Программа экологического кружка "Экология. Природа и мы"
учебно-методическое пособие (экология) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ Суворовская ООШ Маслова Ю.В.
Дивеевский РОО МБОУ Суворовская ООШ
Утверждаю Согласовано
Директор школы Зам. дир. По УВР
________________ ________________
________________ ________________
Программа работы объединения дополнительного образования
«Экология. Природа и мы»
Планирование работы объединения дополнительного образования
«Экология. Природа и мы»
Разработано и составлено
учителем биологии
Масловой Ю.В.
с.Суворово
2012год
Программа работы объединения дополнительного образования
«Экология. Природа и мы»
Цель работы объединения: создание дополнительной воспитательной и образовательной среды для повышения уровня экологической культуры и грамотности учащихся через практическую, исследовательскую и проектную деятельность с учетом требований современной реальности, а также местного опыта традиционного ненарушающего природопользования.
Задачи: 1. Организация досуга детей и подростков.
2. Воспитание бережного отношения к природе, ответственности, трудолюбия, самостоятельности, самоорганизованности, любви к родному краю.
3. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению природы малой родины, традиций ее сохранения.
4. Формирование представлений о профессиях, связанных с изучением и охраной окружающей среды.
5. Создание дополнительной базы для образовательного процесса, организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Пояснительная записка
Объединение дополнительного образования «Экология. Природа и мы» организовано в рамках реализации Программы работы сельской малокомплектной школы по экологическому воспитанию, разработанной автором в 2009 году. Программа работы объединения является её логическим продолжением и дополнением. Она рассчитана на уч-ся 2-9 классов общеобразовательной школы, но может быть использована и для 10-11 классов. К программе прилагается планирование, оно рассчитано на 34часа, но при необходимости может быть преобразовано в расчете на 68 часов(в содержании и планировании указано курсивом), т.к. содержание программы позволяет это сделать. Структура и содержание данной программы определены с учетом базовых знаний учащихся в области экологии и смежных научных дисциплин: биологии, географии, химии и т.д. и построена в соответствии с необходимой логикой развития экологических представлений. Раздел «Практическая природоохранная деятельность» делится на 3 блока: осенний, зимний и весенний. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для учащихся, уровень подготовленности уч-ся. Данная программа может использоваться и для организации факультатива по экологии.
В ходе исследований предполагается рассмотрение сущности экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие нашей местности и определяющих устойчивое сосуществование и развитие местных природных систем и населения, обеспечивающих оптимальный уровень жизни и экологической безопасности. Исследовательскую и проектную деятельность учащихся предлагается организовывать на местном, адаптированном материале с учетом конкретных экологических проблем и реально существующей угрозы утраты традиций бережного отношения к природе. Краеведческая направленность данной программы способствует патриотическому воспитанию. Работа по программе позволит развить различные компетентности учащихся, в соответствии с новейшими требованиями времени, и при этом сохранить позитивный природоохранный опыт наших предков, что необходимо для последующей успешной адаптации в современном обществе. Программа предполагает также практическую природоохранную деятельность, пропаганду экологических идей среди населения, элементы профориентации, что должно способствовать в дальнейшем лучшей социализации обучающихся.
Основные направления работы объединения
- Ознакомление с теоретическими основами экологии как науки, методами, основными закономерностями.
- Организация работы по изучению местных экосистем, мониторингу их состояния, степени антропогенной нагрузки и последствий воздействия, выявлению локальных экологических проблем.
- Работа на экотропах.
- Практическая природоохранная деятельность.
- Организация исследовательских работ.
- Социальное проектирование экологической направленности.
- Пропаганда природоохранных идей. Разработка и проведение открытых мероприятий, организация выступлений агитбригад по данной тематике.
- Сбор материала о местных традициях бережного отношения к природе с целью их сохранения.
- Экологический практикум.
Техника безопасности
К занятиям в объединении допускаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Перед практическими занятиями, походами, экскурсиями, трудовым десантом проводится соответствующий инструктаж по технике безопасности.
Содержание
Введение(1час) Организация работы объединения, ознакомление с целью и задачами, планом работы. Инструктаж по технике безопасности. Распределение обязанностей.
Раздел 1. Экологическая Азбука( 4часа (10))
Экология как наука. Основные понятия. Экологические факторы. Среда обитания. Природные сообщества. Экосистемы. Воздействие человека на окружающую среду. Экологические проблемы. Охрана природы. Охраняемые виды растений и животных. Охраняемые территории и объекты природы. Основные закономерности экологии.
Семинар «Природа и мы»
Раздел 2. Практическая природоохранная деятельность(4часа (8))
Осенний блок. Трудовые десанты по уборке мусора на территории школы, территории села, у водоемов. Посадка деревьев и кустарников. Заготовка корма для зимующих птиц. Сбор семян репейника, ягод рябины и т.п.
Зимний блок Помощь зимующим птицам.
Весенний блок. Трудовые десанты по уборке мусора на территории школы, территории села, у водоемов. Озеленение территории школы.
Раздел 3. Экология населенного пункта( 3часа)
Локальные экологические проблемы. Проблемы утилизации ТБО. Экосистемы в селе. Животные и растения, обитающие рядом с человеком. Птицы культурных ландшафтов. Вредители. Сорняки. Зимующие птицы.
Раздел 4. Экология жилища.( 1час)
Дом – опасный и безопасный. Факторы. Влияющие на экологичность жилища. Комнатные растения.
Игра: «Мой дом – моя крепость»
Раздел 5. Экологические исследования(5часов(10))
Виды и формы экологических исследований. Работа с источниками информации. Структура исследовательской работы. Правила оформления учебно-исследовательской работы. Правила и формы защиты работы. Требования к выступлению. Методики экологических исследований. Биоиндикация.
Примерные темы для исследований: Анализ воды. Определение степени загрязненности воды в природном водоеме(методом биотестирования, органолептическим методом). Изучение чистоты воздуха по загрязненности снежного покрова(определение цветности, прозрачности, наличия механических примесей в талой воде как доказательства атмосферного загрязнения). Анализ почвы, ее характеристика. Изучение видового состава растений и животных нашей местности. Методы измерения обилия организмов(метод пробных площадок, подсчет индексов плотности для растений, визуальный учет птиц, учет беспозвоночных). Комплексная характеристика экосистемы(луга, рощи, пруда), агроэкосистемы. Изучение видового разнообразия сообществ. Составление формулы древостоя(определение названия близлежащих растительных сообществ, определение доминант, эдификаторов, господствующих и сопутствующих видов). Составление фенологического спектра растения. Фенологические наблюдения. Феносигналы. Выявление и изучение охраняемых видов растений и животных. Лекарственные растения. Особенности местного этноботанического и этнозоологического знания.
Раздел 6. Экологические проекты(5часов (10))
Структура и содержание экологического проекта. Виды проектов. Стадии работы над проектом. Основная тема проекта, варианты проблем, распределение задач по группам. Методы исследования. Поиск информации. Творческие решения. Требования к оформлению и реализации проекта. Формы защиты проектов.
Примерные темы проектов: «Локальные экологические проблемы» «Озеленение территории», «Как решить проблему мусора?», «Школьная оранжерея», «Проект оформления цветника», «Будь красивым село родное!», «Поможем зимующим птицам!», «Первоцветы. Знать, чтобы беречь»
Раздел 7. Традиции ненарушающего природопользования. Этноэкологические исследования(5часов (15))
Этноэкология. Традиционное знание о природе, его носители. Особенности местных традиций взаимоотношения человека с миром природы. Элементы этнофенологии. Традиционное водопользование. Традиционное лесопользование. Традиционное землепользование. Особенности традиционного знания о животных и растениях, использование сведений по этноботанике и этнозоологии для сохранения природы. Почитание природных объектов. Почитаемые водные объекты нашей местности. Традиции ненарушающего природопользования.
Практические работы. Сбор местного материала о традициях бережного отношения к животным и растениям. Бережное отношение к водным объектам – элемент местной традиционной культуры. Поиск информации об этноэкологической регламентации использования природных ресурсов.
Раздел 8. Экологический практикум (3часа (14))
Практические работы. Мониторинг состояния местных экосистем на предмет загрязнения бытовым мусором. Изучение биологического разнообразия, изменения видового состава растений и животных луга( сосновых посадок, рощи) вблизи полевой дороги. Степень антропогенного воздействия на экосистемы оврага и луга вблизи Спиринского родника, последствия.
Раздел 9. Работа на экологических тропах (3 часа (8))
Экскурсии по экологическим тропам №1, №2,
Поход по экологической тропе №3.
Правила сбора и оформления информации (отчетов по экскурсиям).
Раздел 10. Пропаганда природоохранных идей (1час)
Формы пропаганды природоохранных идей: экологические плакаты, листовки, выступления агитбригад. Защита природоохранных проектов. Презентация экологических плакатов, газет.
Агитбригада: «В защиту природы»
Календарно-тематический план работы объединения
№ | Дата | Тема занятия |
1 | Экологическая Азбука( 4часа) Экология как наука. Экологические факторы. Среда обитания. | |
2 | Природные сообщества. Экосистемы. | |
3 | Семинар: «Человек и природа». Экологические проблемы. Охрана природы. | |
4 | Основные экологические законы и правила. | |
5-6 | Практическая природоохранная деятельность(2часа) Трудовые десанты по уборке мусора на территории школы, территории села, у водоемов. Посадка деревьев и кустарников. Заготовка корма для зимующих птиц. Сбор семян репейника, ягод рябины и т.п. | |
7 | Экология населенного пункта( 3часа) Локальные экологические проблемы. Проблемы утилизации ТБО. | |
8 | Экосистемы в селе. Животные и растения, обитающие рядом с человеком. Птицы культурных ландшафтов. Вредители. Сорняки. | |
9 | Зимующие птицы. | |
10 | Экология жилища.( 1час) Дом – опасный и безопасный. Игра: «Мой дом – моя крепость» | |
11 | Экологические исследования(5часов) Виды и формы экологических исследований. Работа с источниками информации. Структура исследовательской работы. | |
12 | Правила оформления учебно-исследовательской работы. Правила и формы защиты работы. Требования к выступлению. | |
13 | Методики экологических исследований. Биоиндикация. | |
14 | Исследования (практическая часть). Анализ воды. (Варианты: Изучение чистоты воздуха по загрязненности снежного покрова(определение цветности, прозрачности, наличия механических примесей в талой воде как доказательства атмосферного загрязнения). Анализ почвы, ее характеристика.) | |
15 | Изучение видового состава растений и животных нашей местности. (Варианты: Методы измерения обилия организмов(метод пробных площадок, подсчет индексов плотности для растений, визуальный учет птиц, учет беспозвоночных). Комплексная характеристика экосистемы(луга, рощи, пруда), агроэкосистемы. Изучение видового разнообразия сообществ. Составление формулы древостоя(определение названия близлежащих растительных сообществ, определение доминант, эдификаторов, господствующих и сопутствующих видов). Составление фенологического спектра растения. Фенологические наблюдения. Феносигналы. Выявление и изучение охраняемых видов растений и животных. Лекарственные растения. Особенности местного этноботанического и этнозоологического знания.) | |
16 | Практическая природоохранная деятельность(1час) Зимний блок Помощь зимующим птицам. | |
17 | Экологические проекты(5часов) Структура и содержание экологического проекта. Виды проектов. Стадии работы над проектом. Основная тема проекта, варианты проблем, распределение задач по группам. Методы исследования. Поиск информации. Творческие решения. | |
18 | Требования к оформлению и реализации проекта. Формы защиты проектов. | |
19 | Проектная деятельность. Примерные темы проектов: «Локальные экологические проблемы» «Озеленение территории», «Как решить проблему мусора?», «Школьная оранжерея», «Проект оформления цветника», «Будь красивым село родное!», «Поможем зимующим птицам!», «Первоцветы. Знать, чтобы беречь» | |
20 | Работа над экологическими проектами. Оформление проектов. Подготовка выступлений. | |
21 | Презентация и защита проектов. | |
22 | Традиции ненарушающего природопользования. Этноэкологические исследования(5часов) Этноэкология. Традиционное знание о природе, его носители. Особенности местных традиций взаимоотношения человека с миром природы. Элементы этнофенологии. Почитание природных объектов. Почитаемые водные объекты нашей местности. Традиции ненарушающего природопользования. | |
23 | Традиции водопользования, лесопользования, землепользования. | |
24 | Особенности традиционного знания о животных и растениях, использование сведений по этноботанике и этнозоологии для сохранения природы. Охота. | |
25-26 | Практические работы. Сбор местного материала о традициях бережного отношения к животным и растениям. Бережное отношение к водным объектам – элемент местной традиционной культуры. Поиск информации об этноэкологической регламентации использования природных ресурсов. | |
27 | Практическая природоохранная деятельность (1час) Весенний блок. Трудовые десанты по уборке мусора на территории школы, территории села, у водоемов. Озеленение территории школы. | |
28 | Экологический практикум (3часа) Практическая работа. Мониторинг состояния местных экосистем на предмет загрязнения бытовым мусором. | |
29 | Практическая работа. Изучение биологического разнообразия, изменения видового состава растений и животных луга( сосновых посадок, рощи) вблизи полевой дороги. | |
30 | Практическая работа. Степень антропогенного воздействия на экосистемы оврага и луга вблизи Спиринского родника, последствия. | |
31 | Работа на экологических тропах (3 часа) Правила сбора и оформления информации (отчетов по экскурсиям). Экскурсия по экологической тропе №1 | |
32 | Экскурсия по экологической тропе №2 | |
33 | Поход по экологической тропе №3. | |
34 | Пропаганда природоохранных идей (1час) Агитбригада: «В защиту природы» | |
Итого: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Природа - наш дом" - программа экологического просвещения
Эффективный путь освоения экологической культуры является формирование способа мышления, стиля поведения необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, используя инструментарий совреме...
образовательная программа экологического кружка "Друзья природы"
календарнотематическое планирование на 3 года по экологии...
Экологическая программа "Войди в природу другом"
Экологическая программа "Войди в природу другом" была разработана и апробирована в ДОЛ с дневным пребыванием "Удача" в 2013 году....
Программа экологического кружка «Природа – наш общий дом»
Актуальность и практическая значимость программы реализуется через связь с жизнью, изучение методик исследовательской деятельности, разработка учебных проектов, участие в работе лек...
Диагностика экологических знаний детей старшего возраста (по программе «Тропинка в природу» - В.В. Смирнова, Н.И. Балуева. Г.М. Парфёнова. Трудовая деятельность по уходу за растениями.Издательская программа «ПЕДАГОГИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ» Бондаренко Т. М. Эк
ПРИМЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИСХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙО ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЯХИ МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ...
Экологическая программа «Войди в природу другом»
Экологическая программа «Войди в природу другом»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности "Природа и мы"
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по экологии "Природа и мы", разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами.Данная программа имеет экологическую нап...