"Природа - наш дом" - программа экологического просвещения
методическая разработка по экологии (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Татьяна Николаевна Андреева
Эффективный путь освоения экологической культуры является формирование способа мышления, стиля поведения необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, используя инструментарий современной науки. Таким инструментарием и для учителя экологии, и для библиотекаря являются разнообразные методы и методические приёмы: • Стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (беседы, дискуссии, викторины, игры); • Развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (обсуждения, беседы, экологические суды); • Развитие умения принимать экологически целесообразные решения (проблемный подход в воспитании, консилиум); • Вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, сочинения – рассуждения) Цель программы: формирование личности, владеющей экологической культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_inf-ekol._prosveshcheniya.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

информационно-экологического просвещения

ПРИРОДА – НАШ ДОМ

Составители: Андреева Татьяна Николаевна,

учитель экологии МОУ СОШ № 1 г. Называевска.

2008 г.

      Так повелось, что в омуте беды

       Сплотить должна сильнее нас навек:

       Охрана окружающей среды,

             Библиотека, книга, человек!

                                        В. Ковалёв

                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                 

В последнее время, встревоженные нарушением равновесия биосферы, мы особенно часто говорим о необходимости воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе.

Приоритетным направлением воспитания современного человека является воспитание экологической культуры. Это новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней, при чём, на основе более глубокого её познания, что требует необходимости постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей  природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию.

Данные основания были положены нами в разработку системы воспитания в условиях общеобразовательной среды, ключевой идеей которой является развитие каждого ученика как субъекта познания родной природы.

Эффективный путь освоения экологической культуры является формирование способа мышления, стиля поведения необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, используя инструментарий современной науки. Таким инструментарием и для учителя экологии, и для библиотекаря  являются разнообразные методы и методические приёмы:

  • Стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (беседы, дискуссии, викторины, игры);
  • Развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (обсуждения, беседы, экологические суды);
  • Развитие умения принимать экологически целесообразные решения (проблемный подход в воспитании, консилиум);
  • Вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, сочинения – рассуждения)

Цель программы: формирование личности, владеющей экологической культурой.

Задачи программы:

  • способствовать становлению экологического мышления, то есть умению понимать и оценивать взаимоотношения человека и природы;
  • способствовать творческому общению детей с природой, стремиться к тому, чтобы природа стала сферой приложения духовных сил;
  • использовать природу как незаменимый источник эмоционального развития ребёнка;
  • помочь детям в осознании смысла жизни человека, собственных целей и стремлений, в понимании разницы между материальными и нематериальными ценностями;
  • формировать у обучающихся активное и ответственное отношение к жизни, к окружающей среде;
  • развивать заботливое и бережное отношение человека к своему  собственному здоровью;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, стремление сохранить и улучшить её.

Главная идея культурно-развитого человека: поступай так, чтобы твоё действие не нарушало основных условий функционирования экосистем и жизни на Земле.

I этап реализации  – 2006-2007 уч. год – подготовительный. Этап включает в себя изучение ресурсов библиотечного фонда, которые в дальнейшем помогут реализовать намеченные задачи. Обработка собранного материала, составление мероприятий различной формы и тематики.

Вид деятельности

Сроки исполнения

Ответственный

1.

Изучение книжного фонда школьной библиотеки

1, 2, 4 квартал

Зав. библиотекой

2.

Создание тематической картотеки: «Экология – путь к пониманию природы»

1,2,4 квартал

Зав. библиотекой

3.

Создание картотеки материалов: «Писатели и поэты о природе»

1,2,4 квартал

Зав. библиотекой

4.

«В помощь учителю экологии» - папка по материалам СМИ

1,2,4 квартал

Зав. библиотекой

5.

Докомплектование книжного фонда недостающими изданиями по тематике проекта

1,2,4 квартал

Зав. библиотекой

II этап - реализации  программы не имеет определённых временных границ, можно сказать, что он вообще не имеет границ по отношению к воспитательному процессу, происходящему в нашей школе. Вновь поступившие в второй класс автоматически включаются в воспитательный процесс, 11-классники сдают своеобразный экзамен на овладение экологической культурой.

Программа состоит из четырёх разделов, идейно связанных между собой.

  1. Экология души

Воспитание экологической культуры, мы считаем,  нужно начинать с воспитания экологии души. В идеале – душа каждого из нас должна прибывать в гармонии собой и миром. Человек, чувствующий красоту природы, не навредит ей ни словом, ни делом. Раскрыть душу ребёнка навстречу общению с природой – вот главная  задача педагога и библиотекаря. В наших силах научить детей чувствовать красоту, победить равнодушие, воспитать спасителя жизни на Земле.

Название мероприятия

Форма проведения

Категория учащихся

Ответственный

1

«Диалог о сострадании»

По рассказу Л. Андреева «Кусака»

Дискуссия

5-6 кл.

Учитель экологии, библиотекарь

2

«Диалог о доброте»

По рассказу Ю. Казакова «На еловом ручье»

Дискуссия

4-5 кл.

Учитель экологии, библиотекарь

3

«Диалог о безвозвратно утерянном»

По рассказу Р. Бредбэри

«И грянул гром»

Дискуссия

9-11 кл.

Учитель экологии, библиотекарь

  1. Человек и биосфера

Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле.

В этом разделе собраны мероприятия, тематика которых направлена на ознакомление учащихся с отрицательными результатами жизнедеятельности человеческого общества.

Название мероприятия

Форма проведения

Категория учащихся

Ответственный

1

«Планета Земля в опасности»

Экологический консилиум

9 кл

Учитель экологии, библиотекарь

2

«Что такое экология?»

Экологический кроссворд

8-9 кл

Учитель экологии, библиотекарь

3

«Экокрестики – эконолики»

Познавательная игра

10-11 кл

Учитель экологии

4

«Вовлечённые в войну»

Экологическая экспертиза

8 кл

Учитель экологии, библиотекарь

5

«Проблемы Мирового океана»

Экологический суд

10-11 кл

Учитель экологии, библиотекарь

6

«Боль Земли»

Выставка книг, статей, рефератов учащихся

8-11 кл

Библиотекарь, учитель экологии

  1. Природа – вечный источник красоты

Главные задачи этого раздела – с помощью интересных мероприятий, носящих творческий, развивающий характер показать насколько прекрасна окружающая нас природа и что будет, если человек по-доброму будет относиться ко всем живущим на планете. «Жить с природой в мире» - вот главная идея мероприятий этого раздела.

Название мероприятия

Форма проведения

Категория учащихся

Ответственный

1

«Путешествия по стране Легумия»

Заочное путешествие

5-6 кл

Учитель экологии, библиотекарь

2

«Здравствуй, лес»

Кроссворд с элементами беседы

3-4 кл

Учитель экологии, библиотекарь

3

«Легенды о цветах»

Заочная викторина

8-11 кл

библиотекарь

4

«Гимн природе»

Выставка-викторина с элементами беседы

6-8 кл

Учитель экологии, библиотекарь

5

«Голоса Земли»

Познавательно-театрализованное представление

2-4 кл

Учитель экологии, библиотекарь

4. Здоровый образ жизни

Человек – высшее творение природы, но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым. В детстве всякие неприятности воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том – то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслужены, а первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте. Когда перестают дружить со спортом, физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. А здоровье, как и честь нужно беречь смолоду. Главная цель мероприятий данного раздела – ознакомить учащихся с таким понятием, как здоровье и факторы на него влияющие.

Название мероприятия

Форма проведения

Категория учащихся

Ответственный

1

«Как я отношусь к моему здоровью?»

анкетирование

6-8 кл

библиотекарь

2

«Наше здоровье и от чего оно зависит?»

беседа

6-8 кл

Учитель экологии, библиотекарь

3

«Сколько лет жить человеку?»

Диалог о долгой и счастливой жизни

10-11 кл

Учитель экологии, библиотекарь

4

«Перекрёсток беды»

Выставка брошюр и статей из СМИ по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и СПИДа

5-11 кл

библиотекарь

  1. Милая Родина моя

Природа родного края, общение с ней, изучение её способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько прекрасна природа, которая окружает нас ежедневно. Не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад по её сохранению и улучшению. Это является основой мероприятий следующего раздела.

 

Название мероприятия

Форма проведения

Категория учащихся

Ответственный

1

«Галерея Красной книги»

Экскурсия по страницам Красной книги Омской области

5-7 кл

Учитель экологии, библиотекарь

2

«Люби и знай свой край»

Путешествие по книге

Мальков М.Г. и др. Млекопитающие (серия «Животные Омской области»)

6-7 кл

Учитель экологии, библиотекарь

3

«Ах, этот малый уголок Земли»

Эколого-краеведческая викторина

9 кл

Библиотекарь

4

«Наведи порядок в своём доме, дворе, улице»

Весенняя акция по уборке территории: все вместе возле школы, каждый в своём дворе.

Учитель экологии, библиотекарь

Человек объективно включён в мир природы и в мир культуры. Его физическое и психическое здоровье в значительной степени определяется естественным окружением, звуками, красками, формой природных явлений. Уровень же экологической культуры учащихся зависит от той воспитательной среды, в которой они жили на протяжении ряда лет. Мы как бы задаём траекторию будущего поведения наших детей в общении с природой и их поступки будут служить оценкой нашей работы.

С помощью мероприятий, включённых в последний раздел, мы подводим промежуточные итоги, и надеемся, что когда нас не будет рядом ребята будут поступать, согласно принципам, отвечающим экологически развитой  личности.

  1. Экологическая культура

Название мероприятия

Форма проведения

Категория учащихся

Ответственный

1

«Почему экологию должны изучать все?»

Сочинение - рассуждение

Учитель экологии

2

«Как красива родина моя»

Фотовыставка творческих работ учащихся

Учитель экологии, библиотекарь

3

«Что? Где? Когда?»

игра

Учитель экологии, библиотекарь

4

«Умники и умницы»

игра

Учитель экологии, библиотекарь

5

«Я познаю малую родину свою»

проекты:

1. Мангутский заказник

2. Давыдовское болото

Учитель экологии, библиотекарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического кружка "Экология. Природа и мы"

Программа и 2 варианта планирования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

Час экологического просвещения "Есть в травах и цветах живительная сила"

Разработка мероприятия в виде познавательной викторины...

образовательная программа экологического кружка "Друзья природы"

календарнотематическое планирование на 3 года по экологии...

Работа школьных библиотек в области экологического просвещения учащихся

Презентация рассказывает о том как начинать и вести работу с учащимися по экологическому направлению.методические рекомендации для школьных библиотекарей....

Формирование экологической культуры и экологическое просвещение учащихся

"Человек, овладевший экологической культурой,подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования,  заботится об улучшении окружающей среды,не допуская её разр...

Доклад "Воспитание любви к природе, экологическое просвещение младших школьников"

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников....