Игра-путешествие для младших школьников "Юные экологи"
учебно-методический материал по теме
Игра-путешествие «Юные экологи» предназначена для учащихся 3-4 классов. Она может проводиться с конца мая по октябрь месяц в лесном массиве, на лугу, в парке, на школьном стадионе. Для этого тщательно выбирается место, делается маркировка, развешиваются указатели. Дети соревнуются в быстроте, ловкости, находчивости на этапах (можно назвать их остановками нашего «путешествия» и дать им сказочные названия) их может быть от 5 до 9. Вначале конкурса главный судья произносит приветственное слово, и кратко поясняет, какие будут этапы и, что нужно делать на каждом из них, как они будут оцениваться, представляет судей. У каждой команды должна быть маршрутная книжка (выдается на старте) с которой команда проходит все этапы, и сдает её на финише.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.rar | 59.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие
для младших школьников
«Юные экологи»
Автор: Васильева Нина Александровна, методист,
педагог дополнительного образования
Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»
г. Старый Оскол, Белгородской области
Экологическое образование и воспитание учащихся сегодня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно-педагогических исследований. Создавшаяся в настоящее время экологическая ситуация в нашей стране и в мире породила необходимость экологического всеобуча, формирования человека, разумно и бережно относящегося к природе.
Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Ключевую роль в достижении этой цели играет формирование и развитие экологического сознания и экологической культуры личности.
Особое место в экологическом образовании и воспитании учащихся занимает дополнительное образование. Оно признано обеспечить формирование научных эколого-биологических представлений и понятий, содействовать переводу их в план практической экологической деятельности. Поэтому использование потенциала дополнительного образования наряду с изучением в школьном курсе основ экологии не только обогащает учащихся дополнительными экологическими знаниями, но и позволяет формировать у них умения и навыки, необходимые для проведения мероприятий по защите и улучшению окружающей среды, экологически активную жизненную позицию, т.е. природоохранное поведение. Необходимо отметить, что эколого-биологическое направление деятельности учреждений дополнительного образования на сегодняшний момент признано одним из приоритетных, т.к. именно оно становится основой для формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.
Реализация содержания дополнительного экологического образования школьников осуществляется в учебной сфере как традиционными формами – уроком, практическими занятиями, лекциями, так и нетрадиционными – экологическим практикумом, олимпиадами, выставками, экскурсиями в природу, экологическими походами, учебными экологическими тропами и летними экологическими лагерями, экологическими акциями, эколого-просветительскими мероприятиями, дидактическими и подвижными играми.
Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Сливаясь с трудом, познанием, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего, гармонического развития личности. В руках умелого педагога она становится инструментом воспитания, позволяющим полнее учитывать возрастные особенности детей и подростков, развивать инициативу и самодеятельность, создавать атмосферу свободы, творческой раскрепощенности в коллективе и условия для саморазвития.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, предлагаем провести массовое мероприятие «Юные экологи» в форме игры-путешествия, в нем могут принять участие все желающие команды (10-12 человек младшего школьного возраста).
Цель данного мероприятия – воспитании личности, любящей свой край, бережно относящейся к культурным и природным ценностям, формирование экологически экологических знаний и умений.
Задачи:
- расширить знания о природе;
- раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять природу;
- формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.
Разработанный игра предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей физкультуры и начальных классов по совместной деятельности детей и взрослых в Формы и методы реализации:
Мероприятие проводится в форме игры-путешествия.
Методы:
1) соревнование, эстафета,
2) создание игровых ситуаций;
3) конкурсы,
4) беседа,
5) наблюдение,
6) речевой метод выражения отношения к природе.
Игра-путешествие «Юные экологи» может проводиться с конца мая по октябрь месяц в лесном массиве, на лугу, в парке, на школьном стадионе. Для этого тщательно выбирается место, делается маркировка, развешиваются указатели. Дети соревнуются в быстроте, ловкости, находчивости на этапах (можно назвать их остановками нашего «путешествия» и дать им сказочные названия) их может быть от 5 до 9. Вначале конкурса главный судья произносит приветственное слово, и кратко поясняет, какие будут этапы и, что нужно делать на каждом из них, как они будут оцениваться, представляет судей. У каждой команды должна быть маршрутная книжка (выдается на старте) с которой команда проходит все этапы, и сдает её на финише. (Приложение 1).
Оборудование: маркировка, волчатник, таблицы с названием этапов (могут быть сказочные названия), старта и финиша, костюм Старичка-лесовичка, компас, мишень для метания шишек, сосновые шишки, геологическая коллекция, экологические плакаты, кроссворды, загадки, информационный щит с порядком прохождения командами игрового маршрута, обращение Старичка - Лесовичка к детям и педагогам.
Школьники должны знать: деревья, кустарники, травы, растущие в вашей местности, названия типичных для вашей местности горных пород, экологические цепочки, явления природы, правила поведения в природе, стороны света.
Школьники должны уметь: бегать, прыгать, преодолевать препятствия, ориентироваться по компасу, метать в цель, разгадывать загадки и кроссворды, внимательно слушать судей, договариваться между собой, помогать друг другу, свободно общаться друг с другом, быть взаимно вежливыми.
- СТАРТ.
На старте проверяется готовность команды, наличие маршрутной книжки. Судья старта пишет стартовое время на титульном листе.
- Этап «Переправа через болото»
Перед участниками соревнований импровизированное «болото» (кочки - это круги (10), нарисованные на земле или вырезанные из прочного материала. Круги можно выложить из подручного материала. Команде предлагается преодолеть «болото». Участники друг за другом перепрыгивают с кочки на кочку, не касаясь «болота» ногами. Если произошло касание, участнику дается штрафной балл.
Все члены команды ждут, когда последний преодолеет болото, судья выставит результат, и все продолжают путь к следующему этапу.
Оценка этапа: за каждую пройденную кочку 1 балл.
3. Этап «Поляна загадок»
На этом этапе команде предлагается отгадать загадки, а капитан в это время решает кроссворд. (Приложение № 2). Судья оценивает каждый правильный ответ и ставит результат в маршрутную книжку.
Оценка этапа: за каждый правильный ответ 1 балл.
4. Этап «Геология»
Школьникам, предлагается определить полезные ископаемые и горные породы, наиболее часто встречающиеся в вашей местности (например, глина, песок, мел, железистый кварцит и др.). Также можно предложить один - два образца пород или минералов, не типичных для вашей местности (за правильное их определение даются дополнительные баллы)
Оценка этапа: за каждый правильный ответ 1 балл.
5. Этап - эстафета «Самый быстрый геолог»
На этом этапе детям сообщается о том, что очень редкой и ценной геологической коллекции угрожает опасность и её необходимо переправить в безопасное место. Главное условие – брать по одному образцу и переносить в условное место, следующий участник ждет пока первый не прибежит назад и передаст ему «эстафету». Последний участник собирает все образцы в рюкзачок и отдает судье. Судья проверяет их количество.
Оценка этапа: Учитывается время прохождения этапа, за каждый потерянный образец - штраф 1 балл.
6. Этап «Правила поведения в природе»
На красивой полянке, украшенной плакатами и рисунками, детей встречает «Старичок-Лесовичок». Он приветливо здоровается с ними и спрашивает, умеют ли они вести себя в природе: в лесу, в поле, на водоеме? Задает несколько вопросов. Например: можно ли в лесу разводить костры? Если можно, то, как это правильно делать? Почему нельзя разорять муравейники? Почему нельзя бросать стекло в водоёмы, засорять их? Затем «Старичок–Лесовичок» (он же судья этапа) предлагает команде 3-4 плаката с изображением запрещающих знаков. (Приложение №3) Дети рассказывают по этим знакам что нельзя делать в природе (например: рвать ландыши, потому, что они внесены в Красную книгу) и т. д. Также на этом этапе можно дать задание выполнить экологическую цепочку или соответствия (Приложение №4).
Оценка этапа: каждый правильный ответ - 1 балл.
7. Этап «Растительность»
Участники игры-путешествия попадают на поляну, ограниченную волчатником, с разнообразной лесной растительностью. Это могут быть несколько деревьев и кустарников: (дуб, сосна, липа, ольха, осина, лещина, боярышник, шиповник и травяная растительность: подорожник, птичий горец, мятлик и т.д.). Учащиеся должны постараться определить как можно больше видов растительности. Также можно для определения предложить детям картинки с изображением растительности (Приложение №5).
Оценка этапа: За каждый правильный ответ 1 балл.
8. Этап: «Меткий стрелок»
Путешествие продолжается. Следующий этап «Меткий стрелок». Здесь каждому участнику предлагается взять по 2 сосновых шишки, и, встав за контрольную линию, по очереди метнуть их в мишень, висящую на расстоянии 10 метров на уровне роста детей. Судьи этапа следят, чтобы не было заступа. Если это произошло, участнику не засчитывается попадание в цель. Время на этом этапе не засекается.
Оценка этапа: За каждое попадание в мишень ставится от 1 до 5 баллов.
9. Этап «Лесные спринтеры»
На деревьях, стоящих друг от друга примерно в 50 метрах, развешены разноцветные флажки на уровне роста детей. На них крупно написаны номера школ. Участники команды должны по очереди добежать до дерева, сорвать флажок с цифрой своей школы и принести его судье. Затем бежит следующий участник. Судья засекает время, за которое команда сорвет все флажки (10 штук) и проставляет результат в маршрутной книжке. На выполнение задания дается 5 минут.
Оценка этапа:
При подведении итогов самый лучший результат (5 минут и менее) оценивается в 10 баллов, а затем оценивание идет по убывающей (лишняя минута - минус 1 балл).
10. ФИНИШ
На финише капитан команды сдает маршрутную книжку. Во время подведения итогов для всех участников игры-путешествия организуются игры «Кошки-мышки», «Карусели», «Море волнуется» и т.д.
Награждение проводит «Старичок-лесовичок».
Список использованной литературы
1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с младшими школьниками. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. - 179 с.
3. Зорин И.В., Штюрмер Ю.А. Туризм и охрана окружающей среды. – М., 1986.
4. Ивойлова Г.Г. Воспитание бережного отношения к природе на туристских маршрутах // Вестник детско-юношеского туризма в России. – 1992. – № 3. – с.24-27.
5. Каникулы, игра, воспитание / Под ред. О.С. Гамзина. - М.: Просвещение, 1988. - 155 с.
6. Мясникова С.Л. Экология для больших и маленьких. - Чебоксары: Клио, 1999. - 24 с.Нуждина Т.Д. Энциклопедия Чудо - всюду. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 239 с.
7. Энциклопедия туриста. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
Приложение 1.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» «Знатоки родного края» МАРШРУТНАЯ КНИЖКА |
2 лист.
№ п/п | Фамилия, имя участника | класс |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. | ||
11. | ||
12. |
Капитан команды:_________________________________
Руководитель команды ____________________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
3. лист. 1 Этап «Переправа через болото» |
4 лист 2 Этап «Поляна загадок» |
Таким же образом заполняются последующие страницы с указанием номера и названия этапа. Судьи каждого этапа выставляют баллы, штрафные очки, замечания, свою роспись. Маршрутная книжка сдается судье финиша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»
Цель: Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...
Игра- путешествие по теме: «Путешествие по лесным тропинкам».
Разработка внеклассного мероприятия по экологическому направлению деятельности по теме"Путешествие по лесным тропинкам" в форме игры- путешествия...
Игра-путешествие для учащихся 5-6 класса "Путешествие в Читай-город"
Это мероприятие может быть проведено как внеклассное мероприятие по литературе или как мероприятие в рамках предметной недели. Цель: пробудить интерес учащихся к чтению, вспомнить известных литературн...
СЦЕНАРИЙ открытого занятия игры - путешествия «Страна Здоровья» для детей младшего школьного возраста
Цель мероприятия воспитывать у детей стремление быть здоровым....
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ - ПУТЕШЕСТВИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «СОКРОВИЩА СТАРОГО ПИРАТА»
Целью данной игры-путешествия является способствование расширению кругозора младших школьников; развитию их...
Презентация "Путешествие в мир природы" (Биологическая игра-путешествие)
Биологическая игра-путешествие целью которой является формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответсвенности у каждого учащегося за судьбу своей планеты, пересмотр потребит...