема СПИДа. Подготовить презентации на дисках.
Захарова О.В., МОУ «СОШ №3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".
Интегрированный урок (история и география) для учащихся 9 классов. Урок изучения нового материала. Урок в форме беседы с элементами практической работы....
Конспект урока по истории (обществознанию) по теме "Человек в оковах тоталитаризма" 9 класс+презентация
К конспекту прилагается тематическая презентация и выдержка из главы 2 Конституции РФ (приложение 2)....
Методическая разработка Игра «ЧТО ГДЕ КОГДА» в рамках предметной недели истории, обществознания, географии.
Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» в рамках предметной недели истории, обществознания, географии. Цель игры:активизация познавательной деятельности учащихся к предметам история, обществознание, географияпер...
Конспект интегрированного урока по истории и географии в 7 классе на тему "История Великих географических открытий"
Предназначен для изучения темы "Великие географические открытия"....
Протоколы заседаний методического объединения учителей истории, обществознания, географии
Протоколы заседаний методического объединения учителей истории, обществознания, географии за 2014-2015 учебный год...
Педагогический проект "Интегративная технология преподавания истории, обществознания и регионального через проектную деятельность учащихся"
Осуществление компетентностного подхода с применением интегративных технологий, метапредметности и конвергенции в изучении истории и обществознания через проектную деятельность учащихс...
Интегрированный урок по истории и географии «Победы А.В. Суворова в истории и на карте»
Интегрированный урок истории и географии для 8 класса адаптивной школы. Урок составлен с учётом психофизических особенностей учащихся со слуховой депривацией. Урок сопровождае...