Методическая разработка открытого бинарного занятия по дисциплинам: «Экология – Информатика»
методическая разработка по экологии (10, 11 класс)

Тема занятия:

«Решение экологических задач на устойчивость и развитие(Расчет  индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) субъектов РФ)»

«Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения практических  заданий»


Данное занятие  является интегрированным и связывает между собой изучение двух предметов: экологии и информатики. Темы по экологии являются основополагающими в данном практической работе. Темы, связанные с изучением информационно-коммуникативных технологий помогают более качественно изучить и понять, осознать и выразить проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.

Авторы:

Бахина И.Э.

Карелина Е.В.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

открытого бинарного занятия

по дисциплинам: «Экология – Информатика»

на тему:

«Решение экологических задач на устойчивость и развитие(Расчет  индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) субъектов РФ)»

«Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения практических  заданий»

Авторы:

Бахина И.Э.

Карелина Е.В.

г. Белгород

ПРЕДИСЛОВИЕ

Задача современного профессионального обучения — обеспечить вхождение обучающихся в информационное общество, научить каждого студента  пользоваться информационно – коммуникационными технологиями (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет  выполнения практических работ. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Объектом данного бинарного занятия ( практической работы) являются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют более ярко выразить взаимоотношения человека с окружающим миром.

Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у обучающихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды.

Данное занятие  является интегрированным и связывает между собой изучение двух предметов: экологии и информатики. Темы по экологии являются основополагающими в данном практической работе. Темы, связанные с изучением информационно-коммуникативных технологий помогают более качественно изучить и понять, осознать и выразить проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

УЧЕБНАЯ:

  • сформировать четкие представления об одном из ключевых индикаторов устойчивого развития – Индексе Развития Человеческого Потенциала (ИРЧП) и ( ИРЧПэколог.)
  • закрепить знания о  методе расчета ИРЧП;
  • рассчитать ИРЧП  регионов Российской Федерации;
  • закрепить  основные операции по созданию, редактированию и форматированию электронных таблиц;
  • отработать  навыки и умнея порядка ввода  формул в электронные таблицы;
  • закрепить умение строить диаграммы с помощью табличного процессора Excel;
  • сделать вывод об уровнях ИРЧП и ИРЧП экол.  субъектов РФ на основе заполненных карт РФ.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

  • расширение области познания и практическую направленность обучения студентов;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • формирование у студентов коммуникативных умений (работать парами, вести диалог, активно слушать);
  • отработка навыков работы в  MS Excel  

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

  • воспитать обучающегося  нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, способного применить экологические знания в своей профессиональной карьере;
  • воспитать чувство ответственности за используемую технику;
  • воспитать понимание взаимосвязи человека с персональным компьютером;
  • продолжать воспитывать интерес к изучаемым  предметам.

ЗАДАЧИ: 

  • развитие индивидуальности студентов;
  • реализация межпредметных связей;
  • формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний по экологии, информатике;
  • использование компьютерных технологий на практике;
  • развитие коммуникативных способностей ребят;
  • развитие навыков сотрудничества.

МЕТОДИЧЕСКАЯ:

  • показать методику проведения бинарного занятия   Экология - Информатика

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

  1. обеспечивающие: история, география, компьютерная графика.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

  • Компьютеры;
  • Проектор;
  • Презентация;
  • Видеоролик «Самые чистые города России»;
  • Методические указания по выполнению  практической работы (индивидуальные варианты);
  • Статистические данные (Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации 2018г.)

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент (1 мин):

1. Приветствие студентов.

2. Проверка наличия студентов.

3. Проверка подготовки к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний (15 мин):

ПЛАН:

  1. Повторение  теоретической материала.
  2. Выполнение практической части.
  3. Выводы.
  4. Выставление отметок.
  5. Подведение итогов проведения занятия.
  6. Рефлексия.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Организационный момент – приветствие студентов, проверка подготовки к уроку.
  2. Актуализация опорных знаний в форме фронтального опроса, используя тест.

Преподаватель Экологии:

Мы заканчиваем изучение темы программы Концепция устойчивого развития выполнением практической работы решением  экологических задач на устойчивость и развитие , а именно  Расчетом  индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) субъектов РФ). Прежде чем перейти к выполнению практической работа давайте повторим теоретический материал.

1. Что такое  индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) ?

  1. текущий учет и отчетность предприятий и организаций, обслуживающих население;
  2. интегральный показатель для сравнительной оценки  бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни;
  3. инфляция.

2. Кто разработал методику  расчета ИРЧП?

  1. Махбуб уль-Хак;
  2. Ибн Баттута;
  3. Зия- уль-Хак Мохаммад.

3.Какая формула  применяется для  расчета  ИРЧП?

  1. ИРЧПэк. = ИД*0,3+Иобр*0,3+Идл*0,3+ИСОС*0,1;
  2. ИРЧП=(ИД +Идл +Иобр)/3 ;
  3. ИД=(lg ВВП- lg100)/ (lg 40 000-lg 100).

4.Какая формула  применяется для  расчета  Индекса доходов?

  1. Идл. =(Тср .-Т min )/(Тmax-Т min ) ;
  2. ИСОС=1-у(3/4*ИВ+1/4*ИС ;
  3. ИД=(lg ВВП- lg100)/ (lg 40 000-lg 100

5. Выберите формулу по которой рассчитывается Индекс продолжительности жизни.

  1. И дл. =(Т ср .-Т min )/(Тmax-Т min );
  2. И дл. =(Т ср .-Т min )/(Тmax-Т min );
  3. И обр. = (2/3*Гр+1/3*W )/100 .

6.Выберите формулу по которой рассчитывается Индекс образованности.

  1. И обр. = (1/3*Гр + 2/3*W )/100;
  2. Исос. =1-у(3/4*ИВ+1/4*ИС) ;
  3. И обр. = ((2/3*Гр)+(1/3*W ))/100.

7.Выберите формулу по которой рассчитывается ИРЧП экол. ?

  1. ИРЧП экол. = (ИД*0,3)+(Иобр*0,3)+(Идл*0,3);
  2. ИРЧП экол. = (ИД*0,3)+(И обр*0,3)+(И дл*0,3)+(И сос*0,1);
  3. ИРЧП экол. = (ИД*0,3)+(И сос*0,1).

8.Какая формула  применяется для  расчета  Индекса  состояния окружающей среды?

  1. И сос. =1-у * ((3/4*ИВ) +(1/4*ИС)) ;
  2. И сос. =1-у * ((3/4*ИС) +(1/4*ИВ)) ;
  3. И сос. =1-у * ((1/4*ИВ) +(3/4*ИС)) .

9.Какакие показатели указывают на  средний уровень ИРЧП?

  1. 0,900 и выше;
  2. менее 0,700;
  3. 0,700–0,799.

10.Какакие показатели указывают на  высокий уровень  ИРЧП экол?

  1. Более 0,800;
  2. 0,650—0,790;
  3. 0,600—0,649 .

Студенты рассчитывают  ИРЧП в соответствии со своим вариантом под руководством преподавателя информатики и делают заливку карты России в соответствии с полученным результатом

(Приложение 1)

Преподаватель Экологии:

Давайте проанализируем  карты. Сделайте вывод.

Давайте посмотрим видеоролик «Самые чистые города России»

Сделайте вывод о.  уровне  развития человеческого потенциала и уровне  развития человеческого потенциала (экологического) субъектов РФ.

Делают расчеты под руководством преподавателя информатики

  1. Выводы:

Сегодня на  практической работе мы рассчитали ИРЧП и ИРЧП экол. многих регионов РФ , проанализировали карты. И во всем этом вам помогли знания, полученные на уроках информатики.

Преподаватель информатики:

Рефлексия (Понравилось ли вам занятие?) на мониторах делают отметки об впечатлении от практической работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Экологические основы природопользования», Константинов В. М., Челидзе Ю. Б.Издательский центр «Академия»-М, 2016.
  2.  «Экология» 10-11 кл., Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. , Издательский центр «Дрофа», Москва, 2015.


(Приложение 1)

Практическая работа

( экология - информатика)

Тема:

Решение экологических задач на устойчивость и развитие( Расчет индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) субъектов РФ).

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения практических  заданий

Цель:

  • сформировать четкие представления об одном из ключевых индикаторов устойчивого развития – Индексе Развития Человеческого Потенциала (ИРЧП)
  • закрепить знания о  методе  расчета  ИРЧП;
  • рассчитать ИРЧП субъектов РФ;
  • закрепить основные операции по созданию, редактированию и оформлению электронных таблиц;
  • отработать навыки и умения порядка ввода формул в  электронные таблицы.

Материально-техническое оснащение: 

компьютеры, проектор,  методические указания по выполнению практической работы, статистические данные (Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации 2018г.)

Ход работы:

  1. Повторит теоретическую часть

ИРЧП - один из ключевых индикаторов устойчивого развития. Он относится к интегральным показателям, учитывает доходы, грамотность, уровень образования, продолжительность жизни.

Этот индикатор позволяет сравнивать регионы, страны по уровню социально-эколого-экономического развития, а также следить за изменениями этого показателя, а значит, и динамики развития, во времени (рис.1).

Рис.1. Последовательность расчета индекса развития человеческого потенциала

Расчет состоит из двух этапов:

  1. этап - рассчитывается ИРЧП субъекта РФ;
  2. этап - рассчитать ИРЧП экол. субъекта РФ.

  1. ЭТАП

ИРЧП субъекта РФ рассчитывается по следующей формуле:

ИРЧП=(ИД+ИДл+Иобр)/3,  

где ИД- индекс доходов, ИДл – индекс длительности жизни, И обр. – индекс образования.

Прежде чем рассчитывать сам индекс ИРЧП, необходимо рассчитать индексы по каждому элементу (доходы, длительность жизни, образование).

ИД (индекс доходов) рассчитывается  по следующей формуле:

ИД=(lg ВВП- lg100)/ (lg 40 000-lg 100)

ВВП – величина валового внутреннего продукта для данного региона, используются справочные данные к данной работе (лист в Excel «Статистические данные»);

100 - минимальное значение ВВП (принято условно в данной методике);

40 000- мaксимальное значение ВВП (принято условно в данной методике).

Идл – индекс длительности жизни, рассчитывается  следующим образом:

Идл=(Тср.min)/(Тmaxmin), где

Т ср - средняя ожидаемая продолжительность жизни  в данном регионе, используются справочные данные (лист в Excel «Статистические данные»).

Т min –минимальная продолжительность жизни

(принято условно в данной методике равной 25 лет)

Т max –максимальная продолжительность жизни
(
принято условно в данной методике равной 85 лет)

И обр.-индекс образования, рассчитывается как

Иобр=((2/3*Гр)+(1/3*W))/100, где

Гр- доля грамотного населения в данном регионе, % (лист в Excel «Статистические данные»;

W-доля учащихся в возрасте 6-24лет, % для данного региона (лист в Excel «Статистические данные»). ;

2/3, 1/3 – весовые вклады, или вклады значимости Гр и W в индекс образования (иными словами, грамотность важнее, ее вклад в индекс образования  должен быть более весомым);

  1. ЭТАП

ИРЧПэкол.- модифицированный ИРЧП с учетом экологических факторов, рассчитывается как

ИРЧПэкол. = (ИД*0,3)+(Иобр*0,3)+(Идл*0,3)+(ИСОС*0,1)

ИД, Иобр, Идл – берутся значения для данного региона, рассчитанные на 1  этапе;

0,3, 0,3, 0,3, 0,1 – весовые вклады каждого индекса;

ИСОС – индекс состояния окружающей среды, рассчитывается как

ИСОС=1-у((3/4*ИВ)+(1/4*ИС))

ИВ- индекс выбросов в атмосферный воздух для данного региона;

ИС- индекс сбросов в поверхностные водоемы для данного региона;

у- коэффициент урбанизации, равный 0,73;

¾, ¼ - весовые вклады каждого индекса.

Критерии оценивания ИРЧП и  ИРЧПРэкол. субъектов РФ

ИРЧП субъектов РФ

ИРЧПРэкол. субъектов РФ

0,900 и выше  - Очень высокий уровень  индекса  развития человеческого потенциала;

0,800–0,899  - Высокий уровень  индекса развития человеческого потенциала;

0,700–0,799  - Средний уровень индекса развития человеческого потенциала.

0,800 и более - низкий  уровень  ИРЧП экол.

0,650—0,799 - средний уровень  ИРЧП экол.

0,600—0,649 - высокий уровень  ИРЧП экол.

  1. Выполнить практическое задание.

  1. Получить вариант практической работы.
  2. Открыть документ MS Excel Рабочий стол/«Практическая работа».
  3. Переименовать лист 2 в «Вычисления».
  4. Создать таблицу (Рисунок 1) .
  5. При создании таблицы используйте шрифт Times New Roman (12), при необходимости применяйте различное начертание символов (полужирный, подстрочный), изменяйте ширину столбцов, задайте границы всех используемых ячеек.

Рисунок 1

  1. В ячейки диапазона B3:G4 введите формулы для вычисления индексов: Идох, Идл, Иобр, Исос, ИРЧП, ИРЧПэкол, используя статистические данные (Лист 1).

Для вычисления Идох используйте встроенную функцию LOG вкладка Формула блок Библиотека функций/Математические.

  1. Отформатируйте таблицу как на рисунке 1.
  1. Построить гистограмму, отражающую ИРЧП и ИРЧПэкол:

Выделить область A2:A4, удерживая клавишу Ctrl; выделить область F2:G4 и на вкладке Вставка в разделе Диаграммы выбрать Гистограмма

  1. По завершению работы с результатами подойти к рабочему месту преподавателя.
  2. На основе полученных результатов сделать вывод об уровнях ИРЧП и ИРЧПэкол  субъектов РФ в соответствии с вариантом.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятие,  проведенное  в группе Т – 11, достиг поставленных целей и задач.

Работа на компьютере с текстом из Интернета интересна студентам своей актуальностью.  Расчет ИРЧП и ИРЧП экол.  в программе        на компьютере даёт возможность увидеть студентам свои ошибки сразу на практической работе, а не ждать пока их проверит преподаватель. Использование такой технологии стимулирует студентов к более углубленному изучению  информатики и  жкологиии воспитывает в них самостоятельно оценивать свои знания и более просто исправлять свои ошибки.

Работа в парах дала возможность проявить свою активность каждому из студентов и показать свои знания и умение и правильное их использование  по двум дисциплинам одновременно.

Заливка электронных  контурных карт дала оценить не только знания студентов по информатике, но и по географии, а так же  умение придти к единому мнению.

        Проведенное  бинарное занятие  показало  хорошую эффективность и необходимость продолжать использование в своей работе такой формы интеграции предметов и реализации межпредметных связей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегративного занятия по дисциплинам «Термодинамика, теплопередача и гидравлика» и «Теория горения и взрыва» для специальности 280703 «Пожарная безопасность»

СодержаниеИнтегративное занятие по дисциплинам «Термодинамика , теплопередача и гидравлика» и  «Теория горения и взрыва». 3План урока.. 4Ход урока.. 5План игры... 6Ход игры... 7Тур I – «Разминка»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по дисциплинам «История» и «Английский язык» Тема: Абсолютизм в России и Англии в XVI веке

Данный интегрированный урок разработан в соответствии с концепцией модернизации Российского образования. Урок соответствует требованиям Федерального компонента ФГОС по дисциплинам История и Иностранны...

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Методическая разработка бинарного занятия "Путешествие по Мульттауну"

Актуальность данного бинарного занятия в том, что дети одновременно знакомятся с новым материалом занятия и учатся доброте вместе с героями любимых, добрых мультфильмов. На занятии используются индиви...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОЛИМПИАДЫ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КУРСА

Олимпиада по «Экологии» проводится в рамках недели предметно-цикловой комиссии «Комиссия математических и общих естественнонаучных дисциплин.Тестовые задания представлены вопросами и...

Технологическая карта бинарного занятия по дисциплинам Иностранный язык и Организация безопасности перевозок

Действия персонала при получении информации о наличии взрывного устройства в здании аэровокзала или ином сооружении аэропорта с применением знаний иностранного языка. Дифференцированный зачет по инос...

Методическая разработка интегрированного занятия по дисциплинам Математика и Информатика

Технологическая карта и конспект занятия по дисциплинам Математика и Информатика ( интегрированное занятие) для студентов 1 курса СПО...