Выступление на региональном семинаре ДО по вопросам экологического образования.
материал по экологии на тему
Тема выступления: "Фрмирование экологической компетентности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии экологического образования и воспитания с использованием краеведческого материала.
Экологическое воспитание в школе начинается с младшего школьного возраста, т.к. в это время приобретенные знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения.
Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Биология занимает особое место в формировании экологических знаний. Как учебная дисциплина биология обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие нравственных и эстетических, интеллектуальных качеств личности и экологического мышления. Значительным потенциалом в экологическом образовании школьников располагает краеведческий материал по предмету. Экологические проблемы имеют, как известно, глобальный, региональный и местный аспекты, в воспитательном отношении особенно существенны последние: они наиболее личностно значимы, доступны для непосредственного изучения, наблюдаемы. Нарушения природной среды, прежде всего, имеют местный характер, происходят на глазах учащихся. Использование краеведческого материала в преподавании способствует конкретизации экологических проблем.
Опыт изучения местного материала на уроках биологии показывает, что использование краеведческого материала положительно сказывается на укреплении связи уроков с жизнью, способствует формированию экологического самосознания учащихся, любви к родному краю, его природе, расширению кругозора учащихся, развитию их самостоятельности. Использование регионального компонента на уроках биологии позволяет формировать у учащихся более полную Картину Мира, обогащая ее представлением о родине, положительно влияет на такие личностные качества, как самоидентификация, умение решать насущные жизненные проблемы.
Предмета экология в школе нет, но экологическое воспитание в нашей школе проводится целенаправленно, междисциплинарно по всем предметам, начиная с начальной школы и до 11 класса. И эта работа проводится через уроки с использованием исторического и краеведческого материала о природоохранной деятельности, через внеклассные мероприятия, показывающие единство человека и природы, занятия кружка «Экологи - исследователи», просветительскую работу с родителями по вопросам воспитания бережного отношения к окружающей природе. В последние годы активизировалась работа со школьниками, увлеченными биологией и экологией по участию в различных мероприятиях районного и областного уровней. Причем, мероприятия, в которых принимают участие наши учащиеся, в основном носят исследовательский, краеведческий, природоохранный характер.
Об организации исследовательской работы в школе знают не понаслышке: все ученики не раз становились объектом и субъектом исследовательской деятельности. Кроме того, в рамках Месячника защиты от экологической опасности проходят разнообразные мероприятия, на которых представители каждого методического объединения рассказывают о реализации экологического компонента в рамках своей предметной плоскости. Дети защищают свои исследовательские работы и проекты на школьном НОУ, участвуют в региональных и Российских конкурсах, выступают на конференциях разных уровней.
Думается, что отражение в процессе воспитания перечисленных знаний будет в некоторой степени определять отношение ребенка к окружающему миру.
Существенную роль в экологическом образовании играют летние экологические лагеря, экспедиции, походы. Это праздники детской души, их свобода. Удивление чудом природы и общения со сверстниками, старшими товарищами и взрослыми, ненавязчивая подзарядка знаниями и энергией. Именно серьезная летняя работа с детьми позволяет обеспечить непрерывность и всеобщность экологического образования через тесное общение с природой и заботу о природе. В течение 6 лет мы участвуем в работе экологического лагеря «Росток», где собираем материал для написания исследовательских работ и составляем проекты. С 2008 года моими учениками было написано 39 исследовательских работ и проектов. Большая часть данных исследований получила высокие оценки на региональном и Российских уровнях.
Научно-исследовательская деятельность учащихся ставит образовательную цель: расширяется кругозор, формируется мировоззрение, происходит приобщение к экологической культуре. Преследуется и цель воспитательная: дети приучаются работать в группах, общаться со специалистами, отыскивать информацию.
Основная же исследовательская работа проводится на занятиях кружка «Экологи - исследователи». Стимулом для дальнейшей работы являются результаты исследовательских проектов школы, их высокая оценка на конференциях, олимпиадах, публикации в сборниках научных работ. Уже 4 года мы принимаем участие на Российском Форуме «Великие реки России», который проводится ежегодно в мае месяце на Нижегородской ярмарке. Наши работы опубликованы в сборниках, выходящих в рамках мероприятия. Мы имеем дипломы за защиту проектов. Работы учащихся также опубликованы на Открытой научно – практической конференции «Всемирный день охраны окружающей среды (Экологические чтения - 2011)», проводимой Омским экономическим институтом.
Большую роль играют экологические конкурсы, где дети получают возможность получить новые знания по экологии и поделится своими наработками. Мои учащиеся принимают участие в районных, региональных, Российских, в том числе и Интернет – конкурсах и проектах: «Юный исследователь», «Марш парков», «Неглобальные экологические проблемы», «Твой след на планете Земля», «Юный тимирязевец», «BIOcom» и др.
Большую роль для реализации творческого и интеллектуального потенциала учащихся образовательных учреждений в решении актуальных экологических проблем имеют олимпиады по экологии и биологии где мои учащиеся имеют неплохие результаты.
Итоги муниципальных олимпиад.
Олимпиады | год | Количество участников | Призовые места | Фамилии учащихся |
2009 –2010 | ||||
Экология | 4 | 1место (10 кл.) | Разживина Ирина | |
Биология | 3 | 2 место (9кл.) 2 место (10 кл.) | Хрусталёва Наталья Буданова Мария | |
2010 - 2011 | ||||
Экология | 3 | 1место (9 кл.) 2 место (11 кл.) | Баусова Юлия Разживина Ирина | |
Биология | 4 | 2 место (9 кл.) 2 место (10 кл.) 3 место (11 кл.) | Морозова Маргарита Хрусталёва Наталья Разживина Ирина | |
2011- 2012 |
| |||
Экология | 3 | 1 место (9 кл.) | Морозова Маргарита | |
Биология | 5 | 1 место (9 кл.) 1 место (10 кл.) Призеры (11 кл.) | Морозова Маргарита Параничева Татьяна Хрусталёва Наталья Пенкаль Анастасия |
В прошлом учебном году Морозова Маргарита заняла 1 место на региональной олимпиаде школьников по биологии и стала второй на Российской межрегиональной олимпиаде «Будущие исследователи – будущее науки».
Современный урок — это, прежде всего, современные методы обучения, новые приемы организации урока, среди которых современные технические средства играют немаловажную роль. Информационные технологии стали неотъемлемой частью современного учебного процесса на всех уровнях. Я постоянно использую интерактивную доску, пользуюсь Интернет – ресурсами на уроках и внеклассной деятельности. Это несомненно облегчает труд учителя и позволяет учащимся получать большую информацию для подготовки к урокам, олимпиадам, ЕГЭ и ГИА.
Данная работа позволяет воспитывать любовь к своей исторической Родине, охране природы, решать экологические проблемы местного значения на основе интенсивного внедрения краеведческого компонента в изучение биологии, организацию научно-исследовательской работы и реализацию социально-значимых экологических, природоохранных проектов. Поэтому мои ученики последние годы поступают на специальности биологической и экологической направленности. За период введения ЕГЭ мои ученики пополнили ряды экологов и специалистов биологической направленности: 4 человека заканчивают НГСИ по специальности – экология, 3 человека являются студентами НГПУ им. К. Минина по специальности – экология и природопользование, 5 человек учатся в медицинских академиях страны, 6 человек заканчивают Медицинские училища, 1 человек заканчивает Сочинский институт и уже работает учителем физкультуры, 1 человек заканчивает НГУ им. Лобачевского – менеджер по спорту, 1 человек – биофак НГУ им. Лобачевского, 5 человек НГПУ им . К Минина – психологи. Итого 26 человек из наших выпускников связали свои профессии с биологией и экологией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на региональном семинаре по технологии ИСУД
У каждого учителя находятся учащиеся, которым изучать данный предмет «неинтересно, скучно, сложно». Обязательно кто-то из ребят будет шепотом проговаривать текст и решение, кто-то нарисует условие зад...
Психологические аспекты аттестации. Выступление на региональном семинаре экспертов (презентация).
Психологическая подготовка экспертов....
Выступление на региональном семинаре "Формирование личностных ууд на уроках истории"
Тема: Формирование личностных ууд на уроках истории.Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.Задачи: Познакомить педагогов с по...
выступление на региональном семинаре
организация интегрированного обучения детей с ОВЗ в условиях ДОУ...
Выступление на региональном семинаре "Особенности социализации учащихся с особыми образовательными потребностями"
Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, посте...
26.10.2021 г. Командные игры по карте. Презентация выступления на региональном семинаре в роли спикера.
Презентация отражает 15 - летний опыт проведения, создания и реализации игр по предмету география. Плагиат преследуется по закону! Делайте ссылку или не меняйте автора....
Выступление на региональном семинаре по теме Современные формы организации работы детских общественных объединений в рамках реализации программы воспитания. Особенности взаимодействия ДОО с социальными партнерами.
Выступление проходило на региональном семинаре в рамках стажировочной площадки по направлению "Реализация программы воспитательной работы на основе федеральных требований".Цель семинара:...