ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ
статья по экологии по теме
В данной статье описан опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности по экологии. Приведены темы исследовательских проектов, выполненных учащимися, а так же выделены цели и задачи исследовательских работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-_issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ
РЫЖЕНКОВА Н.В. УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
МБОУ СОШ №5 ГОРОДА КИРЖАЧА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Одной из эффективных форм работы по изучению экологии и биологии является проектная и исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Проект позволяет обобщить полученные знания, широко применить сведения, приобретённые при изучении других предметов, и, главное, высказать свою собственную точку зрения и предложить пути решения той или иной экологической проблемы. Продолжительность работы над проектом от нескольких недель до года. Защиту проектов, опирающихся на практико – исследовательские материалы, полученные при изучении состояния школьных помещений, окружающей среды микрорайона школы, целесообразно проводить на обобщающих уроках, олимпиадах и конференциях.
Рекомендации по подготовке проекта состоят в следующем:
1. Прежде всего – выбор проблемы исследовательской работы, четкость формулировки темы проекта, целей и задач.
2. Составление плана работы. Она должна быть разбита на этапы.
3. Выполнятся проект может под руководством учителя или педагога дополнительного образования.
4. Проект состоит из следующих разделов: введения; обзора литературных источников; краткого описания методики работы с обязательными ссылками на авторов, чьи данные используются; описания практической части работы с результатами исследования; обсуждения и описания полученных данных, выводов по результатам исследования; рекомендаций и предложений по практическому использованию результатов проекта, приложений, списка литературы.
5. Проект должен быть объемом не более 20-25 страниц машинописного текста без учета приложений.
6. При написании работы следует обратить внимание на стиль изложения, глубину проработанности темы, соответствие выводов задачам исследования, а также на использование учебной и научной литературы.
7. Оформление проекта.[1.с.8]
Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной. Кроме того цель должна быть доступна для исследователя.[2. с. 124]
Ниже приводятся темы проектов и исследовательских работ, выполненных учащимися школы, а также цели и задачи работы.
- Исследовательский проект «Экологический паспорт средней общеобразовательной школы №5». Цель этой работы – составить экологический паспорт школы. В процессе работы решались следующие задачи:
1. Определить местоположение школы (эстетическое, географическое, экологическое);
2. Составить характеристики внутренней среды школы (строительных, цветовых, декоративных элементов здания, электро - и теплоснабжения, описание конструктивных элементов здания);
3. Провести анализ заболеваемости, психологического и эмоционального состояния учащихся школы;
4. Выяснить влияние триместровой системы обучения (была введена в нашей школе в 2003-2004 учебном году) на здоровье учащихся, их психическое и эмоциональное состояние;
5. Выяснить влияние транспорта на загрязнение среды вблизи школы.
Данная исследовательская работа заняла 1 место на районной экологической конференции школьников, ребята получили диплом лауреатов второй степени на Всероссийском экологическом форуме «Зелёная планета 2005».
- Исследовательская работа в рамках исследования родников Киржачского района «Исследование родников деревни Ефаново и деревни Дубровка». Цель работы: Исследовать источники деревни Ефаново и деревни Дубровка. При подготовке к работе наметился ряд задач:
1.Выявить влияние на здоровье человека загрязняющих воду веществ;
2.Изучить методики исследований родников;
3.Определить местоположение родников д. Ефаново и д. Дубровка;
4. Составить паспорта родников;
5.Сравнить результаты исследований разных родников.
Работа заняла 1 место на районной экологической конференции школьников, получила диплом второй степени Международного детского экологического форума «Зелёная планета 2006».
- Исследовательский проект по теме «Оценка состояния атмосферного воздуха в городе Киржаче». Цель данной работы: оценка чистоты атмосферного воздуха в нашем городе по состоянию лишайников и городской растительности. В ходе работы решались следующие задачи:
1. Изучение видового состава лишайников, произрастающих на различных породах деревьев;
2. Определение общего проективного покрытия лишайниками исследуемых деревьев, используя метод лихеноиндикации;
3. Изучение видового состава зеленых насаждений на исследуемых участках нашего города и оценка правильности их подбора;
4. Определение по пораженной ткани листьев с исследуемых деревьев состояния воздушной среды.
Исследовательская работа заняла 1 место на районной экологической конференции школьников, вышла в финал 8-й Всероссийской олимпиады «Созвездие», на областном конкурсе юных исследователей окружающей среды Дмитриева Ирина стала призёром и получила диплом III степени в 2007г.
- Исследовательская работа «Снег как индикатор чистоты атмосферного воздуха». Цель работы: Оценить чистоту атмосферного воздуха в нашем городе по состоянию снежного покрова. В ходе работы наметился ряд задач:
1.Определить основные источники загрязнения атмосферного воздуха и их воздействие на организм человека.
2.Изучить методику «Исследования снега на общую химическую токсичность методом биотестирования» и применить её для мониторинга атмосферного воздуха в нашем городе.
3.Сравнить и проанализировать результаты, полученные с исследуемых участков города.
4.Разработать рекомендации по улучшению качества атмосферного воздуха в нашем городе.
Исследовательская работа заняла 1 место на районной экологической конференции школьников.
- Исследовательский проект «Роль автотранспорта в загрязнении атмосферного воздуха в нашем городе». Цель работы: Оценить степень влияния автотранспорта на состояние воздуха в нашем городе. Задачи:
1. Подсчитать количество автотранспорта, проходящего на разных участках дорог нашего города в будние и выходные дни в одни и те же временные отрезки;
2. Определить количество топлива, сжигаемого двигателями автомобилей;
3. Оценить количество выделяемых автотранспортом вредных веществ и степень их воздействия на живые организмы;
4. Исследовать воздух на содержание в нём пыли;
5. Провести анкетирование владельцев автомобилей.
Исследовательская работа заняла 1 место на районной экологической конференции школьников.
- Исследовательский проект «Оценка экологического состояния школьных кабинетов». Цель работы: Оценить экологическое состояние школьных кабинетов. Задачи работы:
1.Выявить состояние воздушной среды в классных помещениях,
2.Выяснить соответствие площади и объема помещения санитарно-гигиеническим нормам,
3.Проверить соответствие уровня вентиляции, освещенности, температуры воздуха и влажности в классных помещениях санитарно-гигиеническим нормам,
4.Выяснить, какие строительно-отделочные материалы и мебель использованы в кабинетах,
5.Произвести учет комнатных растений и выяснить их роль,
6.Провести анкетирование учащихся по теме « Визуальное восприятие кабинетов».
Исследовательская работа заняла 1 место на районной экологической конференции школьников.
Данные исследовательские проекты ценны тем, что способствовали развитию личности и творческих способностей учащихся, формированию самостоятельных исследовательских умений. Важно, что учащиеся не только освоили проектную деятельность, но смогли подойти к проблеме экологии нашего города, что, безусловно, имеет большое практическое и воспитательное значение.
Список литературы
1. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся\ авт.-сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель,2008. –[стр.8-9],
2. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/ авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – [стр.124]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Модель организации учебно - исследовательской и проектной деятельности...
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии
Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя о...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.
В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике
Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагор...
Тест. Теоретическое обоснование внедрения учебных исследовательских проектов в образовательную деятельность школьников
В тесте представлены теоретические обоснования внедрения исследовательских проектов в обюразовательную деятельность школьников....
Презентация выступления "Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности"
Презентация к выступлению в рамках круглого стола...