Методическая разработка открытого бинарного занятия по дисциплинам: «Экология – Информатика»
методическая разработка по экологии (10, 11 класс)
Тема занятия:
«Решение экологических задач на устойчивость и развитие(Расчет индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) субъектов РФ)»
«Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения практических заданий»
Данное занятие является интегрированным и связывает между собой изучение двух предметов: экологии и информатики. Темы по экологии являются основополагающими в данном практической работе. Темы, связанные с изучением информационно-коммуникативных технологий помогают более качественно изучить и понять, осознать и выразить проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.
Авторы:
Бахина И.Э.
Карелина Е.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblastnoe_gosudarstvennoe_avtonomnoe_professionalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 546.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка
открытого бинарного занятия
по дисциплинам: «Экология – Информатика»
на тему:
«Решение экологических задач на устойчивость и развитие(Расчет индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) субъектов РФ)»
«Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения практических заданий»
Авторы:
Бахина И.Э.
Карелина Е.В.
г. Белгород
ПРЕДИСЛОВИЕ
Задача современного профессионального обучения — обеспечить вхождение обучающихся в информационное общество, научить каждого студента пользоваться информационно – коммуникационными технологиями (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет выполнения практических работ. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Объектом данного бинарного занятия ( практической работы) являются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют более ярко выразить взаимоотношения человека с окружающим миром.
Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у обучающихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды.
Данное занятие является интегрированным и связывает между собой изучение двух предметов: экологии и информатики. Темы по экологии являются основополагающими в данном практической работе. Темы, связанные с изучением информационно-коммуникативных технологий помогают более качественно изучить и понять, осознать и выразить проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
УЧЕБНАЯ:
- сформировать четкие представления об одном из ключевых индикаторов устойчивого развития – Индексе Развития Человеческого Потенциала (ИРЧП) и ( ИРЧПэколог.)
- закрепить знания о методе расчета ИРЧП;
- рассчитать ИРЧП регионов Российской Федерации;
- закрепить основные операции по созданию, редактированию и форматированию электронных таблиц;
- отработать навыки и умнея порядка ввода формул в электронные таблицы;
- закрепить умение строить диаграммы с помощью табличного процессора Excel;
- сделать вывод об уровнях ИРЧП и ИРЧП экол. субъектов РФ на основе заполненных карт РФ.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
- расширение области познания и практическую направленность обучения студентов;
- формирование активной жизненной позиции;
- формирование у студентов коммуникативных умений (работать парами, вести диалог, активно слушать);
- отработка навыков работы в MS Excel
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
- воспитать обучающегося нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, способного применить экологические знания в своей профессиональной карьере;
- воспитать чувство ответственности за используемую технику;
- воспитать понимание взаимосвязи человека с персональным компьютером;
- продолжать воспитывать интерес к изучаемым предметам.
ЗАДАЧИ:
- развитие индивидуальности студентов;
- реализация межпредметных связей;
- формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний по экологии, информатике;
- использование компьютерных технологий на практике;
- развитие коммуникативных способностей ребят;
- развитие навыков сотрудничества.
МЕТОДИЧЕСКАЯ:
- показать методику проведения бинарного занятия Экология - Информатика
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
- обеспечивающие: история, география, компьютерная графика.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
- Компьютеры;
- Проектор;
- Презентация;
- Видеоролик «Самые чистые города России»;
- Методические указания по выполнению практической работы (индивидуальные варианты);
- Статистические данные (Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации 2018г.)
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент (1 мин):
1. Приветствие студентов.
2. Проверка наличия студентов.
3. Проверка подготовки к уроку.
- Актуализация опорных знаний (15 мин):
ПЛАН:
- Повторение теоретической материала.
- Выполнение практической части.
- Выводы.
- Выставление отметок.
- Подведение итогов проведения занятия.
- Рефлексия.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Организационный момент – приветствие студентов, проверка подготовки к уроку.
- Актуализация опорных знаний в форме фронтального опроса, используя тест.
Преподаватель Экологии:
Мы заканчиваем изучение темы программы Концепция устойчивого развития выполнением практической работы решением экологических задач на устойчивость и развитие , а именно Расчетом индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) субъектов РФ). Прежде чем перейти к выполнению практической работа давайте повторим теоретический материал.
1. Что такое индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) ?
- текущий учет и отчетность предприятий и организаций, обслуживающих население;
- интегральный показатель для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни;
- инфляция.
2. Кто разработал методику расчета ИРЧП?
- Махбуб уль-Хак;
- Ибн Баттута;
- Зия- уль-Хак Мохаммад.
3.Какая формула применяется для расчета ИРЧП?
- ИРЧПэк. = ИД*0,3+Иобр*0,3+Идл*0,3+ИСОС*0,1;
- ИРЧП=(ИД +Идл +Иобр)/3 ;
- ИД=(lg ВВП- lg100)/ (lg 40 000-lg 100).
4.Какая формула применяется для расчета Индекса доходов?
- Идл. =(Тср .-Т min )/(Тmax-Т min ) ;
- ИСОС=1-у(3/4*ИВ+1/4*ИС ;
- ИД=(lg ВВП- lg100)/ (lg 40 000-lg 100
5. Выберите формулу по которой рассчитывается Индекс продолжительности жизни.
- И дл. =(Т ср .-Т min )/(Тmax-Т min );
- И дл. =(Т ср .-Т min )/(Тmax-Т min );
- И обр. = (2/3*Гр+1/3*W )/100 .
6.Выберите формулу по которой рассчитывается Индекс образованности.
- И обр. = (1/3*Гр + 2/3*W )/100;
- Исос. =1-у(3/4*ИВ+1/4*ИС) ;
- И обр. = ((2/3*Гр)+(1/3*W ))/100.
7.Выберите формулу по которой рассчитывается ИРЧП экол. ?
- ИРЧП экол. = (ИД*0,3)+(Иобр*0,3)+(Идл*0,3);
- ИРЧП экол. = (ИД*0,3)+(И обр*0,3)+(И дл*0,3)+(И сос*0,1);
- ИРЧП экол. = (ИД*0,3)+(И сос*0,1).
8.Какая формула применяется для расчета Индекса состояния окружающей среды?
- И сос. =1-у * ((3/4*ИВ) +(1/4*ИС)) ;
- И сос. =1-у * ((3/4*ИС) +(1/4*ИВ)) ;
- И сос. =1-у * ((1/4*ИВ) +(3/4*ИС)) .
9.Какакие показатели указывают на средний уровень ИРЧП?
- 0,900 и выше;
- менее 0,700;
- 0,700–0,799.
10.Какакие показатели указывают на высокий уровень ИРЧП экол?
- Более 0,800;
- 0,650—0,790;
- 0,600—0,649 .
Студенты рассчитывают ИРЧП в соответствии со своим вариантом под руководством преподавателя информатики и делают заливку карты России в соответствии с полученным результатом
(Приложение 1)
Преподаватель Экологии:
Давайте проанализируем карты. Сделайте вывод.
Давайте посмотрим видеоролик «Самые чистые города России»
Сделайте вывод о. уровне развития человеческого потенциала и уровне развития человеческого потенциала (экологического) субъектов РФ.
Делают расчеты под руководством преподавателя информатики
- Выводы:
Сегодня на практической работе мы рассчитали ИРЧП и ИРЧП экол. многих регионов РФ , проанализировали карты. И во всем этом вам помогли знания, полученные на уроках информатики.
Преподаватель информатики:
Рефлексия (Понравилось ли вам занятие?) на мониторах делают отметки об впечатлении от практической работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Экологические основы природопользования», Константинов В. М., Челидзе Ю. Б.Издательский центр «Академия»-М, 2016.
- «Экология» 10-11 кл., Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. , Издательский центр «Дрофа», Москва, 2015.
(Приложение 1)
Практическая работа
( экология - информатика)
Тема:
Решение экологических задач на устойчивость и развитие( Расчет индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) субъектов РФ).
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения практических заданий
Цель:
- сформировать четкие представления об одном из ключевых индикаторов устойчивого развития – Индексе Развития Человеческого Потенциала (ИРЧП)
- закрепить знания о методе расчета ИРЧП;
- рассчитать ИРЧП субъектов РФ;
- закрепить основные операции по созданию, редактированию и оформлению электронных таблиц;
- отработать навыки и умения порядка ввода формул в электронные таблицы.
Материально-техническое оснащение:
компьютеры, проектор, методические указания по выполнению практической работы, статистические данные (Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации 2018г.)
Ход работы:
- Повторит теоретическую часть
ИРЧП - один из ключевых индикаторов устойчивого развития. Он относится к интегральным показателям, учитывает доходы, грамотность, уровень образования, продолжительность жизни.
Этот индикатор позволяет сравнивать регионы, страны по уровню социально-эколого-экономического развития, а также следить за изменениями этого показателя, а значит, и динамики развития, во времени (рис.1).
Рис.1. Последовательность расчета индекса развития человеческого потенциала
Расчет состоит из двух этапов:
- этап - рассчитывается ИРЧП субъекта РФ;
- этап - рассчитать ИРЧП экол. субъекта РФ.
- ЭТАП
ИРЧП субъекта РФ рассчитывается по следующей формуле:
ИРЧП=(ИД+ИДл+Иобр)/3,
где ИД- индекс доходов, ИДл – индекс длительности жизни, И обр. – индекс образования.
Прежде чем рассчитывать сам индекс ИРЧП, необходимо рассчитать индексы по каждому элементу (доходы, длительность жизни, образование).
ИД (индекс доходов) рассчитывается по следующей формуле:
ИД=(lg ВВП- lg100)/ (lg 40 000-lg 100)
ВВП – величина валового внутреннего продукта для данного региона, используются справочные данные к данной работе (лист в Excel «Статистические данные»);
100 - минимальное значение ВВП (принято условно в данной методике);
40 000- мaксимальное значение ВВП (принято условно в данной методике).
Идл – индекс длительности жизни, рассчитывается следующим образом:
Идл=(Тср.-Т min)/(Тmax-Т min), где
Т ср - средняя ожидаемая продолжительность жизни в данном регионе, используются справочные данные (лист в Excel «Статистические данные»).
Т min –минимальная продолжительность жизни
(принято условно в данной методике равной 25 лет)
Т max –максимальная продолжительность жизни
(принято условно в данной методике равной 85 лет)
И обр.-индекс образования, рассчитывается как
Иобр=((2/3*Гр)+(1/3*W))/100, где
Гр- доля грамотного населения в данном регионе, % (лист в Excel «Статистические данные»;
W-доля учащихся в возрасте 6-24лет, % для данного региона (лист в Excel «Статистические данные»). ;
2/3, 1/3 – весовые вклады, или вклады значимости Гр и W в индекс образования (иными словами, грамотность важнее, ее вклад в индекс образования должен быть более весомым);
- ЭТАП
ИРЧПэкол.- модифицированный ИРЧП с учетом экологических факторов, рассчитывается как
ИРЧПэкол. = (ИД*0,3)+(Иобр*0,3)+(Идл*0,3)+(ИСОС*0,1)
ИД, Иобр, Идл – берутся значения для данного региона, рассчитанные на 1 этапе;
0,3, 0,3, 0,3, 0,1 – весовые вклады каждого индекса;
ИСОС – индекс состояния окружающей среды, рассчитывается как
ИСОС=1-у((3/4*ИВ)+(1/4*ИС))
ИВ- индекс выбросов в атмосферный воздух для данного региона;
ИС- индекс сбросов в поверхностные водоемы для данного региона;
у- коэффициент урбанизации, равный 0,73;
¾, ¼ - весовые вклады каждого индекса.
Критерии оценивания ИРЧП и ИРЧПРэкол. субъектов РФ
ИРЧП субъектов РФ | ИРЧПРэкол. субъектов РФ |
0,900 и выше - Очень высокий уровень индекса развития человеческого потенциала; 0,800–0,899 - Высокий уровень индекса развития человеческого потенциала; 0,700–0,799 - Средний уровень индекса развития человеческого потенциала. | 0,800 и более - низкий уровень ИРЧП экол. 0,650—0,799 - средний уровень ИРЧП экол. 0,600—0,649 - высокий уровень ИРЧП экол. |
- Выполнить практическое задание.
- Получить вариант практической работы.
- Открыть документ MS Excel Рабочий стол/«Практическая работа».
- Переименовать лист 2 в «Вычисления».
- Создать таблицу (Рисунок 1) .
- При создании таблицы используйте шрифт Times New Roman (12), при необходимости применяйте различное начертание символов (полужирный, подстрочный), изменяйте ширину столбцов, задайте границы всех используемых ячеек.
Рисунок 1
- В ячейки диапазона B3:G4 введите формулы для вычисления индексов: Идох, Идл, Иобр, Исос, ИРЧП, ИРЧПэкол, используя статистические данные (Лист 1).
Для вычисления Идох используйте встроенную функцию LOG вкладка Формула блок Библиотека функций/Математические.
- Отформатируйте таблицу как на рисунке 1.
- Построить гистограмму, отражающую ИРЧП и ИРЧПэкол:
Выделить область A2:A4, удерживая клавишу Ctrl; выделить область F2:G4 и на вкладке Вставка в разделе Диаграммы выбрать Гистограмма
- По завершению работы с результатами подойти к рабочему месту преподавателя.
- На основе полученных результатов сделать вывод об уровнях ИРЧП и ИРЧПэкол субъектов РФ в соответствии с вариантом.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занятие, проведенное в группе Т – 11, достиг поставленных целей и задач.
Работа на компьютере с текстом из Интернета интересна студентам своей актуальностью. Расчет ИРЧП и ИРЧП экол. в программе на компьютере даёт возможность увидеть студентам свои ошибки сразу на практической работе, а не ждать пока их проверит преподаватель. Использование такой технологии стимулирует студентов к более углубленному изучению информатики и жкологиии воспитывает в них самостоятельно оценивать свои знания и более просто исправлять свои ошибки.
Работа в парах дала возможность проявить свою активность каждому из студентов и показать свои знания и умение и правильное их использование по двум дисциплинам одновременно.
Заливка электронных контурных карт дала оценить не только знания студентов по информатике, но и по географии, а так же умение придти к единому мнению.
Проведенное бинарное занятие показало хорошую эффективность и необходимость продолжать использование в своей работе такой формы интеграции предметов и реализации межпредметных связей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегративного занятия по дисциплинам «Термодинамика, теплопередача и гидравлика» и «Теория горения и взрыва» для специальности 280703 «Пожарная безопасность»
СодержаниеИнтегративное занятие по дисциплинам «Термодинамика , теплопередача и гидравлика» и «Теория горения и взрыва». 3План урока.. 4Ход урока.. 5План игры... 6Ход игры... 7Тур I – «Разминка»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по дисциплинам «История» и «Английский язык» Тема: Абсолютизм в России и Англии в XVI веке
Данный интегрированный урок разработан в соответствии с концепцией модернизации Российского образования. Урок соответствует требованиям Федерального компонента ФГОС по дисциплинам История и Иностранны...
Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...
Методическая разработка бинарного занятия "Путешествие по Мульттауну"
Актуальность данного бинарного занятия в том, что дети одновременно знакомятся с новым материалом занятия и учатся доброте вместе с героями любимых, добрых мультфильмов. На занятии используются индиви...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОЛИМПИАДЫ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КУРСА
Олимпиада по «Экологии» проводится в рамках недели предметно-цикловой комиссии «Комиссия математических и общих естественнонаучных дисциплин.Тестовые задания представлены вопросами и...
Технологическая карта бинарного занятия по дисциплинам Иностранный язык и Организация безопасности перевозок
Действия персонала при получении информации о наличии взрывного устройства в здании аэровокзала или ином сооружении аэропорта с применением знаний иностранного языка. Дифференцированный зачет по инос...
Методическая разработка интегрированного занятия по дисциплинам Математика и Информатика
Технологическая карта и конспект занятия по дисциплинам Математика и Информатика ( интегрированное занятие) для студентов 1 курса СПО...