Тематическое планирование "Юный эколог" 4 класс
календарно-тематическое планирование по экологии на тему
Разработка тематических занятий по внеурочной деятельности (прикладная, практическая экология)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog_4_klass.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31
города Новошахтинска
"Утверждаю" |
директор школы |
Мирон Л.М._____ |
" _" ________ 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юный эколог»
Ступень обучения
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
4 класс
Уровень базовый
Количество часов 34
Учитель: Мельникова О.В.
2014 год
Пояснительная записка
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим учащимся. Здоровье человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Актуальность программы
Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющих веществ, внесенных в почву для повышения урожайности культурных растений и борьбы с насекомыми вредителями, влечет за собой ухудшение здоровья населения планеты. Перенаселенность мегаполисов и их засоренность отходами жизнедеятельности людей влечет за собой неконтролируемое размножение насекомых и грызунов, которые являются переносчиками различных инфекционных заболеваний. Вот наиболее бросающиеся в глаза проблемы современного общества, касающиеся экологии. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.
В становлении экологической культуры личности важная роль принадлежит годам детства. Современное понимание детства в формировании личности человека, его многогранных отношений с окружающим миром чрезвычайно важно и для развития новых отношений ребенка с природным и социальным окружением, и для осознания им своего места в общей научной картине мира.
С позиции современных исследований начальная школа - важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование культуры поведения в природе и социуме. Истоки подобной значимости этого возрастного этапа кроются в психофизиологических особенностях детей. Однако поддержание и развитие этих предпосылок, данных ребенку от природы, нуждается в соответствующем обучении, поскольку содержание экологического образования может быть освоено только в деятельности по изучению и охране окружающей среды.
Программа составлена на основе авторской программы Ю. Н. Александровой « Юный эколог» для 1-4 классов.
Количество занятий в неделю-1.
За год 34 часа.
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности экологического миропонимания учащихся.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; создавать экологические поделки из бросового материала ; обозначить роль пресной воды для живых организмов; прививать основы личной гигиены и правила содержания жилых и учебных помещений; озеленение пришкольного участка.
Структура программы.
Вся программа выстроена по 4 блокам:
- Мой край;
- Вода – источник жизни;
- Гигиена моего дома;
- Весна – начало жизни.
Ожидаемые результаты.
Показатели в личностной сфере учащихся:
-интерес к познанию мира природы;
-потребность к осуществлению экологически грамотных поступков;
-осознание места и роли человека в природе как разумного биосоциального существа;
-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
- что такое экология , её разделы и направления;
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-живое и неживое в природе;
-влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;
-условия, влияющие на сохранение здоровья человека;
-правила личной гигиены, уход за одеждой и обувью;
-роль воды для живых организмов;
- способы сохранения окружающей природы;
-что такое наблюдение и опыт;
-экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
-заботиться о чистоте своего дома и школьной классной комнаты;
-предвидеть последствия деятельности людей в природе;
-наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану и оформлять результаты;
-творчески мыслить, составлять экологические проекты;
-выражать своё отношение к природе в игре, викторинах в виде рисования, аппликаций, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений.
Список литературы.
1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Тз. География. М.: Аванта + , 2004г.
2. Александрова Ю.Н. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации.-Изд.2-е – Волгоград: Учитель. – 2014 г.
3. Баранчикова Л. А. Уход за комнатными растениями. Ж/л Начальная школа №3/2006 г.
4. Вахрушев А. А. Обитатели Земли. Методические рекомендации.М.: Баласс,2000г.
5. Воробьева А. Н. Сельская среда и экологическое образование младших школьников. Ж/л Начальная школа №6/1998г.
6. Грехова Л.И. В союзе с природой. М.: ЦГЛ, Ставрополь: сервис школа, 2002г.
7. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. Ж/л Начальная школа
№6/1998г.
8. Герасимова И. Е. Экскурсии по родному краю. Ж/л Начальная школа №4/2000г.
9. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками.Ж/л Начальная школа №6/1998г.
10. Литвинова Л. С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.
М.: 5 за знания, 2005г.
11. Лобов П. А. Колобок. Театрализованное представление на экологическую тему. Ж/л
Начальная школа №6/2000г.
12. Морозова Е.Е. Эколого-гражданский проект. Земля - аллея памяти. Ж/л Начальная школа №3/2006г.
13. Парамонова О.М. Познаем свою малую родину. Ж/л Начальная школа №5/1998г.
14. Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. Ж/л Начальная школа №5/1998г.
15. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Ж/л Начальная школа №4/2004г.
№ п/п | № В теме | Дата | Тема занятия | Кол. часов | Задачи | Вид деятельности | |
По плану | Коррек тировка | ||||||
1 четверть Тема: «Мой край» 9 ч. | |||||||
1 | 1 | 1.09 | Вводное занятие. Что такое экология? Инструктаж по технике безопасности. | 1 | Знакомство с учащимися. Сформировать представление о кружковой деятельности. Познакомить с наукой экологией и её направлениями. | Беседа. Инструктаж. Чтение и обсуждение стихов о природе. | |
2 | 2 | 8.09 | Осенние явления в жизни растений. Экскурсия на пришкольный участок. | 1 | Знать сезонные изменения в жизни растений. Сбор природного материала. | Диалог. Экскурсия с элементами беседы. | |
3 | 3 | 15.09 | Осенний лес. | 1 | Создание картины осени. | Аппликация. | |
4 | 4 | 22.09 | Приметы осени. | 1 | Знакомство с русским фольклором на тему осени. | Конкурс. | |
5 | 5 | 29.09 | Экологические небылицы. | 1 | Формирование умения творчески мыслить. | Творческая работа. | |
6 | 6 | 6.10 | Экскурсия в живой уголок. | Знакомство с обитателями живого уголка и особенностями их жизнедеятельности. | Экскурсия. | ||
7 | 7 | 13.10 | Домашние животные. Наши питомцы. | Знакомство с домашними животными. Заслушать сообщения учеников о своих домашних питомцах. | Беседа. Доклады учащихся. | ||
8-9 | 8-9 | 20.10-27.10 | Птичьи помощники. | 1 | Создание кормушек для птиц. | Проект. | |
2 четверть Тема: «Вода – источник жизни» 7 ч. | |||||||
10 | 1 | 10.11 | Вода в моём доме и в природе. | 1 | Понимать значение воды для человека и всех живых организмов. | Рассказ. Диалог. | |
11 | 2 | 17.11 | Превращение воды. | 1 | Знать три состояния воды и условия превращения воды. | Эксперимент. | |
12 | 3 | 24.11 | Вода в жизни растений. | 1 | Значение воды для растений . | Устный журнал. | |
13 | 4 | 1.12 | Вода в жизни животных. | 1 | Значение воды для животных. | Беседа. | |
14 | 5 | 8.12 | Стихи и загадки о воде. | 1 | Закрепление знаний по теме. | Конкурс. | |
15-16 | 6-7 | 15.12-22.12 | Экологическая игрушка « Травянчик». | 4 | Создание экологической игрушки . Формирование навыков практической деятельности. | Практическая работа. Проект. | |
3 четверть Тема: «Гигиена моего дома» 8 ч. | |||||||
17 | 1 | 12.01 | Мой дом – моя крепость. | 1 | Сформулировать основы гигиены жилого помещения. | Беседа. | |
18-19 | 2 | 19.01-26.01 | Идеальный дом. | 2 | Нарисовать и описать дом своей мечты. | Проект. | |
20 | 3 | 2.02 | Откуда берётся пыль и мусор? | 1 | Разобрать причины загрязнения жилья. | Диалог. | |
21-23 | 4-6 | 9.02-23.02 | Превратим мусор в красоту! | 3 | Создание поделок из бросового материала. Оформление фотоотчёта. | Практические занятия. Проект. | |
24-26 | 7-9 | 2.03-16.03 | Сажаем и выращиваем растения сами. | 3 | Подготовка необходимого оборудования .Посев семян растений для пришкольной клумбы. | Практическое занятие. | |
4 четверть «Весна – начало жизни» 7ч. | |||||||
27 | 1 | 6.04 | Весенние явления в живой природе. | 1 | Обозначить изменения в живой природе с приходом весны. | Диалог. Чтение стихов о весенних приметах. | |
28 | 2 | 13.04 | Экскурсия на пришкольный участок. | 1 | Развивать экологическую наблюдательность. Учить вести дневник наблюдений за живой природой. | Экскурсия. | |
29 | 3 | 20.04 | Подготовка к празднику. | Отбор материала. | Посещение библиотеки. | ||
30 | 4 | 27.04 | Праздник «День птиц» | 1 | Воспитание экологической грамотности и бережного отношения к животным. | Викторина. | |
31 | 5 | 4.05 | Основы ландшафтного дизайна. | 1 | Познакомить учащихся с основами пространственного размещения растений. | Презентация. | |
32-34 | 6-7 | 11.05-25.05 | Озеленение пришкольных клумб. Весенние работы на пришкольном участке. | 3 | Озеленение пришкольного участка. Привитие учащимся навыков трудовой деятельности | Практические работы. Работа в малых группах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная интегрированная программа по физической культуре для 1-4 классов.Тематическое планирование 4 класс.
Образовательная программа имеет четко описанные цели,задачи,ожидаемые результаты и условия реализации программы.Содержание программы описание учебно-тематического планирования для 4 класса,оценку пока...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по английскому языку УМК «Английский с удовольствием» 3 класс. РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс.
Пояснительная запискаРАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс ...
Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс
Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...
календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)
Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...
Календарно-тематическое планирование 8 класс (для коррекционных классов VIII вида)
Календарно-тематическое планирование для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида....
Календарно -тематическое планирование 8 класс (Учебник «Русский язык» для 8 класса . – Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Кружок 11 класс Тематический план 11 класс
Кружок 11 классТематический план 11 класс...