ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ
статья по экологии по теме

Рыженкова Наталья Васильевна

В данной статье описан опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности по экологии. Приведены темы исследовательских проектов, выполненных учащимися, а так же выделены цели и задачи исследовательских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-_issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

РЫЖЕНКОВА Н.В. УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

МБОУ СОШ №5 ГОРОДА КИРЖАЧА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

     Одной из эффективных форм работы по изучению экологии и биологии является проектная и исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

   Проект позволяет обобщить полученные знания, широко применить сведения, приобретённые при изучении других предметов, и, главное, высказать свою собственную точку зрения и предложить пути решения той или иной экологической проблемы. Продолжительность работы над проектом от нескольких недель до года. Защиту проектов, опирающихся на практико – исследовательские  материалы, полученные при изучении состояния школьных помещений, окружающей среды микрорайона школы, целесообразно проводить на обобщающих уроках, олимпиадах и конференциях.

    Рекомендации по подготовке проекта состоят в следующем:

1. Прежде всего – выбор проблемы исследовательской работы, четкость формулировки темы проекта, целей и задач.

2. Составление плана работы. Она должна быть разбита на этапы.

3. Выполнятся проект может под руководством учителя или педагога дополнительного образования.

4. Проект состоит из следующих разделов: введения; обзора литературных источников; краткого описания методики работы с обязательными ссылками на авторов, чьи данные используются; описания практической части работы с результатами исследования; обсуждения и описания полученных данных, выводов по результатам исследования; рекомендаций и предложений по практическому использованию результатов проекта, приложений, списка литературы.

5. Проект должен быть объемом не более 20-25 страниц машинописного текста без учета приложений.

6. При написании работы следует обратить внимание на стиль изложения, глубину проработанности темы, соответствие выводов задачам исследования, а также на использование учебной и научной литературы.

7. Оформление проекта.[1.с.8]

    Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной. Кроме того цель должна быть доступна для исследователя.[2. с. 124]

Ниже приводятся темы  проектов и исследовательских работ, выполненных учащимися школы, а также цели и задачи работы.

- Исследовательский проект «Экологический паспорт средней общеобразовательной  школы №5». Цель этой работы – составить экологический паспорт школы. В процессе работы решались следующие задачи:

1. Определить местоположение школы (эстетическое, географическое, экологическое);

2. Составить характеристики внутренней среды школы (строительных, цветовых, декоративных элементов здания,  электро - и теплоснабжения, описание конструктивных элементов здания);

3. Провести анализ заболеваемости, психологического и эмоционального состояния учащихся школы;

4. Выяснить влияние триместровой системы обучения (была введена в нашей школе в 2003-2004 учебном году) на здоровье учащихся, их психическое и эмоциональное состояние;

5. Выяснить влияние транспорта на загрязнение среды вблизи школы.

            Данная исследовательская работа заняла 1 место на районной экологической конференции школьников, ребята получили диплом лауреатов второй степени на Всероссийском экологическом форуме «Зелёная планета 2005».

 - Исследовательская работа  в рамках исследования родников Киржачского района «Исследование родников деревни Ефаново и деревни Дубровка».  Цель работы: Исследовать источники деревни Ефаново и деревни Дубровка. При подготовке к работе наметился ряд задач:

1.Выявить влияние на здоровье человека загрязняющих воду веществ;

2.Изучить методики исследований родников;

3.Определить местоположение родников д. Ефаново и д. Дубровка;

4. Составить паспорта родников;

5.Сравнить результаты исследований разных родников.

Работа заняла 1 место на районной экологической конференции школьников, получила диплом второй степени Международного детского  экологического форума «Зелёная планета 2006».

- Исследовательский проект по теме «Оценка состояния атмосферного воздуха в городе Киржаче». Цель данной работы: оценка чистоты атмосферного воздуха в нашем городе по состоянию лишайников и городской растительности.   В ходе работы решались следующие задачи:

1. Изучение видового состава лишайников, произрастающих на различных породах    деревьев;

2.  Определение общего проективного покрытия лишайниками исследуемых деревьев, используя метод лихеноиндикации;

3. Изучение видового состава зеленых насаждений на исследуемых участках нашего города и оценка правильности их подбора;

4. Определение по пораженной ткани листьев с исследуемых деревьев состояния воздушной среды.

Исследовательская работа заняла 1 место на районной экологической конференции школьников, вышла в финал 8-й Всероссийской олимпиады «Созвездие», на областном конкурсе юных исследователей окружающей среды Дмитриева Ирина стала призёром и получила диплом III степени в 2007г.

- Исследовательская работа «Снег как индикатор чистоты атмосферного воздуха». Цель  работы: Оценить чистоту атмосферного воздуха в нашем городе по состоянию снежного покрова. В ходе работы наметился ряд задач:

1.Определить основные источники загрязнения атмосферного воздуха и их воздействие на организм человека.

2.Изучить методику «Исследования снега на общую химическую токсичность методом биотестирования» и применить её для мониторинга атмосферного воздуха в нашем городе.

3.Сравнить и проанализировать результаты, полученные с исследуемых участков города.

4.Разработать рекомендации по улучшению качества атмосферного воздуха в нашем городе.

Исследовательская работа заняла 1 место на районной экологической конференции школьников.

- Исследовательский проект «Роль автотранспорта в загрязнении атмосферного воздуха в нашем городе». Цель работы: Оценить степень влияния автотранспорта на состояние воздуха в нашем городе. Задачи: 

1. Подсчитать количество автотранспорта, проходящего на разных участках дорог нашего города  в будние и выходные дни в одни и те же временные отрезки;

2. Определить количество топлива, сжигаемого двигателями автомобилей;

3. Оценить количество выделяемых автотранспортом вредных веществ и степень их воздействия на живые организмы;

4. Исследовать  воздух  на содержание в нём пыли;

5. Провести анкетирование владельцев автомобилей.

Исследовательская работа заняла 1 место на районной экологической конференции школьников.

- Исследовательский проект «Оценка экологического состояния школьных кабинетов». Цель работы: Оценить экологическое состояние школьных кабинетов. Задачи работы:

1.Выявить состояние воздушной среды в классных помещениях,

2.Выяснить соответствие площади и объема помещения санитарно-гигиеническим нормам,

3.Проверить соответствие уровня вентиляции, освещенности, температуры воздуха и  влажности в  классных помещениях санитарно-гигиеническим нормам,

4.Выяснить, какие строительно-отделочные материалы и мебель использованы в кабинетах,

5.Произвести учет комнатных растений и выяснить их роль,

6.Провести анкетирование учащихся  по теме « Визуальное восприятие кабинетов».

   Исследовательская работа заняла 1 место на районной экологической конференции школьников.

 Данные исследовательские проекты ценны тем, что способствовали развитию личности и творческих способностей учащихся, формированию самостоятельных исследовательских умений. Важно, что учащиеся   не только освоили проектную деятельность, но смогли подойти к проблеме экологии нашего города, что, безусловно, имеет большое практическое и воспитательное значение.

Список литературы

1. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся\ авт.-сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель,2008. –[стр.8-9],

2. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/ авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – [стр.124]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии

Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя о...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.

В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагор...

Тест. Теоретическое обоснование внедрения учебных исследовательских проектов в образовательную деятельность школьников

В тесте представлены теоретические обоснования внедрения исследовательских проектов в обюразовательную деятельность школьников....