ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Введение в образовательную программу «Мир вокруг нас» для детей 10-12 лет
план-конспект урока по экологии (5 класс) по теме
Этот материал используется при проведении первого занятия в детском объединении у чреждения дополнительного образования детей, изучающем экологическую дисциплину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shulyak_yu.b.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества «Советский» г. Липецка
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
«Введение в образовательную программу
«Мир вокруг нас»
для детей 10-12 лет
Педагог дополнительного
образования
Шуляк Юлия Борисовна
г. Липецк
2011 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
«МИР ВОКРУГ НАС».
ЦЕЛЬ: дать общее представление о содержании дополнительной образовательной программы «Мир вокруг нас» экологического клуба «Динозаврик».
ЗАДАЧИ:
познакомить детей в игровой форме с основными понятиями экологии;
активизировать имеющиеся у детей знания об окружающем мире, используя информационно-коммуникационные технологии;
воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.
ТИП ЗАНЯТИЯ: вводное.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, репродуктивный, наглядный, эмоционального стимулирования, самостоятельной работы, создание ситуации успеха, практический, метод обучающего контроля.
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: групповая.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Техническое оснащение:
компьютеры;
мультимедийный проектор, экран;
магнитная доска.
Дидактический материал:
плакат с изображением Земли;
демонстрационный материал «Обитатели Земли»;
компьютерная программа Paint;
ростовая кукла «Динозаврик»;
макет книги «Мир вокруг нас».
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 10-12 лет
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:
Организационный этап - 5 мин.
Основной этап - 20 мин.
Итоговый этап - 5 мин.
Продолжительность занятия: 30 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог: Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы приступим к занятию, давайте с вами познакомимся. Меня зовут Юлия Борисовна, я руководитель экологического клуба «Динозаврик» Центра развития творчества детей и юношества «Советский»! А как зовут вас, мы сейчас узнаем. Перед вами на столах лежат бейджи с зелеными и желтыми листами и маркеры. Вам необходимо вписать своё имя на бумажке и вставить в бейдж. Замечательно, теперь и я знаю как вас зовут…
И мы можем продолжить наше занятие.
Знакомство с детьми.
Педагог: Я пришла к вам не одна. Знакомьтесь! (Входит ростовая кукла «Динозаврик».) Мой друг – Динозаврик! И мы пришли к вам не с пустыми руками. Эта книга «Мир вокруг нас». В этой книге находится программа экологического клуба «Динозаврик» на ближайшие три года. Сегодня наше первое занятие, на котором мы поговорим о природе, экологических законах, взаимоотношениях живых организмов между собой. А поможет нам в этом волшебный экран.
Звучит музыка.
Книга проецируется на экран.
Педагог: Страница первая – «Сказочная».
На экране открывается первая страница книги – «Сказочная».
Педагог: Ребята, сейчас я вам расскажу сказку. Вот какая однажды случилась история. На лес напали полчища гусениц. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы вокруг леса и на лесных полянах. А на цветах жили и питались нектаром цветочные мухи (тахины), личинки которых уничтожали гусениц, вредящих лесу. Но вот исчезли цветы. Не стало вблизи леса тахин. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И все потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы!
Давайте выясним, а как поступите вы в подобных ситуациях. Я задаю вам вопрос. На экране появляются 3 подсказки в картинках. А варианты ответов я вам зачитаю. Ваша задача - выбрать тот вариант, который вы считаете правильным.
Как бы вы поступили, если бы нашли на поляне неизвестный, но очень красивый цветок?
Полюбовались на него, и пошли бы дальше.
Засушили бы его для своей коллекции гербария.
Осторожно срезали бы и поставили в красивую вазу.
Если бы ваши друзья собрались в поход в рощу за березовым соком. Вы бы пошли вместе с ними?
Конечно, развесили бы бутылки на всех берёзах, чтобы побольше сока унести домой.
Конечно, но будем очень осторожно собирать сок в емкости.
Сначала расспросим об этом учителя.
После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы вы поступили с ними перед тем, как продолжить поход?
Оставим все как есть и пойдём дальше.
Отнесли бы в кусты, чтобы никто не поранился.
Закопали бы в землю или забрали с собой.
Вы нашли гнездо с птицами. Чтобы вы сделали?
Покормили птенцов.
Позовем друзей, чтобы они тоже посмотрели.
Будем наблюдать за гнездом издалека.
Педагог: Отлично, вы молодцы. А как все-таки вести себя в подобных ситуациях, нам подскажут экологические законы. А изучить их нам поможет наша книга. Страница вторая – «Экологическая».
На экране вторая страница книги – «Экологическая».
Педагог: Экология – это наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. И разобраться в экологических связях нам поможет игра.
Ребята, вы написали свои имена на разноцветных бумажках.
Команда «желтых» - направо. Команда «зеленых» - налево.
Получите конверты. Ваша задача: по команде открыть конверты, ознакомиться с их содержимым и правильно разместить на нашей импровизированной планете. На счёт «три» вы сможете приступить к работе, но помните, наша игра не на скорость, а на внимание. А Динозаврик поможет мне убедиться в правильности ваших ответов.
Итак, раз, два, три.
Команды выполняют задание.
Педагог: Ну, что Динозаврик, справились ребята с заданием?
Динозаврик кивает головой.
Педагог: Молодцы! Посмотрите, как красива наша планета! Но мне кажется, на ней кого-то не хватает. Ответ мы найдем на третьей странице – «Компьютерной».
На экране третья страница – «Компьютерная».
Педагог: Хочу обратить ваше внимание, что на нашем занятии не случайно находится и волшебный экран, и компьютеры. Потому что программа «Мир вокруг нас» предусматривает не только изучение экологии, но и знакомство с современными компьютерными технологиями, которые помогут нам в деле сохранения природы. Займите свои места у компьютеров.
Нажмите кнопку на мониторе.
На рабочем столе у вас открыта программа Paint (графический редактор).
Сегодня мы с вами будем не только программистами, но и художниками.
Перед вами изображение, состоящее из треугольников и прямоугольников.
С помощью кнопок «заливка» и «палитра» на панели инструментов вам надо закрасить эти элементы.
Если вы что-то забудете, то вам помогут карточки, находящиеся на столе.
Ребята работают за компьютером.
На мониторах компьютера появляется изображение человека.
Педагог: Итак, что у нас получилось?
Правильно! Человек. Именно его нам не хватало на нашей планете.
Педагог размещает фигурки людей на магнитной доске.
Динозаврик кивает головой.
Педагог: Ребята, Динозаврик говорит, что теперь всё в порядке. Все мы – люди, звери, птицы, рыбы, насекомые, растения – живём на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить. За многие тысячи лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие, которое нарушать нельзя. И поможет нам в этом Экология. Так что же такое экология?
Дети отвечают.
Педагог: Совершенно верно! Я вижу, мы с вами единомышленники. А что ещё расскажет нам книга «Мир вокруг нас»?
Страница четвёртая – «Заключительная».
Слово «экология» состоит из двух греческих слов: «эйкос» - «дом» и «логос» - «наука».
Значит экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.
Итак, на сегодняшнем занятии мы познакомились лишь с некоторыми страницами книги, в которой осталось ещё много непрочитанного. А изучив её до конца, вы научитесь видеть красоту природы и станете не только созерцателями, но и активными участниками по её спасению и приумножению, получите знания о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с человеком, умения правильно и грамотно действовать в любых ситуациях с минимальным риском для природы и для себя. А также узнаете видовой состав растений и животных земного шара и нашей Липецкой области.
Ребята, человек – часть природы, но в отличие от других её обитателей, он разумен и может управлять своими действиями.
Мы с Динозавриком верим, что вы никогда не обидите «братьев наших меньших», и каждое посаженное дерево, каждая не брошенная на землю или в реку пластиковая бутылка или бумажка – это уже помощь. Природа ждёт вашего внимания и любви!
Игра «Весёлые мордашки».
А я с Динозавриком приглашаю вас в Центр творчества «Советский» на занятия нашего экологического клуба. И на память о сегодняшней встрече примите эти сувениры.
Педагог и «Динозаврик» вручают детям сувениры.
Педагог: Спасибо за внимание и пусть вашим экологическим правилом станет: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету».
До новых встреч!
Приложение к конспекту занятия
Занятие проводится в компьютерном классе или специально оборудованном кабинете.
Во время проведения игры «Весёлые мордашки» необходимо обратить внимание на наличие в помещении неустойчивых, опасных предметов (инструкция по Охране труда и безопасности жизни детей при проведении мероприятий в детских творческих объединениях ИОТ-№ 021, 2009 г.).
Перед началом работы с компьютером необходимо напомнить о ТБ (инструкция по охране труда при работе с компьютерами, принтерами, ксероксами и другими электроприборами ИОТ-№ 020, 2009 г.).
При проведении занятия более 30 мин. необходимо сделать перерыв (СанПиН 2.4.4. 1251-03), во время которого можно предложить детям игру.
В ходе занятия, при необходимости напоминать детям о правильной осанке, культуре речи и поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"
Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...
Открытое занятие "Введение в образовательную программу"
Представлено занятие "Введение в образовательную программу", а также электронная презентация, сопровождающая его.Форма проведения: занятие – путешествие.Цели и задачи:Познакоми...
Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу"
Конспект открытого занятия "введение в образовательную программу"...
Открытое занятие: «Введение в образовательную программу»
Открытое занятие: «Введение в образовательную программу» Место проведения: г. Санкт-Петербург.Педагог: Барышникова Любовь Васильевна.Форма проведения: занятие - ярмарка.Цель: ознакомление д...
Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки».
Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки»....
Сценарий открытого занятия \'Введение в образовательную программу "Умелые руки"\'
Техническое моделирование – один из самых популярных видов конструкторской деятельности. В нашем объединение ребята занимаются созданием макетов архитектурных сооружений , действующих моде...
Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу» первого занятия по вокалу для детей 6-7 лет
Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу»первого занятия по вокалу для детей 6-7 летАннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится открытое зан...