Выступление на региональном семинаре по технологии ИСУД
статья по теме

Варчак Лариса Евгеньевна

У каждого учителя находятся учащиеся, которым изучать данный предмет «неинтересно, скучно, сложно». Обязательно кто-то из ребят будет шепотом проговаривать текст и решение, кто-то нарисует условие задачи. Даже для тех учащихся, которые «успешны» в освоении предмета не все формы работы оказываются одинаково комфортными. Как же тогда определить позицию ученика по отношению к учебной работе?

Нужна была педагогическая технология, которая не будет опираться на достаточно примитивные характеристики учеников: способный, неспособный, а позволит реализовать «…целенаправленную встречу ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха ученика.

Такой технологией оказалась технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) учащегося, описанная в методическом пособии для учителя «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии» авторы Н.Л.Галеева и Н.Л.Мельничук. Согласно этой технологии, «…если учебный успех каждого ученика понимать не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, то, очевидно, что такая позиция учителей требует, прежде всего, четкого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика»1.



[1] «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии». Н.Л. Галеева, Н.Л. Мельничук

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Варчак Лариса Евгеньевна, учитель информатики МБОУ «Гимназия № 50», выступление на региональном семинаре

Применение технологии ИСУД (Индивидуальный стиль учебной деятельности) на уроке

Целями среднего образования, которые ставит перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний, умений, компетентностей, формирования нравственных качеств, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

У каждого учителя находятся учащиеся, которым изучать данный предмет «неинтересно, скучно, сложно». Обязательно кто-то из ребят будет шепотом проговаривать текст и решение, кто-то нарисует условие задачи. Даже для тех учащихся, которые «успешны» в освоении предмета не все формы работы оказываются одинаково комфортными. Как же тогда определить позицию ученика по отношению к учебной работе?

Нужна была педагогическая технология, которая не будет опираться на достаточно примитивные характеристики учеников: способный, неспособный, а позволит реализовать «…целенаправленную встречу ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха ученика»[1] 

Такой технологией оказалась технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) учащегося, описанная в методическом пособии для учителя «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии» авторы Н.Л. Галеева и Н.Л. Мельничук. Согласно этой технологии, «…если учебный успех каждого ученика понимать не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, то, очевидно, что такая позиция учителей требует, прежде всего, четкого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика»1. В данном методическом пособии спроектирована матрица индивидуального стиля учебной деятельности ученика, отражающая структуру учебного успеха ученика и состоящая из 10 параметров: обученность («знаю»); универсальные учебные действия, информационные, мыслительные навыки («умею»); внимание, память, модальность, доминирование полушарий головного мозга («могу»); уровень развития мотивационно-потребностной сферы («хочу»). В методическом пособии приводится алгоритм деятельности учителя, работающего по технологии ИСУД.

1 этап. Диагностика уровня развития всех параметров учебного успеха ученика – заполнить матрицу ИСУД ученика.

Диагностику проводили в октябре-ноябре совместно с педагогом-психологом и учителем технологии.

В результате для учащихся был зарегистрирован низкий (41%) и средний уровень (38%) обучаемости, то есть ученикам требуется большая доза педагогической помощи, большинство учащихся лучше усваивают учебный материал на репродуктивном уровне.

Учащиеся данного класса способны интенсивно работать, долго не уставая, утомление вызывает монотонная однообразная деятельность.

Самая большая группа учащихся имеет доминирующую кинестетическую модальность восприятия и переработки информации (38%).

Большая часть детей относятся к равнополушарным, не обладающим ярко выраженным типом мышления (50%). Однако в классе есть ребята, имеющие наглядно-образный характер познавательных процессов, то есть правополушарные дети (33%). Обучаемость определяли по результатам контрольно-методического среза. Ребятам были даны три задания. Задания подбирались репродуктивного, практического и творческого характера. Творческое задание выполнили только учащиеся с кинестетической модальность и правополушарники.

У школьников преобладала эмоциональная мотивация, для них значимы эмоциональные поощрения и порицания, позитивный эмоциональный контакт с учителем, увлекательность учебного материала.

Используя рекомендации Галеевой Н.Л., пересадили ребят в зависимости от типа асимметрии полушарий головного мозга

Классная доска

1 ряд
Левополушарники

2 ряд
Равнополушарники, кинестетики

3 ряд
Правополушарники

Учитывая модальность (канал приема-передачи информации) каждый ребенок имел на парте карточку, где были нарисованы самим учащимся уши – для аудиалов, глаза – для визуалов, рука – для кинестетиков.

2 этап. Определить параметры, уровень которых определяется как недостаточный или критический. Это следующие параметры: обучаемость, модальность (38% кинестетиков), доминирование полушарий головного мозга (33% правополушарных ребят).

3 этап. Подобрать формы заданий и виды работ, выполнение которых обеспечит развитие проблемных параметров. Использовать эти формы заданий и приемы учебной работы на этапах отработки и обобщения учебного материала.

4 этап. Определить параметры, уровень которых определяется как достаточный и оптимальный – подобрать задания и формы деятельности, опирающиеся на эти навыки и психологические особенности. Использовать на этапах объяснения и диагностики учебного материала.

5 этап. Написать программу, определяющую значимые параметры ИСУД, требующие развития, и формы и виды деятельности.

На основании диагностики была выбрана группа из 10 учащихся и для них была написана программа, которая определяла значимые параметры ИСУД, требующие развития, и формы и виды деятельности. Две темы курса математики «Делители и кратные», «Отношения и пропорции. Пропорциональность величин» изучались с использованием педагогической технологии ИСУД.

Получилась следующая индивидуально-групповая программа развития учащихся средствами учебного предмета математика.

Параметр

Развиваем

С помощью чего

Мыслительные и информационные общеучебные навыки и умения

Операции синтеза и обобщения с использованием различных терминов и понятий (сворачивание и разворачивание информации)

Составление развернутого плана темы или параграфа (60)[2]

Составление опорных конспектов (53)

Составление текстовых конспектов (54)

Конкурс на лучшую шпаргалку (53)

Раскрыть смысл понятий (13)

Синквейн (49)

Заполнить слепой текст (35)

Модальность

Анализ аудиальной информации

Визуальный канал приема и переработки информации

Решать как можно больше заданий на слух

Цифровой диктант (письменно или устно) (9)

Диктант «Шифровальщик» (26)

Описать словами увиденное – компью-терную презентацию, живую сценку, опорный конспект, шпаргалку.

Тестовые формы заданий (8)

Придумать и нарисовать рисунок-иллюст-рацию к изученной теме (69)

Активное слушание с опорой на визуаль-ный ряд (1)

Доминирование полушарий головного мозга

Левое полушарие головного мозга

Темная доска светлый мел.

Найти (составить) задания для данного понятия (16)

Раскрыть смысл усвоенных понятий (13)

Диктант «Шифровальщик» (26)

Найти лишнее, дать объяснение (21)

Найти соответствие фактов и понятий (20)

Разделить на группы (24)

Заполни «слепой» текст (35)

Реши задачу по алгоритму (43)

Решить (составить) кроссворд (50,51)

Несколько примеров из практики.

Обобщение темы «Делители и кранные» начинается и интриги. Электронная книга «Копилочка активных методов»[3] позволяет разнообразить активное слушание с опорой на визуальный ряд.

Цель: концентрация внимания, структурирование информации.
Учитываю: визуальный и аудиальный канал восприятия.
Развиваю: визуальный и аудиальный канал восприятия
Активный метод: «Стриптиз». 

Проведение: заранее делаю записи на большом листе ватмана по теме. Сворачивается лист несколько раз (сколько ключевых моментов в повторении), открывается по частям.

В данном случае вместо листа ватмана используется цветок. Серединка – тема «Делители и кратные», лепестки – названия разделов «Делители. НОД», «Наименьший общий знаменатель», «Взаимно простые числа» и так далее. Изначально лепестки закрыты наполовину. Называется раздел, открывается лепесток.

Аналогично повторялась тема «Отношения и пропорции» только вместо цветка на доске собирались бусы, каждая бусинка определяла раздел темы.

Примечание: при использовании метода «Стриптиз» достигается сразу несколько результатов. Эффект визуализации того, что произносится, структурируется информация, участники воспринимают информацию разными каналам, а также поддерживается их заинтересованность в том, что будет дальше.

Познакомиться с новой темой «Пропорциональность величин» помогает практическая групповая работа на единую цель.

Цель: максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности.
Учитывается: каналы приема-передачи информации, правополушарная асимметрия головного мозга.
Развивается: каналы приема-передачи информации, левое полушария головного мозг, коммуникационные, организационные ОУУН.

Проведение: класс делится на три группы. Каждая группа работает со своим пунктом в рабочей тетради[4]. Потом группа выносят на доску свою часть работы, две другие в это время делают записи в рабочей тетради. Таким образом, три пункта данной темы на доске и в рабочих тетрадях учащихся.

Цифровой диктант в устной форме.

Цель: дифференцировать проблемы учеников и учителя.

Развиваю: аудиальный канал восприятия информации.

Активный метод: «Светофор»

Проведение: учащиеся сигнализируют о согласии или несогласии с помощью одной из трех карточек (красной – нет, зеленой – да, желтой – не знаю). Учитель видит по количеству поднятых карточек затруднения учащихся или проблему учителя (когда много неправильных ответов).

Цифровые диктанты вызывали затруднение у ребят с визуальным каналом восприятия информации.

Эффективны опорные конспекты по теме.

Учитывается: разные каналы восприятия информации, доминирование полушарий головного мозга.

Развивается: внимание, память, левое полушарие, аудиальный и визуальный канал передачи-приема информации. Конспект ребята пишут, используя символы для правил, свойств, формул.

Активный метод: Соавторство.

Проведение: Каждый ученик составляет конспект, затем происходит обмен конспектами с одноклассниками, чтобы, читая, ученик смог дополнить, при необходимости, или изменить, исправить написанное. При таком передвижении конспекта получалось несколько соавторов. Когда конспект возвращался к автору, он озвучивал его, учитывая дополнения и изменения соавторов.

Правильно озвученные конспекты давали авторам право проводить опрос одноклассников с выставлением отметок.

В конце года проводилась промежуточная диагностика. Учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты и написать синквейн на тему «Математика». Необходимо отметить, что, так как значительная часть учащихся в классе правополушарные и кинестетики акцент делался на комфортный для этих детей стиль представления и работы над содержанием предмета. «Когда я выполняю математические задания в разных формах:

  • Лучше понимаю учебный материал,
  • Мне становится интереснее учиться,
  • Стали лучше отметки,
  • Мне труднее учиться,
  • Ничего не происходит,
  • Другое».

Ответы учащихся были проанализированы и получены следующие результаты.35% - интереснее учиться, 26% - лучше понимаю, 13% - лучше отметки, труднее учиться, ничего не происходит. Результаты показали позитивное отношение учащихся к введению приемов технологии ИСУД. Среди высказываний строки «Другое» можно выделить несколько групп:

  • О приемах и формах работы – нравится учиться всем классом, нравится обсуждать то, что говорит учитель.
  • О своем отношении к предмету – самый лучший, люблю математику.
  • О себе на уроке – не приходиться напрягать и писать лишнего, лучше понимаю, стал чаще выходить к доске.
  • Негативные высказывания – с рисунками веселее, а с конспектами – нет, диктант – плохо.

По заключению педагога-психолога пятеро ребят испытали трудности с введение новой технологии. Двое из них имеют слабые учебные возможности, мотивация к изменению у них минимальная. Еще двое ребят относятся к левополушарным, задания, предполагающие опору на воображение и образное мышление для них «непонятны» и «не комфортны». У них развит логический тип мышления, они успешны в своем стиле учебной деятельности.

Одна ученица воспринимает только внешнюю сторону данных приемов. Ей нравится делать презентации, рисунки, а вот уложить знания в конспект – вызывает затруднение. Девочка учится хорошо и данные приемы для нее лишь возможность эмоционально «разгрузиться».

Синквейны, написанные детьми, анализировались, подобные высказывания объединялись в группы и ранжировались по количеству высказываний. Получились следующие результаты: интересная – 12, познавательная – 8, сложная – 4, легкая, веселая – 3, нужная – 2.

Вот несколько синквейнов ребят.

  1. Трудная, кропотливая
    Трудиться, учиться, не лениться.
    Тяжело, но знать надо.
    Сложновато.
  2. Нужная, веселая.
    Помогает, обучает, решает.
    Очень веселый и простой урок.
    Наука.
  3. Числительное, вычислительное.
    Считать, писать, слушать.
    Надо учить математику.
    Классно!

Для следующего этапа работы, возможно, более результативной будет работа с небольшой группой ребят, с целью составления и реализации индивидуальной развивающей программы, составленной самими ребятами. Для этого Н.Л. Галеева предлагает курс практических занятий для формирования успешности ученика «Сам себе учитель», который должен быть реализован в долгосрочном проекте «Мой индивидуальный стиль учебной деятельности»

На первом занятии ученику надо понять, зачем он пришел на этот курс, и оценить насколько он готов к тому, что ему предстоит делать. Данное занятие закончилось небольшим цифровым диктантом, результаты были сразу обсуждены с ребятами. В ходе последующих занятий мы с ребятами выясняли «Зачем каждый из них учится?», «От чего зависит успех учебной деятельности?», построили схему «Структуры учебного успеха». Эта схема структуры учебного успеха стала основой всех последующих занятий. Конечно, практически на каждом занятии проводили диагностику и самодиагностику. Ребята узнавали себя, открывали в себе то, на что раньше не обращали внимания или не знали. Каждый ученик группы представил понятие «Обучаемость» на схеме учебного успеха. Получился многоугольник, площадь которого и есть «Обучаемость» или уровень развития учебных возможностей ученика. Каждый из факторов изучался отдельно, что и ребята выясняли про себя то, что поможет им не только хорошо учиться, но сознательно развивать в себе то, что обеспечит успех в дальнейшей жизни, в профессиональной карьере.

Современному человеку мало что-то конкретно знать или уметь, он должен обладать надпредметными компетенциями: уметь принимать решения, работать с большим потоком информации.

Созданная матрица параметров учебного успеха ученика позволила выявить недостаточно сформированные умения. Именно их необходимо было развивать с помощью специальных упражнений и заданий.

Регулятивные УУД

Умение планировать.

Проверяется с помощью заданий следующего типа:

  1. Дана задача. Необходимо установить и записать последовательность действий при решении задачи.
  2. Прочитайте список действий, необходимых для выполнения данной работы. Порядок действий изменен. Необходимо восстановить правильный порядок действий, записать их и выполнить работу.
  3. Составить план параграфа, устного ответа

Навык самоконтроля

Типы заданий:

  1. Подчеркните неверные равенства и выполните преобразование дробей правильно.
  2. Найдите, в чем заключается ошибка в каждом утверждении и запишите правильно.
  3. Найдите в тексте математические ошибки и письменно прокомментируйте их.

Навык смыслового чтения

Алгоритм:

  1. Прочитайте текст.
  2. Выделите главную мысль текста.
  3. Дайте название тексту (можно выбрать из предложенных вариантов)
  4. Ответьте на вопросы по тексту или выполните задание (вставьте пропущенные группы слов в предложения по прочитанному тексту)

Познавательные УУД

Анализ

Типы заданий:

  1. Найди соответствие:

а (определение, рисунок, формула)           1. (термин, понятие)

б (определение, рисунок, формула)           2. (термин, понятие)

в (определение, рисунок, формула)          3. (термин, понятие)

  1. Дан список слов, формул, символов, рисунков и т.д. Какое из них лишнее и почему?
  2. Дан список слов, терминов, формул, рисунков и т.д. Подчеркни те, которые относятся к …
  3. Дан короткий отрезок текста. Подчеркни те понятия, которые…
  4. Решить задачу и обосновать свой ответ.

Синтез

Типы заданий:

  1. Перечислены характеристики процесса, объекта. О чем идет речь?
  2. Даны рисунки нескольких объектов. В каком процессе они участвуют?
  3. Перечислены: дата, имена, место – о каком событии идет речь?
  4. Выполните какое-либо действие (например, сократите дробь). Сформулируйте и запишите правило.
  5. Заполнение таблицы

Умение сравнивать

Типы заданий:

  1. Найди сходство или отличия между А и Б (термины, объекты, рисунки, системы, процессы), выдели ведущие характеристики для сравнения в определенной ситуации.
  2. Заполнение сравнительной таблицы

Умение выделять главное и существенное

Типы заданий:

  1. Прочитать или прослушать текст, описывающий опыт, эксперимент, реальный или мысленный, сформулировать главную мысль.
  2. Определить главные действия из числа предложенных при решении задачи, построении графика и т.д.
  3. Свернуть текст в опорный конспект, шпаргалку.
  4. Представить текстовую информацию в виде таблицы, графика, схемы.

Коммуникативные УУД

Знание основных понятий

Типы заданий:

  1. Составление подписей к кроссвордам
  2. Составление определений по алгоритму
  3. Загадывать понятия прилагательными, глаголами
  4. Составлять тесты по изученному материалу
  5. Дописать предложения, чтобы утверждения стали верными

Навык активного слушания

Типы заданий:

  1. Прослушай и запиши только цифры
  2. Задай вопрос после рассказа учителя, начинающийся со слов: «Вы хотите сказать, что …»
  3. Цифровой диктант

Владение устной речью

Типы заданий:

  1. Доклады
  2. Устные развернутые ответы

Умение рассуждать, доказывать

Типы заданий:

  1. Обоснование верности какого-либо утверждения
  2. Расставьте предложения текста в нужном порядке так, чтобы получилось доказательство теоремы или рассказ
  3. Продолжите ряд или вставьте пропущенный фрагмент:

     __________, __________. _________, ______?___

     __________, __________, ___?_____,  __________

  1. Расположите в логической последовательности (слова, объекты, рисунки).
  2. Построй систему понятий или интеллект-карту

На одном из последних апрельских занятий «Воспитание воли и учебный успех» я провела анкетирование среди учащихся с просьбой выбрать 10 пунктов из предложенных в анкете, которые действительно важны и комфортны для ученика.

В результате анкетирования, выясняется какой уровень развития мотивации у каждого конкретного ученика. Если отмечены номера с 1 по 7, то это указывает о необходимости эмоциональных приемов мотивирования учебной деятельности. Отмечены номера с 8 по 14 – в учебной мотивации преобладает познавательный уровень. Если среди ответов есть номера с 15 по 19 можно говорить о развитии социального уровня мотивации учебной деятельности. У учащегося в анкете отмечены номера с 20 по 25, значит, ученик вышел на самый высокий уровень мотивации на учебу. Для всех ребят важно, чтобы его мотивировали на учебу эмоциональными приемами, есть ребята, у которых второй уровень (познавательный и биосоциальный) остался неудовлетворенный.

Теперь осталось все материалы оформить в проект.  Разработка и планирование проекта – дело, требующее от педагога особого внимания и мастерства. Однако, согласно федеральным государственным образовательным стандартам, ученик должен владеть основами проектной деятельности.


[1] «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии». Н.Л. Галеева, Н.Л. Мельничук

[2] В скобках указаны номера заданий из картотеки Н.Л.Галеевой

[3] Копилочка активных методов

[4] Рабочая тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре ДО по вопросам экологического образования.

Тема выступления: "Фрмирование экологической компетентности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность"...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015

На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...

Выступление на региональном семинаре "Формирование личностных ууд на уроках истории"

Тема:  Формирование личностных ууд на уроках истории.Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.Задачи: Познакомить педагогов с по...

выступление на региональном семинаре

организация интегрированного обучения детей с ОВЗ в условиях ДОУ...

Выступление на региональном семинаре "Особенности социализации учащихся с особыми образовательными потребностями"

Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, посте...

26.10.2021 г. Командные игры по карте. Презентация выступления на региональном семинаре в роли спикера.

Презентация отражает 15 - летний опыт проведения, создания и реализации игр по предмету география. Плагиат преследуется по закону! Делайте ссылку или не меняйте автора....