Экологическая программа «Войди в природу другом»
рабочая программа по биологии на тему
Экологическая программа «Войди в природу другом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ehkologicheskogo_obrazovanija_i_vospitan.doc | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом совете Протокол № ____ от «____» ______20____г. | Утверждаю И.о.директор ГКС(К)ОУ Пуляева М.В. «Приказ от «___»____20____г. №___ |
Экологическая программа «Войди в природу другом»
в ГКС(К)ОУ Калужской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Козельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида на
г...Козельск 2015
Содержание
Паспорт программы ………………………………
Нормативно-правовая база……………………
Пояснительная записка …………………………
I. Аналитическая часть
II. Цель и задачи………………………………………
III. Концептуальная часть……………………………
IV. Механизм реализации программы…………………………
V. Содержание программы…………………………………
VI. Критерии эффективности воспитательной деятельности………
VII. Ожидаемый результат……………………………………
Литература……………………………………………………………………
Паспорт программы.
Название образовательного учреждения | ГКС(К)ОУ Калужской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Козельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида». |
Адрес организации | Калужская область г.Козельск ул Б-Советская 25 |
Телефон, факс Электронный адрес почты | 8(48442)21687 |
Автор-разработчик Программы | Ополева Нина Яковлевна , заместитель директор по воспитательной работе. |
Исполнители Программы | Администрация, педагогический коллектив, коллектив обучающихся , родительская общественность. |
Кем принята Программа | Педагогическом советом ГКС(К)ОУ Калужской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Козельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида. (протокол №___ от _____) |
Цель Программы «Войди в природу другом». | формирование экологической культуры личности в ее широком и глубоком понимании. |
Задачи Программы воспитания | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Главные ожидаемые результаты | Вовлечение детей в активную учебно-развивающую и познавательную экологическую деятельность; − сохранение и укрепление здоровья учащихся; положительные изменения в ученической среде; − разработка и реализация эффективных технологий экологического воспитания с учетом психологических особенностей детей разных возрастных групп, специфики их мироощущения и опыта взаимодействия с окружающей средой; − наличие в учебном заведении системы эколого-педагогического просвещения родителей обучающихся; − наличие взаимодействия с семьями в экологическом воспитании детей. |
Критерии результативности | Достижение нового качества воспитания по показателям:
|
Срок действия программы | 2015- 2018г.г. |
Этапы реализации | 1- подготовительный (2015 г) 2 -основной (2016-2017 г. .) 3- заключительный (2017-2018. г.) |
Система контроля за выполнением Программы воспитания | Текущее управление за ходом реализации Программы осуществляется администрацией и Педагогическим советом школы-интерната. Для оценки эффективности Программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач. Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки. Отчетность на педагогическом совете школы-интерната. |
Нормативно-правовая база
Программа «Экологическое воспитание обучающихся, воспитанников «Войди в природу другом» в ГКС(К)ОУ Калужской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Козельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида на 2015-2018 уч. год в разработана на основании следующих документов:
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р;
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537;
- Областная целевая программа «Экологическая безопасность Калужской области на 2013 - 2017 годы»
- Устав школы ГКС(К)ОУ Калужской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Козельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида»
.
Пояснительная записка
Анализ динамики отношения к природе, выявленной на базе данных диагностических исследований института семьи и воспитания Российской академии образования, указывает на неуклонное снижение интереса к экологической деятельности, разрушение экокультурных ориентиров и деэкологизацию сознания у учащихся общеобразовательной школы. Особенно катастрофично этот процесс сказывается на познавательной ценности природы для школьников. Так, за последние пять лет у старшеклассников происходит снижение познавательного интереса к экологическим знаниям вдвое по сравнению с младшими школьниками (с 64 до 27%). С пятого по восьмой класс у подростков отмечается снижение опыта практической деятельности экологической направленности с 83 до 58%, а к десятому классу этот показатель падает до 43%. .Это значит, что дошкольники и младшие школьники на их уровне владеют значительно большим набором практических умений и навыков экокультурного взаимодействия с миром природы. Содержание и организация школьного образования ведут к их утрате.
В ситуациях нравственного выбора 57% старших школьников демонстрирует более эгоистическую позицию по отношению к природе в сравнении с учащимися начальных классов, нежелание пожертвовать собственными интересами для сохранения и поддержания жизни природы (соответствующий показатель у третьеклассников – 36%, у восьмиклассников – 48%). Все это указывает на парадоксальный факт: несмотря на введение экологических знаний в учебные курсы общеобразовательной школы на деле происходит ориентация учащихся на антропоцентрические ценности, закрепляемые в повседневной практике их отношений с миром, усваивается культура человека-потребителя, доминирующая среди взрослых поколений.
Следует отметить обнадеживающую тенденцию: к моменту окончания средней школы усиливается гражданская направленность ценностной мотивации выпускников. Так, количество старшеклассников, связывающих экологические проблемы с экономическими и социально-политическими тенденциями развития общества, поднимается до 68%. Но такая тенденция характерна лишь для учащихся тех школ, где экология серьезно изучается и как учебный предмет, и как вариативный курс, ведется соответствующая внеклассная работа в системе дополнительного образования детей и молодежи хорошо подготовленными специалистами. Таких школ немного, несмотря на существующий явно выраженный социальный образовательный заказ – необходимость экологического просвещения населения признают 70% выпускников.
Одной из причин низкой эффективности работы системы общего образования в целях экологического воспитания подрастающего поколения является незнание педагогами современных методик и технологий экологического воспитания.
Другая причина низкой эффективности экологического воспитания связана с методологией школьного обучения. Существующее сегодня экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, не способно переломить природоразрушительные мотивы в мировоззрении населения, поскольку сохраняет прагматический и потребительский характер формирующихся у обучающихся представлений. Знания о законах совместимости общества и природы, их взаимодействии как целостной системы в учебниках экологии фактически отсутствуют. Подобные знания, лежащие в основе экологического мировоззрения, представляют собой достижение всей человеческой культуры — науки, религии, философии, искусства. Усвоение же их учащимися не может быть достигнуто только лишь дидактическими методами, через усвоение только лишь научных постулатов.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью Следовательно, в настоящее время неизбежно возрастает роль воспитания, а содержание образования переориентируется на метапредметы социокультурной направленности. Для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть навыками экологической культуры.
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей, с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения.
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. И в этом важная роль отводится школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, работает на будущее.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.
Аналитическая часть
Обоснование проблемы. В ГКС(К)ОУ Калужской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Козельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида обучаются дети из разных районов Калужской области с разными речевыми нарушениями. В связи с характером речевой патологии и условиями воспитания до школы многим учащимся присущи раздражительность, грубость, склонность к конфликтам, неспособность тормозить свои желания, нетерпимость к замечаниям, склонность к реакциям протеста. А также имеют ряд специфических особенностей: низкую работоспособность, низкий уровень познавательного интереса, быструю утомляемость, повышенный уровень тревожности, эмоциональную нестабильность, аффективные вспышки, нарушение общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Образовательный и воспитательный процессы в ГКС(К)ОУ Калужской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Козельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида» направлены не только на передачу предметных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей, индивидуальности, укрепление здоровья. Тем самым школа создает условия для успешной социальной адаптации личности в обществе.
В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Сейчас появилась необходимость приведения накопленного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс экологического воспитания непрерывным, а значит более эффективным.
В связи с этим и разработана программа «Войди в природу другом»..
Программа учитывает психологические особенности детей с речевыми нарушениями, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Программа поможет учащимся не только обрести новые знания, но и проявить себя, обрести уверенность в своих собственных силах, благоустроить школу и город.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Основная цель экологического воспитания— формирование экологической культуры личности в ее широком и глубоком понимании. Основным принципом, регулирующим формирование экологической культуры в процессе экологического воспитания, является понимание неразрывности природы, культуры, человека и культуросообразной среды воспитания. В связи с этим нужно рассматривать процесс экологического воспитания как творческую трансляцию ценностей экологической культуры в личностные ценности, что придает всему воспитанию новое качество.
Цель программы: формирование экологической культуры обучающихся воспитанников.
Экологическое воспитание призвано способствовать развитию у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы. Это связано с решением следующих задач:
Задачи:
Обучающие:
- дать им системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научить применять на практике полученные знания;
- формировать представления о краеведческой работе.
Развивающие:
- развивать у учащихся эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;
- развивать коммуникативные способности каждого ученика с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья учащихся, посредством общения с природой и проведению мероприятий на свежем воздухе.
Концептуальная часть
Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы. Принципы и подходы организации экологического воспитания и образования:
1.Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности обучающихся.
Следование за его естественным развитием на данном возрастном этапе. Сопровождение обучающихся опирается на те личностные достижения, которые реально есть у него, а не искусственно задает ему цели и задачи. Таким образом, главным приоритетом становится безусловная ценность внутреннего мира каждого воспитанника, его потребностей, целей, и ценностей его развития.
2.Принцип уникальности личности, состоящий в признании её индивидуальности.
Создание условий для самостоятельного творческого освоения обучающимися системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако педагог не должен делать выбор за ребенка, тем самым, снимая с него ответственность за принятое решение. В процессе сопровождения педагог, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.
3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого обучающегося. В идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое учителем, не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живет ребенок.
Аксиологический подход к экологическому воспитанию предполагает формирование у детей потребности и способности в реализации ценностного отношения к природе, людям и к себе как части природы.
С позиции культурологического подхода экологическое воспитание рассматривается как сфера саморазвития ребенка в пространстве его культурных практик. В связи с этим главной задачей современной школы должно стать развитие творческого потенциала ребенка.
В экологическом воспитании культурологический подход приобретает в настоящее время определяющее значение, поскольку именно экологическая культура личности является целью экологического образования. При этом экологическая культура трактуется не как часть, но как уровень общей культуры личности, основанный на экологическом мировоззрении. Результатом экологического воспитания, осуществляемого в русле культурологического подхода, становятся такие параметры духовной культуры личности, как:
–установка на заботу, помощь, созидание, разумное поведение в социоприродной среде (нравственно-моральный компонент),
–экологическое мировоззрение, основу которого составляют экологические знания, приобретенные обучающимся в ходе разнообразных культурных практик (когнитивный компонент),
–осмысление жизненных ценностей как основа для моделирования экосообразного образа жизни (поведенческий компонент).
Деятельностный подход к организации процесса экологического воспитания предполагает последовательное включение учащихся в разнообразные виды самостоятельной активной деятельности, направленной на осознание экологических проблем, на поиск путей решения и непосредственную деятельность по охране окружающей среды.
В русле компетентностного подхода под экологической компетентностью понимается способность системно применять экологические знания и умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении социально-экологических проблем.
Ступени развития социальных ключевых экологических компетентностей обучающихся включают в себя:
–достижение элементарной и функциональной грамотности, когда на доступном уровне формируются первоначальные знания, поведенческие качества личности – «Не ломай кусты – это плохо»;
–достижение общего образования – ребенок приобретает необходимые знания об окружающем мире и овладевает общими способами деятельности – «Жизнь живых существ зависит от того окружения, где они обитают»;
–развитие общих компетенций, связанных с формированием на базе общего образования таких значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку реализовать в конкретных видах трудовой деятельности – «Производственная деятельность весьма негативно влияет на окружающую природу»;
–овладение культурой, когда подрастающий человек не только осознает материальные и духовные ценности, оставленные в наследство предшествующими поколениями, но и способен адекватно оценивать свое личное участие в развитии общества, вносить свой вклад в непрерывный культурообразующий процесс как собственного социума, так и цивилизации в целом;
–формирование индивидуального менталитета личности– тех устойчивых, глубинных оснований мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, которые придают его личности свойства уникальной неповторимости, открытости для обогащения собственных, духовных ценностей и способность к реализации. «Твое личное ответственное поведение – основа качественного изменения сознания общества. Каждый из нас в ответе за будущее окружающей среды».
Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:
- компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
- компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
- компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «Войди в природу другом»
Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Формы работы:
беседы;
конкурсные программы;
познавательные и интеллектуальные игры;
экологические акции:
экологические проекты;
конкурсы плакатов, листовок, рисунков, презентаций;
викторины;
экскурсии;
мастер-классы и т.п..
Средства экологического воспитания;
- метапредметные - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
- внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
- классные, к деятельность –клубные, классные и библиотечные часы;
- исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством педагогов и воспитателей;
- экологические праздники и мероприятия;
- лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
- участие в экологических конкурсах;
- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.
Сроки реализации – 4 года ( период с 2015 по 2018 годы.).
Этапы реализации программы:
I этап: Подготовительный и организационный этапы.
- Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.
- Формулировка экологической проблемы.
- Определение целей и задач экологической проблемы,
- Планирование мероприятий по экологическому образованию учащихся.
- Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию учащихся.
- Составление сметы расходов на выполнение мероприятий по реализации программы.
- Организационные работы по экологического и трудового отрядов.
- Подготовка территорий для реализации программы (территория школы, парк);
- Составление эскизов ландшафтного дизайна для благоустройства (территория школы, детский парк);
- Разработка системы оценки эффективности работы над программой.
- Проведение теоретического семинара по мероприятиям программы.
- Подведение итогов I этапа программы.
II этап: Практический этап.
Содержание программы.
Мероприятия по реализации программы: программа по экологическому воспитанию учащихся “Экология в школе” включает в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды школьного, районного, областного и Всероссийского уровней.
III этап: Обобщающий этап.
Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.
Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.
Оформление результатов.
IV этап: Информационно-просветительский этап.
Распространение через районные СМИ и сайт школы информации о деятельности учащихся по реализации программы.
Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей два этапа, которые соответствуют периодам начальной школы (0-III классы) и основной (IV-XI классы). Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Начальная школа (0-IV классы).
У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной город, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Основная школа ((IV-XI классы).
Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.
Основные формы работы на этом этапе носят практический характер: проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акции), организация и координация проведения мероприятий, праздников.
Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.
Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:
По защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);
По предупреждению дурных поступков в природе и борьба с ними;
По улучшению природной среды (посадка растений, уборка парков и скверов);
По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов);
По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);
Озеленение городской территории, территории школы, классных комнат.
Экологические проекты, вошедшие в программу:
Проект “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций);
Проект “Цветочный калейдоскоп” (разбивка, оформление цветочных клумб на территории школы);
Календарно-тематический план мероприятий
№ | мероприятия | Сроки/год | ответственный | |||||
Укрепление материально-технической базы школы | ||||||||
1 | Обустройство территории школы | 2015-2018 По плану | Администрация школы | |||||
2 | Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними | 2015-2018 Постоянно | Комитет труда | |||||
3 | Проведение агротехнических мероприятий на пришкольном участке. | 2015-2018 Сезонно | Зав участком. | |||||
4 | Создание учебно-экологической тропы | 2015- В течение года | Учитель географии, ОБЖ, биологии, | |||||
5 | Участие в конкурсах экологических социальных проектов. | 2015-2018 По плану | Соц. педагог | |||||
Укрепление учебно-методической и законодательной базы | ||||||||
1 | Приобретение книг по экологии для непрерывного этапа образования | 2015-2018 | Администрация школы, библиотекарь | |||||
2 | Создание медиатеки учебных и методических материалов по экологическому образованию и воспитанию на базе школьной библиотеки | 2015-2018 | Учителя естественных наук, библиотекарь | |||||
Мероприятия в рамках учебного процесса | ||||||||
1 | Непрерывное экологическое образование в 0-11 классах | 2015-2018 | Зам. директора по УВР, ВР | |||||
2 | Участие в школьных предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах | 2015-2018 | Зам. директора по УВР | |||||
3 | Развлекательные мероприятия: *Экологическая игра «В гости к Берендею».0-2кл *Игра-викторина «Звуки леса».5-6 кл *Экологическое лото.3-4 кл Праздник птиц. *Развлечение «Птичий двор». *Мастер-класс «Маски птиц». *Экологическое путешествие «В гостях у птиц». *Показ коллекций экологических авангардных моделей одежды «Мода из французского комода». *Праздник «Здравствуй, Осень золотая!»0-2 *Игра «Экологическая ярмарка».3-5 *Эрудит-игра «Растения в мире человека».6-8 *Развлекательная программа «Природа – творец всех творцов».9-11 | 2015 Сентябрь Октябрь Ноябрь 2016 Апрель март Май 2018 Сентябрь Октябрь Ноябрь Октябрь | Учителя, воспитатели | |||||
4 | Лекторий «Правила поведения в обществе» | 2015-2018 По плану | Социальный педагог | |||||
5 | Изучение биоразнообразия области и района (написание рефератов «Цветы сада», «Плодовые деревья», «Домашние цветы») | 2015-2018 По плану | Учитель биологии | |||||
6 | Экологическая акция «Спасем малые реки » Козельска (проведение оценки качества воды, прогноз на будущее). | 2015-2018 апрель - май | Учитель биологии | |||||
7 | Инновационная деятельность: внедрение проектов 0-1 класс «Комнатные растения», 2 класс «Витамины на подоконнике», 3 класс «Овощи на грядке – здоровье в порядке», 4 класс «Овощи на подоконнике», 5,6,7 классы «Благоустройство детской площадки», 8,9,10 классы «Благоустройство школьного двора спального корпуса» | 2015 г. сентябрь октябрь май ноябрь осень, весна осень, весна 2016 | Учителя, воспитатели | |||||
8 | Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). | 2015-2018 постоянно | Учителя начальных классов | |||||
9 | Сочинение « Люби и охраняй природу» (5-11 классы) | 2015 2 четверть | Учителя русского языка и литературы | |||||
Просветительские мероприятия: *Конкурс декоративного творчества из природного материала «Хочу с природою дружить».7-9кл *Выставка панно из природного материала.0-3кл *Раздача листовок «Покормите птиц зимой».9-11кл | 2015-2018 Сентябрь Октябрь Ноябрь | Учителя, воспитатели, Кл. рук. | ||||||
Внеклассные мероприятия | ||||||||
Мероприятия школьной библиотеки: «Экологический календарь»: 1 марта – Всемирный день кошек. * Выставка фото «Мой домашний питомец». 21 марта – Международный день леса. *Встреча с работниками лесной отрасли. 22 марта – Всемирный день водных ресурсов. * Дискуссия «Вода – незнакомое, загадочное, необъяснимое». 1 апреля – Международный день птиц. * Мастер-класс «Птицы» (оригами). 15 апреля – День экологических знаний. * Круглый стол «Пойми язык живой природы». 22 апреля – Всемирный день Земли. *Викторина «Загадки Земли». * Викторина « Знаешь ли ты землю Вятскую?» 3 мая – День Солнца. * Музыкальная композиция «Солнечный круг». 15 мая – Единые дни в защиту водоемов. *Конкурс рисунков «Вода вокруг нас». «Экологический календарь»: 27 сентября – Международный день туризма. День работников леса. *Книжная выставка «Что мы сажаем, сажая леса». Всемирная акция «Очистим планету от мусора».5-8 кл *Мастер-класс «Вторая жизнь упаковки».3-4кл 4 октябрь – Всемирный день защиты животных.0-2 кл *Беседа «Защитим животных!» 14 октября – День работников заповедного дела. 7-11кл *Беседа «Профессия – лесничий». 9кл 12 ноября – Синичкин день. 7 кл *Подкормка птиц.0-11 кл :«Экологический календарь»: 20 марта – День земли. *Конкурс экологических плакатов «Земля – наш дом». 7 апреля – Всемирный день охраны здоровья. *День здоровья. Конкурсная программа «Здоровым будешь – все добудешь». 18-22 апреля – Марш Парков. *Посадка кустарников на территории школы. | 2015 март парель май март 2016 По плану Сентябрь Октябрь Ноябрь 2017 ежемесячно октябрь апрель 1 раз в четверть октябрь апрель | Библиотекарь Педагог-организатор. | ||||||
Классные часы *«Что такое «Красная книга».0-4кл *«Редкие и исчезающие виды растений и животных Калужской области».5-11кл | По плану кл рук | Кл.рук. | ||||||
Просветительские мероприятия: *Конкурс плакатов и листовок «Их нужно спасти!»5-8кл *Конкурс книжек-малышек на экологическую тему «Животные Калужской области, занесенные в «Красную книгу».9-11 кл *Информационный стенд :«Красная книга» Калужской области». *Устный журнал «Живая газета»: животные нашей области». *Конкурс рисунков «Птицы леса».0-4 *Конкурс плакатов «Экологические знаки».5-11 *Информационный стенд «Береги природу». *Конкурс презентаций «Наш вклад в экологию родного города» (подведение экологической работы классов за год). * Раздача листовок «Берегите Землю!»5-8 кл *Выставка рисунков и плакатов «Экология и Я».0-2кл * Раздача листовок «Природа просит помощи!»5-8кл * Конкурс аншлагов «Знаки против мусора!» 9-11кл | 2015 Январь Февраль Декабрь 2016 Март Апрель Март Май 2017 Сентябрь Октябрь Ноябрь Сентябрь | Пед.орг, пед ДО, учитель биологии, воспитатели, кл. рук.. | ||||||
1 | Осенний карнавал «Золотая осень » | 2015-2018 Октябрь | Педагог- организатор | |||||
Экскурсии, прогулки, выходы на природу: *Выходы на природу «Красота осенней природы». 5-11кл *Экскурсия «Подготовка деревьев к зиме». 2-4кл Экскурсия «Лето! Ах, Лето!» 0-11кл *Экскурсия «Осень – славная пора!» *Выходы на природу. Экскурсия «Жиздра– главная рекарайона». *Прогулка в городской сад: наблюдение за птицами. | 2015 Сентябрь Октябрь Май-июнь 2016 Сентябрь 2017 октябрь | |||||||
2 | Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат | 2015-2018 По плану | Комитет печати. | |||||
3 | Проведение конкурса мини – экопроектов: «Чистое утро» (4кл), «День цветов» (5 кл), «Экологическая почта» (6кл), «Животные в моей семье»(7 кл), «Растения красной книги» (9кл), «Животные красной книги», «Твой след на Земле человек»(10 кл), «Планета в опасности»(11 кл) | 2016 г По плану | Завуч по ВР | |||||
4 | Акция «Родному городу – тимуровскую заботу» (благоустройство городской территории, детского парка | 2015-2018\ По плану | Тимуровцы, пед.орг. | |||||
*Акция по приборке школьной территории «Осенний трудовой десант». | 2015-2018Сентябрь-октябрь | Комитет труда | ||||||
5 | Экологическая неделя «В защиту животных» (организация подписей среди населения по созданию городского приюта для бездомных животных, организация акции в защиту бездомных животных, распространение листовок). | 2015-2018 октябрь | Зам. директора по ВР, воспитатели. | |||||
6 | Экологическая акция «Защитим ель» (проведение конкурсов: поделок, рисунков, плакатов по сохранению ели, проведение разъяснительной работы среди населения, социологический опрос) . | 2015-2018 декабрь, январь | Педагог организатор, ЗДВР. | |||||
Акция «Час Земли»: *Интеллектуальная игра в форме брейн-ринга «Мы за чистый город». *Ярмарка «Жизнь без мусора» (выставка поделок из твердых бытовых отходов, вторичного сырья). *Конкурс эскизов изделий, альтернативных пластиковым пакетам «Пластиковой сумке – нет!» | 2015-2018 апрель | Воспитатели, пед.орг. | ||||||
7 | Природоохранные акции «Покорми пернатых» (постройка кормушек и кормление птиц) | 2015-2018 Декабрь-апрель | Педагог организатор | |||||
8 | Экологическая акция «Первоцвет» (проведение разъяснительной работы на городском рынке посредством листовок, анкетирования; проведение общешкольных мероприятий). | 2015-2018 март-апрель | Педагог организатор. Волонтерский отряд. | |||||
9 | Международный День птиц (изготовление и развешивание искусственных гнездований, пропагандистская работа) | 2015-2018 1.апреля | Зам .директора по ВР. | |||||
10 | Всемирный День здоровья (веселые старты на свежем воздухе) | 2015-2018 7 Апреля | Учитель физической культуры | |||||
11 | Классные и клубные часы, посвященные охране окружающей среды с обсуждением экологического состояния нашего города. | 2015 апрель | Социальный педагог | |||||
12 | Весенние дни наблюдений птиц (изучение хода весеннего пролета птиц) | 2013-2018 1-10 мая | Начальная школа - классные руководители; 5 – 10 классы, учитель биологии | |||||
13 | День Земли: «Марш парков» (экологическое просвещение населения). | 2015-2018 22 апреля | Зам. директора по ВР | |||||
14 | Экологическая акция «Зеленый уикенд на Жиздре» (уборка территорий, посадка деревьев, развешивание листовок в излюбленных местах отдыха городских жителей за чертой города). | 2015-2018апрель - май | Зам.директора по ВР, педагоги, воспитатели | |||||
15 | Волонтерская деятельность в школе-интернате (оформление участков, уборка территории). | 2015-2018 Сентябрь, апрель | Зам.директора по ВР | |||||
16 | Проведение предметных недель по биологии. | 2015-2018 По плану | Учителя-предметники | |||||
17 | Речевая линейка «Золотая осень». | 2015-2018 октябрь | Учителя- – логопеды | |||||
18 | Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам «Экологический колокол», «Чистый воздух», «Сохраним нашу планету» | 2015-2018 Март, апрель | Педагог организатор | |||||
19 | Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Диво дивное» | 2015-2018 октябрь | Педагог организатор | |||||
20 | Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Чистая планета» | 2015-2018 ноябрь | Руководитель кружка «Любимая игрушка». | |||||
21 | Школьный конкурс «Ландшафтный дизайн школьного двора» | 2015-2018 апрель | Руководитель объединения «ИЗО» | |||||
Школьный проект «Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций) | В течение года | Кл.рук, воспитатели | ||||||
Школьный проект “Цветочный калейдоскоп” (разбивка, оформление цветочных клумб на территории школы) | Весна, осень | Кл.рук, воспитатели | ||||||
Проект «Остров детства» 1 часть - Сбор семян; -Вскопка клумб; -Подготовка клумб к зиме; - Конкурс букетов; -Подведение итогов первой части проекта «Остров детства»; -Проведение конкурса на лучший эскиз детской игровой зоны. «Остров детства» (2 часть). -Выращивание рассады; -Полив, рыхление рассады; -Посадка саженцев деревьев; -Полив деревьев; -* Подведение итогов проектов (обобщающий и информационно-просветительский этапы). | 20152016г Сентябрь-ноябрь Март-май 2017 | Кл.рук, воспитатели Совет старшеклассников | ||||||
Научно-методическая работа | ||||||||
1 | Методический семинар для воспитателей «Формы и методы экологического воспитания школьников» | 2015 сентябрь | Зам. директора по ВР, руководитель ШМО воспитателей. | |||||
2 | Участие в районных и областных методических семинарах по проблемам экологического воспитания | 2015-2018 по мере необходимости | Социальный педагог | |||||
3 | Обобщение педагогического опыта в СМИ | 2015-2018 | Администрация | |||||
4 | Работа творческой группы по реализации программы. | 2015-2018 постоянно | Члены творческой группы. | |||||
Работа с родителями | ||||||||
1 | *Совместное участие с учащимися в мероприятиях. *Организация экологических мероприятий. *Индивидуальные консультации с родителями по вопросам проведения мероприятий экологической направленности для детей. Родительский всеобуч. «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология» | 2015-2018 По плану | Зам. директора по ВР | |||||
Работа с педагогическим коллективом *Обзор литературы по экологическому воспитанию. * Рассмотрение вопросов экологического воспитания на ШМО. *Индивидуальные консультации педагогов по вопросам экологического воспитания и проведения мероприятий экологической направленности. | 2015-2018 По плану | Зам. директора по ВР | ||||||
Работа в социуме. * Посещение и проведение совместных мероприятий экологической направленности. | 2015-2018 По плану | Зам. директора по ВР |
Критерии эффективности программы «Войди в природу другом»
- О полноте и качестве экологического воспитания можно судить по следующим наиболее общим показателям:
- создание в учебном заведении эколого-развивающей среды;
- вовлечение детей в активную учебно-развивающую и познавательную экологическую деятельность;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся; положительные изменения в ученической среде;
- положительные изменения в целом в учебно-образовательном, воспитательном процессе учебного заведения;
- расширение границ взаимодействия с организациями города, работа которых связана с экологическим воспитанием молодежи;
- наличие в учебном заведении системы эколого-педагогического просвещения педагогов, родителей обучающихся;
- вовлечение педагогов в инновационную деятельность по экологическому воспитанию в школе;
- разработка и реализация эффективных технологий экологического воспитания с учетом психологических особенностей детей разных возрастных групп, специфики их мироощущения и опыта взаимодействия с окружающей средой;
- внедрение в образовательном учреждении информационно-коммуникативных технологий, экологической направленности, основанных на использовании электронных ресурсов и педагогически контролируемого интернет-пространства;
- укрепление и обновление материально-технической базы учебного заведения, нацеленной на решение задач экологического воспитания;
- наличие взаимодействия с семьями в экологическом воспитании детей;
- создание условий для раскрытия творческого потенциала педагогов и подключение их к вопросам организации экологического воспитания детей и молодежи.
Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания школьников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.
Диагностика экологической воспитанности личности является важным звеном в оценке подготовленности учащегося к самостоятельной жизни, в том числе к профессиональной деятельности, и должна проводиться на всех этапах системы непрерывного образования. Система разнообразных методов мониторинга экологической воспитанности учащихся позволяет диагностировать развитие экологической культуры как комплекса личностных характеристик. За счет качественного среза уровней воспитанности по каждому критерию можно целенаправленно вести индивидуальную работу по коррекции и развитию всех сфер личности учащихся: познавательной, чувственно-эмоциональной, мотивационно- волевой, деятельностно-практической.
Методы оценки эффективности | Кто будет оценивать | Критерии эффективности оценки |
Анкетирование | Администрация школы | Положительная динамика |
Проведение рефлексии | Ответственные за проведение мероприятий | Понравилось или нет мероприятие |
Качественные результаты | Администрация школы | Сформированность экологической культуры и экологического сознания школьников |
Количественные результаты | Администрация школы | Объем выполненных работ |
Приложение 1
Для оценки эффективности процесса экологического воспитания используется система показателей, которая позволяет оценить ход и результативность решения поставленных задач. К таким показателям относятся:
∙ увеличение количества обучающихся, вовлеченных в программы по экологическому воспитанию;
∙ увеличение количества образовательных учреждений, включивших в образовательные программы экологическую проблематику;
∙ увеличение количества учащихся в возрасте до 18 лет, обучающихся по программам дополнительного экологического образования детей и молодежи;
∙ увеличение числа образовательных учреждений, обновивших содержание системы внеклассной и внешкольной работы образовательных учреждений, в том числе и внедривших Модели экологического воспитания в условиях школы полного дня;
∙ увеличение числа образовательных учреждений, имеющих эколого- биологический профиль обучения в старшей школе;
∙ увеличение числа образовательных учреждений, включивших в программу элективные и факультативные курсы по экологии;
∙ увеличение числа образовательных учреждений, муниципальных и региональных систем образования, использующих инновационные воспитательные технологии, обеспечивающие эффективную педагогическую деятельность в сфере экологического воспитания школьников, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
Уровни сформированности экологической воспитанности школьников Система разнообразных методов мониторинга экологической воспитанности учащихся позволяет диагностировать развитие экологической культуры как комплекса личностных характеристик. За счет качественного среза уровней воспитанности по каждому критерию можно целенаправленно вести индивидуальную работу по коррекции и развитию всех сфер личности учащихся: познавательной, чувственно-эмоциональной, мотивационно- волевой, деятельностно-практической. Ниже содержательно раскрываются показатели развития экологической культуры личности по основным критериям (экологическая грамотность, отношение к природе, окружающим людям и самому себе, мотивация и опыт экологической деятельности), а также выделяются уровни сформированности экологической воспитанности школьников. Выделяют следующие уровни сформированности экологической воспитанности школьников:
∙ Отсутствие экологической воспитанности.
У школьника отсутствуют знания по вопросам общей экологии, имеются отрывочные знания в области биологии. Знания правил поведения в природе и обществе недостаточны или неверны. Отсутствует интерес к природным явлениям и живым организмам, не учитываются факторы взаимосвязей и взаимозависимостей. Отношение к социо-природному миру — нейтральное или безразличное. Отсутствует познавательный интерес, проявляются равнодушие, эмоциональная ригидность, потребительски-прагматичное отношение к социо-природному миру. Существование природы воспринимается на этом уровне для удовлетворения собственных потребностей. Неумение ограничить себя приводит зачастую к вседозволенности и даже варварству по отношению к объектам природы, культурным ценностям. Потребность к эмоциональному общению с природой не сформирована, эстетический вкус неразвит, эстетические предпочтения отсутствуют. Имеются трудности в общении с другими людьми, отчужденность, дистанцированность от других, иногда даже неприятие и враждебность. Не развиты коммуникативные навыки. В отношении к себе такой категории учащихся характерны неадекватная самооценка, эгоизм, чувства обособленности, отверженности. Доминируют утилитарно- потребительские установки на природу и социум. Восприятие природы как «материального ресурса», лишенного самоценности, обуславливает прагматизм устремлений, отсутствие природоохранных мотиваций в целеполагании и смыслах жизнедеятельности. Отсутствует положительный опыт эколого-созидательной деятельности, не сформированы потребности к общению с природой. Имеется неосознанный и нецеленаправленный опыт экологической деятельности.
∙ Начальный уровень экологической воспитанности.
У школьника имеются отдельные отрывочные знания по вопросам общей экологии, не подкрепленные примерами. Проявляется интерес к природным явлениям и живым организмам. Отношение к окружающему миру — пассивно-созерцательное, характеризующееся неосознанно-эмоциональным уровнем восприятия социоприродных объектов, элементарной восприимчивостью их отдельных свойств, неопределенностью эстетических предпочтений. Прагматичное отношение к природе может сочетаться с началом осознания ее ценностного потенциала. Но «любование» объектами природы, их созерцание еще не находят эмоционального отклика, не побуждают к действенному нравственному отношению к ним. Ребенок испытывает определенные трудности в общении с другими людьми, у него недостаточно развиты коммуникативные навыки и умения. В отношении к себе свойственны попытки осознания и понимания себя, выделение «Я» из окружающей действительности. В установках на природоохранную деятельность доминируют познавательный интерес и сочувствие живому существу. Нравственные мотивы проявляются во внимании и заботе о благополучии ближайшего окружения, в стремлении к безопасности поведения, в добровольном уходе за животными и растениями под руководством взрослых профессионалов. Имеющийся опыт трудовой деятельности по охране природы оказывает влияние на формирование интереса к экологическим проблемам и потребности участия в исследовательской деятельности.
∙ Средний уровень экологической воспитанности.
У школьника имеются отдельные знания по вопросам общей экологии и естествознанию; знания, подкреплены примерами из учебников. Проявляется интерес к познанию природных явлений и сохранению среды обитания живых организмов. У ребенка формируется эмоционально-эмпатийное отношение к действительности. Эмоционально-чувственная восприимчивость в сочетании с элементарной отзывчивостью обуславливает проявление нравственных качеств личности в процессе взаимодействия с социально-природными объектами. Устойчивое проявление познавательного интереса выражено в стремлении к непосредственному наблюдению и общению с социально- природным миром. Основы эколого-эстетического сознания достаточно развиты. В отношении с другими школьник достаточно коммуникабелен, проявляет эмпатию и сочувствие, коммуникативные навыки достаточно развиты. Преимущественно положительное отношение к себе позволяет дать достаточно адекватную самооценку личностным качествам и чертам характера. Характерно стремление к нравственному саморазвитию. Природоохранные мотивы занимают высокие позиции в иерархии нравственных смыслов, наряду с социально значимыми. Осознание важности экологии для здоровья и успешной жизнедеятельности, полноценного развития человека и природы обеспечивает осмысленное и активное участие в экологической деятельности. Деятельность носит целенаправленный практический характер, который проявляется в конкретной работе по озеленению школ, парков; посадке лесов; заготовке кормов; изготовлению кормушек, гнездовий и их развешивание; уходу за памятниками природы и охраняемыми объектами и т. д.
∙ Высокий уровень экологической воспитанности.
У школьника имеются прочные знания по вопросам экологии и естествознанию, которые используются в практической экологической деятельности. Ребенку свойственно эмоционально-ценностное отношение к действительности. Проявление активных форм восприимчивости и отзывчивости к социально-природной среде выражаются в эмоциональном отклике, реакции — чувстве, ассоциации, оценке; в образном восприятии, творческом сопоставлении с последующей трансформацией образа в воображении. Происходит интерпретация многообразия объектов и явлений мира в творческой деятельности. Проявляется развитый эстетический вкус. Школьник соблюдает нормы и правила экологической этики, оказывает помощь природе и людям, способен к самоограничению, непримирим к действиям, несущим вред природе. Эколого- созидательная деятельность продуктивна. Во взаимоотношениях с людьми проявляет альтруизм, терпимость, уважение к другой личности. Уважение к себе, адекватная самооценка позволяют совершенствовать качества личности и черты характера, развивать способности и творческие наклонности. Принципы экологической этики служат внутренними побуждениями к моральному поведению по отношению к природно- социальной среде. В иерархии личностно-значимых нравственных ориентиров ценности жизни и природы занимают ведущие позиции. Природоохранная мотивация распространяется на весь образ жизни. Стремление к участию в экологическом движении регулируется чувством долга и ответственности человека перед природой. Активно-действующая позиция по решению экологических проблем сочетается с активной пропагандистской деятельностью, которая выражается в стремлении к самостоятельности, желании самореализоваться в этой деятельности. Деятельному подходу к решению экологических проблем способствует опыт оценочной деятельности, которая является показателем личностно значимой ответственности школьника.
∙ Очень высокий (профильный) уровень экологической воспитанности
Школьник отличается развитым экологическим сознанием, пониманием глобальных экологических связей, знанием и владением правилами экосообразного поведения в социоприродной среде. Осознание масштабов общественной значимости экологических проблем наряду с чувством личной сопричастности к миру, успешным опытом компетентной реализации социально-экологических проектов обеспечивают направленность личности на профессиональную деятельность. Отношение к природе и социуму — творчески-созидательное. Устойчивые положительные эмоциональные реакции способствуют проявлению рефлексии, личностно-смысловой оценки и анализу состояния природных и культурных объектов. Нравственные чувства являются мотивами к самосовершенствованию и к личностной самореализации, являются побудительной основой взаимоотношений с другими людьми. Школьник проявляет активный интерес к делам и переживаниям другого, действенную помощь, искренность и бескорыстие чувств в отношении к людям. Высокий познавательный интерес позволяет осознать глубину и важность экологических проблем с последующим проявлением реальной эколого- созидательной деятельности, стремления к прогнозированию и предотвращению экологически опасных ситуаций. Энциклопедичен. Системно осуществляет поиск и создание экологической информации для подготовки и реализации экологических проектов. Положительно-заинтересованная позиция подкрепляется опытом исследовательской деятельности по изучению экологических проблем, который способствует развитию потребности в оценке состояния окружающей среды. Это отражает сознательное отношение школьника к экологической реальности и выражается в оценочной деятельности состояния, последствий экологических проблем и попытке их решения. Диагностика экологической воспитанности личности является важным звеном в оценке подготовленности учащегося к самостоятельной жизни, в том числе к профессиональной деятельности, и должна проводиться на всех этапах системы непрерывного образования.
Литература
- Агесс П. “Ключи к экологии”, 1982г. Л.
- Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, 1998г.
- Бобылева Л.Д. “Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе”, Тамбов, 1988г.
- Бобылева Л.Д. “Игра в экологическом образовании старшеклассников”, Москва, 2000г.
- Будыко Н. “Глобальная экология”, Москва, 1977г.
- Грехова Л.И. “В союзе с природой” С., 2002г.
- Голубев И.Р. “Окружающая среда и её охрана”, Москва-просвещение, 1985г.
- Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. “Экологическое образование школьников во внеклассной работе”, Москва, 1984г.
- Зверев И.Д. “Проблемы социальной экологии”, Москва, 1984г.
- Иванова Г. “В судьбе природы – наша сдьба”, Москва, 1990г.
- Израэль Ю.А. “Экология и контроль состояния природной среды” Л., 1979г.
- Кашлев С.С. “Педагогические условия развития экологической культуры учащихся”, Минск, 2001г.
- Морозов Г.И. “Глобальная экологическая проблема”, Москва, 1988г.
- Моррис Т.К. “Тайны живой природы”, Москва, 1996г.
- Молодцова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”, Минск, 1996г.
- Новиков Ю.В. “Природа и человек”, Москва, 1991г.
- Сидоренко Г.И. “Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения”, Москва, 1987г.
- Серия детской энциклопедии “Я познаю мир”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Войди в природу другом»
Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности...
Экологическая игра "Войди в природу другом"
Классный час в 6 «Б» классеклассный руководительШульжик Е.В.Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.Зада...
Экологическая программа "Войди в природу другом"
Экологическая программа "Войди в природу другом" была разработана и апробирована в ДОЛ с дневным пребыванием "Удача" в 2013 году....
Сценарий внеклассного мероприятия. Экологическая игра «Войди в природу другом!» для учащихся 5-6 классов.
Классный час-экологическая игра-викторина, предназначенная для детей возраста 10-12 лет (5-6 класс). Включает интеллектуальные конкурсы, игру на экологических станциях, где дети с помощью визуализации...
Экологический праздник " Войди в природу другом"
Наша природа трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить все...
Экологическое занятие "Будь природе другом"
На данном занятии дети знакомятся с миром растений, животных, которые занесены в красную книгу. Узнают о способах заботы за исчезающими видами растений и животных....
Сценарий экологического мероприятия «Стань природе другом»
Сценарий экологического мероприятия «Стань природе другом» дя обучающихся ГПД в начальной коррекционной школе....