Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности "Природа и мы"
рабочая программа по экологии
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по экологии "Природа и мы", разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами.
Данная программа имеет экологическую напрвленность, она основывается на принципе взаимосвязи обучения и развития. Программа состоит из трёх модулей: "биоэколгия", "зоопсихология", "экология человека". Программа "Природа и мы" ориентирована на детей 14-16 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Природа и мы" | 351.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»
Принята наУтверждаю:
заседании педагогического совета Директор МБОУ «Средняя школа № 6» от «______»_________2020г _____________ М, М. Егоренкова
Протокол№___________ «______»__________2020г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
экологической направленности
«Природа и мы»
Возраст учащихся: 14-16лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор- составитель:
Иванникова Наталья Владимировна,
Учитель биологии
г. Рославль, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологии «Природа и мы», разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Уставом МБУД «ЦРТДиЮ»:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и мы» имеет экологическую направленность.
Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется интеллектуальному развитию, формированию таких качеств личности, как,активность, инициативность, конкурентноспособность, способность к рефлексии и самооценки. Готовность обучаться в течение всей жизни, ставить и достигать цели, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение делать выбор и осмысливать его последствия.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи интеграции теории и практики, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность самопрезентации во время защиты исследовательских проектов. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.
Модульное построение программы позволяет планировать занятия в зависимости от потребностей обучающихся. Важным элементом в программе является наличие большого количества практических, лабораторных занятий и творческих заданий.
Модуль «Биоэкология» предполагает изучение основных экологических понятий на конкретных примерах растений. Данный модуль рассматривает взаимодействие растений с основными экологическими факторами (абиотическими, биотическими и антропогенными), изучаются растительные сообщества, классифицируются жизненные формы растений, показывается значение биоразнообразия растений в природе.
Модуль «Зоопсихология» рассматривает влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимосвязей в природных сообществах, роль человека в сохранении экологического равновесия.
Модуль «Экология человека» знакомит обучающихся с понятием «экология человека», с проблемами урбанизации, показывает, что человек не только изменяет окружающую среду, но и адаптируется к ней. Рассматривает вопросы охраны атмосферы, вод, почв, природных ландшафтов.
Адресат программы: программа «Природа и мы» ориентирована на детей 14-16 лет.
Количество часов по программе в год:36 часов.
По продолжительности реализации – рассчитана на 1 год.
Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 45 минут
Форма организации образовательного процесса – групповая.
По содержанию деятельности–адаптированная
Уровень сложности – стартовый.
По уровню образования – общеразвивающая
Формы занятий: групповые
Виды обучения: используемые при организации занятий:
-словесные методы; устное изложение, беседа.
-наглядные методы; показ педагогом исллюстрированного и графического материала; показ видеоматериала.
-практические методы: работа с лабораторным оборудовнием.
Беседа,на которой излагается теоретический материал, выполняются практические работы, проводится опрос по пройденному материалу, дополняются презентациями, видеоматериалами.
Игра, в процессе которой у обучающихся формируются навыки коммуникабельности, взаимовыручки, работа в команде.
Практические занятия включают чередование различных научных методов: наблюдение, описание, измерение, проведение мониторинга, эксперимента. Данные методы являются наиболее эффективными, так как способствуют формированию у обучающихся основ аналитической деятельности.
Заключительное занятие – занятие – научная конференция. Проводится для обобщения полученных знаний, умений и навыков.
Цель программы: формирование у обучающихся целостного естественнонаучного видения окружающего мира, основанного на конвергенции естественных наук.
Задачи:
Обучающие:
- обучать работать с учебной, научно-популярной и справочной литературой, Интернет-ресурсами;
- систематизировать материал;
- делать выводы;
Развивающие:
-развивать экологическое мышление;
- развивать способности к анализу экологической ситуации;
- формировать стремление к распространению экологических знаний;
- развивать эмоциональную, мотивационную сферу у обучающихся;
- развить самостоятельность и творчество при решении практических задах в области природоохранной деятельности;
- развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;
- развивать эстетическое чувство любви к родной природе.
Воспитательные:
- формировать ценностные экологические ориентации: уважительное отношение;
- воспитать уважительное отношение и заботу ко всему живому, к собственному месту проживанию;
-воспитывать ответственное отношение к проблемам окружающей среды;
- воспитывать личностно-волевые качества: терпение, настойчивость, усидчивость, самодисциплину;
- воспитывать культуру общение, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, следовать нормам поведения в условиях коллективной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- формирование способности и готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам, к окружающей среде;
- готовность и способность к самостоятельной и творческой деятельности;
- знание и применение правил гигиены и здорового образа жизни.
Предметные результатами
- формирование системы экологических знаний, включающие основные законы экологии растений, животных и человека;
- обучение учебно-исследовательским компетентностям (освоение основного инструментария для проведения исследования, средств исследования, форм и методов его проведения, грамотного представления его результатов);
- усвоение знаний о систематике и разнообразии биологических объектов;
- уметь выявлять и описывать виды антропогенных воздействий на природу, раскрывать взаимосвязь экономики и экологии.
Метапредметные результатами
- развивать умения самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- развивать умения планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- развивать способность обобщать, классифицировать строить логическое изложение материала;
- коммуникативные навыки;
- развивать стремление учащихся к самостоятельной деятельности и самообразованию
Учебный план.
№ п/п | Наименование разделов, тем занятий | Общее кол-во часов | В том числе | Форма контроля | |
теория | практика | ||||
1.Вводное занятие. | 1 | 1 | - | беседа | |
I | Модуль «Биоэкология» | ||||
2.Растения и абиотические факторы среды | 2 | 1 | 1 | опрос, выполнение практической работы | |
3.Экология растительных сообществ | 3 | 1 | 2 | опрос, выполнение практической работы | |
4.Гидробиология как наука. Местообитания гидробионтов | 3 | 1 | 2 | опрос, выполнение практической работы | |
5.Биоицдикция | 2 | 1 | 1 | опрос, выполнение практической работы | |
6.Биологические основы охраны и очистки вод от загрязнений | 2 | 1 | 1 | опрос, выполнение практической работы | |
II | Модуль «Зоопсихология» | ||||
7.Одноклеточные, или Простейшие | 2 | 1 | 1 | опрос, наблюдение, выполнение практической работы | |
8.Тип Кишечнополостные | 1 | 1 | - | беседа | |
9.Тип Плоские черви | 1 | 1 | - | опрос, выполнение практической работы | |
10.Тип Круглые черви | 1 | 1 | - | ||
11.Тип Кольчатые черви | 2 | 1 | 1 | опрос, наблюдение, выполнение практической работы | |
12.Тип Моллюски, или Мягкотелые | 1 | 1 | - | беседа | |
13.Тип Членистоногие | 2 | 1 | 1 | опрос, наблюдение, выполнение практической работы | |
14.Значение беспозвоночных животных в природных процессах и жизни человека | 1 | - | 1 | презентация творческих работ | |
15.Классификация птиц, разнообразие и географическое распространение | 2 | 1 | 1 | опрос, выполнение практической работы | |
16.Наблюдение, систематизация, определение птиц | 2 | - | 2 | опрос, выполнение практической работы | |
17.Значение птиц в природе и жизни человека. Экологические факторы, влияющие на жизнь птиц. | 1 | - | 1 | презентация творческих работ | |
III | Модуль «Экология человека» | ||||
18.Предмет и задачи экологии человека | 1 | 1 | - | ||
19.Среда человека и её компоненты. Воздействие человека на окружающую среду и изменение условий жизни. | 3 | 1 | 2 | наблюдение, выполнение практической работы | |
20.Социальная среда и здоровье человека | 2 | 1 | 1 | наблюдение, выполнение практической работы | |
VI | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | Практическая конференция |
Итого | 36 | 17 | 19 |
Диагностический инструментарий.
Диагностическая карта (к программе « Танцевальная мозаика»)
Iгода обучения 20__ – 20__ учебного года
Педагог дополнительного образования Новожилова Галина Николаевна
Начальная диагностика
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Умения и навыки | Творческие способности | Коммуникативные навыки | % качества знаний | ||||||||||||||||||
Знание основной танцевальной терминологии | Выполнение базовых движений под музыку | Танцевальные данные (шаг, выворотность, гибкость) | Музыкальные данные (ритмичность, такт) | Артистичность и эмоциональная выразительность | |||||||||||||||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||
Итого обучающихся:
Уровни оценивания обучающихся: 5 – высокий
4 – средний
3 – низкий
Средний показатель качества знаний –
Диагностика способностей ребенка
принимаемого в кружок «Танцевальная мозаика»
на 20__-20__учебный год
Дата проведения___________________________________________________________
Форма проведения _________________________________________________________
Музыкальные и профессиональные физические данные
- Концентрация внимания на объяснениях и действиях педагога, на начале/прекращении аккомпанемента под который выполняются движения.
- Двигательные навыки, координация
- Профессиональные физические данные:
- Осанка
- Выворотность ног
- Гибкость тела
- Прыжок
- Устойчивость
- Артистичность и эмоциональность
- Выполнение простых танцевальных шагов и фигур
- Коммуникативность
№ п/п | Фамилия, имя | Номер вопроса | |||||||||
1 | 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 3.5 | 3.6 | 4 | 5 | ||
Условные обозначения: + высокий уровень
+ - средний уровень
- низкий уровень
Подпись _________________
-проверка профессиональных физических (функциональных) данных, таких как: выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.
- "Балетный шаг", или "шаг". Его высота определяется при выворотном положении ног в трех направлениях: в сторону, вперед и назад. Сначала проверяется одна нога, затем другая. Для проверки балетного шага ребенок становится боком к станку, держась за него одной рукой или выводится на середину зала. И I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъемом поднимают сначала в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро будущего танцора. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проверяется активный шаг (способность поднять ногу самому). Критерием тут служит высота, на которую испытуемый может поднять ноги: для мальчиков норма не ниже 90 градусов, для девочек - выше 90. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога.
- Гибкость тела определяется величиной прогиба испытуемого назад и вперед. Кандидата ставят боком так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Затем ребенок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно страхует педагог, придерживая за руки. Поскольку гибкость тела зависит от ряда слагаемых (подвижности суставов, главным образом тазобедренного, гибкости позвоночного столба, состояния мышц), следует обратить внимание на правильность прогиба - в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков.
Проверка гибкости вперед (проверка гибкости позвоночного столба и эластичности подколенных связок) производится также наклоном корпуса вниз при вытянутых ногах как стоя, так и в положении сидя на полу. Проверяемый должен медленно наклонить корпус вперед (сильно вытянув позвоночник), стараясь достать корпусом (животом, грудью) и головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперед.
- Проверяется высота прыжка, который выполняется при свободном положении ног с предварительным коротким приседанием (трамплинный прыжок). Прыжки выполняются несколько раз подряд. Обращается внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка от пола и мягкость приземления. В момент прыжка требуется оттянуть пальцы ног вниз.
профессиональные данные, а также проверяются музыкальность, ритмичность, координация движений и артистичность.
Сначала проверяются ритмичность и музыкальность. Дети по нескольку человек должны пройти по залу под музыку. Темп музыки должен меняться: то ускоряться, то замедляться. Восприятие ритмичного рисунка проверяется следующим образом: концертмейстер, играя на рояле, задает определенный ритмический узор, экзаменуемый хлопками в ладоши должен повторить его. При этом обращается внимание на быстроту реакции и запоминание мелодии.
Определение координационных способностей детей решается на основе комплексного тестирования, включающего педагогические, врачебно-физиологические и психологические задания.
Координация, в том числе и такое ее свойство, как равновесие, можно проверить следующим образом:
а) ребенок на середине зала должен пройти по заранее начерченной мелом линии (как по канату);
б) исполнить позу, называемую "ласточка": встать на одну ногу, другую поднять на 45-60 градусов от пола, при этом руки раскрываются в стороны; стоять в позе "ласточка" в течение восьми секунд.
Музыкально-ритмическая координация и артистичность оцениваются во время исполнения простых движений (бега, маршировки), отдельных танцевальных па и танца-импровизации под музыку.
Особо обращается внимание на артистичность ребенка и возможность ее развития. В связи с определением артистичности имеет значение и выявление темперамента ребенка, с которым педагогу придется сталкиваться на будущих занятиях. Из четырех основных типов высшей нервной деятельности наиболее подходящими для занятий классическим танцем считаются холерики и сангвиники, флегматики требуют отдельных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическая безопасность» естественнонаучной направленности
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения детей правилам поведения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Моя экологическая грамотность»
Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экомир – центр экологических инициатив»
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экомир – центр экологических инициатив» направлена на формирование научных знаний об экологических ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка» естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка» естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологический мониторинг»
В настоящее время экологическим проблемам уделяется большое внимание, с развитием человеческих цивилизаций усугубляется взаимодействие человека и природы, особое внимание необходимо проблеме утилизаци...
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
Актуальность Программы состоит в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологической тропой» Для детей от 11 до 15 лет.
Объединение учащихся «Экологической тропой» является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего инте...