Экологическая программа "Войди в природу другом"
материал на тему
Экологическая программа "Войди в природу другом" была разработана и апробирована в ДОЛ с дневным пребыванием "Удача" в 2013 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_voydi_v_prirodu_drugom.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет Администрации по образованию Тюменцевского района Алтайского края
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Урывская основная общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы Н.В.Козлова
01.06.2013 г.
Программа
развития системы отдыха, занятости и оздоровления детей 2-8 классов на лето 2013 года по экологическому направлению «Войди в природу другом»
Авторы:
Козлов Михаил Агафонович, учитель географии
Мелкомукова Любовь Николаевна,
учитель начальных классов
Программа принята на педсовете № 9
от 01.06.2013 г.
с. Урывка, 2013
Структура образовательной программы
- Информационная карта
- Пояснительная записка
- Концепция программы
- Содержание программы
- Паспорт программы
- Механизм реализации
- Диагностика и мониторинг
- Ожидаемые результаты
- Методическое обеспечение
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа пришкольного детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Удача» при МКОУ Урывской ООШ «Войди в природу другом» |
2 | Автор программы | Козлов Михаил Агафонович, учитель географии. Мелкомукова Любовь Николаевна, учитель начальных классов |
3 | Руководители программы | Директор школы Козлова Надежда Викторовна |
4 | Название ОУ проводящего программу | МКОУ Урывская ООШ Тюменцевского района Алтайского края |
5 | Цель программы | Развитие системы отдыха, занятости и оздоровления детей 2-8 классов на лето 2013 года по экологическому направлению. Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развитие их воображения, фантазии, мышления, привитие любви к окружающему миру. |
6 | Содержание программы | Программа реализуется через мероприятия, посвященные Всероссийскому году окружающей среды. |
7 | Полный адрес, телефон | 658589, Алтайский край, Тюменцевский район, с. Урывка, ул. Молодежная, 2, 83858829918 |
8 | Место реализации | Пришкольный детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Удача» при МКОУ Урывской ООШ |
9 | Количество детей | 11 |
10 | Сроки проведения | Июнь 2013 г. |
11 | Условия участия в программе | Добровольное желание детей и родителей |
12 | Условия размещения участников | Помещения школы: комната отдыха, кабинет информатики, библиотека, актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, столовая. |
13 | История осуществления программы | Экспериментальная |
Пояснительная записка
Детский оздоровительный лагерь «Удача» с дневным пребыванием при МКОУ Урывской ООШ организован для детей от 8 до 14 лет для духовно-нравственного, физического развития, организации их разумного отдыха, досуга, оздоровления и общественно полезного труда.
Актуальность программы
ДОЛ выполняет очень важную миссию по оздоровлению и воспитанию детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общению, коммуникативным навыкам, приобщению к активному отдыху на природе и заботе о ней, доброжелательности, воспитанию чувства коллективизма.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Досуг, игры в ДОЛ побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям, имеют познавательный характер.
Летний лагерь является формой организации свободного времени детей, пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных, неблагополучных, малообеспеченных семей, активистов.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ее дарами.
Воспитание экологической культуры особенно актуально сегодня, когда природа требует защиты, поэтому необходимо научить детей формировать способы их взаимодействия с природой. 2013 год объявлен Всероссийским годом окружающей среды, а летний период является благоприятным для реализации практической деятельности программы экологической программы «Войди в природу другом».
Новизна программы
Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы.
Пришкольный ДОЛ «Удача» в 2013 году поможет бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям, изменениям, многообразию.
Программа «Войди в природу другом» предусматривает максимальное включение ролевых игр, мастер-классов, исследовательских проектов, экскурсий.
Разработка экспериментальной программы «Войди в природу другом» была вызвана тем, что в учебном году были проведены экологические мероприятия, посвященные Всероссийскому году окружающей среды, где учащиеся школы увидели глобальные экологические проблемы, в решении которых они могут принять участие. Школьники были озабочены тем, что природа гибнет по вине человека и не хотят быть равнодушными к ее беде. Дети готовы для сохранения природы принять участие в ее защите, желают призвать к совести взрослых, которые наносят ей ущерб.
Принципы организации летнего отдыха и занятости школьников:
- принцип природосообразности – учет возрастных особенностей, различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха;
- принцип успеха и поддержки – создание условий добровольного выбора – предоставление ребенку возможности выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием;
- Принцип максимизации ресурсов означает, что в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности(материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального решения поставленных задач).
Приоритетные ценностные ориентиры могут быть достигнуты при соблюдении следующих условий:
- обеспечение разнообразия различных видов деятельности в ходе функционирования деятельности оздоровительного лагеря;
- организация социально-значимой деятельности, благоприятствующей обогащению личного ценностного опыта ребенка и его социализации;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности участников оздоровительного лагеря;
- поддержка творчества и инициативы детей и подростков;
- развитие самостоятельности, самоуправленческих умений воспитанников.
Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период являются:
- физическое оздоровление школьников;
- сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья воспитанников;
- развитие интеллектуальной сферы, творческого потенциала детей и подростков;
- воспитание духовно-нравственных качеств личности, любовь к природе и Малой Родине.
Данная программа носит кратковременный характер, рассчитана на 18 дней одной смены.
Первый период: организационный (два дня)
Второй: основной период (четырнадцать дней)
Третий: итоговый (два дня)
Периоды связаны с психологическим настроем детей на определенные взаимоотношения и определенные виды деятельности.
Концепция программы
Целями пришкольного оздоровительного лагеря является:
- развитие системы отдыха, занятости и оздоровления для детей 2-8 классов на лето 2013 года по экологическому направлению;
- создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развитие их воображения, фантазии, мышления;
- привитие любви к окружающему миру.
Основные задачи:
- Организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего – активного общения с природой.
- Формирование культурного поведения в природе.
- Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса, видеть красоту природы и преумножать ее.
- Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
- Освоение доступных методов исследований и наблюдений в природе.
- Формирование у подростков представлений о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
- Формирование положительного отношения к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.
- Включение в мотивационную структуру личности подростка те положительные качества, которые определяют его эстетическое отношение к природе, экологическую культуру поведения в целом.
- Сплочение детского коллектива, поддержка коллективизма и взаимопомощи.
- Расширение кругозора ребенка с учетом возрастных особенностей, развитие их интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей.
- Воспитание навыков здорового образа жизни.
- Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в летний период через систему мероприятий, в рамках организуемых летним оздоровительным лагерем.
Содержание программы
Основными блоками программы являются – экологический, спортивно-оздоровительный, творческий, художественно-эстетический, культурно-досуговый, нравственно-патриотический.
Блоки | Задачи | Формы реализации | Ответственные |
Экологи-ческий | Организация разно-образной досуговой деятельности, прежде всего – активного об-щения с природой. Формирование куль-турного поведения в природе. Развитие умения вос-принимать окружаю-щий мир посредством органов чувств и по-знавательного интере-са, видеть красоту при-роды и преумножать ее. Воспитание эстетичес-кого и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответ-ствии с общечелове-ческими нормами морали. Освоение доступных методов исследований и наблюдений в природе. Формирование у под-ростков представлений о социальной значи-мости разумного отно-шения человека к при-роде, ее изучения, рационального исполь-зования и сохранения по принципам природ-ной гармонии. Формирование положи-тельного отношения к общечеловеческим ценностям, определяя-ющим единство челове-ка и природы и накоп-ленным экологическим знаниям. | Экологические игры, экскурсии в природу, мастер-классы, исследовательские проекты, акции | Воспитатели |
Спортивно-оздорови-тельный | Формирование ЗОЖ, укрепление духовного, физического и психоло-гического здоровья. | Утренняя гимнас-тика, подвижные игры, соревнова-ния | Воспитатели, физрук |
Творческий | Содействие творчес-кому развитию детей через дидактические, познавательные, роле-вые и другие игры; создание условий в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благопри-ятствуют самореали-зации, самосовершенст-вованию и социализа-ции ребенка в жизни. | Мастер-класс (аппликации, лепка, крупоплас-тика, оригами, поделки из бросо-вого материала) | Воспитатели |
Художест-венно-эсте-тический | Развитие творческого потенциала каждого ребенка. Формирование актив-ного, эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству. | Познавательные игры, посещение библиотеки, чтение книг, обсуждение, беседы, конкурсы рисунков | Воспитатель, библиотекарь |
Культурно-досуговый | Все мероприятия долж-ны быть веселыми, по-знавательными, увлека-тельными, вызывать у детей положительные эмоции | Театрализованные представления, конкурсы и спор-тивные праздники | Воспитатели, библиотекарь, физрук |
Нравствен-но-патрио-тический | Приобщение детей к духовной культуре. Развитие чувств ответ-ственности, надежнос-ти, честности, заботли-вости и уважения по отношению к себе, дру-гим людям и к пору-ченному делу, а также чувств прекрасного, бережного отношения к природе. | Беседы, деловые игры, мониторинг, чтение и обсуж-дение рассказов нравственно-патриотического содержания, тимуровская работа | Воспитатели, библиотекарь |
Программа экологического воспитания способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у детей обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека. Благодаря данной программе учащиеся больше узнают об особенностях флоры и фауны местности, в которой они проживают, об экологической ситуации в селе; через интересные игровые формы получат навыки исследовательской работы по экологии села, района, края. Сформируется потребность общения с природой родного края с позиций личной ответственности. Успешная реализация программы будет способствовать формированию чувства гордости за свою Малую Родину, воспитание личности Гражданина-патриота, способного встать на защиту своей Родины и ее интересов.
Основные законы воспитанников:
- Все связано со всем.
- За все надо платить?!
- человек – часть природы, а не ее властелин.
- «Правой руки»
- «Умного поведения на природе».
Паспорт программы
Основания для разработки про-граммы | -Закон РФ «Об образовании» -Конвенция о правах ребенка |
Цель программы | - Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период развитие системы отдыха, занятости и оздоровления для детей 2-8 классов на лето 2013 года по экологическому направлению; - Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развитие их воображения, фантазии, мышления; - Привитие любви к окружающему миру. |
Основные задачи программы | -Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом; - Изучение природы родного края; -Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к природе и памятникам истории; -Привитие навыков здорового образа жизни; формирование у ребят навыков общения и толерантности; -Создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом ее возможностей; -Создание условий для успеха, формирование позитивного отношения к жизни. |
Перечень основных мероприятий про-граммы | -Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся; -Обновление содержания и форм работы по организации летнего отдыха с дневным пребыванием при школе; -Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе; -Научно-методическое обеспечение; -Оздоровление детей и профилактика заболеваний |
Ожидаемые результаты реализации программы | -Укрепление здоровья детей; -Улучшение социально-психологического климата; -Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей; - Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов; -Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях; -Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей; -Создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. |
Система организа-ции контроля над исполнением про-граммы | Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря |
Кадровое обеспечение реализации программы
- Архипов В.Е – Глава Администрации Урывского сельсовета
- Козлова Н.В. – директор школы
- Суковатцына Т.В. – заведующая Урывским ФАПом.
- Сизиков Е.П. – участковый инспектор
- Калачева В.В. – начальник лагеря
- Мелкомукова Л.Н. – воспитатель
- Антонюк Е.М. – воспитатель
- Чернопазова Г.И. – учитель музыки
- Безгодова Л.В.- библиотекарь школы
- Козлов М.А.- ответственный за физическое развитие детей
- Брагина Н.В.- заведующая сельской библиотекой
- Качусова О.Н. – директор СДК
- Пащенко Н.В. – повар
Материальное обеспечение программы
Объекты, используемые при воспитании
- Библиотека – 2
- Спортзал – 1
- Спортивная площадка – 1
- Игровая комната – 1
- Компьютерный класс – 1
- Кабинет технологии – 1
- Кабинет медицинского работника – 1
- Столовая – 1
- Пришкольный участок – 1
- Цветник – 1
- СДК – 1
- ФАП – 1
Материально-техническая база
- Музыкальное оборудование: баян, магнитофон, музыкальный центр, магнитола.
- Техническое обеспечение: телевизор, видеомагнитофон, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, компьютер- 4 шт, принтер – 1, ксерокс – 1, проектор – 1, экран – 1.
- Фонотека: 10 аудиокассет
- Видеотека: 20 кассет
- Компьютерные диски: 49 шт.
Спортивный инвентарь
- Мячи:
футбольный - 5 шт
волейбольный - 9 шт
баскетбольный -10 шт
- Маты – 8 шт
- Гимнастическое оборудование: конь, козел, брусья, перекладина
- Волейбольные сетки – 1
- Скакалки – 6 шт
- Обручи – 4 шт
- Ракетки – 2
- Теннисные шарики – 10 шт
- Гиря – 1, гантели – 1 , боксерские перчатки – 2 пары, воздушка – 1.
План реализации программы пришкольного ДОЛ «Удача» с дневным пребыванием
Июнь. Первый сезон. 2013 г.
№/п | День сезона | Название мероприятия | Ответственные |
1 | Первый день. Открытие лагеря | 1.Встреча детей. Создание отряда. Распределение обязанностей. 2.Ознакомление с программой отдыха 3. Открытие лагеря. Презентация «Доброе лето». 4. Инструктаж по ТБ и ПБ. 5. Оформление отрядного уголка. 6. беседа о Всероссийском Годе окружающей среды. 7. Конкурс эмблемы Года. 8. Игры на свежем воздухе. | Начальник лагеря, воспитатели, физрук, библиотекарь |
2 | Второй день. Всемирный День окружающей среды | 1.Презентация «Всемирный День окружающей среды». 2.Минутка здоровья «Где ты найдешь в природе витамины?» 3. Экскурсия в природу. 4. Мастер-класс 5. Интеллектуальная игра | Начальник лагеря, воспитатели, физрук, библиотекарь |
3 | Третий день. День Земли | 1.Презентация, посвященная Дню Земли. 2. Экологическая тропа | Воспитатели, физрук, библиотекарь |
4 | Четвертый день. День Воды | 1.Презентация, посвященная Дню Воды (озера, реки, моря, океаны) 2. Диспут «Цена капли воды. Сбережем воду, сбережем мир». 3. Минутка здоровья. 4. Экскурсия к воде. Трудовой десант «Чистый берег». 5. Интеллектуально-спортивная игра «Вода! Кругом вода!» | Начальник лагеря, воспитатели, физрук, библиотекарь |
5 | Пятый день. День леса | 1.Презентация «Наши края». 2.Конкурс рисунков и фотографий «Урывские пейзажи». 3. Игра «Узнай это место» 4. Эколого-познавательная игра «Лесные великаны». 5. Презентация «Как вести себя в лесу». | Воспитатели, физрук, библиотекарь |
6 | Шестой день. День цветов | 1.Презентация «В мире цветов». 2. Интеллектуальная игра «Скажи, дружок, что за цветок». 3. Конкур песен о цветах. 4. Мастер-класс 5. Трудовой десант на цветнике. | Начальник лагеря, воспитатели, физрук, библиотекарь |
7 | Седьмой день. День Робинзона Крузо. | 1.Презентация «Кто такой Робинзон Крузо?» 2. Инструктаж по ТБ. 3. Спортивно-интеллектуальная игра «По следам Робинзона Крузо». 4. Песни и игры у костра» | Начальник лагеря, воспитатели, физрук, библиотекарь |
8 | Восьмой день. «Собери лукошко» | 1.Беседа о лекарственных и ядовитых растениях. 2. Игра «Тайна лесной тропинки» 3. Игра в лесу «Собери лукошко» 4. Мастер-класс | Начальник лагеря, воспитатели, физрук, библиотекарь |
9 | Девятый день. День Независимости России» | 1.Презентация «Мы – Россияне». 2.Конкурс рисунков «Я живу в России». 3. Мастер-класс. 4. Игры на свежем воздухе. | Воспитатели, физрук, библиотекарь |
10 | Десятый день. День птиц | 1.Многообразие птиц на Алтае (работа в библиотеке с энциклопедиями, альбомами, Красной книгой Алтая). 2. Игра «Угадай голоса птиц» 3.Игра «Поле чудес» о птицах Алтайского края. 4. Мастер-класс | Начальник лагеря, воспитатели, физрук, библиотекарь |
11 | Одиннадцатый день. День зверей. | 1.Беседа «По страницам Красной книги». 2. Экологическая игра «Большая охота». 3. Игра разума. 4. Выставка «Домашние питомцы» 5. Конкурс «Колесо безопасности» | Воспитатели, физрук, библиотекарь |
12 | Двенадцатый день. Акция «Красивое лицо родному селу» | 1.Презентация «Село говорит SOS!». 2. Интеллектуально-творческая игра «Экоколобки». 3. Мастер-класс «Райский уголок» | Начальник лагеря, воспитатели, физрук, библиотекарь |
13 | Тринадцатый день Путешествие по Миру | 1.Интеллектуальная игра «Все обо всем» 2. Презентация «Всемирно известные заповедники». 3. Конкурс рисунков «Сад будущего». 4. Спортивные игры. | Воспитатели, физрук, библиотекарь |
14 | Четырнадцатый день. День памяти | 1.Возложение венков к памятнику. 2. Интервью детей участников Вов (Суковатцына Т.В, Чебыкина П.Н, Чебыкина Л.Е). 3. Презентация «Животные и растения на войне». 4. Акция «Сделай добро просто так». | Начальник лагеря, воспитатели, физрук, библиотекарь |
15 | Пятнадцатый день. День Пчелы. | 1.Беседа по слайдам «Первая помощь при укусе насекомых» 2. Презентация «Пчела и ее продукты». 3.Интеллектуальная игра «Веселый муравейник». 4.Мастер-класс «Пчелка». 5. Игры на свежем воздухе. | Воспитатели, физрук, библиотекарь |
16 | День шестнадцатый «Тайны пещер» | 1.Презентация «Тайны пещер». 2. Конкурс легенд о пещере. 3. Чтение сказок и легенд. 4. Спортивные игры на свежем воздухе. | Начальник лагеря, воспитатели, физрук, библиотекарь |
17 | Семнадцатый день. День проекта «Войди в природу другом» | 1.Составление проекта «Войди в природу другом». 2. Беседа по презентации «Экология моего села Урывки». 3. Интеллектуально-познавательные игры «Лес и человек» | Воспитатели, физрук, библиотекарь |
18 | Восемнадцатый день «До свидания! До новых встреч!» | 1.Закрытие лагерной смены. 2. Театрализованное представление «Берегите Землю, берегите!» 3. Прощальный костер «Мусорный ветер» | Начальник лагеря, воспитатели, физрук, библиотекарь |
Предполагаемые результаты по реализации цели и задач программы:
- Сохранение и увеличение количества школьников, организованных формами труда и отдыха.
- Обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания.
- Увеличение процента охвата учащихся группы риска организованными формами занятости.
- Сведение до минимума возможности совершения детьми правонарушений в летний период.
- Участие школьников, посещающих детский оздоровительный лагерь дневного пребывания при школе, в построении своей пространственно-предметной среды, уменьшение процента детей, участников детской площадки, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
- Формирование ответственного отношения к собственному здоровью.
- Усиление мотивации бережного отношения к окружающей среде.
- Расширение кругозора в области экологии.
- Желание самостоятельно принимать участие в спасении окружающей среды.
Методическое обеспечение программы
- Сценарии мероприятий, слайдовые презентации.
- Методические разработки игр для воспитателей.
- Анкеты для детей.
- Диагностики (уровень тревожности, уровень психологической комфортности пребывания ребенка в лагере, сформированности разновозрастного коллектива, психоэмоциональной комфортности ребенка на конец смены).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая игра "Войди в природу другом"
Классный час в 6 «Б» классеклассный руководительШульжик Е.В.Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.Зада...
Сценарий внеклассного мероприятия. Экологическая игра «Войди в природу другом!» для учащихся 5-6 классов.
Классный час-экологическая игра-викторина, предназначенная для детей возраста 10-12 лет (5-6 класс). Включает интеллектуальные конкурсы, игру на экологических станциях, где дети с помощью визуализации...
Экологический праздник " Войди в природу другом"
Наша природа трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить все...
Экологическая программа «Войди в природу другом»
Экологическая программа «Войди в природу другом»...
Экологическое занятие "Будь природе другом"
На данном занятии дети знакомятся с миром растений, животных, которые занесены в красную книгу. Узнают о способах заботы за исчезающими видами растений и животных....
Сценарий экологического мероприятия «Стань природе другом»
Сценарий экологического мероприятия «Стань природе другом» дя обучающихся ГПД в начальной коррекционной школе....
Экологическое мероприятие, посвященное Дню Земли "Будь природе другом!"
Цель данного мероприятия - приобщение детей к миру природы, к пониманию его универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядо...