Выступление на региональном семинаре по теме Современные формы организации работы детских общественных объединений в рамках реализации программы воспитания. Особенности взаимодействия ДОО с социальными партнерами.
методическая разработка
Выступление проходило на региональном семинаре в рамках стажировочной площадки по направлению "Реализация программы воспитательной работы на основе федеральных требований".
Цель семинара: теоретический и практический обзор современных форм организации работы детских общественных объединений, деятельность ДОО на базе МОУ .
В качестве приложения помещены методические рекомендации для руководителей детских общественных объединений на тему: «Организация работы детских общественных объединений на базе образовательной организации», в которых приведины примеры методик по формированию коллектива и по определению эффективности работы ДОО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные формы организации работы детских общественных объединений в рамках реализации программы воспитания.
Особенности взаимодействия ДОО с социальными партнерами.
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
К.Д. Ушинский
Во исполнении Национальной стратегии действий в интересах детей была разработана Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в которой определены ориентиры государственной политики в сфере воспитания, в том числе поддержка общественных объединений. Данная поддержка предполагает(цитата) «улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах; поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом; поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях; привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей».
Наряду с Национальной стратегией действий в интересах детей, государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым в последние годы строится работа педагогов, внес в школьное воспитание некоторые коррективы.
Он требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, обязывает по- новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.
В соответствии с этим также появилось требование к образовательным организациям – разрабатывать специальные программы воспитания. Второй год подряд мы с вами работаем по новой программе воспитания, цель которой основана на таких базовых для нашего общества ценностях как человек, семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье. Это то, что объединяет всех граждан страны, независимо от того, в каком регионе они проживают, к какой национальности относятся, какую веру исповедуют.
Программа ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности школьников, которая проявляется: в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей; в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям; в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.
Спектр основных сфер деятельности, через которые школа может осуществлять процесс воспитания, представлен в отдельных модулях программы. Некоторые из них – инвариантны, так как
реализуются в каждой школе. Другие – вариативны.
Образовательная организация вправе включать в свою программу те модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов.
К рабочей программе воспитания образовательной организации прилагается календарный план воспитательной работы, конкретизирующий мероприятия программы применительно к
текущему учебному году.
Как все мы знаем, одним из вариативных модулей программы воспитания является
«ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ».
Об организации работы детских общественных объединений на базе ОО мы и поговорим сегодня на нашем семинаре.
Что мы должны знать о «ДОО»?
Детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.
Детское общественное объединение
– это объединение добровольное. Ребята пришли сами, добровольно, по собственному желанию и инициативе в соответствии со своими интересами и возможностями;
- это объединение самоуправляемое, значит, что никто не руководит им сверху, ребята сами решают, что, как и когда им делать. Но «сами» – это не значит, что совсем без взрослых, но все же и не по их указке. Решают вместе, советуясь и обсуждая варианты;
– это объединение некоммерческое. Значит, что существует оно без денег. Никто не ставит целью зарабатывать здесь деньги, обогащаться за счет того, что здесь делается.
Особенностью большинства детских общественных объединений является их разновозрастность, т.е. наличие в объединении ребят разного возраста, объединенных в рамках общей, совместной, социально значимой деятельностью. Учитывая возрастные и психологические особенности ребят, можно подобрать сообразные их возрасту роли в рамках деятельности (организаторские – для ребят- старшеклассников, исполнительские – для ребят-новичков). Практика показывает, что в данной ситуации при умелом педагогическом руководстве возникает отношения заботы, товарищества и поддержки, формируется особый тип воспитания в разновозрастном коллективе – т.е. воспитание детей детьми. Это очень важная и ценная в детских общественных объединениях ситуация, которую педагог может и должен, формировать и поддерживать.
Еще одной важной особенностью детского общественного объединения является то, что его нельзя создать. Обязательной составляющей детского общественного объединения являются отношения ребят друг к другу и к делу, которым они вместе занимаются, а отношения создать нельзя.
Можно создать лишь условия для их возникновения.
Педагогическая позиция руководителя детского общественного объединения принципиально отличается от позиции, например, классного руководителя или заместителя директора по воспитательной работе. И именно это чаще всего становится источником трудностей, возникающих при работе таких людей с детским общественным объединением. Необходимость занимать совещательную, компромиссную позицию зачастую оказывается трудной задачей для сотрудников школы, а применение директивных, авторитарных методов при работе с детским общественным объединением неминуемо ведет к его распаду.
Несмотря на сложности, проблемы возникающие, при формировании ДОО в школе, воспитательный потенциал их огромен, и он заключается в:
– возможности приобретения ребенком (подростком) иного, отличного от ученического, социально одобряемого опыта индивидуальной и общественной самоорганизации детей;
– организации и участии ребенка в общественно-полезной деятельности объединения;
– самостоятельном выборе ребенком форм и способов своего участия в деятельности объединения;
– развитие навыков и умения работать в команде;
– приобретении ребенком (подростком) опыта реальной ответственности за выполненное поручений;
– формировании чувства принадлежности к коллективу объединения через уважение к атрибутам, символам, ритуалам, церемониям, определяющим его субкультуру;
– расширении позитивного социального и культурного пространства жизнедеятельности, снижающего уровень агрессии подростков и их деструктивного поведения;
- приобретении ребенком(подростком)реального опыта в процедурах самоуправления –выборах, руководящих органов объединения, подотчетности, выборных органов.
Действительно начиная формировать детское общественное объединение в ОО надо понимать, что в нем должно присутствовать самоуправление при организации деятельности того или иного уровня.
Самоуправление в деятельности детского общественного объединения – это инструмент, при помощи которого мы реализуем его воспитательный потенциал. Чтобы самоуправление работало так как надо, работа детского
общественного объединения должна опираться на ряд принципов.
А именно:
Выборность. Все должности должны избираться общим голосованием, с учетом мнения каждого участника коллектива. Дети должны понимать, что на более высокие должности может претендовать ребенок с достаточным опытом работы, должным уровнем ответственности, серьезности и компетентности
Равноправие. Чтобы каждому ребенку было комфортно в коллективе, и он чувствовал сопричастность к нему, он должен иметь право голоса по вопросам, связанным с коллективом и его деятельностью.
Преемственность.
Хорошее детское общественное объединение существует не один год. Но даже если ваше объединение не является таким долгожителем, то все равно, спустя минимум три года начнется процесс смены поколений. Важно делать так, чтобы накопленный опыт, отлаженная деятельность не исчезали с уходом выпускников. Для этого стоит периодически проводить ротацию ребят на тех или иных ролях и позициях в объединении, не забывая об обучении младших ребят старшими.
Коллегиальность. Согласно этому принципу, все решения в коллективе должны приниматься совместно, путем голосования или обсуждения на общем сборе.
Критика и самокритика. Важно, чтобы каждый ребенок имел право высказывать замечания по какому-либо поводу, и чтобы ему самому тоже указывали на его собственные минусы.
Отчетность. У каждого действия должен быть результат. Следить за достижением результата помогает отчетность. Каждому поручению или делу для ребенка нужен дедлайн (срок, к которому оно должно быть завершено), после которого ребенок отчитывается о проделанной работе.
Сочетание коллективных и личных интересов детей. Любое дело в
детском общественном объединении не должно находиться выше личных потребностей ребенка или в противоречии с его интересами, и наоборот.
Распределение полномочий. Высшим органом самоуправления в детском общественном объединении является сбор коллектива, а чуть ниже него – совет, который избирается общим сбором.
Важная роль в этом деле принадлежит педагогу, который должен занять очень гибкую позицию и вмешиваться в ход проведения сбора только тогда, когда это требуется.
Не мало важную роль в формировании и деятельности ДОО, являются традиции и символика. Это эмоционально окрашенные вещи или явления, которые помогают ребятам чувствовать сопричастность друг к другу и общему делу объединения.
Традиция – это некоторое правило, прием, метод, способ, закрепленные на уровне тезиса «у нас так принято».
Традиции создают особый уклад, ту субкультуру, которая отличает одно
детское общественное объединение от другого.
Новичок, попадающий в такое объединение, знакомится с
традициями и, чаще всего, при позитивном отношении ребят к нему, стремится поскорее овладеть новой для него культурой и системой ценностей, что важно с точки зрения скорейшей интеграции ребенка в объединение.
Традиционными могут быть процедуры приветствий или прощаний, начала или завершения каких-то дел. Традиционными могут быть речевки, песни, обряды, флешмобы. Традиционными могут быть большие и малые дела, поездки.
Символика – это совокупность предметов, которые имеют
определенный смысл, не сводящийся к их функциональной принадлежности. Так, символами объединения могут быть: эмблема, форма или её элементы (галстук, бандана, кепка, значок, футболка, форменная рубашка и т.п.) с изображением эмблемы.
Ритуалы – это процедуры, носящие ярко выраженную эмоциональную окраску и связанные, как правило, с какими-то значимыми событиями в жизни как всего коллектива, так и его членов. Так, в объединении могут быть разработаны ритуалы приема в члены объединения или ритуалы получения определенных званий или ступеней роста. Возможны ритуалы, посвященные памятным датам, героике подвигов и т.п.
Деятельность ДОО
В современных условиях важнейшей составляющей работы детского общественного объединения является совместная
социально значимая деятельность ребят и взрослых. Это одна из важнейших особенностей детского общественного объединения.
Какой направленности может быть эта деятельность, и как сделать так, чтобы она стала социально значимой? Конечно, в первую
очередь, стоит определиться, чем именно вы будете и хотите заниматься с ребятами. И вот здесь есть очень простой ответ на этот, казалось бы, сложный вопрос – «чем заниматься с детьми?» Заниматься с детьми надо тем, что интересно самому педагогу, чем он сам «горит», чем он «заражён» и может «заразить» и увлечь детей.
А направлений деятельности может быть очень много:
добровольческое, военно-патриотическое, туристическое, экологическое, театральное, краеведческое и т.д.
Для интересной организации деятельности ДОО существует множество современных форм.
Форма – это внешнее выражение какого-либо содержания, это структура, система организации чего-либо, совокупность приемов и средств.
Выбор той или иной формы организации работы объединения должен основываться на принципе целеполагания.
В работе детской организации должны присутствовать такие формы работы, которые не только были бы интересны ребятам, но и способствовали решению поставленных целей, таких как:
- научить ребенка управлять обществом на новых демократических основах;
- научить взаимодействовать на основе принципов морали, воспринимать красоту мира;
- трудиться так, чтобы было интересно и выгодно каждому человеку, и обществу и др.
Подбор оптимальных форм работы, направленных на решение поставленных целей и задач объединения, является ключевым в процессе их реализации.
Для деятельности ДОО на мой взгляд, больше всего подходит методика
ТИТОВОЙ Елены Владимировны – профессора кафедры педагогики психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена; доктора педагогических наук.
Формы работы детских объединений можно объединить в три группы (типы) по признаку включенности детей и подростков в реальные социально-значимые отношения:
1. Досуговые воспитательные мероприятия - события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для детей.
2. Имитационные игры, отражающие жизнь общества, имитирующие реальные социальные отношения - воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе воспитанников.
3. Реальные социально-значимые дела - общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива.
Типы форм различаются по следующим признакам:
Мероприятие | Игра | Дело |
По целевой направленности | ||
Целью мероприятия является непосредственное воспитательное воздействие | Целью игры является обучение, закрепление и развитие способностей действий в той или иной ситуации социальных отношений | Цель – общественно значимая деятельность, направленная на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе |
По позиции участников | ||
Позиция детей - созерцательно-исполнительская; позиция взрослых -организаторская | Позиция детей - активная ролевая; позиция взрослых - опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями | Позиция детей - деятельно-созидательная, определяющая самодеятельный характер деятельности; позиция взрослых - опосредованное педагогическое руководство |
По воспитательным возможностям | ||
Решение просветительских задач, передача сложной или ценной для детей информации, обучение детей чему-либо; организация мер по поддержанию дисциплины, порядка, укреплению здоровья | Интенсивное формирование внутри коллективных отношений; проявление различных способностей и личностных качеств детей – участников игры | Проявление личностных качеств ребенка: творческих, организаторских, практических, интеллектуальных; активная реализация и обогащение личного и коллективного опыта. Дела способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию внутри коллективных связей, эмоционально привлекательны для детей |
Виды форм | ||
Беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, прогулки, обучающие занятия | Деловые, сюжетно-ролевые игры, игра на местности, спортивные и познавательные игры | Акции, операции, рейды, ярмарки, фестивали, концерты, спектакли, агитбригады |
По мере становления детского объединения происходит переход форм из одного типа в другой (мероприятие - игра - дело) и, с точки зрения воспитательных возможностей, это является показателем роста детского коллектива и его воспитательного потенциала (для взрослого руководителя детской организации признаком его профессионального роста).
Виды имеют модификации - вариации форм.
Они различаются
̶ по времени подготовки: экспромт и формы, предполагающие предварительную подготовку;
̶ по способу организации: бывают коллективными, групповыми и индивидуальными;
̶ по характеру включения в деятельность: обязательные и добровольные;
- по взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми: открытые и закрытые;
̶ по результату: результатами могут быть информационный обмен, выработка общего решения или общественно-значимый продукт.
Во всех типах форм выделяются две группы:
1. Формы, имеющие постоянный набор конструктивных инструментов, задающих методический рисунок и название формы.
2. Формы, не имеющие постоянного или определенного набора конструктивных элементов – это формы свободного творчества и формы с организационно – содержательной идеей.
Отсюда два подхода к конструированию и разработке форм:
1. Конструирование идет от формы.
Выбирается известный вид (конкурс, путешествие, экспедиция) и наполняется содержанием, способами организации деятельности, последовательностью действий согласно методическому рисунку. (Методический рисунок форм работы довольно ярко проступает в самом их видовом названии – конкурс, турнир, ярмарка).
2. Конструирование идет от содержательной идеи и соответственно ей приобретает определенную форму.
Два принципа конструирования: форма свободного творчества (в названии выражена только методическая идея, микроколлективы получают творческие задания), и организационно-содержательный принцип (стабильна только идея, структура, содержание деятельности конструируются в различных сочетаниях).
Детское общественное объединение в современном обществе не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости».
Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников образовательного процесса в школе. Такая работа способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
Практика демонстрирует несколько типов взаимодействия ДОО с партнерами, которые могут по-разному влиять на самореализацию их участников.
1. Разовые контакты. Субъекты привлекают некоторые ресурсы друг друга: помещение, методическую, консультативную помощь, человеческие ресурсы. Реализуют кратковременные проекты. Взаимодействие, характеризующееся разовыми контактами, нельзя считать эффективным, так как отсутствует необходимое педагогическое условие - системность.
2. Системное взаимодействие. Субъекты ориентированы друг на друга в долгосрочном планировании. Существуют договоренности о совместной деятельности, закрепленные в документах (договорах, соглашениях). Взаимодействие может отличаться более или менее интенсивным педагогическим управлением.
3. Интеграция. Еще один тип взаимодействия представляет собой интегративные формы ДОО в качестве детского объединения в структуре образовательного учреждения, учреждения системы молодежной политики или культуры.
О детских общественных объединениях в МОУ Рахмановская СОШ.
В нашей школе действует несколько детских общественных объединений, некоторые из них имеют давнюю историю, другие созданы совсем недавно.
Все объединения являются разновозрастными.
Как правило, инициаторами создания детского общественного объединения в ОО являлись взрослые. Педагоги-инициаторы и стали руководителями, их активными участниками.
Направление деятельности объединений разнообразно:
- Добровольческое.
В школе существует центр «Доброволец», руководитель Волчкова Оксана Владимировна, педагог-организатор.
- Краеведение и туризм.
Данное направление представлено ДОО «Мой музей», руководитель Киняева Инна Игоревна, учитель географии и краеведения.
- Экологическое.
На базе школы функционирует Школьное лесничество «Муравей», руководитель Небольсина Нина Владимировна, учитель биологии и экологии.
- Правопорядок и безопасность.
Данное направление представлено отрядами ЮИД и ЮДП, руководитель Петров Александр Игоревич, учитель ОБЖ.
- Спортивное.
Школьный спортивный клуб «Ястреб», руководитель Цветков Лев Павлович, учитель физической культуры.
Каждое из этих объединение имеет свою символику, ритуалы, положение о деятельности. В той или иной степени, в объединениях присутствует самоуправление. Активом объединения на каждый учебный год составляется план мероприятий, который содержит как традиционные, так новые по форме и содержанию дела. Многие из них имеют социально-значимую направленность.
Детские общественные объединения школы имеют социальных партнеров, которые поддерживают обучающихся в проведении различного рода мероприятий, организуют совместные акции, оказывают помощь при участии объединений в конкурсах муниципального и регионального уровнях. Два объединения работают на договорной основе.
Приведу пример.
ДОО | Соц. партнер | Мероприятие | Совместное дело | Конкурс |
Центр «Доброволец» | Храм св. Екатерины в с. Рахманово | Познавательные беседы | Акция «Доброе сердце растопит снег» | Сувенир для мамы |
«Мой музей» | Совет ветеранов г.о. Павловский Посад | Экскурсионные программы | Акция «Ветеран живет рядом» | «Отечество», «Мой музей» |
Школьное лесничество «Муравей» | МОСОБЛЛЕС, Рахмановское лесничество | Благоустройство школьной территории | Акция «Посади свое дерево», «Лес Победы» | Слет школьных лесничеств. Подрост |
Отряд ЮИД и ЮДП | ОВД | Выступления агитбригады | Акция «Засветись!» | Слет отрядов ЮИД «Безопасное колесо» |
ШСК «Ястреб» | ДЮСШ | Школьная Спартакиада | Акция «Здоровье-твое богатство» | Турнир «Мини-футбол» |
Надо отметить, что в школе реализуются программы объединений федерального уровня «Российское движение школьников» и «ЮНАРМИЯ», адаптированные под условия базовой образовательной организации. Все детские объединения школы принимают активное участие в мероприятиях этих движениях.
Заканчивая свое выступление, делаю вывод, что каждое из таких детских общественных структур имеет свою специфику и способна при грамотной педагогической помощи влиять на состояние воспитательной системы школы. Детские общественные объединения – это союзники педагогического коллектива школы в решении ее основных задач; защитники прав ученика, инициаторы школьных, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами.
Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.
Основной смысл детских общественных объединений на базе школы - создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат - ребенок как личность, творец, созидатель.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Из опыта работы детского общественного объединения "Школьная республика" на методическом объединении старших вожатых, заместителей директоров по воспитательной работе
Описание работы детского общественного объединения "Школьная республика"...
"Сотрудничество взрослых и детей - залог успеха работы детского общественного объединения."
Наше детское общественное объединение "Палитра" существует уже более семи лет. И за этот период много интересных проектов были реализованы силами наших ребят. Только в этом учебном году мы организовал...
Методическая разработка "Презентация плана работы детского общественного объединения "Палитра" на первое полугодие 2015 года"
Методическая разработка "Презентация плана работы детского общественного объединения "Палитра" на первое полугодие 2015 года" наглядно представляет возможный круг дел с детьми на базе школы....
Самоуправление в образовательной организации и организационно-педагогическое сопровождение работы детских общественных объединений
Самоуправление в образовательной организации и организационно-педагогическое сопровождение работы детских общественных объединений...
Выступление к семинару: «Современные формы организации работы с обучающимися в дополнительном образовании»
Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм, мастерство педагога. Только рядом с мастером может ...
Содержание, виды деятельности и формы работы классного руководителя с обучающимися в сфере физического, социального и академического благополучия обучающихся в рамках реализации программы воспитания
Публикация в журнал....
Организация деятельности детского общественного объединения «Школьное лесничество Муравей»
В презентации рассказывается об организации и работе школьного лесничества...