Сценарий открытого занятия 'Введение в образовательную программу "Умелые руки"'
методическая разработка (5 класс) на тему

Техническое моделирование – один из самых популярных видов конструкторской деятельности. В нашем объединение  ребята занимаются созданием макетов архитектурных  сооружений , действующих моделей различной техники. Занятие на тему объемного моделирования паровоза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_paravoz.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Введение в образовательную программу начального технического моделирования «Умелые руки».

Цель: Сформировать у детей познавательный интерес к техническому творчеству.

Задачи:

  • ознакомить детей с системой элементарных знаний о современной технике, историей её создания;
  • пробудить интерес к созданию технических объектов;
  • способствовать развитию технического кругозора и конструкторских способностей у детей;
  • приобщить учащихся к коллективной творческой деятельности и сформировать культуру труда.

Возраст детей: 9- 10 лет.

Практическое задание: Изготовить паровоз.

Оборудование; магнитофон МР-3,  доска, карандашницы, технический рисунок паровоза, таблица методической последовательности изготовления вагона, клеенка, салфетка, шаблон колеса. Образцы; локомотив, вагон. Детали; корпус боковые стороны вагона, крыша, колеса, оси для колес, деталь сцепа.

Для выполнения практической работы понадобятся:

Материалы: цветной и белый картон.

Инструменты: ножницы, линейка, карандаш,  степлер.

План занятия.

  1. Организационный момент: - 2 минуты
  2. Изучение нового материала – 10 минут
  3. Практическая работа – 20 минут
  4. Подведение итогов занятия – 3 минуты

Ход занятия

I. Организационный момент 

     Приветствие: - Здравствуйте, ребята.----- Рада видеть вас на занятии начального технического моделирования «Умелые руки».

Давайте познакомимся. Меня зовут………. А вас? Представьтесь,  пожалуйста (дети встают и говорят имена). Ребята, сегодня мы отправимся с вами в страну технического творчества, где вы многое узнаете о технике, историей ее создания. Ознакомитесь с работами детей, занимающихся у нас в объединении и сами поучавствуете в изготовлении объемных моделей из бумаги.

II. Изучение нового материала

  • Ребята, техническое моделирование – один из самых популярных видов конструкторской деятельности. В нашем объединение  ребята занимаются созданием макетов архитектурных  сооружений , действующих моделей различной техники. Все эти работы, которые изображены на фото.  сделаны  руками наших ребят. А еще у нас в объединении очень любят мастерить игрушки, подвижные ( пример с каруселью и мышкой) а ребята, которые только начинают заниматься техническим творчеством с удовольствием изготавливают праздничные сувениры ( привести пример)  

  • Оглядитесь вокруг,  21 век – это век современной техники, информационных и электронно- вычислительных машин. По бескрайним морским просторам ходят большие корабли, воздушное пространство пересекают сверхзвуковые самолеты и ракеты, а военная техника  оснащена самым современным оборудованием. И все это- изобрел человек. Среди всего многообразия машин особое место в жизни человека,  занимает транспорт. А какие виды транспорта знаете вы? – дети отвечают (водный, воздушный, военная техника, автомобильный, железнодорожный) .А ведь история развития транспорта уходит в далекое прошлое........

Люди ездили по свету, усадив себя в карету.   ----- показать карету  

Но пришел 20 век, сел в машину человек.        ----- показать машину

Тут пошло такое дело

В городах затарахтело,

Шум моторов, шорох шин –

Мчатся тысячи машин.                                        ------ картинки на доске

Что за чудо? Длинный дом.

И народу много в нем.

А доставит он тебя

В новые, далекие, разные края.

Сделан так, чтоб много вез –

Это чудо -------- паровоз!                                     ------- показать паровоз

     Сегодня ребята, я предлагаю вам сконструировать модель пассажирского паровоза.

В России первый паровоз был изобретен в 1833 г конструктором Ефимом Алексеевичем Черепановым и его сыном Мироном. Это была удивительная и необыкновенно мощная по тем временам машина. Многие паровозом  восхищались, на других, такая машина  наводила страх.

    Модель нашего паровоза будет намного упрощена.

У меня в руках модель локомотива паровоза, основная роль которого тянуть весь состав по железной дороге.

Вопрос детям: А что еще, кроме локомотива должно входить в пассажирский состав? Отвечают: вагоны.

-А теперь,  посмотрите на доску, перед вами технический рисунок будущего пассажирского паровоза, который состоит из локомотива и четырех вагонов.

     Давайте проведем с вами деловую игру. Представьте, что вы конструкторы и рабочие машиностроительного завода .Ваша задача  сконструировать вагоны пассажирского паровоза для уже изготовленного на заводе локомотива. Каждый из вас будет выполнять определенную технологическую операцию а затем каждая группа выполнит сборку деталей своего вагона, согласно образцу.  (раздается  таблица технологической последовательности)

    -А теперь рассмотрим конструкцию вагона (беседа с детьми).

- Посмотрите,  на доске  изображены  все детали будущего вагона и их количество и у вас на столах находятся такие же  детали. Теперь, ознакомимся со своими заданиями( дети проговаривают их вслух и рассказывают как делать)

    - Прежде чем приступить к изготовлению вагона, посмотрите на ваши рабочие места. На них находятся: дети перечисляют. Вспомним правила безопасной работы с ножницами и культуры труда: ( дети отвечают)

- используй инструмент только по назначению;

не оставляй  ножницы с открытыми лезвиями на рабочей поверхности;

- наноси  клей в небольшом количестве и только на соединительный клапан;

- пользуйся салфеткой;

- рабочее место содержи в чистоте и порядке.

III. Практическая работа. Изготовление пассажирского вагона.

- Ребята, вы ознакомились с инструкцией, повторили правило техники безопасности , теперь можно приступить к практической работе а я буду помогать вам в этом.

 Звучит мелодия «Голубой вагон», «Если с другом вышел в путь».

ВНИМАНИЕ!

А теперь ребята встали, всех приглашаю на физминутку.

Физминутка ; ( дети, вместе с учителем выполняют движения паровоза)

Паровоз – паровоз новенький блестящий.

Он вагоны повез, точно настоящий.

Дальняя – дальняя – дальняя дорога.

Вдоль нашей комнаты прямо до порога.  

     Пройдите на свои рабочие места и продолжим работу.

 Ребята, наш паровоз пассажирский. Как  вы думаете, кого необходимо разместить в вагоны? Отвечают: пассажиров. Но пассажиры в нашем паровозе будут сегодня особенные, это сказочные герои ( раздаю картинки)

А теперь, подумайте, как разместить пассажиров внутри вагона и приклеить.

( педагог оценивает работы детей).

 

Вопрос детям; Пассажирский паровоз готов или нет?-  дети  отвечают:  Нет!!!  А почему? -  дети  отвечают: – Надо, все вагоны соединить между собой,  а затем к локомотиву.

- Правильно ребята. Подносите свои вагоны, будем их соединять с помощью степлера. Вот и готов наш паровоз, но не настоящий, а игрушечный. Давайте придумаем  название  паровозу, ведь это результат нашей совместной, дружной работы (дети предлагают названия).

А теперь попрошу  вас на своих  рабочих местах навести порядок.

IV. Подведение итога занятия.

     Наше занятие подошло к концу и мне хотелось бы услышать от вас ребята:  

-  Что нового вы увидели и  узнали на занятии?

- Чему научились? (дети отвечают)

- Спасибо вам за сотрудничество, я очень рада знакомству с вами. Вы умеете хорошо слушать и решать простейшие конструкторско-технические задания.

Пусть же маленькая модель паровоза станет для вас стартовой площадкой в страну технического творчества, где каждый может раскрыть свои способности и талант. И как знать, возможно,  в недалеком будущем, ваше детское увлечение поможет вам стать конструкторами, инженерами.

А еще, я хочу дать вам творческое задание, сконструировать для вашего паровоза железную дорогу, ведь как известно, паровоз двигается по рельсам. Подумайте, из чего и как лучше это сделать. Cправитесь????

      А сейчас, ВНИМАНИЕ!!!  Я посвящаю вас в юные техники и хочу вручить эти медали « Юный техник» и пусть они напоминают вам о нашем занятии и паровоз, объединивший нас в труде и дружбе.  ( звучит музыка ФАН – ФАРЫ) – идет награждение.

    Хочу пожелать вам здоровья, больших творческих успехов. Наше занятие окончено. Всем спасибо. До свидания!  

Звучит музыка со словами «Голубой вагон»


Приложение №1

Изготовление боковых сторон вагона.

  1. На изнаночной стороне детали, с  помощью линейки и карандаша, соедините точки вертикальной линией.
  2. Это линии сгиба сторон вагона. Проведите по ним кончиком лезвия ножниц и согните в сторону изнанки.
  3. Нанесите клей на соединительный  клапан с лицевой стороны и выполните соединение боковых сторон вагона.

 

Изготовление крыши.

  1. На изнаночной стороне детали крыши при помощи линейки проведите 2 горизонтальные линии, соединив точки.
  2. Это линии сгиба соединительного клапана. Проведите по ним кончиком лезвия ножниц и отогните в сторону изнанки.
  3. На изнаночной стороне детали крыши при помощи линейки проведите 2 горизонтальные линии, соединив точки.
  4. Это линии сгиба соединительного клапана. Проведите по ним кончиком лезвия ножниц и отогните в сторону изнанки.

Изготовление движущейся части паровоза.

  1. На изнаночной стороне черного картона, переведите по шаблону 4 колеса.
  2. Вырезаем колеса.
  3. Наклеиваем их на шаблоны, где нет прокола.
  4. Протягиваем оси через отверстия сторон вагона.
  5. В отверстие колеса наносим клей и насаживаем колеса на ось.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час «Я помню руки матери моей»

Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя Мать.М.Джалиль....

Конспект открытого логопедического занятия по подготовке руки к письму в подготовительной группе с детьми с ОНР

Конспект открытого логопедического занятия по подготовке руки к письму в подготовительной группе с детьми с ОНР...

Сценарий открытия семинара Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС НОО и ООО в МБОУ СОШ №5)

Сценарий открытия семинара Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС НОО и ООО в МБОУ СОШ №5)...

открытый урок "Это в наших руках" (7 класс)

Открытый урок в 7 классе по УМК "Happy English.ru"....

Сценарий открытого тематического классного часа о баскетболе «Я просто люблю эту игру…» для 5-х классов, в рамках гимназического образовательного проекта «Семейный праздник «Лад»

Цель классного часа: познакомить учащихся с ведущими баскетболистами мира;  вовлекать их в систематическое занятие спортом, физической культурой; привлекать к здоровому образу жизни; способствова...

Сценарий открытия образовательного события "Победа будет за нами!"

Образовательному событию, посвященному Дню Победы предшествует яркое и торжественное открытие. В сценарии используется театрализация, исполнение песни, чтение стихотворений, танец....

Сценарий открытия образовательного события «Земля Амурская – была, есть и будет русская!»

Разработка посвящена празднованию 160-летия образования Амурской области....