Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"
элективный курс (8 класс) по теме
Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовности к самоопределению в отношении профиля обучения и будущей профессии. Именно поэтому сегодня остро стоит проблема инициации деятельности учреждения дополнительного образования с целью наиболее эффективного использования их потенциала в предпрофильной подготовке учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_dolgushinoy_n.v..docx | 48.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: Введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки «Фитодизайн».
Автор: Долгушина Наталья Викторовна, МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Заводского района», педагог дополнительного образования,
г. Кемерово
Предмет (направленность): «Фитодизайн», дополнительное образование
Возраст детей: 14-15 лет.
Место проведения: класс
Цель: Содействие профессиональной ориентации подростков через формирование у них знаний, умений, навыков флориста- дизайнера.
Задачи:
Образовательная: Познакомить обучающихся со специальностями фитодизайнера, флориста – дизайнера, флориста.
Воспитательная: Воспитание художественного и эстетического вкуса, творческого восприятия окружающего мира.
Развивающая: развитие воображения, фантазии, творческого мышления.
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Форма занятия: групповая и индивидуальная
Дидактические принципы: принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип сочетания различных форм организации обучения.
Наглядно-дидактический материал:
- композиция из искусственных материалов;
- презентация к занятию;
- видео ролик с примерами композиций;
- технологические карты по составлению композиций из конфет;
- цветовой круг.
Оборудование:
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- флористический материал;
- сосуды (5шт);
- конфеты (10 шт);
- бумага для упаковки цветов;
- готовые «Цветы из конфет».
План занятия
Оргмомент.
Цель: Подготовить детей к работе на занятии.
Самоопределение.
Сообщение темы и цели занятия.
Цель: Подготовка к активной деятельности на занятии.
Усвоение новых знаний.
Цель: сформировать представление об изучаемом объекте и его сущности, на их основе выработать умения.
Упражнение на понимание.
Цель: применение знаний и их вторичное применение на практике.
Самостоятельная работа.
Цель: Стимулирование на усвоение нового материала.
Обобщение и систематизация знаний.
Цель: Стимулирование на усвоение нового материала.
Подведение итогов.
Провести анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.
Домашнее задание.
Цель: дать домашнее задание, которое направлено на дальнейшее развитие знаний.
Ход занятия
Оргмомент
- Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Меня зовут Наталья Викторовна. Мне выпала удивительная возможность провести с вами занятие по фитодизайну. Думаю, вам будет интересно.
Самоопределение (1мин)
Сообщение темы и цели занятия.
- Что может быть прекраснее цветов, свежих, гармонично сочетающихся, радующих глаз и сердце? Со вкусом подобранный букет может стать самым приятным подарком, который запомнится надолго. Так кто же такой этот загадочный мастер- флорист, понимающий "язык цветов"? На этот вопрос мы и постараемся найти ответ на нашем занятии.
Усвоение новых знаний (8 мин)
У этого ремесла очень интересная история, берущая свое начало еще в Древнем Египте, где флористика была очень популярна и пользовалась большим уважением и почетом. В Древней Греции цветы были важной частью культовых обрядов и жертвоприношений в храмах. В эпоху Ренессанса зародилось садово-парковая культура, а в конце XIX века в моду вошли искусственные цветы. Поверий и обычаев, связанных с цветами, накопилось великое множество. В древности букеты не делали – лишь венки да гирлянды. Греки и римляне, например, пригласив гостей на пиршество, надевали на них венки из роз, украшенные лентами. А на Востоке почетных гостей и поныне украшают гирляндами. Первые букеты появились почти пять веков назад. Их ценили как источник аромата, своеобразную замену духов, и составляли из сильно пахнущих цветов. Соответственно, они были невелики по размеру. Большие букеты вошли в моду лишь в первой половине XVIII века. И лишь во второй четверти XIX столетия появился обычай дарить букеты. Вот тогда-то и началось увлечение “языком” цветов. Стали выходить книги и руководства, посвященные символике цветов, возникла так называемая “ботаническая грамматика”. О том, красив букет или нет, думали мало.
Флористика в России шла по собственному пути развития, отличному от европейского. Древние славяне любили использовать цветы в гуляниях и обрядах. Например, на Ивана Купалу девушки отправляли в плавание по рекам венки из цветов со вставленными в них свечами, гадая на суженых. Наши предки обожали простые, изящные, лесные и полевые цветы, а также предпочитали умеренность в любых сферах жизни. Именно язычество породило так называемый «природный стиль», столь характерный для российской школы составления букетов. Он выражается в скромных, ненавязчивых цветах, простоте, легких ароматах и расположении цветков в отдалении друг от друга, что способствует отсутствию ярких сплошных пятен.
В дореволюционной России тоже существовали школы флористов, только таких специалистов долгое время называли либо озеленителями, либо продавцами цветочных магазинов.
Октябрьская революция нанесла значительный урон искусству аранжировки букетов, отрицая какую-либо его значимость. И только во времена хрущевской оттепели (60-е годы) наша флористика, можно сказать, родилась заново. С тех самых пор, словно наверстывая упущенное, она постоянно совершенствуется и движется только вперед, поражая всех смелостью дизайнерских решений, однако, помня при этом о максимальной естественности и некоторой строгости.
В России представление о флористике сформировано в основном благодаря различным европейским флористическим школам, у каждой из которых есть свое учение о стилях и принципах составления цветочных композиций. Большинство учебных пособий по флористике также написано европейскими авторами. Однако в последнее время появился огромный интерес к икебане — японскому искусству, у которого очень долгая история и особые традиции.
В России только в 2000 году профессия флорист была включена в государственный классификатор профессий. Сейчас интерес к флористике растет с каждым годом.
Вопрос детям: Как Вы думаете, что такое флористика?
Ответы детей:……………
В последние годы флористика стала очень широким понятием. К ней отно сят и аранжировку живыми цветами и высушенными растениями, и фито дизайн (художественно-проектировочную деятельность, связанную с растениями), и гербаризацию, цветочную – живопись.
Флористика иногда используется как обобщенный термин, относящийся к культивированию цветов, а так же к композициям из них.
Флористика - это серьезная, кропотливая работа с живыми цветами: срезка, составление букетов, композиций, оформление помещений, - одним словом, настоящее искусство.
Вопрос детям: Кто же такие флористы?
Ответы детей:……………
Профессия флориста предполагает различные навыки. Они включают отбор цветов, которые будут гармонично выглядеть вместе, знания о том, как срезать, ухаживать и хранить цветы и другие растения, таким образом, чтобы они оставались свежими максимально долгое время, и их продажа, которая предполагает знания требований клиента и его ожиданий. Знания в области составления венков, букетов, корсажей, бутоньерок, искусственных цветов и другие более сложные манипуляции с цветами также важны.
Лучше всего, конечно, заниматься этой профессией людям, которые уже имеют какое-либо художественное образование. Флорист должен чувствовать не только цветы, но и цвета, знать основы композиции. Более того, флористика - это еще и тяжелый физический труд. Знаете ли вы, например, что, составляя композицию, букет нужно держать на расстоянии вытянутой руки? А ведь это подчас пять-шесть килограммов! Кроме того, цветы всегда нужно "готовить": чистить, убирать шипы, менять воду, не забывая о том, что у разных цветов должны быть разные условия хранения, оптимальная температура воды. Если у вас биологическое образование, вы знаете агротехнику? Замечательно! Эти знания тоже пригодятся профессиональному флористу. Он должен знать, какие цветы сочетаются друг с другом, а какие будут "враждовать", приводя тем самым букет к преждевременному увяданию.
Вопрос детям: Как Вы думаете, какими качествами должен обладать флорист?
Ответы детей:………………..
Трудолюбие. В цветочном салоне нельзя расслабляться, здесь много цветов, и за всеми нужен тщательный уход.
Фантазия. К составлению каждого букета нужно подходить индивидуально, они не должны быть братьями-близнецами.
Смелость. Не нужно бояться экспериментировать!
Вкус. Например, обычный интерьер рабочего кабинета нужно сделать праздничным. Украшая его цветами, можно как подчеркнуть его изысканность, уникальность, так и, наоборот, абсолютно обезобразить его. А можно и вообще оставить интерьер без изменений. И это зависит в первую очередь от вкуса оформителя.
Аккуратность. Цветы - капризные создания, и обращаться с ними нужно осторожно.
Доброжелательность, умение "разговорить" человека. Это то, что сближает профессию флориста с работой продавца. Нужно расположить к себе человека, сделать так, чтобы ему было приятно прийти в салон вновь и вновь.
Хоть профессия и является творческой, но образование чаще всего требуется – среднее-специальное, или даже высшее. Предпочтительно – художественное или биологическое.
Разнообразие сфер деятельности флориста привело к тому, что в этой профессии выделяют несколько специализаций: флориста-декоратора, фитодизайнера, дизайнера цветочных композиций, флориста-дизайнера, художника-оформителя в области флористики. Эти направления пользуются большой популярностью. Правда, сейчас, когда профессия флориста уже считается дизайнерской (а флористика и есть цветочный дизайн), к кандидатам предъявляют все более широкие требования. Флорист должен уметь не только составлять букеты, но и создавать концепции оформления помещений во время различных мероприятий (банкетов, праздников, презентаций, показов и т.д.), делать эскизы цветочных композиций.
Если вы думаете о карьере во флористике, вы должны любить работать с цветами и стремиться изучить все аспекты профессии флориста.
Поскольку флорист имеет близкую к людям работу, он должен иметь настоящую симпатию к людям, и иметь приятную и участливую манеру общения.
И так мы узнали, кто такие флористы и что это за профессия. И я хочу, что бы каждый из вас попробовал себя в этом качестве.
Но профессия флориста, как я уже сказала, невозможна без определенных знаний о правилах составления композиций. Поэтому мы сейчас поговорим с вами о цветовой гармонии. Ведь не секрет, что без знаний цветовых сочетаний не обходится ни одна сфера деятельности дизайна.
Упражнение на понимание (5мин)
Пожалуй, самое важное правило, с которым стоит считаться при составлении букета, это цветовая гармония. Тематика сладкого подарка может определять его цветовое решение. На рождение девочки, например, уместен бело-розовый букет, на рождение мальчика – сине-голубой, на Рождество — жёлтый.
На юбилей солидному мужчине благородно будет смотреться букет с преобладанием бордового, тёмно-синего или фиолетового цвета. Каждый из этих цветов выгодно будет оттенять светло-зеленый.
Гармоничное многоцветие создать сложно, а потому лучше использовать всего 2-3 цвета и их оттенки.
Всем известно, что есть тёплые и холодные оттенки одного и того же цвета. С тёплыми оттенками лучше смотрится золото , а с холодными – серебро . Не исключены и другие сочетания, но в любом случае, каждый раз надлежит задуматься о сочетании тех или иных оттенков в одной композиции, от этого ваше произведение только выиграет.
Здесь без врожденного вкуса и чувства меры не обойтись. Перед вами лежат цветовые круги, на которых обозначены наиболее подходящие цветовые сочетания. Интересные контрастные сочетания — это красный и зеленый, желтый и синий, фиолетовый и оранжевый. Они не перебивают друг друга и не режут глаза совместной пестротой. Однако не всегда получается соединить в одном букете вышеперечисленные цвета. Но это не причина отчаиваться и складывать с себя полномочия флориста.
Вспомните о белых цветах. Они идеально гармонируют с любыми другими: разбавьте ими свою композицию и она уже не будет «отдавать» излишней напыщенностью. Если же вы хотите создать спокойную однотонную композицию, то прибегнете к использованию цветов одного и того же оттенка, но различной интенсивности. Это могут быть белоснежные, чайные и кофейные розы. Беспроигрышный вариант — одноколерные цветы одного сорта или вида. Розовые и красные пионы, насыщенно-алые лилии и нежно-белый жасмин.
Перед вами белый лист бумаги и бумажные геометрические фигуры разного цвета. Используя цветовой круг, найдите гармоничное сочетание цветов. Это может быть сочетание 2 цветов 3 и 4 цветов.
Самостоятельная работа (15 мин)
А сейчас мы с вами представим себя флористами- дизайнерами. Перед нами стоит задача составить букет из нетрадиционных материалов, а в частности из конфет. Да, такие букеты тоже существуют и некоторые фирмы полностью специализируются на изготовлении таких букетов. Сейчас я вам покажу, как они выглядят (2мин ролик)
Мы будем пользоваться заготовками. Но чтобы в будущем вы могли порадовать своих близких таким букетом, я покажу вам, как изготовить цветочную конфету. (изготовление цветочной конфеты)
А теперь используя цветовой круг и знания о сочетании цветов, вы можете выбрать заготовки, флористический материал, подходящий по цвету и сосуд, в котором будет находиться ваша композиция и начать фантазировать.
В своей работе вы можете использовать схемы форм букетов, которые находятся перед вами. (начинается практическая работа)
Подведение итогов (3мин)
Ребята, вы сегодня молодцы. У нас получились замечательные композиции. Возможно, что после сегодняшнего занятия кто- то из вас задумается о профессии флориста. А все полученные сегодня знания вам пригодятся в повседневной жизни.
Давайте дадим краткую характеристику профессии флорист. И так.
Вопрос детям: Кто такие флористы?
Ответ:
Флорист - специалист в области декорирования интерьеров с помощью цветочных композиций.
Вопрос детям: Какова специфика профессии?
Творческая специальность, - необходим хороший вкус, «чувство цветов»
Вопрос детям: Какие необходимы качества, обязанности,образование?
Профессиональные: знание цветов и умение ориентироваться в них, вкус, чувство гармонии, знание значений цветов, умение за ними правильно ухаживать. Владение общими принципами оформления интерьера, искусством композиции и светотехникой. Личностные: коммуникабельность, добросовестность, терпеливость, аккуратность, творческое мышление.
Обязанности
Разработка дизайн-проектов и непосредственное декорирование интерьеров с помощью цветочных композиций, озеленение помещений.
Образование
Хоть профессия и является творческой, но образование чаще всего требуется – среднее-специальное, или даже высшее. Предпочтительно – художественное или биологическое.
Если вы думаете о карьере во флористике, вы должны любить работать с цветами и стремиться изучить все аспекты профессии флориста. Вы должны будете уметь расположить цветы в привлекательной композиции и при этом работать довольно быстро.
Домашнее задание
В качестве домашнего задания я предлагаю вам найти интернет сайты и более подробно познакомиться с профессией флориста, дизайнера. И познакомиться работами ведущих специалистов в этой области.
Корректировка
Я хочу познакомить вас с некоторыми работами знаменитых флористов.
Безусловно «Верховным Гуру Флористики» необходимо признать Даниэля Оста (Daniel Ost).
http://www.danielost.be/
Такуми Накая (Takumi Nakaya) – флорист из Японии. Очень интересные работы. В Японии вообще масса интересных флористов.
http://www.madka.jp/
Пер Бенжамин (Per Benjamin) – Швеция,
Макс Ван Де Слюис (Max Van De Sluis) – Недерланды,
Томас Де Брюин (Tomas De Bruyne) – Бельгия.
Три очень одаренных флориста объединились в одну команду “Life3” – так им лучше работается, наверное.
http://www.life3.net/
Литература и ссылки
Задварнова Т.Д. Аранжировка цветов. Роксолана. Киев. 1993г.
Осипова Н.В. Исскуство флориста-дизайнера М. 1994г.
Новикова Е.Ф. Вдохновенье. Аранжировка цветов. Флористика.- Минск: ПП"Мет", 1994г
Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов. - М., 1996г.
Суханова Н.П. 1000 способов как украсить дом цветами. - М.: ОЛМА-
ПРЕСС, 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса предпрофильной подготовки «Написание писем на английском языке: личное письмо»
Данный курс по выбору предназначен для учащихся девятых классов, является межпредметным и рассчитан на 8 часов.В основу содержания программы положен модульный принцип организации материала...
Программа курса предпрофильной подготовки по английскому языку "«Great Travelers, Discoverers, Explorers» («Великие путешественники, первооткрыватели, исследователи»)Авторы учителя ГБОУ СОШ №297 г. Москвы Негру Анна Дмитриевна, Адамян Наталья Васильевн"
Программа «GreatTravelers, Discoverers, Explorers» имеет целью оказание помощи в подборе материала для расширенной работы над темами «Путешествие», «Биография», «Знаменитые люди».Программа содержит пя...
Программа курса предпрофильной подготовки 9 класс.
Ознакомление с русскими подвижными играми, а также играми других стран мираОзнакомление с историей происхождения основных подвижных и спортивных игрОзнакомление с играми входящими в олимпийскую програ...
Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Алгоритмика и программирование"
Курс рассчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов....
Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Компьютерная графика"
Курс расчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов. Лучше проводить этот курс в 8 классе во время прохождения темы "Графическая информация и компьютер"....
Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Информационное моделирование"
Курс рассчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов....
Программа курса предпрофильной подготовки «Написание личного письма»
Программа настоящего курса разработана на основе учебного пособия Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачёва «Le français en perspective» Французский язык 9-11 классы Москва, Просвещение 2006. Курс о...