МАТЕРИАЛЫ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ 9-10-11 КЛАСС
олимпиадные задания по экологии (11 класс) на тему

Кобозова Татьяна Лукояновна

Вопросы и ответы олимпиадных заданий по экологии для учащихся 9,10,11кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

10-11 КЛАСС

ЗАДАНИЕ I

Выбор одного правильного ответа из четырех возможных

Задание включает  50 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным, и обведите его кружком.

За каждый правильный ответ  начисляется 1 балл.

Максимальное количество баллов – 50

1. Устойчивость природных экосистем связана:

а) с высокой продуктивностью растений;

б) с наличием массы органического вещества;

в) с большим видовым разнообразием;

г) с интенсивной деятельностью микроорганизмов.

2. Сообщество, формирующееся на территории, где ранее никогда не было жизни, называется:

а) серийным;                                б) климаксным;

в) пионерным;                                г) вторичным.

3. Учение о биосфере создал:

а) К. Линней;                                б) В. В. Докучаев;

в) В. И. Вернадский;                        г) В. И. Сукачев.

4. Биоиндикация – это метод, который позволяет судить:

а) о растительном покрове в городской среде по наличию хлорофильных мутаций;

б) о состоянии окружающей среды по внешним признакам парковой растительности;

в) о состоянии окружающей среды по факту встречи или отсутствия организмов, а также по особенностям их развития;

г) о состоянии водных и наземных эко систем по отдельным группам простейших животных.

5. Видовое разнообразие живых организмов на земле:

а) увеличивается по мере продвижения с юга на север;

б) уменьшается по мере продвижения с севера на юг;

в) увеличивается по мере продвижения с запада на восток;

г) увеличивается по мере продвижения с севера на юг.

6. Взаимополезное существование, когда присутствие партнера является условием для существования каждого из партнеров, называют:

а) комменсализмом;                                б) амменсализмом;

в) мутуализмом;                                г) паразитизмом.

7. Развитие биоценозов, при котором одно сообщество замещается другим, называют:

а) экологической пластичностью;                б) экологической валентностью;

в) дивергенцией;                                г) сукцессией.

8. Экосистемы Крайнего Севера по сравнению с экосистемами лесов средней полосы России:

а) более устойчивы и разнообразны;        б) крайне уязвимы;

в) ничем не отличаются;                        г) достаточно стабильны.

9. Миграция кремнезема в биосфере сложна и многоступенчата. В частности, растворенный в океанических водах кремний усваивается:

а) бурыми водорослями и различными ракообразными;

б) диатомовыми водорослями, губками и радиоляриями;

в) зелеными водорослями, рыбами и иглокожими;

г) цианобактериями, золотистыми водорослями и различными моллюсками.

10. К биологическим методам защиты растений в лесном хозяйстве относится:

а) обработка деревьев пестицидами;        б) сбор вредителей вручную;

в) применение световых ловушек;                г) использование муравьев.

11. Эвтрофикация водоемов определяется по увеличению роли в сообществе:

а) мелких форм в зоопланктоне;                б) сине-зеленых водорослей;

в) детритофагов в бентосе;                        г) крупных хищных рыб.

12. Изменение численности хищников в ответ на рост численности особей потребляемого ими вида обусловлено:

а) изменением кормовой базы и заключается в увеличении численности особей хищников за счет успешного размножения;

б) темпами освоения особями потребляемого вида кормовой базы и заключается в замедлении роста численности репродуктивных особей;

в) модификацией абиотических условий местообитания потребляемого вида и заключается в слабой реакции на потенциальную жертву;

г) уменьшением экологической плотности особой потребляемого вида и заключается в отборе на лучшее развитие органов чувств.

13. Показателем демографической структуры популяции считают:

а) соотношение женских и мужских особей;

б) взаимоотношения между особями разных поколений;

в) расположение особей по индивидуальным участкам;

г) продолжительность сезонных миграций.

14. Термин «биоценоз»,  предложенный немецким зоологом К. Мёбиусом, обозначает:

а) совокупность популяций различных видов растений, животных и микробов, взаимодействующих между собой и окружающей их средой так, что эта совокупность сохраняется неограниченно долго;

б) пространство с более или менее однородными условиями, заселенное тем или иным сообществом организмов, конкурирующих между собой и формирующих экологические ниши;

в) совокупность однородных природных элементов (атмосферы, растительности, животного мира и микроорганизмов, почвы и гидрологических условий) на определенном участке поверхности Земли;

г) совокупность популяций растений, животных и микроорганизмов, приспособленных к совместному обитанию в пределах определенного объема пространства.

15. Произрастание в лесу крапивы свидетельствует о таком явлении, как:

а) засоление почвы;

б) высокая кислотность почвы;

в) повышенное содержание минерального азота и рекреационная нагрузка;

г) низкая рекреационная нагрузка и бедная  питательными элементами почва.

16. Воздействие на организм, ведущее к адаптации в изменившихся условиях среды, определяется совокупностью связанных между собой значимых экологических факторов. Это формулировка:

а) закона относительной независимости адаптации;

б) закона незаменимости фундаментальных факторов;

в) закона совокупного действия факторов (Митчерлих-Тиннеман-Баули, 1909-1918);

г) правила взаимодействия факторов (Рюбель, 1930).

17. Распашка целинных и залежных земель в Казахстане к концу 1950-х гг. вызвала:

а) накопление избытка влаги в почве и, как следствие, развитие процесса заболачивания;

б) ветровую эрозию;

в) переуплотнение почв;

г) усиление испарения почвенной влаги и, как следствие, развитие засоления почв.

18. Классификация природных ресурсов по исчерпаемости относит биологические ресурсы:

а) к неисчерпаемым;

б) к исчерпаемым потенциально возобновимым;

в) к исчерпаемымневозобновимым;

г) к незаменимым.

19. Аэрозоль, состоящий из дыма, тумана и пыли, называется:

а) чадом;                                        б) туманом;

в) смогом;                                        г) дымом.

20. Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе разрабатываются гигиенистами и утверждаются:

а) на региональном уровне;                б) в каждом конкретном городе;

в) на федеральном уровне;                г) на международном уровне.

21. Попадание в водоемы фосфатов вызывает:

а) промышленный смог;                        б) эвтрофикацию;

в) гибель рыбы;                                г) биоаккумуляцию.

22. Система организационно-хозяйственных и технологических мероприятий по коренному улучшению почвенных, микроклиматических и водных условий территории в основном в интересах сельского хозяйства или жизни людей называется:

а) мелиорацией;                                        б) рекультивацией;

в) противоэрозионным мероприятием;                г) влагорегулированием.

23. Национальные парки создаются:

а) на совершенно не затронутых хозяйственной деятельностью территориях или на малоизмененных деятельностью человека территориях для сохранения уникальных природных ландшафтов;

б) на территориях, в пределах которых запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности, в целях охраны одного или нескольких видов живых существ или биогеоценозов;

в) на малоизмененных или не затронутых хозяйственной деятельностью территориях или на территориях древнего освоения человеком для сохранения типичных природных ландшафтов;

г) на значительных по площади территориях, включающих особо охраняемые природные ландшафты, которые помимо сохранения природных комплексов, предназначены для рекреационных целей.

24. Мероприятия, направленные на предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния, и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта называются:

а) оценкой воздействия на окружающую среду;

б) экологическим аудитом;

в) экологической экспертизой;

г) лицензированием.

25. Количество энергии передаваемой с 1 трофического уровня на другой составляет от количества энергии предыдущего уровня:

а) 1%;                б) 5%;                в) 10%;                г)15%.

26. Учение о биосфере создал:

а) К. Линней;                                                б) В. В. Докучаев;

в) В. И. Вернадский;                                        г) В. И. Сукачев.

        

27. Биоиндикация – это метод, который позволяет судить:

а) о растительном покрове в городской среде по наличию хлорофильных мутаций;

б) о состоянии окружающей среды по внешним признакам парковой растительности;

в) о состоянии окружающей среды по факту встречи или отсутствия организмов, а также по особенностям их развития;

г) о состоянии водных и наземных эко систем по отдельным группам простейших животных.

28. Весь спектр окружающих организм веществ и условий в той части пространства, где он обитает и с чем непосредственно взаимодействует, называют:

а) фактором;                                                б) средой;

в) эдафотопом;                                                г) биотопом.

29. Развитие биоценозов, при котором одно сообщество замещается другим, называют:

а) экологической пластичностью;                        б) экологической валентностью;

в) дивергенцией;                                        г) сукцессией.

30. Закономерно повторяющиеся подъемы и спады популяций называют:

а) вспышками численности;                                б) вторичными сукцессиями;

в) первичными сукцессиями;                                г) волнами жизни.

31. Экосистемы Крайнего Севера по сравнению с экосистемами лесов средней полосы России:

а) более устойчивы и разнообразны;                б) крайне уязвимы;

в) ничем не отличаются;                                г) достаточно стабильны.

32. Адаптивные биологические ритмы отличаются от чисто физиологических ритмов тем, что они возникли как приспособления:

а) для поддержания непрерывной жизнедеятельности организмов;

б) к регулярным экологическим изменениям в окружающей среде;        

в) к эпизодическим воздействиям биотических факторов среды;

г) для регуляции рождаемости и смертности организмов.

33. Миграция кремнезема в биосфере сложна и многоступенчата. В частности, растворенный в океанических водах кремний усваивается:

а) бурыми водорослями и различными ракообразными;

б) диатомовыми водорослями, губками и радиоляриями;

в) зелеными водорослями, рыбами и иглокожими;

г) цианобактериями, золотистыми водорослями и различными моллюсками.

34. Трансгенные растения – это:

а) растения, с измененным генотипом:

б) растения, подверженные радиационным воздействиям:

в) растения, многократно обработанные химическими средствами:

г) растения, акклиматизировавшиеся в экстремальных условиях:

35. Для животных, обитающих за Полярным кругом, экологически более выгодна физическая терморегуляция, которая проявляется:

а) в сооружении сложных нор, гнезд, ближних и дальних миграций;

б) в рефлекторном сужении и расширении кровеносных сосудов кожи;

в) в усилении обменных процессов, в частности обмена липидов;

г) в окислении специализированной бурой жировой ткани.

36. Показателем демографической структуры популяции считают:

а) соотношение женских и мужских особей

б) взаимоотношения между особями разных поколений

в) расположение особей по индивидуальным участкам

г) продолжительность сезонных миграций.

37. Термин «биоценоз»,  предложенный немецким зоологом К. Мёбиусом, обозначает:

а) совокупность популяций различных видов растений, животных и микробов, взаимодействующих между собой и окружающей их средой так, что эта совокупность сохраняется неограниченно долго;

б) пространство с более или менее однородными условиями, заселенное тем или иным сообществом организмов, конкурирующих между собой и формирующих экологические ниши;

в) совокупность однородных природных элементов (атмосферы, растительности, животного мира и микроорганизмов, почвы и гидрологических условий) на определенном участке поверхности Земли.

г) совокупность популяций растений, животных и микроорганизмов, приспособленных к совместному обитанию в пределах определенного объема пространства.

38. В Средней Азии обитает несколько видов воробьев, которые могут давать плодовитое потомство при скрещивании. Однако в природе практически не наблюдается гибридизации между ними, что обусловлено:

а) различиями в брачном поведении;

б) обитанием на разной высоте от уровня моря;

в) различием в цветовой гамме оперения;

г) разной скоростью полета.

39. Воздействие на организм, ведущее к адаптации в изменившихся условиях среды, определяется совокупностью связанных между собой значимых экологических факторов. Это формулировка:

а) закона относительной независимости адаптации;

б) закона незаменимости фундаментальных факторов;

в) закона совокупного действия факторов (Митчерлих-Тиннеман-Баули, 1909-1918);

г) правила взаимодействия факторов (Рюбель, 1930).

40. Озоновый слой разрушается:

а) молеклярным азотом;                                б) фторхлоруглеродами;

в) двуокисью цинка;                                        г) диоксидами углерода.

41. Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе разрабатываются гигиенистами и утверждаются:

а) на региональном уровне;

б) в каждом конкретном городе;

в) на федеральном уровне;

г) на международном уровне.

42. Попадание в водоемы фосфатов вызывает:

а) промышленный смог;                                        б) эвтрофикацию;

в) гибель рыбы;                                                г) биоаккумуляцию.

43. Система организационно-хозяйственных и технологических мероприятий по коренному улучшению почвенных, микроклиматических и водных условий территории в основном в интересах сельского хозяйства или жизни людей называется:

а) мелиорацией;                                                б) рекультивацией;

в) противоэрозионным мероприятием;                        г) влагорегулированием.

44. Национальные парки создаются:

а) на совершенно не затронутых хозяйственной деятельностью территориях или на малоизмененных деятельностью человека территориях для сохранения уникальных природных ландшафтов;

б) на территориях, в пределах которых запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности, в целях охраны одного или нескольких видов живых существ или биогеоценозов;

в) на малоизмененных или не затронутых хозяйственной деятельностью территориях или на территориях древнего освоения человеком для сохранения типичных природных ландшафтов;

г) на значительных по площади территориях, включающих особо охраняемые природные ландшафты, которые помимо сохранения природных комплексов, предназначены для рекреационных целей.

45. Проверка соответствия деятельности предприятия законодательным и нормативным экологическим требованиям, а также оценка системы контроля и управления охраной окружающей среды на предприятии называется:

а) оценкой воздействия на окружающую среду;

б) экологическим аудитом;

в) экологической экспертизой;

г) лицензированием.

46. Мероприятия, направленные на предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния, и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта называются:

а) оценкой воздействия на окружающую среду;

б) экологическим аудитом;

в) экологической экспертизой;

г) лицензированием.

47. Рациональное природопользование подразумевает:

а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;

б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;

в) добычу и переработку полезных ископаемых;

г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

48. Биологический метод очистки воды от загрязнений основан на использовании:

а) микроорганизмов;

б) ультрафиолета;

в) озона;

г) хлора.

49. Главной причиной возникновения «ядерной зимы», которая наступит в случае ядерной войны, является следующее:

а) световое излучение;

б) гамма излучение;

в) аэрозоли;

г) радионуклиды.

50. Использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования, что называется правилом:

а) приоритета охраны природы над ее использованием;

б) повышения степени (интенсификации) природопользования;

в) региональности природопользования;

г) прогнозирования природопользования.

ЗАДАНИЕ II

Установите соответствие между предложенными понятиями или определите правильную последовательность. Выполняя задания, внимательно запишите  правильные ответы в соответствующие таблицы.

Правильный ответ на вопрос оценивается в 2 балла. При наличии хотя бы одной ошибки 0 баллов.

Максимальное количество баллов за задание – 6

1. Установите соответствие терминов между двумя колонками.

А. Организм.                               1. Живые организмы озера.         

Б. Популяция.                              2. Лишайник.

В. Биоценоз.                                 3. Степь.

Г. Биогеоценоз.                            4. Нерпы озера Байкал.

Д. Агроценоз.                               5. Поле пшеницы.

А

Б

В

Г

Д

2. Установите соответствие терминов и определений.

А. Находящийся под угрозой полного вымирания вид, численность сохранившихся особей которого недостаточна для самоподдержания популяции в

естественных условиях.

Б. Вид, морфологические и/или поведенческие особенности которого не соответствут современным условиям жизни.

В. Вид, обитающий только в данном регионе и не живущий в других.

Г. Вид, морфологические и/или поведенческие особенности которого включают его представителей в хозяйственный оборот.

1. Вымирающий вид.

2. Эксплуатируемый вид.  

3. Эндемичный вид.

4. Исчезающий вид

А

Б

В

Г

3. Сгруппируйте перечисленные ниже факторы здоровья, которые могут влиять на здоровье человека:

А. Биотические

Б. Абиотические

В. Социальные

  1. Электромагнитные излучения.
  2. Аллергены растительного происхождения.
  3. Урбанизация.
  4. Геохимические особенности почвы.
  5. Специфика производства.
  6. Паразитарные воздействия.
  7. Климатические характеристики.

8.    Возбудители инфекционных заболеваний.

9.    Психологический климат коллектива.

А

Б

В

ЗАДАНИЕ III        

Выберите один правильный ответ из четырех возможных и обведите его кружком. Письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным.

Правильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов.

Максимальное количество баллов за вопрос – 4 балла.

Максимальное количество баллов за задание - 20

1. На сегодняшний день в нашей стране эксплуатируется 10 атомных электростанций (в общей  сложности  33  энергоблока  установленной  мощностью  24,2  ГВт),  которые вырабатывают  около  16%  всего  производимого  электричества.   Одной  из  основных научных  и  технических   проблем  ядерно-топливного  комплекса  наряду  с  обеспечением безопасности является проблема избавления от радиоактивных отходов.

Радиоактивные отходы невозможно обезвредить химическим путем потому, что:

а) отсутствуют химические вещества, с которыми взаимодействуют радиоизотопы;

б) при химических взаимодействиях не происходит превращений ядер;

в) радиоактивных отходов очень много и обезвреживать их химическим путем невыгодно, опасно, и процесс занимает очень много времени;

г) ядерные отходы представляют смесь различных химических элементов.

2. Опаснейшими врагами тлей являются наездники, личинки которых развиваются в теле тли, пожирая ее изнутри. Бактерия гамильтонелла, живущая в клетках тлей, вырабатывает токсины, смертельные для личинок наездников. Американские энтомологи из университетов Джорджии и Аризоны экспериментально показали, что эффективную защиту тлей от наездников обеспечивают не любые бактерии, а только зараженные вирусом-бактериофагом APSE. Гены токсичных белков, необходимых для уничтожения личинок наездника, находятся в геноме вируса, а не бактерии. Это один из первых описанных случаев, когда именно благодаря вирусу между насекомым и бактерией обеспечиваются отношения:

а) мутуализма;                                         б) комменсализма;

в) аменсализма;                                         г) нейтрализма

_________________________________________________________________________________

3. Принципы  составления  списков  охраняемых  видов  требуют  обоснования  способов охраны  исходя их  эколого-биологических  особенностей.  Кобылка  голубокрылая  обитает на  сухих  травянистых  полянах  с  низким  и  изреженным  травостоем,  находящихся  в экосистемах сосновых лесов, иногда –  по берегам рек. Зимуют в фазе яйца; кладки яиц в почве, на глубине  5–7 мм. Личинки и взрослые особи  –  фитофаги. Для сохранения этого вида в первую очередь необходимо:

а) принять меры к очистке рек и стоячих водоемов

б) проводить систематические санитарные рубки сосновых лесов;

в) ввести запрет на выжигание травы, ограничить выпас скота;

г) систематически удалять из леса старые, отмершие деревья.

_______________________________________________________________________

4. Пектины – группа высокомолекулярных соединений, природных полимеров D-галактуроновой кислоты, которые содержатся в овощах и фруктах. Пектины рекомендованы для применения в целях профилактики хронических отравлений работников свинцовых производств. Эта рекомендация основана на свойствах пектинов:

а) понижать кислотность среды в желудочно-кишечном тракте, оказывая тем самым бактерицидное воздействие на болезнетворные бактерии;

б) обволакивать кишечную стенку и тем самым увеличивать всасывание биогенных токсинов;

в) образовывать прочные комплексные соединения (пектинаты) с тяжелыми металлами;

г) ослаблять работу (перистальтику) кишечника.

5. Тюлька – рыба стоячих водоемов. Она жила в Черном и Азовском морях, в северной, окраинной, части Каспийского моря и в низовьях Волги. В настоящее время тюлька распространилась практически по всему течению Волги, вплоть до верховий. Неконтролируемому распространению тюльки способствовало создание на Волге:

а) особо охраняемых природных территорий;

б) гидроэлектростанций;

в) заводов по разведению осетровых рыб;

г) сельскохозяйственных предприятий.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ IV

Выберите один правильный ответ из четырех возможных и обведите его кружком. Письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным, а также обоснуйте ошибочность трех остальных ответов.

Правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов, обоснования трех остальных неправильных ответов до 3 баллов (за каждое верное обоснование 1 балл). Максимальное количество баллов за вопрос – 7 баллов.

Максимальное количество баллов за задание – 14

1. В средневековой Европе, начиная с XIV в., при последующих эпидемиях чумы

процент смертности был ниже. Это могло быть связано, прежде всего, с тем, что:

а) изменился расовый состав населения;

б) изменился образ жизни людей (особенно в городах);

в) населению стали делать прививки от чумы;

г) появился иммунитет.

______________________________________________________________________________

2. Район Южного океана, тянущийся от оконечности Антарктического полуострова на восток до Южных Сандвичевых островов (море Скотия) всегда отличался высокой продуктивностью, что позволяло человеку добывать здесь большое количество рыб, ластоногих и китообразных. Однако два вида мелких пингвинов – пингвин Адели (держится на ледяных полях) и антарктический пингвин (кормится в открытой воде), питающиеся зоопланктоном, – никогда не были подвержены сильному антропогенному прессу. Тем не менее, за последние 30 лет численность пингвинов сократилась на 75 %. По мнению ученых из Национальной администрации США по океану и атмосфере, основная причина заключается:

а) в увеличении добычи усатых китов и промысловых видов рыб;

б) в сокращении местообитания пингвинов из-за транспортировки айсбергов в аридные районы;

в) в сокращении кормовой базы пингвинов за счет исчезновения в результате потепления местообитания зеленых водорослей, обитающих на поверхности льдин;

г) в сокращении промышленной добычи криля.

Максимальное кол-во баллов 90



Предварительный просмотр:

ОТВЕТЫ

ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

10-11 класс

За каждый ответ 1 балл.

Максимальное количество баллов – 50.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

в

26

в

2

в

27

в

3

в

28

б

4

в

29

г

5

г

30

г

6

в

31

б

7

г

32

б

8

б

33

б

9

б

34

а

10

г

35

в

11

б

36

а

12

а

37

г

13

а

38

а

14

г

39

в

15

в

40

б

16

в

41

в

17

б

42

б

18

г

43

в

19

в

44

г

20

в

45

б

21

б

46

а

22

в

47

б

23

г

48

а

24

а

49

в

25

в

50

г

ЗАДАНИЕ II

Правильный ответ оценивается в 2 балла. При наличии хотя бы одной ошибки 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 6

1.

А

Б

В

Г

Д

2

4

1

3

5

2.

А

Б

В

Г

1

4

3

2

3.

А

Б

В

2, 6, 8

1, 4, 7

3, 5,9

ЗАДАНИЕ IIIПравильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов.

Максимальное количество баллов за вопрос – 4 балла.

Максимальное количество баллов за задание - 20

1. Ответ Б верный.  Радиоактивность  изотопов,  в  том  числе,  радиоактивных  отходов определяется  энергетической  неустойчивостью  ядра,  т.е.  при  радиоактивном  распаде изменяется ядро и образуется ядро нового химического элемента. Химические реакции не изменяют  ядра  атомов,  все  изменения  и  взаимодействия  происходят  на  уровне электронных оболочек.

2. Ответ а) является верным. Обитание в организме тли бактерии, инфицированной вирусом, является полезным как для насекомого (борьба с наездниками), так и для самой бактерии (среда обитания). Следовательно, речь идет о мутаулизме – взаимополезном сожительстве, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них

3. Ответ в) является верным. Поскольку яйца и личинки обитают в почве, взрослые насекомые держатся на поверхности почвы, питаются травами, выпас скота, выжигание травы являются лимитирующими факторами, и их запрет необходим для сохранения вида.

4. Правильный ответ в.

Особую практическую значимость пектин приобрёл в последние три десятилетия, когда появились сведения о способности пектина, образовывая комплексы (так называемые пекти-наты), выводить из организма человека тяжёлые металлы (свинец, ртуть, цинк, кобальт, молибден и пр.) и долгоживущие (с периодом полураспада в несколько десятков лет) изотопы цезия, стронция, иттрия и т. д., а также способности сорбировать и выводить из организма биогенные токсины, анаболики, ксенобиотики, продукты метаболизма и биологически вредные вещества, способные накапливаться в организме: холестерин, желчные кислоты, мочевину, продукты лизиса тучных клеток. Уже на протяжении более двадцати лет пектины рекомендованы для применения в целях профилактики хронических отравлений работников на свинцовых производствах.

5. Ответ б) является верным.

Сооружение ГЭС связано со строительством плотин и водохранилищ. Течение в водохранилищах замедляется, что создает благоприятные условия для заселения их тюлькой, которая обитает в стоячих водоемах.

ЗАДАНИЕ IV

Правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов, обоснования трех остальных неправильных ответов до 3 баллов (за каждое верное обоснование 1 балл). Максимальное количество баллов за вопрос – 7 баллов.

1. Ответ б) является верным. Одним из факторов распространения возбудителей чумы служила антисанитарии в средневековых поселениях (обилие отходов, грызунов, слабое развитие медицины). По завершении Средневековья образ жизни европейцев изменился, стали вводиться и соблюдаться более строгие санитарно-гигиенические нормы в городском коммунальном хозяйстве.

Ответ а) не является верным. Расовый состав населения Европы начал изменяться, в основном, с развитием глобализации (Новейшее время). Кроме того, заболеванию чумой подвержены представители различных рас.

Ответ в) не является верным. Прививки от различных инфекционных заболеваний, в том числе и от чумы, начали делать значительно позже, после того, как микробиологами были открыты микроорганизмы-возбудители болезней (Французский врач Йерсен и японский доктор Китасато нашли чумного микроба почти одновременно. Это было в 1894, и с тех пор борьба с чумой была поставлена на научную почву).

Ответ г) не является верным. Сам по себе (без вакцинации) иммунитет к возбудителям чумы не вырабатывается. Если бы это и было возможно, то в независимости от исторической эпохи.

2. Ответ а) не является верным. Увеличение добычи усатых китов и промысловых видов рыб, также питающихся зоопланктоном, должно было привести к расширению кормовой базы и увеличению, а не снижению численности пингвинов.

Ответ б) не является верным. Транспортировка айсбергов в аридные районы Земли пока что является только теоретическим мегапроектом. Кроме того, уменьшение ледовитости привело бы к сокращению местообитания одного из видов пингвинов – пингвина Адели, который обитает на ледяных полях. Для второго вида – антарктического пингвина, который кормится в открытой воде, таяние льдов (в отсутствие иных факторов) привело бы к расширению местообитания и, соответственно, численности.

Ответ в) является верным. Численность зеленых водорослей, обитающих на поверхности льдин, по причине таяния льдов в результате потепления будет снижаться. Поскольку водоросли служат пищей для зоопланктона, а зоопланктоном питаются оба вида пингвинов, это приведет к сокращению пищевой базы и, соответственно, численности последних.

Ответ в) не является верным. В следствие сокращения промышленной добычи рачка криля (представитель зоопланктона), которым питаются пингвины, кормовая база последних увеличится, что приведет (в отсутствие иных факторов) к соответствующему увеличению, а не сокращению, численности.



Предварительный просмотр:

                                                                                               9 КЛАСС

ЗАДАНИЕ I

Выбор одного правильного ответа из четырех возможных.

Задание включает  50 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос   выберите только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным, и обведите его кружком.

За каждый правильный ответ  начисляется 1 балл.

1. Устойчивость природных экосистем связана:

а) с высокой продуктивностью растений;

б) с наличием массы органического вещества;

в) с большим видовым разнообразием;

г) с интенсивной деятельностью микроорганизмов.

2. Из перечисленных ниже примеров цепочкой первичной сукцессии являются:

а)  мхи – лишайники - травянистые растения;

б) лишайники – травянистые растения – мхи;

в) лишайники – мхи – травянистые растения;

г) травянистые растения – мхи – лишайники.

3. Сообщество, формирующееся на территории, где ранее никогда не было жизни, называется:

а) серийным;                        б) климаксным;

в) пионерным;                г) вторичным.

4. Количество энергии  передаваемой с 1 трофического уровня на другой составляет от количества энергии предыдущего уровня:

а) 1%                                б) 5%                        в) 10%                        г) 15%

5. Продуктивность экосистем в районе кораллового рифа выше продуктивности большинства районов Мирового океана вблизи экватора, потому что там организмы получают больше:

а) солнечного света;                б) тепла;

в) кислорода;                        г) элементов питания.

6. Акклиматизация – это:

а) процесс выведения новых пород животных и сортов растений;

б) новая наследственно закрепленная форма возникающая, в результате элиминации неустойчивых в данных условиях фенотипов;

в) первая индивидуальная физиологическая реакция на изменение окружающей среды;

г) генетическая изменчивость под влиянием мутагенных факторов.

7. Адаптация – это:

а) процесс выведения новых пород животных и сортов растений;

б)новая наследственно закрепленная форма, возникающая в результате элиминации неустойчивых в данных условиях фенотипов;

в) первая индивидуальная физиологическая реакция на изменение окружающей середы;

г) генетическая изменчивость под влиянием мутагенных факторов.

8. Организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических с использованием внешних источников энергии, называют:

а) деструкторами;                б) детритофагами;

в) продуцентами;                г) редуцентами.

9. В отношения типа «хищник – жертва» вступают:

а) скопа и плотва;                б) полевой лунь и речной окунь;

в) кукушка и кукша;                г) белоспинный дятел и козодой.

10. Обитатели (животные и растения) вод или почв с повышенной соленостью называются:

а) троглобионтами;                б) галлами;

в) галобионтами;                г) галофобами.

11. Только в водной среде является возможным:

а) появление внешнего скелета;

б) усвоение организмами солнечного света;

в) появление пятипалых конечностей;

г) возникновение фильтрационного типа питания.

12. Организмы, которые синтезируют органические вещества из неорганических компонентов, а также могут питаться готовыми органическими соединениями, называются:

а) сапротрофы;

б) осмотрофы;

в) миксотрофы;

г) гетеротрофы.

13. Закономерность, согласно которой количество энергии на каждом более высоком трофическом уровне, прогрессивно уменьшается, называют:

а) правило экологической пирамиды;

б) закон 100 процентов;

в) закон гомологических рядов;

г) правило толерантности.

14. Изменение численности хищников в ответ на рост численности особей потребляемого ими вида обусловлено:

а) изменением кормовой базы и заключается в увеличении численности особей хищников за счет успешного размножения;

б) темпами освоения особями потребляемого вида кормовой базы и заключается в замедлении роста численности репродуктивных особей;

в) модификацией абиотических условий местообитания потребляемого вида и заключается в слабой реакции на потенциальную жертву;

г) уменьшением экологической плотности особой потребляемого вида и заключается в отборе на лучшее развитие органов чувств.

15. Естественное движение населения – это:

а) миграция;                        б) воспроизводство населения;

в) рождаемость;                г) смертность.

16. Распашка целинных и залежных земель в Казахстане к концу 1950-х гг. вызвала:

а) накопление избытка влаги в почве и, как следствие, развитие процесса заболачивания;

б) ветровую эрозию;

в) переуплотнение почв;

г) усиление испарения почвенной влаги и, как следствие, развитие засоления почв.

17. Классификация природных ресурсов по исчерпаемости относит биологические ресурсы:

а) к неисчерпаемым;                

б) к исчерпаемым потенциально возобновимым;

в) к исчерпаемымневозобновимым;                

г) к незаменимым.

18.Повышение температуры воды в водоёмах  вследствие теплового загрязнения способствует:

а) потере водой растворенного кислорода;

б) поглощение азота из атмосферного воздуха;

в) усиленному размножению криофильных организмов;

г) замыканию биологического круговорота.

19. Причиной образования и выпадения кислотных осадков является:

а) наличие сульфатов морского происхождения в атмосферных осадках над океанами, которые, попадая в верхние слои атмосферы, превращаются в воздухе в кислоту и рассеиваются над сушей;

б) физический захват оседающими частицами воды различных химических веществ (преимущественно оксидов серы и азота), присутствующих в атмосфере вследствие антропогенной деятельности;

в) сложная последовательность реакций в условиях фотохимического смога при ярком солнечном свете в крупных городах, атмосфера которых сильно загрязнена автомобильными выхлопами;

г) комбинированное воздействие химических веществ и таких физических факторов, как температура, звук и вибрации, различных электромагнитных излучений, включая световое и ионизирующее.

20. Попадание в водоемы фосфатов вызывает:

а) промышленный смог;        б) эвтрофикацию;

в) гибель рыбы;                г) биоаккумуляцию.

21. Наиболее масштабным источником сернистого газа, обусловливающего образование

кислотных дождей, являются:

а) гидроэлектростанции;

б) атомные электростанции;

в) тепловые электростанции;

г) ветровые электростанции.

22. Виды растений и животных, представители которых встречаются в большей части

обитаемых областей Земли, называются:

а) убиквисты;

б) космополиты;

в) эндемики;

г) эврифаги.

23. В естественном природном биогеоценозе взаимодействуют:

а) антропогенные и абиотические факторы;

б) антропогенные и биотические факторы;

в) абиотические и биотические факторы;

г) антропогенные, абиотические и биотические факторы.

24. Изменения в строении организма в результате приспособления к среде обитания − это:

а) морфологическая адаптация;

б) физиологическая адаптация;

в) этологическая адаптация.

г) психологическая адаптация.

25. Редкий европейский подвид среднего дятла характеризуется ярко выраженной приуроченностью к старовозрастным дубовым лесам. Тесная экологическая связь с дубом делает среднего дятла крайне уязвимым в связи с повсеместным сведением дубрав. Местообитанию среднего дятла в наибольшей степени угрожают:

а) ландшафтные рубки, при которых равномерно вырубаются деревья разных возрастов;

б) выборочные рубки, при которых удаляются деревья менее ценных, чем дуб, мелколиственных пород;

в) постепенные рубки, при которых спелый древостой вырубается         вокруг групп подроста постепенно в течение 30–40 лет;

г) рубки ухода, при которых убираются усохшие, поврежденные, ослабленные, пораженные вредными насекомыми и болезнями деревья.

26. Утверждение «размер системы должен соответствовать ее функциям» отражает действие закона:

        а) оптимальности;

        б) внутреннего динамического равновесия;

        в) полноты составляющих системы;

        г) экологической корреляции.

27. Биосферный заповедник отличается от природного заповедника главным образом:

        а) более жестким режимом охраны;

        б) обязательным наличием типичной для данной географической зоны         экосистемы;

        в) значительно большей территорией или акваторией;

г) сложным зонированием территории в целях сохранения природного         комплекса  в  сочетании с отработкой методов устойчивого         природопользования

28.   В спелых и перестойных одновозрастных лесах Сибири и Дальнего Востока России рациональному промышленному лесопользованию  соответствуют:

        а)  выборочные рубки;

        б)  рубки ухода;

        в)  сплошные рубки;

        г) выборочные и сплошные рубки.

29. Назовите отрасль хозяйства, занимающую первое место по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

        а) черная металлургия;

        б) химическая промышленность;

        в) электроэнергетика;

        г) автомобильный транспорт.

30. Выберите вид природопользования, который приспособлен к хрупкости ландшафтов и основывается на бережном использовании возобновляемых ресурсов.

        а) добыча полезных ископаемых;

        б) кочевое оленеводство;

        в) лесозаготовка;

        г) строительство трубопроводов.

31. ЮНЕСКО – это:

а) Фонд помощи развития детей;

б) Международная организация по борьбе с бедностью;

в) Организация при ООН, курирующая вопросы науки, культуры и образования;

г) Международная общественная независимая природоохранная организация.

32. Национальные парки создаются:

а) на совершенно не затронутых хозяйственной деятельностью территориях или на малоизмененных деятельностью человека территориях для сохранения уникальных природных ландшафтов;

б) на территориях, в пределах которых запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности, в целях охраны одного или нескольких видов живых существ или биогеоценозов;

в) на малоизмененных или не затронутых хозяйственной деятельностью территориях или на территориях древнего освоения человеком для сохранения типичных природных ландшафтов;

г) на значительных по площади территориях, включающих особо охраняемые природные ландшафты, которые помимо сохранения природных комплексов, предназначены для рекреационных целей.

33.  Повестка Дня на XXI век была принята на конференции в Рио-де-Жанейро:

а) в 1972 г.;                 б) в 1982 г.;                 в) в 1992 г.;                г)  в 2002 г.

34. Вид мониторинга, при котором ведется наблюдение за состоянием растений в лесных массивах, называется:

а) геофизический

б) биологический

в) метеорологический

г) сейсмологический.

35. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

        а) ртути;                 б) свинца;                в) кальция;                г) кобальта.                

36. Урбанизация заключается в:

        а) Росте доли городского населения (по отношению к сельскому) на планете;

        б) Росте численности населения на планете;

        в) Росте уровня загрязнения окружающей среды отходами городов;

        г) Усилении научно-технического прогресса в городах.

37. Территории, специально предназначенные для отдыха и восстановления здоровья людей, – это:

а) селитебные зоны;

б) рекреационные зоны;

в) агроценозы;

г) промышленные зоны.

38. Сущность учения В. И. Вернадского о биосфере заключается:

а) в признании исключительной роли «живого вещества», преобразующего облик планеты;

б) в определении верхней и нижней границ биосферы в пределах планеты;

в) в выявлении геологических механизмов устойчивости биосферы;

г) в установлении закона обратной связи взаимодействия в системе «человек–биосфера».

39. Функция биосферы в формировании земной коры реализуется через:

а) зеленые растения, участвующие в процессе фотосинтеза;

б) живое вещество, участвующее в геологических процессах;

в) косное вещество, участвующее в геологических процессах;

в) отдельных живых организмов, перерабатывающих почвенный гумус.

40. Безуспешная борьба человечества с такой опасной болезнью, как малярия, связана с привыканием:

а) человека к болезни;

б) возбудителя к изменению климата;

в) возбудителей к лекарствам;

г) человека к лекарствам.

41. Внимательно проанализируйте график. Какой вид находится в оптимальных условиях обитания?

а) Оба вида находятся в одинаковых условиях;

б) Первый вид находится в более оптимальных условиях, чем второй;

в) Второй вид находится в более оптимальных условиях, чем первый;

г) Оба вида находятся в неблагоприятных условиях.

42. Правило пирамид биомасс гласит:

а) суммарная масса растений оказывается меньше чем биомасса всех фитофагов и травоядных, а масса тех в свою очередь, меньше массы всех хищников;

б) суммарная масса растений оказывается больше чем биомасса всех фитофагов и травоядных, а масса тех в свою очередь, превышает массу всех хищников;

в) биомасса всех растительных сообществ в несколько раз превышает биомассу водных сообществ, луговых сообществ и агроэкосистем;

г) биомасса растительных сообществ увеличивается при переходе экосистем от пионерного состояния к климаксному.

43. Тип взаимоотношений следующих представителей животного мира можно классифицировать как «нахлебничество»:

а) рак-отшельник и актиния;

б) крокодил и воловья птица;

     в) акула и рыбы-прилипалы;

     г) волк и косуля.

44. Одна из форм приспособленности млекопитающих к жизни на Крайнем Севере, заключается:

а) в удлинении черепа и конечностей;

б) в увеличении глаз и ушей;

в) в увеличении размеров тела;

г) в увеличении тазовых костей и размеров черепа.

45. Если в реке началась массовая гибель рыбы, то наиболее вероятная причина этого явления:

а) изменение скорости течения реки;

б) уменьшение содержания кислорода в воде;

в) изменение атмосферного давления;

г) строительство плотины.

46. В водной среде с увеличением глубины абиотические факторы изменяются следующим образом:

а) повышается давление и соленость, уменьшается температура;

б) повышается давление и соленость, концентрация кислорода не меняется;

в) повышается давление и соленость, температура увеличивается;

г) давление не меняется, соленость увеличивается, концентрация кислорода остается неизменной.

47. Биосфера, как и любая экосистема, является:

а) закрытой системой;

б) открытой системой;

в) полностью автономной системой;

г) полностью независимой системой.

48. Вид, сохранившийся от ранее процветающей группы животных или растений, называется:

а) эндемиком;

б) автохтоном;

в) эдификатором;

г) реликтом.

49. Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:

а) требуют строго определённых условий существования;  

б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания;

в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;

г) проявляют пластичность к действию факторов среды.

50. Абиотическим фактором среды не обусловлено:

а) сезонное изменение окраски зайца-беляка;

б) распространение плодов калины, рябины, дуба;

в) осеннее изменение окраски листьев у листопадных деревьев;

г) осенний листопад.

ЗАДАНИЕ II

        Установите соответствие между предложенными понятиями или определите правильную последовательность. Выполняя задания, внимательно запишите  правильные ответы в соответствующие таблицы.

Правильный ответ оценивается в 2 балла. При наличии хотя бы одной ошибки 0 баллов.

1. Установите соответствие терминов между двумя колонками.

А. Организм

Б. Популяция.

В. Биоценоз.

Г. Биогеоценоз.                          

Д. Агроценоз.

1. Живые организмы озера.

2. Лишайник.

3. Степь.

4. Нерпы озера Байкал.

5. Поле пшеницы.

А

Б

В

Г

Д

2. Установите соответствие терминов и определений.

А. Находящийся под угрозой полного вымирания вид, численность сохранившихся особей которого недостаточна для самоподдержания популяции в естественных условиях.

Б. Вид, морфологические и/или поведенческие особенности которого не соответствует  современным условиям жизни.

В. Вид, обитающий только в данном регионе и не живущий в других.

Г. Вид, морфологические и/или поведенческие особенности которого включают его представителей в хозяйственный оборот.

1. Вымирающий

вид.

2. Эксплуатируемый

вид.

3. Эндемичный вид.

4. Исчезающий вид

А

Б

В

Г

3. Сгруппируйте перечисленные ниже факторы здоровья, которые могут влиять на здоровье человека:

А. Биотические

Б. Абиотические

В. Социальные

  1. Электромагнитные излучения.
  2. Аллергены растительного происхождения.
  3. Урбанизация.
  4. Геохимические особенности почвы.
  5. Специфика производства.
  6. Паразитарные воздействия.
  7. Климатические характеристики.

8.    Возбудители инфекционных заболеваний.

9.    Психологический климат коллектива.

А

Б

В

ЗАДАНИЕ III

Выберите один правильный ответ из четырех возможных и обведите его кружком. Письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным.

Правильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов.

Максимальное количество баллов за вопрос – 4 балла.

1. Опаснейшими врагами тлей являются наездники, личинки которых развиваются в теле тли, пожирая ее изнутри. Бактерия гамильтонелла, живущая в клетках тлей, вырабатывает токсины, смертельные для личинок наездников. Американские энтомологи из университетов Джорджии и Аризоны экспериментально показали, что эффективную защиту тлей от наездников обеспечивают не любые бактерии, а только зараженные вирусом-бактериофагом APSE. Гены токсичных белков, необходимых для уничтожения личинок наездника, находятся в геноме вируса, а не бактерии. Это один из первых описанных случаев, когда именно благодаря вирусу между насекомым и бактерией обеспечиваются отношения:

а) мутуализма;

б) комменсализма;

в) аменсализма;

г) нейтрализма.

___________________________________________________________________________________

2. Принципы  составления  списков  охраняемых  видов  требуют  обоснования  способов охраны  исходя их  эколого-биологических  особенностей.  Кобылка  голубокрылая  обитает на  сухих  травянистых  полянах  с  низким  и  изреженным  травостоем,  находящихся  в экосистемах сосновых лесов, иногда –  по берегам рек. Зимуют в фазе яйца; кладки яиц в почве, на глубине  5–7 мм. Личинки и взрослые особи  –  фитофаги. Для сохранения этого вида в первую очередь необходимо:

а) принять меры к очистке рек и стоячих водоемов;

б) проводить систематические санитарные рубки сосновых лесов;

в) ввести запрет на выжигание травы, ограничить выпас скота;

г) систематически удалять из леса старые, отмершие деревья.

3. Тюлька – рыба стоячих водоемов. Она жила в Черном и Азовском морях, в северной, окраинной, части Каспийского моря и в низовьях Волги. В настоящее время тюлька распространилась практически по всему течению Волги, вплоть до верховий. Неконтролируемому распространению тюльки способствовало создание на Волге:

а) особо охраняемых природных территорий;

б) гидроэлектростанций;

в) заводов по разведению осетровых рыб;

г) сельскохозяйственных предприятий.

ЗАДАНИЕ IV

Выберите один правильный ответ из четырех возможных и обведите его кружком. Письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным, а также обоснуйте ошибочность трех остальных ответов.

Правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов, обоснования трех остальных неправильных ответов до 3 баллов (за каждое верное обоснование 1 балл). Максимальное количество баллов за вопрос – 7 баллов.

В средневековой Европе, начиная с XIV в., при последующих эпидемиях чумы процент смертности был ниже. Это могло быть связано, прежде всего, с тем, что:

а) изменился расовый состав населения;

б) изменился образ жизни людей (особенно в городах);

в) населению стали делать прививки от чумы;

г) появился иммунитет.

Максимальное кол-во баллов - 75



Предварительный просмотр:

9 класс

ЗАДАНИЕ 1

За каждый правильный ответ 1 балл.

Максимальное количество баллов – 50 баллов.

№ задания

ответ

№ задания

ответ

1

В

26

А

2

В

27

Г

3

В

28

В

4

В

29

Г

5

Г

30

Б

6

Б

31

В

7

Б

32

Г

8

В

33

В

9

А

34

Б

10

В

35

А

11

Г

36

А

12

В

37

Б

13

А

38

А

14

А

39

Б

15

В

40

В

16

Б

41

Б

17

Г

42

Б

18

А

43

В

19

Б

44

В

20

Б

45

Б

21

В

46

А

22

Б

47

Б

23

В

48

Г

24

А

49

А

25

Г

50

Б

ЗАДАНИЕ 2

Правильный ответ 2 балла. При наличии хотя бы одной ошибки 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 6 баллов.

А

Б

В

Г

Д

2

4

1

3

5

1.

А

Б

В

Г

1

4

3

2

2.

А

Б

В

2,6,8

1,4,7

3,5,9

      3. ЗАДАНИЕ 3 (12 баллов)

Правильный ответ 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов.

Максимальное количество баллов за вопрос – 4 балла.

1. Ответ а) является верным. Обитание в организме тли бактерии, инфицированной вирусом, является полезным как для насекомого (борьба с наездниками), так и для самой бактерии (среда обитания). Следовательно, речь идет о мутаулизме – взаимополезном сожительстве, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них

2. Ответ в) является верным. Поскольку яйца и личинки обитают в почве, взрослые насекомые держатся на поверхности почвы, питаются травами, выпас скота, выжигание травы являются лимитирующими факторами, и их запрет необходим для сохранения вида.

3. Ответ б) является верным. Сооружение ГЭС связано со строительством плотин и водохранилищ. Течение в водохранилищах замедляется, что создает благоприятные условия для заселения их тюлькой, которая обитает в стоячих водоемах.

ЗАДАНИЕ 4 (7 баллов)

Правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов, обоснования трех остальных неправильных ответов до 3 баллов (за каждое верное обоснование 1 балл). Максимальное количество баллов за вопрос – 7 баллов.

Ответ б) является верным. Одним из факторов распространения возбудителей чумы служила антисанитарии в средневековых поселениях (обилие отходов, грызунов, слабое развитие медицины). По завершении Средневековья образ жизни европейцев изменился, стали вводиться и соблюдаться более строгие санитарно-гигиенические нормы в городском коммунальном хозяйстве.

Ответ а) не является верным. Расовый состав населения Европы начал изменяться, в основном, с развитием глобализации (Новейшее время). Кроме того, заболеванию чумой подвержены представители различных рас.

Ответ в) не является верным. Прививки от различных инфекционных заболеваний, в том числе и от чумы, начали делать значительно позже, после того, как микробиологами были открыты микроорганизмы-возбудители болезней (Французский врач Йерсен и японский доктор Китасато нашли чумного микроба почти одновременно. Это было в 1894, и с тех пор борьба с чумой была поставлена на научную почву).

Ответ г) не является верным. Сам по себе (без вакцинации) иммунитет к возбудителям чумы не вырабатывается. Если бы это и было возможно, то в независимости от исторической эпохи.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛ-ВО БАЛЛОВ - 75


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

В данной статье описан опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности по экологии. Приведены темы исследовательских проектов, выполненных учащимися, а так же выделены цели и зад...

Игра-путешествие для младших школьников "Юные экологи"

Игра-путешествие  «Юные экологи» предназначена для учащихся 3-4 классов. Она  может  проводиться с  конца мая по октябрь месяц  в лесном массиве, на лугу, в парке, на школьном...

Задания к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по экологии для учащихся 7-8 классов

тестовое теоретическое задание для учащихся 7-8 классов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с ответами и формой оценки работ...

Задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 7-8 класс

Задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 7-8 класс...

Всероссийская олимпиада школьников по экологии. 9 класс

Тестовые работы по вариантам для 9 класса...

Материалы школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классах

Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классах. Тесты и экологические задачи могут быть использованы в системе дополнительного ...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии (10-11 классы)

Задания и критерии оценивания школьного этапа ВОШ по экологии разработаны для обучающихся 10-11 классов, могут быть использованы для подготовки к олимпиаде, на занятиях внеурочной деятельности или на ...