"Природа - наш дом" - программа экологического просвещения
методическая разработка по экологии (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_inf-ekol._prosveshcheniya.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
информационно-экологического просвещения
ПРИРОДА – НАШ ДОМ
Составители: Андреева Татьяна Николаевна,
учитель экологии МОУ СОШ № 1 г. Называевска.
2008 г.
Так повелось, что в омуте беды
Сплотить должна сильнее нас навек:
Охрана окружающей среды,
Библиотека, книга, человек!
В. Ковалёв
В последнее время, встревоженные нарушением равновесия биосферы, мы особенно часто говорим о необходимости воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе.
Приоритетным направлением воспитания современного человека является воспитание экологической культуры. Это новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней, при чём, на основе более глубокого её познания, что требует необходимости постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию.
Данные основания были положены нами в разработку системы воспитания в условиях общеобразовательной среды, ключевой идеей которой является развитие каждого ученика как субъекта познания родной природы.
Эффективный путь освоения экологической культуры является формирование способа мышления, стиля поведения необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, используя инструментарий современной науки. Таким инструментарием и для учителя экологии, и для библиотекаря являются разнообразные методы и методические приёмы:
- Стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (беседы, дискуссии, викторины, игры);
- Развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (обсуждения, беседы, экологические суды);
- Развитие умения принимать экологически целесообразные решения (проблемный подход в воспитании, консилиум);
- Вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, сочинения – рассуждения)
Цель программы: формирование личности, владеющей экологической культурой.
Задачи программы:
- способствовать становлению экологического мышления, то есть умению понимать и оценивать взаимоотношения человека и природы;
- способствовать творческому общению детей с природой, стремиться к тому, чтобы природа стала сферой приложения духовных сил;
- использовать природу как незаменимый источник эмоционального развития ребёнка;
- помочь детям в осознании смысла жизни человека, собственных целей и стремлений, в понимании разницы между материальными и нематериальными ценностями;
- формировать у обучающихся активное и ответственное отношение к жизни, к окружающей среде;
- развивать заботливое и бережное отношение человека к своему собственному здоровью;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, стремление сохранить и улучшить её.
Главная идея культурно-развитого человека: поступай так, чтобы твоё действие не нарушало основных условий функционирования экосистем и жизни на Земле.
I этап реализации – 2006-2007 уч. год – подготовительный. Этап включает в себя изучение ресурсов библиотечного фонда, которые в дальнейшем помогут реализовать намеченные задачи. Обработка собранного материала, составление мероприятий различной формы и тематики.
№ | Вид деятельности | Сроки исполнения | Ответственный |
1. | Изучение книжного фонда школьной библиотеки | 1, 2, 4 квартал | Зав. библиотекой |
2. | Создание тематической картотеки: «Экология – путь к пониманию природы» | 1,2,4 квартал | Зав. библиотекой |
3. | Создание картотеки материалов: «Писатели и поэты о природе» | 1,2,4 квартал | Зав. библиотекой |
4. | «В помощь учителю экологии» - папка по материалам СМИ | 1,2,4 квартал | Зав. библиотекой |
5. | Докомплектование книжного фонда недостающими изданиями по тематике проекта | 1,2,4 квартал | Зав. библиотекой |
II этап - реализации программы не имеет определённых временных границ, можно сказать, что он вообще не имеет границ по отношению к воспитательному процессу, происходящему в нашей школе. Вновь поступившие в второй класс автоматически включаются в воспитательный процесс, 11-классники сдают своеобразный экзамен на овладение экологической культурой.
Программа состоит из четырёх разделов, идейно связанных между собой.
- Экология души
Воспитание экологической культуры, мы считаем, нужно начинать с воспитания экологии души. В идеале – душа каждого из нас должна прибывать в гармонии собой и миром. Человек, чувствующий красоту природы, не навредит ей ни словом, ни делом. Раскрыть душу ребёнка навстречу общению с природой – вот главная задача педагога и библиотекаря. В наших силах научить детей чувствовать красоту, победить равнодушие, воспитать спасителя жизни на Земле.
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Категория учащихся | Ответственный |
1 | «Диалог о сострадании» По рассказу Л. Андреева «Кусака» | Дискуссия | 5-6 кл. | Учитель экологии, библиотекарь |
2 | «Диалог о доброте» По рассказу Ю. Казакова «На еловом ручье» | Дискуссия | 4-5 кл. | Учитель экологии, библиотекарь |
3 | «Диалог о безвозвратно утерянном» По рассказу Р. Бредбэри «И грянул гром» | Дискуссия | 9-11 кл. | Учитель экологии, библиотекарь |
- Человек и биосфера
Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле.
В этом разделе собраны мероприятия, тематика которых направлена на ознакомление учащихся с отрицательными результатами жизнедеятельности человеческого общества.
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Категория учащихся | Ответственный |
1 | «Планета Земля в опасности» | Экологический консилиум | 9 кл | Учитель экологии, библиотекарь |
2 | «Что такое экология?» | Экологический кроссворд | 8-9 кл | Учитель экологии, библиотекарь |
3 | «Экокрестики – эконолики» | Познавательная игра | 10-11 кл | Учитель экологии |
4 | «Вовлечённые в войну» | Экологическая экспертиза | 8 кл | Учитель экологии, библиотекарь |
5 | «Проблемы Мирового океана» | Экологический суд | 10-11 кл | Учитель экологии, библиотекарь |
6 | «Боль Земли» | Выставка книг, статей, рефератов учащихся | 8-11 кл | Библиотекарь, учитель экологии |
- Природа – вечный источник красоты
Главные задачи этого раздела – с помощью интересных мероприятий, носящих творческий, развивающий характер показать насколько прекрасна окружающая нас природа и что будет, если человек по-доброму будет относиться ко всем живущим на планете. «Жить с природой в мире» - вот главная идея мероприятий этого раздела.
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Категория учащихся | Ответственный |
1 | «Путешествия по стране Легумия» | Заочное путешествие | 5-6 кл | Учитель экологии, библиотекарь |
2 | «Здравствуй, лес» | Кроссворд с элементами беседы | 3-4 кл | Учитель экологии, библиотекарь |
3 | «Легенды о цветах» | Заочная викторина | 8-11 кл | библиотекарь |
4 | «Гимн природе» | Выставка-викторина с элементами беседы | 6-8 кл | Учитель экологии, библиотекарь |
5 | «Голоса Земли» | Познавательно-театрализованное представление | 2-4 кл | Учитель экологии, библиотекарь |
4. Здоровый образ жизни
Человек – высшее творение природы, но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым. В детстве всякие неприятности воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том – то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслужены, а первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте. Когда перестают дружить со спортом, физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. А здоровье, как и честь нужно беречь смолоду. Главная цель мероприятий данного раздела – ознакомить учащихся с таким понятием, как здоровье и факторы на него влияющие.
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Категория учащихся | Ответственный |
1 | «Как я отношусь к моему здоровью?» | анкетирование | 6-8 кл | библиотекарь |
2 | «Наше здоровье и от чего оно зависит?» | беседа | 6-8 кл | Учитель экологии, библиотекарь |
3 | «Сколько лет жить человеку?» | Диалог о долгой и счастливой жизни | 10-11 кл | Учитель экологии, библиотекарь |
4 | «Перекрёсток беды» | Выставка брошюр и статей из СМИ по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и СПИДа | 5-11 кл | библиотекарь |
- Милая Родина моя
Природа родного края, общение с ней, изучение её способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько прекрасна природа, которая окружает нас ежедневно. Не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад по её сохранению и улучшению. Это является основой мероприятий следующего раздела.
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Категория учащихся | Ответственный |
1 | «Галерея Красной книги» | Экскурсия по страницам Красной книги Омской области | 5-7 кл | Учитель экологии, библиотекарь |
2 | «Люби и знай свой край» | Путешествие по книге Мальков М.Г. и др. Млекопитающие (серия «Животные Омской области») | 6-7 кл | Учитель экологии, библиотекарь |
3 | «Ах, этот малый уголок Земли» | Эколого-краеведческая викторина | 9 кл | Библиотекарь |
4 | «Наведи порядок в своём доме, дворе, улице» | Весенняя акция по уборке территории: все вместе возле школы, каждый в своём дворе. | Учитель экологии, библиотекарь |
Человек объективно включён в мир природы и в мир культуры. Его физическое и психическое здоровье в значительной степени определяется естественным окружением, звуками, красками, формой природных явлений. Уровень же экологической культуры учащихся зависит от той воспитательной среды, в которой они жили на протяжении ряда лет. Мы как бы задаём траекторию будущего поведения наших детей в общении с природой и их поступки будут служить оценкой нашей работы.
С помощью мероприятий, включённых в последний раздел, мы подводим промежуточные итоги, и надеемся, что когда нас не будет рядом ребята будут поступать, согласно принципам, отвечающим экологически развитой личности.
- Экологическая культура
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Категория учащихся | Ответственный |
1 | «Почему экологию должны изучать все?» | Сочинение - рассуждение | Учитель экологии | |
2 | «Как красива родина моя» | Фотовыставка творческих работ учащихся | Учитель экологии, библиотекарь | |
3 | «Что? Где? Когда?» | игра | Учитель экологии, библиотекарь | |
4 | «Умники и умницы» | игра | Учитель экологии, библиотекарь | |
5 | «Я познаю малую родину свою» | проекты: 1. Мангутский заказник 2. Давыдовское болото | Учитель экологии, библиотекарь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экологического кружка "Экология. Природа и мы"
Программа и 2 варианта планирования....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
Час экологического просвещения "Есть в травах и цветах живительная сила"
Разработка мероприятия в виде познавательной викторины...
образовательная программа экологического кружка "Друзья природы"
календарнотематическое планирование на 3 года по экологии...
Работа школьных библиотек в области экологического просвещения учащихся
Презентация рассказывает о том как начинать и вести работу с учащимися по экологическому направлению.методические рекомендации для школьных библиотекарей....
Формирование экологической культуры и экологическое просвещение учащихся
"Человек, овладевший экологической культурой,подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды,не допуская её разр...
Доклад "Воспитание любви к природе, экологическое просвещение младших школьников"
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников....